1. Мировоззрение и его структура и исторические типы

Философия — одна из самых древних и интереснейших областей чело­веческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, как устроен мир, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Это все проблемы мировоззренческой ориентации человека. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем чело­века и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения действий людей. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компо­нента: а)познавательный — предельно обобщенные, систематизированные представления людей о мире и месте в нем человека соответствующие тому или иному сообществу, эпохе; б)ценностно-нормативный — ценности, идеалы, убеждения, верова­ния, нормы и так далее, которыми руководствуется человек или сообщест­во в конкретно исторические периоды; в)эмоционально-волевой — это личные взгляды, убеждения, психоло­гические установки на готовность действовать; г)практический — готовность человека к определенному типу поведения, понимание своего места и роли в конкретной ситуации, в истории вообще.

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: -мифологическое— специфическое, образное, синкретическое пред­ставление о явлениях природы и коллективной жизни; -религиозное — это система обрядовых действий, направленных на ус­тановление определенных отношений со сверхъестественным; -философское — система теоретических взглядов на мир в целом, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Вывод: Мировоззрение — это своего рода духовная призма, через ко­торую воспринимается и переживается все окружающее. Философия-это теоретически сформулированное мировоззрение.

6.Главные особенности и основные проблемы философии Нового времени.

XVII век положил начало новому периоду в развитии философии, ко­торый принято называть философией Нового времени. Происходит переход от исслед-я религиозной проблематики к мирской, от схоластики — к рационализму; от метафизики бытия к метафизике познания. Мировоззрение чел-ка того времени опиралось на веру во всемогущество чел-кого разума. Гл. цель размышлений — подчинение природы чел-ку. Сложилось 2 осн. направления: 1)Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утвер­ждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.(«Путь пчелы» — Ф. Бэкон — метод индукции, т. е. знания накапливаются из единичных чувственных наблюдений, подобно тому как пчёлы собирают мёд с отдельных цветков).

10 стр., 4746 слов

Проблема человека в философии 8

Содержание Введение 1. Проблема антропогенеза 2. Сущность и существование 3. Биологическое и социальное в человеке 4. Индивид, индивидуальность, личность 5. Смысл и цель жизни человека Заключение Список литературы   Введение Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была ...

Выделяют два вида эмпиризма: а) материалистический эмпиризм. Для него характерно признание то­го, что источником чувственного опыта является объективно существую­щий внешний мир; б) идеалистический эмпиризм. Он ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. 2)Рационализм(Декарт, Спиноза, Лейбниц) — предпочитали следовать логике, нежели наблюдениям, деятельности мысли, нежели деятельности чувств, т. е., др. словами, предпочитали «путь паука"(как говорил Бэкон).

Вывод: В философии Нового времени XVII века последовательно проводится мысль о неисчерпаемых возможностях человеческого разума, его познавательной и преобразовательной силе. Эта традиция была развита в эпоху Просвещения.

8.Система и метод философии г. Гегеля

Гегель полагал, что тождество мышления и бы­тия — мысли о предмете и предмета мысли — достижимо в процессе разви­тия. Он

создал грандиозную философскую систему абсо­лютного идеализма, охватывающую весь универсум: природу, общество, человека. В основе системы — «Абсолютная Идея», духовная сущность мира. Идея идеальна, первична по отношению к материальным вещам, содержит «в свернутом виде» план всего мира, целестремительна, на­ходится в постоянном движении. Главное достижение философии Гегеля — разработка им всеобщего метода познания, диалектики как учения о развитии. Мыслитель доказал изменчивость самого бытия и мышления о нем, открыл закономерности этих изменений. Основной недостаток гегелевской философской концепции многие последующие учёные справедливо видели в противоречии между его диалектическим методом и самой системой, завершающей цикл развития в философии самого Гегеля. Но, по сути, философия Гегеля явилась рационализированной христианской религией

12 стр., 5951 слов

Философия 47

Филолсофия. Полякова Наталья Борисовна Тема: Философия и ее роль в жизни человека и об-ва основные способы определения фил и об-ва философия как наука. структура философского знания философия как вид мировоззрения философия как вид философствования Философия (1 определение дал Пифагор это любовь к мудрости С понятием мудрость связывается высший идеал знаний и поведения Демокрит: философская ...

5.Гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возр.(14−16вв.) — это переходная эпоха от Средневековья к Новому времени (от феодализма к капитализму); это возрождение созданных античностью представлений о человеке. Гл.черта философии Возр. — гуманизм, антропоцентризм. Индивид приобретает гораздо большую самостоятельность. Индивид приобретает эпохи Возр. Склонен приписывать свои заслуги самому себе. Если в Античности чел-к был природным существом, т. е. его границы были определены его природой и от него зависело только то, последует ли он природе или нет, то в эпоху Ренессанса Бог даёт чел-ку свободную волю и индивид должен сам решить свою судьбу, определить своё место в мире. Чел-к здесь — не просто природное существо, он творец самого себя, он господин над всей природой. Идеал возрожденческого чел-ка — разносторонность. В отличие от средневекового мастера, кот. достигал мастерства именно в своей сфере, ренессанский мастер видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений. Т.о., осн. объектом философии эпохи Возр. явл-ся чел-к и всё то, что его касается. Однако Бога философия того времени не отрицала. Идеи и теории эпохи Возрождения заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

4.Основные черты философии средневековой Европы.

Средневековая философия развивалась с V -XVвв. Основные черты: -умозрительный тип философствования; -тесная связь с Христианством; -теоцентризм (теос-Бог).

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... половине ХIХ века в рамках неклассической философии Философии марксизма Средние века Эпоху Возрождения Философия отличается от религии тем, что ... Философская позиция, которая источник познания или наиболее ценную его часть видит в разуме, - это … Варианты ответов ... ответов: отождествления Бога и природы противопоставления Бога и природы отождествления Бога и человека противопоставления Бога и человека ...

Бог рассматривался как создатель мира, основа бытия. Человек рассматривался как образ и подобие Бога. Божественные качества человека-это разум и воля. Вообще, вся философия того времени называлась «служанкой богословия».Основной функцией являлось обоснование религиозных постулатов. Философия Средневековья крайне негативно относилась к античной философии, где осн. внимание было сосредоточено на человеке. В развитии средневековой философии можно вы­делить три основных этапа: апологетика и патристика, схоластика, свобо­домыслие.

Апологетика - философия раннего христианства. Осн. задачи:1)защита Христианства от других религий, в частности от античного язычества; 2) теоретическое обоснование вероучения рациональными средствами. Источники апологетики: -философские учения стоиков; -учения Платона и Аристотеля. Патристика — философия «отцов церкви». Гл.представитель — Августин Аврелий. Гл.проблема — проблема веры и разума. Августин Блаженный утверждал, что вера предшествует разуму. Схоластика — «школьная философия», т. е. приспособленная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Гл.представитель — Фома Аквинский, кот. Разработал концепцию веры и разума. Вера и разум не противоречат др.др., они познают одну истину — Бога, но различными путями. Вера изучает Бога непосредственно, а наука и философия — опосредованно, т. е. через сотворённый им мир. Однако предпочтение отдаётся всё-таки истинам веры нежели истинам разума. Свободомыслие проявляется в борьбе номинализма и реализма по по­воду природы «универсалий» (всеобщего).

Реалисты признавали реаль­ность общего как особой самостоятельной сущности, существующей наря­ду с единичными вещами.

Номиналисты считали общее лишь поня­тием, условным термином. Поскольку центром проблематики была приро­да Бога, то номиналисты отстаивали путь опытного, рационального позна­ния, свободы познавательного выбора человека.

7.Проблемы познания в философии И.Канта.

Заслугой Канта стало признание значимости в познавательном процессе как чувственного, так и рационального. Чувственность, утверждал философ, даёт мышлению пищу (информацию), тогда как разум организует и направляет чувства. Вопреки господствовавшему представлению о том, что душа, разум чел-ка — это «сосуд» для накопления знаний, Кант предположил, что следует исходить именно из активности субъекта познания. Обоснованное им положение об активности субъекта познания вошло в гносеологию в качестве одного из определяющих. По Канту, субъект познаёт лишь то, что создал сам, благодаря своим чувственно-разумным способностям. Роль объекта в познании сводится к минимуму. Основой не научного познания, а морального действия выступает у Канта практический разум. Чел-к — не только познающее, но и нравственное существо. Он может ставить и реализовывать высшие цели: добра, чести, долга. При этом движет им воля. Это и есть практический разум Канта.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... и аспекты её осмысления. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и ... Социально-активистская и атеистическая трактовка личности разрабатывается в марксизме. По мнению Э.В.Ильенкова, индивид как ... Гамлета говорит: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в действии! Как ...

10.Фл марксизма, её историч. Значение

Наибольший резонанс в общественном сознании в XX столетии вызвал марксизм. Он стал идеологией и религией для миллионов «униженных и оскорбленных».

Высшая цель марксизма — разработка и теоретич. обоснование освобождения порабощённого чел-ка.

Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии, и вместе с тем как качественно новую ступень развития философского знания.

В издававшейся в период так называемого «социализма» в странах бывшего СССР обширной литературе о марксизме принято было выделять в нем три основные части: философию, политическую экономию и научный социализм (или коммунизм).

В свою очередь философское учение разделялось на диалектиче­ский и исторический материализм.

Особенностью содержательной стороны марксизма стал вывод, к ко­торому пришел Маркс, переосмысливая не только учения Гегеля и Фейер­баха, но и всю предшествующую философию, которую он изучал в уни­верситетах Бонна и Берлина. Гегелевская диалектика как высшее достиже­ние предшествующей философии должна быть переосмыслена материали­стически. В этом случае она будет соответствовать реальной жизни. По су­ти, как позже признавали классики марксизма, речь шла о том же диалек­тическом методе Гегеля, но «перевернутом с головы на ноги». Развивается не идеальная субстанция, абсолютная идея, а материальный процесс жиз­недеятельности людей. В дальнейшем материалистическая диалектика по­лучила наименование диалектического материализма и развивалась преем­никами марксистской философии в бывших странах социалистического лагеря как самостоятельное философское течение.

9 стр., 4476 слов

Русская философия о смысле жизни

... Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. - Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm 7. Смысл жизни в русской философии ... «божественному откровению», о котором говорили богословы. Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно ... от уровня развития «паствы», от ее историко-культурного багажа, менталитета. 3. ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В РАБОТАХ ...

Наибольшее число философских новаций марксизма связано с социумом (обществом).

В основе марксистской концепции, как было отмече­но, лежал принцип материалистического понимания социальных явлений. Этим была преодолена политико-центристская установка, когда общест­венная жизнь и исторический процесс определялись всецело произволом отдельных личностей: политических деятелей, великих полководцев и т. п. Идеи, полагал Маркс, даже самые плодотворные, не могут служить причи­нами существенных трансформаций в обществе. Они являются отражени­ем изменений и процессов в сфере производственной, экономической дея­тельности людей. Именно общественное бытие и определяет политиче­ские, моральное, эстетическое состояние и воззрения общества. Поэтому экономические отношения и стали предметом исследований Маркса.

С экономикой связана и второе главное предположение марксизма — практика. В отличие от предшествующих философов Маркс в содержание практики включил не только этическую и политическую дея­тельность, но, прежде всего, чувственно-предметную, трудовую деятель­ность людей по созданию материальных благ.

Достижением марксизма стало представление об обществе как цело­стной системе отношений людей: социальных, идеологических, политиче­ских, экономических и др.

21 стр., 10186 слов

Это люди, изменяющие мир. R. Bonnke. Missions Reportage, 25. 2010

Алексей Ксендзюк ПО ТУ СТОРОНУ СНОВИДЕНИЯ Технология Трансформации Сновидцы — это люди, изменяющие мир. R. Bonnke. Missions Reportage, 25. 1. 2010 СОДЕРЖАНИЕ Об авторе От автора Карлос Кастанеда и нагуализм нового цикла ВВЕДЕНИЕ. Начало магии осознания ЧАСТЬ 1. Психоэнергетическая дисциплина Нагуализма. Происхождение личной Силы 1. Нагуализм, сновидение и энергия Бытия 2. Двенадцать этапов ...

Марксу удалось предложить универсальную модель, схему для исследования любого общества. Эта модель получила название «общественно-экономич. формация». Кажд. общ-во как целостная система имеет, согласно Марксу, определённую стр-ру. Основа социума, его базис — это отношения в сфере экономики. Все остальные — социальные, политические и др. — есть надстройка. Базисные отношения определяют надстроечные. Движ. Силой развития общ-ва явл-ся противоречия в экономич. отношениях. История человеческих обществ предстала единым процессом смены формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

По Марксу получалось, что история общества, несмотря на то, что ее главные участники люди (классы), является объективным, необходимым, от воли отдельных людей не зависящим естественным процессом, то есть аналогичным естественно-природным. Но объективизм социальной жизни в корне отличен от объективизма природы. Люди — не только средства для действия закона, они и сами творцы и цель истории.

Недостатки Фл Марксизма: Маркс в сложных соц. процессах взаимодействия различных сфер жизнедеятельности людей остановился лишь на экономических, отрицая роль других как случайную и несущественную.

Кратко осн. заблуждения Маркса можно выразить как абсолютизацию значимости отдельных сторон познания: объективного над субъективным, необходимости над случайностью, целого над частью, материального над духовным, науки над жизнью

Значение марксизма в философии и в социальной практике огромно. Наверное, впервые в истории человечества была предпринята попытка реализовать философскую концепцию — в действительности, при строи­тельстве социализма и коммунизма в СССР и других странах, воплотить утопию в жизнь.

Основную причину провала этой попытки верно подметил немецкий философ К. Ясперс, утверждавший, что нельзя ценности веры сводить к политике. «Политика направлена на осуществление целей общественного порядка в качестве основы, не в качестве конечной цели человеческой жизни».

Вместе с тем с исторической дистанции более четко видятся и заслуги марксизма, прежде всего в социальной философии. Так, например, учение об общественно-экономической формации (ОЭФ), закономерностях смены ОЭФ и сегодня является одной из перспективных концепций развития ис­тории и будущего человеческой цивилизации. Марксизм многолик, ибо К. Маркс разработал большой объем тем: в философии, социологии, эко­номике, политике, этике. В этом и его сила, и слабость. Вместе с тем в уже разработанных, а также в только обозначенных идеях содержится огром­ный теоретический потенциал.

11. Источники укр. Философской мысли

Философия, как и культура, — явление как общечеловеческое, так и национальное. В состав истории украинской философии, таким образом, входят те учения, которые вызрели на почве культуры Украины, независи­мо от места проживания и языка авторов.

По мнению таких исследователей, как Дм. Чижевский, Ив. Мирчук, B.C. Горский, философия в контексте украинской культуры разрабатывалось не как абстрактная схема мира, а как проблема жизни и смерти, как «философия сердца», где не абстрактное, логическое мышле­ние, а психические переживания формируют и направляют человека.

Становление укр. философской мысли осуществляется в гра­ницах культуры Киевской Руси XI — XIV вв. Основными источниками фило­софских идей Киевской Руси были мировоззренческие представления древних славян (язычество), их народная культура, эллинистическая фило­софия, учение раннего христианства, христианская идеология, где основ­ное место занимала Библия, а также западноевропейская рационализированная схоластика.

Философская мысль в этот период имела хри­стианский характер, акцентирование на проблему «Человек_-Бог». В ней преобладала этическая проблематика. Человек, общество, деятельность рассматривались через призму вечного конфликта добра и зла. В социаль­ной философии доминировали патриотические идеи объединения всех русских земель, укрепления государственности, места и роли Киевской Ру­си во всемирной истории.

Литературными источниками этого периода были следующие. «По­весть временных лет» монаха Нестора (нач. XII в.) — в ней мы встречаем «разговор философа» перед князём~Владимиром. Философское звучание имеют «Слово про закон и благодать» митрополита Киевского Иллариона (XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха сыновьям" (XII в.), «Златоуст» Кирилла Туровского (XII в.), «Толковая Палея» (XIII в.), «Диоптра» (XIV в.).

В них признается приоритет духовного над телесным, философия рас­сматривается как практическая мораль, которая отражает поиск смысла жизни, служит ориентиром человеку на пути познания и самопознания.

12.Особенности и традиции фл в укр.

1.Особенности

Становление укр. философской мысли осуществлялось в гра­ницах культуры Киевской Руси XI — XIV вв.

Как мы видим, формирование укр. философии происходило в более поздний период, чем мировая философия. Однако развитие её происходило более быстрыми темпами, а по некоторым философским проблемам даже опережала западную философию.

Говоря об особенностях укр. философии, необходимо отметить тесную взаимосвязь и взаимодействие с культурными традициями украинского народа.

В центре философского внимания во все периоды её развития стояла проблема человека как деятельного, разумного и свободного существа.

2.Традиции

— софийность (мудрость): философия должна строиться на понимании и знании, а не на вере и чувствах (единство мудрого слова и доброго дела).

Человек рассматривался как соработник Бога.

— соборность: принцип духовного единства, единения славянских народов на основе гуманистических ценностей.

— гуманизм

Вывод: Украина исторически развивалась на перекрестке разных культурных миров. В короткие исторические сроки она перерабатывала и решала проблемы, которые складывались и разрабатывались длительное время в рамках других национальных культур. Украинская философия -это оригинальная система, часть духовной культуры нации, основанной на органичном единстве веры, надежды, любви, стремлении к свободе. Во все периоды развития отечественной философии в центре ее проблематики были Человек, его счастье, историческая судьба, роль в Мире.

17. Философские взгляді т. Шевченко, и. Франко, м. Драгоманова

Сделали большой вклад в философию 2-й половины 19 и начала 20 вв.

Драгоманов рассматривал исторический процесс во всём его разнообразии как результат действий многих факторов, разных комбинаций общественных сил, отводил большую роль философии в историческом процессе, подчёркивая, что без философии, без глубоких теоретических обобщений невозможно не только определить осн. законы исторического развития, а и создать разумную организацию всех общественных и государственных порядков. Пользовался сравнительно-историческим методом.

И.Франко первый в укр. лит-ре разрабатывает тему работы и трудовой морали. Он говорит, что духовная лень — это зло против гуманности. Формулирует главный закон человечности, суть которого в том, что лень — зло, а труд — добро. Но Франко также считает, что жить только для работы невозможно. Кроме работы есть внутреннее благо человека. Одна из осн. философских идей Франка — мысль про то, что наибольшей ценностью на земле является не просто чел-к, а «правдивый живой человек». Его философия замешана на чувствах и понимании благородства человеческого духа.

Философия Т.Шевченка вырастает из конкрктно-обобщённого отношения к любви, надежде и вере. Философский подвиг его в том, что он сумел среди мёртвой тишины, ненависти, подозрения посеять надежду. Венец его творчества — прославление свободы, первой и непременной предпосылке человеческого поступления, счастья.

Его философия глубоко индивидуальна, обособленна, одно­временно с этим основывалась на национальной идее украинского народа, его ментальное. Философский характер творчества Т.Г. Шевченко ото­бражает его народность, когда каждое событие в жизни рассматривается глазами народа и с его позиций. Каждое дело прошлого или настоящего намеряется народной моралью, чистотой души трудового народа. Филосо­фия Т.Г. Шевченко, воплощенная в его творчестве и собственном жизнен­ном пути, органично вписана в культуру украинского народа.

Можно утверждать, что укр. философия является особенным явлением. Эта особенность определяется доминантой этико-морального направления.

16.Философские взгляды г. Сковороды

Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Основа этой системы заключается в существовании «2-х натур» и «3-х миров».

Бытие представлено у Сковороды тремя мирами, кажд. из кот. разделён на 2 начала: вечное и тленное. Решающее значение философ отводит вечному, нетленному началу. Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична, т. е. у Сковороды цель развития материи задана Богом априори.

Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего — «высшую всех причин причину», внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести дней. В отличие от церковного, его Бог — вечное начало — неуловим и невидим, так как он, «присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики». Такое понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название пантеизма.

Разберем теперь, что же скрывается под существованием «трех миров».

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная — макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире, составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни начала, ни конца — он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур — постижение их внутреннего смысла. При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.

Вторым из «трех миров» является малый мир — микрокосм — мир человека. Согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире — макрокосме, находит свое завершение в человеке — микрокосме. С позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к богу без посредников, ибо Богом является сама природа, а человек — ее творение, — познавая бога — познает самого себя. В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм — учение о непознаваемости мира.

Третьим из существующих «трех миров» является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур — внешней (знак) и внутренней — (смысл).

Сковорода считает, что представленные в Библии легенды — это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание — с другой. Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма — это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура — это истинный источник красоты.

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями.

7. Ф. Платона и Аристотеля

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир

идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее

между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей

божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная

душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле,

как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть

воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства

обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины «закрыть глаза и

заткнуть ушы" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе

Аристотель — создатель логики, был учеником Платона, но отверг его

идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный

сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея

(«форма») неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал — материи и

формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат —

«первая материя». Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В

действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных

форм. Материя это возможность, способность вещи, форма — ее действительность.

Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя

мира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика — (греч. ethos — привычка, обычай) одна из древнейших теоретических

дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.

Сократ — древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от материалистического

натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь

на основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» — гл. тезис. Дал

образцы определения и обобщения этических понятий, например «доблести» и

«справедливости». В споре старался обломать собеседника кучей невтемных

вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С.

рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не

бывает злым по доброй воле.

Эпикур — греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и

исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником

движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не

деятельноть, а покой (атараксия).

Стоики — представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической

культуры в связи с распространинием космополитических и индивидуалистических

идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон,

Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание — лишь ср-во для

приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал

истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в

равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет

за собой, сопротивляющегося — ведет насильственно.

14. Осн. Напр. Немаркс. Ф. XX в

XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений,

отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк.

потрясений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также наростанием

глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во

взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетия

заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в

истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление Ф.

антропологии, задачи к-рой создать целостный «образ человека» в свете

трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают

персонализм, экзистенциализм, течение Ф. жизни.

Неопозитивизм — задача Ф. в логическом анализе «языка науки». Своими

методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный

вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики

науки. Агностики. Конт, 30-е годы 19 века. Нагнал на диалектику, послал

метафизику. Классический позитивизм XIX века (Литре, Вырубов, Ринан, Г. Спенсер,

Дж.Миль).

рус: Троицкий, Лавров, Михайловский. --> Махизм (Мах), --> Эмпирио —

критицизм (Богданов).

Неотомизм — восходит к идейным принципам Ф. Аквинского, выдвинувшего принцип

«гармонии и разума веры». Получил признание Ватикана. Пытаются использовать

достижения наук для док-ва существования бога.

Прагматизм — ф-фы этого направления отталкивались от принципа практичности. Ф.

должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания,

она должна стать общим методом решения тех практических проблем, к-рые

ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна

Экзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.

Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX

века в USA’х.

Экзистенциализм (Ф-ия существования)-иррационалистическое направление (отрицает

как матер. так и идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев

Шестов, Николай Бердяев, к-го называли Гегелем своего времени. Затем

развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны во

Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон…, Лаконти).

В конце 50-х получил

распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления:

Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология

(Тиллех, Гультман).

Э. подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев,

Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти).

Э. сформировался на

идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы: 1) онтологическая

проблема (бытия), бытие — не опытная данная реальность, не умопостигаемая

сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие,

то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со

временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в

трансцеденции. РЭ: смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2)

проблема свободы (особенно русские и Ясперс).

Отвергают, что свобода осознанная

необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает

из бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только чел. может определять

свою жизнь => человек принципиально одинок, все взаимоотношения фигня-крайний

индивидуализм. Если чел. не свободен он не личность. У человека нет

ограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни. Вывод: Э.

Ф. кризиса и на ее базе дрова (новые левые-культ насилия, переборщили свободой).

Ф. жизни — иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно

постигаемая реальность к-ая не равна ни духу ни материи).

Основные_

представители Т. Лессинг, Ф Клавис. Жизнь — то что возникает естественно, бытие

то что возникает искусственно. Наехали на матер. ъ и заодно на рациональный

идеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц.биолог., историческая школа (Шпендлер,

Дильтей, Ортего и’Гассет).

Наиболее полно смысл человека раскрывается в

историческом опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая

психология. Шпендлер послал Маркса настрадав морфологию истории. Жизнь

понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проьлемы

творчества (Т. синоним жизни) особенно маялись Амер. Берксон, Зиммель (проблема

отчуждения & продукт творчества может стать враждебным своему создателю).

Ф.

трагическая как и Э. Кроме того она фаталистическая и (пессиместичная).

Была

популярна в первой четверти XX века (декаденты, символисты).

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть

окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека

действительности.

БЫТИЕ — философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule — иатерия, вещество и zoe — жизнь) — философское

воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде

всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.

ГНОСЕОЛОГИЯ — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы

познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются

всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и

истинности.

ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще, способ существования материи, всякое

взаимодействие и смена их состояний.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — философское воззрение, согласно которому

бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии

уже не вмешивается в течение земных событий.

ДИАЛЕКТИКА — учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА»

впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (

греч. dialegomai — беседую).

Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,

постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там,

где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в

объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и

разрешение, борение, развитие, движение вперед.

ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, не

свободимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и

материального.

ИДЕАЛИЗМ — 1. метод, считающий, что существует какая-то объективная

реальность, «мировая душа «, «мировой разум «, являющаяся первоначалом всего.

2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление,

психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое

вторично, производно, зависимо, обусловленно.

ИНДИВИД — 1. единичный представитель человеческого рода, родовая

биологическая характеристика человека. 2. обозначение единичного в отличии от

совокупости, массы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимый способ жизни, индивидуальная форма

общественного существования.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы

осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие

наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ — 1. человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных

отношений. 2. динамическая и целостная система интеллектуальных

социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его

сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает

основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия,

физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,

субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему

за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая по своим законам,

независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА — от греч. meta ta physika — 1. то, что идет после

физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии

термин «МЕТАФИЗИКА» нередко употребляется как синоним философии. В философии

марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2. метод, который

рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние

противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных

сторон, моментов в процессе познания. 3. наука о сверхчувственных принципах и

началах бытия.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения

теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — 1. совокупность принципов, взглядов и убеждений,

определяющих направление деятельности и отношение к действительпости

определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2.система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к

окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими

представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения,

идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ (от греч. monos — один-единственный) — философское воззрение,

согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции

— материи либо духа.

ОБЩЕСТВО — 1. целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся

система. 2. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

ОБъЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и

познавательной деятельности.

ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в

отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий

фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления

к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является

первичным — дух или природа, материя или сознание — и, вовторых, как относится

знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию,

способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все, theos — бог) — отождествление мира и бога:

все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение

зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в

новое время.

ПОКОЙ — состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета,

сохранение его качеств.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле

толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от

использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за

счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

ПРАКТИКА — философская категория, обозначающая материальную сторону

общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы

и общества.

РАЗВИТИЕ — закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение

материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее

разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощющение) — философское воззрение,

выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к

сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление

принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в

осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ — единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,

внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.

СУБСТРАТ (от лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение) —

основа единства, однородности различных предметов и различных свойств

отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

СУБъЕКТ — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид

или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма; в

отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне

сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его

активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся через рефлексию (

размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить

предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о

всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и

общество), так и мышление человека, процесс познания.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — раздел

философии, изучающий «теорию чувственного познания».

3