ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине «Теория менеджмента»

для студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 080200 – Менеджмент

 

 

Иваново – 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия»

(ИГТА)

Кафедра менеджмента

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине «Теория менеджмента»

для студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 080200 – Менеджмент

 

 

Иваново 2012

В данных методических указаниях приводятся рекомендации студентам по изучению дисциплины «Теория менеджмента»: цель курса и его тематический план, место «Теории менеджмента» среди других дисциплин, примерные темы лабораторных занятий, контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также рекомендуемый библиографический список. Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения.

 

Составитель канд. экон. наук., доц. М.В. Медведева

 

 

Научный редактор канд. экон. наук., доц. О.Н. Фролова

Редактор И.Н. Худякова

Корректор К.А. Торопова

 

 

Подписано в печать ХХ.ХХ.2012. Формат 1/16 60 х 84. Бумага писчая. Плоская печать. Усл. печ. л. 2 Уч.-изд. л. 1,07 Тираж 50 экз. Заказ №  

 

Редакционно-издательский отдел

Ивановской государственной текстильной академии

Копировально-множительное бюро

153000 г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 21

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1. Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов до и после

изучения дисциплины 6

2. Тематический план лекций и лабораторных работ 9

3. Методика проведения рейтинг-контроля по дисциплине 11

4. Методика проведения рейтинг-контроля выполнения курсовой работы (курсового проекта) 12

Рекомендуемый список литературы 13

Приложение А 17

Приложение Б 24

Приложение В 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В двадцатом веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установления связей между причиной и следствием, выявления факторов и усилий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.

На практике конкурентоспособность организации во многом определяется профессионализмом руководителей и специалистов. Знания в области менеджмента позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию организаций.

Дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» относится к базовой части профессионального цикла ОПД ФГОС ВПО.

Целями освоения дисциплины являются изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления организациями в современных условиях хозяйствования, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления управленческой деятельности.

В ходе обучения предполагается чтение лекций и проведение лабораторных работ, формами выходного контроля знаний студентов являются зачет и экзамен, одной из форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы (курсового проекта), причем студенты заочной формы обучения обычно защищают еще и две контрольные работы (по одной в семестр).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теории менеджмента» предусматривает изучение теоретико-методологических и практических основ управления организациями в современных условиях, возможные направления повышения эффективности их функционирования.

Как учебная дисциплина «Теория менеджмента» связана со следующими дисциплинами ООП подготовки бакалавра: «Институциональная экономика», «Психология», «Социология», «Стратегический менеджмент», а также с выполнением выпускной квалификационной работы.

До освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; основные психологические законы и понятия; основные категории системного подхода.

Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин в управленческой деятельности.

Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, социально-психологическими, управленческими методами, а также нормативно- правовой базой профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

1. общекультурные:

— владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).

 

2. профессиональные (организационно-управленческая деятельность):

— знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

— способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

— готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

— способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

— способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

— владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

— способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

— способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

— готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).

— способен планировать операционную (производственную) деятельность организации (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; основные бизнес-процессы в организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; виды управленческих решений и методы их принятия; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; типы организационной культуры и методы ее формирования; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.

Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.

Владеть: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивация и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; навыками деловых коммуникаций; методами планирования карьеры.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Студентам необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы дисциплины (см. Приложение А) для того, чтобы понять круг вопросов, которые предстоит освоить, определить место и значимость рассматриваемых материалов в общей структуре дисциплины.

Программа «Теории менеджмента» охватывает изучение теории организации и организационного поведения, основных направлений менеджмента в организации, этапов его развития, элементов процесса управления и функций менеджмента; организационных процессов, в том числе стилей руководства и организации труда менеджеров, технику принятия управленческих решений, также большое внимание уделяется изучению как истории управленческой мысли, так и современного отечественного и международного опыта управления.

Проведение лабораторных работ возможно по следующим темам:

1. Система управления, ее элементы и основные свойства.

2. Особенности применения различных средств и методов управления

3. Определение жизненного цикла организации

4. Оценка внешней и внутренней среды организации

5. Формирование, поддержание и изменение оргкультуры

6. Процесс управления организационными изменениями

7. Самоменеджмент и процесс управления карьерой

8. Направления повышения эффективности групповой и командной работы

9. Власть и лидерство в системе менеджмента.

10. Анализ ситуационных факторов при выборе стиля руководства

11. Роль управления конфликтами и стрессами в деятельности менеджера

12. Построение дерева целей организации

13. Повышение эффективности планирования

14. Построение организационной структуры

15. Преодоление барьеров делегирования полномочий

16. Критика основных теорий мотивации

17. Повышение эффективности контроля в организации

18. Определение эффективности управления организацией

19. Деловое общение и способы повышения его эффективности

20. Направления повышения эффективности принятия и реализации управленческих решений.

21. Значение координации деятельности как организационного процесса

22. Основные этапы развития теории и практики менеджмента.

23. Особенности менеджмента в современной России

Кроме лекций и лабораторных работ студенты в ходе самостоятельной работы занимаются написанием курсовой работы (курсового проекта) – см. «Методические указания по написанию курсовых работ (проектов) по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент» и контрольных работ (см. «Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент».

После изучения курса согласно учебному плану студенты сдают зачет (примерные вопросы см. в Приложении Б) и экзамен (примерные вопросы см. в Приложении В).

Тема 26. Контроль как функция управления

Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля. Поведенческие аспекты контроля. Сопротивление контролю и способы его преодоления. Повышение эффективности контроля в организации. (Формируемые компетенции: ПК- 3).

Тема 27. Оценка эффективности управления

Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации, в том числе управление изменениями. (Формируемые компетенции: ПК- 3).

 

Приложение Б

 

Примерные вопросы к зачету

1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления

2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.

4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).

5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции

6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении

7. Школа научного управления: представители и основные положения

8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения

9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы

10. Школа человеческих отношений: представители и их теории

11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения

12. Школа социальных систем: представители и основные положения

13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения

14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера

15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»

16. Теория «Z» Уильяма Оучи

17. Инновационные и информационные теории управления.

18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).

19. История развития теории и практики управления в СССР и России

20. Принципы современного менеджмента.

21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке

22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.

23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.

24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.

25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития

26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.

27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.

28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)

29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)

30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям

31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)

32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни

33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.

34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.

35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.

36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.

37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика

38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.

39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.

40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).

41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)

42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)

43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.

44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).

45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.

46. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.

Приложение В

Примерные вопросы к экзамену

 

1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления

2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.

4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).

5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции

6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении

7. Школа научного управления: представители и основные положения

8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения теории

9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы

10. Школа человеческих отношений: представители и их теории

11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения теории

12. Школа социальных систем: представители и основные положения теории

13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения

14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера

15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»

16. Теория «Z» Уильяма Оучи

17. Инновационные и информационные теории управления.

18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).

19. История развития теории и практики управления в СССР и России

20. Принципы современного менеджмента.

21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке

22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.

23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.

24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.

25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития

26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.

27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.

28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)

29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)

30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям

31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)

32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни

33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.

34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.

35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.

36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.

37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика

38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.

39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.

40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).

41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)

42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)

43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.

44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).

45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.

46. Роль коммуникаций в менеджменте. Виды, формы и средства коммуникаций.

47. Коммуникационный процесс, его основные элементы.

48. Коммуникационные барьеры, их виды. Повышение эффективности коммуникаций.

49. Основные формы делового общения (деловая беседа, совещания, переговоры): подготовка, организация и проведение.

50. Управленческие решения: понятие и требования, предъявляемые к ним. Классификация управленческих решений.

51. Процесс и методы принятия решения, организация его выполнения.

52. Сущность и содержание координации деятельности, способы ее осуществления.

53. Понятие функций менеджмента, принципы их систематизации. Общие и конкретные (специфические) функции, их взаимосвязь в системе менеджмента.

54. Миссия организации, ее назначение, основные элементы и этапы формирования.

55. Роль целей в технологии менеджмента. Свойства и виды целей организации. Этапы управления по целям, его преимущества и недостатки.

56. Планирование: сущность, основные принципы. Виды планов и их особенности.

57. Методы планирования. Этапы процесса планирования и порядок разработки планов.

58. Направления повышения эффективности планирования.

59. Стратегическое управление организацией. Понятие и виды стратегий фирмы

60. Этапы формирования стратегии организации и методы ее выработки.

61. Организационные структуры: сущность и принципы построения. Структуры управления на разных стадиях развития организации.

62. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (механистические и органические): сферы применения, преимущества и недостатки

63. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционные (линейные, линейно-штабные, линейно-функциональные): сферы применения, преимущества и недостатки

64. Типы организаций по взаимодействию подразделений: дивизиональные (продуктовая, потребительская, региональная): сферы применения, преимущества и недостатки

65. Типы организаций по взаимодействию подразделений: проектные и матричные. Сферы их применения, преимущества и недостатки

66. Новое в типах организаций (эдхократическая, многомерная, партисипативная и др.).

67. Делегирование задач, ответственности и полномочий. Концепции делегирования. Типы полномочий.

68. Барьеры эффективному делегированию и методы их преодоления.

69. Мотивация деятельности: понятие, значение. Мотивы и типы мотивирования. Стадии мотивационного процесса.

70. Экономические и неэкономические способы стимулирования работников.

71. Анализ содержательных теорий мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфер др.)

72. Анализ процессуальных теорий мотивации (В. Врум, Дж.С. Адамс и др.)

73. Новое в теориях мотивации (Аткинсон, Локк и др.) и практика их применения

74. Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации.

75. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля.

76. Поведенческие аспекты контроля. Повышение эффективности контроля в организации.

77. Инновационный потенциал менеджмента. Функции и методы инновационного менеджмента.

78. Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления.

79. Методы оценки и измерения эффективности управления (показатели, характеризующие эффективность механизма управления организацией, эффективность состава системы и структуры связей, эффективность механизма управления основных структурных блоков).

80. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.