1. Введение. Системно-динамическая модель мотивации была разработана М. Ш. Магомед-Эминовым. Автор создал эту модель, предварительно проанализировав уже известные теории и модели мотивации и обобщив эти сведения. Данная модель является одной из наиболее полных и развернутых моделей мотивации.
Автор, различая статическое и динамическое рассмотрение мотивации, считает недостаточным рассмотрение мотивационных переменных (часто мотивов) лишь в плане структурного анализа деятельности, а полагает, что требуется также функциональный анализ процессов мотивации в ходе осуществления конкретной деятельности конкретным субъектом в актуальной ситуации. При структурном анализе деятельности, по его мнению, ее достаточно рассмотреть соотносительно отдельно взятого мотива, который выступает со стороны конституирующей функции, т. е. выделения особенной деятельности. При динамическом анализе деятельности ее необходимо рассматривать уже не соотносительно мотива, а соотносительно мотивации, детерминирующей и регулирующей деятельность (а не только запускающей ее).
В связи с тем, что деятельность является молярной, неаддитивной целостной системой и осуществляется одновременно на всех уровнях, мотивационные процессы не привязаны лишь к началу деятельности, а имеют свою специфику в комплексном осуществлении деятельности.
Распространенное в отечественной психологии указание на побуждающую и направляющую функцию мотивов недостаточно для объяснения детерминации деятельности, т. к. в действительности этот подход ограничивается рассмотрением лишь «пусковой» функции мотива. Тогда непонятно, как деятельность дальше детерминируется, разворачивается, управляется и как трансформируются указанные выше функции мотива. Автор считает, что дело во многом сложнее, т. е. ни в содержательном, ни в динамически энергетическом аспектах процессы, детерминирующие деятельность, не тождественны мотиву (или совокупности мотивационных переменных).
Подобное положение дел возникает, по мнению автора, из-за неразличения мотива и мотивации. В этом случае мотивация выступает в роли описательного понятия, своеобразного родового термина для обозначения всех конкретных видов побуждений: мотивов, потребностей, мотивационных диспозиций идеалов, интересов и т. п. Хотя каждая из указанных мотивационных переменных рассматривается со стороны ее предметных характеристик, однако возникает парадоксальное состояние, ибо со стороны процессов детерминации эти переменные рассмотрены лишь динамически — энергетически. Основной акцент делается на побуждение, а за пределами внимания остается регулятивная функция, которая является центральной в процессах мотивации, являющихся одним из видов психической регуляции.
Психофизиология мотивации
... Судакова, позволяет говорить о голографическом принципе отражения доминирующей мотивации в деятельности отдельных структур и элементов мозга. Эффективным методом ... отзывчивость и "впечатлительность" к разнообразным воздействиям. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до ...
Автор считает, что проводимое в свое время подразделение процессов детерминации (в рамках схемы S—О—R) Р. Вудвортсом на «почему» (мотивация) и «как» (познавательные процессы, или процессы научения) является ограниченным, сводящим мотивацию к динамически-энергетической функции. И вопрос, «как регулируется» поведение, касается не только когнитивных процессов, но является центральным вопросом психологии мотивации, из анализа которого можно понять детерминацию деятельности.
Поэтому в системно-динамической модели проблема мотивации человеческого поведения включает анализ процессов, структур и факторов:
- Побуждающих, инициирующих деятельность;
- направляющих деятельность и действие (определяющих селективность мотивации, выбор целей, действий и средств, постановку целей);
- поддерживающих (регулирующих, контролирующих реализацию поставленного намерения и выполнения соответствующего ему действия);
- прерывающих (выполняющих «стоп-функцию» при достижении цели и реализации мотива или при невозможности ее достигнуть);
- переключающих одно действие на другое действие при возникновении препятствия, а деятельность — на другую деятельность при изменении ситуации субъекта.
Мотивация в системно-динамической модели рассматривается как один из видов психической регуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побуждения (внешние и внутренние) в целостное мотивационное побуждение, детерминирующее поведение, деятельность в определенной ситуации. Поэтому в модели различаются понятия побуждения деятельности и инициации деятельности, ибо первое представлено лишь со стороны динамически-энергетического аспекта, а второе требует, кроме этого, включения механизмов мотивационной оценки ситуации субъекта. Наличие энергетической обеспеченности деятельности недостаточно для объяснения инициации «движения» деятельности. Образно говоря, если родитель завел мотор машины — это еще никак не означает, что машина начала двигаться, здесь в наличии имеется только одна из предпосылок инициации деятельности.
Мотивация в модели рассматривается как сложная система, и поэтому проводится компонентный, структурный и функциональный анализ мотивации. Выделение основных компонентов (или детерминант) мотивации и анализ связей этих компонентов дает представление о структуре мотивационной системы (т. е. о характере ее внутренней организации) в целом и о подструктурных компонентах и механизмах.
Кроме компонентного и структурного анализа, проводится функциональный (динамический) анализ, предполагающий рассмотрение мотивации в процессуальной динамике. Динамический анализ позволяет исследовать фазы и этапы мотивации, динамику ее структур и процессов, трансформацию мотива и мотивационных побуждений по ходу мотивационного процесса, выявить смену механизмов функционирования.
Использование моделей в процессе обучения дошкольников к рассказыванию ...
... рассказывания у дошкольников; - изучить использование различных моделей в процессе обучения дошкольников рассказыванию; - провести практическое исследование ... сделать выводы по проведенному исследованию. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, ... Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются ...
Кроме указанного, в модели определяется ведущая (общая) функция мотивации как системы, а также ряд конкретных функций, осуществляемых структурными компонентами. Для их выявления автор исходит из анализа мотивации с позиции метасистемы: мотивация выступает тогда как подсистема более сложной метасистемы деятельности, из анализа функций и механизмов которой можно понять ее сущность. Однако подчеркивается, что мотивация определяет деятельность, но является в то же время результатом процесса деятельности.
Единство аффективных и когнитивных процессов — это еще один принцип, из которого исходит автор.
Автор вынужден констатировать наличие разрыва между «эмоциональными» теориями мотивации и «когнитивными» теориями мотивации. Основываясь на методологическом принципе взаимосвязи гносеологических и аксиологических аспектов субъект-объектных отношений (единство аффекта и интеллекта, эмоциональных и познавательных процессов, отражения и отношения), автор трактует мотивацию как аффективно-когнитивную систему, в которой аффективные и когнитивные процессы внутренне опосредствуются друг другом, интегрируясь, синтезируясь в целостные системы и структуры — мотивационные синтезы. При этом данный взгляд используется не только для того, чтобы лишь отметить специфику предметного содержания мотива (аффективно-когнитивной функциональной системы), но и анализировать конкретно характер эмоций и когниций в ходе разворачивания процесса. Так, например, в модели выделяется ряд оценок, включенных в процесс: мотивационная оценка — первичная эмоциональная оценка — когнитивная оценка — вторичная эмоциональная оценка.
Эмоциональные ценности, однако, связываются в модели с мотивационной оценкой объектов, которая не сводится лишь к эмоциональной оценке. В этом смысле мотивационная оценка не сводится лишь к вербализованной и невербализованной формам (автор использует здесь понятие символизированная и не-символизированная), а признается наличие явно неосознанного переживания симультанного характера.
Поэтому модель мотивационной регуляции нельзя отождествлять ни с эмоциональной, ни с когнитивной регуляцией, хотя она с ними очень тесно связана. Хотя эмоциональные процессы обладают побудительной и регулятивной функцией, но их роль ограниченна.
3. Статическое и динамическое рассмотрение мотивации
В рамках системно-динамической модели различается статическое и динамическое рассмотрение мотивации. Мотивация традиционно анализируется либо в плане генезиса мотивационных образований (опредмечивание потребности в мотивах), либо в плане структурного анализа деятельности. Автор считает, что есть и другой аспект проблемы — функциональный анализ процессов мотивации в ходе протекания деятельности в актуальной ситуации в процессе трансформации мотивационных образований.
Мотивация деятельности 3
... личности (понятие и классификация) Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации, и мотивационной сферы личности. ... нравственных значимо связано с установками личности. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные ...
A. Н. Леонтьев указывал на необходимость анализа системных связей деятельности, на процесс увязывания в единое целое объектных и субъектных полюсов деятельности. Однако данная проблема почти не исследована. Несколько более подробно на этом останавливается С. Л. Рубинштейн. Понятие мотивации он рассматривает в широком смысле как психическую детерминацию вообще. Когда же разбираются процессы конкретной детерминации поведения, он, по мнению автора, отождествляет понятие мотивации с волей, понимаемой широко. Для него волевые процессы (в широком смысле) характеризуются направленностью, сознательным регулированием, принятием решений, учетом последствий действий и т. д. Однако все указанные характеристики в современной психологии приписываются обычно мотивационным процессам. Автор делает вывод о том, что, когда Рубинштейн конкретизирует этапы возникновения побуждения, динамических тенденций, принятия решений, постановки целей, он тем самым конкретизирует этапы мотивационного процесса.
B. Н. Мясищев, который так же широко трактует волевые процессы, раскрывает в них некоторые аспекты динамики мотивации. Волевые процессы рассматриваются как способ реализации потребности. В структуре волевого акта мотивы выступают как основания действий и являются отношением к объекту действия.
Д. Н. Узнадзе довольно подробно анализировал волевые 1роцессы, используя понятие установки, мотивов, мотивации. Хотя терминологически мотивации он приписывает весьма узкую функцию — выбора установки.
По мнению В. Г. Асеева, в анализ мотивации нужно включать как процессуальные, так и дискретные моменты.
Мотивация не только детерминирует, но и является одним юз источников активности личности. Один из ведущих марксистских тезисов заключается в том, что в процессе деятельности человек не только преобразует окружающую действительность, но в ней же формируется и реализует себя как личность.
С. Л. Рубинштейн считает, что мотивы, динамические тенденции являются ядром личности. Для А. Н. Леонтьева личность выступает внутренним моментом деятельности. Описывая структуру личности, он подчеркивает наличие мотивационных линий и иерархизации мотивов. Для В. Н. Мясищева отношения, которые являются мотивационными образованиями личности, выступают устойчивыми характерологическими особенностями личности, которые в то же время не теряют своей динамики.
Автор считает, что имеется достаточно данных, чтобы рассматривать мотивацию в двух взаимосвязанных метасистемах — системе деятельности и системе личности. Он обосновывает это положение следующим образом. Предметную деятельность необходимо рассматривать в динамике и движении. При описании природы деятельности акцент делается на полюсе объекта и выделяется мотив как предмет деятельности, а субъект выступает как условие этой деятельности. В дальнейшем рассмотрении движения деятельности возникает необходимость ввести понятие о «конкретном субъекте», о «личности как о внутреннем моменте деятельности». В итоге деятельность в своей действительной полноте объемлет оба полюса — полюс объекта и полюс субъекта. При анализе предметности потребности нужно рассматривать опредмечивание потребности в мотивах. Здесь речь идет о мотивогенезе. Следует ли из этого, что потребности, опредметившись в мотиве, исчезают и остаются только мотивы? Видимо, нет. Изучая процессы актуального функционирования деятельности, можно сказать, что деятельность исходит из предметных потребностей и направлена на мотивы, которые их реализуют.
Направленность личности: потребности, мотивы и цели
... исследования: направленность личности и ее структура и формы. 1. Направленность личности и мотивация деятельности Несмотря на многообразие подходов к исследованию личности отечественные психологи ... человеческой активности направленность проявляется в следующих формах, основанных на мотивах деятельности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем ...
По мнению автора, поскольку деятельность находится в развитии, в трансформации, то, если при структурном анализе она рассматривается относительно мотива, при динамическом анализе — относительно мотивации. Мотивацию необходимо анализировать по всему ходу протекания деятельности.
4. Личностные и ситуационные детерминанты мотивации
Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.
По мнению автора, ситуационные детерминанты ее обязательно являются ситуативными: их особенность заключается в том, что они являются внешними по отношению к личности, но связанными с внутриличностными образованиями. Поэтому ситуация рассматривается как ситуация личности, и рассмотрение характеристик ситуации безотносительно к личностным аспектам не имеет смысла. Ситуация рассматривается не как внешнее (т. е. независимое), а со стороны смысла ситуации для личности.
При конкретном рассмотрении определенных форм активности и видов деятельности под мотивацией автор понимает процесс психической регуляции конкретной деятельности. Так, мотивация достижения — это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность; реализовать мотив достижения. Отсюда видно, что понятие «мотив» является одним из конституирующих характеристик мотивации как системы.
Система всех побуждений — мотивов, потребностей, диспозиций, интересов и т. п. в модели называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминантами, входящими в структуру мотивации. Однако структура мотивации достижения детерминантами не исчерпывается. Так, в структуру мотивации достижения входят: ожидания, ценность, личностные стандарты, атрибутивные стили, тенденция действия и т. п. Для обозначения всех детерминант или элементов мотивации используется более широкий термин «мотивационное образование».
В психологической литературе, по мнению автора, описывается пестрый ряд мотивационных образований: мотив, драйв, потребность, напряжение, импульс, факторы активации, факторы побуждения, эрг, мотивационная черта, сила, тенденция, диспозиция, цель, установка и многие другие. Чаще всего мотив рассматривается как одна из главных детерминант мотивации. Однако термин мотив в литературе трактуется неоднозначно и используется для обозначения разных явлений. Мотив представляет собой многомерное функциональное образование, имеющее сложное предметное содержание. Автор обращается к анализу проблемы классификации мотивационных образований.
В зарубежной психологии наиболее распространенным является подразделение мотивационных образований на два типа: диспозициональные и функциональные переменные. В этом случае говорят об обобщенных неспецифических устойчивых побуждениях — мотивах, драйвах, потребностях и т. п. и специфических, конкретных, ситуационных детерминантах, связанных с первыми, — специфические мотивы, драйвы, стимулы, подкрепления, целевые объекты и т. п.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда ... методов. Как отмечалось выше, группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие ... (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. С содержательной стороны реализация ...
Так в обзоре советской психологической литературы в плане использования разными авторами классификации мотивационных образований на диспозициональные (устойчивые) и функциональные (неустойчивые) указывается на наметившуюся в последние годы и в отечественной психологии тенденцию к различению устойчивых и конкретно-ситуативных мотивационных образований.
Если изложенные выше критерии классификации применить к подразделению только мотивов, то в зарубежной психологической литературе устоялся взгляд, различающий, с одной стороны, обобщенные устойчивые мотивы, такие, как мотив достижения, мотив аффиляции и т. п., а с другой — функционально связанные с ними специфические мотивы. В этом случае говорят также о стимулах, подкреплениях, подкрепляющих ценностях, целевом объекте и т. п. Следует отметить, что мотив достижения является одним из первых мотивов, изученных в психологии мотивации как обобщенный устойчивый мотив.
Автор считает, что в рассмотренных выше классификациях, применяемых в зарубежной и отечественной психологии, недостаточно обоснованы критерии классификации. Диспозиционные переменные чаще всего выступают ib роли как обобщенных, так и внутренних переменных, а функциональные переменные — как ситуационных, внешних и специфических. Между тем не учитывается то, что как личностные, так и ситуационные детерминанты мотивации могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми. Отсюда следует, что термины, используемые в литературе,— ситуативный и ситуационный — не тождественны, ибо явление может быть ситуационным не будучи ситуативным. Ситуационный характеризует те аспекты, которые относятся к объектному полюсу мотивации, а ситуативный указывает скорее на временные аспекты событий (т. е. на явления актуального момента, т. е. происходящие «теперь»).
Автор предлагает более дробную классификацию мотивационных переменных на основе трехфакторной схемы. В роли трех относительно независимых параметров классификационной схемы выступают следующие факторы: внешний — внутренний, стабильный — нестабильный, обобщенный — специфичный.
Внутренние и внешние побуждения. Мотивационные побуждения можно классифицировать по фактору локализации на внутренние и внешние побуждения. При этом внутренние побуждения не отождествляются с внутриорганическими, а внешние — с внешними стимулами. Речь здесь идет о подразделении предметного содержания побуждения на субъектный и объектный полюса. Это положение в работе конкретизируется: следующим образом. Деятельность в своей действенной полноте объемлет два полюса — полюс объекта и полюс субъекта. Так как мотивация является динамическим компонентом: структуры деятельности, то она тоже является единством субъектного и объектного полюсов, т. е. можно говорить о субъектных (внутренних) и объектных (внешних) детерминантах мотивации. Этот вопрос касается двойственности предмета деятельности, о котором говорил А. Н. Леонтьев: первично предмет выступает как подчиняющий себе деятельность субъекта, а вторично как продукт психического отражения предмета. Если деятельность рассматривать не онтогенетически, а функционально-динамически, то в процессе деятельности увязываются воедино два процесса: один — идущий от субъекта к объекту, а другой — от объекта к субъекту. Деятельность совершается как по логике внешнего предмета, так и по специфике внутреннего предмета. Отсюда становится понятным, по мнению автора, единство двух принципов детерминации, сформулированных в отечественной психологии, один С. Л. Рубинштейном о том, что «внешние причины действуют посредством внутренних условий», а другой — А. Н. Леонтьевым «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Итак, мотивационные образования, которые формируются в предыдущей деятельности, теперь побуждают, направляют, регулируют актуально совершающуюся деятельность как бы изнутри, задавая общее направление и устойчивость этой деятельности. А специфическая мотивационная регуляция идет от конкретного предмета, на который направлена деятельность, т. е. от конкретных мотивов. Следовательно, деятельность исходит из обобщенных мотивов личности и направлена на конкретные мотивы деятельности. Однако для описания трансформации предметного содержания побуждения необходимо анализировать процессы мотивации. Действительно, мотив достижения может реализовываться в разных видах деятельности. Это объясняется тем, что результат деятельное сам по себе не реализует мотив достижения, который является щироко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом. Личностные мотивы характеризуются скорее не самим результатом, на который деятельность направлена, а тем, какие особенности личности осуществляются при выполнении данной деятельности. Деятельность в своей действительной полноте объемлет два полюса — полюс объекта и полюс субъекта. При этом полюс объекта касается предметности деятельности, а субъектный полюс — личности как «внутреннего момента деятельности». Конкретные мотивы деятельности связаны с объектным полюсом деятельности, а обобщенные мотивы личности — с субъектным полюсом. С другой стороны, у одного и того же человека мотив достижения может реализовываться не во всех видах деятельности и не в одинаковой мере в тех, в которых реализуется, т. е. для каждого существует характерный круг деятельностей, в которых реализуется мотив достижения. Трактовка мотивов как личностных свойств является очень распространенной в зарубежной психологии. Эти мотивы выделяются на основе различения диспозициональных и функциональных характеристик мотивации.
Мотивация деятельности человека 2
... из данной цели, следует выделить ряд задач: Обозначить потребности человека; Определить связь потребностей человека и мотивации его деятельности; Рассмотреть виды мотивационных состояний. мотивация деятельность общение ... форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Именно мотивы деятельности лежат в основе всех этих форм направленности личности. Начнем ...
Автор обращает внимание на три аспекта: 1) мотивы являются не только побудителями деятельности, но характеризуют :важные особенности личности человека; 2) предметное содержание можно рассматривать по параметрам «общее — конкретное» и «устойчивое — неустойчивое»; 3) мотивы, становясь характерными для личности свойствами, не теряют своих динамических свойств.
Кроме описанного выше параметра внешнего и внутреннего, субъективного и объективного полюсов мотивации в модели рассматривается параметр «общее — конкретное», указывающий на степень обобщенности предметного содержания мотива, и параметр «устойчивое — неустойчивое», образующий ту меру, в которой мотивационные образования становятся стабильными атрибутами личности (т. е. показывающий меру интериоризации мотивации).
Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических ...
... — основной показатель социальной деформации личности. .Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. ... личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Потребность (мотив, жажда, нужда, желание) — необходимость выравнивания отклонений от параметров ...
Данные три параметра не изолированы друг от друга. Так, общее предметное содержание задает те рамки, в которых формируется когнитивная специфика. Общие мотивы задают зону предметной отнесенности, а конкретные — качественную специфику, на которую направлено поведение. Для обоснования этого положения автор ссылается на один из принципов системного подхода, выявленный В. П. Кузьминым, в процессе, Анализа «Капитала» К. Маркса. Он считает, что К. Маркс рассматривает одно и то же явление в двух качественных аспектах: с точки зрения его качественной природы и с точки зрения его качественной специфики. В первом случае явление берется в своих наиболее общих и абстрактных моментах, т. е. само по себе. Кузьмин называет это «функциональным содержанием», а во втором — со стороны конкретной системной модификации, т. е. как системное явление. Эти два аспекта, выделенные Кузьминым, показывают, по мнению автора, правомерность анализа двойственности предметного содержания мотива. Предметное содержание мотива имеет двойственное строение: 1) «функциональное содержание», задающее общую зону предметной отнесенности активности личности 2) специфичное (или конкретное) содержание.
- Обобщенные устойчивые мотивы личности характеризуются генерализацией предметного содержания и выражаются в индивидуально-личностных особенностях. Сюда относится мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи и др.
- Конкретные устойчивые мотивы. Этим мотивам свойственна систематически воспроизводимая активность, направленная на узкие конкретные сферы. Например, деятельность человека, направленная на изобретение какого-то технического устройства.
- Общие неустойчивые мотивы. Предметное содержание у них хотя и является обобщенным, однако нет дифференциации, иерархизации, присвоения личностью.
- Конкретные неустойчивые мотивы. Этим мотивам свойственны узкая временная перспектива, отсутствие разветвленной системы целей.
Обобщенному мотиву соответствует мотивационный класс (зона) конкретных мотивов. Все конкретные мотивы, входящие в этот мотивационный класс, характеризуются одной и той же предметной отнесенностью, т. е. функциональным содержанием, но разной качественной спецификой. Предметная отнесенность задает предметную зону, в которой предметные мотивы приобретают побудительную ценность.
Мотивация не является статическим образованием, а имеет процессуальную развертку, функциональную динамику по всему ходу осуществления деятельности. Поэтому указанные выше структурные компоненты мотивации рассматриваются в функциональной динамике и выделяются четыре этапа или цикла мотивационного процесса: 1) этап актуализации мотивации и инициации деятельности, 2) этап целеобразования, выбора действия и формирования намерения, 3) этап реализации намерения, 4) этап постреализации. На каждом из этих этапов существуют специальные механизмы мотивации, т. е. существуют специальные механизмы функционирования мотивационных структур. Каждый из структурных компонентов функционирует по всему ходу осуществления мотивационного процесса.
Методы стимулирования повышения мотивации и их реализация на уроке
... 5, с 11] Н.Ю. Скороходова определяет мотив как побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), ... 4. Разработать рекомендации учителям и родителям по повышению уровня школьной мотивации. Для реализации задач исследования нами были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы, ...
Структурные компоненты мотивации в системно-динамической модели.
- Мотивация инициации. Ведущая функция — побуждение, инициация деятельности (и действий).
С процессами мотивации инициации связаны мотивационно-эмоциональные оценки ситуации через призму предметных характеристик мотивов. В результате формируется мотивационная тенденция, побуждающая деятельность и направляющая ее в некоторую широкую предметную зону, в которой возможна конкретизация мотива. Это одна из главных структур, функционирующих на этапе актуализации. Однако на этом этапе осуществляется и селективная функция — реализуется направляющая функция обобщенных мотивов, избирательно влияющих на выбор ситуаций и деятельностей, ей релевантных. А также блокируется активация других конкурирующих гетерогенных мотивов и мотивационных тенденций.
2. Мотивация селекции. Ведущая функция — выбор цели и действия, направления действия на цель, а деятельности — в предметную зону конкретизации и реализации мотива. В ходе функционирования механизмов мотивации предметная зона, выделенная на предыдущем этапе, конкретизируется в целевую структуру (целевую зону мотива), осуществляются сложные процессы смыслообразования: увязываются воедино мотивы и цели (общие и конкретные); мотивы, цели и условия и т. п.; 2) формируется система побуждений, интегрирующаяся в целостное мотивационное побуждение (тенденцию действия).
Процессы мотивации на этом этапе могут быть не только сукцессивными, развернутыми, рациональными, но и эмоционально-непосредственными, симультанными, спонтанными, свернутыми.
- Мотивация реализации. Выбранные цели не всегда автоматически реализуются и действия выполняются («благими намерениями дорога в ад вымощена»).
Возникает необходимость в специальных процессах, регулирующих, контролирующих реализацию намерения, выполнение действия. Мотивационный процесс направлен на придание устойчивости самим мотивационным процессам, стабилизации направления деятельности, поддержание выполнения действия и осуществления вы бранной цели. Механизм опосредствования — один из главных механизмов мотивации регуляции, представляющий собой «метамотивационную» функциональную систему.
- Мотивация постреализации. Три важных процесса существуют на этапе постреализации: констатирование успеха и неудачи, ретроспективные атрибуции (интерпретация причин исхода — успеха или неудачи), переход к выполнению очередных шагов или прекращению выполнения действий. Необходимость включения специальных механизмов мотивации постреализации возникает из того, что вовлеченность в выполнение действия и центрация на ней могут препятствовать переходу к выполнению следующего действия; далее, как успех, так и неудача могут центрировать, направлять на себя активность субъекта, что также в свою очередь нарушает эффективность выполнения деятельности. Наконец, систематические срывы в выполнении деятельности, возникновение неожиданных, непредусмотренных исходов и т. п. обусловливают необходимость использования тактики причинной интерпретации. Отметим, что существует точка зрения, отождествляющая каузальную атрибуцию со всей мотивацией. Однако в данной модели она входит в основном в структуру мотивации постреализации (хотя может появляться на других этапах).
5. Мотивация инициации
Ведущая функция мотивации на этом этапе — функция инициации и побуждения деятельности (она реализуется механизмами мотивации инициации).
Под инициацией деятельности понимается возобновление осуществления прерванной деятельности или начало осуществления новой деятельности. В том и другом случае речь идет о начале ориентировочной части деятельности (инициация действия осуществляется после селекции, постановки намерения и принятия решения ее выполнить), т. е. о процессах, направленных на выбор предметной ситуации, в рамках которой и возможно выбрать цель и действие и перейти к конкретной реализации действия.
Основной динамической структурой, функционирующей на этом этапе, является «мотивация инициации», реализующая функцию инициации. При этом процесс «мотивации инициации» имеет два аспекта: содержательный, регулятивный аспект — оценка того, в какой степени данная ситуация благоприятствует или препятствует реализации и конкретизации мотива, и динамический аспект — формирование мотивационной тенденции (побуждения); этот аспект является синтезом внутренних (связанных с обобщенными мотивами) и внешних (идущих от побудительных характеристик ситуации) побуждений.
Рассмотрим детерминанты структуры мотивации инициации. Экспериментальный материал позволил выделить ряд основных детерминант структуры мотивации инициации: 1) обобщенные устойчивые мотивы личности, 2) мотивационная иерархия — указывает на характерное для данного человека соотношение между мотивами, 3) мотивационная значимость ситуации — побудительные характеристики ситуации (ситуационные валентности), возникающие на основе мотивационной оценки ситуации, 4) компетентность в ситуации — показывает возможности субъекта осуществлять деятельность в данной ситуации для реализации мотива (представлено как эмоциональное переживание чувства собственной компетентности в данной ситуации), 5) мотивационная тенденция, формирующаяся на основе свойственной субъекту мотивационной иерархии, мотивационной значимости ситуации и оценки своей компетентности действовать в данной ситуации.
Механизмом мотивации инициации выступает мотивационно-эмоциональная оценка общей структуры ситуации, в процессе которой происходит мотивационное отражение ситуации — внешних и внутренних ее аспектов — через призму предметных характеристик обобщенного мотива.
Мотивационная оценка ситуации — это специальный механизм, в процессе которого ситуация в целом и ее отдельные условия открываются со стороны их значимости для реализации мотива и возможности осуществления деятельности. Мотивационная оценка включает два параметра: первый — оценка мотивационной значимости ситуации достижения, второй — оценка компетентности человека справиться с ситуацией достижения. В случае первого параметра — оценки мотивационной значимости ситуации — речь идет о мотивационном отражении связи данной ситуации с мотивом, т. е. о личностном смысле ситуации для субъекта соотносительно релевантного мотива. Мотивационная оценка ситуации совершается на основе процессов смыслообразования, которые регулируют и формируют мотивационные побуждения на основе увязывания в единое звено побудительных характеристик личности и ситуации. Формируется специальная функциональная система «динамически-смысловая» система, регулирующая деятельность на основе опосредствования предметных характеристик мотива и соответствующей ситуации и увязывания воедино внешнего и внутреннего побуждений.
Мотивационная значимость ситуации зависит от мотива, но, являясь качественным новообразованием, полностью им т определяется, а зависит также от характеристик и свойств ситуации. Эту мысль можно выразить так: в предметных рамках обобщенного мотива создается мотивационный класс из предметных свойств ситуации. В рамках предметного содержания мотива формируется мотивационная значимость ситуации отдельных ее составляющих, т. е. возникает ситуационное побуждение. Мотивационная значимость ситуации отражается непосредственной эмоциональной форме в виде эмоциональной переживания привлекательности — непривлекательности данной ситуации. Однако мотивационная значимость ситуации не ограничивается феноменальным аспектом, а касается также побуждения, ибо в процессе мотивационной оценки ситуация предстает со стороны побудительных характеристик. Валентности могут быть позитивными и негативными, так как мотивационная значимость обладает модальностью. Действительно, это следует из того, что личностный смысл может обладать модальностью и подразделяться на негативный личностный смысл и позитивный личностный смысл, т. е. если ситуация благоприятствует реализации мотива — личностный смысл позитивен, если ситуация препятствует реализации мотива личностный смысл негативен. Личностный смысл и соответственно валентность ситуации, возникающая на его основе, может иметь количественное выражение.
Второй параметр мотивации инициации — чувство компетентности — связан с оценкой возможности человека справиться с данной ситуацией. Для того чтобы реализовывать деятельность, недостаточно оценки ситуации деятельности как желательной (или нежелательной), но также необходима оценка возможности ее реализации. Чувство компетентности отражает отношение между возможностями человека и требованиями деятельности. Формой существования этого параметра является эмоциональное переживание уверенности — неуверенности, надежды — отчаяния. Эмоциональные переживания выполняют функцию эмоционального предвосхищения — в какой степени в данной ситуации возможно конкретизировать, реализовать мотив и осуществить деятельность. Может существовать целая градация в оттенках переживаний. Таким образом, если валентность отражает систему «желании», то чувство компетентности касается «системы возможностей» (потенций).
Феноменально на данном этапе возникают две системы, интегрирующиеся в третью,— «стремление». Система «желание» — переживание желательности — нежелательности ситуации; система «надежды» — переживание перспективности или неперспективности ситуации. На их основе возникает переживание «стремления» — «стремление» в данную предметную ситуацию или «стремление избегнуть» предметной ситуации. Итак, когда некоторое явление оценивается как желательное и переживается возможность его достигнуть, то возникает мотивационная тенденция, переживаемая как стремление к данному явлению.
Было показано, что чувство компетентности влияет на процесс целеобразования в рамках мотивации достижения. Далее, в зависимости от изменения мотивационной значимости ситуации (релаксирующей и активирующей) у испытуемых с мотивом избегания неудачи изменились целевые зоны, в которых они совершали выбор. Формируется мотивационная тенденция, отличная от тенденции действия.
Итогом мотивационных процессов на этапе инициации является: в содержательном аспекте — выделение в предметной ситуации неформальной структуры со стороны ее функционального содержания; в рамках этой неконкретизированной зоны и возможна дальнейшая конкретизация и реализация мотива и осуществление деятельности. В динамическом аспекте — на основе интегрирования в единую целостную систему внутренних и внешних побуждений формируется мотивационная тенденция, инициирующая деятельность и направляющая ее в предметную ситуацию (выделенную процессом мотивационной селекции), благоприятную для реализации мотива. Выделение неформальной структуры ситуации, зоны конкретизации мотива и формирование мотивационной тенденции в свою очередь активируют процессы мотивации селекции, организующие выбор цели и действия в рамках уже выделенной предметной зоны.
В отличие от когнитивной оценки, осуществляемой на следующем этапе, на этапе инициации осуществляется эмоциональная оценка. Эмоциональные переживания, отражая смысл ситуации, осуществляют регулирующую и побуждающую функцию мотивации. Регулятивная функция осуществляется на основе эмоционального предвосхищения, выделяющего общую зону конкретизации мотива. Именно в этой зоне формируется мотивационная значимость ситуации. Общая зона или общая структура ситуации, которая выделяется на основе эмоциональной оценки, подвергается дальнейшей когнитивной оценке и конкретному структурированию на следующем этапе. В рамках мотивационной значимости ситуации и формируется побудительная ценность цели. С содержательной стороны цель выступает как дальнейшая конкретизация и дифференциация ситуации в рамках предметного содержания мотива, с динамической стороны — как возникающие в тех же рамках новые побудительные характеристики.
На этапе инициации реализуются также селективные функции мотивации, т. е. осуществляется функционирование компонента мотивации селекции. Селективность проявляется в общей направленности деятельности в некоторую релевантную предметную сферу, задающуюся обобщенным мотивом; в выборе ситуаций, релевантных мотиву, и блокировании влияния конкурирующих мотивационных тенденций; в специфической селективной функции характеристик ситуации, обладающих мотивационной значимостью. В зависимости от мотивационных констелляций, а также особенностей ситуации мотивационная тенденция на этом этапе имеет два вида: поисковый или избегательный.
6. Мотивация селекции
Ведущая функция, реализуемая мотивацией селекции, это выбор цели и направление действия на цель. На предыдущем этапе на основе общей селективной; функции мотива и процессов мотивационной оценки ситуации была выделена зона, в которой мотивационная тенденция направляла деятельность для дальнейшей конкретизации мотива. Однако для этого необходимо выбрать цель и (выполнить действие. Именно процессы конкретной селекции реализуют эту функцию, а мотив выполняет лишь роль неспецифической селекции: в рамках мотивационной стратегии выбирается целевая тактика.
В структуру мотивации селекции входят следующие детерминанты:
1. Целевая структура — иерархизированная система целей. Цель понимается как сознательное предвосхищение будущего результата действия. Целевая структура характеризуется следующими свойствами: структурированностью, линейностью-разветвленностью, временной отдаленностью, цели могут быть конкретными или общими, начальными или конечными (в структуре намерения) и т. п.
2. Мотивационная значимость цели. Этот параметр имеет сложное строение и не сводится лишь к побудительной ценности цели, операционально зависимой от субъективной вероятности цели. В модели мотивационная значимость цели подразделяется на несколько типов: 1) значимость цели, определяемая отношением цели к мотиву (смысл цели), 2) значимость цели, определяемая отношением цели к общей цели из зоны мотива (смысл цели опосредствован через отношение ее к общей цели), 3) значимость цели, связанная с тем, насколько условия (внутренние или внешние) благоприятствуют или препятствуют реализации цели (смысл цели опосредствован через ее отношение к внешним или внутренним условиям).
3. Предвосхищение цели. Параметр предвосхищения. Предвосхищение может быть эмоциональным и когнитивным. При этом имеется в виду содержательный аспект (предвосхищаемое событие) и количественный аспект (мера предвосхищения).
Количественная сторона в случае эмоционального предвосхищения — это модальность, переживания, в случае когнитивных оценок она выражена в определенной рациональной оценке (легкий — трудный, возможный — невозможный и т. д.).
Автор различает два важных аспекта предвосхищения достижимости цели: во-первых, зависимость от внешних условий, в которых задана цель, во-вторых, от внутренних условий (возможности субъекта, его компетентность в данном виде деятельности).
Следовательно, в одном случае достижимость цели опосредствована компетентностью человека, а во втором — внешними условиями (чаще всего достижимость цели зависит как от того, так и от другого).
В понятии субъективной вероятности успеха эти два понятия не различаются. Между тем экспериментальные данные показали, что выбор цели зависит как от общей компетентности субъекта в ситуации, так и от конкретной компетентности в задании.
4. Компетентность в задании. В системно-динамической модели выделяются два типа компетентности: общая компетентность в ситуации деятельности и конкретная компетентность в задаче. Последняя (понимается как сравнительная оценка субъектом соответствия своих возможностей требованиям задачи. Компетентность может переживаться эмоционально (надежда — отчаяние, смогу — не смогу) или вербально-логически.
- Стандартные нормы (стандарты мастерства) — критерии нормы, используемые для оценки результата действия. Они определяют ту зону, в которой человек переживает исход как успешный или неуспешный. Стандартные нормы непосредствен но зависят от параметра компетентности.
- Тенденция действия (динамический параметр) — побуждение к действию, направленное на цель, образующееся на основе интегрирования воедино побудительных сил мотива, а также ситуационных побуждений, связанных с мотивационной значимостью цели. Сила тенденции зависит не только от значимости, но и от возможности ее достижения. Тенденция к действию является образованием, возникающим из мотивационной тенденции, формирующейся на этапе инициации.
В системно-динамической модели процесс выбора цели анализируется на основе процессов смыслообразования. При этом выделяется сложная смысловая структура цели, формирующаяся в ходе функционирования мотивационного процесса. Рассмотрим следующие виды смысловых явлений. Во-первых, общий смысл цели. Смысл цели зависит от отношения (связи) цели к мотиву. Мотивационной диспозиции соответствует целый класс (или зона) целей, возникающий в предметных рамках мотива. Все цели, входящие, например, в зону мотива достижения, неспецифичны в том смысле, что их реализация констатируется как успех или неуспех независимо от содержания. Однако эти цели специфичны в том смысле, что они имеют содержание, отличное от тех целей, которые входят, например, в зону мотива власти. Обобщенный мотив реализует свою селективную функцию путем общего смыслообразования, выделяя зону целей, имеющих одинаковое отношение к мотиву. Для дальнейшего хода регуляции, однако, требуется развитие процессов смыслообразозания на основе возникновения опосредствования между мотивами, целями, условиями.
Итак, все цели, входящие в мотивационный класс, обладают одним и тем же функциональным содержанием — они связаны предметными характеристиками. Процесс общего смыслообразования, регулирующий ход мотивации, заключается в выделении гомогенной зоны целей, обладающих однородным смыслом, и блокировании включения в эту зону гетерогенных целей (т. е. тех, которые не обладают общим смыслом для личности соотносительно мотива).
Во-вторых, смысл цели может быть опосредствован ее отношением к общей цели из зоны мотивационной диспозиции. В этом случае содержание цели из мотивационной зоны рассматривается со стороны его качественной специфики: насколько данная цель благоприятствует достижению общей цели, способствует тем самым реализации мотива. Указанный вид смыслообразования регулирует конкретный ход мотивации путем выбора тех целей, которые связаны с общей целью.
В-третьих, смысл цели может быть опосредствован внутренними или внешними условиями, т. е. достижимостью цели.
Итак, механизмы функционирования мотивации селекции в модели представляются следующим образом.
- На этапе инициации на основе мотивационной оценки ситуации выделяется общая неконкретизированная зона, которая приобретает мотивационную значимость и переживается как ситуация, благоприятствующая реализации мотива. В рамках этой зоны происходит дальнейшая конкретизация мотива и возникают новые виды ситуационных побуждений.
- В рамках зоны, намеченной на предыдущем этапе, выделяется субъективная зона целей, связанных с обобщенным мотивом.
- В дальнейшем ходе мотивационного процесса осуществляется эмоциональная и когнитивная оценка целей и формируется мотивационная значимость цели, определяется достижимость цели.
Происходит мотивационно-когнитивная оценка двух типов: значимость цели и ее достижимость. Это более сложный механизм, когда предметом оценки являются сами оценки, при этом переоценке подвергается значимость цели соотносительно ее достижимости. На предыдущем этапе создается некоторая «зона возможностей», желательная для конкретизации мотива. В этой зоне цели выделяются как альтернативы, оцениваются со стороны значимости и достижимости. Для объяснения процесса выбора предложены три варианта детерминации: смысл ситуации, в которой конкретизируется цель, мотивационная зона цели и достижимость цели (зависит от общей и конкретной компетентности и внешних условий деятельности).
7. Реализация намерения и контроль за действием
Главная функция, которая реализуется на данном этапе, это поддержание устойчивости мотивационного процесса, контроль за намерением и управление действием до выполнения цели. В теориях «ожидания — ценности» не учитывается различие между выбором цели и реализацией выбранной цели и намерения. В этих моделях признается очень упрощенный случай — принцип доминантности, согласно которому выбирается цель, которая максимально соответствует по интенсивности тенденции действия и автоматически, без процесса контроля и управления за действием, приводит к результату. Такое понимание следует из теории поля К. Левина, согласно которой результирующая сила (аналогичная тенденции действия) выступает как достаточное основание для выполнения и управления действием. Когда сила недостаточна для преодоления преграды, К. Левин рассматривает возникновение дополнительных источников мотивации путем формирования намерения. Однако и намерение рассматривается чисто динамически, без учета процессов саморегуляции — при наличии квазипотребности действие совершается по «рельсам» поля (по силовым линиям поля).
Намерение в системно-динамической модели рассматривается как имеющее и динамический и содержательный аспекты. Процесс мотивации реализации понимается как «динамически-смысловая» система, выполняющая функцию опосредствования и регуляции процессов реализации намерения. Мотивация реализации образует мотивационную основу выполнения действия. Мотивационная тенденция действия теперь, на третьем этапе, превращается в динамический аспект намерения и в модели обозначается как «тенденция реализации намерения». Ее интенсивность будет зависеть от интенсивности предыдущей мотивационной тенденции действия, от характера преград и возможности их преодоления, от степени блокирования намерения конкурирующими мотивационными тенденциями. Некоторые механизмы функционирования мотивации реализации исследованы экспериментальным путем. Различие мотивации селекции от мотивации реализации было проведено Кулем. Однако теория контроля действия, из которой он исходит, в системно-динамической модели не используется.
В системно-динамической модели выделяется ряд детерминант структуры мотивации.
Намерение. Намерение рассматривается со стороны единства динамических и содержательных аспектов как «динамически-смысловая» система — функциональная система, в которой аффект и интеллект, эмоциональные и когнитивные процессы внутренне интегрированы и опосредствованы.
Содержательный аспект намерения включает, во-первых, целевую структуру, имеющую функциональную (начальные цели — промежуточные цели — конечная цель) и временную (близкие и дальние цели) развертки; во-вторых, план, который указывает, когда, как, в какой последовательности необходимо осуществлять цели.
Часто целевая структура намерения имеет сложное строение. Реализация конечной цели требует достижения ряда промежуточных целей и выполнения последовательности действий. При этом необходимо различить во временной перспективе актуально-действующее обозримое будущее и актуально-недействующее отдаленное будущее. Обозримое конкретизируемое будущее и отдаленное неконкретизируемое будущее — два аспекта целевой структуры, рассмотренные в модели во временном плане. Дифференциация временной перспективы на два аспекта является необходимым условием реализации намерения и выполнения действия.
План — важная детерминанта намерения и мотивации реализации в целом. Выбранные цели останутся в виде замыслов до тех пор, пока не сформулируется план. В плане задается не только последовательность выполнения целей и действий, но содержатся различные инструкции, касающиеся временных параметров (когда, сколько и т. п.), содержательных критериев цели и самоинструкции (направленные на себя требования и обязательства).
В системно-динамической модели постановка цели относится к этапу селекции, после которой предполагается формирование намерения. В формирование намерения входит планирование действий по достижению цели. Этот процесс состоит из выделения пути к цели, т. е. последовательных шагов к ней. Каждый шаг в плане состоит из действия и промежуточной подцели. В процессе планирования составляется или создается план. План — это способ реализации цели и намерения, в котором описана последовательность шагов. В плане задана очередность достижения подцелей и очередность выполнения действий. План задает порядок на множестве подцелей и действий. Следовательно, план содержит как бы «набросок» целей. Составление плана переводит цель в статус намерения. Итак, намерение указывает, что нужно достигать, каким способом, когда и где. Следовательно, в нем есть цель, структура промежуточных целей, последовательность действий, инструкции места и времени выполнения.
Со стороны временных и функциональных аспектов намерение имеет следующую структуру: 1) наличное состояние, 2) требуемое целевое состояние, 3) условие по переводу первого во второе.
Если рассмотреть уже сформировавшееся намерение, это же можно выразить так: 1) начальная подцель, 2) конечная подцель (т. е. цель), 3) действия по осуществлению промежуточных подцелей на пути достижения конечной цели.
Следовательно, при возникновении намерения субъект имеет цель и план реализации.
1. Мотивационная тенденция реализации. Динамический аспект намерения — это побуждение, связанное с намерением возникающее из результирующей тенденции действия. В системно-динамической модели признается, что мотивация реализации контролирует не только содержательный аспект намерения, но оказывает влияние и на мотивационную тенденцию реализации.
- Познавательные стратегии выполняют функцию опосредствования в процессах реализации намерения. Именно путем создания сложных форм опосредствования мотивация реализации выполняет регулирующую функцию.
- Самоинструкции. Как только активность субъекта перемещается с выполнения действия на что-то постороннее, испытуемый может применить (самоинструкции, способствующие активизации процесса выполнения деятельности.
- Эмоциональное воздействие. Человек оказывает на себя целенаправленное воздействие активирующего или релаксирующего характера.
- Контроль ситуации. Под контролем ситуации понимается проведение таких специальных мероприятий с целью организации жизненной ситуации, которые наиболее эффективно реализовывают намерения.
- Контроль распределения времени. Контроль времени понимается как организация, распределение и перераспределение времени, затрачиваемого на определенные формы активности при создании более оптимальных условий для реализации намерения.
Основной механизм мотивации реализации построен на создании человеком специальных сложных форм, опосредствующих реализацию намерения и выполнения действия. Процессы мотивации реализации направлены на организацию мотивационных процессов для регуляции выполнения действия, т. е. выступают в роли метамотивационных процессов. Человек с их помощью овладевает своим поведением путем произвольного осуществления специальных процессов, регулирующих реализацию намерения. Необходимость в этих опосредствующих процессах возникает при появлении внутренних или внешних препятствий на пути реализации намерения. Механизмы мотивации реализации выполняют функцию саморегуляции, во-первых, путем воздействия на селективную функцию целевой структуры — субъект произвольно направляет действие на конкретную цель и препятствует интерференции, идущей от общей цели: во-вторых, происходит перераспределение и изменение мотивационной значимости конкретной и общей цели. Эти процессы, контролирующие конкретное выполнение действия, способствуют реализации намерения, защиты его от блокирующего влияния — центрации на самой конечной цели, находящейся в структуре намерения. Этот механизм восстанавливает нарушенный баланс структуры намерения между побуждением и селективной функцией общей и конкретной цели. В исследовании выделен ряд частных механизмов мотивации реализации: 1) применяются самоорганизующие рациональные стратегии: субъект формирует правила (используемые в виде самоинструкций и процессов внутренней коммуникации), в которых подчеркивается ценность действия, или он занят обесцениванием общей цели и тем самым угрозы, идущей от неуспеха; 2) используются разные самоинструкции, способствующие активации выполнения действия; 3) используются различные типы эмоционального контроля, активирующего и релаксирующего типа, чтобы усилить селективное значение конкретной цели и направить познавательные и эмоциональные процессы на актуальную ситуацию, а также «защитить» от угрозы неуспеха; 4) осуществляются специфические мероприятия, направленные на организацию ситуации выполнения намерения (откладываются посторонние дела, могущие помешать выполнению намерения).
8. Постреализация
После констатирования исхода действия (успех или неудача) автоматически не происходит переключения на следующий шаг. Часто человек еще вовлечен в осуществление предшествующего действия. Если возникает неудача, то может последовать эмоциональная фиксация на ней, так же как и после успеха фиксация на достигнутом шаге может препятствовать переходу к осуществлению следующего действия.
Когда происходят систематические срывы при реализации действия, возникают процессы ретроспективной каузальной атрибуции. В атрибутивной теории мотивации считается, что такие процессы идут всегда. Однако в системно-динамической модели считается, что атрибутивные процессы включаются тогда, когда они носят регулирующий или блокирующий характер при осуществлении последовательных шагов. Структурный компонент мотивации постреализации выполняет в основном опосредующую регулятивную функцию, когда деятельность имеет сложную структуру и предполагает осуществление целей последовательных действий. При выполнении более или менее простых задач, когда существуют четкие критерии оценки результата на операционально-техническом уровне на основе сравнения критериев цели и результата, констатируется достижение цели. Даже в этом случае возникают мотивационные процессы ретроспективной атрибуции, эмоциональные последствия успеха и неудачи, самооценка и оценка другими людьми и т.п. Однако во многих жизненных ситуациях деятельность человека занимает продолжительные промежутки времени, не всегда существуют четкие критерии достижения исхода промежуточных действий. Далее, человеку приходится в зависимости от внешних или внутренних условий переключаться с выполнения одной деятельности на другую или чередовать выполнение разных деятельностей и т. п. В подобных случаях требуется наличие специальных механизмов мотивационной регуляции. Этот вопрос почти не исследован в психологии мотивации. В рассматриваемой модели роль атрибутивных процессов как структурного компонента мотивации рассматривается именно на этапе постреализации. На данном этапе, когда выполнение действия прекращено мотивационной тенденцией, она может перейти в остаточную тенденцию действия, которая является аналогом иннерционной тенденции действия в модели Аткинсона и Картрайта, Аткинсона и Бёрча. Конечно, сила этой тенденции значительно выше, когда цель полностью не достигнута. В подобных случаях у человека и возникает тенденция к возобновлению прерванных действий. Подобные тенденции могут выполнять не только побудительную, но и селективную функцию, т. е. тормозить выбор и выполнение другого типа целей. Их роль позитивна, когда человек прервал преследование цели лишь на время, но если он отказался от ее выполнения, то подобный процесс может интерферировать переход к новым целям.
Кроме описанных выше детерминант, в структуру мотивации на этапе постреализации входят еще новые детерминанты — атрибутивные стили, когнитивные структуры интерпретации причин, имеющие сложное строение, представляющие собой трехфакторную модель когнитивной структуры мотивации достижения. И на этом этапе мотивации осуществляются не только когнитивные процессы констатирования исхода, т. е. сравнение личностных стандартов и результата действия, атрибутивных процессов интерпретации причин, но также и эмоциональные процессы.
9. Заключение
Итак, мотивация рассматривается в системно-динамической модели как сложная функциональная система, которая характеризуется следующими особенностями: 1) как сложная система, она состоит из компонентов и структур, т. е. имеет определенное содержание и внутреннюю организацию; 2) мотивация имеет процессуальную динамику — существуют мотивационные циклы, звенья, этапы; 3) мотивация сама является элементом более сложной метасистемы — деятельности, из анализа механизмов которой и можно вывести ее сущность; 4) мотивация — функциональная система, в которой аффективные и когнитивные процессы находятся во внутреннем единстве и во взаимном опосредствовании; 5) мотивация — это «психическая система» (Л. С. Выготский), т. е. особый вид психических процессов, регулирующих деятельность.
Мотивация понимается как специфический вид психической регуляции деятельности, как особая форма внутренней активности субъекта. Она представляет собой сложную функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов. Основная функция мотивации как сложной функциональной системы заключается в регуляции поведения, деятельности личности, направленной на реализацию мотива. Общая функция мотивации находит свое выражение в ряде частных (специфических) функций: побуждает, инициирует деятельность и действие, определяет выбор цели и направляет действие на цель (деятельность на мотив), регулирует и контролирует выполнение действия и реализацию намерения, отвечает за остановку, перерыв в выполнении действия или его прерывание и переключения. Следовательно, выделяются четыре основные функции мотива: инициация, селекция, регуляция выполнения, переключение. Рассмотрение мотивации как системы предполагает выделение двух связанных аспектов: содержательной структуры мотивации, ее внутренней организации и динамического функционирования системы. Структура мотивации подразделяется на четыре структурных компонента в соответствии с четырьмя основными функциями, которые мотивация осуществляет в деятельности как в более сложной метасистеме, ее включающей. Это следующие структурные компоненты: мотивация инициации, мотивация селекции, мотивация реализации, мотивация постреализации.
10. Список литературы.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. МГУ, 1991.
- Субботина Л. Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Ярославль, 2003.
29