23
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет философии и психологии
Кафедра психологии
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Программа курса и планы
семинарских и практических занятий
для студентов 2 курса отделения психологии
факультета философии и психологии
Составители:
К.М. Гайдар,
М.А. Харченко
Воронеж 2000
ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ»
Пояснительная записка
Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего изучения личности, адекватного использования и развития возможностей человека. Можно утверждать, что в какой бы сфере не работал психолог (образование, здравоохранение, промышленность и бизнес, спорт и др.), какова бы не была его специализация (научные исследования или практика оказания психологической помощи населению), без достаточного арсенала знаний, умений и навыков в области психодиагностики он не сможет профессионально выполнять свои функции.
В последнее время в нашей стране (как и во всем мире) интерес к проблемам психодиагностики заметно возрос. Это обусловлено развитием психологической службы и появлением новой профессии – практический психолог.
Все это определяет чрезвычайную значимость включения в профессиональную подготовку студентов-психологов такой дисциплины, как «Основы психодиагностики». В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Психология» она входит в блок общепрофессиональных дисциплин и считается одной из базовых. Поэтому, согласно учебному плану, «Основы психодиагностики» преподаются студентам-второкурсникам, которые, с одной стороны, уже имеют солидную общетеоретическую подготовку по психологии, а, с другой стороны, начинают серьезно задумываться о возможностях приложения своих сил в конкретных областях психологической науки и практики, что создает у них, кроме всего прочего, и психологическую готовность к усвоению учебного материала данной дисциплины.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... Итак, в своей фундаментальной основе "профессия" – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты ... профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, ...
Цель дисциплины «Основы психодиагностики» – формирование у будущих специалистов-психологов систематизированных представлений и практических умений, позволяющих квалифицированно проводить весь комплекс психодиагностических мероприятий.
В задачи курса входят следующие:
1) усвоение студентами системы знаний о психодиагностике как науке и практической деятельности психолога, о прикладном характере этих знаний для других областей психологической науки и практики;
2) ознакомление будущих специалистов с комплексом современных психодиагностических методов и методик, особенностями их применения, предъявляемыми к ним требованиями;
3) формирование умений и навыков пользования этими методами и конкретными методиками, проведения диагностического обследования, психометрической оценки психодиагностического средства.
Настоящая Программа разработана на основе требований Госстандарта к данной дисциплине, а также с учетом современных достижений в области психодиагностики. Поскольку в настоящее время имеет место дифференциация специалистов-психодиагностов на тех, кто использует готовые диагностические методы и методики (обобщенно их можно назвать психологами-консультантами), и тех, кто занимается разработкой новых и психометрическим сопровождением готовых методик (психологи-психометристы), то авторы посчитали важным охарактеризовать психодиагностику одновременно и как область психологической науки, и как область практической психологии, сформировать у студентов представление о психодиагностике как научно-практической деятельности, очертить основное содержание и специфику труда психодиагностов указанных выше профилей.
Этот замысел определил логику построения курса и, соответственно, структуру настоящей Программы. Она состоит из трех частей.
1. Теоретические основы современной психодиагностики.
2. Методические аспекты психодиагностической деятельности.
3. Психометрические основы психодиагностики.
В первой части рассматриваются методологические и теоретические основы психодиагностики, ее история и современное состояние, основные области применения и проблемы. Студенты изучают как традиционные, так и новые идеи и достижения этой области психологии.
Вторая часть курса знакомит будущих психологов с профессиональной «кухней». Изучая методические аспекты диагностической работы, студенты постигают секреты профессионального мастерства психодиагноста, вырабатывают установки на профессионально грамотное использование специфического инструментария и бережное, гуманное отношение к человеку, доверившему психологу свой внутренний мир.
Изучая третью часть курса, студенты осваивают основные приемы работы психолога-психометриста, формируют необходимые для этого умения и навыки.
Каждая часть представлена лекционными, семинарскими и практическими занятиями.
Таким образом, целостное изучение «Основ психодиагностики» обеспечивает готовность студентов к квалифицированному осуществлению достаточно полного арсенала важнейших психодиагностических функций в их будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Основы психодиагностики» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей, возрастной, экспериментальной психологии, знания и умения, полученные в ходе изучения математики и математических методов в психологии. С другой стороны, изучение этой дисциплины позволит студентам успешно осваивать на следующих курсах целый ряд общепрофессиональных и специализированных дисциплин (психология труда и инженерная психология, частная психодиагностика, психология семейных отношений, семейное консультирование и психотерапия, психология группы и др.), а также выполнять психодиагностическую работу в ходе учебной и производственной практик.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Количество часов |
||
Лекций |
Семин. |
Всего |
||
1. Теоретические основы современной психодиагностики |
||||
1 |
Введение в психодиагностику |
4 |
2 |
6 |
2 |
Классификации психодиагностических методик |
2 |
6 |
8 |
3 |
Исторический обзор психодиагностики |
6 |
— |
6 |
4 |
Тесты в психодиагностике: сущность, возможности и значение |
4 |
— |
4 |
5
|
Проективный метод в психодиагностике: сущность, возможности и значение |
2 |
4 |
6 |
2. Методические аспекты психодиагностической деятельности |
||||
6 |
Процедурные и методические вопросы тестирования |
— |
4 |
4 |
7 |
Компьютеризация психодиагностики |
2 |
2 |
4 |
3. Психометрические основы психодиагностики |
||||
8 |
Основы психометрии |
4 |
6 |
10 |
9 |
Надежность тестов |
6 |
8 |
14 |
10 |
Валидность тестов |
4 |
2 |
6 |
|
В С Е Г О |
34 |
34 |
68 |
Раздел 1. Теоретические основы современной психодиагностики
Тема 1. Введение в психодиагностику
Диагностика как особая деятельность распознавания. Соотношение понятия «диагностика» с понятиями «научное познание» и «узнавание».
Определение психодиагностики. Соотношение понятий «психодиагностика» с понятиями «психологическое тестирование», «дифференциальная психология», «психометрия».
Объект, предмет и цель психодиагностики. Психодиагностика общая и частная: специфика предмета. Основные понятия психодиагностики: диагностические признаки, диагностические категории, диагностические факторы, диагностический вывод.
Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика. Психодиагностика в работе практического психолога. Основные области использования психодиагностики.
Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза, по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический. Комплексность и структурированность психологического диагноза. Типы психологического диагноза.
Психодиагностические задачи и ситуации. Ситуация экспертизы и ситуация клиента (психологической помощи).
Особенности взаимодействия психодиагноста и обследуемого в каждой из них. Специфика применения психодиагностики в ситуациях педагогической и социальной практики. Типология психодиагностических ситуаций (по В.Н. Дружинину).
Нормативная регуляция психодиагностической практики. Ее актуальность и необходимость. Понятие об этических нормах психодиагностики. Характеристика требований, предъявляемых к психологу-психометристу (разработчику методик), психологу-преподавателю психодиагностики, психологу-пользователю, пользователю-смежнику.
Тема 2. Классификации психодиагностических методик
Соотношение понятий «метод» и «методика». Необходимость классификации психодиагностических методик. Возможные основания классификаций. Характеристика каждой классификации и входящих в нее классов методик, примеры.
Классификация методик в зависимости от «правильности» ответа: предполагающие правильный ответ и не имеющие в принципе правильного ответа.
Классификация методик по степени опосредованности речевой активности обследуемых: вербальные и невербальные.
Классификация методик по основному методическому принципу их построения: объективные тесты, стандартизированные самоотчеты (тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники и методики классификации), проективные методики, диалогические (интерактивные) техники, аппаратурные методики.
Классификация методик в зависимости от источника получения определенного типа данных: L-данных,Q-данных, Т-данных.
Классификация методик по степени их формализованности: методики высокого уровня формализации и малоформализованные.
Тема 3. Исторический обзор психодиагностики
История развития психодиагностики (тестологии) за рубежом. Предыстория тестов. Причины возникновения научной психодиагностики.
Ф. Гальтон – основоположник тестирования. Его роль в становлении психодиагностики. Значение работ Дж. Кеттелла в истории тестологии. Вклад европей ских психологов (Э. Крепелина, Г. Эббингауза и др.) в развитие тестового метода.
Работы А. Бине и Т. Симона – новый этап развития западной тестологии. Интеллектуальные шкалы Бине-Симона и Стэнфорд-Бине, общая характеристика, преемственность исследований и методических разработок.
Индивидуальное и групповое тестирование. Вклад американских психологов в создание групповых тестов (армейский альфа и армейский бета).
Тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты комплексных способностей, тесты достижений: хронология и логика их разработки и применения в практике.
Достижения западной тестологии. Критика тестового метода за рубежом.
История развития психодиагностики в России. Предпосылки возникновения: укрепление материалистических традиций в психологической теории, внедрение экспериментального метода, запросы практики.
Дореволюционный этап становления отечественной психодиагностики. Значение работ В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского.
Советский этап развития психодиагностики. П.П. Блонский , А.П. Болтунов, М.Ю. Сыркин – создатели отечественных психодиагностических методик.
Распространение педологии и психотехники в СССР как фактор, стимулирующий развитие психодиагностики в 20-30-е гг. ХХ в. Достижения и заблуждения того периода. Разгром советский психодиагностики во 2-й половине 30-х гг., анализ его последствий.
Возрождение отечественной психодиагностики в 60-х гг. Краткая характеристика ее современного состояния.
История разработки проективного метода. Тест словесных ассоциаций К. Юнга – первая проективная методика в истории психодиагностики. Значение работ Г. Роршаха для становления проективного метода. Метод чернильных пятен. Его целевое назначение и краткая характеристика.
Тематический апперцептивный тест – новый этап развития проективной психодиагностики. Его целевое назначение, характеристика, модификации.
Направления развития проективной психодиагностики: рисуночные методы и вербальные. Их характеристика, примеры.
Краткая характеристика современного состояния проективной психодиагностики.
Тема 4. Тесты в психодиагностике: сущность,
ВОЗМОЖНОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ
Этимология термина «тест». Определение теста в современной психодиагностике.
Сущность теста. Анализ признаков, необходимых по отношению к методу тестов, но не специфических для него; необходимых и специфических для метода тестов в целом; необходимых и специфических лишь по отношению к отдельным типам тестовых методик. Признаки научности тестов.
Классификации тестов, их возможные основания. Характеристика каждой классификации и входящих в нее классов методик, примеры.
Классификация тестов по особенностям тестовых задач: вербальные и практические.
Классификация тестов по формам процедуры обследования: индивидуальные и групповые.
Классификация тестов по направленности: тесты интеллекта и тесты личности.
Классификация тестов по наличию или отсутствию временных ограничений: тесты скорости и тесты результативности.
Классификация тестов по принципам конструирования: критериально-ключевые и факторно-аналитические.
Достоинства и ограничения тестов.
Адаптация зарубежных тестов: понятие, этапы, требования к процедуре.
Тема 5. Проективный метод в психодиагностике:
СУЩНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ
Общая характеристика и отличительные признаки проективного метода. Соотношение понятий «тестовый метод» и «проективный метод». Сфера применения проективных методов.
Необходимость анализа теоретической базы проективного метода. Его теоретическое обоснование в различных психологических направлениях и теориях: холистической психологии, психоанализе, концепциях проекции, исследованиях «Нового взгляда», концепции личностного смысла.
Преимущества и ограничения проективной психодиагностики.
Рисуночная проективная психодиагностика. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии и ее генезис. Преимущества и ограничения рисуночных проективных техник. Некоторые основы психологического анализа рисуночной продукции испытуемых при проективном исследовании.
Раздел 2. Методические аспекты психодиагностической деятельности
Тема 6. Процедурные и методические
ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Область применения теста. Условия тестирования.
Характеристика начального этапа тестирования. Инструкция к тесту: определение, требования к формулированию.
Материал, используемый для тестирования. Тестовые задачи закрытого и открытого типа, их разновидности. Правила формулирования содержания тестовых задач. Стимульный материал, используемый в тестах: его виды, основные требования при подборе, хранении, производстве. Формы вопросов (утверждений), используемых в опросных методиках, их разновидности.
Фиксация результатов тестирования. Бланк обследования: его варианты, правила разработки, основные требования.
Этап обработки данных тестирования: его особенности, основные требования. Ключи к тесту, их формы. Разновидности тестовых оценок, получаемых при обработке данных: «сырые» (первичные), шкальные, профильные.
Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.
Требования, предъявляемые к тестовым методикам.
Тема 7. Компьютеризация психодиагностики
Актуальность компьютеризации психодиагностики.
Принципы современных технологий компьютеризированного психологического тестирования.
Этапы компьютеризации психодиагностики и их характеристика.
Психологические последствия компьютеризации психодиагностической деятельности: позитивные и негативные.
Перспективы развития компьютерной психодиагностики.
Раздел 3. Психометрические основы психодиагностики
Тема 8. Основы психометрии
Понятие психометрии.
Статистическая природа тестовых шкал. Проблема меры. Диагностическая шкала и ее виды: абсолютные, процентильные и критериальные.
Стандартизация теста: определение. Стандартизация диагностической процедуры и стандартизация шкалы.
Тестовые нормы: определение. Количественные и качественные тестовые нормы. Репрезентативность тестовых норм: ее обеспечение, проверка. Алгоритм построения тестовых норм.
Тестирование, ориентированное на статистическую норму и на социально-психологический норматив. Критериально-ориентированное тестирование – перспективное направление психодиагностики.
Тема 9. Надежность тестов
Понятие надежности теста и ее видов. Анализ случайных и систематических ошибок измерения. Определение ошибки измерения. Стандартизация процедуры тестирования как важнейшее средство повышения надежности теста.
Ретестовая надежность тестовой методики. Процедуры ее определения: преимущества и недостатки.
Одномоментная надежность теста. Понятие сопоставимых форм методики. Варианты определения одномоментной надежности: метод параллельных форм, метод расщепления, метод анализа согласованности ответов по всем пунктам методики (метод Кьюдера-Ричардсона).
Преимущества и недостатки каждого из них.
Надежность отдельных пунктов теста. Характеристика требований, обеспечивающих надежность отдельных пунктов теста: объективность, валидность, устойчивость, сила/трудность, дискриминативность.
Тема 10. Валидность тестов
Понятие валидности теста. Соотношение понятий «надежность» и «валидность». Понятие валидизации. Критерий валидизации и его виды. Требования, предъявляемые к критерию валидизации: релевантность, свобода от помех, надежность. Количественные и качественные методы оценки валидности. Процедура определения коэффициентов валидности.
Типы валидности теста: подлинная и ложная. Характеристика видов ложной валидности. Характеристика видов подлинной валидности: теоретической и эмпирической (прагматической).
Особенности содержательной, текущей, прогностической, ретроспективной валидности.
Валидность процедуры тестирования. Приемы ее обеспечения.
Л И Т Е Р А Т У Р А П О К У Р С У
ОСНОВНАЯ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Т. 1. – 320 с. – Т. 2. – 336 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. – 200 с.; СПб., 1999. – 528 с.
3. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – 364 с.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.
5. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1986. – 544 с.
6. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М., 1984. – 152 с.
7. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – 304 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982. – 101 с.
2. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопр. психологии. – 1986. – № 2. – С. 30-42.
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985. – 319 с.
5. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 176-181.
6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981. – 232 с.
ПЛАНЫ семинарских и практических занятий
Раздел 1. Теоретические основы современной
Психодиагностики
Тема 1. Операциональная классификация психодиагностических
Методик (семинарское занятие – 4 часа)
Ключевые понятия: психодиагностика, психофизиологические методики, объективный тест, тест-опросник, оценочные шкалы, проективные методики, стандартизированное наблюдение, контент-анализ, интервью, интерактивные техники.
Вопросы для обсуждения:
1. Психофизиологические методики.
2. Объективные тесты решения задач.
3. Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методы субъективной классификации и оценки сходства-различия.
4. Проективные техники: вербальные, изобразительные и рисуночные.
5. Наблюдение: свободное и стандартизированное.
6. Контент-анализ документов.
7. Диалогические (интерактивные) техники: беседа и интервью, интерактивные игры.
Литература
1. Айламазьян А.М., Лебедева М.М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании // Вопр. психологии. – 1983. – № 2. – С. 143-149.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 182-183, 192-199.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 57-60, 93-96, 106.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 129-130, 134-135, 223-227, 250, 341.
4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – С. 9-15.
5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 10-12, 34, 45-52.
6. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. – М., 1981. – С. 38-39.
7. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 112-115, 119-127, 171-176.
8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – С. 432-442.
9.Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М., 1997. — С. 37–49, 125–139.
10. Психология. Словарь. – М., 1990. – С. 145-146.
Тема 2. Исследование личности биографическим методом
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: биографический метод, биографический опросник, психологическая автобиография, жизненный путь, институты социализации.
Вопросы для обсуждения:
1. Биографический метод, его разработка и развитие.
2. Построение биографического опросника.
Практическое задание: построение биографической анкеты.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 236-237.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 7, 93.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 7, 223.
3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998. – 263 с.
4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 61-65.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 69-74.
5. Психология. Словарь. – М., 1990. – С. 40, 116-117, 373.
Тема 3. Нормативная регуляция психодиагностической
практики (семинарское занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: психодиагностическая методика, психолог-психометрист, пользователь-психолог, специалист-смежник, профессиональная тайна.
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость контроля за использованием психодиагностических методик.
2. Требования к психологу–психометристу (разработчику методик).
3. Требования к психологу–преподавателю психодиагностики.
4. Требования к пользователю–психологу.
5. Требования к пользователю–смежнику.
6. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 37-39, 50-61.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 176-180.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 410-415.
4. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 177-181.
5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 21–22.
6. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 90-104.
7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 264–271.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 297-305.
8. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 281-292.
Тема 4. Теоретическое обоснование проективного метода
(семинарское занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: проективный метод, проекция, психологическая защита, холистическая психология, личностный смысл.
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость анализа теоретической базы проективного метода.
2. Обоснование проективного метода принципами холистической психологии.
3. Обоснование проективного метода в психоаналитической концепции.
4. Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода.
5. Концепции проекции в обосновании проективного метода.
6. Обоснование проективного метода в концепции личностного смысла.
Литература
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 34, 42-45.
2. Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. – Тбилиси, 1978. – Т. 3. – С. 611-622.
3. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980. – С. 5-70.
Тема 5. Некоторые основы психологического анализа рисуночной
продукции испытуемых (практическое занятие –2 часа)
Ключевые понятия: проективная психодиагностика, проективный рисунок, слабо структурированный материал, идентификация, диагностическая гипотеза.
Вопросы для обсуждения:
1. Проективные рисуночные техники: общая характеристика, возможности и ограничения.
2. Система объективных диагностических критериев, используемых при анализе проективного рисунка.
Практическое задание: выполнение и психологический анализ проективного рисунка.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 182-210.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 106-108.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 250-252.
3. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 171-179.
4. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 36-37.
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 6. Процедурные и методические вопросы
тестирования (семинарское занятие –4 часа)
Ключевые понятия: инструкция, тестовые задачи, форма вопросов (утверждений), ключ к тесту, первичные («сырые») оценки.
Вопросы для обсуждения:
1. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.
2. Начальный этап тестирования: инструкция.
3. Материал, используемый для тестирования.
4. Фиксация результатов тестирования.
5. Этап обработки данных тестирования.
6. Психологическое заключение.
7. Требования, предъявляемые к тестовым методикам.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 40-41.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 15-16, 51-54, 89, 98-102, 113, 177.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 23-24, 62-63, 67, 106-111, 119, 212-213, 232-236, 267-268, 327, 417-419.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 19-20.
(или) Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 177-178.
(или) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 177.
Тема 7. Компьютеризация психодиагностики
(семинарское занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: компьютерная психодиагностики, базы психодиагностических данных, «ручная» методика, компьютерный тест, объект-субъектный образ компьютера.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы современных технологий компьютеризированного психологического тестирования.
2. Этапы компьютеризации психодиагностики.
3. Психологические последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.
4. Изучение объект-субъектного образа компьютера.
Литература
1. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – № 6. – С. 86-93.
2. Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психол. журн. – 1993. – Т. 14. – № 6. – С. 96-102.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 109-110.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 257, 337.
4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – С. 20-30, 45-54.
5. Мельников А.В. О применении персональных компьютеров в психологии // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 1. – С. 56-61.
6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 103-110.
7. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 187-196, 330-341.
8. Суходольский Г.В. Компьютер в психодиагностике // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 133-135.
9. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 2. – С. 33-45.
10.Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П. и др. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере MMPI) // Вопр. психологии. – 1990. – № 12. – С. 136-143.
11.Ходош А.М. Методика изучения объект-субъектного образа компьютера // Вопр. психологии. – 1991. – № 6. – С. 149-154.
Часть 3. Психометрические основы психодиагностики
Тема 8. Построение первичной формы тест-опросника
и оценка его объективности (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: тестовая задача, закрытая / открытая задача, надежная задача, валидная задача, концепт задачи (группы задач).
Вопросы для обсуждения:
1. Тест-опросники, их общая характеристика.
2. Открытые и закрытые тестовые задачи: сравнительная характеристика.
3. Процедура составления первичной формы тест-опросника: алгоритм, основные требования.
Практическое задание: построение первичной формы тест-опросника для исследования экстраверсии – интроверсии и оценка его объективности.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 122-153.
2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 5-8.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 6-9.
Тема 9. Построение и проверка репрезентативности
тестовых норм (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: репрезентативная выборка, первичные («сырые») результаты, частотное распределение показателей, нормальное распределение, устойчивость распределения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие тестовых норм. Их репрезентативность.
2. Алгоритм построения тестовых норм.
Практическое задание: построение и проверка репрезентативности тестовых норм на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 88-89, 120.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 207-211, 282.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 53-57, 60-63, 65-67.
Тема 10. Стандартизация шкал теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: сопоставимость результатов, процентильная шкала, интервальная нормализация (z–трансформация), линейное преобразование, стандартные шкалы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие стандартизации теста и диагностической процедуры.
2. Алгоритм нормализации и стандартизации шкал теста.
Практическое задание: нормализация и стандартизация шкал теста на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 133-135.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 313-314.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 57-60, 63-64.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 148-154.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 13-18.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 15-20.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 45-49.
Тема 11. Первичная обработка тестовых задач:
расчет индексов трудности (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: первичная обработка пунктов методики, трудность задания, сила вопроса, статистическая трудность, индекс трудности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о первичной обработке пунктов методики.
2. Трудность заданий теста (сила вопроса).
3. Основные приемы вычисления индексов трудности пунктов теста.
Практическое задание: расчет индексов трудности пунктов теста.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 179-187.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 151-152.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 349-351.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 54-57.
4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-11.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-13.
Тема 12. Первичная обработка тестовых задач: расчет показателей дискриминативности
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: надежность отдельного пункта теста, дискриминативность (согласованность) пункта, точечно-бисериальный коэффициент корреляции, коэффициент дискриминативности, индекс дискриминации.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о надежности отдельных пунктов теста. Обоснование необходимости проверки надежности отдельных пунктов теста.
2. Дискриминативность отдельных пунктов теста.
3. Основные приемы вычисления показателей дискриминативности пунктов теста.
Практическое задание: расчет показателей дискриминативности пунктов теста на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 187-195.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 47-48, 63-65.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 91-92, 141-143.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 71-74.
4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 8-13.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 9-15.
Тема 13. Ретестовая надежность теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: надежность теста, формула Рюлона, ретестовая надежность, коэффициенты корреляции Пирсона, Спирмена и Кендалла.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие надежности теста. Виды надежности.
2. Характеристика ретестовой надежности. Преимущества и недостатки этого вида надежности теста.
3. Основные приемы вычисления коэффициентов надежности теста по методу повторного тестирования (ретеста).
Практическое задание: расчет ретестовой надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 97-106.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-67, 82-85.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-141, 144-146, 192-195, 199-200.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 67-69.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-19.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-22.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.
Тема 14. Одномоментная надежность теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: одномоментная надежность теста, сопоставимые формы теста, параллельная форма теста, метод расщепления, коэффициент консистентности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие одномоментной надежности.
2. Варианты определения одномоментной надежности. Преимущества и недостатки каждого из них.
3. Основные приемы вычисления коэффициентов одномоментнойнадежности теста.
Практическое задание: расчет одномоментной надежности на материале результатов теста Дж. Равена и опросника Ч.Д. Спилбергера.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 106-117.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 62-65, 84-87, 103-104.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 137-139, 147-148, 195-199, 201-204, 240-241.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 69-74.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 140-141.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 18-22.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 20-24.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 50-57.
Тема 15. Эмпирическая валидизация теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: валидность психодиагностической методики, эмпирическая валидность, внешний критерий валидизации, социально-прагматический критерий, экспертная оценка.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие валидности теста. Соотношение понятий «надежность» и «валидность».
2. Понятие валидизации. Критерий валидизации и его виды. Требования, предъявляемые к критерию валидизации.
3. Характеристика теоретической и эмпирической (прагматической) валидности теста.
4. Процедура определения коэффициентов валидности теста.
Практическое задание: расчет эмпирической валидности теста путем определения его конвергентной валидности по отношению к другим тестам и экспертной оценке.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 126-179.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 18-29.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 30-49.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 74-90.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 119-131, 143-148.
5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 57-64.
Вопросы к итоговому контролю
1. Предмет психодиагностики. Ее основные понятия.
2. Психодиагностика в работе практического психолога.
3. Понятие о психологическом диагнозе.
4. Психодиагностические задачи и ситуации.
5. Нормативная регуляция психодиагностической практики.
6. Характеристика возможных классификаций психодиагностических методик.
7. Характеристика психофизиологических методик.
8. Характеристика объективных тестов решения задач.
9. Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методы субъективной классификации и оценки сходства-различия.
10. Проективные техники: вербальные, изобразительные и рисуночные.
11. Характеристика биографического метода.
12. Наблюдение: свободное и стандартизированное.
13. Характеристика метода контент-анализ документов.
14. Диалогические (интерактивные) техники: беседа и интервью, интерактивные игры.
15. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.
16. Характеристика начального этапа тестирования. Инструкция к тесту.
17. Материал, используемый для тестирования: виды, основные требования при подборе, хранении, производстве.
18. Фиксация результатов тестирования: варианты, основные требования.
19. Этап обработки данных тестирования: его особенности, основные требования.
20. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.
21. Определение теста. Анализ основных требований, предъявляемых к тестовым методикам.
22. История развития тестологии за рубежом.
23. Обзор развития психодиагностики в России.
24. История разработки проективного метода.
25. Определение теста. Современное понимание сущности тестов.
26. Определение теста. Анализ различных классификаций тестов.
27. Достоинства и ограничения тестов.
28. Требования к процедуре адаптации зарубежных тестов.
29. Понятие о психометрии. Соотношение понятий «тестология» и «психометрия».
30. Статистическая природа тестовых шкал.
31. Стандартизация теста.
32. Тестовые нормы и их репрезентативность. Алгоритм построения тестовых норм.
33. Понятие надежности теста и ее виды.
34. Ретестовая надежность тестовой методики. Процедуры ее определения.
35. Одномоментная надежность методики. Процедуры ее определения.
36. Надежность отдельных пунктов теста. Процедуры ее определения.
37. Общее представление о валидности теста.
38. Типы и виды валидности теста.
39. Валидность процедуры тестирования. Приемы ее обеспечения.
40. Понятие о проективном методе. Общая характеристика и возможные классификации проективных методов.
41. Понятие о проективном методе. Сферы применения проективных методов.
42. Соотношение понятий «тестовый метод» и «проективный метод».
43. Преимущества и ограничения проективных методов.
44. Преимущества и ограничения проективных рисуночных методик.
45. Обоснование проективного метода принципами холистической психологии.
46. Обоснование проективного метода в психоаналитической концепции.
47. Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода.
48. Концепции проекции в обосновании проективного метода.
49. Обоснование проективного метода в концепции личностного смысла.
50. Компьютерная психодиагностика. Основные проблемы применения компьютеров в психодиагностике.
51. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики.
52. Позитивные и негативные последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.
Составители:
Карина Марленовна Гайдар,
Максим Андреевич Харченко.
Редактор: Бунина Т.Д.