Признаки Неограмматизма:
1. Занимаются грамматикой
2. Соц характер языка, не отрицая его псих и материальной сущности
3. Предмет языкознания — структура языка
4. На первом плане учение о яз форме
5. Уточнить аспекты исследования и классификацию яз дисциплин, цель — изучение современного состояния языков .
6. Протест против смешения грамматики с психологией и логикой.
Характеристики Московской школы:
1. Ведущее методологическое кредо — понятие индивидуального психологизма
2. Изучение языка как соц феномена
3. Проблематика становления лит яз
4. Изучения языка, помимо исторического изучения языка, и в синхроническом плане
Заслуги МЛШ
1) признание языка не только психическим, но и социальным явлением, тесно связанным с мышлением и подичнющимся в своём развитии и внешним, и внутренним, собственно языковым законам.
2) строгое разграничение описательного (синхронического) и исторического (диахронического) подхода в изучении языкового материала
3) признание системного характера языка
4) разработка теретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты (учение о форме слова)
5) создание систематических сравнительных грамматик ИЕЯ
6) введение термина морфология вместо употреблявшегося термина этимология, который допускал смешение истории грамматических форм и их современного состояния
7) интерес к живым языкам и системное описание народных говоров
9) открытия в области СИ грамматики индоевропейских и славянских языков (теория дивергентно-конвергентной эволюции языка, методика установления относительной хронологии, признание диалектного членения ИЕ праязыка, восстановление ряда элементов фонологической системы ИЕ праязыка, открытие важнейших закономерностей праславянского языкового единства и др.)
МШЛ подготовила переход европейского и американского языкознания от компаративизма к структурализму.
Филипп Федорович Фортунатов (1848—1914) — представитель московской лингв школой или «формальной». В университете создал он свою научную школу. Его учениками и последователями были Е. Ф. Будде, В. М. Истрин, Б. М. Ляпунов, М. М. Покровский, В. К. Поржезинский, А. И. Томсон, Д. Н. Ушаков, М. Фасмер, А. А., Шахматов, Петерсон.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
Научное наследие можно рассматривать в 2 аспектах:
1) Индоевропеист;
2) Лингвист, который занимался вопросами общего языкознания:
а) соотношение языка и мышления;
б) понятие внутренней формы;
в) типология классификации языков.
Грамматика — яз в формах; лексикология — слово без форм; семасиология — значение зависит от психологии; фонетика — история звуковой стороны языка.
В грамм различает морфологию (формы отдельных слов по отношению друг к другу) и синтаксис (формы отдельных слов по отношению к словосочетанию).
Так понимает ФФФ языковедение как науку о языке.
Язык – совокупность знаков, главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют знаки для выражений чувствований. Для такого взаимодействия необходима членораздельная речь, которая связана с духовным развитием.
К единицам языка относит не только слова, но и словосочетания слов.
Слово: это всякий звук речи; это «комплекс звуков речи», имеющий в языке значение отдельное от других звуков и звуковых комплексов, являющихся словами. Простое: книга; сложное: неправда (если их разделить, то слово потеряет значение).
Учение о форме слова
Грамм. классы слов делятся на: полные слова (предметы мысли, части предложения, целые предложения, слова-названия); частичные (союзы, предлоги), междометия.
Слово способно выделять основную и формальную принадлежность Формы изменяют основную принадлежность. Формы устанавливаются в соответствии с другими словами.
Под формой слова Ф. понимал внешнее морфологическое выражение грамматического значения, т. е. сводил форму к наличию или отсутствию флексии (внешней или внутренней), к словообразовательным аффиксам.
Ограничение формы слова внешним звуковым выражением окончания, подмена сущности грамматической формы одним из факторов, создающих эту форму,— основной недостаток фортунатовской концепции формы слова.
Распределение слов по грамматическим классам у Фортунатова выглядит следующим образом. Выделяются: 1) слова с формами словоизменения; 2) слова без форм словоизменении. Первые, в свою очередь, подразделяются на: а) слова спрягаемые (глаголы в узком смысле слова); б) слова склоняемые (существительные): в) прилагательные — склоняемые слова (с согласованием в роде).
В существительных — склоняемых словах различаются: 1) существительные личные (т.е. местоимения 1-го и 2-го лица) и 2) существительные неличные, где различаются: а) существительные, имена (т.е. слова-названия) и б) существительные — местоимения неличные (т.е. местоимения с неличными местоименным’1 основами) [см. 64, /, 158—163].
Слово м. содержать больше одной формы и быть бесформенным. Если больше одной формы, то мы можем говорить о формах словообразования (различение признака в предмете и образование новых слов) и о формах словоизменения (указывают на отношение подлежащего и сказуемого и формы склонения, которые указывают на отношение одной формы мысли к другой).
Лекция Мышление. Основные формы логического мышления
... понятий раскрывается в суждениях. Суждения. Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения между объектами, являются суждения. Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения ... человек, тем самым, формулирует их и для себя. Такое формулирование, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой ...
Язык — строгая система. Задача языковеда — понять язык, узнать причинно-следственную связь между явлениями.
Соотношение языка и мышления
Между языком и мышлением существует обоюдная связь: «эта зависимость заключается в том, что при посредстве слов мы думаем… и точно также по посредстве их мы получаем возможность думать так, как не могли бы думать при отсутствии знаков для мышления».
Язык – совокупность знаков, главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а кроме того, в языке существуют знаки для выражений чувствований. Для такого взаимодействия необходима членораздельная речь, которая связана с духовным развитием.
Суть теории языка и мышления
Процесс мышления состоит в образовании соотношений между представлениями. Представление – предмет, который через ощущение дает знать о себе.
«Представлением как известным духовным явлением называют тот след ощущения, который сохраняется некоторое время после того, как не действует уже причина, вызвавшая ощущение, и который впоследствии может воспроизводиться по действию закона психической ассоциации».
Отношения индивидуальны, соответственно, представления индивидуальны, отсюда следует, что чувственно-образная форма мышления на первом плане.
Связь представлений называется суждением, при этом суждения бывают положительными: объединение представлений; и отрицательными: отделение одного представления от другого представления.
Природа суждений
Суждение – психологическая категория, сущность которой есть связь двух представлений: господствующее (псих. подлежащее), подчиняющееся (псих. сказуемое).
Формой психологического суждения является грамматическое предложение.
Однако анализ предложения с грамматической точки зрения может не совпадать с анализом выраженного в нем психологического суждения. Так, например, предложение NN приехал из Москвы как психологическое суждение, по теории Фортунатова, членится на психологическое подлежащее NN приехал (факт, известный говорящему или слушающему) и психологическое сказуемое из Москвы (утверждение нового об известном факте).
В другой ситуации, например, в факте сообщения приехал NN психологическим подлежащим может быть сказуемое приехал (известный факт), а психологическим сказуемым — подлежащее NN (новый факт, сообщаемый говорящему или слушающему).
Курсовой проект — Развитие речи в раннем детстве и дошкольном ...
... жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. овладение речью ... мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики – ... формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Необходимо подчеркнуть, что развитие речи ...
И наконец, возможна третья ситуация, когда все сочетание приехал NN входит в состав психологического сказуемого, а психологическим подлежащим выступает внеязыковое представление (приехавшего человека вообще).
Суждения м. называть предложениями. В реальном процессе мышления суждения не отделяются от предложения.
Ф. говорил о необходимости изучать историю языка, но это изучение не должно отрываться от исторических судеб народа. Язык рассматривается им как соц-историческое явление, задача ОЯ – исследование языка не на какой-то стадии его существования, а в постепенном развитии. Это принцип историзма.
Конвергентно-дивергентная теория ФФФ
Фортунатов подчеркивал связь языка с жизнью общества. Язык распадается на отдельные говоры в соответствии с разросшейся семьей или родом. Однако параллельно с процессами дифференциации общества и языка идут процессы интеграции. «Общество также возникает через соединение союзов, из которых каждый входит в это новое общество своим особым языком или диалектом. И эти диалекты начинают вести общую жизнь, вследствие чего различие, существовавшее между ними, может сглаживаться». Эта теория получила название конвергентно-дивергентной. Она противостояла компаративистскому учению об индоевропейском родословном древе, согласно которому развитие языков идёт только путем дробления языков-предков. Гипотеза Фортунатова получила подтверждение в трудах Н.С.Трубецкого, посвященных языковым союзам.
Компаративистика
«Сравнительное языковедение», «Сравнительная фонетика индоевропейских языков», «Сравнительная морфология» и др.
1) Параллельно с де Соссюром открыл закон о передвижении ударения от начала к концу слова в славянских и балтийских языках;
2) Реконструкция праиндоевропейского языка (звуки);
3) Языки нужно сравнивать не только в генетическом плане, но и в плане синхронии.
Закон Фортуна́това — де Соссю́ра
Закон: ударение передвигается с предшествующего слога с “прерывистой долготой” (нисходящая интонация) на последующий, если этот последующий слог был долгим. Если слог с дифтонгоидом, из которого родилось полногласие, произносился с восходящей интонацией, то ударение в совр.полногласии падает на второй слог (*vort-a — ворОта), а если с нисходящей, то на второй (*gold-ъ — гОлод).
Типологическая классификация языков
1) Агглютинативные – основа и аффикс как бы склоняются отдельно (урало-алтайские языки).
2) флективно-агглютинативные – основы слов сами имеют формы, образуемые флексиями основ (внутр.окончание – иврит).
3) Флективные – основа + аффикс.
4) Корневые (китайский, вьетнамский).
5) Полисинтетические – есть формы, образующие слова-предложения (языки американских индейцев).
Ф. приходит к идее универсализма. Общность языков нужно искать в звуковом облике языков и в физиологическом (общие законы), и в фонетическом (частные).
Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов
... активностью, которая во многом зависит от ассоциативного восприятия данных лексем носителями языка, что может способствовать изменению их когнитивно-информационной значимости и образованию определенных ... самом начале на пути исследования этого механизма взаимодействия человеческого мышления и языка. Метод семантического поля в диахроническом исследовании языковых единиц и. Н. Курлюта ...
Ф. одним из первых попытался выделить формальные критерии, которые отделяют слово от морфем. Он создал формализованное учение о формах словообразования и формах словоизменения. Оказал влияние на синтетические воззрения Шахматова, Пешковского.