Память Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения следов прошлого опыта.Она и дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. [4, c.76] Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг “обращает внимание” на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
Виды памяти Генетическая память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), состоящих из длинных свернутых в спирали цепей. Она устойчива к повреждающим факторам, способна к исправлению некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. [4] Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. [4] Один из видов памяти — запечатлевание (импринтинг) является промежуточным между генетической и прижизненной памятью. Импритинг наблюдается только в ранний период развития, сразу после рождения.Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды.
Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые увиденным животным в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении и т. п. Такие реакции сохраняются на длительное время, что рассматривается как пример обучения и долговременного запоминания с одного предъявления.Запечатлевание существенно отличается от обычного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции, оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и необратимо.
Здесь главное не новизна раздражителя, а его первенство. [4] Виды прижизненной памяти [4] Двигательная память обнаруживается очень рано. Начальное свое выражение находит в первых двигательных условных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу смотреть сначала налево, а потом направо.
На тему: «Память»
... рождения до смерти. Это менее прочная память, по сравнению с генетической, ей свойственен процесс забывания. Однако многие учёные считают, что информация из прижизненной памяти ... или двигательная, память – это память на положение тела в пространстве. Она лежит в основе двигательных навыков, ... запечатлевание образа матери с последующим переводом запечатлённой информации в долговременную память ...
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Начало эмоциональной памяти относится к первому полугодию жизни ребенка.Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения.
Чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем — пяти годам.На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое») . Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.
Одна из форм образной памяти — зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную); округление, расширение, иногда меняется ее положение и ориентация; трансформация по цвету.Указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти.
Но эти преобразования могут принести пользу — превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Образная память обычно ярче проявляется и детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь развитую образную память. Символическая память подразделяется на словесную и логическую.Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10—13 годам.
Отличительная черта — точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного.Постепенно через обобщение развивается логическая память. Формы памяти.
Формами прижизненной памяти являются мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной последовательности преобразования информации от поступления ее на чувствительные входы до формирования неповреждаемого и сохраняющегося всю жизнь следа. Мгновенная память — сохранение элементарного следа в течение нескольких мгновений.Модальная специфичность мгновенной памяти в том, что невозможно хранение одновременно нескольких одномодальных сигналов.
В связи с этим мгновенная память делится на иконическую и экоическую. Спецификой мгновенной памяти является также и то, что след угасает через несколько секунд, и если информация не переводится в другую форму хранения, то теряется необратимо.Информация, сохраняющаяся в мгновенной памяти, не поддается произвольному управлению, т. е. ее нельзя задержать в памяти, воспроизвести и сделать более отчетливой. Она не перерабатывается и не соотносится с информацией, поступающей одновременно на другие чувствительные входы, поэтому образ в мгновенной памяти не обладает константностью.
Возможности использования непроизвольной памяти младших школьников ...
... осуществляемой при запоминании и воспроизведении (Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее м уже приобретенным ранее знанием. Воспроизведение - процесс ...
Время хранения следа в иконической памяти составляет всего 10—60 секунд, а для других модальностей еще меньше. Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную.Особенностью этой формы памяти по сравнению с мгновенной является то, что она модально не специфична. для кратковременной памяти уже возможно произвольное управление с помощью повторения, а также символизации.
Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, может быть нарушена в меньшей степени, чем в мгновенной памяти, за счет большей длительности сохранения и вследствие перевода первичной информации в символьную форму.Объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее после перекодирования выводится в промежуточную (буферную) память, в которой она сохраняется до тех пор, пока не появится возможность перевести ее на долговременное хранение.
Время хранения в промежуточной памяти исчисляется часами. Важной особенностью промежуточной памяти является следующее: если в течение нескольких суток она не очищается, то организм принудительно отключается от приема информации из внешней среды.Объем долговременной памяти практически неограничен, так же неограничено и время хранения информации в ней. При необходимости использовать информацию из долговременной памяти она должна вновь переводиться в кратковременную.
Доступность информации в долговременной памяти, возможность произвольного и непроизвольного припоминания определяются в значительной степени уровнем ее организованности и личностной значимости для человека. Человек, обучаясь в течение всей жизни различным способам организации информации, тем самым как бы повышает ее доступность и облегчает ее припоминание.Роль некоторых факторов. [2] Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление.
Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого. Мотивация. Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса.Углубление в изучаемый предмет.
Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. Мнемотехнические приемы представляют собой род “гимнастики для ума”, позволяющей запоминать списки предметов или тезисы предстоящей речи. Однако не существует никаких “трюков” для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее — это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.Процессы, связанные с памятью Запоминание.
Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни.Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека. [1] В старшем же дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания.
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...
... термин подразумевает, что в данной подсистеме происходит интенсивная переработка информации, кроме того, именно рабочая память служит «местом пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, ... и они запоминают. МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания: 1.На полноту (запоминаем материал выборочно или весь) 2.На точность (дословно, буквально или своими ...
Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания.Произвольное запоминания представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. Кодирование.
Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого.Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.
Хранение (архивизация).
Архивизация — это накопление материала в памяти. То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизведении.Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали привносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует более высокую ступень осмысления изучаемого материала. [1] О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.
Узнавание и воспроизведение. Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти.Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она запоминалась. Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения.
Восприятие, память(псих.ч-к)
... г, д, ж. Тема: Память. План: 1. Сущность памяти. 2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание. 5. Непроизв
Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени — пожилых.Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание.
Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное.Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения).
При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения. [2] Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания ив его процессе, (в виде пересказывания) с целью самоконтроля.
Опыт говорит о том, что заучивание, сопровождаемое многократным воспроизведением, эффективнее, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля.Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала.
Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. [3] Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые “блоки памяти” стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.
Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. [1] Это явление носит название реминисценции (смутное воспоминание).
Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников.
Дети не всегда сразу как следует осмысливают материал при его восприятии и потому передают его неполно. Чем старше школьники, тем реже наблюдается это явление в их памяти.В явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения.
Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, неинтересен человеку, не связан непосредственно его практическими потребностями. Причиной забывания могут быть: различные болезни нервной системы, ушибы, травмы, утомление, действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале. Подавление. Еще один вид забывания, открытый Фрейдом — это подавление.Например, мы можем “забыть” подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, “забыть” выучить экзаменационный предмет, или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание. [2] В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании.
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... физиологический след , или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения. В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного ... организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания как ...
Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается “уйти” от неприятных сторон той или иной ситуации. Развитие памяти.
В раннем детском возрасте память является господствующей психической функцией, в зависимости от которой строятся все остальные функции. Мышление ребенка во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения.Мышление в самом раннем возрасте обнаруживает высокую корреляцию с памятью.
Определение понятий у ребенка основано на воспоминании. Когда ребенок отвечает, что такое улитка, он говорит: это маленькое, скользкое, ее давят ногой. В таких описаниях ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет.Следовательно, предметом мыслительного акта при обозначении понятия является для ребенка не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретность детского мышления, его синкретический характер.
Опыт ребенка и непосредственное влияние его опыта, документируемое в памяти, прямо определяют всю структуру детского мышления на ранних ступенях развития. [5] Литература 1.Готфруа, Жо “Что такое психология?”, изд. Москва, 1996 год 2.“Общая психология”, изд. Москва, 1995 год 3.Аткинсон, Вильям “Сила мысли; Память и уход за ней”, изд. Москва, 1996 год 4.Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.— с: 76-140. 5.Выготский Л.С. Собрание сочинений Т.2. М 1982. С.381-395;.