Младший школьный возраст

Тема. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Социальная ситуация развития

Внутренняя сторона ССР:

Психологическая готовность к школе (ПГШ) — система психических особенностей ребенка (уровня развития сознания, личности), которые являются предпосылками овладения учебной деятельностью, т. е. перехода к систематическому школьному обучению.

Компоненты ПГШ:

1) Мотивационная готовность

— социальные мотивы (Стремление идти в школу связано с желанием занять новый социальный статус, высоко оцениваемый другими людьми);

— познавательные мотивы (любознательность).

2) Произвольность поведения

— способность ребенка управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и требованиями, следование образцу.

3) Социально-психологическая готовность

— понимание ребенком смысла новых социальных отношений (школьных), умение общаться с разными взрослыми в зависимости от их социальной роли и ситуации общения, умение общаться со сверстниками.

4) Интеллектуальная готовность — определенный уровень развития познавательных психических процессов, знания об окружающем мире.

Внешняя сторона ССР: Новые требования, которые предъявляются ребенку в связи со школой. Связаны с режимом дня, поведением на уроках, усвоением новых знаний. Школой начинают оцениваться поведение и достижения ребенка. Эти оценки определяют отношение к ребенку учителя, родителей, сверстников.

Ведущая деятельность — учебная.

Структура учебной деятельности:

1. Мотивы

— Адекватные: учебно-познавательные, мотивы саморазвития и самосовершенствования.

— Неадекватные: получение вознаграждения, избежание наказания, соревновательные мотивы.

2. Учебные задачи — задачи научиться чему-либо.

3. Учебные действия — способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

4. Действия самоконтроля — определение соответствия своих учебных действий заданному образцу или условиям учебного задания.

5. Действия самооценки — сравнение полученного результата с эталоном.

На протяжении младшего школьного возраста ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

Интеллектуальное развитие

Переход к словесно-логическому мышлению.

В процессе овладения научными знаниями происходит развитие умственных операций:

— установление причины и следствия,

— анализ и синтез,

— выделение существенного и несущественного,

— обобщение,

— определение понятия и др.

Ребенок пытается осознать свои психические процессы и управлять ими (метапознание).

Память и внимание становятся произвольными.

Ребенок начинает осваивать способы осмысленного запоминания.

В младшем школьном возрасте важным достижением в речевом развитии является овладение письменной речью.

Дети обучаются

чтению (пониманию письменной речи)

письму (построению собственной письменной речи)

Развитие личности

Потребностно-мотивационная сфера

— учебно-познавательные мотивы в концу мл.шк. возраста

— игровые мотивы

— во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого

— принятие и одобрение со стороны взрослого

Развивается осознанность мотивов.

Эмоционально-волевая сфера

Возрастает способность осознавать свои переживания и контролировать процесс их выражения.

На протяжении мл.шк. возраста развивается произвольность поведения детей, что связано с развитие внутреннего плана деятельности.

Самосознание

К концу периода в Образе Я ребенка возрастает количество характеристик, описывающих поведение, черты характера, интересы, увлечения. Начинают описывать переживания, размышления о себе (т.е. образ Я наполняется внутриличностным содержанием).

Самооценка:

— развиваются действия самооценивания,

— развивается критичность к себе,

— возрастает адекватность самооценки и ее обоснованность (связано с углублением знаний о себе, развитием умения анализировать свои действия, поступки),

НОВООБРАЗОВАНИЯ

— внутренний план деятельности

Дети могут планировать выполнение деятельности, задания, выполняют действия во внутреннем плане.

— произвольность психических процессов

— рефлексия в учебной деятельности — способность осознать и обосновать свои действия, осознание границ своих возможностей, зун.

— умение учиться

Составляющие умения учиться:

— способность осознать границы своих знаний, т. е. понимание того, что я знаю, а что нет, чему мне нужно научиться, чтобы решить эту задачу (рефлексивные действия);

— умения самостоятельно добывать научные знания и самостоятельно ориентироваться в новой информации;

— учащийся постоянно стремится искать недостающие знания, развивать в себе необходимые умения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector