Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.
К настоящему времени силами в основном западных исследователей создано около двух десятков популярных и широко применяемых методик, связанных с диагностикой эмоционально-оценочной подсистемы самосознания. Ряд из них направлен на диагностику общего самоуважения, интегрального положительного или отрицательного отношения к себе, глобального самопринятия (self-regard,self-esteem,self-acceptance) .
Другие методики измеряют более частные аспекты самоотношения—самооценки своих личностных особенностей, ресурсов, способностей, достижений в различных сферах жизнедеятельности. Методики различаются также по основному диагностическому принципу, лежащему в их основе— от проективных техник до стандартизованных самоотчетов.
К сожалению, эти методики не входят в арсенал методов отечественных психологов (нам неизвестно ни одной психометрически обоснованной адаптации такого рода методов), что существенно обедняет и снижает эффективность научных и практических разработок, связанных с самоотношением личности.
До недавнего времени отечественными психологами в основном использовались только два класса методов изучения самооценки: методика Дембо-Рубинштейни ее различные модификации, а также методы, построенные по принципу семантического дифференциала или листов оценочных прилагательных. Сейчас положение меняется к лучшему. Создан ряд оригинальных и интересных методик, все шире применяются психосемантические и репертуарные методики. Названные методы, однако, достаточно сложны и трудоемки, что обусловливает необходимость разработки компактных стандартизованных методик, которые позволяли бы сравнительно быстро, и в то же время с достаточной полнотой и обоснованностью выявлять специфику самоотношения испытуемых, и были бы пригодны для эффективного применения как в исследовательских, так и в практических целях.
1. Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
... реакций. В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок. Оздоровительно-реабилитационное направление в ...
Методические проблемы исследования самоотношения
При анализе различных взглядов на строение самоотношения можно отметить, что существует большое разнообразие понятий, в которых фиксируется содержание этого феномена. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение—вот далеко не полный перечень терминов, используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов. Некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения; другие настаивают на том, что самоотношение—это в первую очередь переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения; третьи пытаются согласовать эти представления путем выделения в самоотношении того или иного фиксированного набора аспектов или структурных элементов.
Именно на этом подходе основана предлагаемая методика. Она представляет собой личностный опросник – самоотчет, самоописание Я-концепции, содержащее свойственные человеку способы самовосприятия и самооценивания. Опросник содержит 110 вопросов, требующих от испытуемого двух градаций ответа: “согласен” – “не согласен”. Ответы оцениваются по 9 шкалам, определяющим пространство самоотношения
Краткое описание шкал мис
Шкала 1: закрытость— открытость (14 пунктов).
Примеры пунктов, входящих в эту шкалу (в скобках указан знак, с которым пункт входит в фактор, или ключ пункта в шкале):
— Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть (—).
— Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание (—).
— Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин (+).
— Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои (+).
— Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям (+).
Утверждения, вошедшие в данный фактор, по замыслу формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую очередь, негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Отсюда ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичностью, глубоким осознанием себя, внутренней честностью и открытостью, либо – конформностью или выраженной мотивацией социального одобрения. Максимальная корреляция—со шкалой “лжи” (“L+” по ММИЛ), а также—с подчиняемостью (Е—), отрицанием тревоги и проблем (Q4—) и отрицанием социально неодобряемых тенденций и желаний (4— по ММИЛ).
Тем не менее, данная шкала имеет содержание, имеющее связь с самоотношением. Фактически в шкале выражено глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе. По-видимому, это измерение близко к измерению осознанности “Я”. Шкала названа нами “внутренняя честность” (или “закрытость” — что соответствует высокому полюсу шкалы при подсчете суммарного балла).
Высокие значения по шкале закрытости говорят о сформированности механизмов психологической защиты. Человек не всегда доверяет сам себе, болезненно относится к критике в свой адрес, не всегда сам с собой откровенен, склонен к подчинению – социально зависим, конформен.
Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей
... Таким образом, снятие неопределенности представляет процесс установления смыслов и значений жизненных ситуаций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суеверным источником собственных самооценок, ... поздней взрослости исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное увеличение здоровья стареющих людей в высокоразвитых странах. Перед глазами исследователей ...
Низкие значения свидетельствуют о том, что человек склонен относиться к себе критически и доверяет своему опыту, своему Я. Такие люди менее зависимы от окружения, внутренне честны перед собой.
Средние значения – человек избирательно относится к себе и способен раскрываться в тех ситуациях, к которым успешно адаптировался.
Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов).
Примеры пунктов:
— Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах (+).
— Я—человек надежный (+).
— Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом (+).
— Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя (+).
— Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему (—).
— Мое мнение имеет достаточный вес в. глазах окружающих (– ).
Данный фактор задает отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.
Положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего “Я”. Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение, недоверием к собственным решениям.
Фактор связан с социальной смелостью и отсутствием внутренней напряженности (Н+ и Q4—по 16ЛФ), с хорошей социальной приспособленностью, отрицанием проблем, депрессивных состояний и аутичности (К+, О—,F—, 2—, 8— по ММИЛ), а также с внутренним локусом контроля, преимущественно в сфере достижений (Ио+, Ид+ по УСК).
Эти данные хорошо согласуются с содержанием пунктов.
Похожие факторы, такие как самоуважение, чувство компетентности, выделяются многими исследователями. Пункты именно такого содержания лежат в основе большинства шкал глобальной самооценки или общего самоуважения. Данный фактор был назван нами “самоуверенность”.
Высокие значения – человек относится к себе как к сильной, самостоятельной личности, знает, что у него есть за что себя уважать. Это, как правило, эмоционально устойчивые люди, ориентированные на активную позитив в жизни, на успех.
Низкие – человек воспринимает себя как слабую, неуверенную в себе личность, недоволен собой, своими планами и достижениями.
Средние – уверенность в зависимости от степени адаптации к различным жизненным ситуациям, реакция на стресс – тревога.
Шкала 3: саморуководство (12 пунктов).
Примеры пунктов:
— Если я и спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
Воздействие на человека негативных факторов производственной среды
... принято разделять на опасные факторы и вредные факторы. Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному ... заболевание - это заболевание, причиной которого явилось воздействие на человека вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности. Например, длительное воздействие вибрации может ...
— Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
— Я сам создал себя таким, каков я есть.
— Ко мне относятся так, как я того заслужил.
— Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
— То, что со мной случается—это дело моих собственных рук.
Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное “Я” как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Противоположный полюс фактора связан с верой субъекта в подвластность его “Я” внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом “Я”, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом. Содержание фактора хорошо согласуется с полученными корреляциями. Хорошие возможности саморегуляции и самореализации связаны с отсутствием внутренней напряженности (Q4— по 16 ЛФ).
Положительный полюс фактора содержит, в основном, социально одобряемые качества, с чем связана, по-видимому, корреляция со шкалой социальной желательности (L+ по ММИЛ).
Конструкт, лежащий в основе этого измерения, близок по содержанию к такой психологической переменной, как локус контроля, о чем и говорят корреляции с интернальностью (Ио+, Ид+, Ин+, Ип+ по УСК).
Тем не менее, содержание этого фактора имеет специфику по отношению к локусу контроля. Если последний выражает обобщенное представление субъекта об управляемости и предсказуемости мира, включая и результаты деятельности самого субъекта, то рассматриваемый фактор самоотношения отражает, в первую очередь, чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного “Я”. Это специфическое измерение, близкое по содержанию одному из аспектов локуса контроля, выделяемому рядом авторов и называемому “личный контроль” (Пантилеев, Столин, 1987).
В целом же анализируемый фактор был обозначен как “саморуководство”.
Высокие значения – человек признает себя источником того, что с ним происходит, он сам и никто другой несет ответственность за все происходящее с ним.
Средние – избирательное отношение к себе.
Низкие — говорят о вере субъекта в подвластность его “Я” внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом “Я”, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.
Шкала 4: отраженное самоотношение (11 пунктов).
Примеры пунктов:
— Думаю, что все моя знакомые относятся ко мне с симпатией (+).
Субъекты гражданских правоотношений 3
... сущности гражданско-правовых отношенийнеобходимо, в первую очередь, определиться с субъектом таких отношений, егоособенностями и разновидностями. Ведь без знания спектра гражданских ... юридическими лицами, а такжеособые субъекты гражданского права – государства, национально-государственные иадминистративно-территориальные (муниципальные) образования (согласно пункту 1статьи 2 Гражданского Кодекса). ...
— Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе (+).
— Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих (—).
— В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь (—).
— Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным (+).
Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. п. или противоположные им чувства. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта. Однако корреляция с другими методиками показывает, что этот аспект самоотношения, по-видимому, связан с реальными отношениями, демонстрируемыми другими людьми. Так, вполне правдоподобно предположение, что эмоционально-открытый и приверженный групповым нормам субъект (А+, Q2— по 16 ЛФ), не склонный к асоциальному поведению и хорошо контактирующий с другими (4—, О— по ММИЛ), действительно вызывает положительное отношение окружающих, что и отражается в его самоотношении. С этим согласуются и данные о внутреннем локусе контроля такого субъекта, что тоже является социально одобряемым качеством. Ожидаемое отношение от других—один из важнейших аспектов самоотношения по мнению большинства авторов, проводящих исследования в этой области. Это вполне понятно, если учесть генетическую и функциональную взаимозависимость между отношением к себе и взаимоотношениями с другими индивидами. Содержание данного фактора мы обозначили как “отраженное самоотношение”.
Высокие значения – человек считает, что он принят окружающими людьми, к нему хорошо относятся, ценят его качества, особенно внутренние, т.е. его внутренний мир. Как правило, экстраверты.
Низкие – человек считает, что окружающие не принимают его, недооценивают. Самодостаточные люди ориентируются на собственное Я.
Средние – избирательное отношение к себе, недостаточно гармоничное восприятие самого себя.
Шкала 5: самоценность (14 пунктов).
Примеры пунктов:
— Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности (+).
— Мое собственное “Я” не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания (—).
— Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему (—).
— Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было побольше, то жизнь бы изменилась в лучшую сторону (+).
— Мое внутреннее “Я” всегда мне интересно (+).
Положительный полюс фактора отражает ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность своего “Я” для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего “Я” по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...
Противоположный полюс шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного “Я”, отстраненности и безразличии к своему “Я”, потере интереса к своему внутреннему миру.
Полученный фактор хорошо соотносится с выделяемыми многими исследователями измерениями “Я как ценность”. Шкала получила название “самоценность”. Корреляции с другими опросниками не достигают приемлемого уровня значимости.
Высокие значения – у человека выражено чувство собственной значимости с одновременным чувством значимости других; эмоциональное принятие себя, в основе которого – существование интимных критериев; уверенный в себе человек, ориентированный на себя как на личность духовную и значимую.
Низкие – недооценка собственного Я, усиление значимости других людей.
Шкала 6: самопринятие (12 пунктов).
Примеры пунктов:
— Можно сказать, что я себе нравлюсь.
— Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
— Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
— Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
— Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
Судя по содержанию пунктов, в основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
Данный фактор, тоже как и предыдущий, не имеет противоположного полюса – утверждений, связанных с негативным отношением к себе. Складывается впечатление, что его противоположным полюсом является фактор самообвинения (см. ниже).
Тем не менее, в феноменологическом пространстве индивидов они оказываются разделенными. Отсюда следует, что понижение, например, симпатии, не обязательно должно вести к повышению самообвинения. Опираясь на этот феномен, В. В. Столин предположил существование своеобразного механизма “предохранительного клапана”, защищающего симпатию, и заложенного уже в самом строении самоотношения (Столин, 1985).
Обращает на себя внимание полное отсутствие корреляций данного фактора с различными личностными чертами и характерологическими особенностями, измеряемыми опросниками ММИЛ и 16 ЛФ. Это говорит о том, что чувства и переживания, лежащие в основе данного фактора, не ассоциируются испытуемыми с их личностными проявлениями. По-видимому, данное измерение самоотношения имеет свою специфическую природу. На первый взгляд несколько неожиданны отрицательные корреляции данного фактора с локусом контроля. Казалось бы, самопринятие — что, по нашему мнению, составляет основное содержание данного фактора,—должно быть связано с интернальностью, с приписыванием себе причин и ответственности за результаты собственной деятельности. Результаты же говорят об обратном. Возможно, объяснение этих результатов следует искать в феномене так называемой “защитной” экстернальности, связанной с тем, что экстерналы, в отличие от интерналов, в меньшей мере склонны вытеснять свои неудачи, так как они заранее принимают внешние, экстернальные факторы в качестве объяснения успеха и неудачи (Муздыбаев, 1983).
Но если экстерналам проще принять свои неудачи, то им, по-видимому, должно быть проще принять в себе и те или иные негативные личностные черты, наличие которых также не связывается экстерналами с проявлениями собственного “Я”. И действительно, такие данные были получены в ряде экспериментов (Phares,Richie,Davis, 1968).
В целом же, как уже упоминалось, содержание фактора хорошо согласуется с тем кругом эмоций и переживаний, который принято называть термином “самопринятие”.
Высокие значения – человек испытывает чувство симпатии к себе, согласованность с собой, внутреннюю гармонию; знает свои недостатки, но они не превращаются в повод для самобичевания.
Низкие – симпатия к себе слабо выражена, отношение к себе неадекватно низкое.
Средние – отношение к себе зависит от возможности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов).
Примеры пунктов:
— Я бы хотел оставаться таким, какой я есть (+).
— Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает (+).
— Мне бы очень хотелось во многом себя переделать (—).
— Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть (+).
— Мне еще много не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: “Да, я вполне созрел как личность” (—).
В содержании данных пунктов в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного “Я” (даже в лучшую сторону).
Общий фон отношения к себе — положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу “Я”. В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа—один из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
Фактор был интерпретирован как фактор “самопривязанности”.
Высокие значения – слабо выражено желание измениться, человек устраивает сам себя таким, какой он есть.
Низкие – выраженные неудовлетворенность собой и желание измениться.
Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов).
Примеры пунктов:
— Порой мне кажется, что я какой-то странный.
— Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
— Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
— У меня нередко возникает сомнение, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
— Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
— Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного “Я”. Судя по корреляциям с другими методиками, это чувство сопровождается тревожно-депрессивными состояниями, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (0+ иQ4+ по 16 ЛФ), а также недовольством настоящей ситуацией, подчеркиванием трудностей, самоуглублением и наличием ригидных аффективных комплексов (F+, К—, 6+ по ММИЛ).
Все это хорошо совпадает с нашей интерпретацией данной шкалы как отражающей чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя. Характерно, что данные переживания связаны с внешним локусом контроля в области неудач (Ин — по УСК), то есть конфликтность и сопровождающие ее негативно эмоции обусловлены не приписыванием себе вины за неудачи, а, наоборот, связаны с трудностями локализации их истинного источника. Следует отметить, что этот фактор является наиболее мощным среди всех 9-ти факторов. Во многих исследованиях показано, что для результатов факторизации большинства шкал рейтинга и личностных опросников в первый и наиболее мощный из этих факторов, как правило, входят различные показатели психического неблагополучия—психосоматические жалобы, признания негативных переживаний и главное—выражение неполноценности или малой ценности испытуемых в значимых для них областях (Эткинд, 1983; Мельников, Ямпольский, 1985).
Таков, по-видимому, и полученный нами фактор, но применительно к самоотношению. Нам не встречалось в литературе выделение шкал с таким содержанием в системе самооценок и самоаттитюдов. Однако, учитывая современные представления о самосознании как сложном процессе аутокоммуникации и о конфликтном смысле “Я”, реализуемом во внутреннем диалоге, выделение данного аспекта в системе самоотношения представляется нам целесообразным.
Высокие — говорит о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе.
Низкие – позволяют говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем.
Шкала 9: самообвинение (10 пунктов).
Примеры пунктов:
— Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
.— Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
— Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
— Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
— Мои мысли о себе по большей части, сводятся к обвинениям в собственный адрес.
Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать, В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью (интропунитивная реакция направляется субъектом на самого себя, он принимает вину на себя), самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес “Я”. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения. По-видимому, расщепление в сознании континуума положительное-отрицательное отношение к себе является довольно общим механизмом, связанным с защитными функциями самосознания. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях (Столин, 1985).
Судя по корреляции с другими методиками, установка на самообвинение сопровождается внутренней напряженностью (Q4+ по 16 ЛФ), самообнаженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций (L—,F+, К— по ММИЛ), существованием устойчивых аффективных комплексов, сопровождаемых тревожностью и повышенным вниманием к внутренним переживаниям, в первую очередь, отрицательного характера (6+, 7+, 8+ по ММИЛ).
Отсутствие корреляций с локусом контроля свидетельствует о том, что данные переживания могут иметь место независимо от того, приписывает ли индивид собственные неудачи и промахи себе самому или некоторым неподвластным ему обстоятельствам. Исходя из содержания фактора, он получил название “самообвинение”.
Высокие — связанные с интрапунитивностью (интропунитивная реакция направляется субъектом на самого себя, он принимает вину на себя), самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес “Я”, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.
Связи между шкалами и вторичные факторы
Мы описали девять измерений-шкал, задающих сложную и дифференцированную картину описания самоотношения: язык этого описания составили некоторые интегративные комплексы переживаний и суждений, выражающих отношение личности к себе.
Для того, чтобы от этого обобщенного языка выражения самоотношения перейти к его психологической структуре, необходим анализ тех личностных смыслов, которые воплощены в языке соответствующих переживаний, а эти смыслы, как известно, из значений или эмоций непосредственно не выводимы. Но личностный смысл не есть нечто сугубо неповторимо-индивидуальное.
В этой связи представляют интерес внутренние связи и отношения, которые имеют место между выделенными нами измерениями. По данным специального исследования {N=468) факторы самоотношения, преобразованные в соответствующие шкалы, оказались не независимыми, а коррелированными между собой. Полученные корреляции позволяют лучше представить как содержание отдельных шкал, так и выделить некоторые, еще более обобщенные, измерения самоотношения. Ряд шкал оказываются более тесно взаимосвязанными, чем другие. По-видимому, можно выделить некоторые комплексы коррелированных шкал и попытаться проанализировать содержательные основания их объединения.
Первый фактор по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Нетрудно заметить, что все эти шкалы выражают оценку собственного “Я” индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т. п. По-видимому, это обобщенное измерение самоотношения близко по содержанию к тому аспекту глобальной самооценки, который в литературе принято обозначать как чувство компетентности, эффективности, инструментальное “Я”. Содержание этого фактора было обозначено термином “самоуважение”. В качестве основной особенности данного аспекта самоотношения большинством исследователей подчеркивается его оценочный характер. Самоуважение предполагает процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами—представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальный образ “Я” субъекта. В этом отношении характерна тесная связь данного фактора со шкалой “закрытости”, большую часть содержания которой составляет тенденция к соответствию субъекта социально-желательному образу.
Второй обобщенный факторсоставили такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность, самоценность. Данный фактор называется “аутосимпатия”.
В отличие от предыдущего фактора, тесно связанного с процессами самооценивания, данное измерение включает, в первую очередь, шкалы, выражающие те или иные чувства или переживания в адрес собственного “Я” индивида. В данном факторе фиксируется то содержание, которое ряд авторов называет самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе (affection).
Действительно, чувства привязанности, принятия, духовной ценности собственной личности не предполагают сравнения и сопоставления себя с некоторыми социально-заданными и индивидуально усвоенными нормами-эталонами. (Не говоря уже о том, что таких норм-эталонов, применительно к данной сфере, по-видимому, просто не существует).
В этой связи характерна положительная корреляция “аутосимпатии” с “внутренней честностью”, с открытостью индивида для себя и для других. Если фактор “самоуважения” связан со стремлением к социально-желательному образу “Я”, то аутосимпатия не предполагает этой связи. Даже наоборот, за счет положительного эмоционального отношения к себе индивид может относиться к себе более честно и открыто. В основе фактора лежит некоторое обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду и даже вопреки той или иной обобщенной самооценке, выражающейся в переживании самоуважения. То есть, данные переживания не определяются характером индивида и не основываются на том или ином восприятии собственных личностных проявлений.
Третий обобщенный фактор, который называется “самоуничижение”, представлен всего двумя шкалами: “самообвинение” и “внутренняя конфликтность” (табл. 3).
В один фактор их объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения, содержащегося в каждой из этих шкал. Шкалы тесно связаны между собой, о чем говорит высокий коэффициент корреляции между ними. Тем не менее, они обладают спецификой, не только связанной с содержанием входящих в них пунктов, но и по отношению к общему строению системы, задаваемой трехфакторной моделью. Так, “самообвинение” оказывается отрицательно нагруженным общим фактором “аутосимпатии”, тогда как “внутренняя конфликтность” связана с недостатком “самоуважения”. Таким образом, третий обобщенный фактор оказался представлен шкалами, которые по содержанию являются отрицательными полюсами первых двух обобщенных факторов, но по каким-то причинам отщепляются и образуют самостоятельный фактор негативного отношения к себе.
Факт расщепления самоотношения в первую очередь связан с необходимостью защиты “Я” от отрицательных эмоций и поддержания общего самоуважения на относительно постоянном уровне. Механизм такого самоподдержания был назван “защитным предохранительным клапаном”. Действие этого защитного механизма направлено, в первую очередь, на “блокировку антипатии к себе”, так, чтобы падение симпатии не приводило к нарастанию антипатии. Так, отсутствие самопохвалы, снисходительности еще не обязательно означает присутствия самообвинения, самоприговора, самоиздевки. Таким образом, констатируются защитные возможности самоотношения, заложенные уже в самом его строении.
Этот тип защиты осуществляется “посредством псевдораскрытий типа покаяния или самобичевания, т. е. отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия. Субъект выступает в данном случае в страдательной позиции “объекта”, с помощью которой он снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая ее на других людей. Можно предположить, что выделение негативного самоотношения в особый класс переживаний как раз и происходит на основе такого типа защитных механизмов.
Имеющиеся данные показывают, что “самообвинение” и “конфликтность” действительно связаны с выраженной открытостью субъекта, с нежеланием скрывать о себе негативную информацию. То есть, “самоуничижение” предполагает страдательную позицию “Я” как “объекта” и перекладывание ответственности за неудачи на других или внешние обстоятельства, что как раз и является определяющими моментами “псевдосамораскрытия”. Таким образом, обособление “самоуничижения” в автономную подструктуру самоотношения, по-видимому, действительно связано с защитными механизмами самоподдержания.
Табл.3 Схема строения самоотношения
(по результатам факторного анализа групповых данных)
Факторы-модальности
|
Самоуважение
|
Аутосимпатия
|
Самоуничижение
|
Шкалы (аспекты)
|
саморуководство 3 самоуверенность 2 отраженное самоотношение социальная желательность “я”
|
самопривязанность самоценность самопринятие
|
Внутренняя конфликтность самообвинение
|
Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве шкалы достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с Я-концепцией, а также о тенденции давать социально-желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9— 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными.
Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться особенно полезным в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента.
Проведение опроса и интерпретация результатов
Испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: “согласен” – “не согласен”, которые фиксируются испытуемым в соответствующих Позициях бланка ответов.
Шкальные значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки – “стены” (стандартизация проводилась на описанной выше выборке из 468 испытуемых).
Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей, которые совместно дают целую картину самоотношения испытуемого.
Ключи к мис
Шкала |
Согласен |
Не согласен |
1.Закрытость |
1,3,9,48,53,56,65 |
21,62,86,98 |
2.Самоуверенность |
7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82 |
20,80,103 |
3.Саморуководство |
43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110 |
109 |
4.Отраженное самоотнош. |
2,5,29,41,42,50,102 |
13,18,34,85 |
5.Самоценность |
8,16,39,54,57,68,70,75,100 |
15,26,31,46,83 |
6.Самопринятие |
10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97 |
––––– |
7.Самопривязанность |
6,32,33,55,89,93,95,101,104 |
96,107 |
8.Внутр. конфликтность |
4,11,22,23,27,38,47,59,64,67,69,81,91,94,99 |
––––– |
9.Самообвинение |
14,19,25,37,60,66,71,78,87,92 |
––––– |
Таблица перевода сырых баллов в стены
|
Стен |
|||||||||
Шкала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
0 |
– |
1 |
2–3 |
4–5 |
6–7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
0–1 |
2 |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10 |
11–12 |
13 |
– |
14 |
3 |
0–1 |
2 |
3 |
4–5 |
6 |
7 |
8 |
9–10 |
11 |
12 |
4 |
0 |
1 |
2 |
3–4 |
5 |
6–7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5 |
0–1 |
2 |
3 |
4–5 |
6–7 |
8 |
9–10 |
11 |
12 |
13–14 |
6 |
0–1 |
2 |
3–4 |
5 |
6–7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
7 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4–5 |
6 |
7–8 |
9 |
10 |
11 |
8 |
0 |
– |
1–2 |
3–4 |
5–7 |
8–10 |
11–12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
0 |
1 |
2 |
3–4 |
5 |
6–7 |
8 |
9 |
– |
10 |
Для перевода сырого балла шкал МИС в стандартное значение (стен), найдите в первом столбце строку с номером нужной шкалы и двигайтесь по строке до столбца с интервалом значений, в который попадает подсчитанный вами сырой балл. В первой строке найденного столбца указан соответствующий стен.
Например, если сырой балл по шкале 6 (самопринятие) равен 7, мы в строке 6 находим интервал 6–7 и в первой строке данного столбца указано значение стена – 5.
1 – 3 стена – низкие значения по шкале
4 – 7 стен – средние значения
8 – 10 стен – высокие значения
Информационная карточка
1. Название: Методика исследования самоотношения.
2. Автор: Пантилеев С.Р.
3. Ист-к: Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения., М., Смысл, 1993.
4.Назначение (содержательная валидность): Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности.
5. Возрастная валидность: с 16 лет.
6.Стимульный материал и оборудование: Перечень суждений, бланк для регистрации.
7.Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам утверждения и поставьте крестик в одну из двух клеточек на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения: в колонку “согласен”, если Вы согласны с данным утверждением, или в колонку “не согласен”, если Вы не согласны с данным утверждением.
8.Процедура обследования: После того, как убедитесь, что инструкция понята, обследуемые приступают к заполнению регистрационного бланка (при индивидуальной работе – читая суждения, в групповой форме – при их зачитывании экспериментатором).
9.Диагностируемые показатели: Уровень закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, внутренней конфликтности, самообвинения.
10.Интерпретация: См. описание шкал.
Перечень суждений
- Мои слова довольно редко расходятся с делом.
- Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
- К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
- У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я мысленно с собой разговариваю, мне неприятно.
- Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
- Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это не противиться собственной судьбе.
- У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
- Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
- Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
- Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
- Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-то хорошее.
- Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
- В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
- Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
- У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
- Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
- Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов согласился.
- Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
- Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
- Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
- В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
- Иногда я сам себя плохо понимаю.
- Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
- Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
- Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
- Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
- Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
- Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
- Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
- Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
- Если бы мое второе “Я” существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
- Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.
- В целом меня устраивает то, какой я есть.
- К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
- Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
- Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
- Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
- Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.
- Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
- Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
- Я редко остаюсь непонятым в самом важном для себя.
- Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
- То, что со мной случается,– это дело моих собственных рук.
- Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
- Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю “и поделом тебе”.
- Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
- У меня нередко возникают сомнения, а такой ли я на самом деле, каким себе представляюсь.
- Я не способен на измену даже в мыслях.
- Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
- Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
- Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
- Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
- Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
- Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
- Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
- Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
- Мне кажется, что если бы таких людей как я было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
- Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
- Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
- Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
- В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
- Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
- Я убедился, что глубокое проникновение в себя – малоприятное и довольно рискованное занятие.
- Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
- У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
- Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
- Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
- Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
- Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
- Можно сказать, что я себе нравлюсь.
- Я – человек надежный.
- Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
- Мое внутреннее “Я” всегда мне интересно.
- Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
- Близким людям свойственно меня недооценивать.
- У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
- Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
- Я убедился, что в серьезных делах лучше на меня не рассчитывать.
- Порой мне кажется, что я какой-то странный.
- Я не склонен пасовать перед трудностями.
- Мое собственное “Я” не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
- Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
- Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
- Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
- Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
- Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.
- Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
- Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
- Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним “Я”.
- Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
- Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение – это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
- В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
- Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.
- Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: “Да, я вполне созрел как личность”.
- Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
- Иногда я оказываю “бескорыстную” помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
- Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
- Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.
- Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.
- Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
- Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
- Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
- Я сам создал себя таким, каков я есть.
- Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
- Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
- Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
- Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как мне бы хотелось теперь.
- Уверен, что в жизни я на своем месте.
18