Лекция 43. Понятие воли в психологии.
Уровни регуляции поведения. Непроизвольная регуляция. Произвольная регуляция. Определение воли. Простой и сложный волевой акт. Общие характеристики воли. Наиболее существенные признаки волевого акта. Развитие волевой регуляции. Волевые свойства личности.
Методические рекомендации к изучению темы:
Для решения проблемы воли важно ответить на два вопроса – «Что или кто является источником психической активности человека» и «Как воля соотносится с другими психическими процессами».
По первому вопросу в истории психологии встречаются различные токи зрения.
Высказывалось мнение, что воля человека есть проявление напряженной духовной субстанции (первоначально об этом писал Р.Декарт), в дальнейшем эти идеи развивали теологические концепции. Воля также рассматривалась как проявление внутренних сил человека (Б.Спиноза, Г.Гоббс), что согласуется с принципом самоорганизации. В. Вундт выводил волю из аффектов, другие авторы выводят волю из потребностей и мотивов или связывают ее с личностью в целом, а потребностям отводят лишь роль инициатора импульсивного поведения.
По второму вопросу также много мнений. Традиционно волю рассматривают в триединстве с познавательными и эмоциональными свойствами: «познание — чувство-воля». В последнее время высказывается мнение что воля – это более сложное явление — это способность личности к управлению своими мотивами-целями, состояниями, действиями, мыслями, она является их производной. В ряде случаев воля противопоставляется сознанию – с помощью сознания человек постигает явления объективной действительности, с помощью воли – освобождается от плена актуальной потребности. В.И.Селиванов считает, что воля должна соотноситься со всем сознанием в целом, а не его отдельными частями.
В ХХ веке в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий. За рубежом в 1930-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем интерес резко снизился. В учебниках по психологии даже отсутствовала глава, посвященная воле. Сейчас происходит возрождение исследований воли.
Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии – найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.
Психология мотивации человека 2
... Отставание в исследовании мотивационной сферы человека, объясняется также и следующим: придавая большое ... воли и установлены некоторые интересные психологические факты и конкретные закономерности. Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека. ...
Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности – это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии.
При изучении темы необходимо разобраться в том, чем произвольная регуляция поведения отличается от волевой регуляции. Следует обратить внимание на то, в чем состоит проблема воли в психологии.
Уровни регуляции поведения
Непроизвольная регуляция:
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.).
Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева) . К этому уровню регуляции относятся:
Ø допсихические непроизвольные реакции;
Ø образная регуляция (сенсорная и перцептивная).
Произвольная регуляция
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. К этому уровню регуляции относятся:
Ø речемыслительный уровень регулирования;
Ø волевое регулирование.
Как регулятор психической деятельности и поведения воля выполняет 2 основные функции:
* побудительную;
* тормозную.
Традиционная трактовка воли | Современная трактовка воли |
воля трактуется как процесс реализации детерминирующей тенденции, как преодоление препятствий | осуществляется системный подход к анализу воли , подчеркивается его функциональный характер |
понятие воли связывалось, прежде всего, с волевым актом | введено более общее понятие — «произвольное управление». Волевая регуляция и произвольное управление – понятия не тождественные, они соотносятся как целое и часть. Управление – это осуществление воздействий по достижению заранее поставленной цели. Термину управление соответствует термин — произвольная регуляция Регулирование – это механизм стабилизации системы в случае отклонения. Термину управление соответствует термин воля. |
Определение воли
Воля – способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации поведения, она присуща только человеку. Воля заключается в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение.
Значимость целей определяется учетом социальных факторов, а интенсивность и длительность прилагаемых усилий зависят от трудности осуществления целей.
Воля как высший уровень произвольной регуляции деятельности обеспечивает преодоление трудностей при достижении цели. Наличие препятствий и преград необходимое условие волевой регуляции. Необходимость волевой регуляции детерминирована:
Ø трудными ситуациями «внешнего мира»
Ø сложностью противоречивого внутреннего мира человека.
Это приводит к тому, что преграды бывают:
Ø внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей);
Ø внутренние (отношения, установки, болезненные состояния, усталость).
Отражаясь в сознании, они требуют определенного волевого усилия, для создания необходимого тонуса.
Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально – нравственной и общесоциальной ценности.
И. М. Сеченов писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Простой и сложный волевой акт
Волевые акты бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
В сложных формах возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать.
Общие характеристики воли
Пространственная характеристика заключается в направленности волевого действия человека на себя или на других. Человек сам заставляет себя совершать определенные действия и воздерживаться от них. Отдельные люди подчиняют своей воле других людей и воздействуют на них – тогда воля направляется во вне. Однако это могут делать только лидеры, которые отличаются высокой самоорганизацией. Только научившись преодолевать себя, человек может приобрести способность преодолевать других.
Временная характеристика – заключается в процессуальности – наличии этапов протекания волевого акта. Любой волевой акт может быть описан в категориях длительности и последовательности как волевой процесс. Традиционно описывают следующие этапы:
Номер этапа | Этапы сложного волевого действия |
осознание цели и стремление достичь ее; | |
осознание ряда возможностей достижения цели; | |
появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; | |
борьба мотивов и выбор; | |
принятие одной из возможностей в качестве решения; | |
осуществление принятого решения; | |
преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы. |
Стадии волевого процесса анализировались многие исследователи, среди них: Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли. Схемы, которые предлагают данные исследователи, похожи.
Стадии волевого процесса С. Л. Рубинштейн описал в статье «Протекание волевого процесса». Автор говорит о том, что волевое действие может реализоваться в более простых и в более сложных формах.
Четыре стадии волевого процесса по С.Л.Рубинштейну
Первая фаза: актуализация побуждения и постановка цели. С.Л.Рубинштейн указывал на то, что волевое действие связано с потребностями, но непосредственно из них не вытекает. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результатов как целей.
Вторая фаза: обсуждение и борьба мотивов. Для того, чтобы учесть последствия реализации своего желания, человек включает интеллектуальный процесс. Волевой акт превращается в действие, опосредованное мыслью. Импульсивность или задержка действия, по причине борьбы мотивов существенна для волевого акта. Однако борьба мотивов, по С.Л. Рубинштейну, не является его центральной частью, «его душой».
Третья фаза: принятие решения. Прежде чем действовать, человек принимает решение. Он чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, как полное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В последнем случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Но это не обязательно является признаком сильного волевого акта. Принять решение – еще не значит выполнить его.
Четвертая фаза: исполнение. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.
Основными частями всякого волевого акта С. Л. Рубинштейн считает его начальную и завершающую стадии – ясное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. «Основа любого действия – целеустремленная, сознательная действенность», — пишет исследователь. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект, — пишет исследователь, — выступает в них под контролем интеллекта.
Теория «Контроля за действием» Ю.Куль
Ю. Куль отказался от понятия «воля» («Wille») в традиционном смысле и заменил его понятием «контроль за действием». Это понятие передается также термином «Volition». Понятие «контроль за действием» более широкое и описывает не только волевую регуляцию при подавлении конкурирующих тенденций действия, но и всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.
Ю. Куль исследует волевую сферу как систему, состоящую из совокупности подсистем. Реализация ее функций возможна лишь при гибком и согласованном взаимодействии подсистем, обеспечивающих удержание намерений достижения цели в активном состоянии в благоприятных ситуациях и прекращение целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях.
Он описывает следующие подсистемы:
1. Мотивационный контроль направлен на укрепление основной мотивационной тенденции, лежащей в основе намерения. В поле внимания субъекта удерживаются позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.
2. Контроль внимания обеспечивает направленность внимания на информацию, относящуюся к реализации намерения. Это важно, когда возможна «потеря из виду» целевого объекта.
3. Перцептивный контроль. Перцептивная система более чувствительна к информации, связанной с намерением и блокирует мешающую информацию. Ее работа приводит к тому, что требуется меньше затрат времени на обработку нужной информации и она быстрее получает доступ к системам регуляции действия.
4. Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения. Если эмоциональный фон затрудняет достижение цели, то система контроля действия стремится его изменить.
5. Контроль неудач. Неудачи выступают в качестве эффективной обратной связи при реализации намерений. Информация о возможных неудачах либо приводит к мобилизации дополнительных усилий, либо к разочарованию и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.
6. Контроль кодирования и оперативная память. Информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной стратегии (экономия усилий и затрат времени) . Тем самым открывается наиболее короткий путь к инициированию действия, связанного с намерением. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением.
7. Поведенческий контроль. Этот механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.
Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции:
Ø о самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли.
Ø О саморегуляции. Это тип волевой регуляции, он проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При этом система действует так, что по «постоянный контроль «Я» не нужен.
Интенсивностная характеристика. Энергетическим параметром воли является волевое усилие. Преодолевая любое препятствие, человек затрачивает энергию. Субъективно это переживается как напряжение (с оттенком неудовольствия – что отмечается в самоотчетах испытуемых) Волевое усилие проявляется внешне, как мышечное напряжение и вегетативные реакции (которые можно регистрировать специальными приборами).
Природа волевого усилия еще не раскрыта. Но наиболее отчетливо волевые усилия проявляются при физическом напряжении.
Н. Н. Ланге указывал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия:
• изменение дыхания;
• идеомоторное напряжение;
• внутренняя речь.
Таким образом, можно предположить, что одним из механизмов усиления побуждения является мышечное напряжение. Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действия. Напряжение дыхательных мышц также приводит к усилению проприоцептивной импульсации в коре головного мозга. Усилия могут быть физическими и интеллектуальными, мобилизующими и организующими.
Наиболее существенные признаки волевого акта:
§ Рефлексиясобственных потребностей, влечений, мотивов (их осознание и оценка).
В моменты «преодоления себя», с точки зрения В. И. Селиванова, сознание человека на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. Первый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности. Второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.
§ Приложение усилий, принятие решений и их реализация. Волевое решение принимается в условиях борьбы мотивов, конкуренции разнонаправленных влечений.
§ Наличие и реализация продуманного плана осуществления действий. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
§ Волевое усилие. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».
§ Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. человек преодолевает не столько обстоятельства, сколько самого себя.
Развитие волевой регуляции
Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности, и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции – изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:
ü переоценкой значимости мотива;
ü привлечением дополнительных мотивов;
ü предвидением и переживанием последствий действия;
ü актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации и др.
Развитие волевой регуляции, прежде всего, связано с формированием:
q богатой мотивационно – смысловой сферы;
q стойкого мировоззрения и убеждений;
q способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.
Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.
Воля иррациональная – по Э. Фромму – иррациональные страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы.
Воля рациональная – по Э. Фромму – целеустремленное, реалистическое, дисциплинированное поведение и энергичные усилия, направленные на достижение рациональной цели.
В настоящее время предпринимаются попытки создания целостного учения о воле. Сделать это возможно, лишь находясь в рамках «активной» концепции человеческого поведения, то есть, признавая способность человека к сознательному выбору определенных форм поведения. Большой вклад в создание учения о воле могут внести концепции Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина.
Волевая регуляция есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.
Волевые свойства личности
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется),
2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию. В учебниках по-разному определяется сущность волевых качеств.
В одних говорится, что это проявление воли, в других – что это способность человека, в третьих, что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества – это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.
По мнению Е. П. Ильина, различное понимание сущности волевых качеств, связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Он любое качество, в том числе и волевое, рассматривает как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы).
В качестве приобретенного в онтогенезе компонента – опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении.
Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности. Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, в других – расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая степень терпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки – нейродинамические особенности. На них накладывается второй слой – волевое усилие, которое инициируется образующими третий слой социальными, личностными факторами – мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами человека (моральными компонентами воли, о которых говорил И. М. Сеченов).
И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.
Характеризуя волевые качества, В. И. Селиванов говорит о присущих им общих свойствах: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевогокачества определяется им через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным. Закрепившиеся волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими, как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство. Сверх того, эти качества своеобразны в зависимости от характера дел, где они проявляются.
Дополнительная литература:
1. Ильин Е.П.Психология воли. Спб ,2009
Глоссарий:
Воля– способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации поведения, она присуща только человеку. Воля заключается в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение.
Волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально – нравственной и общесоциальной ценности.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Практическое задание.
Проведите эксперимент, предложенный У.Джеймсом. Возьмите спичечный коробок. Поставьте будильник на 15 мину. Откройте коробок, вынимайте по одной спичке, закройте его, затем снова откройте и сложите по одной спичке все в коробок, закройте коробок . Затем все это повторяйте , пока будильник не прозвенит. Отмечайте все мысли и чувства, возникающие в этом упражнении. Опишите результаты самонаблюдения, свои, мысли чувства, свои действия. Отправьте материалы на форум. На что был направлен эксперимент У.Джеймса?