Особенности долговременной и кратковременной памяти у подростков

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского

Курсовая работа

по дисциплине «Познавательные процессы»

на тему: «Особенности долговременной и кратковременной памяти у подростков»

Студент: ********

Специальность: Психология

Группа: ФП-11

КАЛУГА 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I

Теоретические аспекты исследования долговременной и кратковременной памяти у подростков…………………………………………………………….….7

1.1 Подходы к определению памяти. Классификация……………………………7

1.2 Особенности долговременной и кратковременной памяти…………………14

1.3 Развитие памяти в онтогенезе…………..…………………………………….20

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….23

ГЛАВА II

Эмпирическое исследование долговременной и кратковременной памяти у подростков………………………………………………………………………..25

2.1Процедура исследования (объект предмет цель гипотеза задачи, описание методик и процедура)………………………………………………………………25

2.2 Результаты исследования и их обсуждение………………………………….28

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ…………………………………………………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38

Приложение 1………………………………………………………………………..40

Благословенны забывающие,

ибо не помнят они собственных ошибок.

Фридрих Вильгельм Ницше

ВВЕДЕНИЕ

Память является одной из ценнейших особенностей человеческого организма, её значение в жизни людей огромно и его трудно переоценить. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2007. – С. 302] Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

Актуальность исследования

В последнее время современный мир предъявляет всё больше новых требований к усвоению информации. А для того, чтобы соответствовать актуальным тенденциям развития общества человеку приходится запоминать широкий спектр данных, осваивать необходимые знания, умения и навыки. Большую роль в этом процессе играет человеческая память. Никакое значимое действие немыслимо вне процессов памяти, потому что протекание даже самого элементарного психологического действия обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим.

20 стр., 9829 слов

Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

... методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности. Объект исследования: личность подростка. Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка. Задачи исследования: - уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера ... Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ...

В школьные годы нагрузка на память постоянно возрастает по всем предметам. Множество учеников просто не могут этого выдержать, хотя прекрасно себя зарекомендовали. Никто не наделен идеальной памятью в той степени, в которой можно говорить об идеальной координации у некоторых людей. Некоторые люди имеют прекрасную память на лица, другие — феноменальную музыкальную память, они могут назвать мелодию в мгновение ока. Третьи известны своими способностями, помнить мельчайшие подробности. Но, ни у кого в мире нет идеальной памяти на всё сразу. Именно поэтому я считаю, что данная проблема является актуальной до сих пор.

Моя курсовая работа будет практически значима для учеников и студентов, она поможет им скорее усваивать необходимую информацию и легко воспроизводить её. Так же это исследование будет полезно учителям и лекторам университетов, если они хотят, чтобы их ученики и студенты легко и быстро запоминали нужные им сведения.

Таким образом, актуальность данного исследования на сегодняшний день определяется социальной и практической значимостью.

Объект изучения – память.

Предметом исследования представленной курсовой работы являются особенности долговременно и кратковременной памяти у подростков.

Цель курсовой – изучение особенности долговременной и кратковременной памяти у подростков.

Перед исследователем ставятся следующие задачи:

— на основе анализа литературных источников детализировать представления об особенностях использования кратковременной и долговременной памяти;

— исследовать объем воспроизведения информации подростками, в зависимости от того, несет она смысловую нагрузку или нет;

— предоставить практические рекомендации психологам, которые будут проводить консультативные занятия с подростками, самим подросткам (ученикам, студентам), а так же преподавателям и лекторам, с целью повышения качества воспроизведения запоминаемой информации учениками и студентами.

Гипотеза исследования заключается в следующем: в силу особенностей возраста и развития подростков, текст, несущий смысловую нагрузку запоминается и воспроизводится лучше, чем материал, не имеющий содержательной и смысловой подоплеки, а лишь состоящий из несвязанных между собой структур.

Методологическая база и источники исследования.

В данной работе применяются методы сравнительного, математического и статистического анализа в процессе исследования феномена памяти, ее видов — кратковременной и долговременной. В качестве источников исследования выступают труды таких ученых как: Аткинсон Р., Блонский П.П., Вейн А.М., Каменецкая Б.И., Громова Е.А., Зинченко Т.П., Клацки Р., Лурия А.Р., Ляудис В.Я., Маклаков А. Г., Немов Р.С., Норман Д.А., Роговин М.С., Рубинштейн С.Л., Смирнов А.А., Солсо Р.Л., Хофман И.

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; 3) фокус ... Таким образом, тесная связь запахов с памятью и их способность быстрее всего пробуждать память, позволяет создать ситуацию, когда при формировании ...

Методы и методики:

I Методы теоритического анализа (анализ литературных источников)

II Психодиагностические методы: тестирование (тест «Долговременная память»)

Исследование в данной работе проводится методом эксперимента и математико-статистического анализа.

Теоретическая значимость: работа вносит некоторый вклад в детализацию представлений об особенностях долговременной и кратковременной памяти у подростков.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы психологами для разработки рекомендаций или проведения консультативных занятий с подростками. Так же данное исследование будет полезно самим студентам или ученикам в целях улучшения качества запоминаемой и воспроизводимой ими информации. Эта курсовая работа будет так же интересна и практически значима для преподавателей и лекторов, с целью повышения качества обучения.

Выборку исследования составили:

10 подростков различного пола (7 девушек и 3 юношей), возрастом 18 лет, учащиеся первого курса университета.

ГЛАВА I Теоретические аспекты исследования долговременной и кратковременной памяти у подростков

1.1 Подходы к определению памяти. Классификация

Психический мир человека крайне многообразен и разносторонен, благодаря высокому уровню развития психики он многое может и умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое движение, впечатление, переживание оставляют след в нашей памяти, который может сохраняться длительное время и при определенных условиях проявляться вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью следует понимать запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Запоминание информации или ее запечатление лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта деятельности субъекта. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности. При этом процесс поступления информации в память носит избирательный характер. Фиксируются не все впечатления, а только те, которые значимы для управления поведением. Эти впечатления интегрируются и хранятся в памяти в виде некой целостной структуры, в которой отражаются объективные взаимосвязи внешних объектов. В настоящее время установлено, что процессы, лежащие в основе памяти, активны и должны рассматриваться как особого рода мнестическая деятельность с присущим ей активным поиском нужной информации….

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

На основе анализа литературных источников было детализировано представление об особенностях кратковременной и долговременной памяти.

Было выявлено, что кратковременная память перерабатывается самый большой объем информации, отсеивая ненужную и оставляя потенциально полезную. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти изменёнными сведениями. Долговременная память обеспечивает продолжительное удерживание знаний, умений и навыков, характеризуется огромным объемом сохраняемой информации.

4 стр., 1801 слов

Память. Виды памяти. Мнемотехника

... имеющуюся у него информацию. Другая характеристика памяти - точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Важнейшей характеристикой памяти является длительность, ...

Благодаря тому, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно, в памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений.

При исследовании объема воспроизведения информации подростками были получены интересные результаты. Чуть меньше половины подростков (40%) обладают отличным уровнем воспроизведения долговременной информации, однако кратковременную информацию на отличном уровне воспроизводят лишь 20% испытуемых. Так же следует заметить, что текст, несущий смысловую нагрузку воспроизводится испытуемыми гораздо лучше, чем просто перечень не связанных между собой слов. Это означает, что, для лучшего понимания, запоминания и качества воспроизведения информации следует подвергать текст смысловой обработке, а не просто механически запоминать его.

Так же в курсовой работе были представлены практические рекомендации психологам, которые будут проводить консультативные занятия с подростками, самим подросткам (ученикам, студентам), а так же преподавателям и лекторам, с целью повышения качества воспроизведения запоминаемой информации учениками и студентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях жизни, в связи с постоянным увеличением объёма научной, социальной, культурной, художественной и других видов информации, развитием информационных и производственных технологий личности необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, осмысливать и перерабатывать его. Большую роль в этом процессе следует отдать человеческой памяти. Никакое значимое действие невозможно вне процессов памяти, потому что протекание даже самого элементарного психологического действия обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим.

В школьные и студенческие годы нагрузка на память постоянно возрастает по всем предметам. Для большинства учеников это является тяжелым испытанием, поскольку никто не наделен идеальной памятью, кто-то имеют прекрасную память на лица, другие — феноменальную музыкальную память, третьи способны помнить мельчайшие детали. Но, ни у кого в мире нет идеальной памяти на всё сразу. Именно поэтому я считаю, что данная проблема является актуальной до сих пор.

Моя курсовая работа будет иметь практическое значение для учеников и студентов, она поможет им самосовершенствоваться, быстрее усваивать необходимую информацию и легко воспроизводить её. Так же это исследование будет полезно учителям и лекторам университетов, если они хотят, чтобы их ученики и студенты легко и быстро запоминали нужные им сведения.

Таким образом, актуальность данного исследования на сегодняшний день определяется социальной и практической значимостью.

Исходя из результатов исследования, следует отметить, что в силу особенностей возраста и развития, подростки запоминают и воспроизводят текст, несущий смысловую нагрузку лучше, чем материал, состоящий только из несвязанных между собой, по содержанию и смыслу, структурных элементов.

Подобный вывод полностью подтверждает заявленную гипотезу.

Так были разработаны практические рекомендации психологам, которые будут проводить консультативные занятия с подростками, самим подросткам (ученикам, студентам) для их самосовершенствования, а так же преподавателям и лекторам, с целью повышения качества воспроизведения запоминаемой информации учениками и студентами.

3 стр., 1150 слов

Исследование памяти в когнитивной психологии

... информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость. 3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение) 1 блок памяти – сенсорная память ... преперцепции - Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология. § Рисунок внимания. Метафора прожектора. § Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание ...

Цели данной работы были достигнуты, основные задачи решены.

Список литературы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения – М.: Прогресс, 1980. – 528 с.

2. Блонский П.П. Память и мышление – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека – М.: Наука, 1973. – 208 с.

4. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы – М.: Наука, 1980. – 180 с.

5. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

6. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы – М.: Мир, 1978. – 319 с.

7. Лурия А.Р. Внимание и память – М.: МГУ, 1975. – 104 с.

8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития – М.: МГУ, 1976. – 254 с.

9. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

10. Немов Р.С. Психология: учебник – М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2011. – 639 с.

11. Норман Д.А. Память и научение – М.: Мир, 1985. – 158 с.

12. Психология памяти / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 656 с.

13. Роговин М.С. Проблемы теории памяти – М.: Высшая школа, 1977. – 180 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

15. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти

16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

17. Солсо Р.Л. Когнитивная психология – Пер. с англ. – М.: «Тривола», М.: «Либерия», 2002. – 600 с.

18. Хофман И. Активная память – М.: Прогресс, 1986. – 312 с.