МЕТОДИКА В. М. КО ГАНА
Методика разработана В. М. Коганом для исследования особенностей работоспособности. Впоследствии она была адаптирована для обследования детей Э. А. Коробков ой. Следует отметить, что методика В. М. Кога на явилась одним из первых заданий подобного рода, созданных на материале классификаций геометрических фигур разного цвета и величины. За рубежом, например, широко применяется созданная венгерским психологом и математиком 3. Денешем целостная система по развитию логико-математических представлений. Варианты методики В. М. Кога на, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, используются в рамках нейропсихологической диагнос тики.
Цель. Методика предназначена для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одно временно, пере ключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические ха рактеристики психической деятельности.
Цель. Методика предназначена для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем…
Процедура проведения и регистрации результатов
Для детей со сформированным и автоматизированным прямым числовым рядом до 30 работа проводится в четыре этапа. Для детей, не владеющих в необходимой степени порядковым счетом, — в три этапа.
Й этап
Ребенку подается весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол.
Инструкция 1. «Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек».
Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и на последующих этапах работы пересчет карточек не осуществляется.
Примечание 1. После каждого этапа карточки должны быть тщательно перемешаны и сложены стопкой в случайном порядке.
Примечание 2. Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы карточки раскладывались подряд одна за другой из стопки, и ребенок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблюдаться на каждом этапе.
Й этап
Ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке. Инструкция 2А. «А теперь снова пере считывай карточки и одно временно раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету — одинаковые с одинаковыми». Важно, чтобы ребенок раскладывал все карточки подряд, не выбирая из стопки нужные по цвету.
Методика «Изучение готовности детей, поступающих в первый класс» ...
... количество баллов начисляется. Задание 3. Мышление и речь Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один-много», а ... должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы. Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном ...
При непонимании инст рукции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится. Для детей, не владеющих автоматизированным порядковым счетом, инст рукция представляет собой усеченный вариант.
Инструкция 2Б. «Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету — одинаковые с одинаковыми».
И в данном случае при непонимании инст рукции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не проводится. Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и особенности раскладки по цвету, наличие групп «дубликатов» и другие доп ускаемые ребенком ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.
Й этап
Ребенку подается стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек.
Инструкция 3. «А теперь снова пере считывай карточки и одно временно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми».
При незнании ребенком понятия «форма» ребенку в доступном виде на конкретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребенком объясняемых понятий. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек в кучки по форме, виды доп ускаемых ошибок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.
Й этап
На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одно временным порядковым пересчетом всех карточек подряд.
Инструкция 4А. «Перед тобой лежит таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место». (В этот момент психолог проводит рукой по пустым клеткам таблицы.) «Посмотри на нее и скажи, где должен лежать красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, находящаяся ближе к середине таблицы).
Следует отметить, что часто подобная разв ерну тая ориентировка не требуется. Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инст рукция продолжается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице, одно временно пере считывай их, как пересчитывал до этого».
Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима более разв ерну тая помощь. Тогда ребенку предлагается более образный (метафоричный) вид инст рукции.
Инструкция 4Б. «Посмотри — эта таблица словно домик, В нем пять этажей. На первом этаже живут фигурки черного цвета» (пальцем психолог проводит по «черному этажу»).
«На втором этаже живут все зеленые фигурки, на третьем — синие и так далее. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки»(в этот момент психолог пальцем проводит вертикально там, где должны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик — квадратик. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, ближе к середине таблицы).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инст рукция про должается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».
Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет (если ребенок владеет соответствующим порядковым счетом) и раскладку карточек в кучки по форме, а также доп ускаемые им ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.
Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инст рукцию и помещает одну—две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь).
После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек по таблице, имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола с указанием вида и необходимого объема помощи.
Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе.
Примечание. В случае невозможности деятельности ребенка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т. п.) проведение исследования может быть прервано на любом этапе работы.
Анализируемые показатели
Каждый этап оценивается с точки зрения времени, затрачиваемого на его проведение. Таким образом, могут быть зарегистрированы следующие показатели:
время на пересчитывание карточек (Те);
время пересчета с одно временной сортировкой по цвету (Тц);
время пересчета с одно временной сортировкой по форме (Тф);
время раскладки на таблице с одно временным учетом цвета, формы и пересчетом раскладываемых карточек (Т,.).
Нормативным показателем считается приблизительное выполнение равенства (при доп устимом увеличении показателя Т,, в пределах 10%):
Т,=Тс+Т,+Тф. (1)
Кроме того, может быть вычислен так называемый де фицит времени:
Д=Т,-(Т,+Т„).
(2)
время на пересчитывание карточек (Те); время пересчета с одно временной сортировкой по цвету (Тц); время пересчета с одно временной сортировкой по форме (Тф);
Анализ результатов
У здоровых детей, начиная с 7—7,5-летнего возраста, работа сопровождается интересом, ошибки носят эпизодический ха рактер и представляют собой чаще всего временную потерю счета, быстро исправляемую. Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Нормативно развивающиеся дети на всех этапах работы легко исправляют ошибки, либо самостоятельно, либо при указании на них (минимальная помощь).
Копия 2 распр.нарушения у детей
... зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое ... восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития ...
В ходе выполнения ребенком 2-го этапа оценивается возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету).
Наиболее типичные трудности проявляются в том, что при сортировке «уходит» счет, либо, что значительно реже, ребенок пересчитывает фигуры, раскладывая их по столу, не сортируя в группы по цвету. Это свидетельствует о недостаточности такого параметра внимания, как возможность его распределения.
На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внимания (по аналогии со вторым этапом), но еще и возможность его пере ключения. Наиболее типичной ошибкой этого этапа при недостаточности собственно пере ключения внимания является про должение сортировки по цвету (или постоянная «сшиб ка» на сортировку по цвету) при наличии четкой инст рукции на сортировку по форме. Частой ошибкой является и утеря счета, что свидетельствует не только о трудностях пере ключения, но и о сложности распределения внимания при усложнении условий выполнения задания.
4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы. Наличие «опор» в виде зигзагов цвета и контуров форм фигур создает дополнительные ориентиры, помогающие быстрее найти место для каждой карточки. С определенной точки зрения подобные опоры можно рассматривать как вынесенный вовне алгоритм деятельности.
При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распределения внимания по трем признакам одно временно. Трудности выполнения на этом этапе, как правило, заключаются в резком снижении темпа выполнения задания, прекращении пересчитывания или резком увеличении количества ошибок счета. Кроме того, часто ребенок начинает ориентиров аться лишь на один из признаков, раскладывая карточки по таблице, например, только по цветовому признаку (что ха рактерно для детей среднего дошкольного возраста или для детей с некоторыми типами отклоняющегося развития), либо по признаку формы (такое нарушение встречается у детей старшего возраста с трудностями распределения внимания).
Таким образом, переход от 2-го к 3-му этапу дает возможность проанализиров ать особенности пере ключения внимания, а деятельность ребенка и ее особенности на 4-м этапе — оценить возможности распределения внимания по двум и более признакам, особенности компенсации затруднений, обучаем ость ребенка новому виду деятельности.
Темповые ха рактеристики выполнения методики не нормируются, а анализируются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с формулой (1).
В определенных случаях работа с методикой Кога на возможна в искусственно создаваемой ситуации «де фицита» времени, когда психолог нарочито внимательно и тревожно смотрит на секундомер или часы, либо прямо сообщает ребенку, что на выполнение задания отводится мало времени. Такая ситуация проведения обследования позволяет не только четче «увидеть» влияние де фицита времени как стрессогенного фактора на результативность выполнения задания и специфику доп ускаемых ошибок, но и, соответственно, понять «цену» такой деятельности и с точки зрения эмоциональных и ресурсных затрат ребенка, и с точки зрения изменения ха рактера самой деятельности.
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)
... обследования ________________ Группа № _________ Зрительное восприятие Диагностические задания и вопросы Особенности выполнения ребенком заданий Уровни выполнения «Подбери по цвету и оттенкам» «Назови цвета окружающих предметов и т.д.» ... «Найди в кабинете (группе) по 2 предмета такого же цвета, как и карточка» ...
В ходе выполнения ребенком 2-го этапа оценивается возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету).
Наиболее… На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внимания (по… 4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы.…
Дополнительный анализ
Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребенка, традиционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической диагнос тики:
мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;
специфика ориентации в пространстве: нет ли тенденции к игнорированию какой-либо части пространства, правильно ли расположены фигуры (например, горизонтальное расположение ромба вместо его вертикального расположения);
наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный ха рактер этой стратегии (в каком направлении поиска места карточки на таблице движется взор ребенка в первую очередь: по вертикали или горизонтали, как меняется и меняется ли стратегия поиска места карточки в ситуации различного пространственного месторасположения этой карточки в таблице).
Также могут быть проанализированы такие показатели, как:
особенности тонкой моторики: насколько ребенок ловко удерживает, перебирает и раскладывает карточки;
как сохраняется программа собственной деятельности;
замечает ли ребенок свои ошибки;
как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.
Важно отметить и ведущий тип мотивации ребенка при работе с заданием:
ребенку просто интересно, что получится, или уже сформирована мотивация достижения, соревновательная мотивация по типу: «Посмотрим, получится ли у тебя лучше, чем раньше ?»
Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребенка, традиционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической… мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой… специфика ориентации в пространстве: нет ли тенденции к игнорированию какой-либо части пространства, правильно ли…
Возрастные нормативы выполнения
В норме дети уже 4,5—5,5 лет выполняют задание (как правило, без счета) в полном объеме, способны легко переключаться с признака на признак, раскладывать карточки по таблице после минимального обучения (размещении психологом 3—4 карточек на таблице), не нуждаются в повторении инст рукций, доп ускают лишь единичные ошибки.
Для детей6 лет и старше, как правило, уже не требуется разв ернутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте доп устим «уход» счета (если ребенок им владеет) при распределении внимания по трем признакам одно временно в ситуации работы с таблицей.
Начинаяс 6,5—7-летнего возраста, нормативным является выполнение методики с единичными самостоятельно и быстро исправляемыми ошибка ми в полном объеме (чаще всего даже со счетом), с незначительной ориентировкой на этапе работы с таблицей.
Для детей6 лет и старше, как правило, уже не требуется разв ернутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте доп устим «уход»… Начинаяс 6,5—7-летнего возраста, нормативным является выполнение методики с…
Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы
... с. Методические рекомендации помогут подробно сориентировать студента выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы ББК 85.3я7 © Алтайская государственная академия культуры и искусств, ... студентов для дальнейшей самостоятельной работы. Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа имеет синтетический характер, она ...