Программа работы педагога-психолога
С детьми групп раннего развития
Педагог-психолог
МДОУ д/с №6 «Колокольчик»
Веселова Д.Н.
Ничто не может изгладить
Первых впечатлений детства.
Гете
Пояснительная записка
Раннее детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период малыш активно познает окружающий мир,накапливает новый опыт и учится строить свои отношения в разных сферах. Существуют две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это его семья и детский сад.
В начале малыш адаптируется к жизни в среде своей семьи. Он видит жизнь из «надёжных рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди других людей. Но малыш подрастает и приходит пора начала самостоятельной жизни – поступления ребёнка в дошкольное учреждение.
Поступление в ДОУ сопровождается проблемой в адаптации к новым правилам жизни, новому режиму дня, новым людям, отрыву от матери на целый день. К сожалению далеко не все дети успешно с ней справляются.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Детям необходима помощь взрослого в преодолении стресса и успешном прохождении адаптационного периода.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения данной программы.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.
процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...
... В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. - 445 с. 8. Береснева, З.И. Здоровый малыш [Текст]: Программа оздоровления детей в ДОУ / З.И. Береснева. - М.: Сфера, 2005. – 32 с. 9. ... недостаточностью». Цель исследования – доказать возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования – процесс формриования ...
Этим определяются основные задачи:
· Преодоление стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;
· Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
· Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
· Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
· Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
· Развитие внимания, восприятия, речевой активности, воображения;
· Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
· Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением:
— хороводы,
— песенки,
— потешки,
— стишки,
— логоритмические упражнения, рассчитанные на переключение противоположных видов деятельности: тихо-громко, присесть-встать, вверх-вниз и т. д.
Это развивает у малыша координацию, учит синхронизации смысла и движения, тренирует память, развивает фантазию, поднимает настроение. А также используются:
— пальчиковые игры,
— упражнения на психомышечную релаксацию.
Во избежание быстрого переутомления малышей и потери интереса к занятиям игры и упражнения объединены сказочно-игровым сюжетом.
Структура и форма занятий
Как правило, занятия начинаются с приветствия и упражнений, требующих согласованности вначале подгруппы, а после всей группы детей. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на дальнейшую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми, упражнениями, релаксацией.
Каждое занятие может проводиться по нескольку раз или в несколько этапов, чтобы дети запомнили слова стихов, песенок, потешек, правила игры. Кроме того, дети этого возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Комплектование модулей (игр, упражнений) может варьироваться. Занятие можно сократить, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.
Занятия проходят длительностью 10-20 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
Активное участие принимают и воспитатели. Они перенимают методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечают наиболее понравившиеся детям игры и использовать их в своей работе.
Взаимодействие с родителями осуществляется путём встреч на родительских собраниях, информирования в уголках психолога в группах, а так же личных встреч по интересующим вопросам.
Непосредственно-образовательная деятельность
День недели | Время проведения | Виды деятельности |
Вторник | 9:00-9:15 9:20-9:35 | Подгрупповое занятие гр. раннего развития «Гномики» Подгрупповое занятие гр. раннего развития «Солнышко» |
Тематическое планирование
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель |
Давай дружить, наблюдение | Пальчиковые игры, потешки, хороводы и др. | — знакомство детей друг с другом, создание положительного эмоционального настроения в группе, создание атмосферы эмоциональной безопасности. |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель |
«Котик в гостях» | – снятие психоэмоционального напряжения, чувства тревожности. | ||
2-3 | «Божья коровка» | Роньжина А.С. | — снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы, развитие умения действовать соответственно правилам игры. |
«Листопад» | Роньжина А.С. | — создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Прогулка в осенний лес» | Роньжина А.С. | — сплочение группы, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие слухового внимания. |
3-4 | «Мой мячик» | Роньжина А.С. | — сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, развитие чувства ритма, координации движений. |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Весёлый петрушка» | Роньжина А.С. | — развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха, закрепление пространственных представлений («верх», «низ»), развитие общей и мелкой моторики; |
3-4 | «Новый год» | Роньжина А.С. | — создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; — развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Зайка» | Роньжина А.С. | — создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения подражать движениям взрослого, развитие координации движений, общей и мелкой моторики; |
3-4 | «Музыканты» | Роньжина А.С. | — создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Мыльные пузыри» | Роньжина А.С. | — снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения. |
3-4 | «Мячики» | Роньжина А.С. | -снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики;развитие зрительного восприятия, речи и воображения. |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Мамин день» | Роньжина А.С. | — снятие эмоционального мышечного напряжения,воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков; -развитие восприятия, внимания и речи. |
3-4 | «Мишка» | Роньжина А.С. | — сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Непослушные мышата» | Роньжина А.С. | — развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики;развитие чувства юмора, речи и воображения. |
3-4 | «Колобок» | Роньжина А.С. | — развитие общей и мелкой моторики, координации движений, развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель |
1-2 | «Котята» | Роньжина А.С. | — развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга, снятие мышечного напряжения;развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле, развитие пространственных представлений;развитие внимания, речи и воображения. |
Диагностика |
Литература
1) РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003 ISBN 5-93927-079-4
2) Г. И. Гриц «Хлоп-хлоп! Топ-топ!» — пальчиковые и логоритмические упражнения для детей от 1 до 3 лет. Сибирское университетское издательство, 2010 год.
3) Мухина В. С. «Возрастная психология»;
4) Л. Богданова, Н. Диманис «Играем с пользой» (внимание).
ООО «Лев и Сова», 2006 год.
5) Л. Богданова, Н. Диманис «Играем с пользой» (восприятие) ООО «Лев и Сова», 2006 год.
6) Л. Богданова, Н Диманис «Играем с пользой» — развивающие игры от 1 до 3 (память, речь).
ООО «Лев и Сова», 2007 год.