Младенческий возраст

Основные данные о работе

Версия шаблона2.1ФилиалНижегородскийВид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныПсихология развития и возрастная психологияТемаМладенческий возрастФамилия студентаГорячеваИмя студентаСветланаОтчество студентаНиколаевна№ контракта09200090701013

Содержание

Основные данные о работе

Введение

. Понятие кризиса в психическом развитии

. Общая характеристика новорожденности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения. Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от ...

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л.А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых — Эриксон Э.

Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав, списка литературы и глоссария.

В первой главе рассмотрено понятие кризиса в психическом развитии человека в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского.

Вторая глава посвящена общей характеристики новорожденности. Дано определение новорожденного, младенца.

В третьей главе рассмотрено психическое развитие младенца.

1.Понятие кризиса в психическом развитии

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Ниже приведены классификации Э. Эриксона и Л.С. Выготского, как наиболее известные и широко используемые в научном обществе.

Классификация Э. Эриксона:

1.от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

2.от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

.от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

6 стр., 2611 слов

Психологические кризисы в жизни человека

... индивидуальных кризисов в жизни современного человека. 1. Психологические кризисы в жизни человека. Теоретический аспект В современной психологии под термином психологический кризис принято понимать «состояние психической ... Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: ...

.от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

.от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

.от 20 до 25 (ранняя зрелость);

.от 26 до 64 (средняя зрелость);

.от 65 (поздняя зрелость).

Основание возрастной периодизации по Выготскому Л.С. внутреннее изменение самого развития — это новообразование.

1.Новообразование — новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь весь ход его развития в данный период. Появляются в двух сферах: познавательная (новый уровень развития познавательных процессов); личностная (готовность к учебе, соподчинение мотивов).

2.Надо учитывать динамику переходов от одного возраста к другому, развитие не происходит равномерно. Спокойные или стабильные моменты чередуются с критическими периодами в жизни человеческого индивида.

Стабильные периоды: плавное незаметное внутреннее изменение; совершается путем микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Критические периоды: резкие капитальные сдвиги и переломы в психике ребенка; развитие бурное, стремительное; границы неотчетливы; дети обнаруживают трудновоспитуемость. Если родители меняются вслед за детьми, кризисы проходят спокойно. У каждого человека кризисы проходят индивидуально. Негативный характер развития, развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную. В критические периоды также есть новообразования, но они носят переходный характер и не входят в интегральную структуру личности. Имеют трехчленное строение: предкритическое, критическое, посткритическое.

19 стр., 9384 слов

Подход Берта Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов

... участие супружеские пары в возрасте 22-35 лет, 6 женщин 6 мужчин, всего 12 человек. Вместе 5 лет, период ненормативного кризиса длится на протяжении ... нерешенные проблемы будут тормозить прохождение семьей следующие стадии развития. [2] Ненормативные семейные кризисы – это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного ...

Периодизация кризисов в психическом развитии Л.С. Выготского следующая:

Кризис новорожденности,

— 2 мес.,

Кризис 1 г.,

Кризис З лет,

Кризис 7 лет,

Кризис 13 лет,

Кризис 18 лет.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике ребёнка и тех отношений, которые установились с социальной средой.

Понятие возраста тесно связано и с уровнем психологического развития детей. Следует отметить, что разные ученые по-разному определяют понятие возраста.

Если Л.С. Выготский определяет возраст, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою определенную структуру и динамику, то Р.С. Немов определяет возраст как своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только данному период особенностями.

Возраст можно разделить на физический (или временной) и психологический.

Время жизни в днях, месяцах, годах, прошедших с момента рождения человека, — это физический или временной или хронологический возраст. На фоне физического возраста проходит процесс психического развития человека, его становление как личности.

Психологический возраст указывает на достигнутый к определенному физическому возрасту уровень психологического развития. Л.С. Выготский считал, что психологический возраст — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Иногда бывает так, что физический возраст ребенка пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему ребенку. А бывает и наоборот.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Возраст — это временная характеристика развития каждого отдельного человека.

Индивидуальное развитие человека происходит только во времени. Рассматривая понятие возраста, следует указать на единство общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека.

Именно поэтому возраст не только количество прожитых лет человеком, но и его внутреннее содержание, его духовное развитие, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы.

Люди отличаются друг от друга именно своим внутренним миром. Благодаря своему внутреннему миру человека можно говорить о непохожести, неповторимости, оригинальности людей.

И человек в целом, и его временные характеристики (возраст) есть по сути своей взаимопроникновение, взаимопереплетение природы и истории, биологического и социального. Возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно и онтогенетическими и биографическими изменениями.

Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, новых людей, всякого рода испытаний и т.п., — называется сензитивностью.

Особенностям сензитивности уделяли внимание многие ученые.

Так, некоторые западные психологи считают, что во время эмбрионального развития человека и других млекопитающих есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет соответственно к его замедлению и в будущем. В соответствии с данной теорией, если в детстве в сензитивный период какая-либо функция ребенка не развивается, то ее коррекция, а следовательно, и развитие в будущем невозможна.

5 стр., 2357 слов

7 Лекции по психологии развития. «Новорожденность» Период новорожденности План

... жизни новорожденного ребенка и определяет ее, т.к. является единственной формой регуляции на данном возрастном этапе. Вопрос 2: Рефлексы новорожденного Новорожденность – единственный период в жизни человека ... , когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Поэтому понять, что дает ребенку природа ...

По мнению российских ученых (Д.Б. Элькина, Б.Г. Ананьева, М.М. Кольцова), придерживающихся противоположной точки зрения, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом и придется столкнуться с некоторыми трудностями.

В лабораторных условиях были установлены благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Был установлен волнообразный характер данных периодов. Иными словами периоды активного развития сменяются периодами небольших спадов.

Также российскими учеными было введено в психологию понятие «критический период». Первым кто его использовал был Л.С. Выготский.

Под критическим периодом Л.С. Выготский понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. В этот момент развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. Л.С. Выготский считал, что развитие в этот момент в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но ученый отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, — их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается несколько критических периодов.

4 стр., 1956 слов

Психолого-педагогические аспекты развития ребенка в период внутриутробного развития

Чтобы осознать те огромные потенциальные возможности развития человека в лоне матери и влияние пренатальных процессов на постнатальное здоровье человека, мы должны выяснить, что же происходит на пренатальной стадии развития человека. Этот ранний период жизни человека представляет собой уникальную возможность для проведения ранней профилактики психологических, эмоциональных и физических отклонений ...

Л.С. Выготский выделял несколько таких периодов (приложение А):

период новорожденности,

трех лет,

шести-семи лет,

подростковый период.

Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.

Возрастные кризисы — это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне, и перешел в следующий психологический возраст.

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4-6 недель).

Период младенчества длится от 4-6 недель до одного года.

Кризис новорожденности — это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни. Постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т.е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах. Развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например, на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов — зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2-3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5-6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления».

С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя, таким образом, его ориентировочные реакции.

При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.

Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т.д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать нескоординированные движения.

В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение с взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.

Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка… является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть, прежде всего, развитие средств его общения с взрослыми»

М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении с взрослыми.

Р. Шпитц и Ф.А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4-5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.

Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, — тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное — препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

психический кризис новорожденность младенец

2. Общая характеристика новорожденности

Новорожденный — ребенок в начальном периоде приспособления к условиям внеутробного существования. Период новорожденности начинается после первого вдоха; длительность его, условно принятая в большинстве стран, равна приблизительно 3-4 неделям жизни. После перерезки пуповины прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Периоду новорожденности предшествует внутриутробный рост и развитие (антенатальный период).

Длительность периода новорожденности зависит от исходного состояния, функциональной зрелости младенца и условий внешней среды, в которой он находится после рождения. Первые 3 часа и первые 3-4 дня после рождения являются важными жизненными этапами, когда происходят наиболее значительные и быстрые преобразования и становление основных функций. При определении длительности периода новорожденности необходимо тщательное наблюдение за развитием каждого ребенка и всесторонний учет морфологических и функциональных изменений. В индивидуально различный период времени происходят функциональные и морфологические изменения с незаметным переходом к последующему грудному возрасту.

Общепринято распределение всех новорожденных на доношенных и недоношенных. В каждом отдельном случае при определении доношенности или недоношенности нужно учитывать совокупность морфологических и функциональных признаков, а также сведения о длительности и особенностях внутриутробного развития.

При массовых анализах — демографических исследованиях и статистических разработках — следует руководствоваться общепринятым простым и объективным критерием и к доношенным причислять новорожденных с весом при рождении 2500 г и выше при длине тела не менее 45 см, а к недоношенным — живорожденных, имеющих вес меньше 2500 е.

Здоровый доношенный новорожденный при соответствующих антропометрических и других морфологических показателях (вес, длина тела, окружности головы, груди и пр.) имеет и хорошо выраженные функциональные признаки. Он громко кричит, хорошо сосет, сохраняет относительное постоянство температуры тела, дыхание его не нарушается, артериальное кровяное давление на должном уровне и с каждым днем повышается, пульс относительно равномерный, хорошо выражен мышечный тонус, нет отклонений в рефлекторной сфере и возрастной иммунобиологической реактивности.

Вместо общепринятого определения доношенный или недоношенный предлагалось пользоваться другими обозначениями — зрелый или незрелый. Эти предложения не получили признания и такая терминология в основе своей порочна. Незрелость — индивидуальное свойство, присущее как преждевременно, так и своевременно родившимся, недоношенным и доношенным. Так, например, новорожденный с болезнью Дауна, будучи вполне доношенными и по срокам рождения, и по весоростовым показателям, функционально незрелы вследствие недоразвития центральной нервной системы. С другой стороны, преждевременно родившиеся недоношенные дети нередко в функциональном отношении оказываются достаточно зрелыми для приспособления к условиям внеутробного существования.

Функциональное состояние родившегося ребенка зависит не только от длительности, но и от условий внутриутробного развития. Организм беременной является своеобразной биологической средой для плода. Между организмом матери и плода имеется постоянная взаимосвязь, и развитие плода зависит от состояния здоровья беременной, условий ее жизни и совокупности факторов окружающей среды, состояния плацентарного кровообращения и пр. Поэтому, сохраняя общепринятую группировку, следует выяснять индивидуальные особенности и в качестве дополнения обозначать, в какой мере и в каком отношении ребенок зрелый или незрелый.

В качестве объективного критерия для установления доношенности, недоношенности и степени зрелости, новорожденных давно предлагалось устанавливать сроки появления и развития ядер окостенения. Однако этот признак непостоянный и сам по себе изолированно взятый мало доказателен для определения доношенности и зрелости новорожденных, он может быть использован лишь в общей совокупности морфологических и функциональных данных.

В группе доношенных новорожденных приходится выделять недоупитанных детей, у которых соотношение веса и роста указывает на наличие трофических нарушений в период внутриутробного развития, связанных большей частью с состоянием матери. При длине тела 48-50 см вес при рождении у них может быть в пределе 2550-2800 г, а весо-ростовой показатель ниже 60 (51-56).

Если такая недоупитанность сочетается с рядом функциональных нарушений, то можно говорить о врожденной гипотрофии. Практически таких новорожденных в целях профилактики и уменьшения заболеваемости и смертности необходимо выделять для организации соответствующего ухода и обслуживания.

Функциональное состояние новорожденных в значительной мере зависит и от условий рождения. Общеизвестно, что асфиксия и внутричерепные родовые травмы отрицательно влияют и заметно уменьшают функциональные возможности приспособления к внеутробным условиям существования. Поэтому среди доношенных и недоношенных новорожденных следует выделять травмированных внутриутробно или при рождении. Физиологическая незрелость часто является следствием неблагополучного рождения и даже еще внутриутробного повреждения.

Развитие новорожденных подчинено общим биологическим закономерностям. Наследственность и условия внешней среды оказывают влияние на развитие, как в антенатальном периоде, так и после рождения. Функциональное развитие иногда опережает морфологическую готовность, а становление отдельных функций стимулирует структурные преобразования, и, наоборот, морфологическая дифференциация приводит к возникновению соответствующей функции. Каждому возрастному этапу соответствует определенная степень общего развития. Поэтому не обоснованы суждения о недостаточности развития и функциональной слабости без учета соответствия структуры и функции возрастным особенностям и возможностям.

Вес и рост новорожденных являются простыми и наиболее объективными показателями его общего развития. Средний вес при рождении, по данным большинства авторов, составляет 3200-3400 г для мальчиков и 3000-3250 г для девочек, рост — 48-50 см и весоростовой индекс для доношенных 60-70. Индивидуальные отклонения средних величин зависят от порядковости беременности и родов, возраста и весоростовых особенностей родителей, а главное от гигиенических условий труда и быта беременных, в особенности питания и пр. Функциональные нарушения при длительных заболеваниях во время беременности отрицательно влияют на развитие плода и на вес новорожденного. Значительные социально-экономические изменения в жизни народов отражаются на показателях физического развития рождающихся детей. Так, в годы минувшей войны и экономического неблагополучия средний вес новорожденного уменьшился в большинстве западноевропейских стран. Проведенные исследования установили, что после некоторого снижения в период Отечественной войны средний вес новорожденных в последующем оказался выше, чем в довоенные годы.

Жизненные процессы в целостном организме новорожденных взаимосвязаны, взаимообусловлены и координированы. В основе жизненных процессов лежат рефлекторные реакции, и потому первостепенное значение имеет выяснение особенностей развития нервной системы, регулирующей и интегрирующей функции у новорожденных.

Развитие нервной системы в онтогенезе человеческого организма отражает основные биогенетические закономерности филогенеза. Закладка нервной системы начинается на ранних этапах развития, но формирование головного мозга происходит во второй половине внутриутробного периода. К моменту рождения спинной мозг более закончен в своем развитии, чем головной. По химическому составу мозг новорожденного содержит относительно большое количество воды и белковых веществ и сравнительно мало липоидов. Мозговые центры в спинном, продолговатом мозге и подкорковой области, регулирующие основные вегетативные функции, достаточно развиты у новорожденных, а гипоталамическая область играет важную роль в регуляции его жизненных процессов. Мозжечок мал и относительно слабо развит, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды. У новорожденного кора относительно тоньше, чем у детей старшего возраста. Корковые слои недостаточно развиты, и корковые центры еще не сформированы.

Морфологические закономерности развития нервной системы в значительной мере определяют функциональные особенности новорожденных.

В процессе развития происходит усложнение нервной деятельности. Соотношение организма новорожденных с внешней средой осуществляется рефлекторной деятельностью мозговых центров, расположенных на различных уровнях, в том числе и в ближайшей к большим полушариям подкорковой области. К моменту рождения у ребенка еще не сформировались все врожденные рефлекторные механизмы, и они оказываются достаточными только при хорошем уходе.

Безусловные рефлексы развиваются под влиянием внешней среды, и на их основе происходит постепенное усложнение нервной деятельности — возникновение и развитие условных рефлексов. Имеются основания предполагать, что кора больших полушарий у новорожденных в известной мере функционально готова к возникновению условных рефлексов, и они начинают образовываться вскоре после рождения. Вопрос о сроках образования первых натуральных и искусственных условных рефлексов еще недостаточно выяснен. До конца первого месяца жизни они крайне непостоянны, неустойчивы и слабо выражены. Первые сочетанные или условные рефлексы выявляются к 12-14 дню после рождения, а иногда и раньше. Самые ранние натуральные условные рефлексы связаны с кормлением. На базе пищевых реакций по мере развития анализаторов и под влиянием воздействий внешней среды расширяются условные связи, усложняется и совершенствуется высшая нервная деятельность.

Развитие двигательных функций начинается на самых ранних этапах онтогенеза. У новорожденных движения сохраняют основные черты внутриутробного периода и протекают под знаком превалирующего воздействия талямопаллидарной системы. По мере включения тормозной и интегративной функций подкорковых центров и особенно коры головного мозга умеряются диффузность и беспорядочность движений, они постепенно становятся более координированными. Первый крик и вдох — чисто рефлекторные движения, как и чихание, икота, зевота, защитный пальпебральный рефлекс (мигание и зажмуривание), а также сосательные движения. Новорожденный находится в постоянном движении и даже во сне движения прекращаются только на короткое время. Подвижность резко усиливается при беспокойстве, различных раздражениях, особенно при голодном возбуждении. Двигательное беспокойство умеряется при сосании груди, иногда соски, а также при быстрой перемене положения из горизонтального в вертикальное.

Рефлекторные лабиринтные реакции начинают формироваться еще во внутриутробном периоде на 3-5-м месяце беременности. После рождения у здоровых детей наблюдается ряд лабиринтных реакций: компенсаторное отклонение головы при вращении, отклонение глаз при поворотах головы и пр. При быстром переводе из горизонтального в вертикальное положение у новорожденных наблюдаются рефлекторные изменения пульса, а также артериального кровяного давления.

Рефлексы у новорожденных можно вызвать с различных участков кожи и слизистых. Спинальные рефлексы в этом возрасте усилены, а рефлексы, связанные с центрами в головном мозге, ослаблены.

Кроме обычных рефлексов, у новорожденных имеются специфические, присущие только этому возрасту. Специфическими для новорожденных являются: хоботковый рефлекс — трубкообразное вытягивание губ при легком поколачивании щеки около углов рта, рефлекс Менделя-Бехтерева — сокращение круговой мышцы глаза при легком ударе по краю орбиты, глазной феномен Пейпера — сужение зрачка, смыкание век и сильное откидывание головы назад при резком внезапном свете. Особое значение имеет тонический рефлекс рук — рефлекс Робинсона — обхватывание и крепкое сжатие предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони, а также рефлекс Бабинского — тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное — всех остальных пальцев при раздражении внутренней поверхности стопы. Рефлекс Моро — симметричное обхватывающее движение ручек с легким сгибанием в локтях при похлопывании но ягодицам или надавливании на мышцы бедер. Рефлекс Таланта — дугообразное сгибание всего тела при поглаживании спины между позвоночником и лопаткой. Феномен ползания Бауэра — при положении на животе с приведенными колонками ребенок разгибает ножки, отталкивается и ползет, упираясь в приставленную ладонь при легком толчке или прикосновении к подошве. Мышечный тонус относительно повышен, особенно отчетливо обозначается гипертония конечностей с явным преобладанием сгибательных мышечных групп. Анализаторы интенсивно развиваются по мере адаптации к условиям внеутробного существования и в зависимости от развития деятельности головного мозга и его высших отделов. Анализаторы развиваются неравномерно: раньше — сравнительно простые и непосредственные (вестибулярные рецепторы, кожная чувствительность, обоняние и вкус), а позднее дистантные — слух и зрение.

Из различных видов кожной рецепции у новорожденных лучше развита тактильная чувствительность. На легкие раздражения кожи он отвечает двигательными реакциями. Зоны наибольшей чувствительности — веки, щеки, кожа вокруг рта, внутренние поверхности кисти и стопы. Кроме обобщенных двигательных реакций, отмечаются и местные- защитный рефлекс с век, сосательный, хватательный. Наличие тактильных восприятий не означает, что у новорожденных имеется осязание как дифференцированная тактильная реакция. Болевая чувствительность выражена сравнительно слабее, но болевые рефлексы вызываются уже в первые часы после рождения. Наиболее чувствительной к уколу является тыльная и особенно подошвенная поверхность стопы. Температурная чувствительность отмечается и у преждевременно родившихся недоношенных детей.

С первых часов жизни ребенок живо реагирует на местные тепловые и особенно холодовые раздражения. Электрическая чувствительность кожи сравнительно слабая. Чем меньше возраст ребенка, тем менее выражена электрическая возбудимость мышц и нервов.

Показатели двигательной хронаксии зависят от функционального состояния новорожденных. У недоношенных, а также родившихся в состоянии гипотрофии электрическая возбудимость менее выражена, чем у крепких и здоровых доношенных детей.

Электропроводность кожи сравнительно высокая.

Различные виды кожной чувствительности примитивны: нельзя отметить точной локализации, количественной или качественной оценки болевых, тактильных, температурных и других раздражений.

Обоняние отмечается с первых часов жизни в виде реакции на различные запахи. В обонятельном рецепторном механизме преобладает система тройничного нерва, и потому в первые дни жизни более отчетливы реакции на запахи (аммиак, уксусная кислота и пр.).

Интенсивность и характер обонятельных реакций зависят не столько от качества запахов, сколько от концентрации и силы воздействующих веществ. У новорожденных имеется функциональная связь обонятельного рецептора с подкорковыми и спинальными мозговыми центрами, в частности с дыхательным центром.

Психическое развитие младенца

Нервная система ребенка к моменту его рождения в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. До момента рождения ребенка развитие его нервной системы определялось количеством нервных клеток и ее строением. В дальнейшем развитие нервной системы выражается в увеличении веса головного мозга.

Продолжается процесс миелинизации, т.е. образования оболочки вокруг нервных волокон. Скорость миелинизации находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

В момент рождения ребенок не просто физически отделяется от матери, в организме которой он развивался. Он попадает в совершенно иные условия существования: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания, шумовое окружение и т.п.

Набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые минуты и часы его жизни: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы, — все это психика новорожденного ребенка. Специфика социальной ситуации развития младенца — беспомощность и полная зависимость от взрослого человека.

Младенец различает соленый, горький, сладкий вкусы, реагирует на звуковые раздражители. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является активное функционирование зрительного и слухового анализаторов.

Установление эмоциональных связей между новорожденным и ухаживающей за ним матерью, осуществляется только после получения способности реагировать нее ее голос, видеть ее лицо. В возрасте примерно 1 месяца младенец, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления.

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Именно комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А появление у ребенка потребности в общении означает, что ребенок из стадии новорожденности переходит собственно в стадию младенчества.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.

Следует отметить, что, дети, оказавшиеся в силу различных причин в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии от своих сверстников. В возрасте 9-10 месяцев у них сохраняется бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх. Они мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду, не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Такие дети вяла, апатичны, не испытывают интереса к окружающей среде. Речь у них появляется также позднее, чем у сверстников. Даже при хорошем гигиеническом уходе такие дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется.

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным. К 3-му месяцу жизни его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы.

В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной, скучной.

Познавательное развитие и в первую очередь, развитие восприятия, младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие ребенка прекрасно можно представить по развитию его двигательной активности. У нормально развивающегося ребенка двигательную активность можно представить следующим образом:

1 месяцхаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак2 месяцасжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды3 месяцаудерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот4 месяцаладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.5 месяцевпротивопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев6-7 месяцевразмахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются8-9 месяцевберет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.10-11 месяцевманипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого проявляется уже в комплексе оживления.

В течение первого полугодия жизни у ребенка формируется речевой слух. Сам ребенок, когда радуется, издает звуки, обычно называемые гулением.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает лепетать. В лепете можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями самого ребенка. Лепет сопровождается обычно выразительной жестикуляцией.

К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми. Сам ребенок произносит в этот же период одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами речи окружающих.

С этого момента начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Между младенческим возрастом (0-1 год) и ранним детством (1-3 года) существует переходный период, называемый кризис 1 года. В этот период формируется потребность в познании окружающего мира. Произносятся первые слова и делаются первые шаги. Формируются элементарные формы восприятия и мышления.

Заключение

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

В своей работе я попыталась рассмотреть проблемы, связанные с анализом психического развития младенцев и кризисов новорожденности. Показала периодизацию кризисов психического развития, данную Л.С. Выготским, рассмотрела кризис новорожденности и кризисы младенчества.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Комплекс оживлениябурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери ( или человека, выполняющего роль матери) и проявляющаяся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.2Кризис(древнегреческий κρίσις — решение, поворотный пункт)- переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Яркий пример кризиса — революция. Может рассматриваться как феномен (нечто непознаваемое), экономический фактор (условие деятельности), политическая, социологическая и экономическая категорий.3Кризис 1 годапереходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.4Кризис 3 летпериод возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».5Мышлениеважная ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.6Новорожденныйребенок с момента рождения до четырехнедельного возраста. Этот период жизни ребенка носит также название неонатального. В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных.7Психикаособая форма отражения субъектом окружающей среды.8Психическое развитиезакономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью и их закономерным характером. В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм отражения психического — как следствие и фактор предыдущих тенденций.9Рефлексопосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.10Условные рефлексы новорожденногорефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.Список использованных источников

.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001., 544с.

.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001., 288с.

.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: МОДЭК, 2005., 431с.

4.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008., 134с.

5.Выготский Л.С. Проблемы возраста. — Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — стр. 244 — 268.

6.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПБ.: 1997., 224с.

.Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: 1997., 144с.

.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПБ.: Питер, 2009. — стр. 320.

.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — стр. 560.

10.Эльконин Д.Б., Детская психология. 3-е изд. — М.: Академия, 2006. — стр. 384.

11.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. — СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд Университетская книга. — 1996., 592с.

Приложение А

Критические периоды по Л.С. Выготскому

периодгодыведущая деятельностьосновные новообразованиямладенчество0-1 год (0-2 месяцев период новорожденности)эмоциональное общение ребенка со взрослымходьба, первые словаранний возраст1-3предметная деятельность«я сам»дошкольный возраст3-7сложная ролевая играпроизвольность поведения, соподчинение мотивов, качество общественностимладший школьный возраст6-7 — 10-11учебная деятельностьпроизвольность психических процессов мышления во внутреннем плане. Развитие рефлекторных способностей.средний школьный возраст, подросток10-11 — 14-15интимно личностное общение в учебной и других видах деятельностиЧувство взрослости, возникновение представлений о себе не как о ребенке.