Задание 11. Проанализируйте результаты обследования, полученные при помощи методики PARI. Сделайте вывод об отношении родителей к своим детям. Наметьте пути оптимизации детско-родительских отношений и разработайте консультацию для родителей или выступление на родительском собрании.
Аннотация: Задание в области консультационной и культурно-просветительской деятельности педагога. Выявляет навыки интерпретации результатов тестирования и разработки коррекционной программы детско-родительских отношений, а также умение донести информацию до клиента, используя различные формы, средства и методы просветительской деятельности.
Методика Е.С. Шецера, Р.К. Белла предназначена для изучения родительско-детских взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для родителей учащихся. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования).
Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми).
Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительско-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с 2 методиками: первая — это взгляд на семью глазами ребенка, проективная методика Рене Жиля, и вторая — семейная жизнь глазами матери, методика РARI.
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ...
... правильно диагностировать и преодолевать, обеспечивая взаимопонимание). Объект исследования - семейные отношения. Предмет исследования – деятельность специалиста по социальной работе по профилактике семейных конфликтов. Цель исследования: разработка и реализация программы, направленной на профилактику ...
Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехо-Словакии (Котаскова).
В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет и в данном варианте публикуется впервые.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы эти выглядят следующим образом:
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери (5);
- семейные конфликты (7);
— сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1 Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):
- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
II Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из
3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесеменых влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.
Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии ...
... стадия характеризуется состоянием глубокой депрессии матери. Переориентация энергии позволяет родителям переключить внимание с них самих на реальные проблемы, связанные с воспитанием больного ребенка. Родители в этот период ищут ...
Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.
Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах ‘ на воспитание детей.
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:
А — если с данным положением согласны полностью;
а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б — если с данным положением полностью не согласны».
О себе сообщите:
Возраст, пол
Образование
Профессия
Количество и возраст детей
- Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.
- Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
- Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
- Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
- Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
- Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
- Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
- Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
- Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
- Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
- Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
- Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
- Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
- Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
- Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
- Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
- Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
- В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
- Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
- Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
- Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
- Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
- Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
- Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
- Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
- Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
- Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
- Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
- Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
- Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
- Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
- Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
- Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
- Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
- Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
- Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).
- Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.
- Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.
- Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
- Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
- Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
- Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.
- У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.
- Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
- Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
- Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
- У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
- Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
- Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
- Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
- Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
- Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.
- У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
- Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.
- Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
- Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
- Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
- Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
- Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
- Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.
- Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
- Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
- Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
- Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.
- Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
- Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.
- Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.
- Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
- Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
- Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
- Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
- Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
- Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
- Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
- Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
- В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
- Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.
- Воспитание детей — тяжелая, нервная работа.
- Дети не должны сомневаться в разумности родителей.
- Больше всех других дети должны уважать родителей.
- Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.
- Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.
- Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни.
- Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.
- Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
- Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.
- Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
- Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
- Так как ребенок — часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
- Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
- Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.
- Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
- У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
- Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
- Для хорошей матери достаточно общения с семьей.
- Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
- Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
- Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.
- Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.
- Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
- Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательны.
- Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
- Прямая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.
- Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
- Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
- Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.
- Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
- Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
- Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.
- С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
- Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.
- Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.
- Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.
- Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).
- Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.
Опросный лист
№ пп |
Ответ |
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
|
АабБ |
Значение признака |
1 |
|
24 |
|
47 |
|
70 |
|
93 |
|
|
|
2 |
|
25 |
|
48 |
|
71 |
|
94 |
|
|
|
3 |
|
26 |
|
49 |
|
72 |
|
95 |
|
|
|
4 |
|
27 |
|
50 |
|
73 |
|
96 |
|
|
|
5 |
|
28 |
|
51 |
|
74 |
|
97 |
|
|
|
6 |
|
29 |
|
52 |
|
75 |
|
98 |
|
|
|
7 |
|
30 |
|
53 |
|
76 |
|
99 |
|
|
|
8 |
|
31 |
|
54 |
|
77 |
|
100 |
|
|
|
9 |
|
32 |
|
55 |
|
78 |
|
101 |
|
|
|
10 |
|
33 |
|
56 |
|
79 |
|
102 |
|
|
|
11 |
|
34 |
|
57 |
|
80 |
|
103 |
|
|
|
12 |
|
35 |
|
58 |
|
81 |
|
104 |
|
|
|
13 |
|
36 |
|
59 |
|
82 |
|
105 |
|
|
|
14 |
|
37 |
|
60 |
|
83 |
|
106 |
|
|
|
15 |
|
38 |
|
61 |
|
84 |
|
107 |
|
|
|
16 |
|
39 |
|
62 |
|
85 |
|
108 |
|
|
|
17 |
|
40 |
|
63 |
|
86 |
|
109 |
|
|
|
18 |
|
41 |
|
64 |
|
87 |
|
110 |
|
|
|
19 |
|
42 |
|
65 |
|
88 |
|
111 |
|
|
|
20 |
|
43 |
|
66 |
|
89 |
|
112 |
|
|
|
21 |
|
44 |
|
67 |
|
90 |
|
113 |
|
|
|
22 |
|
45 |
|
68 |
|
91 |
|
114 |
|
|
|
23 |
|
46 |
|
69 |
|
92 |
|
115 |
|
|
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23)
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддер жкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17)
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты).
Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интег-рированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.
Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
КЛЮЧ: А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл
Признаки:
- Вербализация;
- Чрезмерная забота;
- Зависимость от семьи;
- Подавление воли;
- Ощущение самопожертвования;
- Опасение обидеть;
- Семейные конфликты;
- Раздражительность;
- Излишняя строгость;
- Исключение внесемейных влияний;
- Сверхавторитет родителей;
- Подавление агрессивности;
- Неудовлетворенность ролью хозяйки;
- Партнерские отношения;
- Развитие активности ребенка;
- Уклонение от конфликта;
- Безучастность мужа;
- Подавление сексуальности;
- Доминирование матери;
- Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;
- Уравнение отношения;
- Стремление ускорить развитие ребенка;
- Несамостоятельность матери.