Дисциплина: организация службы и подготовки

У г а т у

Дисциплина: Организация службы и подготовки

ФЕФЕЛОВ В. В.

Тема

Тема 8 (11).

Педагогические основы обучения личного состава подразделений ГПС МЧС РФ

Лекция

УФА – 2009 г.

Тема: Педагогические основы обучения личного состава подразделений ГПС МЧС РФ

Цель: ознакомить студентов с педагогическими основами обучения личного состава подразделений ГПС МЧС РФ

Учебные вопросы:

1. Основные понятия педагогики и психологии

2. Ппсихические состояния специалистов МЧС России в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Понятие психической адаптации. Взаимосвязь адаптационных процессов с эмоциональным напряжением и стрессом.

Время: 2 часа

Вид занятий: лекция

Литература:

1. Пожарная безопасность. Сборник нормативных документов. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 336 с.

2. Федеральный закон № 69 от 21.12.94г «О пожарной безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.

3. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2005 г. № 531 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»

4. Приказ МВД России от 6 декабря 1999 г. № 994 «Об упорядочении отдельных направлений управленческой деятельности в системе МВД России»

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной ...

... Федерации[3]. 3. Начальникам департаментов, управления МВД России, первому заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органов МВД России, ... поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение оперативно-служебных задач. 4.2. ...

5 . В.И. Михайлов и др. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, доцента Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2005. — 328 с.

Вступление

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает педагогов — практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

1. Основные понятия педагогики и психологии

В Древней Греции люди, сопровождавшие (водившие) ученика в школу и помогавшие ему в учебе, назывались «пейдагогес» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести).

После некоторой трансформации оно приобрело современное звучание и педагогами стали называть людей, решающих задачи обучения и воспитания.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями — такими, как развитие и формирование.

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:

— В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;

— В социальном смысле — как передачу опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;

— В широком педагогическом смысле — как процесс и результат всех влияний на человека;

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... знаниям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. ...

В узком педагогическом смысле — как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно — воспитательных учреждениях;

— В практическом смысле — как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Следующая основная категория педагогики — обучение.

В наиболее общем значении — это работа над собой с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения этого процесса изобретены учебных заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям — педагогам. В «школьном» понимании обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Образование — результат обучения. Образование — система накопительных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных сведений. В настоящее время наличие огромного объема знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. В древнем афоризме «образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» — большая доля истины.

Понятие развития выходит за пределы педагогики, изучением различных сторон человеческого развития занимаются многие науки. В педагогическом смысле развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие человека — сложнейший процесс объективной действительности. Педагогика преимущественно изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... диагностическая и практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили ... отнести противоречия между: - объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального ...

Формирование — еще не установившаяся педагогическая категория, не смотря на широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет формирование нередко употреблялось для обозначения неуправляемых. Случайных воздействий на личность.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия. Как «самовоспитание», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «педагогические технологии» и др.

Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный» процесс. Однако это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт: целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет сущность педагогического процесса.

В настоящее время психология (psyche — душа, logos — наука) – это наука, изучающая закономерности функционирования психики человека, формирования и развития психических явлений (психологии) личности и коллектива (группы людей).

Объектами отечественной психологии выступают:

1. Психология личности.

2. Психология коллектива (группы людей).

3. Факторы, влияющие на функционирование (развитие) психологии личности и коллектива (развивающие личность и коллектив).

Предмет психологии – выявление закономерностей формирования и развития личности и коллектива.

К настоящему времени сформировался целый ряд отраслей психологии, реализующих научные достижения в той или иной области деятельности человека. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия между людьми (В.Штерн, А.Ф.Лазурский) на основе применения специальных тестовых, опросных и других методик. Психофизиология исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы.

Медицинская психология первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно медицинскую психологию, охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретических целях, так и в интересах лечебной психиатрической практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, учителями) 4. Подростковый ... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ...

В последние годы широкое развитие получили детская и педагогическая психологии, тесно связанные между собой, поскольку психическое развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Помимо этого, появилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения.

Развитие промышленного производства поставило перед психологией задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека и проведения профессионального отбора. В связи с этим в самостоятельную отрасль выделилась психология труда. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и другие сложные психические процессы. Специальных исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования, что послужило основанием для оформления инженерной психологии.

Одной из важнейших отраслей психологии является социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах -трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также различную внутреннюю структуру. В ее предмет также входят вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психологической совместимости участников коллективной деятельности и управления ею.

В качестве особой отрасли выступает психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей. На стыке некоторых названных направлений формируются новые области, к числу наиболее перспективных из которых можно отнести психологию сервисной сферы общества (психологию сервиса).

Результаты научных исследований в различных отраслях психологии находят свое применение не только в профессиональной деятельности психологов-практиков. Они представляют интерес и для специалистов целого ряда других наук. Наиболее ярко это проявляется в системе педагогического знания.

2. Ппсихические состояния специалистов мчс России в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарных и спасателей к числу десяти сложнейших профессий. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав пожарных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами.

17 стр., 8488 слов

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

... ученых с данными отечественных исследователей, изучавших особенности психической деятельности человека в условиях монотонии, социальной изоляции, полной тишины, иммобилизации, общего снижения ... счет отказа от получения положительного; - снижает стрессоустойчивость и ухудшает состояние конституционального (естественного) иммунитета. Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации ...

Экстремальные условия, которые сопутствуют профессиональной деятельности пожарных, характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях зданий и т.п., интенсивным и многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса. К наиболее мощным объективным стрессорам относятся угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (женщин, детей, стариков).

Большое количество пострадавших людей бывает в результате катастроф, аварий и пожаров на промышленных предприятиях, в зданиях с массовым пребыванием людей и т.д

Специфическим стрессогенным фактором в профессиональной деятельности сотрудников МЧС является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. К субъективным причинам стресса относятся недостаточная опытность, психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость.

У значительного числа лиц в экстремальных условиях выполнения боевых задач наблюдаются различные формы дезадаптивного психического состояния: жалобы на повышенную утомляемость, вялость, давящую головную боль, снижение памяти, уровня внимания, наблюдаются вегетативные нарушения (потливость, дрожание рук, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления).

В дальнейшем, в случае усиления этих проявлений могут развиваться депрессии, психосоматические заболевания, формироваться патологическое развитие личности, которые проявляются в виде немотивированной агрессии, недисциплинированности, уклонении от исполнения служебных обязанностей, злоупотреблении спиртными напитками, внутрисемейными и межличностными конфликтами, суицидальными тенденциями. Таким образом, воздействие экстремальных факторов на человека может привести к возникновению у него различных расстройств психогенного характера. Рассмотрим основные

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки (физической или психической), характеризующееся падением эффективности труда.

При возникновении утомления ухудшается внимание, память, снижается эффективность процесса мышления в условиях необходимости принятия решений. Может наблюдаться вялость или беспорядочная торопливость движений, ухудшение их точности и координированности. Непосредственным выражением утомления являются чувства усталости, общей слабости, быстрой утомляемости, сонливости. Возможно ослабление волевых усилий, ухудшение самоконтроля, выдержки. Но в экстемальной ситуации, когда требуется принятие ответственного решения или выполнения важного задания происходит мобилизация резервных сил организма.

17 стр., 8001 слов

Функциональные состояния человека

... деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы - состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. ...

Развитие утомления является естественной реакцией организма, имеющей приспособительный характер и дающей сигнал о необходимости отдыха для восстановления. Длительное утомление может привести к нежелательному явлению – переутомлению.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Тревогу можно рассматривать как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного. Тревога может играть охранительную и побуждающую к более интенсивным и целенаправленным усилиям роль. Основное проявление тревоги — это состояние внутреннего напряжения, которое может сопровождаться повышением кровяного давления, учащением сердцебиения, реже двигательным возбуждением.

Нарастание интенсивности тревоги может привести человека к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с определенной ситуацией, например, возможность возникновения тяжелого заболевания, ощущение надвигающейся катастрофы.

Потребность в двигательной разрядке при неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное проявление тревоги. В таком случае возможность поиска решения и возможность целенаправленной деятельности исчезает и состояние тревоги переходит в состояние страха.

Страх – это психическое состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

В зависимости от ситуации и особенностей личности переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: неуверенность, опасение, тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас. В тех случаях, когда переживание страха достигает силы аффекта, оно навязывает человеку стереотипы так называемого «аварийного» поведения, сложившиеся в процессе эволюции. Иными словами, разум в этот момент полностью отключается и человек действует «не помня себя» в точном смысле слова. В этом случае, к сожалению, сами действия человека оказываются нерациональными, часто такими, которые приводят к весьма печальным последствиям.

Неконтролируемый страх заставляет дрожать, кричать, плакать, смеяться. В этот момент «сосет» под ложечкой, трясутся руки, становятся «ватными» ноги, звенит в ушах, застревает ком в горле, бледнеет лицо, колотится сердце, перехватывает дыхание, встают дыбом волосы, расширяются зрачки, по спине бегут мурашки. Страх вынуждает бежать сломя голову неизвестно куда, либо стоять без движения и тупо смотреть в одну точку.Именно бегство, оцепенение или реже агрессия являются стереотипными способами «аварийного выхода» из ситуаций, когда человек не может найти приемлемый для себя выход. Чтобы понять это, необходимо ознакомиться с такими психическими состояниями, как ажитация, ступор, сумерки сознания.

Ажитация-выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что его испугало. Например, человек закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, бежит прочь. Он не понимает, что происходит вокруг, не в состоянии определить, где враги, а где друзья, где опасность, а где спасение.

12 стр., 5681 слов

Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной ...

... личным составом чувства необходимости и значимости проведения данной работы. Глава I. Морально-психологическое состояние: сущность, содержание и изучение в ходе служебно-боевой деятельности § ... работы - раскрыть сущность морально-психологического состояния военнослужащих, как основного предмета морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Задачи: . ...

В организме в это время происходят серьезные изменения в результате выработки норадреналина, «гормона кролика»: кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение; в то же время от других органов кровь отливает, особенно от головного мозга, ухудшая его работу, и напуганный человек часто не знает толком, куда же ему бежать. У некоторых людей в ответ на страх вырабатывается адреналин, «гормон льва», который активизирует мыслительную деятельность и мобилизует защитные резервы организма и способствует принятию рациональных решений в ситуации опасности.

Ступор проявляется в том, что человек застывает на одном месте, становится крайне медлительным и неловким, отсутствуют реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение).

Это происходит после сильнейших нервных потрясений (гибель людей на глазах, невозможность помочь гибнущим людям, контакт с близкими родственниками погибших людей, особенно детей), когда человек затратил столько энергии на спасение или на выживание, что сил на контакт уже нет. Ступор может продлиться от нескольких минут до нескольких часов.

Сумеречное состояние-сознания выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал).

Внешне сумерки сознания выглядят как своего рода приступ безумия.

Это, конечно, крайние выражения страха. В том случае, если психика сотрудника достаточно устойчива, а боевая ситуация знакома ему из личного опыта или отработана во время тренировок, естественное для среднего человека чувство страха обычно выражается в виде «предстартовой лихорадки». Отличие смелого от малодушного (незрелого, неопытного) заключается в том, что страх первого находится под контролем, а страх второго не контролируется.

Уровень страха в критической ситуации зависит от самооценки эффективности своего поведения. С увеличением последней человек оценивает свои ресурсы как соответствующие требованиям экстремальной ситуации, а саму ситуацию – как более контролируемую и менее угрожающую. Деятельность военнослужащих и сотрудников ФПС МЧС России происходит при жестком дефиците времени, в постоянной готовности к немедленным и организованным действиям в исключительно быстром темпе, то есть в стрессовых условиях.

Для того, чтобы стать стрессоустойчивым, жить в согласии с самим собой и окружающим миром, необходимо:

— Иметь достаточный уровень понимания и душевного равновесия, чтобы спокойно оценивать и принимать те события, которые Вы не в силах изменить.

— Иметь мужество изменить то, что Вы можете и в состоянии изменить.

Иметь достаточно ума, чтобы отличить первое от второго. ( Не стучать головой в стену, которую невозможно пробить, но и не молчать в тех ситуациях, в которых Вы обязаны и можете действовать.)

16 стр., 7818 слов

Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности ...

... - укрепление морально-психологического состояния личного состава; - умелое овладение военнослужащими оружием, боевой и специальной техникой и специальными средствами; - совершенствование служебного мастерства См.: Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, гарнизонов, застав, ...

Повышенная стрессогенность – одна из основных характеристик деятельности сотрудника МЧС.

Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций :

  1. Думайте о случившемся, только анализируя то, что уже произошло. Не допускайте домыслов и неблагоприятных для вас проекций на будущее. Беспристрастный и подробный анализ ситуации поможет Вам в дальнейшем избежать подобного. Анализируя случившееся, Вы поневоле начинаете активно и целенаправленно искать выход из создавшегося положения. Нет безвыходных положений, есть пассивные люди.
  2. Если причина стресса – межличностный конфликт, то может быть нужно признать свою вину? Возьмите на себя ответственность за случившееся. Подобный шаг толкнет партнера сделать Вам навстречу такой же.
  3. Если примирение невозможно, то переключитесь на достижение каких-либо новых или прежних, но забытых целей. Жизнь продолжается, хватит переживать, надо заниматься делом.
  4. Встряхнитесь! Это может быть физическая нагрузка (кросс, тренировка и т.п.), баня, отдых с друзьями. Но! Ни в коем случае не злоупотребляйте спиртными напитками. Помните, что алкоголь снимает стресс, но, во-первых, на короткое время и, во-вторых, за счет Вашего здоровья. Это не выход, а уход от решения проблемы.
  5. Вспомните о том, что нет худа без добра. Проанализируйте ситуацию и определите в ней все хорошее, что Вы можете найти и из нее извлечь.
  6. Печаль проходит во сне. Сон. Полноценный отдых. Способ очень простой и древний, как мир: утро вечера мудренее, утром все покажется Вам не таким безнадежным.
  7. Выговоритесь перед кем-нибудь. Хорошо, если у Вас есть друг, подруга, который все внимательно выслушает, поймет, даст дельный совет. Таким человеком может стать психолог, работающий в вашем подразделении.

И самое главное!

Важно помнить, что только физически и психически здоровый человек может полноценно исполнять свои служебные обязанности.

3. Понятие психической адаптации

Проблема адаптации чрезвычайно актуальна в настоящее время. Это объясняется тем, что решение многих практических задач связано с эффективностью адаптации человека в разных сферах социальной жизни. Успешная профессиональная адаптация служит важным фактором трудовой деятельности.

Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д. Не менее серьезно стоит вопрос в структурах МЧС.

Деятельность сотрудников пожарной охраны имеет ряд особенностей, обуславливающих значительные писхоэмоциональные нагрузки. По данным МЧС России до 20% сотрудников,- принятых на службу, имеют проблемы профессиональной адаптации.

Что же такое психическая адаптация? Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

С точки зрения практической деятельности наибольший интерес представляет период первичной адаптации к условиям службы в экстремальных условиях.

Происходит изменение поведенческих стереотипов, встреча с новыми людьми, установившимися обычаями и традициями в служебных коллективах. Меняется режим дня и система питания (т.к. работа пожарного, спасателя сутки через трое), увеличиваются физические нагрузки, что обуславливает перестройку как энергетических, обменных процессов, так и перестройку закрепившихся динамических стереотипов, привычек поведения. Одни сотрудники справляются с подобными ситуациями вполне самостоятельно, другим необходима помощь со стороны руководства. При этом очень важно учитывать, что состояние здоровья для работы в экстремальных условиях молодых людей, на фоне увеличивающихся нагрузок на личный состав, порой не позволяет без ущерба для психики преодолевать тяготы воинской службы.

Определить возможность возникновения затруднений в адаптации, можно проведя психологический анализ служебной и боевой деятельности пожарных.

Причин здесь несколько. Служебная и боевая работа пожарных является одной из специфических форм человеческой деятельности. С психологической точки зрения, она соединяет в себе аспекты обучения (занятия по программе профессиональной подготовки), труда (различные виды хозяйственных работ), спорта и боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации аварий на промышленных предприятиях, в других чрезвычайных ситуациях, к тому же эта профессия базируется, в конечном счете, на глубоких переживаниях социального порядка, «когда у тебя на глазах кто-либо или что-либо гибнет».

В профессии пожарного можно наблюдать и элемент романтизма, создаваемый неожиданностью, непредвиденностью, нерегламентированностью профессионального поведения.

Особую роль в эффективности боевой деятельности а следовательно и благоприятной психологической адатптации, играет снижение действий отрицательных факторов на психику личного состава: страха, паники, принятия ошибочных решений, проявления недисциплинированности и т. д. Специфическая деятельность личного состава подразделений пожарной охраны характеризуется тем, что пожарные работают в экстремальных условиях, в условиях риска для жизни.

Труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной следующими особенностями их деятельности:

  • непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной (при высокой температуре, шуме, высокой плотности дыма, повышенной влажности, ограниченной видимости и т. д.);
  • постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения);
  • недостатком кислорода в атмосфере в зоне тушения пожара в результате его интенсивного расходования во время горения веществ и материалов;

трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в

  • тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия, нарушает привычные способы продвижения, рабочие позы: продвижение ползком, работа лежа и т. д.;
  • высокой ответственностью каждого пожарного приотносительной самостоятельности действий и решений поспасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и других материальных ценностей;
  • наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи на пожаре;
  • дискомфортным состоянием из-за нахождения в боевой одежде и снаряжении.

Доказано, что тревожное напряжение – одна из причин возникновения психологической дезадаптации.

Исследования, проведенные сотрудниками ВНИИПО МВД РФ М. И. в пожарных подразделениях по охране Чернобыльской АЭС в послеаварийный период, показали, что в психическом состоянии пожарных преобладающими являются тревога, стабильно высокий уровень эмоциональной напряженности, чувство психического дискомфорта, страх, пониженное настроение, сопровождающееся выраженными сдвигами физиологических показателей и доклинической симптоматикой, не выходящей за рамки расстройств невротического уровня.

Анализ психического состояния пожарных на боевом дежурстве говорит о том, что у некоторых лиц наблюдаются:

чрезмерная взволнованность, повышенная эмоциональная напряженность, появление навязчивых мыслей: «А вдруг я погибну», «получу травму… отравление… радиоактивное заражение» и т. п.

В структуре адаптивных реакций присутствуют жалобы физиологического характера:

на повышенную утомляемость, вялость, давящую головную боль, снижение памяти, наблюдаются

вегетативные нарушения: потливость, тремор, тахикардия, колебания артериального давления.

В случаях усиления астенических проявлений, присоединения депрессивных расстройств дезадаптация может достигнуть уровня психогенных реакций, характеризующихся тревножно-эмоциональными и стрессовыми расстройствами

-вынос раненых и обожженных людей, смерть или увечье товарища по боевой работе, смерть или увечье ребенка, или лиц, спасти которых не представлялось возможным; значительными физическими нагрузками, вызванными высоким темпом работ по спасению людей и тушению пожара, использованием средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания (СИЗОД), вес которых дости гает от 8 до 15 кг, и т. д.;

— высокой температурой окружающей среды и повышенной влажностью воздуха, в результате чего не только повышается нервно-психическое напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция. Исследования показывают, что в течение 15 минут работы при температуре 50°С пожарный теряет от 1 до 2 литров влаги, а при повышении температуры тела до 40°С и более может наступить тепловой удар, сопровождающийся появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания ‘;

-депрессивным синдромом, который развивается на фоне слабовыраженных соматических заболеваний. В этот период начинают преобладать личностные характерологические формы дезадаптации, могут развиваться соматизированные депрессии, психосоматические заболевания, декомпенсироваться органические заболевания, формироваться патологическое развитие личности1.

Психическое состояние у личного состава дежурных караулов пожарных подразделений накануне боевых действий можно назвать предрабочим. Оно наблюдается у всех сотрудников. Предрабочее состояние по-разному отражается в сознании.

Например, пожарный может в большей или меньшей степени быть уверенным в благоприятном исходе выполнения боевой задачи и в приподнятом настроении ожидать сигнала, он может и опасаться за исход своих действий и поэтому томиться неопределенностью, может находиться в плену навязчивых мыслей о предстоящем напряжении и тревожиться в значительной степени.

В разных случаях разными лицами предрабочее состояние переживается по-разному. Установлено, что психическое состояние пожарного перед выполнением им боевого задания вызывает целый ряд сдвигов организма: артериального давления крови, пульса, дыхания и т. д. как приспособительная реакцию организма к предстоящей работе.

Лихорадка — чрезмерный уровень нервно-психического напряжения. Ей соответствуют выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышенное кровяное давление, значительное увеличение тремора кистей рук и т. д.)., чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность, раздражительность, неустойчивость настроения рассеянность, ослабление памяти, снижение ос-гроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, неадекватные реакции на обычные раздражители, неспособность полностью контролировать свои мысли, чувства. Это состояние высокого нервно-психического напряжения понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство Предрабочая лихорадка — крайне неблагоприятное психическое состояние. Оно мешает пожарному максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях боевых действий, т. е. снижает эффективность его работы.

Апатия характеризуется низким уровнем нервно-психического напряжения в связи с возникновением охранительного торможения и ослаблением возбуждения. Ей соответствуют незначительные сдвиги вегетативных функций. Психологический синдром: вялость, сонливость, отсутствие желания работать, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед опасностью, отсутствие интереса к боевой работе, малая помехоустойчивость к неблагоприятно действующим факторам, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, резкое снижение волевой активности. Предрабочая апатия, как и Предрабочая лихорадка,— неблагоприятное психическое состояние, которое резко снижает эффективность действий.

Перечисленные психические состояния имеют место не только у рядовых пожарных, но и у начальствующего состава. Более того, оказывается, что психические состояния у начальствующего состава проявляются не менее отчетливо, чем у пожарных.

Особенность предрабочих состояний начальствующего состава в том, что они могут трансформироваться (передаваться) подчиненным. Например, ярко выраженная Предрабочая лихорадка начальника караула (части) может вывести пожарного перед выполнением боевого задания из состояния боевой готовности, и, наоборот, боевая готовность начальника караула (части) вселяет уверенность в подчиненных и способствует их лучшему состоянию перед боевыми действиями.

Из психических состояний перед боевой работой лишь состояние боевой готовности является желательным, благоприятно действующим фактором на боеготовность пожарного. Отсюда, задача начальствующего состава состоит в том, чтобы привести психическое состояние подчиненных в боевую готовность, снизив чрезмерное нервно-психическое напряжение либо повысив его до оптимального уровня.

Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем нервно-психического напряжения. Ему соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Легкое и даже значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах, способность сознательно регулировать и управлять своими мыслями, максимальная готовность своих сил и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятно действующим факторам (сильная концентрация дыма, высокая температура, различные шумы, критические замечания командира, плохие климатические условия и т. д.).

Результаты клинического обследования пожарных в процессе суточного боевого дежурства показали, что у части лиц выявляются значительные изменения показателей психического состояния по отношению к исходному уровню. Так, после завершения дежурства у пожарных был обнаружен ряд расстройств, характеризовавшихся снижение волевой активности. Предрабочая апатия, как и Предрабочая лихорадка,— неблагоприятное психическое состояние, которое резко снижает эффективность действий.

Перечисленные психические состояния имеют место не только у рядовых пожарных, но и у начальствующего состава. Более того, оказывается, что психические состояния у начальствующего состава проявляются не менее отчетливо, чем у пожарных. Особенность предрабочих состояний начальствующего состава в том, что они могут трансформироваться (передаваться) подчиненным. Например, ярко выраженная Предрабочая лихорадка начальника караула (части) может вывести пожарного перед выполнением боевого задания из состояния боевой готовности, и, наоборот, боевая готовность начальника караула (части) вселяет уверенность в подчиненных и способствует их лучшему состоянию перед боевыми действиями.

24