34
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный
педагогический институт»
Кафедра психологии
Утверждено на заседании кафедры психологии
Протокол №__1_от_16.09.2009
зав.кафедрой психологии, кпсн., профессор
_________________________________ Р.В.Ершова
Тарасенко Н.Н.
«Роль психологической диагностики в предупреждении
трудностей в обучении»
специальность 050708 Педагогика и методика начального
образования
со специализацией Коррекционно-педагогическая деятельность учителя
КОЛОМНА, 2009
УДК 159 (075.8) |
Рекомендовано к изданию редакционно- издательским |
|
ББК 88.49 я 73 |
советом ГОУ ВПО МО |
|
Т19 |
«Коломенский государственный |
|
педагогический институт» |
Рецензент Железнякова М.Е., доцент кафедры психологии
Т19. Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» / Н.Н. Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2009 – 25 с.
Учебно-методический комплекс включает программу курса, планы семинарских и лабораторных занятий, краткие методические рекомендации по отдельным темам, вопросы к экзамену, тематику контрольных и курсовых работ, словарь основных терминов, список литературы по тематике курса.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования. Материалы курса могут быть использованы также в практической работе в учреждениях народного образования.
УДК 159 (075.8)
ББК 88.49 я 73
© Тарасенко Н.Н., 2009
© ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
4 |
|
Примерный тематический план |
6 |
|
Содержание учебной дисциплины |
9 |
|
Учебно-методическое обеспечение курса |
10 |
|
Самостоятельная работа студентов |
13 |
|
Методические рекомендации для студентов |
17 |
|
Тест для самопроверки |
19 |
|
Примерный перечень экзаменационных вопросов |
23 |
|
Методические рекомендации для преподавателей |
||
Введение Пояснительная записка
Программа курса разработана для студентов психолого-педагогических специальностей. Данный курс направлен на развитие научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты развития младших школьников; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; выявлять особенности процесса адаптации младших школьников к обучению; использовать психодиагностические методики с целью повышения эффективности обучения и воспитания. В программе указаны возможные темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые (классические и современные) работы в области психологии развития младших школьников и психодиагностики.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики.
В начальной школе ребенок приобретает основные учебные навыки, необходимые для успешного обучения, поэтому очень важно, чтобы учебная деятельность в этот период складывалась успешно. Содружество учителя начальных классов со школьным психологом помогает в решении указанной задачи.
Предлагаемый курс направлен на знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми при работе с младшими школьниками. Студенты знакомятся с разными методиками, используемыми в начальной школе, учатся работать с ними, подбирать методики в соответствии с запросом, анализировать результаты проведенных методик, формулировать выводы.
Курс призван продолжить развитие базовых психологических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психодиагностика».
Цель курса. подготовить студентов к грамотной психодиагностической работе с младшими школьниками.
Задачи курса.
- теоретическое знакомство с психодиагностическими методиками, используемыми в начальной школе;
- практическое освоение методик в работе с младшими школьниками под руководством преподавателя;
- создание собственного банка методик для работы с младшими школьниками;
- выбор методик в соответствии с запросом;
- взаимодействие с учителем и родителями при проведении диагностической работы в начальной школе;
- соблюдение этических норм при проведении диагностической работы в начальной школе.
Требования к уровню усвоения содержания курса
Студенты должны:
— знать основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития младшего школьника; основные концепции формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте; особенности адаптации первоклассников; диагностические методики, которые применяются в младшем школьном возрасте;
— уметь применять методы психодиагностики для решения педагогических задач; разрабатывать коррекционно-развивающие программы по результатам диагностики;
— владеть: основами методологии научного психологического познания; системой категорий и методов психодиагностики, необходимых для решения задач оптимизации процессов обучения и воспитания младших школьников
Тематический план курса Очное отделение, 2005, 2010 г.
№ |
Тема |
Количество лекций |
Самост.работа |
всего |
1. |
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
6 |
3 |
9 |
2. |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
6 |
4 |
10 |
3. |
Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ |
6 |
4 |
10 |
4. |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
6 |
4 |
10 |
5. |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
6 |
4 |
10 |
6. |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
6 |
4 |
10 |
Всего |
36 |
23 |
59 |
Тематический план курса Заочное отделение Учебный план 2005 г.
№ |
Тема |
Количество лекций |
Самост.работа |
всего |
1. |
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
|
22 |
22 |
2. |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
2 |
22 |
24 |
3. |
Выбор методики в соответствии с запросоми, составление коррекционно-развивающих программ |
2 |
22 |
24 |
4. |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
2 |
22 |
24 |
5. |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
2 |
22 |
24 |
6. |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
|
22 |
22 |
Всего |
8 |
132 |
140 |
Тематический план курса Заочное отделение Учебный план 2010 г.
№ |
Тема |
Количество лекций |
Самост. работа |
всего |
1. |
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
|
4 |
4 |
2. |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
2 |
2 |
4 |
3. |
Выбор методики в соответствии с запросами, составление коррекционно-развивающих программ |
2 |
4 |
6 |
4. |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
2 |
4 |
6 |
5. |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
2 |
4 |
6 |
6. |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
|
4 |
4 |
Всего |
8 |
22 |
30 |
Содержание курса
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Основные тенденции развития. Психологическая готовность к школе и адаптация первоклассников к обучению. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Динамика интеллектуального развития. Социальное и личностное развитие. Особенности психофизиологического развития младших школьников. Неуспеваемость, ее виды, причины. Индивидуальные варианты развития. Одаренные дети
- Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе.
Методики диагностики уровня развития познавательной деятельности, способностей. Методики, диагностирующие особенности личностного развития, индивидуально-психологических качеств, мотивационной сферы личности. Методики, выявляющие структуру межличностных отношений, стиль управления, специфику общения. Методики диагностики сформированности учебной деятельности.
- Выбор методики в соответствии с запросами составление коррекционно-развивающих программ.
Дезадаптация младших школьников, выявление ее причин. Методики, позволяющие выявлять причины трудностей в учебной деятельности младших школьников. Прогноз психического развития при помощи психодиагностических методик. Составление коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.
- Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено.
Представление о готовности к переходу в среднее звено. Комплекс методик, позволяющий диагностировать готовность младших школьников к переходу в среднее звено. Анализ результатов диагностики. Составление коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.
- Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики.
Умение устанавливать контакт, находить общее с клиентами. Изложение результатов в доступной для клиентов форме. Психопрофилактический характер изложения результатов.
- Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями
Этический кодекс педагога-психолога. Учет возрастных особенностей младших школьников при организации взаимодействия. Этические принципы в работе с учителями и родителями
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Каменская, Валентина Георгиевна. Детская психология с элементами психофизиологии : Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений, обуч. по напр. педагогика / В.Г. Каменская. — М. : Форум-Инфра-М, 2005. — 287 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов высших образовательных учреждений / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 446 с.
- Практическая психология образования // Ред. И.В.Дубровина. — М.: Питер, 2009. – 588 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Альманах психологических тестов / сост. Р.Р. и С.А. Римские. – М.: КСП, 1995. – 400 с.
- Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В.Анисимович. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 г. — 159 с.
- Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: ЭКСМО, 2009. – 464 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Безруких М.М. Родитель и учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку / М.М.Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 196 с.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М.Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 231 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. –347 с.
- Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л.Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.: ил.
- Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / Венгер А.Л., Цукерман Г.А. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 159 с.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с.
- Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э.Н.Гарсиа – М.: АРКТИ, 2009 г. — 64 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Питер, 1999.- 416 с.
- Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? / Е.Н.Корнеева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002. – 157 с., ил.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996. – 374 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: уч.пособие для студ.вузов / Р.В.Овчарова – М.: Академия, 2003. – 446 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
- Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-наДону,1996.
- Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1972. – 248 с.
- Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Психологическая диагностика (учебное пособие)./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой . — М.: УРАО, 1997. — 302 с.
- Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. /Под ред. М.К.Акимова, Е.М.Борисова, К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 232 с.
- Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. – М.: МПСИ, 2005. – 166 с.
- Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991.
- Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Хочу все знать…: Учебно-методическое пособие по развитию мотивации самопознания младших школьников. — АРКТИ, 2009 г. 83 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 576 с.
- Тарасенко Н.Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Психодиагностика». Для студентов психологических специальностей. – Коломна: КПИ. 2000. – 50 с.
- Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками: практикум для студентов психологических специальностей, школьных психологов/ Н.Н.Тарасенко. – Коломна: КГПИ, 2000. – 32 с.
Журналы, которые можно использовать при подготовке к занятиям:
Вестник МГУ (серия 14 Психология)
Вопросы психологии
Вопросы психологии экстремальных ситуаций
Журнал практического психолога
Прикладная психология и психоанализ
Прикладная психология.
Психолог в детском саду
Психологическая диагностика
Психологическая наука и образование
Психологический журнал
Психология (журнал высшей школы экономики)
Психология в ВУЗе
Психология зрелости и старения
Психология и школа
Психология обучения
Психология обучения (дайджест российской и зарубежной прессы)
Специальная психология
Школьный психолог
Сайт: psyjournals.ru
Самостоятельная работа студентов
Задание 1. Написание аннотации.
Примерный перечень литературы для аннотирования
- Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В.Анисимович. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 г. — 159 с.
- Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд. Совершенство., 1998. – 62 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1,2. – М., Генезис, 2001. – 160 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 160 с.: ил.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с.
- Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э.Н.Гарсиа – М.: АРКТИ, 2009 г. — 64 с.
- Графические методы в психологической диагностике. / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.,1992.
- Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.
- Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина.- М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009
- Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. Беличевой С.А. М.,1993.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 2-е изд. – 208с.
Образец оформления титульного листа:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МО «Коломенский государственный педагогический институт» Аннотация на книгу Э.Н. Гарсиа «Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников».
Подготовил: студент 4 курса Социально-психологического факультета группа СП 31 Иванов И.И. Проверил:______ 2009 г.
|
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовить список литературы по проблеме диагностики психического развития младших школьников.
- Подготовить доклад для выступления на семинаре или в процессе прохождения педпрактики
- Подготовить список с названиями методик, которые можно использовать в начальной школе.
- Представить протокол обследования ребенка младшего школьного возраста с анализом полученных результатов.
- Подобрать методики по запросу. Примерный перечень проблем:
- Ребенок невнимателен, рассеян.
- Неусидчивый ребенок.
- Постоянно отвлекается на уроках, играет.
- Очень плохой почерк, грязь в тетрадях.
- Испытывает страх перед опросом учителя.
- Поднимает руку, а при ответе молчит.
- Домашнюю работу выполняет хорошо, а в классе справляется плохо.
- Испытывает трудности при решении математических задач.
- Любое задание, предложенное учителем, не начинает выполнять, пока учитель не повторит инструкцию лично для него.
- Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
- Трудно понимает объяснение с первого раза.
- Затруднения при пересказывании текста.
- При списывании допускает много ошибок.
- В письменных работах часто пропускает буквы.
- Очень медленно читает.
- Студенты могут предлагать свои проблемы, если имеют опыт общения с младшими школьниками.
Критерии оценки качества доклада на семинарском или практическом занятии.
- Самостоятельное изложение содержания текста. Хорошее владение материалом (высокая степень его структурированности), умение объяснить встречающиеся в тексте специальные термины.
- Умение заинтересовать аудиторию, контакт с аудиторией.
- Использование разнообразных средств, позволяющих наглядно иллюстрировать сообщаемый материал.
- Контроль времени (среднее время выступления – 2 минуты).
Доклад может быть оценен по пятибалльной системе:
1 балл – невыразительное чтение текста, материал не структурирован, отсутствие интереса к изложению, затянутость выступления, неумение объяснить встречающиеся в материале научные термины)
2 балла – чтение текста, материал структурирован слабо, незначительный контакт с аудиторией, неумение объяснить терминологию, встречающуюся в тексте.
3 балла – изложение текста неуверенное, с частой опорой на письменный текст, выступающий делает ошибки в объяснении использованных докладе терминов, незначительный контакт с аудиторией, отсутствие иллюстративных средств, отсутствие контроля за временем доклада.
4 балла – Самостоятельное изложение содержания текста, хорошее понимание материала, наличие четкой структуры его изложения. Выступающий стремится контактировать с аудиторией, заинтересовать ее содержанием доклада.
5 баллов – выступление полностью соответствует приведенным критериям.
Тематика контрольных работ и рефератов по курсу
- Психологическая готовность к школе как условие успешной адаптации первоклассников
- Диагностика психологической готовности к школе и составление коррекционно-развивающих программ
- Особенности диагностики процесса адаптации первоклассников к обучению.
- Сравнительный анализ диагностических комплексов методик диагностики психологическиой готовности к школе.
- Неуспеваемость, ее виды, причины и способы коррекции
- Анализ трудностей в обучении младших школьников
- Работа педагога-психолога с запросами родителей и учителей по поводу трудностей в обучении младших школьников
- Этические принципы в работе педагога-психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями
- Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено
- Выбор диагностических методик в соответствии с запросоми, составление коррекционно-развивающих программ.
- Совместная работа педагога-психолога и учителя, направленная на предупреждение трудностей в обучении
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Курс «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:
- изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
- решение практических задач, связанных с диагностикой особенностей психического развития младших школьников;
- подбор научной литературы;
- построение коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики.
Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:
- знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;
- в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.
- анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;
- определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;
- продумать план ответа;
- составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;
- решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;
- самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.
Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом
- оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;
- оценка 4 «хорошо» — студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;
- оценка 3 «удовлетворительно» — студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;
- оценка 2 «неудовлетворительно» — студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.
Тест для самопроверки по курсу
«Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»
- В младшем школьном возрасте часто встречающимися проблемами, требующими коррекционной работы можно считать следующие, за исключением:
- Трудности, связанные с низким уровнем готовности к школе
- Трудности адаптации первоклассников
- Психогенная школьная дезадаптация
- Детская влюбленность
- В литературе выделены следующие формы психогенной школьной дезадаптации, кроме:
- Несформированность позитивной Я-концепции
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
- Несформированность мотивации учения
- Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
- Неумение приспособиться к темпу школьной жизни
- К причинам невнимательности, рассеянности ребенка можно отнести:
- Низкий уровень развития произвольности
- Низкий уровень объема внимания
- Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
- Не сформирована познавательная мотивация
- Любая из указанных причин
- Если ребенок трудно понимает объяснение с первого раза, причиной может быть:
- Слабая концентрация внимания
- Низкий уровень развития восприятия
- Низкий уровень развития произвольности
- Низкий уровень развития общего интеллекта
- Любая из указанных причин
- Если ребенок не справляется с заданиями для самостоятельной работы, причиной может быть:
- Несформированность приемов учебной деятельности
- Низкий уровень развития произвольности
- Высокий уровень тревожности
- Неумение планировать
- Любая из указанных причин
- Если ребенок домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо, причиной может быть:
- Низкая скорость протекания психических процессов
- Несформированность приемов учебной деятельности
- Низкий уровень развития произвольности
- Низкий уровень концентрации внимания
- Любая из указанных причин
- Если ребенок плохо ориентируется в тетради, причиной может быть следующее, кроме:
- Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
- Низкий уровень развития произвольности
- Низкая скорость протекания психических процессов
- Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
- Любая из указанных причин
- Если ребенок постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест и т.п., то причиной может быть:
- Несформированность отношения к себе как к школьнику
- Преобладает игровая мотивация учения
- Низкий уровень развития произвольности
- Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
- Любая из указанных причин
- Если ребенок испытывает страх перед опросом учителя, причиной может быть:
- Заниженная самооценка
- Возможные трудности в семье
- Внутреннее стрессовое состояние
- Высокая тревожность ребенка
- Любая из указанных причин
- Если у ребенка не развита орфографическая зоркость, причиной может быть:
- Низкий уровень произвольности
- Несформированность приемов учебной деятельности
- Слабое развитие фонематического слуха
- Низкий уровень объема внимания и кратковременной памяти
- Любая из указанных причин
- Если первоклассник медленно читает, причиной может быть:
- Природный темп деятельности
- Регрессии (возвратные движения глаз)
- Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата
- Низкий уровень организации внимания
- Любая из указанных причин
- Какие ошибки семейного воспитания характерны при воспитании гиперактивного ребенка:
- Недостаток эмоционального внимания
- Недостаток последовательности в воспитании
- Отсутствие надлежащего контроля за воспитанием
- Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом
- Все перечисленное
- Какие проявления поведения не характерны для тревожного ребенка:
- Испытывает мускульное напряжение
- Испытывает трудности при концентрации внимания
- Любит отвечать у доски
- Испытывает постоянное беспокойство
- Раздражителен
- Какие из проявлений поведения не характерны для агрессивного ребенка:
- Легко ссорится, вступает в драку
- Легко теряет контроль над собой
- Бережно относится к игрушкам, школьным принадлежностям
- У него нередки периоды мрачной раздражительности
- Характерны все указанные особенности
- Для профилактики гиперактивности у ребенка родителям можно предложить следующие меры, за исключением:
- Строго наказывать за нарушения дисциплины
- Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение
- Уделять внимание разговорам по душам, выслушивать ребенка
- Требования предъявлять спокойно, нейтральной интонацией и неукоснительно следить за их выполнением
- Поощрять за аккуратность, усидчивость
- Родителям агрессивного ребенка можно посоветовать следующее, кроме:
- Строго наказывать ребенка за проявления агрессии
- Рассказывать ребенку о своей жизни, детстве
- Обеспечить дома спокойную обстановку
- Поощрять ребенка за хорошее поведение
- Обращать внимание на свои чувства и чувства ребенка
- Родителям тревожных детей можно посоветовать следующее, кроме:
- Повышение собственной самооценки
- Использовать поощрения, поддержку в общении с ребенком
- При наличии возможности завести домашнее животное
- Добиваться от ребенка только отличной учебы
- Без исключений
- Об эффективности коррекционной работы с детьми, направленной на преодоление трудностей в обучении, можно судить по следующим параметрам:
- Фиксируемое родителями и учителем улучшение отношения к школе, учебной деятельности
- Спокойный, оптимистичный эмоциональный фон жизнедеятельности (по отзывам родителей и учителя)
- Устойчивость изменений после завершения коррекционной работы
- Все перечисленное
- Психолог, занимающийся коррекцией, должен сориентировать родителей по следующим вопросам:
- Какова будет наиболее вероятная картина развития ребенка при сохранении существующих условий
- Что и как можно сделать в целях снятия или смягчения проблемы
- Какого рода условия могут усугубить имеющиеся трудности
- Все перечисленное
- Полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка включает анализ:
- Социальной ситуации развития и преобразований в эмоциональной сфере
- Анализ развития ведущей и других видов деятельности
- Анализ преобразований в познавательной сфере
- Анализ истории развития ребенка
- Совокупность перечисленных факторов
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ
- Особенности психического развития младших школьников
- Психологическая готовность к школе
- Особенности адаптации первоклассников к обучению
- Профилактика дезадаптации младших школьников
- Диагностика психологической готовности к школе
- Анализ диагностических методик, направленных на диагностику готовности к школе
- Прогноз психического развития при помощи психодиагностических методик
- Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено
- Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики
- Работа с запросами родителей и учителей
- Роль учителя в предупреждении трудностей в обучении младших школьников
Методические рекомендации по преподаванию дисциплины для преподавателей
Курс «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении» занимает важное место в подготовке учителя начальных классов. Овладение курсом является необходимым условием профессионального становления специалиста. Курс связан с многими дисциплинами: возрастной и педагогической психологией, педагогикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной психологией. Подготовка специалиста осуществляется на основе анализа специальной литературы, выполнения практических заданий
В ходе преподавания данной дисциплины педагог должен развивать у студентов практические умения и навыки анализа и оценки состояния психического развития младших школьников, мотивировать студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Для решения поставленных задач педагог может выбрать различные методы, средства и приемы обучения. Ведущими формами обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, практические занятия, консультации.
В ходе оценивания уровня знаний студентов могут использоваться тестовые задания (в ходе и текущей, и итоговой аттестации).
Наряду с тестовыми заданиями, студентам предлагаются вопросы для самостоятельного изучения, а также вопросы к зачету. В ходе итоговой аттестации у студентов оценивается, прежде всего, уровень сформированности системы знаний и умений по предмету.
Учебно-методическое издание
Тарасенко Наталья Николаевна
Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении
Технический редактор: Капырина Т.А.
Подписано в печать 05.06. 2009. Бумага офсетная.
Печ.л. 1,5. Формат 60х84 1/16. Тираж 100 экземпляров.
Отпечатано в копировально-множительном центре
ГОУ ВПО МО «КГПИ»
140411 Московская область г. Коломна, ул. Зеленая 30.
Коломенский госпединститут
ГОУ ВПО «КГПИ»
Кафедра |
психологии |
Ступень ООП: |
специалитет |
Код и специальность |
050708, Педагогика и методика начального образования |
Специализация (по выбору) |
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя |
Форма обучения |
очная |
Срок освоения ООП |
5 лет |
Факультет |
педагогический |
Аннотация
рабочей программы учебной дисциплины
«Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»
Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов
Место дисциплины в структуре ООП: ОПД В.3
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников
уметь:
- грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы
владеть навыками:
- установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 59 часов
Семестры: 10
Форма отчетности зачет
Основные разделы дисциплины:
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии
Гоу впо «кгпи»
Кафедра |
психологии |
Ступень ООП: |
специалитет |
Код и специальность |
050708, Педагогика и методика начального образования |
Специализация (по выбору) |
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя |
Форма обучения |
заочная |
Срок освоения ООП |
5,5 лет |
Факультет |
педагогический |
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»
Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов
Место дисциплины в структуре ООП: . ОПД В.1
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников
уметь:
- грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы
владеть навыками:
- установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 140 часов
Семестры: 10
Форма отчетности зачет
Основные разделы дисциплины:
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии
Гоу впо «мгосги»
Кафедра |
психологии |
Ступень ООП: |
специалитет |
Код и специальность |
050708, Педагогика и методика начального образования |
Специализация (по выбору) |
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя |
Форма обучения |
очная |
Срок освоения ООП |
5 лет |
Факультет |
педагогический |
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»
Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов
Место дисциплины в структуре ООП: ОПД В.3
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников
уметь:
- грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы
владеть навыками:
- установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 59 часов
Семестры: 10
Форма отчетности зачет
Основные разделы дисциплины:
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии
Гоу впо «мгосги»
Кафедра |
психологии |
Ступень ООП: |
специалитет |
Код и специальность |
050708, Педагогика и методика начального образования |
Специализация (по выбору) |
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя |
Форма обучения |
заочная |
Срок освоения ООП |
5,5 лет |
Факультет |
педагогический |
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Роль психологической диагностики в предупреждении трудностей в обучении»
Цель освоения дисциплины: Дать студентам теоретико-методологическое понимание проблем психодиагностики и коррекции, знание основных методик, используемыхв начальной школе, научить практическому применению методик, грамотной обработке и интерпретации результатов
Место дисциплины в структуре ООП: . ОПД В.2
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные теоретические подходы к проблемам психодиагностики трудностей в обучении младших школьников, диагностические методики, направленные на диагностику уровня развития младших школьников
уметь:
- грамотно подбирать необходимые методики под поставленную задачу, проводить диагностическое обследование, интерпретировать результаты и разрабатывать коррекционные программы
владеть навыками:
- установления контакта с испытуемыми, проведения исследования, интерпретации результатов, оформления выводов
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 30 часов
Семестры: 10
Форма отчетности зачет
Основные разделы дисциплины:
Психологическая характеристика младшего школьного возраста |
Комплекс методик, необходимый для работы в начальной школе |
Выбор методики в соответствии с запросоми составление коррекционно-развивающих программ |
Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднее звено |
Консультирование учителей и родителей младших школьников по результатам диагностики |
Этические принципы в организации работы психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями |
Автор: Тарасенко Н.Н , доцент кафедры психологии