Всё начинается с оргпериода

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия

Студенческий педотряд

«Вечное лето»

 

 

МЕТОДИЧКА СОВРЕМЕННОГО ВОЖАТОГО

 

ДЖУМАНДЖИ

(III смена в СОЛ Кульдур)

 

Разработал:

А. Музыка, 2 курс

старший вожатый

 

Биробиджан, 2009

 

ТЫ вожатый

 

Кто ж такой «современный вожатый»? Это профессия, должность, призвание или что?

У вожатых есть такое веселое четверостишие:

 

«Вожатый — профессия птица,
И лучше ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится
Ребячьи сердца зажигать?»

 

Можно сказать: «с детьми на отряде играть», «палаты за них подметать», «в столовую строем таскать». И это все о вожатом.

Вожатый — суть вожак, который ведет вперед. Это смело и громко. И рядом — быт, бытовые мелочи, которые постоянно нужно замечать, исправлять, обучать.

Как многогранно, всеобъемлюще, что и не ухватишь, где же суть, то главное, что может помочь определить, кто ж такой «современный вожатый»?

 

Стань вожатым – МЫ верим в тебя!!!

Всё начинается с оргпериода

Для первых трех-четырех дней смены придумано название «организационный период». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена.» Ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. Понапрасну люди говорить не будут. Поэтому об oргпериоде мы поговорим отдельно и очень подробно. Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: — как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перемешается за оргпериод.

11 стр., 5237 слов

Вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок»

... следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом. Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, ... Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что ...

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность «выпадения» кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно же, работы должно хватить для всех. После ужина проведи те с ребятами » Огонек знакомств». О нем — отдельно. Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным. Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обмороки успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

 

КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА ДЕТЕЙ

Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них — «визитки», которые вы прикрепили на грудь детям в первый же день. Он и значительно облегчают общение в первые часы. Вы подход и те к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка фразами, «Э, так как тебя…»

Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно активнее включать детей в разнообразную деятельность. Есть и специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом.

Например, «Снежный ком», первый играющий называет свое имя. Второй — повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий — два предыдущих и свое. Последний игрок должен перечислить всех сидящих в кругу.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Подъем. Зарядка. Завтрак.

Главное — запомнить: вожатый должен будить детей, а не наоборот. Необходимо встать до подъема и привести себя в порядок. Дети должны вас видеть бодрыми и жизнерадостными с самого утра. Вы не представляете, насколько настроение детей зависит от вашего. Будить детей нужно спокойно и весело. Но шутки типа: «Рота! Подъем!» — в полный голос здесь неуместны. Потому что дети, конечно. посмеются, но если утро начинается с такой встряски, будьте уверены — нервы через день -два сдадут у многих.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Затем — зарядка. Кто ее будет проводить, физрук вашего лагеря. Но если вы решили взять это в свои руки, постарайтесь сделать так, чтобы зарядка стола не только набором физических упражнений, необходимых для полного просыпания, но и эмоциональной пятиминуткой, которая заряжает положительной энергией и хорошим настроением на целый день.

Затем дети захотят умыться и почистить зубы, это желание стоит поощрить. На уборку палат и приведение себя в порядок 20-30 минут им будет достаточно. Утро должно быть организовано, не надо растягивать его до обеда. После пятиминутной планерки на отрядном месте, где вы скажете детям план на сегодняшний день и ответите на все их в опросы по этому поводу, можно позавтракать и начать день.

Походы в столовую

Соберите отряд, постойте его строем и отправляйтесь в столовую. Во главе с вожатым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом и кричалкой).

Объясните детям, что цивилизованные люди, даже если они очень хотят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стараются принимать пищу не торопясь и с достоинством. Тогда от нее и польза больше, и удовольствие. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии. Если вам понравится у в хода в столовую хором желать всем остальным отрядам и друг другу приятного аппетита, это может стать вашей отрядной традицией.

В столовой дети не кричат и не желают хором приятного аппетита.

Подготовка ко сну. Отбой

Как уже говорилось выше, все отрядные дела нужно заканчивать за полчаса до отбоя. Если вы задержите подготовку ко сну, детям придется бегом умываться, расстилать кровати, заполнять карточки настроения и т.д. На все это у них должно быть достаточно времени. С сигналом на отбой ребята уже лежат в кроватях Установите в отряде правило, после отбоя — один шепот на палату. Не хочешь спать — не спи, но другим не мешай. Конечно, общение после отбоя детям ничто не заменит. Его стоит разрешить, но ограничить во времени. И, конечно же, никаких передвижений.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ

 

Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения.

Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и ‘спасать’ ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу ‘умереть на работе’. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... психолого-педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику ...

Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был ‘всю смену на арене’. Сотрудничайте!

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя ‘воевать’ с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У ‘добреньких’ вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка.

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ

На отряде можно организовать детское самоуправления, что облегчит вашу работу. Лучше выборы самоуправления провести на 4-6 день смены, когда уже выявятся лидеры временного детского коллектива (ВДК).

Нужно чтоб весь отряд одобрил предложенные вами кандидатуры, укажите на наилучшие качества данных ребят. Тем в свою очередь дайте понять, что вы главнее и что за «звездность» они лишатся данной должности. Нужно выбрать старшего советника отряда, который будет ходить на детские планерки и помогать вам во всем. Выберите из отряда советника по чистоте (следит за чистотой в комнатах и выставляет оценки в экран чистоты), ключника (который будет открывать и закрывать комнаты), советника по досугу (главный ваш режиссер, генератор идей).

 

ОГОНЬКИ

Огонек — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

15 стр., 7237 слов

Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП

... воспитания, а так же постараемся выявить влияние стиля семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП и без данной патологии. Результаты нашей работы могут ... -психической адаптации личности. В ходе данного процесса происходит использование приобретенных на предыдущих этапах своего развития и социализации навыков и механизмов поведения или открытие новых способов ...

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) Огонек готовиться ведущими (реже — в конце смены — лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона).

Нужно избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька (символ огонька)

 

Виды огоньков:

Æ Знакомства

Æ Конфликтный

Æ Адаптации

Æ Анализа

Æ Тематический

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета

Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) — 1 т.е. 2-3-4 день Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда — любой

Пакет откровений

1 этап. Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда — любой

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда — высокий.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам — знакам зодиака. Перед высказыванием — краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда-низкий.

Фонарщик

3-4-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь).

Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микро группы. Уровень отряда высокий.

Вариант: Букет цветов. На каждом цветке — вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

 

Памятный день

2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда-любой.

 

ОГОНЬКИ — ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Письмо другу

2 этап (8-11 день).

Участники огонька устно пишут письмо другу, родным. (Принцип дневника).

Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда-любой.

Я не понимаю

3 этап (20-22 день).

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему..?» Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда — средний, высокий.

6 стр., 2701 слов

14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

... выполняют роль своеобразного природного "резервуара", за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций Биохимические факторы отвечают за скорость ... воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками ...

Разговор в темноте

26-27 день. Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде. Уровень отряда средний.

Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день).

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).

По принципу «письмо другу»,но плюс тактильный контакт. Уровень отряда средний, младший.

Разговор с попутчиком

3 этап (20-22 день).

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда любой.

 

Ситуативный (Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).

Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда высокий

Круг молчания — 1

2 этап (10-16 день).

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).

Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания — 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда. Наедине с собой 2-3 этап, ситуативно. Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда средний.

Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда — средний. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

 

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например — огонек о любви и дружбе… Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. Уровень отряда высокий, средний.

 

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода

2 этап (7-8 день).

Ответ на вопрос «Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни. Уровень отряда любой.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно рас­классифицировать по ряду оснований1. Не приводя всех возмож­ных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия |78]. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура ...

 

Цепочка 2 этап

Один участник говорит 2-3фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратко временного проведения. Уровень отряда слабый, средний.

Машина времени

2-3 этап. Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей. Уровень отряда любой.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)

а) 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам).Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда средний, высокий.

 

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция

Конец 3-го этапа. Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда любой.

Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. — «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. Уровень отряда любой.

Расскажи мне о себе

Финальный огонек. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда любой.

 

«Я как в зеркала смотрюсь в людей…»

Финальный огонек. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда — только высокий.

4 стр., 1702 слов

Что делать, если у вас в отряде конфликт?

... вожатые. Он успокоился только после разговора с мамой. В отряде был ребенок (12 лет), которого не уважали. Он постоянно ... по комплекции (маленьким и худеньким). Они постоянно уходили из корпуса, с мероприятий, просто вдвоем гуляли по лагерю. Их приходилось постоянно ... чтобы изменить такую позицию детей? Девочка не была принята отрядом, и сама противопоставляла себя ребятам. Начались пропажи конфет и ...

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К «ОГОНЬКУ»

 

Подготовка к «огоньку» включает в себя три момента:

а/личная подготовка вожатого;

б/подготовка отряда;

в/подготовка ведущего

1.Прежде всего вожатый ставит перед собой вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего «огонька»? Чему научит сегодняшний «огонек» моих ребят?

Следующий этап — «Какова будет основная идея сегодняшнего «огонька»? После этого вожатый спрашивает себя: «Каково мое собственное отношение к данному делу, поступку… Чем я буду аргументировать. Только сформулировав свою собственную позицию, вожатый переходит к разработке чисто технической части «огонька» «Кому я сегодня задам вопросы»? Какие? На кого сегодня буду опираться? и т.п. На «огоньке» вожатый может смело пользоваться дневником или записной книжкой, заглядывая туда, цитируя и т.д. Из опыта известно, что дети всегда правильно это понимают, это создает рабочий настрой, помогает вожатому избежать общих Фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов.

«Огонек» — это акт общения взрослого /вожатого/ и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении «огонька», как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого. Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом.

2.Следующий этап подготовки отряда.

Готовит отряд к «огоньку» вожатый весь день. В течение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь — это новое и интересное — скажи об этом на «огоньке», ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились? Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он /если позволяет ситуация/ отвечает: «Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на «огоньке» или «Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на «огоньке», ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: «А. я, вот об этом скажу сегодня на «огоньке».

3.Подготовка ведущего.

Это один из самых сложных вопросов. Вести «огонек» в младших отрядах должен только вожатый непосредственно. В старших отрядах есть возможность подготовить ведущего-дежурного командира. Однако целый ряд «огоньков», таких как «огонек» знакомства, «огонек прощания должен вести только вожатый в силу. их исключительной сложности.

13 стр., 6132 слов

Тема любви в творчестве И. Бунина

... обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь. -- Любовь? -- А как же иначе это называется?» Бунин, И.А. ... что найденное Буниным еще в шестнадцатом году определение «грамматика любви», - это «поиск в разнообразии частных, уникальных историй некой ... бунинского наблюдения и изучения -- не психологическая, а иррациональная сторона любви, та ее непостижимая сущность (или та непостижимая часть ее ...

Подготовка ведущего заключается в следующем. В течение дня вожатые постоянно обращают внимание ведущего на те моменты, которые нуждаются в обсуждении. Если проходит какое-либо дело /отрядное или дружинное/, то ведущий находится возле вожатого, видит его реакцию, слышит комментарии. Ближе к вечеру вожатый находит несколько свободных минут и уводит в укромное место ведущего. В руках у обоих записные книжки. Подробно обговаривается план проведения «огонька»: какие будут затронуты вопросы, в какой тональности пойдет разговор и т.д. Вожатый напоминает ведущему правила проведения «огонька».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька» может превратиться в действительность лишь при условии системы и традиции в его использовании. «Огонек», как форма отрядной работы, имеет свою специфику, свои отличия от других общих сборов отряда.

1.Эмоциональный настрой «огонька» создается интимной вечерней обстановкой, лирической песней и т.п. На «огоньке» мы не голосуем, общественное мнение выступает здесь в функции «пожелания», «совета.»

2.На «огоньке» обсуждается скорее не результат, а процесс его достижения. Нас интересует отношение к делу и к друг другу. Обсуждение на «огоньке» идет «по горячим следам», когда еще не остыло эмоциональное переживание события, дня, поступка. Одна из проблем «огонька» — соотношение эмоционального и рационального в нем. Думается, что ведущим должно быть рациональное. Коль скоро «огонек» является обсуждением, анализом дня, то его суть — разговор.

Начать или закончить огонек можно легендой или притчей, которая дает эмоциональный настрой или подводит ребенка к завершению огонька.

 

Отрядный уголок – Сердце отряда! Путь каждый ребенок вложит частичку себя в него.

 

№2 Легенды и притчи СОЛ Кульдур

Легенда о Корпусах.

Когда-то, очень давно в наш лагерь заехали дети на самую первую смену из всех смен. Их отдали вожатым, а те расселили их по Корпусам.

Прошло 3 дня. Погода в Кульдуре стояла отличная: светило яркое солнце, шумели деревья, люди радовались и улыбались, глядя на все это. Только дети, почему-то, ходили мрачные и грустные. Что только вожатые с ними не делали: и песни пели у костра, и в игры разные играли, и мероприятия разные придумывали… Но им все никак не удавалось развеселить ребят. И тогда решили вожатые пойти за советом к Владычице кульдурских лесов и рек. Вот уложили они детей на отбое и отправились в лес.

Много километров преодолели они, очень устали, но вот, наконец, вышли на заветную Поляну, где предстала перед ними во всей своей магической красе Владычица кульдурских лесов и рек.

— Знаю, — сказала она, — зачем вы пришли ко мне. И вот что скажу вам: неспроста ваши ребята грустят в лагере, несмотря на веселье и радость вокруг. Все дело в том, что живут они в заколдованных корпусах.

— Как это в «заколдованных»? – удивились вожатые.

— А вот так: живет в этих местах с древних времен Царь подземных вод. Привык он к тишине, да скуке болотной, вот и разозлился, когда узнал, что здесь детский лагерь откроют. Как представил он, что ребятишки целыми днями бегать, смеяться и радоваться будут, поднял вверх свою волшебную руку и сказал:

— Не бывать детской радости и смеху, играм и веселью, песням и улыбкам на моей земле! Слово мое крепко!

И наложил Царь страшное Заклятие тоски и скуки на Корпуса, где жили дети. Вот ваши ребята и ходят мрачные и угрюмые и ничто их не радует.

— Как же нам это Заклятие снять?

— Я вам помогу. Вот 5 волшебных радостных Искорок. Идите в лагерь и спрячьте по одной в каждом Корпусе, где живут дети, тогда Заклятье рассеется.

Поблагодарили вожатые Владычицу, взяли искорки и отправились в лагерь. Только к утру они добрались до него. Все сделали, как Владычица велела. Как только они спрятали волшебные Искорки по Корпусам, они как будто ожили: внутри Корпусов стало что-то происходить!

В 6 Корпусе на лицах всех детей сияла Радость! И все, кто заходил в него становился радостным. Этот Корпус прозвали «Корпус Радости».

В 7-м Корпусе все дети были счастливы. Этот Корпус прозвали «Корпус Счастья».

В 8-м Корпусе все дети дарили друг другу Улыбки. Этот Корпус прозвали «Корпус Добрых Улыбок».

В 10-м Корпусе дети весело смеялись. Этот Корпус прозвали «Корпус Смеха».

А в 9-м Корпусе все дети шумно веселились. Этот Корпус прозвали «Корпусом Веселья».

С тех пор нет в нашем лагере тоски, скуки и мрака, ибо охраняют детей от этого 5 заколдованных Корпусов: Радости, Смеха, Счастья, Добрых Улыбок и Веселья. А вожатые строго хранят тайну спрятанных волшебных Искорок, чтобы никто и ничто не омрачало беззаботный отдых их любимых ребят.

Легенда о Ступеньке любви

В нашем лагере есть несколько необычных лестниц. И у каждой из них есть своя история и название. Но сегодня мы вам расскажем всего про одну ступеньку на одной из этих лестниц, ступеньку — на которую никто старается не наступать, ступеньку Любви.

В совсем недавние времена в 10-м корпусе в 101-м отряде отдыхал мальчишка. Не плохой, не хороший, не угрюмый, не веселый — проще сказать, обычный. Он каждое утро со своими новыми друзьями участвовал в различных мероприятиях, пел песни, занимался спортом. Все бы ничего, да только вот сильно уж он досаждал своей вожатой. То убежит в неизвестном направлении, и вожатой приходилось его долго искать, то напроказничает, а вожатой за его проказы достается, то… Можно многие его “подвиги” перечислять, но суть остается одна — сплошным мучением стал он для своей вожатой, и не в радость уже ей смена, не нравится все… Чего только не делала вожатая: и беседовала, и плакала, и к начальнику лагеря водила… А мальчишка только загадочно и хмуро улыбался и молчал.

Вот, наконец, настал последний день смены. Автобусы уже стояли у корпусов, настала пора прощаться, пришла пора уезжать. Мальчишка сел в автобус, помахал рукой… И как не любила его вожатая, но этот последний взгляд, последний взмах рукой, последние слова… Слезы текут из вожатских глаз. Автобус тронулся и вдруг мальчишка вылез по пояс в окошко и закричал:

“Наталья Павловна, Я ДАРЮ ВАМ ТРЕТЬЮ СТУПЕНЬКУ!”

На что она? Зачем такие странные подарки? Да ладно! Не до того, разбираться на прощание не следует. Счастливо тебе! Удачи!
Автобусы заурчали моторами и уехали. А вожатые пошли в корпуса. И только вечером, поднимаясь по лестнице Счастья, Наталья Павловна увидела надпись на третьей ступеньке сверху:

Я ВАС ЛЮБЛЮ!

Простые слова, но сколько смысла в этой фразе.
И поняла вожатая, что мальчишка просто был влюблен в нее до беспамятства, и все его проказы и проступки — не что иное, как попытка обратить на себя внимание, желание выделиться. Не знал мальчишка, как это можно сделать иначе. Так, с тех пор, и есть у нас такая ступенька: СТУПЕНЬКА ЛЮБВИ.

И странное дело, кто-то каждую весну подновляет надпись, кто-то осенью очищает ее от листьев, а зимой от снега. Кто-то хранит эту память!
А еще, говорят, что если двое влюбленных придут сюда поздним вечером и постоят в тишине вдвоем на этой ступеньке, то их любовь наполнится силой и радостью первой любви. Но только в этом случае можно вставать на эту ступеньку, обойдите ее стороной!

Легенда о Законе поднятой руки

Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость, а никто не хотел быть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки…

И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.

И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: “Люди вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте.”

И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку.

Вот так был рожден закон правой руки, который гласит: “Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука. Установите тишину. Выслушайте меня!”.

Легенда об Огоньке

Давным-давно существовал священный город, жители которого никогда не видели Солнца. Свет им дарила одна огромная свеча. Жители этого города жили мирно и счастливо. Но силам Тьмы это не нравилось, и они решили погасить этот удивительный огонь. Однажды случилось ужасное — волшебный огонь был похищен…

Бог Добра направил воинов вернуть Огонь, что бы снова зажечь свечу. В битве Огонь выпал из рук слуг Тьмы и искры священного Огня рассыпались по всей Вселенной.

Частичка Огня попала и к нам в Кульдур. С тех пор в лагере живет традиция проведения Вечернего огонька. Огонь вечерней свечи несет добро. Он просит нас говорить только правду. Свеча помогает нам дружить и лучше понимать друг друга.

Мы просим вожатых зажечь свои свечи от Священного огня. Сейчас вы отправитесь на ваш первый Вечерний огонек.

Легенда о Закате

С корпуса «Жемчужина» очень хорошо смотреть на вечерний закат. Он очень красивый в “Кульдуре”. О нем так же есть своя легенда, своя история.

Когда-то любили друг друга парень и девушка. Очень любили и так были счастливы, что люди стали завидовать их отношениям. Не смогли они вынести людскую зависть и злобу. Тогда ушли они от людей и в тиши тайги превратились: юноша – в лес, а девушка – в солнце. Раз в сутки они встречаются, и юноша поет своей любимой прекрасные песни, шелестя листвой своих деревьев. А она ласкает его своими руками-лучами. А когда они соединяются вместе, то получается удивительное зрелище – чудной красоты закат.

Вообще в “Кульдуре” много легенд. Не верьте, что камни в “Кульдур” лежат просто так. На каждый камень есть своя легенда.

Легенда о потайной Комнате

Когда-то давно во времена первых смен нашего лагеря в корпусе № 6 была комната под номером 53. В ней никто никогда не жил, поэтому ее закрыли. И вот спустя три недели после ее закрытия, она таинственно исчезла – пропала дверь в стене, оставив после себя только ровную поверхность. Как будто бы этой комнаты никогда и не было!

И вот однажды, в лагере пропал мальчик из старшего отряда. Два дня его искали и не могли нигде найти. На третий он сам пришел в вожатскую и рассказал невероятную историю его приключения:

«В тот день, когда я пропал, я шел в свою комнату в шестом корпусе. И вдруг, проходя мимо стены в коридоре на третьем этаже, я увидел, что в ней появилась новая дверь, на которой был № 53. «Странно…» — подумал я, ведь этой двери никогда здесь не было… Конечно же, я не удержался и открыл ее. И тут произошло удивительное! Как только я переступил порог, я оказался в своей комнате, только не на этой смене. А на моей прошлой смене! Смене, на которой я отдыхал в Кульдуре в прошлом году! Я не помню, сколько пробыл там… Потом я вернулся в эту же комнату и оказался снова здесь.»

После этого случая вожатые обыскали весь 6 корпус, но потайной Комнаты так и не нашли.

С тех пор каждое лето в одну из смен на одном из этажей в 6 корпусе появляется дверь в Потайную Комнату с номером 53, и кто-нибудь из ребят или вожатых исчезает, а спустя несколько дней снова появляется, рассказывая невероятные истории о путешествии во времени.

Будьте внимательны, может быть, в течение нашей смены кому-то из вас однажды посчастливится увидеть эту заветную дверь и окунуться в сказочный мир вашей прошлой смены…

Легенда о КДЦ

Давным-давно жили в Кульдуре на Перекатах сестры — Музы. Жили они очень дружно — пели, танцевали, сочиняли прекрасные поэмы и стихи, а вместе с ними пели и танцевали люди. В театрах шли представления, дома украшали прекрасные произведения искусств… Кругом царили любовь и красота.
Но жила в те времена злая ведьма. Она очень хотела подчинить себе весь мир, чтобы все люди поклонялись ей и только ей. Она ненавидела сестер — Муз, так как те мешали ей подчинить себе всех жителей, всех людей. Была только малая горстка ее поклонников, малая горстка… И вот однажды собрала ведьма воинов — варваров, диких и жестоких, и послала погубить сестер — Муз. Напали варвары черной тучей на жилище сестер и в безумном страхе разлетелись те по всему миру. Покинули род людской песни и танцы, стихи и прекрасные сочинения не ласкали их слух, а прекрасные картины и скульптуры погибли в огне и под топорами варваров. Разрушен был до основания и дом Муз…

Наступили черные времена. Сестры не могли существовать друг без друга, как песня без музыки, как танец без движения… И рады бы они вернуться к людям, да некуда было возвращаться… И обратилась тогда каждая из сестер к своему жрецу с просьбой о новом жилище. Собрали жрецы всех людей и построили они дворец, и дали имя ему “КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР”.

Вернулись Музы к людям, а с ними и любовь, и веселье.
А ведьма, увидев свое поражение, спряталась среди людей — ищет своих сторонников, и все еще лелеет мысль о покорении мира… Каждый месяц появляется она среди жителей “Кульдура” и пытается подчинить себе зрителей, которые собираются в этом зале. Берегитесь ведьмы!!

Легенда о Человеческих Отношениях

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал:

«Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…» Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.»

Не стесняйся показывать друзьям, как ты их любишь. Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так всегда. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами. Ты можешь получить много душевных ран, но это единственный способ прожить свою жизнь. Не суди людей по их близким. Говори медленно, но думай быстро. Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси: «Почему ты хочешь это узнать?»

Помни, что величайшая любовь и величайший успех несут очень большую ответственность. Когда ты проигрываешь и теряешь многое, не потеряй урока. Помни: уважение к себе, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Не позволяй маленькому различию разрушить большую дружбу. Улыбайся, когда говоришь по телефону. Тот, кто тебе звонит, почувствует это по твоему голосу. Читай между строк. Счастья тебе!!!!!!!!!!!!!!

Легенда о Сопке Любви

Если смотреть со стороны 8-этажного корпуса «Жемчужина» в сторону леса, то вы увидите небольшую сопку – Сопку Любви. Не зря она носит такое название.

Жили в Кульдуре двое влюбленных. И как всем влюбленным — им были уготовлены судьбой свои испытания и невзгоды. В девушку влюбился один старый колдун. Чего он только не делал, чтобы завоевать расположение девушки. Как только не угрожал. Но для девушки существовал только ее любимый. Колдун пообещал родителям девушки золотые горы и те согласились на столь неравный брак. И тогда молодые влюбленные решили бежать. Они добежали уже до самого леса, но погоня, организованная колдуном — во главе с ним самим, уже настигала их. Внезапно колдун превратился в дикого медведя, и вот-вот нагонит и разорвет их. Тогда влюбленные обратились к Владычице лесов кульдурских, чтобы она заступилась за них, помогла им…

Владычица смогла остановить дикого медведя, превратив его в камень, но влюбленные столь близко находились в этот момент рядом с колдуном, что превратились в небольшую цветущую сопку. Так с тех пор и замерли они в вечном беге.

У ребят и вожатых нашего лагеря есть поверье – если хочешь, чтобы с тобой пребывало счастье в любви или хочешь, чтобы исполнилось заветное желание о любви, то нужно прийти на Сопку Любви и оставить на одном из деревьев ленточку, загадав желание и попросив влюбленных о помощи. Оно обязательно сбудется! У нас сбывалось!

Легенда о Перекатах

Легенда гласит, что если окунуться в эту ледяную воду три раза подряд, то можно заполучить вечное здоровье

Легенда гласит, что в старину кто-то 99 раз пытался с шестом переплыть этот перекат, но все неудачно, и только в сотый раз его одолел.

Легенда о санатории «Кульдур»

Давным-давно, кочевавшие по отрогам Малого Хингана тунгусы-охотники заметили, что район бивших из-под земли горячих источников славен богатой добычей. Причем у оленей, убитых на этой земле, часто обнаруживались… чужие стрелы в заживших или заживающих ранах. Это навело кочевников на мысль, что животные приходят к воде в поисках исцеления.

И действительно – вода, находящаяся в минеральных источниках и реках Кульдурской земли оказалась удивительно целебной! Тунгусы много веков ревностно оберегали это место, почитая его как священное. Выдавать его расположение запрещалось под страхом смерти. Однако подвела древних кочевников, как всегда, доброта.

Один тунгус из жалости к своему товарищу по охоте, больному русскому казаку, показал ему тайное место. И хотя к источнику страждущего вели с завязанными глазами, он все же умудрился запомнить дорогу. Таким образом, путь к кульдурской целебной воде стал известен русским переселенцам.

А через много лет на карте Дальнего Востока появилась здравница, где тысячи людей со всего света могли получать необходимое лечение. В период Великой Отечественной войны на базе санатория Кульдур был создан мощный тыловой госпиталь, где раненые проходили курс реабилитации и возвращались в строй.

А спустя еще годы – открыт детский лагерь, где в течение всего года для детей открыт мир сказок, легенд и удивительного оздоровления!

Легенда о Минеральной воде

В далекие времена на широкой долине в лесах Хингана жила и хорошела всегда горячая девушка-река по имени Кульдур. Особо пригожей была она в лучах заходящего солнца, которое высвечивало ее пышный зеленый наряд.

И приглянулась она Царю подземных вод, в груди которого все еще клокотали могучие силы, а сердце горело огнем. Страстно он полюбил Кульдур. Но еще больше полюбило ее ясноглазое Небо. И ответила Кульдур Небу взаимностью, а Царю дала отворот-поворот.

Когда Царь подземных вод узнал про это, сопки сотряслись от его гнева. А вскоре случилось самое страшное: Царь решил напасть на своего соперника и раз и навсегда затянуть его ясный небосвод темной тиной, чтобы Кульдур никогда не видела своего возлюбленного.

Но отважное Небо настигло Царя первым: три золотых молнии проникли в самое сердце водяного Царя и испарило его навсегда. В порыве последнего гнева Царь вонзил свой меч в грудь неверной Кульдур…

С тех пор каждое утро с первыми лучами солнца тянется к горячей Кульдур ясноглазое Небо и лишь изредка затягивает его темными тучами – остатками гнева Царя подводных вод. Но любовь сильна. До наших дней из глубокой раны Кульдур течет прозрачный, горячий поток целебных вод, приносящий людям здоровье, счастье и любовь…

Легенда о Волшебных Камнях

Когда-то на месте, где сейчас стоит наш лагерь, был Вулкан. Он много лет спал, но однажды его горячее нутро взорвалось разноцветной огненной лавой. Три дня и три ночи бушевал страшный Вулкан. А на четвертый – на последнем издыхании изверг он на поверхность два удивительно больших белых камня, после чего, сразу же из-за пепельных туч выглянуло солнце, и Вулкан уснул. В течение недели местные жители наблюдали, как светились удивительным сиянием два больших белых камня. Однажды, люди осмелились подойти к ним. Как только они это сделали и коснулись руками необыкновенных камней, сразу же почувствовали себя самыми счастливыми на свете!

С тех пор два белых камня, которые стоят возле 10-го корпуса, дарят всем, кто к ним прикоснется с просьбой о счастливой любви, счастливой жизни, счастливых моментах – исполнение их просьб. Только попросить надо очень искренне и от чистого сердца. А еще эти камни некоторым людям дарят исцеление от боли, любой боли и тоски. Если вы хотите, чтобы ваша просьба была выполнена – придите к большим белым камням возле 10 корпуса перед огоньком, положите руку на них, закройте глаза и попросите от всей души! Просьба обязательно выполнится! Камни еще никогда не подводили!

 

Эти легенды рассказывайте детям на экскурсии и прогулке по территории лагеря!

 

 

Удачной смены!!!