Тема. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Социальная ситуация развития Внутренняя сторона ССР: Психологическая готовность к школе (ПГШ) — система психических особенностей ребенка (уровня развития сознания, личности), которые являются предпосылками овладения учебной деятельностью, Компоненты ПГШ: 1) Мотивационная готовность — социальные мотивы (Стремление идти в школу связано с желанием занять новый социальный статус, высоко оцениваемый другими людьми); — познавательные мотивы (любознательность). 2) Произвольность поведения — способность ребенка управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и требованиями, следование образцу. 3) Социально-психологическая готовность — понимание ребенком смысла новых социальных отношений (школьных), умение общаться с разными взрослыми в зависимости от их социальной роли и ситуации общения, умение общаться со сверстниками. 4) Интеллектуальная готовность — определенный уровень развития познавательных психических процессов, знания об окружающем мире. Внешняя сторона ССР: Новые требования, которые предъявляются ребенку в связи со школой. Связаны с режимом дня, поведением на уроках, усвоением новых знаний. Школой начинают оцениваться поведение и достижения ребенка. Эти оценки определяют отношение к ребенку учителя, родителей, сверстников. Ведущая деятельность — учебная. Структура учебной деятельности: 1. Мотивы — Адекватные: учебно-познавательные, мотивы саморазвития и самосовершенствования. — Неадекватные: получение вознаграждения, избежание наказания, соревновательные мотивы. 2. Учебные задачи — задачи научиться чему-либо. 3. Учебные действия — способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. 4. Действия самоконтроля — определение соответствия своих учебных действий заданному образцу или условиям учебного задания. 5. Действия самооценки — сравнение полученного результата с эталоном. На протяжении младшего школьного возраста ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Интеллектуальное развитие Переход к словесно-логическому мышлению. В процессе овладения научными знаниями происходит развитие умственных операций: — установление причины и следствия, — анализ и синтез, — выделение существенного и несущественного, — обобщение, — определение понятия и др. Ребенок пытается осознать свои психические процессы и управлять ими (метапознание). Память и внимание становятся произвольными. Ребенок начинает осваивать способы осмысленного запоминания. В младшем школьном возрасте важным достижением в речевом развитии является овладение письменной речью. Дети обучаются чтению (пониманию письменной речи) письму (построению собственной письменной речи) Развитие личности Потребностно-мотивационная сфера — учебно-познавательные мотивы в концу мл.шк. возраста — игровые мотивы — во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого — принятие и одобрение со стороны взрослого Развивается осознанность мотивов. Эмоционально-волевая сфера Возрастает способность осознавать свои переживания и контролировать процесс их выражения. На протяжении мл.шк. возраста развивается произвольность поведения детей, что связано с развитие внутреннего плана деятельности. Самосознание К концу периода в Образе Я ребенка возрастает количество характеристик, описывающих поведение, черты характера, интересы, увлечения. Начинают описывать переживания, размышления о себе (т.е. образ Я наполняется внутриличностным содержанием). Самооценка: — развиваются действия самооценивания, — развивается критичность к себе, — возрастает адекватность самооценки и ее обоснованность (связано с углублением знаний о себе, развитием умения анализировать свои действия, поступки), НОВООБРАЗОВАНИЯ — внутренний план деятельности Дети могут планировать выполнение деятельности, задания, выполняют действия во внутреннем плане. — произвольность психических процессов — рефлексия в учебной деятельности — способность осознать и обосновать свои действия, осознание границ своих возможностей, зун. — умение учиться Составляющие умения учиться: — способность осознать границы своих знаний, — умения самостоятельно добывать научные знания и самостоятельно ориентироваться в новой информации; — учащийся постоянно стремится искать недостающие знания, развивать в себе необходимые умения. |
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: