1. Мировоззрение и его структура и исторические типы

Философия — одна из самых древних и интереснейших областей чело­веческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, как устроен мир, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Это все проблемы мировоззренческой ориентации человека. Мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем чело­века и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения действий людей. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компо­нента: а)познавательный — предельно обобщенные, систематизированные представления людей о мире и месте в нем человека соответствующие тому или иному сообществу, эпохе; б)ценностно-нормативный — ценности, идеалы, убеждения, верова­ния, нормы и так далее, которыми руководствуется человек или сообщест­во в конкретно исторические периоды; в)эмоционально-волевой — это личные взгляды, убеждения, психоло­гические установки на готовность действовать; г)практический — готовность человека к определенному типу поведения, понимание своего места и роли в конкретной ситуации, в истории вообще.

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: -мифологическое— специфическое, образное, синкретическое пред­ставление о явлениях природы и коллективной жизни; —религиозное — это система обрядовых действий, направленных на ус­тановление определенных отношений со сверхъестественным; —философское — система теоретических взглядов на мир в целом, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Вывод: Мировоззрение — это своего рода духовная призма, через ко­торую воспринимается и переживается все окружающее.Философия-это теоретически сформулированное мировоззрение.

6.Главные особенности и основные проблемы философии Нового времени.

XVII век положил начало новому периоду в развитии философии, ко­торый принято называть философией Нового времени. Происходит переход от исслед-я религиозной проблематики к мирской, от схоластики – к рационализму; от метафизики бытия к метафизике познания. Мировоззрение чел-ка того времени опиралось на веру во всемогущество чел-кого разума. Гл.цель размышлений – подчинение природы чел-ку. Сложилось 2 осн. направления: 1)Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утвер­ждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.(«Путь пчелы» — Ф.Бэкон – метод индукции, т.е. знания накапливаются из единичных чувственных наблюдений, подобно тому как пчёлы собирают мёд с отдельных цветков).

7 стр., 3089 слов

Проблема человека в философии 4

... многообразные природные и культурные связи. Проблема человека по-разному решалась на различных этапах развития философии. Первоначальные представления о человеке формируются значительно раньше, чем рождается ... между ними прямые и непосредственные. Человек - это “микрокосм”, мир же - “макрокосм”. Данные взгляды были восприняты античной натурфилософией. Софисты: «человек есть мера всех вещей». ...

Выделяют два вида эмпиризма: а) материалистический эмпиризм. Для него характерно признание то­го, что источником чувственного опыта является объективно существую­щий внешний мир; б) идеалистический эмпиризм. Он ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. 2)Рационализм(Декарт,Спиноза,Лейбниц) – предпочитали следовать логике, нежели наблюдениям, деятельности мысли, нежели деятельности чувств, т.е., др. словами, предпочитали «путь паука»(как говорил Бэкон).

Вывод: В философии Нового времени XVII века последовательно проводится мысль о неисчерпаемых возможностях человеческого разума, его познавательной и преобразовательной силе. Эта традиция была развита в эпоху Просвещения.

8.Система и метод философии г.Гегеля

Гегель полагал, что тождество мышления и бы­тия — мысли о предмете и предмета мысли — достижимо в процессе разви­тия. Он

создал грандиозную философскую систему абсо­лютного идеализма, охватывающую весь универсум: природу, общество, человека. В основе системы — «Абсолютная Идея», духовная сущность мира. Идея идеальна, первична по отношению к материальным вещам, содержит «в свернутом виде» план всего мира, целестремительна, на­ходится в постоянном движении. Главное достижение философии Гегеля — разработка им всеобщего метода познания, диалектики как учения о развитии. Мыслитель доказал изменчивость самого бытия и мышления о нем, открыл закономерности этих изменений. Основной недостаток гегелевской философской концепции многие последующие учёные справедливо видели в противоречии между его диалектическим методом и самой системой, завершающей цикл развития в философии самого Гегеля. Но, по сути, философия Гегеля явилась рационализированной христианской религией

5.Гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возр.(14-16вв.) – это переходная эпоха от Средневековья к Новому времени(от феодализма к капитализму); это возрождение созданных античностью представлений о человеке. Гл.черта философии Возр. – гуманизм, антропоцентризм. Индивид приобретает гораздо большую самостоятельность. Индивид приобретает эпохи Возр. Склонен приписывать свои заслуги самому себе. Если в Античности чел-к был природным существом, т.е. его границы были определены его природой и от него зависело только то, последует ли он природе или нет, то в эпоху Ренессанса Бог даёт чел-ку свободную волю и индивид должен сам решить свою судьбу, определить своё место в мире. Чел-к здесь – не просто природное существо, он творец самого себя, он господин над всей природой. Идеал возрожденческого чел-ка – разносторонность. В отличие от средневекового мастера, кот. достигал мастерства именно в своей сфере, ренессанский мастер видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений. Т.о., осн. объектом философии эпохи Возр. явл-ся чел-к и всё то, что его касается. Однако Бога философия того времени не отрицала. Идеи и теории эпохи Возрождения заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... познания), изучения общества и его преобразование, этики и морали (космоцентризм) Философия средних веков 6-8 века Патристика (А.Августин) Схоластика (Ф.Аквинский) Бог, ... и бытием является – дух, душа, Бог и разум. Таким образом, идеальное бытие удовлетворяет такому требованию ... затем позже христианство. Эпоха Период Представители/ направления Предмет Характерная черта Античная философия 7 в. до ...

4.Основные черты философии средневековой Европы.

Средневековая философия развивалась с V –XVвв. Основные черты: -умозрительный тип философствования; -тесная связь с Христианством; -теоцентризм(теос-Бог).

Бог рассматривался как создатель мира, основа бытия.Человек рассматривался как образ и подобие Бога.Божественные качества человека-это разум и воля.Вообще,вся философия того времени называлась «служанкой богословия».Основной функцией являлось обоснование религиозных постулатов. Философия Средневековья крайне негативно относилась к античной философии, где осн.внимание было сосредоточено на человеке. В развитии средневековой философии можно вы­делить три основных этапа: апологетика и патристика, схоластика, свобо­домыслие.

Апологетика философия раннего христианства. Осн. задачи:1)защита Христианства от других религий,в частности от античного язычества; 2)теоретическое обоснование вероучения рациональными средствами. Источники апологетики: -философские учения стоиков; -учения Платона и Аристотеля. Патристика – философия «отцов церкви». Гл.представитель — Августин Аврелий. Гл.проблема – проблема веры и разума. Августин Блаженный утверждал, что вера предшествует разуму. Схоластика — «школьная философия», т.е. приспособленная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Гл.представитель – Фома Аквинский, кот. Разработал концепцию веры и разума. Вера и разум не противоречат др.др.,они познают одну истину – Бога, но различными путями. Вера изучает Бога непосредственно, а наука и философия – опосредованно, т.е. через сотворённый им мир. Однако предпочтение отдаётся всё-таки истинам веры нежели истинам разума. Свободомыслие проявляется в борьбе номинализма и реализма по по­воду природы «универсалий» (всеобщего).

Реалисты признавали реаль­ность общего как особой самостоятельной сущности, существующей наря­ду с единичными вещами.

Номиналисты считали общее лишь поня­тием, условным термином. Поскольку центром проблематики была приро­да Бога, то номиналисты отстаивали путь опытного, рационального позна­ния, свободы познавательного выбора человека.

7.Проблемы познания в философии И.Канта.

Заслугой Канта стало признание значимости в познавательном процессе как чувственного, так и рационального. Чувственность, утверждал философ, даёт мышлению пищу (информацию), тогда как разум организует и направляет чувства. Вопреки господствовавшему представлению о том, что душа, разум чел-ка – это «сосуд» для накопления знаний, Кант предположил, что следует исходить именно из активности субъекта познания. Обоснованное им положение об активности субъекта познания вошло в гносеологию в качестве одного из определяющих. По Канту, субъект познаёт лишь то, что создал сам, благодаря своим чувственно-разумным способностям. Роль объекта в познании сводится к минимуму. Основой не научного познания, а морального действия выступает у Канта практический разум. Чел-к – не только познающее, но и нравственное существо. Он может ставить и реализовывать высшие цели: добра, чести, долга. При этом движет им воля. Это и есть практический разум Канта.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, экономика, социология, этика, логика, ... все должно возвращаться. У.Шекспир устами Гамлета говорит: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела ...

10.Фл марксизма, её историч. Значение

Наибольший резонанс в общественном сознании в XX столетии вызвал марксизм. Он стал идеологией и религией для миллионов «униженных и оскорбленных».

Высшая цель марксизма – разработка и теоретич. обоснование освобождения порабощённого чел-ка.

Философское учение К.Маркса и Ф. Энгельса можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии, и вместе с тем как качественно новую ступень развития философского знания.

В издававшейся в период так называемого «социализма» в странах бывшего СССР обширной литературе о марксизме принято было выделять в нем три основные части: философию, политическую экономию и научный социализм (или коммунизм).

В свою очередь философское учение разделялось на диалектиче­ский и исторический материализм.

Особенностью содержательной стороны марксизма стал вывод, к ко­торому пришел Маркс, переосмысливая не только учения Гегеля и Фейер­баха, но и всю предшествующую философию, которую он изучал в уни­верситетах Бонна и Берлина. Гегелевская диалектика как высшее достиже­ние предшествующей философии должна быть переосмыслена материали­стически. В этом случае она будет соответствовать реальной жизни. По су­ти, как позже признавали классики марксизма, речь шла о том же диалек­тическом методе Гегеля, но «перевернутом с головы на ноги». Развивается не идеальная субстанция, абсолютная идея, а материальный процесс жиз­недеятельности людей. В дальнейшем материалистическая диалектика по­лучила наименование диалектического материализма и развивалась преем­никами марксистской философии в бывших странах социалистического лагеря как самостоятельное философское течение.

Наибольшее число философских новаций марксизма связано с социумом (обществом).

В основе марксистской концепции, как было отмече­но, лежал принцип материалистического понимания социальных явлений. Этим была преодолена политико-центристская установка, когда общест­венная жизнь и исторический процесс определялись всецело произволом отдельных личностей: политических деятелей, великих полководцев и т.п. Идеи, полагал Маркс, даже самые плодотворные, не могут служить причи­нами существенных трансформаций в обществе. Они являются отражени­ем изменений и процессов в сфере производственной, экономической дея­тельности людей. Именно общественное бытие и определяет политиче­ские, моральное, эстетическое состояние и воззрения общества. Поэтому экономические отношения и стали предметом исследований Маркса.

С экономикой связана и второе главное предположение марксизма — практика. В отличие от предшествующих философов Маркс в содержание практики включил не только этическую и политическую дея­тельность, но, прежде всего, чувственно-предметную, трудовую деятель­ность людей по созданию материальных благ.

10 стр., 4587 слов

1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем

... субъективный идеализм И. Фихте. Возникновение и развитие марксистской философии. формирование философской позиции К. Маркса и Ф. Энгельса. дальнейшее развитие марксизма Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Задания ... рефератов и докладов. Человек и космос в античной философии. Концепция «идеального государства» Платона. Сократ. «Трагедия жизни и смерти». Социально – этические взгляды Аристотеля. Первые ...

Достижением марксизма стало представление об обществе как цело­стной системе отношений людей: социальных, идеологических, политиче­ских, экономических и др.

Марксу удалось предложить универсальную модель, схему для исследования любого общества. Эта модель получила название «общественно-экономич. формация». Кажд. общ-во как целостная система имеет, согласно Марксу, определённую стр-ру. Основа социума, его базис – это отношения в сфере экономики. Все остальные – социальные, политические и др. – есть надстройка. Базисные отношения определяют надстроечные. Движ. Силой развития общ-ва явл-ся противоречия в экономич. отношениях. История человеческих обществ предстала единым процессом смены формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

По Марксу получалось, что история общества, несмотря на то, что ее главные участники люди (классы), является объективным, необходимым, от воли отдельных людей не зависящим естественным процессом, то есть аналогичным естественно-природным. Но объективизм социальной жизни в корне отличен от объективизма природы. Люди — не только средства для действия закона, они и сами творцы и цель истории.

Недостатки Фл Марксизма: Маркс в сложных соц. процессах взаимодействия различных сфер жизнедеятельности людей остановился лишь на экономических, отрицая роль других как случайную и несущественную.

Кратко осн. заблуждения Маркса можно выразить как абсолютизацию значимости отдельных сторон познания: объективного над субъективным, необходимости над случайностью, целого над частью, материального над духовным, науки над жизнью

Значение марксизма в философии и в социальной практике огромно. Наверное, впервые в истории человечества была предпринята попытка реализовать философскую концепцию — в действительности, при строи­тельстве социализма и коммунизма в СССР и других странах, воплотить утопию в жизнь.

Основную причину провала этой попытки верно подметил немецкий философ К. Ясперс, утверждавший, что нельзя ценности веры сводить к политике. «Политика направлена на осуществление целей общественного порядка в качестве основы, не в качестве конечной цели человеческой жизни».

Вместе с тем с исторической дистанции более четко видятся и заслуги марксизма, прежде всего в социальной философии. Так, например, учение об общественно-экономической формации (ОЭФ), закономерностях смены ОЭФ и сегодня является одной из перспективных концепций развития ис­тории и будущего человеческой цивилизации. Марксизм многолик, ибо К. Маркс разработал большой объем тем: в философии, социологии, эко­номике, политике, этике. В этом и его сила, и слабость. Вместе с тем в уже разработанных, а также в только обозначенных идеях содержится огром­ный теоретический потенциал.

11. Источники укр. Философской мысли

Философия, как и культура, — явление как общечеловеческое, так и национальное. В состав истории украинской философии, таким образом, входят те учения, которые вызрели на почве культуры Украины, независи­мо от места проживания и языка авторов.

11 стр., 5199 слов

Философия в современном мире

... и др.). Людвиг Витгенштейн (1889-1951) утверждает, что философия - не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении предложений. Для этого необходимо: устранить ... как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали "элементами мира". Махисты настаивали на нейтральности "позитивной" философии в отношении материализма"и идеализма. Третья форма позитивизма - неопозитивизм. ...

По мнению таких исследователей, как Дм. Чижевский, Ив. Мирчук, B.C. Горский, философия в контексте украинской культуры разрабатывалось не как абстрактная схема мира, а как проблема жизни и смерти, как «философия сердца», где не абстрактное, логическое мышле­ние, а психические переживания формируют и направляют человека.

Становление укр. философской мысли осуществляется в гра­ницах культуры Киевской Руси XI — XIV вв. Основными источниками фило­софских идей Киевской Руси были мировоззренческие представления древних славян (язычество), их народная культура, эллинистическая фило­софия, учение раннего христианства, христианская идеология, где основ­ное место занимала Библия, а также западноевропейская рационализированная схоластика.

Философская мысль в этот период имела хри­стианский характер, акцентирование на проблему «Человек_-Бог». В ней преобладала этическая проблематика. Человек, общество, деятельность рассматривались через призму вечного конфликта добра и зла. В социаль­ной философии доминировали патриотические идеи объединения всех русских земель, укрепления государственности, места и роли Киевской Ру­си во всемирной истории.

Литературными источниками этого периода были следующие. «По­весть временных лет» монаха Нестора (нач. XII в.) — в ней мы встречаем «разговор философа» перед князём~Владимиром. Философское звучание имеют «Слово про закон и благодать» митрополита Киевского Иллариона (XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха сыновьям» (XII в.), «Златоуст» Кирилла Туровского (XII в.), «Толковая Палея» (XIII в.), «Диоптра» (XIV в.).

В них признается приоритет духовного над телесным, философия рас­сматривается как практическая мораль, которая отражает поиск смысла жизни, служит ориентиром человеку на пути познания и самопознания.

12.Особенности и традиции фл в укр.

1.Особенности

Становление укр. философской мысли осуществлялось в гра­ницах культуры Киевской Руси XI — XIV вв.

Как мы видим, формирование укр. философии происходило в более поздний период, чем мировая философия. Однако развитие её происходило более быстрыми темпами, а по некоторым философским проблемам даже опережала западную философию.

Говоря об особенностях укр. философии, необходимо отметить тесную взаимосвязь и взаимодействие с культурными традициями украинского народа.

В центре философского внимания во все периоды её развития стояла проблема человека как деятельного, разумного и свободного существа.

2.Традиции

— софийность(мудрость): философия должна строиться на понимании и знании, а не на вере и чувствах(единство мудрого слова и доброго дела).

Человек рассматривался как соработник Бога.

— соборность: принцип духовного единства, единения славянских народов на основе гуманистических ценностей.

— гуманизм

Вывод: Украина исторически развивалась на перекрестке разных культурных миров. В короткие исторические сроки она перерабатывала и решала проблемы, которые складывались и разрабатывались длительное время в рамках других национальных культур. Украинская философия -это оригинальная система, часть духовной культуры нации, основанной на органичном единстве веры, надежды, любви, стремлении к свободе. Во все периоды развития отечественной философии в центре ее проблематики были Человек, его счастье, историческая судьба, роль в Мире.

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

... притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в ... идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца. Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, ...

17. Философские взгляді т.Шевченко, и.Франко, м.Драгоманова

Сделали большой вклад в философию 2-й половины 19 и начала 20 вв.

Драгоманов рассматривал исторический процесс во всём его разнообразии как результат действий многих факторов, разных комбинаций общественных сил, отводил большую роль философии в историческом процессе, подчёркивая, что без философии, без глубоких теоретических обобщений невозможно не только определить осн. законы исторического развития, а и создать разумную организацию всех общественных и государственных порядков. Пользовался сравнительно-историческим методом.

И.Франко первый в укр. лит-ре разрабатывает тему работы и трудовой морали. Он говорит, что духовная лень – это зло против гуманности. Формулирует главный закон человечности, суть которого в том, что лень – зло, а труд – добро. Но Франко также считает, что жить только для работы невозможно. Кроме работы есть внутреннее благо человека. Одна из осн. философских идей Франка – мысль про то, что наибольшей ценностью на земле является не просто чел-к, а «правдивый живой человек». Его философия замешана на чувствах и понимании благородства человеческого духа.

Философия Т.Шевченка вырастает из конкрктно-обобщённого отношения к любви, надежде и вере. Философский подвиг его в том, что он сумел среди мёртвой тишины, ненависти, подозрения посеять надежду. Венец его творчества – прославление свободы, первой и непременной предпосылке человеческого поступления, счастья.

Его философия глубоко индивидуальна, обособленна, одно­временно с этим основывалась на национальной идее украинского народа, его ментальное. Философский характер творчества Т.Г. Шевченко ото­бражает его народность, когда каждое событие в жизни рассматривается глазами народа и с его позиций. Каждое дело прошлого или настоящего намеряется народной моралью, чистотой души трудового народа. Филосо­фия Т.Г. Шевченко, воплощенная в его творчестве и собственном жизнен­ном пути, органично вписана в культуру украинского народа.

Можно утверждать, что укр. философия является особенным явлением. Эта особенность определяется доминантой этико-морального направления.

16.Философские взгляды г.Сковороды

Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Основа этой системы заключается в существовании «2-х натур» и «3-х миров».

Бытие представлено у Сковороды тремя мирами, кажд. из кот. разделён на 2 начала: вечное и тленное. Решающее значение философ отводит вечному, нетленному началу. Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична, т.е. у Сковороды цель развития материи задана Богом априори.

6 стр., 2873 слов

Раздел III. — философия познания

... творчество инициацию практику познание 168363 Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает ... истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение, философ встает на позиции ... относительно самостоятельных сторон психической реальности человека» «Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека» «Сознание – это часть ...

Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего — «высшую всех причин причину», внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести дней. В отличие от церковного, его Бог — вечное начало — неуловим и невидим, так как он, «присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики». Такое понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название пантеизма.

Разберем теперь, что же скрывается под существованием «трех миров».

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная — макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире, составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни начала, ни конца — он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур — постижение их внутреннего смысла. При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.

Вторым из «трех миров» является малый мир — микрокосм — мир человека. Согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире — макрокосме, находит свое завершение в человеке — микрокосме. С позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к богу без посредников, ибо Богом является сама природа, а человек — ее творение, — познавая бога — познает самого себя. В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм — учение о непознаваемости мира.

Третьим из существующих «трех миров» является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур — внешней (знак) и внутренней — (смысл).

Сковорода считает, что представленные в Библии легенды — это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание — с другой. Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма — это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура — это истинный источник красоты.

7 стр., 3321 слов

И. Кант. Учение о человеке и его бытие

... соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, поведением. Человек для Иммануила Канта – “самый главный предмет в мире”. ” Человек создан таким образом, ... на три раздела в соответствии с тремя способностями души: познанием, “чувством удовольствия и неудовольствия ” и способностью желания. ... и на посмертное воздаяние: без веры в будущую жизнь невозможна никакая религия. Речь об этом идёт ...

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями.

7. Ф. Платона и Аристотеля

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир

идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее

между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей

божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная

душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле,

как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть

воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства

обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины «закрыть глаза и

заткнуть ушы» и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе

Аристотель — создатель логики, был учеником Платона, но отверг его

идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный

сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея

(«форма») неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал — материи и

формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат —

«первая материя». Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В

действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных

форм. Материя это возможность, способность вещи, форма — ее действительность.

Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя

мира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика — (греч. ethos — привычка, обычай) одна из древнейших теоретических

дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.

Сократ — древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от материалистического

натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь

на основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» — гл. тезис. Дал

образцы определения и обобщения этических понятий, например «доблести» и

«справедливости». В споре старался обломать собеседника кучей невтемных

вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С.

рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не

бывает злым по доброй воле.

Эпикур — греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и

исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником

движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не

деятельноть, а покой (атараксия).

Стоики — представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической

культуры в связи с распространинием космополитических и индивидуалистических

идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон,

Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание — лишь ср-во для

приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал

истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в

равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет

за собой, сопротивляющегося — ведет насильственно.

14. Осн. Напр. Немаркс. Ф. XX в

XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений,

отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк.

потрясений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также наростанием

глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во

взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетия

заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в

истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление Ф.

антропологии, задачи к-рой создать целостный «образ человека» в свете

трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают

персонализм, экзистенциализм, течение Ф. жизни.

Неопозитивизм — задача Ф. в логическом анализе «языка науки». Своими

методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный

вклад в развитие математической логики, семантики,оснований математики и логики

науки. Агностики. Конт, 30-е годы 19 века. Нагнал на диалектику, послал

метафизику. Классический позитивизм XIX века (Литре, Вырубов, Ринан, Г.Спенсер,

Дж.Миль).

рус: Троицкий, Лавров,Михайловский. —> Махизм (Мах), —> Эмпирио —

критицизм (Богданов).

Неотомизм — восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип

«гармонии и разума веры». Получил признание Ватикана. Пытаются использовать

достижения наук для док-ва существования бога.

Прагматизм — ф-фы этого направления отталкивались от принципа практичности. Ф.

должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания,

она должна стать общим методом решения тех практических проблем, к-рые

ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна

Экзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.

Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX

века в USA’х.

Экзистенциализм(Ф-ия существования)-иррационалистическое направление (отрицает

как матер. так и идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев

Шестов, Николай Бердяев, к-го называли Гегелем своего времени. Затем

развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны во

Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон…, Лаконти).

В конце 50-х получил

распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления:

Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология

(Тиллех, Гультман).

Э. подразделяется на религиозный ( Шестов, Бубер, Бердяев,

Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти).

Э. сформировался на

идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы: 1)онтологическая

проблема (бытия), бытие — не опытная данная реальность, не умопостигаемая

сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие,

то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со

временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в

трансцеденции. РЭ:смысл бытия бог, АЭ:жизнь в целом абсурдна(смысла нет); 2)

проблема свободы (особенно русские и Ясперс).

Отвергают, что свобода осознанная

необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает

из бытия. РЭ:свободным может быть верующий; АЭ:только чел. может определять

свою жизнь => человек принципиально одинок, все взаимоотношения фигня-крайний

индивидуализм. Если чел. не свободен он не личность. У человека нет

ограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни. Вывод: Э.

Ф. кризиса и на ее базе дрова (новые левые-культ насилия,переборщили свободой).

Ф. жизни — иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно

постигаемая реальность к-ая не равна ни духу ни материи ).

Основные_

представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь — то что возникает естественно, бытие

то что возникает искусственно. Наехали на матер.ъ и заодно на рациональный

идеализм Канта и Гегеля. Школы:Соц.биолог.,историческая школа (Шпендлер,

Дильтей, Ортего и’Гассет).

Наиболее полно смысл человека раскрывается в

историческом опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая

психология. Шпендлер послал Маркса настрадав морфологию истории. Жизнь

понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проьлемы

творчества (Т. синоним жизни) особенно маялись Амер.Берксон, Зиммель (проблема

отчуждения & продукт творчества может стать враждебным своему создателю).

Ф.

трагическая как и Э. Кроме того она фаталистическая и (пессиместичная).

Была

популярна в первой четверти XX века (декаденты, символисты).

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть

окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека

действительности.

БЫТИЕ — философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю.

ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule — иатерия,вещество и zoe — жизнь ) — философское

воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде

всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.

ГНОСЕОЛОГИЯ — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы

познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются

всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и

истинности.

ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще, способ существования материи, всякое

взаимодействие и смена их состояний.

ДЕИЗМ ( от лат. deus — бог ) — философское воззрение, согласно которому

бог является источником начальной энергии мира ( первотолчок ), но впоследствии

уже не вмешивается в течение земных событий.

ДИАЛЕКТИКА — учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА»

впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (

греч. dialegomai — беседую ).

Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,

постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там,

где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в

объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и

разрешение, борение, развитие, движение вперед.

ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, не

свободимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и

материального.

ИДЕАЛИЗМ — 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная

реальность, » мировая душа «, » мировой разум «, являющаяся первоначалом всего.

2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление,

психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое

вторично, производно, зависимо, обусловленно.

ИНДИВИД — 1.единичный представитель человеческого рода, родовая

биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от

совокупости, массы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимый способ жизни, индивидуальная форма

общественного существования.

КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria — высказывание, свидетельство ) — формы

осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие

наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ — 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных

отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных

социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его

сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает

основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия,

физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,

субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему

за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая по своим законам,

независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА — от греч. meta ta physika — 1.то, что идет после

физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии

термин «МЕТАФИЗИКА» нередко употребляется как синоним философии. В философии

марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который

рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние

противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных

сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и

началах бытия.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения

теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений,

определяющих направление деятельности и отношение к действительпости

определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к

окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими

представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения,

идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ ( от греч. monos — один-единственный ) — философское воззрение,

согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции

— материи либо духа.

ОБЩЕСТВО — 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся

система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

ОБъЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и

познавательной деятельности.

ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма ; в

отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий

фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления

к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является

первичным — дух или природа, материя или сознание — и, вовторых, как относится

знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию,

способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan — все, theos — бог ) — отождествление мира и бога:

все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение

зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в

новое время.

ПОКОЙ — состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета,

сохранение его качеств.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле

толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от

использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за

счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

ПРАКТИКА — философская категория, обозначающая материальную сторону

общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы

и общества.

РАЗВИТИЕ — закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение

материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio — разум ) — философское воззрение, признающее

разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus — чувство,ощющение ) — философское воззрение,

выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к

сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление

принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в

осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ — единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,

внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.

СУБСТРАТ ( от лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение ) —

основа единства, однородности различных предметов и различных свойств

отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

СУБъЕКТ — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид

или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма ; в

отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне

сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его

активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся через рефлексию (

размышление ) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить

предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость ) — наука о

всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и

общество ), так и мышление человека, процесс познания.

ЭСТЕТИКА ( от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный ) — раздел

философии, изучающий «теорию чувственного познания».

3