Миронова

Изучение смысловых уровней в структуре личности педагога

(опросник М.Н. Мироновой)

В данной методике используются представления Б.С. Братуся о личности как функциональном органе, орудии присвоения родовой человеческой сущности, и об уровнях личности. В модели описан каждый из уровней личности педагога в контексте его деятельности и возможного влияние на развитие личности ученика. При подходе, реализуемом в модели, можно говорить о структуре личности педагога как об удобной или неудобной в связи с внедрением той или иной инновации; плохой или хорошей в отношении его профессионализма; разрушающей или созидающей в отношении личности ученика. Исходя из измеренных данных, рассчитывается тип влияния личности педагога на ребенка.

Инструкция к методике:

Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и пр.

Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответы «верно» и «совершенно верно» в соответствующих 3 и 4 колонках, в противном случае – ответы «нет, это совсем не так» или «пожалуй, нет» в 1 или 2 колонках. Зафиксируйте свой ответ в опросном листе, поставив «плюс» в соответствующую колонку для каждого номера вопроса.

Ответы необходимо давать быстро, по возможности фиксируя первую мысль, которая пришла в голову. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько искренне Вы отвечаете на вопросы: ответы на вопросы не могут быть ни плохими, ни хорошими, то есть при анализе не производится их оценка, цель исследования – иная. Вас не должно смущать и то, что содержание вопросов иногда касается слишком личных тем, поскольку при расшифровке не предполагается анализа каждого ответа, производится только математическая обработка суммарной информации. Кроме этого, результаты исследований не подлежат широкому обсуждению. Но если эти доводы не убедят Вас, то Вы можете не отвечать на некоторые вопросы, однако число таких отказов не должно превышать 3, иначе расшифровка будет невозможна. Успехов Вам в работе.

Текст опросника

  1. Я думаю, что смогу заразить окружающих своими эмоциями.
  2. Если мне представится возможность выбирать между занятиями, обучающими конкретным знаниям, и занятиями, посвященными «личностному росту», то я выберу первое.
  3. Мне кажется, что большинство людей в глубине души считают: «это хорошо, когда все близкие и знакомые живут ради них».
  4. Терпение – одно из самых непродуктивных качеств учителя.
  5. Счастье – это когда ты получаешь максимальное удовольствие от жизни.
  6. Я не боюсь критики и не испытываю острую эмоциональную реакцию на неё.
  7. Среди людей есть большие негодяи, поэтому утверждение: «каждый человек несет в себе Образ Божий» – не имеет никаких оснований.
  8. Я не сверхответственна.
  9. Я не понимаю тех людей, которые ради своих творческих замыслов могут преступать через какие-либо правила или нормы морали.
  10. Многие коллеги считают, что иногда полезно выставить плохую оценку как наказание.
  11. Часто мне хочется, чтобы меня пожалели.
  12. Я не испытываю чувство вины, если мне приходится отстаивать свои интересы, делать что-либо ради себя.
  13. Душа для меня – лишь красивая абстракция.
  14. Сильный учитель – это такой, который хорошо владеет психикой своих учеников.
  15. Есть достаточно много людей, рядом с которыми я чувствую себя маленьким ребенком.
  16. Если учитель обещает нерадивому ученику выставить двойку в четверти, то это вполне оправданная мера воздействия на него.
  17. Иногда полезно использовать чувство вины в качестве педагогического воздействия.
  18. У меня высокая работоспособность: мне даже кажется, что чем больше уроков в течение дня, тем больше у меня сил.
  19. Если педагогическая методика позволяет достигать хороших успехов, то я буду её использовать, даже если кто-то считает, что она может принести вред душе ребенка в будущем.
  20. Если в начале рабочего дня у меня бывает упадок сил, то в конце я чувствую подъем.
  21. Я думаю: «нет большого греха в том, что иногда люди немного привирают, чтобы достичь своего».
  22. Если я пожелаю что-нибудь человеку, то обычно это не сбывается.
  23. Тщеславие – необходимое качество педагога, так как оно помогает быть блестящим профессионалом.
  24. Я так часто думаю о смысле жизни, что могу назвать себя философом.
  25. Мне кажется, что результаты моей работы чаще бывают выше поставленных целей.
  26. Искать в жизни какой-то смысл – бесполезное дело.
  27. Наша страна находится сейчас в таком положении потому, что людям необходима твердая рука.
  28. Учитель должен уметь подчинять учеников своей воле.
  29. Из двух утверждений: 1 – учитель – это садовник, взращивающий своего ученика, и 2 – учитель – это вершитель судьбы ребенка, — мне ближе второе.
  30. Я думаю, что большинство людей перестали уважать тех, кто живет «ради общества».
  31. Без крепкой дисциплины на уроке бесполезно говорить о каких-либо знаниях учеников.
  32. Мне нравится управлять учениками на уроке так, словно я дирижер.
  33. Я не испытываю дискомфорта, когда отдаю распоряжения.
  34. Я думаю, что для большинства учеников авторитарный учитель – это тот, которого побаиваются.
  35. Я считаю, что обидчик должен получить свое сполна.
  36. Для меня не очень важно точное выполнение требований педагогической методики, которой я пользуюсь.
  37. Я не стремлюсь пользоваться заповедью: если тебя ударили по левой щеке, то подставь правую, — так как это не выполнимо.
  38. Мне нравятся люди, которые могут так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  39. Формирование гражданина не является основной целью современного педагога.
  40. Я считаю, что учитель несет ответственность не только за обучение и развитие ребенка, но и за то, чтобы не извратить его путь к Богу.
  41. Авторитарность – негативное качество учителя, даже так называемая позитивная, то есть добрая.
  42. Я осознанно не отказываюсь от трудностей в своей жизни, так как без них невозможно духовное совершенство.
  43. Я явно не обладаю даром внушения.
  44. Религиозная борьба с самим собой часто приводит человека к психическим заболеваниям.
  45. Я стараюсь вести себя так, чтобы ученики опасались вызвать моё неудовольствие.
  46. Я считаю, что ученики меня уважают, так как побаиваются.
  47. Я стремлюсь быть своим ученикам второй родной матерью.
  48. Это верно: «Учитель – это скульптор, лепящий ученика по своему замыслу».
  49. Моя основная цель – выполнять требования программы.
  50. Это верно: какова оплата, таковы и качества знаний учащихся.
  51. Моя личная жизнь не представляется мне достойной глубокого внимания.
  52. От норм морали нельзя отходить ни на йоту, даже если это связано с большими трудностями.
  53. Я не думаю, что большинство моих коллег имеют любимчиков среди учеников, которым они доверяют больше, чем остальным ученикам.
  54. Меня раздражают ученики, которые мешают на уроке достигать поставленных мной целей.
  55. Я понимаю тех людей, которые считают, что лучше иметь меньше свободы и прав, но и меньше ответственности.
  56. Если кто-то сделал мне какую-либо гадость, то мне ясно раз и навсегда, что он плохой человек.
  57. Я не думаю, что есть ещё много людей, которые живут ради своего дела.
  58. Если ученики успешно сдают экзамены или выполняют контрольные работы, то неважно, какими средствами пользовался учитель, чтобы достичь этого.
  59. Есть люди, рядом с которыми я чувствую себя глупее, чем я есть на самом деле.
  60. Если меня несправедливо раскритикует директор или завуч, то я всегда смогу защитить себя.
  61. На уроке мне легко поддерживать дисциплину.
  62. Часто учителю приходится выбирать, что важнее: развивать личность ученика или давать ему крепкие знания; я в этом случае выбираю в пользу крепких знаний.
  63. Я чаще подчиняю людей своей воле, чем подчиняюсь им.
  64. Некоторые люди меня буквально завораживают.
  65. Как правило, я ухожу от ситуаций, в которых необходимо сделать что-либо по своему выбору потому, что не хочу нести ответственности.
  66. Я уже привыкла к неприятностям: видимо таков мой удел.
  67. Из двух педагогических целей: 1 – качественно передавать свои знания ученикам; 2 – развивать личность ученика, — для меня важнее первая.
  68. Я лучше всего делаю что-либо, когда рядом другие люди, а в одиночестве не люблю ничем заниматься.
  69. Педагогические методики должны быть как можно более подробно разработаны, чтобы учитель мог использовать их, совершенно не перерабатывая.
  70. Я постоянно вступаю в отношения с людьми, которым мне трудно отказать в чем-то.
  71. Мне гораздо легче разработать свою методику, нежели пользоваться чужой, пусть даже и очень хорошей.
  72. К концу рабочего дня я так устаю, что бываю похожа на выжатый лимон.
  73. Я думаю, что в наше время многие считают: лучше всего быть эгоистом.
  74. Я хочу, чтобы меня любили все мои ученики и готова делать многое ради этого.
  75. Я не осуждаю людей, которые привыкли говорить неправду даже там, где естественнее и проще было бы сказать правду: они вынуждены так поступать.
  76. Я сочиняю сценарии (пишу стихи, музыку, создаю новые методики, придумываю новые кулинарные рецепты или ещё что-то новое) не потому, что мне это приносит успех, это выгодно, а потому, что я просто не могу не делать этого.
  77. Я думаю, что действие религиозного поста сводится к физиологическому очищению организма.
  78. Я не верю в загробную жизнь и во все, что с ней связано.
  79. Я чаще подчиняюсь, чем подчиняю людей своей воле.
  80. Я думаю, что в действие Святой воды могут верить только внушаемые люди.
  81. Я думаю, что современное развитие науки не оставляет места для религии.
  82. Я не имею привычки откладывать все «на потом».
  83. В современной жизни религиозные мифы имеют право на существование только как культурные ценности.
  84. Это верно: жизнь дана человеку не для счастья, а для преодоления своей природы.
  85. Учитель не должен видеть в воспитании коллективизма свою самую главную задачу.
  86. Свобода – не самая важная ценность в жизни.
  87. Я хорошо себя чувствую в одиночестве.
  88. Адаптация ребенка в обществе – ошибочная педагогическая цель, так как там, где есть приспособление, нет развития.
  89. Мне кажется, что сам процесс творчества приносит мне большее удовлетворение, чем его результат.
  90. Все, ради чего я жила раньше: родные и близкие, служение делу, Родине – все теперь как бы освятилось иным, вечном светом.
  91. Если мне приходится выбирать между интересами отдельного ученика и интересами учебного коллектива, то я, как правило, выбираю второе.
  92. Это удобно, что теперь неспособные ученики обучаются в коррекционных классах.
  93. Это верно: «Учитель – скульптор, отсекающий от глыбы мрамора все лишнее и оставляющий нужное».
  94. Я не стремлюсь жить ради счастья тех людей, о которых я ничего не знаю.
  95. В жизни все должно определяться законами и за их нарушение человек должен нести строгое наказание.
  96. Правила, моральные профессиональные нормы не могут полностью регулировать нашу жизнь.
  97. Я не могу быть счастлива, если не счастливы мои сограждане.
  98. Смысл жизни человека – в служении Богу.
  99. Моя жизнь во многом утратила свой смысл после того, как наша страна превратилась в развалину.
  100. Совестливость перед учениками – самое необходимое качество учителя.
  101. Без очень хорошо организованного контроля за учениками невозможно добиться сколько-нибудь видимых результатов.
  102. Если человек искренне покаялся, то он не должен нести наказание за содеянное.
  103. Я стремлюсь экономит свои силы и здоровье, так как иначе можно быстро «сгореть» на работе.
  104. Это верно: учитель должен повторять себя в своих учениках.
  105. Если только я одна буду стараться противостоять злу внутри себя, то жизнь вокруг не станет чище.
  106. Жить стоит только ради близких людей.
  107. Из двух утверждений – учитель может: а) создавать судьбу ребенка в соответствии со своим педагогическим талантом; б) только следовать замыслу о нем Творца; — по-моему, более верно первое.
  108. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказала, что она не была осмысленной.
  109. Для меня имеет значение только то, что я делаю ради людей, принадлежащих моему кругу.
  110. Это верно: результат работы учителя должен быть всегда виден проверяющим и администрации.
  111. Как показывает мой опыт, нравственность – самое важное качество в жизни.
  112. Учитель, в принципе, не может посоветовать ученику что-то плохое.
  113. Я думаю, что можно поставить в пример нерадивому учащемуся его брата-отличника.
  114. Я считаю, что показывать свои чувства перед учениками ни к чему, так как это подрывает авторитет.
  115. Из двух педагогических зол: 1 – сверхконтроль учителя над учеником и 2 – контроль, организованный плохо, — наихудшим является второе.
  116. Терпимость к чужой точке зрения часто является признаком слабости.
  117. Прежде чем начать какое-либо дело, я всегда ставлю четкие цели, которые согласованы с целями всего педагогического коллектива.
  118. Свои способности и таланты человек должен использовать с максимальной выгодой для себя.
  119. Я думаю, что ради пользы обществу иногда оправдана небольшая ложь или неразглашение правды.
  120. Я всегда могу заставить ученика выучить урок или сделать то, что положено.
  121. Для человека самым главным делом является спасение души.
  122. Я такой опытный учитель, что всегда могу найти способ заставить ученика согласиться со мной.
  123. Если моя цель – блестяще давать уроки, то нет ничего плохого в том, что я «использую» учеников для этой цели.
  124. Если выбирать, что поставить на первое место – материальное благополучие или творчество, то я выберу первое.
  125. Из двух педагогических тактик: 1 – учитель не может корректировать учеников, так как каждый из них неповторимая индивидуальность; 2 – учитель должен корректировать личность ученика в соответствии с возрастными и социальными нормами, — мне ближе второе.
  126. Я полагаю, что человек не имеет возможность осуществлять свой жизненный выбор по своему усмотрению, независимо от внешних обстоятельств.
  127. Я считаю, что большинство моих коллег не доверяют свои ученикам.
  128. Я испытываю упадок сил во время каникул и в выходные дни.

Описание смысловых уровней в структуре личности педагога

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента ...

Почти неличностный уровень в структуре личности педагога. Здесь измеряется два параметра — позиция симбиотического акцептора СА и позиция симбиотического донора СД, возможных на почти неличностном уровне, а также несколько дополнительных параметров. При интенсивно присвоенном почти неличностном уровне в структуре личности педагога характерны: отсутствие личного отношения к деятельности, отсутствие или расплывчатость жизненных смыслов, эмоционально включенное поведение, стремление решать проблемы силовыми методами, стремление быть в составе симбиотической сращенности со своими учениками. Личностная негэнтропия на этом уровне мала, поэтому педагог, у которого интенсивно присвоен этот уровень, является источником деструктивности; с помощью почти неличностного уровня нельзя транслировать ценности культуры. У современного взрослого человека этот уровень обычно снят, подчинен вышележащим, и только в некоторых случаях постоянно или ситуационно доминирует. Первое относится к пограничным личностным расстройствам; инфантильный человек стремится к симбиотическому единству с окружающими. Второе возможно в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, в периоды болезней и кризисов у вполне психологически зрелых людей.

Возможны несколько вариантов доминирования почти неличностного уровня, которые отражены несколькими шкалами.

Основная шкала «Симбиотический Акцептор» (20 пунктов) почти неличностного уровня СА. Кроме общих характеристик почти неличностного уровня шкала СА отражает позицию, в которой учитель отождествляет себя в симбиозе с матерью ребенка периода раннего детства, некритично копирует свою личность в ученике (по одному из существующих определений симбиоз- эмоционально-смысловое единство), транслирует все свои установки, как конструктивные, так и деструктивные, считает силовые методы решения проблем единственно правильными. Авторитарность, позиция учителя- «вершитель судьбы» ребенка по своему усмотрению. вопреки детскому стремлению к самоутверждению также связана с этим уровнем личности. Возможен и вариант, когда учитель в симбиозе сам становится психологическим ребенком и использует учеников в качестве источника «эмоционального молока», постепенно редуцируя до их личностного уровня.

Опросник кроме основной шкалы СА содержит несколько дополнительных шкал, позволяющих получить информацию при значительных показателях по шкале СА; это шкала «риск неплодотворной или деструктивной ориентации личности, пусковым механизмом которого служит симбиоз» РНОС; «вершитель судьбы» ребенка ВСР; «потребитель эмоций ребенка» ПЭР.

Дополнительная шкала «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит симбиоз» РНОС (5 пунктов).

Максимум шкалы отражает: стремление вызывать дистресс (страх, растерянность), стремление психически подавлять учеников, эффект увеличения работоспособности при вхождении в состав симбиотической сращенности с учениками и резкое ее падение при отсутствии таковой.

Дополнительная шкала позиции «Вершитель судьбы» ребенка ВСР (13 пунктов).

Максимум шкалы отражает высокую способность педагога к внушению и ориентацию на жесткие меры контроля и управления учениками. Шкала не является самостоятельной, она сформирована из части пунктов шкалы СА.

Дополнительная шкала позиции «Потребитель эмоций ребенка» ПЭР(8 пунктов)- отражает позицию педагога, который работает, находясь в состоянии симбиоза с детьми, и использует их в качестве источника «эмоционального молока». Для этой позиции характерны высокая работоспособность педагога в составе симбиотической сращенности и упадок сил, если он не имеет возможности быть в симбиозе; стремление «обладать» своими учениками.

Основная шкала позиции симбиотический донор СД (20 пунктов) почти неличностного уровня — кроме общих характеристик почти неличностного уровня отражает позицию учителя, который в симбиотическом единстве с учеником психологически отождествляет себя с матерью, а ученика с грудным ребенком. Такое единство не соответствует психологическому возрасту ученика и затрудняет развитие, а для учителя оборачивается эмоциональным сгоранием. Для такого педагога характерны: неуверенность в себе, чувство своей незначительности, вины, невозможность отстаивать свои интересы и правоту, заторможенность, проблемы с дисциплиной на уроке, а также некоторые общие для обеих позиций, связанных с симбиозом (акцептора и донора) особенности: размытость жизненных смыслов, эмоционально включенное поведение, признание силовых методов единственно правильными.

Дополнительная шкала «Риск виктимности» РВ (3 пункта) может дать дополнительную информацию в случае, если показатели по шкале СД высоки; причиной виктимности(стремления быть жертвой) также является симбиоз.

Во всех рассмотренных вариантах симбиотическая сращенность разрушительна и для педагога, и для его учеников; и учитель, и ученик психологически крайне зависимы друг от друга, он и его ученики полностью лишены свободы выбора. У того и у другого существует вероятность развития всех тех отклонений, пусковым механизмом которых является симбиоз: неплодотворные ориентации характера (рецептивный, эксплуататорский или авторитарный); деструктивные ориентации личности: садомазохизм, некрофилия (Э. Фромм), девиации поведения и пограничные личностные расстройства: депрессия, алкоголизм, наркомания, виктимность и др. В модели личности педагога (М.Н. Миронова) введена категория личностной негэнтропии, характеризующей степень противостояния личности разрушению и хаосу и ее созидательный потенциал; на почти неличностном уровне личностная негэнтропия настолько незначительна, что не позволяет детерминироваться в ценностях какой-либо культуры. Почти неличностный уровень не является профессиональным, так как с помощью этого уровня личность педагога оказывает деструктивное влияние на развитие учеников.

Основная шкала эгоцентрического уровня Э (20 пунктов).

Он предполагает устремление к выгоде и успеху для себя; отношение к себе как к единице, самоценности, а к другому человеку — как к средству для достижения своих целей. Если у педагога этот уровень доминирующий или максимальный из присвоенных, то главным является собственное благополучие, удобство и успех любыми путями, а ученики используются как средства для их достижения. Личностная негэнтропия на этом уровне такова, что человек может присвоить ценности культуры, но активность присвоения только односторонняя — к себе, трансляция ценностей культуры на этом уровне возможна. Доминирующий эгоцентрический уровень личности педагога является препятствующим фактором в развитии его самого и его учеников, он мешает педагогу реально выполнять свои профессиональные обязанности. Эгоцентризм является причиной тех же разнообразных неплодотворных ориентаций, что и симбиотическая сращенность.

Введена дополнительная шкала «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит крайний эгоцентризм» РНОС (5 пунктов).

Такие проявления связаны не с нормой, а скорее с аномалиями личности.

Основная шкала группоцентрического уровня ГР (20 пунктов).

Педагог устремлен на воспитание коллективизма, главными регуляторами деятельности для него являются нормы морали, правила, закон. Интересы коллектива для него всегда выше собственных и интересов отдельного ребенка. Для такого педагога крайне важно выполнять требования программ и методик, а также «выверять» свои личные цели с целями коллектива. Ученик для такого педагога важен не сам по себе, а своей принадлежностью к классу, группе, школе, коллективу. Учитель устремлен на формирование ученика в соответствии с идеальным образом, на воспитание коллективизма. Этот уровень не позволяет видеть уникальность личной жизни своей и ученика, не позволяет осуществлять индивидуального подхода в обучении и воспитании. Личностная негэнтропия здесь такова, что с помощью него учитель может формировать у ученика нужные качества и свойства. Интенсивно присвоенный группоцентрический уровень позволяет педагогу эффективно работать в системе образования в условиях стабильного общества.

Основная шкала гуманистического уровня Гумм (20 пунктов).

Он связан с устремлениями общечеловеческой направленности. За каждым человеком здесь подразумевается равенство прав, свобод, обязанностей. Человек устремлен на создание результатов, которые принесут равное благо другим. Здесь любой человек — индивидуальность. Он сам решает за себя, имея свободу для поиска своего смысла жизни и ответственность за его реализацию. При активно присвоенном гуманистическом уровне педагога каждый ребенок для педагога неповторим и имеет свой уникальный смысл жизни, имеет право на свободу выбора, может нести ответственность за него. Личностная негэнтропия на этом уровне настолько велика, что учитель обладает возможностью сотворения нового, у учителя творческие, созидательные возможности выражаются в том, что он участвует в процессе не только педагогических инноваций, создании своих методик, но и в со-творении личной культуры ученика в процессе со-творчества самому ребенку. Все современные педагогические методики ориентированы на этот уровень, он является основным профессиональным и необходимым в условиях общества.

Основная шкала «Готовность принять духовные ценности» ГПДЦ (20 пунктов).

Максимум шкалы отражает готовность педагога принять духовные ценности как декларируемые; этот показатель косвенным образом связан с присвоенностью духовного уровня, который понимается здесь как жизнь в Боге. Интерес к измерению духовного уровня связан с тем, что 50% учителей в настоящее время считают себя верующими людьми, это отражает некие новые динамические изменения, как в социальных установках, так и в структуре личности педагогов.

В опроснике введена дополнительная шкала — «Повышенная вероятность присвоенности духовного уровня» Д (3 пункта).

Максимум шкалы отражает возможные ответы педагога, не только декларирующие духовные ценности, но и старающегося поступать в соответствии с ними, либо ответы, абсолютно невозможные для педагогов, не являющихся духовными людьми. Этот факт не является гарантией того, что у респондента присвоен духовный уровень, но он существенно повышает вероятность того, что он до такой степени присвоен. В последнем случае можно думать о том, что педагог обладает огромным развивающим потенциалом, он относится к ученику как к носителю Образа Божия, главной своей задачей считает- не повредить его в ученике и способствовать наиболее полному раскрытию. Наличие духовного уровня условно диагностируется только в том случае, если ГПДЦ и Д имеют высокие значения одновременно.

Введена также дополнительная шкала «Риск утраты смысла жизни» РУСЖ (6 пунктов).

Она является суммарным конструктом, имеющим 5 различных корней: утрата смысла жизни из-за высокой степени включенности в симбиотическую сращенность, когда человек живет чужими смыслами; утрата смысла жизни в результате крайнего эгоцентризма; утрата смысла жизни из-за высокой степени идентификации с группой, коллективом, государством; утрата смысла жизни в результате остановки развития; временная утрата смысла жизни в текущем кризисе развития.

Миронова — Стр 2

У реального педагога есть все основные уровни, в той или иной степени присвоенные, но можно определить доминирующие тенденции и создать типологию личности педагога. Так как первые два уровня (почти неличностный и эгоцентрический) являются деструктивными, нежелательными в структуре личности учителя, с ними связан его непрофессионализм, то личность учителя с доминирующими первыми уровнями является препятствующей развитию ученика или деструктивной. Доминирование группоцентрического уровня делает личность педагога транслирующей или формирующей. Педагог, обладающий такой личностью, может выполнять свои функции в условиях установившейся социально-исторической культуры, когда его задачей является трансляция из поколения в поколение определенного типа личности и оптимального комплекта знаний, умений, навыков, необходимых представителю данной культуры. Доминирование гуманистического уровня делает личность педагога развивающей, такая личность необходима, если педагог работает в личностно ориентированной педагогической системе. В свою очередь такие педагогические системы необходимы в условиях «разрыва» культур, когда задачей является взращивание человека, способного к саморазвитию и творчеству. Духовный уровень непосредственно не является рабочим для педагога, но его доминирование неизмеримо увеличивает созидательный потенциал личности и снижает, снимает разрушительность, идущую от первых уровней [20].

Ключи

Основные шкалы:

1. Шкала симбиотического уровня (позиция симбиотического акцептора — СА):

+ 1, 14, 20, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 45, 46, 47, 61, 68, 116, 120.

– 22, 41, 43, 87.

2. Шкала симбиотического уровня (позиция симбиотического донора — СД):

+ 11, 14, 15, 26, 27, 28, 47, 59, 64, 72, 74, 75, 79.

– 6, 8, 12, 33, 60, 63, 82.

3. Шкала эгоцентрического уровня (Э):

+ 5, 10, 16, 17, 21, 23, 50, 54, 58, 92, 101, 103, 110, 112, 113, 115, 118, 123, 124.

– 53.

4. Шкала группоцентрического уровня (Гр):

+ 9, 49, 52, 62, 67, 69, 91, 93, 95, 97, 104, 117, 119.

– 30, 36, 39, 57, 85, 88, 96.

5. Шкала гуманистического уровня (Гум):

+ 25, 71, 76, 86, 88, 89.

– 2, 9, 29, 48, 51, 65, 67, 94, 104, 114, 124, 125, 126, 127.

6. Шкала «Готовность принять духовные ценности» (ГПДЦ):

+ 24, 40, 42, 90, 100, 102, 121.

– 4, 7, 13, 19, 35, 44, 77, 78, 80, 81, 83, 105, 107.

Дополнительные шкалы:

7. Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого является симбиоз(РНОС):

+ 18, 34, 38, 122, 128

8. «Вершитель судьбы ребенка» (ВСР):

+ 27, 28, 29, 31, 32, 34, 63, 116, 120, 122.

– 22, 41, 43.

9. «Потребитель эмоций ребенка» (ПЭР):

+ 14, 18, 20, 38, 46, 68, 128.

– 87.

10. Риск виктимности (РВ):

+ 66, 70.

– 61.

11. Риск утраты смысла жизни (РУСЖ):

+ 26, 51, 55, 99, 108, 109

– 85

12. Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которой является эгоцентризм(РНОЭ):

+ 3, 56, 73, 106, 111, 118.

13. Повышенная возможность существования духовного уровня (Д):

+ 84.

– 37, 98.

Бланк ответов:

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

33

65

97

2

34

66

98

3

35

67

99

4

36

68

100

5

37

69

101

6

38

70

102

7

39

71

103

8

40

72

104

9

41

73

105

10

42

74

106

11

43

75

107

12

44

76

108

13

45

77

109

14

46

78

110

15

47

79

111

16

48

80

112

17

49

81

113

18

50

82

114

19

51

83

115

20

52

84

116

21

53

85

117

22

54

86

118

23

55

87

119

24

56

88

120

25

57

89

121

26

58

90

122

27

59

91

123

28

60

92

124

29

61

93

125

30

62

94

126

31

63

95

127

32

64

96

128