Воспитание чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Курсовая работа

Воспитание чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания чувства ритма дошкольников

1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

1.2 Особенности работы по воспитанию чувства метроритма у детей дошкольного возраста

1.3 Методические аспекты педагогической работы по ритмическому развитию детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Цель: определить методы по развитию чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях

Задачи:

1. Выявить этапы/приёмы формирования ритмических навыков у дошкольников.

2. Осветить особенности работы по воспитанию чувства ритма руководителя музыкальной группы.

3. Разработать методическую рекомендацию по формированию ритмических навыков у дошкольников.

4. Провести педагогический эксперимент.

5. Обобщить результаты исследования.

Актуальность:

Несмотря на то, что много педагогов на протяжение много лет занимается проблемой отсутствия или слабого развития у детей чувства ритма, проблема не исчезла и требует новых решений и методик. Потому что развитое чувство ритма помогает детям достичь новых уровней развития во многих областях: музыкальной, хореографической, творческой, аналитической, логической.

Объект исследования: музыкальные занятия в ДОУ.

Предмет исследования: процесс развития чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Обобщение результатов.

Гипотеза исследования: развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ будет проходить эффективнее, если;

— будут использоваться специальные упражнения

— работа на развитие чувства ритма будет проводиться систематически

-будут проводиться систематические мониторинги ритмического развития детей

3 стр., 1454 слов

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ...

... развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Предмет: Музыкально - дидактические игры как средство развития чувства ритма у старших дошкольников. Цель исследования: Теоретически обосновать и подтвердить эффективность использования музыкально - дидактических игр в развитии чувства ритма у дошкольников. ...

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания чувства ритма дошкольников

1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство влияет на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (формирует его вкусы и предпочтения).

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологический состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка — это величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь свет в сердце человека, вселить в него бодрость, энергию! Но так же, она может привести в состояние тоски, светлой грусти или лирического настроения.

Музыка — по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию нужно вести систематически, умело пропагандировать музыку, что музыкально-эстетическое воспитание должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги, чтобы воспитать гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это — фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей, физически совершенных, духовно богатых и морально устойчивых, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Любовь и интерес к музыке, вызванный в детстве, оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, перевоспитывать которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Можно сделать вывод о том, насколько важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания является следующее:

10 стр., 4560 слов

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

... посвященную проведенному психологическому исследованию. Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения. Для ... и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, ...

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать музыкальные способности и общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, ведь именно в этом возрасте происходит формирование:

— эстетического чувства (ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный культурный опыт поколения);

— развитие умственных способностей (происходит обогащение словарного запаса образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные музыкой);

— физического развития (развивается координация движения, происходит разработка голосовых связок, формирование правильного дыхания, красивой осанки).

Немаловажной задачей дошкольного музыкального развития является предоставление каждому ребенку максимальной возможности реализовать свои музыкальные желания в той или иной области музыкального искусства.

Под понятием «Музыкальные способности» Борис Михайлович Теплов выделяет три основные способности, составляющие ядро музыкальности:

-ладовое чувство (т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки);

-чувство ритма (т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех трех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку);

12 стр., 5810 слов

Анализ парциальных программ музыкального развития

... освещаются следующие вопросы: общая характеристика музыкального воспитания; определение задач и содержания музыкального воспитания; виды музыкальной деятельности; развитие музыкальности у ребенка; формы организации музыкальной деятельности детей; музыкальные занятия; самостоятельная музыкальная деятельность детей; музыка в повседневной ...

-музыкально-слуховое представление (эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют «внутренним слухом» Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения).

Наталья Алексеевна Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Чувство ритма является также основой.

Музыкально-эстетическое воспитание неразрывно связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребёнка. Поэтому педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии должны найти правильные соотношения всей массы воспитательных воздействий эффективных в тои или ином возрасте ребёнка. Н. А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей».

При организации музыкальной деятельности детей в пении, слушании музыки и музыкально-ритмических движениях важно найти их первоначальные формы. При этом надо опираться на знание особенностей психических процессов дошкольников, возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствием способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).

Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

музыкальный ритмический воспитание дошкольный

Теплов чётко определил свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей. Он опирался на работы физиолога И. П. Павлова, и подчёркивал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально - творческих способностей, рассматриваются основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. ...

Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. «В субъективном плане человек может развивать способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность».

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности -прижизненное, а не врожденное образование.

Способности — это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории, — писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства».

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

13 стр., 6292 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки ...

... музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество) [1]. Целесообразно рассматривать конкретные (слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация, сочинение музыки детьми) и обобщенные виды музыкальной деятельности (исполнение музыки, музыкально ...

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей.

Очень важно, чтобы в ребёнка вложили музыкальную воспитанность и обученность.

Музыкальная воспитанность — это эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественное произведение народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, сформированность музыкальных интересов и вкусов.

Музыкальная обученность проявляется в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в опыте эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой деятельности.

Д.Б. Кабалевский видит возможность формирования музыкальной культуры учащихся через следующие целевые установки:

-воспитательная направленность, способствующая развитию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетических вкусов, музыкально-творческих способностей;

-опора на мировое музыкальное наследие;

-вера в преобразующую силу музыки, которая воздействует на личность учащегося;

-развитие музыкального мышления в процессе слушания, исполнения и сочинение музыки.

1.2 Особенности работы по воспитанию чувства метроритма у детей дошкольного возраста

«Музыкальное воспитание — это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушателям. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребёнка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

3 стр., 1056 слов

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами классической ...

... музыкально-развивающих программ и шедевры классической музыки, определяя интонационное различие между ними. Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы помогут всем, кто занимается музыкальным воспитанием и развитием детей ... свойством личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и вообра-жением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно ...

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.

Только устремлённость к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание, как на процесс глубоко важный и нужный для детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего необходимо развивать как раз всё то, что не поддаётся включению в программу» (Л. Кулаковский).

Дошкольный период — это период накопления музыкальных впечатлений, период интенсивного развития музыкального восприятия.

Формирование чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных.

Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении:

в пении (когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни),

в ритмике (где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении),

а также в игре на детских музыкальных инструментах (здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других ребят, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку).

Вопросом развития чувства ритма в дошкольном возрасте занимались известные музыковеды: Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин.

Б.М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что движения как таковые ещё не образуют музыкально-ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке — носитель определённого эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его».

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы — от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных и спокойных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

20 стр., 9745 слов

Методы обучения детей Правилам дорожного движения в школе

... материальный ущерб [14]. Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков отнесено к приоритетным задачам социально-экономического развития ... Стандартный подход в обучении дорожной безопасности к детям разных возрастов является распространенной ошибкой [32]. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной ...

Заниматься с детьми следует систематически, регулярно, постоянно обращая внимание на их развитие. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, это обусловлено тем, что темп развития детей индивидуален. Как уже выше было сказано, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность, поэтому занятия с дошкольниками проходят в игровой форме.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребёнка, развиваются музыкальный слух, память, внимание. Воспитываются морально-волевые качества: ловкость, точность, быстрота, целеустремлённость. Появляются такие качества движения, как мягкость, пружинность, энергичность, пластичность, улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладениями ими.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки и умения отразить их в движении, умении двигаться, в соответствии с их характером. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения ребёнок одновременно воспринимает и звуковысотное движение. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, соответственно реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии с началом и окончании музыки, воспроизводит в движение несложный ритмический рисунок.

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребёнок развивается эстетически, приучается видеть и создавать красивое.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребёнка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребёнка заключается в том, что они:

1) обогащают эмоциональную сферу детей и развивают музыкальные способности;

2) развивают познавательные способности, обогащают и закрепляют словарь детей;

3) воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и ... характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ...

4) способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребёнка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет их сущность. Движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

1) характеру музыки;

2) средствам музыкальной выразительности;

3) форме музыкального произведения.

1.3 Методические аспекты педагогической работы по ритмическому развитию детей дошкольного возраста

В процессе музыкально-ритмического движения осуществляются общие задачи музыкального воспитания. Но кроме того, музыкально-ритмические движения имеют и следующие специальные задачи:

1) развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства, музыкально-ритмических движений;

2) обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных временных ориентировок;

3) обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

4) развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок, упражнений являются:

1) основные движения — ходьба, бег, подскоки, прыжки;

2) гимнастические движения, которые часто даются с предметами (мячи, ленты, обручи, флаги);

3) танцевальные движения;

4) имитационные движения, которые представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, видов транспорта и т.д. Все эти движения передаются детьми по-разному и составляют полезный материал для развития воображения и творческой активности. В них обнаруживаются детские наблюдения из окружающей жизни, выявляется запас представлений и знаний.

Виды музыкально-ритмической деятельности детей являются: игры, пляски, упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра — это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет деятельность, работа, служба. Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Играя, ребёнок упражняется в движениях, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребёнка.

Вся деятельность ребёнка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции. Это обострённое музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различием и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре требует определения характера музыки, темпа, различения динамики, фраз и частей музыкального произведения.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальных игр обеспечивается также тем, что игру, как самую близкую форму деятельности легко объяснить им. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

Следующим видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребёнка, вырабатывают чёткие, красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

Кроме музыкальных игр и плясок а музыкальных занятиях с детьми определённое место занимают упражнения. Их можно определить как многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Заключение

Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путём соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движения детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остаётся скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Всё это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

1) быть высокоидейными, способствовать развитию коллективных переживаний и гуманных чувств;

2) быть высокохудожественными;

3) эмоционально-насыщенными;

4) содержательными и занимательными по сюжету;

5) мелодичными;

6) простыми по форме и доступными по содержанию;

7) правдивыми в передаче чувств и настроений.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствует и методы его преподнесения детям. Мало только уделить внимание технически точному исполнения произведения. Надо подчинить технику сознательно-выразительному исполнению для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла, значения, выразительности музыкальных явлений или заданий. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, то есть образования музыкальных представлений на основе восприятия музыки, на основе конкретных музыкальных образов. И, конечно, все приобретённые детьми знания должны найти себе применение в конкретной практической посильной музыкальной деятельности.

Список литературы:

1) А.И. Зимина «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Шуя, 2010 г.

2) С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение», Москва, 2012 г.

3) Л.Н. Комиссаров, Э.П. Костин «Наглядные средства в музыкальном воспитании дощкольников», Москва, 1986 г.

4) Е.Б. Ебладова, Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова «Дополнительное образование детей», Москва, 2014 г.

5) О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Д. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников», Москва, 2008 г.

Размещено на