Методика организации игры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО

____________А.Г. Ширин

«____»__________2012 г.

Дисциплина по направлению 050400.62 –

«Психолого-педагогическое образование»

Рабочая программа

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного отдела

___________ __________

«____» ___________2012 г.

Разработал

Ассистент кафедры педагогики ___________А.Г. Кукушкина

«____»_____________ 2012 г.

Принято на заседании

кафедры педагогики

12 января 2012г.

протокол № 5

Заведующий кафедрой

___________С.Н. Горычева

«____»_____________ 2012 г.

1 Цели освоения дисциплины

Цели преподавания дисциплины: развитие профессиональной компетентности студентов через овладение технологиями организации, проведения и конструирования игр.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • создать представление о философских, психологических и педагогических аспектах феномена игры;
  • нацелить на овладение знаниями об особенностях игровой культуры различных народов;
  • выявить сущность понятий: «игра», «игровая культура», «игровое пространство», «игротерапия», «игротехник», «игромастер»;
  • сформировать представление о сущностных характеристиках педагогического сопровождения игры и о требованиях, предъявляемых к личности игротехника;
  • сформировать базовые навыки проведения и анализа дидактических, ролевых и других видов игр.

2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки

Данный курс является дисциплиной по выбору в рамках профессионального цикла. Знания, полученные при изучении курса, могут использоваться при освоении дисциплин: «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Организация социально-культурной работы в микросоциуме» и др.; в ходе летней педагогической практики, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.

3 Требования к результатам освоения дисциплины

  1. владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3):
  • осознает роль игры в нравственном развитии ребенка;
  • осознает важность высокого морального облика игротехника;
  • умеет применять игры в воспитательных целях.
  1. способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5):
  • умеет четко и грамотно формулировать правила игры, давать четкие указания в ходе игрового взаимодействия;
  • способен активизировать и удерживать внимание аудитории.
  • способен эффективно презентовать игровую программу или тематический проект.
  1. готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5):
  • способен организовывать игровую деятельность;
  • анализировать результаты своей работы в качестве игротехника.

В результате освоения студент:

Знает:

— методологические подходы к изучению игр, различные классификации игр;

— сущностные характеристики феномена «игры» (структура игры, культурологические, психологические и другие аспекты игры);

— компоненты народной игровой культуры; особенности игровой культуры русского народа;

— возможности использования игровых технологий в обучении и воспитании.

Умеет:

— организовывать и проводить игры с аудиторией различных возрастов, вовлекать участников игры, координировать взаимодействия, держать внимание, подводить итоги игры;

— анализировать эффективность своей работы в качестве игротехника;

— конструировать дидактические и другие виды игр;

— использовать в работе современные информационные технологии.

Владеет:

— методиками проведения различных видов игр;

— технологиями анализа и конструирования различных видов игр;

— способами мотивации вовлечения аудитории в игру;

— способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 1

Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам

1

Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ)

3

3

Распределение трудоёмкости по видам УР в академических часах (АЧ):

108

108

аудиторная

  • практические занятия

– аудиторная СРС

36

18

36

18

внеаудиторная

– внеаудиторная СРС

54

54

Аттестация:

– зачёт

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Содержание модулей дисциплины

Раздел 1 Игра как теоретический феномен

  1. Игра как междисциплинарный феномен. Социально-культурологические и философские аспекты игры. Дефиниции игры. Методологические подходы к изучению игры. Классификации игр. Функции игры. Признаки игровой деятельности. Общие теории игры: К.Гросс, Д. Эльконин, И. Хейзинга. Социальная природа игры. Инициативы международных организаций в защиту права ребенка на игру, поддержание научных исследований игры и игрушки: Международная ассоциация игры (IPA), Ассоциация исследования игры (TASP), Стокгольмский международный центр исследования игрушки (SITREC), Британская Ассоциация игровой индустрии (API).
  2. Психологические аспекты игровой деятельности. Психологические теории игры. Структура игровой деятельности. Социализация в игре. Роль игры в психическом развитии (мышление, воображение, эмоциональная сфера, половая идентификация, произвольность, мотивационная сфера).
  3. Игровая культура. Понятие, структура игровой культуры. Генезис игровой культуры. Особенности современной игровой культуры. Игровая культура личности. Понятие и факторы формирования народной игровой культуры. Поддержание традиционной игровой культуры на современном этапе.
  4. Игровая культура русского народа. Особенности игровой культуры русского народа. Формы русской игровой культуры (празднично-обрядовые игры; народная игрушка; народный театр (Вертеп, театр Петрушки, народные драмы, ряжение), народный игровой фольклор).

    Виды и особенности русских народных игр. Игровая культура современной семьи. Возможности народной игровой культуры в образовательном процессе.

  5. Воспитательный потенциал игровой деятельности. Роль игры в социализации личности и нравственном развитии. Мотивы включения в игру. Анализ воспитательного значения различных видов игр. Коллективные игры. Решение воспитательных задач в игровой деятельности. Педагогизация игр.
  6. Возможности игровой деятельности образовательном процессе. Реализация диагностической и корректирующей функций игры. Игротерапия. Организация работы игротеки на базе образовательных и культурных учреждений. Структура игротеки и ее содержание.
  7. Игровые приемы и технологии в обучении. Игровые технологии в обучении. Педагогика игры. Педагогические игры. Игровые приемы на различных этапах урока. Игры во внеучебной деятельности. Игровое обучение.

Раздел 2 Организация и педагогическое сопровождение игры

  1. Теоретические основы организации игровой деятельности. Принципы организации игровой деятельности, позиции и роли педагога, критерии выбора игры. Размещение игроков. Реквизит игры. Оперативные зоны игротехника. Основные требования к игровой среде. Средства создания среды игрового мероприятия (природные и технические).
  2. Игровая компетентность педагога. Способности и качества личности игротехника. Мастерство игротехника. Признаки профессионализма игротехника. Этапы овладения мастерством игры. Техника игры. Пути развития игровой компетентности педагога.
  3. На пути к мастерству игры. Пути активизации игроков, методы включения аудитории в игру (игры с залом), поощрение победителей и утешение проигравших, Руководство вниманием. Проблемные ситуации в организации игровой деятельности. Методики игрового проектирования.
  4. Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования. Сущностные характеристики дидактической игры. Структура дидактической игры. Организация и диагностика эффективности дидактических игр. Технология конструирования дидактических игр.
  5. Технологии проведения сюжетно-ролевых игр. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации ребенка. Классификация ролевых игр. Структура ролевой игры. Технология проведения и анализа ролевой игры. Игры-путешествия, игры-эпопеи.
  6. Практикум по организации ролевой игры. Проведение игр. Анализ деятельности.
  7. Методика проведения деловых игр. Сущность и структура деловой игры. Деловая игра в педагогическом процессе. Технология проведения и анализа деловой игры. Разработка деловых игр. Решение профессиональных задач в игровой форме.

Раздел 3 Разработка и проведение игровых программ

  1. Организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей различного возраста. Особенности игр дошкольников, младших школьников, подростков. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Задачи организации игровой деятельности в начальной школе. Возможности игры в подростковом возрасте. Подборка игр для различных возрастов (разработка рекомендаций).

    Игровой практикум.

  2. Разработка и реализация игровых программ. Понятие игровой программы. Структура игровой программы и ее логика. Виды игровых программ и ситуации их применения. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Игры-ширмы, игры-связки, игры-рефрены и другие элементы композиции игровых программ.
  3. Проведение игровой программы для младших школьников.
  4. «Игра – это серьезно!» Итоговый семинар в форме игровой программы.

4.2.2 Трудоёмкость по видам учебной работы

NB! В ходе освоения учебной дисциплины используется авторская система распределения баллов, которая позволяет более обоснованно оценивать различные творческие задания на практических занятиях и в ходе внеаудиторной СРС. Таким образом, за освоение каждой темы студент получает до 20 балов. Количество баллов по каждому заданию аудиторной и внеаудитороной СРС представлено в подразделе 6.3 (Таблица 6).

Полученные баллы при выставлении итоговой оценки переводятся в баллы стандарта, которые преподаватель выставляет на свое усмотрение:

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – 180-250 баллов (75-104 балла);
  • стандартный (оценка «хорошо») – 251-319 баллов (105-134 балла);
  • эталонный (оценка «отлично») – 320 — 360 баллов (135-150 баллов).

Подобная система распределения баллов обоснована необходимостью более детальной оценки многочисленных заданий, на который по стандартной системе отводится минимальное количество баллов. Увеличение числа баллов позволяет отслеживать динамику развития компетентности студентов и их учебных умений.

В приложении А представлены 2 варианта технологических карт (по авторской системе и по требованиям стандарта).

Первая полностью согласована со второй.

Таблица 2 – Календарный план

Семестр

недели

Баллы рейтинга

Рекомендуемые

источники

Раздел

ПЗ

Ауд.

СРС

Внеауд.

СРС

Пороговый

Максималь-

ный

1

1

Раздел 1

Игра

как теоретический феномен

2

1

3

20

4, 14

2

2

1

3

20

1,2,4

3

2

1

3

20

4, 13

4

2

1

3

20

4, 8, 13

5

2

1

3

20

2, 4, 9

6

2

1

3

20

2, 4, 9

7

2

1

3

20

2, 4, 9, 11, 12

Итого по разделу 1

14

7

21

70

140

1

8

Раздел 2

Организация

и педагогическое сопровождение игры

2

1

3

20

4, 9, 14

9

2

1

3

20

4, 14

10

2

1

3

20

3,4

11

2

1

3

20

3,4

12

2

1

3

20

3, 4

13

2

1

3

20

3, 4

14

2

1

3

20

3, 4

Итого по разделу 2

14

7

21

70

140

1

15

Раздел 3

Разработка

и проведение игровых программ

2

1

3

20

4,7, 10

16

2

1

3

20

4, 13

17

2

1

3

20

4, 13

18

2

1

3

20

4

Итого по разделу 3

8

4

12

40

80

Всего:

36

18

54

180

360

4.3 Формирование компетенций студентов

Таблица 3

№ модуля (раздела) дисциплины

Трудоёмкость модуля, АЧ

Компетенции

Раздел 1

42

ОК-3, ОК-5, ОПК-5

Раздел 2

42

ОК-3, ОК-5, ОПК-5

Раздел 3

24

ОК-3, ОК-5, ОПК-5

5 Образовательные технологии

Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: Разделно-рейтинговое, развивающее и проектное обучение. Присутствуют элементы дистанционного обучения. Формы проведения практических занятий по дисциплине представлены в таблице (рекомендуемые).

Таблица 4

Тема занятий

Форма проведения

Тема 1

Игра как междисциплинарный феномен.

Семинар-погружение.

Вводная игра: «Мы такие разные и похожие»

Приемы: мини-лекция, беседа, просмотр видео-ролика, составление карты памяти, сводной таблицы по тексту.

Рефлексия: «Ключевое слово»

Тема 2

Психологические аспекты игровой деятельности.

Ролевая игра с элементами проектной деятельности

Вводная игра: «Я сегодня…».

Приёмы: ролевая игра – презентации групповых заданий, составление таблицы, индивидуальная работа на компьютере (Power Point) по подготовке итогового продукта.

Рефлексия: «Чемодан, корзина, мясорубка»

Тема 3

Игровая культура.

Семинар-погружение

Вводная игра: «Передай игрушку» (на скорость)

Приёмы: учебные вопросы, драматизация, мозговой штурм, составление схемы, групповая работа по методу «Мозаика».

Рефлексия: «Мухомор»

Тема 4 Игровая культура русского народа.

Ролевая игра «Конференция»

Вводная игра: «У дяди Якова»

Приёмы: индивидуальные презентации и вопросы к ним, проведение народных игр, модерирование групповой работы, работа по подготовке рекомендаций по итогам конференции.

Рефлексия: «Телеграмма»

Тема 5

Воспитательный потенциал игровой деятельности.

Семинар-практикум

Вводная игра: «Животные» (деление на команды)

Приёмы: мозговой штурм «по кругу», анализ ситуаций и различных игр, групповая проектная работа.

Рефлексия: «Выставка плакатов»

Тема 6 Возможности игровой деятельности образовательном процессе.

Семинар с элементами ролевой игры

Вводная игра: «Школа огородных пугал»

Приёмы: Беседа, проблемные вопросы, мозговой штурм в парах, демонстрация игр, презентация мини-проектов, анализ и оценка проектов.

Рефлексия: «Дорожный знак»

Тема 7 Игровые приемы и технологии в обучении.

Семинар с элементами практикума и ролевой игры

Вводная игра: «Анаграммы»

Приёмы: Учебные вопросы – соревнование (вопросы от групп друг другу), беседа, проведение игр, ролевая игра

Рефлексия: «Всё у меня в руках!»

Тема 8 Теоретические основы организации игровой деятельности.

Семинар-погружение с элементами проектной работы

Вводная игра: «Песенный ринг»

Приёмы: Вводная беседа, проведение игровой программы по изученному материалу (игры «угадай задуманное», «Такой разный реквизит», работа с текстом, творческая работа в микро-группах. Составление выставки

Рефлексия: «Путеводная звезда»

Тема 9 Игровая компетентность педагога.

Семинар-мастерская

Вводная игра: «Я б в игротехники пошел…»

Приёмы: мозговой штурм в микро-группах, визуализация – составление модели, тренинговые упражнения, индивидуальная рефлексия, групповое обсуждение, создание коллажа.

Рефлексия: «Пятиминутное эссе»

Тема 10 На пути к мастерству игры.

Семинар – ролевая игра «Школа Игромастера»

Вводная игра: «Связи»

Приёмы: Проблемные вопросы, дискуссия, проведение игр, игровое проектирование, работа с учебным текстом.

Рефлексия: «Солнце игромастера»

Тема 11

Дидактическая игра: Технологии проведения и анализа и конструирования.

Семинар-практикум

Вводная игра: «Интересное кино»

Приёмы: учебные вопросы, мини-лекция, составление схемы, проведение игр и анализ дея-тельности ведущего, создание дидактической игры.

Рефлексия: «Мишень»

Тема 12 Технологии разработки и организации сюжетно-ролевых игр.

Семинар с элементами проектной деятельности

Вводная игра: «Бег ассоциаций»

Приёмы: беседа, составление плана, визуализация, работа в микро-группах, составление карты памяти, разработка мини-проектов ролевой игры

Рефлексия: «Острова»

Тема 13 Практикум по организации ролевой игры.

Практикум

Вводная игра: «Много игр – хороших и разных»

Приёмы: установочная беседа, проведение и анализ игр, заполнение технологических оценочных карт.

Рефлексия: «Дерево и плоды»

Тема 14

Методика проведения деловых игр.

Ролевая обучающая игра

Вводная игра: «Волшебная палочка»

Приёмы: составление карты причин, индивидуальные сообщения, составление коллажа, участие в деловой игре, работа в микро-группах.

Рефлексия: «Квадрат впечатлений»

Тема 15

Организация и педагогическое сопровождение игры с аудиторией различных возрастов

Круглый стол

Вводная игра: «Море волнуется – модификация»

Приёмы: выступление с сообщениями, обсуждение рецензий, дискуссия, групповая работа, составление памятки-рекомендаций.

Рефлексия: «Неоконченные высказывания»

Тема 16 Разработка и реализация игровых программ

Семинар-конференция с элементами практики

Вводная игра: «Жокеи и лошади»

Приёмы: решение кроссворда, составление схемы, чтение текста по технике «Взаимоопрос», групповые презентации и их анализ, корректировка игровых программ, игровое проектирование.

Рефлексия: «Картина по кругу»

Тема 17 Проведение игровой программы для младших школьников.

Практикум

Приёмы: Подготовка игровой среды и аудитории, проведение игр, анализ деятельности, заполнение оценочных карт.

Рефлексия: Отчет по практической работе

Тема 18

Удивительный мир игры. Итоговое занятие

Игровая программа — практикум

Вводная игра: «Хорошо-плохо»

Приёмы: викторина, разбор ситуаций, проведение игр, групповое обсуждение, проблемные вопросы, оформление выставки.

Рефлексия: эссе «Я – игромастер»

6 Оценочные средства контроля успеваемости

6.1 Формы контроля качества усвоения студентами программы по дисциплине

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

  • текущий: контроль выполнения практических аудиторных и домашних заданий, работы с источниками; активности участия в работе интернет-группы; выполнение творческих заданий
  • рубежный: учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период, включая баллы за систематичность посещения занятий и выполнения домашних заданий, а также творческий рейтинг (качество выполнения учебных проектов, участие в конференциях, публикации и т.д.);
  • семестровый: осуществляется посредством учета суммарных баллов за весь период изучения дисциплины, ведения портфолио, проведения зачетной игровой программы, а также по результатам участия в итоговой творческой встрече.

Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности по этапам контроля приведена в приложении А (рекомендуемые).

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – 180-250 баллов (75-104 балла);
  • стандартный (оценка «хорошо») – 251-319 баллов (105-134 балла);
  • эталонный (оценка «отлично») – 320 — 360 баллов (135-150 баллов).

6.2 Таблица Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине

Таблица 5

Критерий

В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует:

пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения;

стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;

эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации учения.

Контроль и оценка освоения студентами дисциплины осуществляется по баллам текущего рейтинга, образцы тестовых заданий и вопросы к зачету по данному курсу представлены в приложении «Материалы для текущего контроля, промежуточной и рубежной аттестации по дисциплине «Методика организации игры»», авт.-сост. А.Г. Кукушкина.

6.3 Организация самостоятельной работы

Примерные задания по аудиторной и внеаудиторной СРС

Таблица 6

Раздел

Тема

Задание на СРС

Форма контроля

Баллы

1

1

Создание карты памяти «Феномен игры»

карта памяти

3

1

Проанализировать текст «Игры хорошие и разные»

таблица

2

1

Ознакомиться с различными классификациями игр

дополнение таблицы

3

1

Мозговой штурм по теме «Функции игры», сопоставить с учебным материалом

визуализация

3

1

Написать эссе по одной из творческих тем

эссе

6

2

Создание презентации по теме «Роль игры в развитии ребенка»

презентация, раздаточный материал

4

2

Изучить материалы «Общение и социализация ребенка в игре»

конспект

4

2

Изучение видеоматериала «Психология детской игры №1»

творческое задание

4

2

Проанализировать текст «Методы игровой деятельности»

таблица

2

2

Групповая работа по созданию сборника

сборник

3

3

Изучение материала «Понятие и структура игровой культуры»

структурная схема

2

3

Чтение текста «Динамика представлений об игровой культуре»

хронологическая таблица

3

3

Творческое задание по видеоматериалу «Мамина школа»

листовка /аннотация/ план интервью

3

3

Представить эссе по теме «Развитие игровой культуры семьи»

эссе

4

3

Разработка рекомендаций

рекомендации

3

3

Групповая работа

визуализация

2

4

Подготовить сообщения по различным формам русской игровой культуры

презентации, тезисы

6

4

Ознакомиться со статьей «Об игровой культуре народов России» и доп. материалами

конспект

3

4

Подобрать 2 народные игры для проведения

портфолио

3

4

Практическая работа по оформлению тезисов выступлений

общая презентация Power Point

5

4

Изучить материал «Игра – шаг к человечности»

тезисы

3

5

Проанализировать тему «Воспитание детей в игровой деятельности»

таблица

3

5

Подобрать 2 воспитательные игры

портфолио

2

5

Подготовить творческое задание по теме «игра в воспитании ребенка»

план род. собрания /стенгазета / социальная реклама

4

5

Участие в групповом обсуждении

выступления

2

5

Разработка мини-проекта «План воспитательной деятельности школы»

проект

3

6

Ознакомиться с материалами для чтения и видео лекцией по теме

конспект

3

6

Изучить материалы по организации игротеки и центра игровой поддержки

проект игротеки

4

6

подготовить диагностическую и корректирующую игру для проведения

портфолио

2

6

Подготовить творческое задание по теме «Игровая комната»

коллаж /рисунок / перечень инвентаря

3

6

Презентация и проведение игр, участие в обсуждении

игротехническая

работа

5

7

Изучить материалы «игровые технологии в обучении»

таблица INSERT,

ромашка вопросов

3

7

Просмотреть видео «Психология детской игры: Проблемы игры в современном мире»

тезисы

3

7

Оформить в портфолио 2 учебные игры

портфолио

2

7

Проанализировать опыт педагогов по использованию игровых технологий

аннотация статьи

4

7

Проведение игровых фрагментов урока

игротехническая

работа

3

7

Участие в ролевой игре

выступление, высказывания

2

Итого баллов по разделу за СРС

119

2

8

Изучить материалы для чтения по теме «Организация игровой деятельности»

рекомендации для педагогов

4

8

Ознакомиться с разделом «Формы размещения игроков»

схемы размещения игроков

3

8

Подобрать иллюстрации по теме

альбом «ВКонтакте»

2

8

Подобрать 5-7 игр для предмета реквизита

портфолио

3

8

Работа с текстом

визуализация

2

8

Проектная работа – стенд «В помощь игромастеру»

рубрики стенда

3

9

Прочитать статью «Формирование культуры игровой деятельности как компонента профессиональной культуры будущего педагога»

тезисы

4

9

Подготовить подборку интернет-ресурсов для развития игровой компетентности

участие в тематическом обсуждении «ВКонтакте»

2

9

Выполнить творческое задание

по теме «Игромастер»

коллаж / эссе / портрет

4

9

Подобрать 4 упражнения на развитие игровой компетентности

портфолио

2

9

Разработать модель игровой компетентности

оформление групповой работы

2

9

Проведение тренинговых упражнений

игротехническая

работа

3

10

Ознакомиться с материалом «Способы активизации аудитории»

3 способа активизации для портфолио

3

10

Изучить текст «Выигрыш как проблема»

ритуалы выигрыша и поражения в портфолио

4

10

Подготовить презентацию приемов активизации аудитории

творческое оформление материала

5

10

Работа с текстом, ранжирование

работа в тетради

2

10

Игровое проектирование в группах

разработка игры

3

11

Разработать фрагмент лекции или беседы по теме «Дидактическая игра»

текст по технике РАФТ

4

11

Изучить особенности структуры, проведения и виды дидактических игр

денотатный граф

4

11

Разработать план анализа проведения дидактической игры

план анализа

2

11

Подобрать 2 дидактические игры

портфолио

2

11

Проведение игр, анализ деятельности

игротехническая

работа

3

11

Конструирование дидактической игры в группах

разработка игры

2

12

Изучить материалы для чтения «Ролевые игры»

10 вопросов

2

12

Подготовить творческую схему «Этапы проведения ролевой игры», выбрав для этого какой-либо образ.

схема

3

12

Проанализировать проблему отражения личности в ролевой игре

эссе

3

12

Оформить одну ролевую игру в портфолио

портфолио

2

12

Проанализировать эффективность проведения ролевой игры

вопросы для анализа

2

12

Работа в микро-группах по теме «Ролевые игры в работе социального педагога-психолога».

визуализация

2

12

Разработка ролевой игры

примерный орг.проект игры

3

13

Ознакомиться с темой «Принципы конструирования социально-ориентированных ролевых игр»

конспект

2

13

Проанализировать проблему «Современные ролевые игры – способ социализации или побег от реальности»

участие в дискуссии «ВКонтакте», подбор интернет-ресурсов

3

13

Составить синквейн по теме «Ролевая игра»

синквейн

2

13

В группах разработать и провести ролевую игру

разработка ролевой игры в портфолио

3

13

Подготовить глоссарий из 15 терминов по теме «Ролевые игры».

глоссарий

2

13

Участие в проведении игр и анализе деятельности коллег

игротехническая

работа

5

14

Подготовить работу на конкурс шпаргалок по теме «Деловые игры»

шпаргалка

4

14

Проанализировать опыт по применению деловых игр в обучении и проф. деятельности

аннотация статьи

3

14

Изучить тему «проведение деловой игры»

карта памяти

2

14

В группах создать деловую игру для студентов

разработка деловой игры для портфолио

3

14

Участие в круглом столе

коллаж, выступление с сообщением

3

14

Разработка деловой игры

примерный план

2

Итого баллов по разделу за СРС

119

3

15

Изучить особенности игровой деятельности детей разного возраста

таблица

2

15

В группах подготовить сообщения и презентации по организации игр для разных возрастных групп

презентация

3

15

Проанализировать статью «В плену у «умного ящика»

рецензия

4

15

Создать визуализацию темы «Игровая деятельность разных возрастов»

коллаж

3

15

Участие в работе круглого стола

выступления

2

15

Разработка рекомендаций для игротехников

коллаж / плакат

3

16

В парах составить кроссворд по учебному материалу

кроссворд

3

16

Оценить фрагмент игровой программы.

отчет

4

16

В группе подготовить методическую разработку игровой программы

разработка

5

16

Обсуждение и анализ игровых программ

участие в дискуссии

2

16

Анализ ситуаций, разработка программы

групповая работа

3

17

Подготовить игровую программу

разработка программы в портфолио

5

17

Провести рефлексию по итогам курса

творческий отчет

4

17

Подготовить к сдаче портфолио

внешнее оформление

3

17

Принять участие в обсуждении, в заполнении технологических карт, провести игровую программу

игротехническая

работа

5

18

Придумать сказку с терминами курса

сказка

3

18

Подготовить эссе по высказыванию об игре

эссе

4

18

Разработать материал для оформления выставки «Игра – это серьезно!»

творческий материал

5

18

Участие в игровой программе

игротехническая работа, участие в обсуждениях

5

Итого баллов по разделу за СРС

68

Итого баллов по курсу за СРС

306

6.4 Примерные темы рефератов

  1. Психологическая экспертиза игрушки
  2. Социо-игровая педагогика
  3. Половая идентификации я и дифференциация в игре
  4. История игротеки и музея игрушки
  5. Рационально-прогностический тип игровой культуры
  6. Деловые игры в решении профессиональных проблем
  7. Возможности игр в коррекции девиантного поведения
  8. Игровые зависимости
  9. Народная игровая культура (исследование культуры выбранной этнической общности)
  10. Игры в дискотеках
  11. Настенные игры
  12. Современные игры-реконструкции

Тема реферата может быть предложена студентом самостоятельно.

6.5 Вопросы для подготовки к зачету

  1. Понятие и подходы к изучению феномена игры;
  2. Функции игры;
  3. Различные классификации игр;
  4. Роль игровой деятельности в социализации личности;
  5. Психологическое развитие ребенка в игровой деятельности;
  6. Игра как среда воспитания;
  7. Народная игровая культура (понятие, структура, факторы формирования);
  8. Игровая культура семьи;
  9. Игротерапия и диагностические игры;
  10. Игровая среда, реквизит игры;
  11. Организация работы игротеки;
  12. Педагогическое сопровождение игры;
  13. Организация игровой деятельности (принципы, позиции и задачи педагога);
  14. Проблемные ситуации в организации игровой деятельности
  15. Игровая компетентность педагога;
  16. Педагогика игры. Дидактические игры;
  17. Организация игровой деятельности детей различного возраста;
  18. Ролевые игры понятие, структура, технология разработки и проведения;
  19. Деловые игры – понятие, структура, технология организации;
  20. Игровые программы: понятие, этапы разработки игровых программ.

6.6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы представлены в учебном пособии «Методика организации игры».

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Основная литература:
  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2009. – 208с. (Ф3-3)
  2. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240с. (Ф3-5)
  3. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. — М.: ФОРУМ, 2009. – 176 с. (Ф3-3)
  4. Кукушкина А.Г. Методика организации игры. Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород, НовГУ, 2012г. – 278с.

  1. Дополнительная литература:
  1. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности у младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2007. — №4. – С.76-80, Режим доступа: vspu.ru/dissovet/d-212-027.02/avtoreferaty/kandidatskie/10-02.19/avtoreferat-usachyova-a.n
  2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / С.-Петерб.гос. консерватория, Ин-т народов Севера, Рос.гос.пед.ун-т. — СПб. : Издательство СПбГУ, 2003. — 398,[1]с.
  3. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для вузов / В. П. Арсентьева. — М. : Форум, 2009. — 142, [2] c.: ил. — (Высшее образование).

    — Библиогр.: с.139-142. — Прил.: с. 123-138.

  4. Баннов К.Ю. Философско-культурологические основания концепции игровой культуры // Вестник Челябинского гос. университета. – 2007. — №14. – С.10-15. Режим доступа:http://www.lib.csu.ru/vch/092/9.pdf
  5. Гринченко И.С. Игра в теории,обучении,воспитании и коррекционной работе : Учеб.-метод.пособие. — М. : ЦГЛ, 2002. — 78с. : ил. — Библиогр.:с.30-31. — Прил.:с.32-77
  6. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника : учеб.-метод. пособие / Е. И. Касаткина. — М. : Дрофа, 2010. — 174, [1] c.
  7. Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010.- №1. – С.36-39. Режим доступа:

http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/kravtcova_o._v._36_39_1_91_2010.pdf

  1. Козлов Н.С., Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе// Мир науки, культуры, образования. – 2010. — №6-1. – С.189-193. Режим доступа: http://www.iwep.ru/ru/journal/contents/journal/2-5-1/ZHurnal625.pdf
  2. Мир игры и празднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. – М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2011. – 198 с. Режим доступа:

  1. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с. Режим доступа: http://anovikov.ru/books/igrd.pdf

7.3 Периодические издания

Дополнительную информацию, релевантную для освоения данной учебной дисциплины можно найти в следующих периодических изданиях:

  • Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
  • Игра и дети
  • Народное образование
  • Начальное образование
  • Образование в современной школе
  • Педагогика
  • Педагогические науки
  • Первое сентября
  • Психологический журнал
  • Психологическая наука и образование

7.4 Интернет ресурсы

  • http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека
  • http://pedlib.ru/ — Педагогическая библиотека

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений

  • www.anthropology.ru

Коськов, М.А. К теории «чистой игры»

Муханова, Н.А. Иллюзорный мир игр современного общества

  • http://www.cross-kpk.ru/ims/01608/set/glava3/tehnologiya%20igrowoy%20deyatelnosti.htm – Технология игровой деятельности;
  • http://igra.effective-it.ru/ — Игротехника.
  • n-shkola.ru – Электронный журнал «Начальная школа»
  • http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/250/c24 — Н.И. Шуть Волшебные ключи игромастера;
  • http://nsportal.ru/ — Социальная сеть работников образования (Педагоги делятся методическими разработками, конспектами игровых программ и творческих занятий);
  • http://rudocs.exdat.com/ — Бесплатный образовательный портал, где любой может опубликовать информацию учебного характера.

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходимы следующие материалы и техническое оснащение:

  • мультимедийные средства для демонстрации презентаций, проектов и видеоматериалов (проектор, экран, ноутбук со звуковой картой или аудиоколонками);
  • канцелярские товары для организации групповой работы, игровой деятельности (маркеры и фломастеры, цветной картон, ватманы А1-А2, бумага А4);
  • плакаты и раздаточные материалы для проведения различных рефлексивных упражнений;
  • доступ в сеть Интернет для работы с тематической группой в социальной сети «ВКонтакте».

Приложение А

Технологическая карта дисциплины «Методика организации игры» Для более детальной оценки работы студентов предлагается авторская технологическая карта

Таблица А.2 – Технологическая карта дисциплины

Семестр/ недели

Работа на практических

занятиях

(в баллах)

Внеаудиторная СРС, творческие задания

Портфолио

1 с

1

8

6

6

2

8

12

3

8

12

4

8

9

3

5

8

10

2

6

8

10

2

7

8

10

2

8

8

9

3

9

8

10

2

Рубежная аттестация (не менее 90 из 180 баллов)

10

8

5

7

11

8

10

2

12

8

10

2

13

8

12

14

8

9

3

15

8

9

3

16

8

12

17

8

4

8

18

8

12

144

171

45

Семестровая аттестация (не менее 180 баллов из 360 баллов)

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – 180-250 баллов;
  • стандартный (оценка «хорошо») – 251-319 баллов;
  • эталонный (оценка «отлично») – 320 — 360 баллов.

*Баллы предложенной системы могут быть переведены в стандартную шкалу оценивания

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

  • пороговый (оценка «удовлетворительно») – 75-104 баллов;
  • стандартный (оценка «хорошо») – 105-134 баллов;
  • эталонный (оценка «отлично») – 135-150 баллов

Трудоёмкость дисциплины 3 ЗЕ = 50 б.*3 = 150 баллов

Таблица А.2 – Технологическая карта дисциплины

Семестр/ недели

Работа на практических

занятиях

(в баллах)

Внеаудиторная СРС, творческие задания

Портфолио

1 с

1

3

4

2

2

3

4

3

3

4

2

4

3

4

1

5

3

4

1

6

3

4

1

7

3

4

1

8

3

4

2

9

3

4

2

Рубежная аттестация (не менее 38 из 75 баллов)

10

3

4

1

11

3

4

2

12

3

4

2

13

3

4

1

14

3

4

2

15

3

4

2

16

3

4

17

3

4

2

18

3

4

Семестровая аттестация (не менее 75 баллов из 150 баллов)

Приложение Б

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Методика организации игры»

Дисциплина «Методика организации игры», 3 ЗЕ,

формы обучения – очная.

Всего часов – 108:

практических занятий – 36, СРС ауд. – 18, СРС – 54, зачёт.

Направление 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование»».

Обеспечивающая кафедра – «Педагогика», второй семестр.

Таблица Б.1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания

(автор, наименование, вид,

место и год издания, кол. стр.)

Вид

занятия

Кол. экз. в библ.

Примечание

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2009. – 208с.

Семинары, СРС

3

  1. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240с.

Семинары, СРС

5

  1. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. — М.: ФОРУМ, 2009. – 176 с.

3

Таблица Б.2 – Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое

описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия

Кол. экз. в библ.

Примечание

1. Методика организации игры: раб. пр./ Авт.-сост. А.Г. Кукушкина – В. Новгород: НовГУ, 2012. – 25 с.

семинары,

СРС

согл. УМО

Эл. вар. на

сайте КПЕД:

http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20050400.62.01&showfolder=822946

2. Методика организации игры: учебно-метод. пособие/ Авт.-сост. А.Г. Кукушкина – В. Новгород: НовГУ, 2012. – 278 с.

3. Методика организации игры: Ценные указания для студентов/ Авт.-сост. А.Г. Кукушкина – В. Новгород: НовГУ, 2012. – 27 с.

4. Методика организации игры: Методические рекомендации для преподавателей / Авт.-сост. А.Г. Кукушкина – В. Новгород: НовГУ, 2012. – 101 с.

5. Материалы для текущего контроля, промежуточной и рубежной аттестации по дисциплине «Методика организации игры» / Авт.-сост. А.Г. Кукушкина – В. Новгород: НовГУ, 2012. – 4 с.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

действительно для учебного года 2012/2013.

26