Выписка из Государственного образовательного стандарта 3

Организационно-методический Раздел

Выписка из Государственного образовательного стандарта

Дисциплина ОПД.Ф.01 «Психология» должна содержать следующие дидактические единицы:

Общая психология. Психологи как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек — индивид — личность — индивидуальность — субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристика. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека.

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.

3 стр., 1304 слов

Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии

... Я – источник развития. Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, ... Взаимодействие (отношение). Сейчас и гуманистическая психология и современный бихевиоризм склоняются к ... прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед ... другом, о социальном контакте. Выделяет 3 вида значений: Субъективное – личное мнение, ...

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция. Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Педагогическая психология. Психологическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии. Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Поэтапное формирование умственных действий. Проблема содержательного обобщения в обучении. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

Требования к уровню освоения дисциплины. По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности

По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... развития психологического знания   Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии ... история культуры часто понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более ...

Ø иметь представление

— об основных сферах применения получаемых психологических знаний,

— о специфике проведения психологического исследования,

— о познавательной деятельности,

— о системных описаниях в психологии,

— о разнообразии подходов к пониманию личности,

— о деятельностном подходе в психологии и многомерности понятия «деятельность»,

— о многообразии подходов к возрастной периодизации,

— о соотношении процессов обучение и развитие,

— о детстве как социально-психологическом феномене социума,

— о целостности жизненного пути человека,

— о единстве законов развития в каждом возрастном периоде,

— о структуре взаимодействия субъектов образовательного процесса,

— о воспитании как усвоении социального опыта,

— о личностно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса,

— об общении как многоплановой деятельности;

Ø знать

— место психологии в системе наук о человеке,

— методы психологического исследования,

— категории и понятия психологии,

— основные направления современной психологии,

— структуру сознания и самосознания,

— свойства и характеристики познавательных процессов,

— структуру эмоционально-волевой сферы как сферы регуляции поведения и деятельности человека,

— конституциональные типологии и индивидуально-типологические особенности человека,

— особенности структурной организации личности и мотивов ее поведения,

— психологические особенности основных видов деятельности и строение индивидуальной деятельности,

— закономерности психического развития человека,

— условия и движущие силы психического развития,

— индивидуально-типические особенности человека на каждой возрастной стадии развития,

— особенности формирования личности и деятельности в онтогенезе,

— профессионально значимые педагогические способности, умения и личностные качества,

— барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии,

— основные этапы усвоения социального опыта и этапы усвоения знаний,

— роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза,

— основные механизмы воспитания,

— психологические основы воспитательных технологий и технологий развивающего обучения,

— теорию планомерного формирования умственных действий,

— структуру общения,

— сущность и причины конфликтов,

Ø уметь

— воспроизводить содержание основных теорий, объясняющих личность и поведение человека, теорий развития,

— описывать поведение и процесс развития человека в категориях психологического знания,

— описывать особенности ведущей деятельности на каждом возрастном этапе,

— составлять психологическую характеристику личности ребенка,

— анализировать поведение индивида, социальной группы, общества как субъектов деятельности, анализировать мотивы поведения и действия человека в конкретной ситуации,

— применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка,

— применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса,

— прогнозировать последствия своих действий, учитывая возрастные особенности субъектов взаимодействия,

— использовать соответствующий ситуации стиль педагогического общения,

— конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе,

— выбирать и использовать воспитательную технологию в соответствии с поставленными целями и особенностями воспитанников,

— развивать свою наблюдательность, расширяя поле видения за счет выделения новых объектов наблюдения на основе изученного материала.

— осуществлять самоконтроль в ходе учебной деятельности и планировать свою деятельность с учетом собственных индивидуально-типических особенностей личности,

— регулировать эмоциональное состояние на основе анализа внешних и внутренних детерминант поведения.

— самостоятельно работать с научной психологической литературой.

Виды и формы контроля

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий).

Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы;

промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов.

Методы и формы обучения

Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»:

Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.

Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.

Межпредметные связи

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин.

К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04, , Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02.

К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.

 

РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины

Тематический план учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов*
лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Общая психология
1.1. Введение в общую психологию  
1.2. Психика и сознание    
1.3. Психология личности  
1.4. Категория деятельности в психологии  
1.5. Психология ощущения и восприятия  
1.6. Психология внимания и памяти
1.7. Психология мышления, речи и воображения
1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
1.9. Темперамент и характер
1.10. Психология способностей
2. Экспериментальная психология
2.1. Научное исследование, его принципы и структура  
2.2. Научная проблема. Гипотеза и ее виды  
2.3. Основные общенаучные исследовательские методы  
2.4. Характеристики психологического эксперимента  
2.5. Психологическое измерение и психологическое тестирование    
2.6. Интерпретация и представление результатов  
3. Возрастная психология
3.1. Введение в возрастную психологию  
3.2. Теории психического развития  
3.3. Психическое развитие в младенчестве
3.4. Психическое развитие в раннем детстве
3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве
3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
3.7. Подростковый возраст
3.8. Юношеский возраст
3.9. Психология зрелых возрастов  
3.10. Психология старости и старения  
4. Социальная психология
4.1. Введение в социальную психологию    
4.2. Психология общения  
4.3. Социальная психология больших групп  
4.4. Социальная психология малых групп
4.5. Социальная психология личности  
5. Педагогическая психология
5.1. Введение в педагогическую психологию    
5.2. Психология обучения и учения
5.3. Основные направления современного обучения  
5.4. Психология воспитания  
5.5. Психология педагогической деятельности
  Итого:

* Количество часов указано для дневного отделения

 

Содержание отдельных разделов и тем

Тема 5.3. Основные направления современного обучения

Развивающее обучение. Проблема соотношения обучения и развития. Теория Л.С. Выготского об опережающей роли обучения. Зоны актуального и ближайшего развития. Роль обучения в формировании высших психических функций. Общие и частные цели обучения. Теория планомерного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Проблема содержательного обобщения в обучении. Этапы усвоения понятий. Ориентировочная основа деятельности. Типология ориентировочной основы деятельности. Общие основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческого потенциала личности (И.П.Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П.Иванов и др.).

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.

Психологическая сущность программированного обучения. Формы программирования. Алгоритмизация процесса программированного обучения. Психологические основы компьютеризации обучения. Информатизация учебного процесса.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения. Проблемная ситуация, виды проблемных ситуаций. Этапы проблемного обучения. Уровни проблемности обучения. Взаимодействие учителя и учащегося в проблемном обучении.

Тема 5.4. Психология воспитания

Воспитание как усвоение социального опыта. Виды социального опыта: научный, этический, эстетический, физический, трудовой и закономерности его усвоения. Основные этапы усвоения социального опыта. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как фактор формирования личности. Механизмы формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности. Представления о воспитывающей среде. Роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. Основные механизмы воспитания: подражание, идентификация, рефлексия, проекция, сдвиг мотива на цель и др. Психологические основы воспитательных технологий.

Тема 5.5. Психология педагогической деятельности

Профессия как особый вид деятельности. Формы, характеристики, содержание педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Психофизиологические предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Направленность личности педагога. Основные педагогические центрации и их влияние на продуктивность педагогической деятельности. Проблемы профессионально-психологической компетенции. Профессионально-личностный рост педагога. Педагогическое мастерство.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Направленность педагогического общения. Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровиза-ционный, рассуждающе-методичный. Барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии. Функции затруднения.

Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа является одной из форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по специальности. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины «Психология» студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:

Тема и содержание задания Часы
Тема 1.1. Введение в общую психологию Составление сводной таблицы «Основные направления психологии и научно-практические школы» (название направления и школы, представители, основные идеи, представления о личности, представления о развитии) · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

    СПб.: Питер, 1999.

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996
Тема 1.3. Психология личности Составление сводной таблицы «Теории личности» (автор, понятие личности, структура личности, возможности развития, факторы развития, возможные нарушения)

  • Юнг К. Психологические типы. М.: ACT; СПб.: Универс. книга, 1996.
  • Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
  • Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
  • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

    СПб.: Питер, 1999.

  • Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М: Академия, 2002
  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977
  • Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001
Тема 1.2. Психика и сознание. Тема 1.3. Психология личности Тема 1.4. Категория деятельности в психологии Написание реферата «Категория деятельности в психологии»

  • Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993
  • Леонтьев А.Н.Деятельность.Сознание. ичность. М.: Политиздат, 1977
  • Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.М.:Изд-во Моск.ун-та,1981
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998
  • Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  • Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  • Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1979.
  • Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  • Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
  • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

    СПб.: Питер, 1999.

  • Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М: Академия, 2002
  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001
Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия Тема 1.6. Психология внимания и памяти Тема 1.7. Психология мышления, речи и воображения Подготовка к контрольной работе (тестированию) «Познавательные процессы»

  • Гальперин П.Я. К проблеме внимания.//Хрестоматия по психологии / Под ред. Мироненко В.В. М., 1986.
  • Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В.Любимова, М. Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999.
  • Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002.
  • Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
  • Хрестоматия по вниманию / Под ред. В. Я. Романова, А. А. Пузырея, А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  • Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избр. психол. труды М.: МОДЭК, 2001.
  • Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982
Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности Аннотирование работы Иванникова В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998.
Тема 1.9. Темперамент и характер. Тема 1.10. Психология способностей Составление карты наблюдений для диагностики свойств темперамента и характера Написание реферата «Специфика проявления в поведении и деятельности темперамента, характера, способностей · Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 · Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. или: Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1 · Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 · Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. · Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002 Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2004.
Тема 2.1. Научное исследование, его принципы и структура Составить конспект по теме «Методологические принципы современной психологии»

  • Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996
Тема 2.3. Основные общенаучные исследовательские методы Составление сравнительной таблицы «Специфика основных исследовательских методов» (название метода, цель, условия, возможные ограничения).

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003 · Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995 · Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995 · Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М., 1999 · Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. · Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001

Тема 2.4. Характеристики психологического эксперимента Определить специфику проявления личности и деятельности испытуемого и экспериментатора в эксперименте. Подберите способ представления своих наработок, например, схема, таблица.

  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003
Тема 3.1. Введение в возрастную психологию Написание резюме на работу Фельдштейна Д.И. «Социальное развитие в пространстве – времени детства». (М., 1997)
Тема 3.2. Теории психического развития Составление сравнительной таблицы «Теории психического развития» (автор и название теории, факторы развития, условия развития, основные этапы развития, возможные нарушения) · Эльконин Б. Д. Психология развития. – М., 2001 · Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. И. Подольский. М.: РПО, 1999 · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

СПб.: Питер, 1999 · Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996

  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004
Тема 3.3. Психическое развитие в младенчестве Тема 3.4. Психическое развитие в раннем детстве Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных умственному развитию младенцев (не менее 2-х на выбор студента) Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных речевому развитию в раннем детстве (не менее 2-х на выбор студента)
Тема 3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве Составление рекомендаций для педагогов по учету индивидуальных особенностей в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста

  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

· Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 2002

  • Алферов А.Д. Психология развития школьника. — Ростов н/Д, Феникс, 2000. – 384 с.
  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия,2001.–368 с.

· Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996 · Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. · Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с

  • Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995
Тема 3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте Структура учебной деятельности: разные подходы. Составьте сравнительную таблицу, выделив общее и различное в понимании структуры учебной деятельности.

  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ ост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.– 68 с.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996

· Мухина В.С. Возрастная психология. — М., Академия, 1998, 454с · Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990
Тема 3.7. Подростковый возраст Составление рекомендаций для родителей по учету индивидуальных особенностей и акцентуаций характера в общении с подростками

  • Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

· Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

  • Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
  • Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995

· Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 · Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002 · Мухина В.С. Возрастная психология. — М., Академия, 1998, 454с

  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

· Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

Тема 3.8. Юношеский возраст Творческая работа «Задачи развития». Вспомните основные события своей жизни; оцените их с точки зрения того, насколько они способствовали решению эволюционных задач. Какие задачи еще не решены, какие потребуют решения в ближайшее время.
Тема 3.9. Психология зрелых возрастов Аннотирование работы В.Франкла «Человек в поисках смысла» М.: Прогресс, 1990
Тема 3.10. Психология старости и старения Написание творческой работы на тему «Послание себе через 45 лет»
Тема 4.3. Психология общения Написание реферата на тему «Психология общения»

  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996, 430 с.

· Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997.

  • Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.
  • Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
  • Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999.
  • Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000
Тема 4.3. Социальная психология больших групп Творческая работа. На основе данных СМИ, проанализируйте процессы, происходящие в больших группах в России
Тема 4.4. Социальная психология малых групп Творческая работа. Проанализируйте групповые процессы в вашей студенческой группе
Тема 5.4. Психология воспитания Составить таблицу, отразив в ней психологические особенности влияния методов воспитания, выделяемых в педагогике, на детей разного возраста и пола

  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.:Академия, 2001.–368 с.
  • Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки в классе. // Избр.психол.труды. – М., 1980
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995
  • Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. И. Подольский. М.: РПО, 1999.
Тема 5.5. Психология педагогической деятельности 1. Подобрать примеры из художественной литературы и кинофильмов к стилям педагогического общения (указать название, отрывок текста) Творческая работа. 2. Проведите диагностику своих индивидуальных особенностей и составьте рекомендации по учету их в процессе педагогической деятельности. Обозначьте возможные затруднения. · Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПБ., 2004

  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2003
Раздел 5. Педагогическая психология Подготовка к контрольной работе по педагогической псхиологии

  • Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 1998
  • Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996
  • Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
  • Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994
  • Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М., 2002
  • Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1980
  • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999

 

Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

2. Общее представление о психике. Специфика психического отражения. Проблема зарождения и развития психики. Роль психики в эволюции живых существ.

3. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.

4. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский).

Их специфика и строение. Представление об интериоризации.

5. Категория деятельности в психологии. Основные характеристики деятельности.

6. Строение индивидуальной деятельности человека.

7. Понятие действия: основные определения. Действие и деятельность. Действие и операции. Виды операций.

8. Основные виды деятельности и их характеристика.

9. Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания. Перцептивная деятельность.

10. Понятие об ощущениях, их основные свойства. Классификации ощущений и рецепторов.

11. Общее определение восприятия. Основные свойства образов вос­приятия. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

12. Понятие внимания. Характеристики и свойства внимания. Классификация видов внимания.

13. Сравнительная характеристика классификаций памяти.

14. Процессы памяти (мнемические процессы).

15. Мышление как психический процесс и как деятельность.

16. Практическое и теоретическое мышление. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление.

17. Речь как психический процесс Язык, речь и мышление. Виды и функции речи.

18. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.

19. Воображение как психический процесс. Общее и отличное между мышлением и воображением. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация.

20. Виды воображения: по степени активности и характеру решаемых задач.

21. Эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Функции эмоций. Классификация эмоций.

22. Определение воли и подходы к ее изучению. Критерии воли.

23. Воля как психический процесс и свойство личности. Волевая регуляция поведения человека. Волевое и произвольное поведение.

24. Проблема мотивации в психологии деятельности.

25. Мотив, мотивация, мотивационная сфера. Виды мотивов.

26. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

27. Понятие личность в концепциях разных авторов.

28. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Свойства и признаки темперамента.

29. Взаимоотношение темперамента и характера.

30. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека. Структура характера (по Мясищеву).

Формирование характера.

31. Характер и личность.

32. Способности человека как динамическое образование. Способности и задатки.

33. Способности человека как индивидуально-психологические особенности личности. Виды способностей.

34. Научное психологическое исследование, его принципы и структура. Метод, методика, методология науки.

35. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза и ее виды.

36. Основные общенаучные исследовательские методы.

37. Характеристики психологического эксперимента. Экспериментальное общение.

38. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

39. Понятия роста и развития. Основные закономерности психического развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка.

40. Проблема психического развития ребенка в психоанализе. Психосексуальное развитие человека на различных стадиях.

41. Проблема развития мышления в работах Ж. Пиаже. Эгоцентризм речи, мышления, поведения ребенка в теории ЖПиаже. Стадии интеллектуального развития человека по Ж.Пиаже.

42. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э. Эриксона. Стадии психосоциального развития человека.

43. Культурно-историческая концепция развития. Орудие и знак в развитии ребенка, становление предметной деятельности

44. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л. С. Выготского. Феномен зоны ближайшего развития

45. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

46. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.

47. Кризис новорожденности. Комплекс оживления.

48. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития в младенчестве.

49. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Социальная ситуация развития.

50. Умственное и речевое развитие ребенка до 3-х лет.

51. Новообразования раннего детства: начатки самосознания, развитие Я-концепции, формирование самооценки.

52. Кризис трех лет.

53. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития.

54. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.

55. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.

56. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, новообразования возраста.

57. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте.

58. Развитие мотивационной сферы младшего школьника.

59. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

60. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

61. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

62. Роль общения в формировании личности подростка.

63. Интеллектуальное и эмоциональное развитие подростка.

64. Психологические особенности юношеского периода.

65. Самоопределение в юности, выработка мировоззрения.

66. Основные закономерности психического развития в юношеском возрасте.

67. Основные подходы к периодизации зрелого возраста.

68. Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни.

69. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах.

70. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.

71. Место социальной психологии в системе научного знания. Современные представления о предмете социальной психологии.

72. Место общения в системе общественных и межличностных отношений. Общение и деятельность. Структура общения.

73. Общение как обмен информацией.

74. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.

75. Общение как взаимодействие. Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ.

76. Общение как познание людьми друг друга. Специфика понятия «социальная перцепция».

77. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

78. Проблема группы в социальной психологии.

79. Стихийные группы и массовые движения.

80. Определение малой группы и ее границы. Типы малых групп.

81. Общая характеристика процессов групповой динамики.

82. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

83. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.

84. Психология межгрупповых отношений. Феномены внутригрупового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

85. Проблемы личности в социальной психологии. Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты социализации.

86. Социальная установка и реальное поведение.

87. Личность в группе. Социально-психологические качества личности. Понятие социальной идентичности.

88. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. История становления педагогической психологии как науки. Место педагогической психологии среди наук о человеке.

89. Формы, характеристики, содержание педагогической деятельности.

90. Структура педагогической деятельности (гностический компонент, организационный компонент, коммуникативный компонент, проективный компонент, результативный компонент).

91. Мотивация педагогической деятельности.

92. Уровни продуктивности педагогической деятельности (минимальный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся).

93. Педагог в мире профессиональной деятельности. Педагогические умения, способности.

94. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

95. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество. Сотрудничество с разными субъектами. Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность.

96. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основные стили педагогического общения

97. Понятие стиля педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности

98. Понятие затруднения в общении (деятельности).

Общая характеристика затруднений в общении. Функции затруднения. Основные области затруднения.

99. Воспитание как усвоение социального опыта. Виды социального опыта: научный, этический, эстетический, физический, трудовой и закономерности его усвоения. Основные этапы усвоения социального опыта.

100. Воспитание как фактор формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности.

101. Понятие воспитывающей среды. Роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза.

102. Основные механизмы воспитания: подражание, идентификация, рефлексия, проекция, сдвиг мотива на цель.

103. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ориентировочная основа деятельности.

104. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения. Психологическое влияние оценки и отметки на успешность обучения.

105. Психологические основы компьютеризации обучения.

106. Учащийся как субъект учебной деятельности.

107. Психология усвоения знаний. Этапы усвоения знаний: этап активного восприятия, этап активного осмысления, этап активного закрепления, этап активного применения знаний на практике.

108. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости, их диагностика.

109. Понятие «школьная неуспеваемость». Неуспевающие дети. Пути преодоления трудностей в обучении.

110. Влияние стилей педагогической деятельности на успешность обучения.