Тарасенко Н.Н

34

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный

педагогический институт»

Кафедра психологии

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол №__1_от_16.09.2009

зав.кафедрой психологии, кпсн., профессор

_________________________________ Р.В.Ершова

Тарасенко Н.Н.

«Роль психологической диагностики в предупреждении

трудностей в обучении»

специальность 050708 Педагогика и методика начального

образования

со специализацией Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

КОЛОМНА, 2009

УДК 159 (075.8)

Рекомендовано к изданию редакционно- издательским

ББК 88.49 я 73

советом ГОУ ВПО МО

Т19

«Коломенский государственный

педагогический институт»

Рецензент Железнякова М.Е., доцент кафедры психологии

Т19. Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» / Н.Н. Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2009 – 25 с.

Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, краткие методические рекомендации по отдельным темам, вопросы к экзамену, тематику контрольных и курсовых работ, словарь основных терминов, список литературы по тематике курса.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования. Материалы курса могут быть использованы также в практической работе в учреждениях народного образования.

УДК 159 (075.8)

ББК 88.49 я 73

© Тарасенко Н.Н., 2009

© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

Примерный тематический план

6

Содержание учебной дисциплины

9

Учебно-методическое обеспечение курса

10

Самостоятельная работа студентов

13

Методические рекомендации для студентов

17

Тест для самопроверки

19

Примерный перечень экзаменационных вопросов

23

Методические рекомендации для преподавателей

Введение Пояснительная записка

Программа курса разработана для студентов психолого-педагогических специальностей. Данный курс направлен на развитие научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты развития младших школьников; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; выявлять особенности процесса адаптации младших школьников к обучению; использовать психодиагностические методики с целью повышения эффективности обучения и воспитания. В программе указаны возможные темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые (классические и современные) работы в области психологии развития младших школьников и психодиагностики.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики.

В начальной школе ребенок приобретает основные учебные навыки, необходимые для успешного обучения, поэтому очень важно, чтобы учебная деятельность в этот период складывалась успешно. Содружество учителя начальных классов со школьным психоло­гом помогает в решении указанной задачи.

Предлагаемый курс направлен на знакомство с психодиагностическими методи­ками, используемыми при работе с младшими школьниками. Студенты знакомятся с раз­ными методиками, используемыми в начальной школе, учатся работать с ними, подбирать методики в соответствии с запросом, анализировать результаты проведенных методик, формулировать выводы.

Курс призван продолжить развитие базовых психологических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика».

Цель курса. подготовить студентов к грамотной психодиагностической работе с младшими школьниками.

Задачи курса.

  1. теоретическое знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми в начальной школе;
  2. практическое освоение методик в работе с младшими школьниками под руково­дством преподавателя;
  3. создание собственного банка методик для работы с младшими школьниками;
  4. выбор методик в соответствии с запросом;
  5. взаимодействие с учителем и родителями при проведении диагностической работы в начальной школе;
  6. соблюдение этических норм при проведении диагностической работы в начальной школе.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны:

— знать основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития младшего школьника; основные концепции формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте; особенности адаптации первоклассников; диагностические методики, которые применяются в младшем школьном возрасте;

— уметь применять методы психодиагностики для решения педагогических задач; разрабатывать коррекционно-развивающие программы по результатам диагностики;

владеть: основами методологии научного психологического познания; системой категорий и методов психодиагностики, необходимых для решения задач оптимизации процессов обучения и воспитания младших школьников

Тематический план курса Очное отделение, 2005, 2010 г.

Тема

Количество лекций

Самост.работа

всего

1.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

6

3

9

2.

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

6

4

10

3.

Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ

6

4

10

4.

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

6

4

10

5.

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

6

4

10

6.

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

6

4

10

Всего

36

23

59

Тематический план курса Заочное отделение Учебный план 2005 г.

Тема

Количество лекций

Самост.работа

всего

1.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

22

22

2.

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

2

22

24

3.

Выбор методики в соответствии с запросоми, составление коррекционно-развивающих программ

2

22

24

4.

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

2

22

24

5.

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

2

22

24

6.

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

22

22

Всего

8

132

140

Тематический план курса Заочное отделение Учебный план 2010 г.

Тема

Количество лекций

Самост. работа

всего

1.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

4

4

2.

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

2

2

4

3.

Выбор методики в соответствии с запросами, составление коррекционно-развивающих программ

2

4

6

4.

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

2

4

6

5.

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

2

4

6

6.

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

4

4

Всего

8

22

30

Содержание курса

  1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Основные тен­денции развития. Психологическая готовность к школе и адаптация перво­классников к обучению. Учебная деятельность как ведущая в младшем школь­ном возрасте. Динамика интеллектуального развития. Социальное и личностное развитие. Особенности психофизиологического развития младших школьников. Неуспеваемость, ее виды, причины. Индивидуальные варианты развития. Одаренные дети

  1. Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе.

Методики диаг­ностики уровня развития познавательной деятельности, способностей. Ме­тодики, диагностирующие особенности личностного развития, индивидуально-психологических качеств, мотивационной сферы личности. Методики, выяв­ляющие структуру межличностных отношений, стиль управления, специфику общения. Методики диагностики сформированности учебной деятельности.

  1. Выбор методики в соответствии с запросами составление коррекционно-развивающих программ.

Дезадаптация младших школьни­ков, выявление ее причин. Методики, позволяющие выявлять причины трудно­стей в учебной деятельности младших школьников. Прогноз психического раз­вития при помощи психодиагностических методик. Составление коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.

  1. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено.

Представление о готовности к переходу в среднее звено. Ком­плекс методик, позволяющий диагностировать готовность младших школьни­ков к переходу в среднее звено. Анализ результатов диагностики. Составление коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.

  1. Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики.

Умение устанавливать контакт, находить общее с клиентами. Изложение результатов в доступной для клиентов форме. Психопрофилактиче­ский характер изложения результатов.

  1. Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

Этический кодекс педагога-психолога. Учет возрастных особенностей младших школьников при организации взаимодействия. Этические принципы в работе с учителями и родителями

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Каменская, Валентина Георгиевна. Детская психология с элементами психофизиологии : Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений, обуч. по напр. педагогика / В.Г. Каменская. — М. : Форум-Инфра-М, 2005. — 287 с.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов высших образовательных учреждений / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 446 с.
  3. Практическая психология образования // Ред. И.В.Дубровина. — М.: Питер, 2009. – 588 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Альманах психологических тестов / сост. Р.Р. и С.А. Римские. – М.: КСП, 1995. – 400 с.
  2. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В.Анисимович. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 г. — 159 с.
  3. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
  4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: ЭКСМО, 2009. – 464 с.
  5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  6. Безруких М.М. Родитель и учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку / М.М.Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 196 с.
  7. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М.Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 231 с.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  9. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. –347 с.
  10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л.Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.: ил.
  11. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / Венгер А.Л., Цукерман Г.А. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 159 с.
  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с.
  13. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э.Н.Гарсиа – М.: АРКТИ, 2009 г. — 64 с.
  14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Питер, 1999.- 416 с.
  15. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? / Е.Н.Корнеева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002. – 157 с., ил.
  16. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил.
  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996. – 374 с.
  19. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: уч.пособие для студ.вузов / Р.В.Овчарова – М.: Академия, 2003. – 446 с.
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
  21. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-наДону,1996.
  22. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1972. – 248 с.
  23. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  24. Психологическая диагностика (учебное пособие)./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой . — М.: УРАО, 1997. — 302 с.
  25. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. /Под ред. М.К.Акимова, Е.М.Борисова, К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 232 с.
  26. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. – М.: МПСИ, 2005. – 166 с.
  27. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991.
  28. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Хочу все знать…: Учебно-методическое пособие по развитию мотивации самопознания младших школьников. — АРКТИ, 2009 г. 83 с.
  29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 576 с.
  30. Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Психодиагностика». Для студентов психологических специальностей. – Коломна: КПИ. 2000. – 50 с.
  31. Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками: практикум для студентов психологических специальностей, школьных психологов/ Н.Н.Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2000. – 32 с.

Журналы, которые можно использовать при подготовке к занятиям:

Вестник МГУ (серия 14 Психология)

Вопросы психологии

Вопросы психологии экстремальных ситуаций

Журнал практического психолога

Прикладная психология и психоанализ

Прикладная психология.

Психолог в детском саду

Психологическая диагностика

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология (журнал высшей школы экономики)

Психология в ВУЗе

Психология зрелости и старения

Психология и школа

Психология обучения

Психология обучения (дайджест российской и зарубежной прессы)

Специальная психология

Школьный психолог

Сайт: psyjournals.ru

Самостоятельная работа студентов

Задание 1. Написание аннотации.

Примерный перечень литературы для аннотирования

  1. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В.Анисимович. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 г. — 159 с.
  2. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд. Совершенство., 1998. – 62 с.
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1,2. – М., Генезис, 2001. – 160 с.
  6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 160 с.: ил.
  7. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с.
  8. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э.Н.Гарсиа – М.: АРКТИ, 2009 г. — 64 с.
  9. Графические методы в психологической диагностике. / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.,1992.
  10. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.
  11. Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина.- М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009
  12. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. Беличевой С.А. М.,1993.
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.
  14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
  15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 2-е изд. – 208с.

Образец оформления титульного листа:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МО «Коломенский государственный педагогический институт»

Аннотация на книгу

Э.Н. Гарсиа «Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников».

Подготовил: студент 4 курса

Социально-психологического

факультета

группа СП 31

Иванов И.И.

Проверил:______

2009 г.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить список литературы по проблеме диагностики психического развития младших школьников.
  2. Подготовить доклад для выступления на семинаре или в процессе прохождения педпрактики
  3. Подготовить список с названиями методик, которые можно использовать в начальной школе.
  4. Представить протокол обследования ребенка младшего школьного возраста с анализом полученных результатов.
  5. Подобрать методики по запросу. Примерный перечень проблем:
    1. Ребенок невнимателен, рассеян.
    2. Неусидчивый ребенок.
    3. Постоянно отвлекается на уроках, играет.
    4. Очень плохой почерк, грязь в тетрадях.
    5. Испытывает страх перед опросом учителя.
    6. Поднимает руку, а при ответе молчит.
    7. Домашнюю работу выполняет хорошо, а в классе справляется плохо.
    8. Испытывает трудности при решении математических задач.
    9. Любое задание, предложенное учителем, не начинает выполнять, пока учитель не повторит инструкцию лично для него.
    10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
    11. Трудно понимает объяснение с первого раза.
    12. Затруднения при пересказывании текста.
    13. При списывании допускает много ошибок.
    14. В письменных работах часто пропускает буквы.
    15. Очень медленно читает.
  1. Студенты могут предлагать свои проблемы, если имеют опыт общения с младшими школьниками.

Критерии оценки качества доклада на семинарском или практическом занятии.

  1. Самостоятельное изложение содержания текста. Хорошее владение материалом (высокая степень его структурированности), умение объяснить встречающиеся в тексте специальные термины.
  2. Умение заинтересовать аудиторию, контакт с аудиторией.
  3. Использование разнообразных средств, позволяющих наглядно иллюстрировать сообщаемый материал.
  4. Контроль времени (среднее время выступления – 2 минуты).

Доклад может быть оценен по пятибалльной системе:

1 балл – невыразительное чтение текста, материал не структурирован, отсутствие интереса к изложению, затянутость выступления, неумение объяснить встречающиеся в материале научные термины)

2 балла – чтение текста, материал структурирован слабо, незначительный контакт с аудиторией, неумение объяснить терминологию, встречающуюся в тексте.

3 балла – изложение текста неуверенное, с частой опорой на письменный текст, выступающий делает ошибки в объяснении использованных докладе терминов, незначительный контакт с аудиторией, отсутствие иллюстративных средств, отсутствие контроля за временем доклада.

4 балла – Самостоятельное изложение содержания текста, хорошее понимание материала, наличие четкой структуры его изложения. Выступающий стремится контактировать с аудиторией, заинтересовать ее содержанием доклада.

5 баллов – выступление полностью соответствует приведенным критериям.

Тематика контрольных работ и рефератов по курсу

  1. Психологическая готовность к школе как условие успешной адаптации первоклассников
  2. Диагностика психологической готовности к школе и составление коррекционно-развивающих программ
  3. Особенности диагностики процесса адаптации первоклассников к обучению.
  4. Сравнительный анализ диагностических комплексов методик диагностики психологическиой готовности к школе.
  5. Неуспеваемость, ее виды, причины и способы коррекции
  6. Анализ трудностей в обучении младших школьников
  7. Работа педагога-психолога с запросами родителей и учителей по поводу трудностей в обучении младших школьников
  8. Этические принципы в работе педагога-психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями
  9. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено
  10. Выбор диагностических методик в соответствии с запросоми, составление коррекционно-развивающих программ.
  11. Совместная работа педагога-психолога и учителя, направленная на предупреждение трудностей в обучении

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Курс «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:

  • изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
  • решение практических задач, связанных с диагностикой особенностей психического развития младших школьников;
  • подбор научной литературы;
  • построение коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.

Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.

В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:

  • знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;
  • в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.
  • анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;
  • определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;
  • продумать план ответа;
  • составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;
  • решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;
  • самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.

Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом

  • оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;
  • оценка 4 «хорошо» — студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;
  • оценка 3 «удовлетворительно» — студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически,  но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;
  • оценка 2 «неудовлетворительно» — студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.

Тест для самопроверки по курсу

«Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»

  1. В младшем школьном возрасте часто встречающимися проблемами, требующими коррекционной работы можно считать следующие, за исключением:
    1. Трудности, связанные с низким уровнем готовности к школе
    2. Трудности адаптации первоклассников
    3. Психогенная школьная дезадаптация
    4. Детская влюбленность
  2. В литературе выделены следующие формы психогенной школьной дезадаптации, кроме:
    1. Несформированность позитивной Я-концепции
    2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
    3. Несформированность мотивации учения
    4. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
    5. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни
  3. К причинам невнимательности, рассеянности ребенка можно отнести:
    1. Низкий уровень развития произвольности
    2. Низкий уровень объема внимания
    3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
    4. Не сформирована познавательная мотивация
    5. Любая из указанных причин
  4. Если ребенок трудно понимает объяснение с первого раза, причиной может быть:
    1. Слабая концентрация внимания
    2. Низкий уровень развития восприятия
    3. Низкий уровень развития произвольности
    4. Низкий уровень развития общего интеллекта
    5. Любая из указанных причин
  5. Если ребенок не справляется с заданиями для самостоятельной работы, причиной может быть:
    1. Несформированность приемов учебной деятельности
    2. Низкий уровень развития произвольности
    3. Высокий уровень тревожности
    4. Неумение планировать
    5. Любая из указанных причин
  6. Если ребенок домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо, причиной может быть:
    1. Низкая скорость протекания психических процессов
    2. Несформированность приемов учебной деятельности
    3. Низкий уровень развития произвольности
    4. Низкий уровень концентрации внимания
    5. Любая из указанных причин
  7. Если ребенок плохо ориентируется в тетради, причиной может быть следующее, кроме:
    1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
    2. Низкий уровень развития произвольности
    3. Низкая скорость протекания психических процессов
    4. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
    5. Любая из указанных причин
  8. Если ребенок постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест и т.п., то причиной может быть:
    1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
    2. Преобладает игровая мотивация учения
    3. Низкий уровень развития произвольности
    4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
    5. Любая из указанных причин
  9. Если ребенок испытывает страх перед опросом учителя, причиной может быть:
    1. Заниженная самооценка
    2. Возможные трудности в семье
    3. Внутреннее стрессовое состояние
    4. Высокая тревожность ребенка
    5. Любая из указанных причин
  10. Если у ребенка не развита орфографическая зоркость, причиной может быть:
    1. Низкий уровень произвольности
    2. Несформированность приемов учебной деятельности
    3. Слабое развитие фонематического слуха
    4. Низкий уровень объема внимания и кратковременной памяти
    5. Любая из указанных причин
  11. Если первоклассник медленно читает, причиной может быть:
    1. Природный темп деятельности
    2. Регрессии (возвратные движения глаз)
    3. Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата
    4. Низкий уровень организации внимания
    5. Любая из указанных причин
  12. Какие ошибки семейного воспитания характерны при воспитании гиперактивного ребенка:
    1. Недостаток эмоционального внимания
    2. Недостаток последовательности в воспитании
    3. Отсутствие надлежащего контроля за воспитанием
    4. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом
    5. Все перечисленное
  13. Какие проявления поведения не характерны для тревожного ребенка:
    1. Испытывает мускульное напряжение
    2. Испытывает трудности при концентрации внимания
    3. Любит отвечать у доски
    4. Испытывает постоянное беспокойство
    5. Раздражителен
  14. Какие из проявлений поведения не характерны для агрессивного ребенка:
    1. Легко ссорится, вступает в драку
    2. Легко теряет контроль над собой
    3. Бережно относится к игрушкам, школьным принадлежностям
    4. У него нередки периоды мрачной раздражительности
    5. Характерны все указанные особенности
  15. Для профилактики гиперактивности у ребенка родителям можно предложить следующие меры, за исключением:
    1. Строго наказывать за нарушения дисциплины
    2. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение
    3. Уделять внимание разговорам по душам, выслушивать ребенка
    4. Требования предъявлять спокойно, нейтральной интонацией и неукоснительно следить за их выполнением
    5. Поощрять за аккуратность, усидчивость
  16. Родителям агрессивного ребенка можно посоветовать следующее, кроме:
    1. Строго наказывать ребенка за проявления агрессии
    2. Рассказывать ребенку о своей жизни, детстве
    3. Обеспечить дома спокойную обстановку
    4. Поощрять ребенка за хорошее поведение
    5. Обращать внимание на свои чувства и чувства ребенка
  17. Родителям тревожных детей можно посоветовать следующее, кроме:
    1. Повышение собственной самооценки
    2. Использовать поощрения, поддержку в общении с ребенком
    3. При наличии возможности завести домашнее животное
    4. Добиваться от ребенка только отличной учебы
    5. Без исключений
  18. Об эффективности коррекционной работы с детьми, направленной на преодоление трудностей в обучении, можно судить по следующим параметрам:
    1. Фиксируемое родителями и учителем улучшение отношения к школе, учебной деятельности
    2. Спокойный, оптимистичный эмоциональный фон жизнедеятельности (по отзывам родителей и учителя)
    3. Устойчивость изменений после завершения коррекционной работы
    4. Все перечисленное
  19. Психолог, занимающийся коррекцией, должен сориентировать родителей по следующим вопросам:
  1. Какова будет наиболее вероятная картина развития ребенка при сохранении существующих условий
  2. Что и как можно сделать в целях снятия или смягчения проблемы
  3. Какого рода условия могут усугубить имеющиеся трудности
  4. Все перечисленное
  1. Полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка включает анализ:
    1. Социальной ситуации развития и преобразований в эмоциональной сфере
    2. Анализ развития ведущей и других видов деятельности
    3. Анализ преобразований в познавательной сфере
    4. Анализ истории развития ребенка
    5. Совокупность перечисленных факторов

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ

  1. Особенности психического развития младших школьников
  2. Психологическая готовность к школе
  3. Особенности адаптации первоклассников к обучению
  4. Профилактика дезадаптации младших школьников
  5. Диагностика психологической готовности к школе
  6. Анализ диагностических методик, направленных на диагностику готовности к школе
  7. Прогноз психического раз­вития при помощи психодиагностических методик
  8. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено
  9. Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики
  10. Работа с запросами родителей и учителей
  11. Роль учителя в предупреждении трудностей в обучении младших школьников

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины для преподавателей

Курс «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» занимает важное место в подготовке учителя начальных классов. Овладение курсом является необ­ходимым условием профессионального становления специалиста. Курс связан с многими дисциплинами: возрастной и педагогической психологией, педагогикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной психологией. Подготовка спе­циалиста осуществляется на основе анализа специальной литературы, выполнения практических заданий

В ходе преподавания данной дисциплины педагог должен развивать у студентов практические умения и навыки анализа и оценки состояния психического развития младших школьников, мотивировать студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Для решения поставленных задач педагог может выбрать различные методы, средства и приемы обучения. Ведущими формами обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, практические занятия, консультации.

В ходе оценивания уровня знаний студентов могут использоваться тестовые задания (в ходе и текущей, и итоговой аттестации).

Наряду с тестовыми заданиями, студентам предлагаются вопросы для самостоятельного изучения, а также вопросы к зачету. В ходе итоговой аттестации у студентов оценивается, прежде всего, уровень сформированности системы знаний и умений по предмету.

Учебно-методическое издание

Тарасенко Наталья Николаевна

Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении

Технический редактор: Капырина Т.А.

Подписано в печать 05.06. 2009. Бумага офсетная.

Печ.л. 1,5. Формат 60х84 1/16. Тираж 100 экземпляров.

Отпечатано в копировально-множительном центре

ГОУ ВПО МО «КГПИ»

140411 Московская область г. Коломна, ул. Зеленая 30.

Коломенский госпединститут

ГОУ ВПО «КГПИ»

Кафедра

психологии

Ступень ООП:

специалитет

Код и специальность

050708, Педагогика и методика начального образования

Специализация

(по выбору)

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

Форма обучения

очная

Срок освоения ООП

5 лет

Факультет

педагогический

Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

«Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»

Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов

Место дисциплины в структуре ООП: ОПД В.3

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников

уметь:

  • грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы

владеть навыками:

  • установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 59 часов

Семестры: 10

Форма отчетности зачет

Основные разделы дисциплины:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии

Гоу впо «кгпи»

Кафедра

психологии

Ступень ООП:

специалитет

Код и специальность

050708, Педагогика и методика начального образования

Специализация

(по выбору)

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

Форма обучения

заочная

Срок освоения ООП

5,5 лет

Факультет

педагогический

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»

Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов

Место дисциплины в структуре ООП: . ОПД В.1

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников

уметь:

  • грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы

владеть навыками:

  • установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 140 часов

Семестры: 10

Форма отчетности зачет

Основные разделы дисциплины:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии

Гоу впо «мгосги»

Кафедра

психологии

Ступень ООП:

специалитет

Код и специальность

050708, Педагогика и методика начального образования

Специализация

(по выбору)

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

Форма обучения

очная

Срок освоения ООП

5 лет

Факультет

педагогический

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»

Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов

Место дисциплины в структуре ООП: ОПД В.3

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников

уметь:

  • грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы

владеть навыками:

  • установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 59 часов

Семестры: 10

Форма отчетности зачет

Основные разделы дисциплины:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии

Гоу впо «мгосги»

Кафедра

психологии

Ступень ООП:

специалитет

Код и специальность

050708, Педагогика и методика начального образования

Специализация

(по выбору)

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя

Форма обучения

заочная

Срок освоения ООП

5,5 лет

Факультет

педагогический

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»

Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов

Место дисциплины в структуре ООП: . ОПД В.2

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников

уметь:

  • грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы

владеть навыками:

  • установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 30 часов

Семестры: 10

Форма отчетности зачет

Основные разделы дисциплины:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе

Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено

Консультирование учителей и родителей младших школьников по результа­там диагностики

Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями

Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии