МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Теория менеджмента»
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 080200 – Менеджмент
Иваново – 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра менеджмента
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Теория менеджмента»
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 080200 – Менеджмент
Иваново 2012
В данных методических указаниях приводятся рекомендации студентам по изучению дисциплины «Теория менеджмента»: цель курса и его тематический план, место «Теории менеджмента» среди других дисциплин, примерные темы лабораторных занятий, контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также рекомендуемый библиографический список. Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения.
Составитель канд. экон. наук., доц. М.В. Медведева
Научный редактор канд. экон. наук., доц. О.Н. Фролова
Редактор И.Н. Худякова
Корректор К.А. Торопова
Подписано в печать ХХ.ХХ.2012. Формат 1/16 60 х 84. Бумага писчая. Плоская печать. Усл. печ. л. 2 Уч.-изд. л. 1,07 Тираж 50 экз. Заказ № |
Редакционно-издательский отдел
Ивановской государственной текстильной академии
Копировально-множительное бюро
153000 г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов до и после
изучения дисциплины 6
2. Тематический план лекций и лабораторных работ 9
3. Методика проведения рейтинг-контроля по дисциплине 11
4. Методика проведения рейтинг-контроля выполнения курсовой работы (курсового проекта) 12
Рекомендуемый список литературы 13
Приложение А 17
Приложение Б 24
Приложение В 27
ВВЕДЕНИЕ
В двадцатом веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установления связей между причиной и следствием, выявления факторов и усилий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.
На практике конкурентоспособность организации во многом определяется профессионализмом руководителей и специалистов. Знания в области менеджмента позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию организаций.
Дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» относится к базовой части профессионального цикла ОПД ФГОС ВПО.
Целями освоения дисциплины являются изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления организациями в современных условиях хозяйствования, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления управленческой деятельности.
В ходе обучения предполагается чтение лекций и проведение лабораторных работ, формами выходного контроля знаний студентов являются зачет и экзамен, одной из форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы (курсового проекта), причем студенты заочной формы обучения обычно защищают еще и две контрольные работы (по одной в семестр).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Теории менеджмента» предусматривает изучение теоретико-методологических и практических основ управления организациями в современных условиях, возможные направления повышения эффективности их функционирования.
Как учебная дисциплина «Теория менеджмента» связана со следующими дисциплинами ООП подготовки бакалавра: «Институциональная экономика», «Психология», «Социология», «Стратегический менеджмент», а также с выполнением выпускной квалификационной работы.
До освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; основные психологические законы и понятия; основные категории системного подхода.
Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин в управленческой деятельности.
Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, социально-психологическими, управленческими методами, а также нормативно- правовой базой профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
1. общекультурные:
— владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).
2. профессиональные (организационно-управленческая деятельность):
— знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
— способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
— готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
— способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
— способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
— владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
— способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
— способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
— готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).
— способен планировать операционную (производственную) деятельность организации (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; основные бизнес-процессы в организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; виды управленческих решений и методы их принятия; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; типы организационной культуры и методы ее формирования; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.
Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Владеть: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивация и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; навыками деловых коммуникаций; методами планирования карьеры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Студентам необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы дисциплины (см. Приложение А) для того, чтобы понять круг вопросов, которые предстоит освоить, определить место и значимость рассматриваемых материалов в общей структуре дисциплины.
Программа «Теории менеджмента» охватывает изучение теории организации и организационного поведения, основных направлений менеджмента в организации, этапов его развития, элементов процесса управления и функций менеджмента; организационных процессов, в том числе стилей руководства и организации труда менеджеров, технику принятия управленческих решений, также большое внимание уделяется изучению как истории управленческой мысли, так и современного отечественного и международного опыта управления.
Проведение лабораторных работ возможно по следующим темам:
1. Система управления, ее элементы и основные свойства.
2. Особенности применения различных средств и методов управления
3. Определение жизненного цикла организации
4. Оценка внешней и внутренней среды организации
5. Формирование, поддержание и изменение оргкультуры
6. Процесс управления организационными изменениями
7. Самоменеджмент и процесс управления карьерой
8. Направления повышения эффективности групповой и командной работы
9. Власть и лидерство в системе менеджмента.
10. Анализ ситуационных факторов при выборе стиля руководства
11. Роль управления конфликтами и стрессами в деятельности менеджера
12. Построение дерева целей организации
13. Повышение эффективности планирования
14. Построение организационной структуры
15. Преодоление барьеров делегирования полномочий
16. Критика основных теорий мотивации
17. Повышение эффективности контроля в организации
18. Определение эффективности управления организацией
19. Деловое общение и способы повышения его эффективности
20. Направления повышения эффективности принятия и реализации управленческих решений.
21. Значение координации деятельности как организационного процесса
22. Основные этапы развития теории и практики менеджмента.
23. Особенности менеджмента в современной России
Кроме лекций и лабораторных работ студенты в ходе самостоятельной работы занимаются написанием курсовой работы (курсового проекта) – см. «Методические указания по написанию курсовых работ (проектов) по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент» и контрольных работ (см. «Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Теория менеджмента» для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200 – Менеджмент».
После изучения курса согласно учебному плану студенты сдают зачет (примерные вопросы см. в Приложении Б) и экзамен (примерные вопросы см. в Приложении В).
Тема 26. Контроль как функция управления
Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля. Поведенческие аспекты контроля. Сопротивление контролю и способы его преодоления. Повышение эффективности контроля в организации. (Формируемые компетенции: ПК- 3).
Тема 27. Оценка эффективности управления
Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации, в том числе управление изменениями. (Формируемые компетенции: ПК- 3).
Приложение Б
Примерные вопросы к зачету
1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления
2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления
3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.
4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).
5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции
6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении
7. Школа научного управления: представители и основные положения
8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения
9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы
10. Школа человеческих отношений: представители и их теории
11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения
12. Школа социальных систем: представители и основные положения
13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения
14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера
15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»
16. Теория «Z» Уильяма Оучи
17. Инновационные и информационные теории управления.
18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).
19. История развития теории и практики управления в СССР и России
20. Принципы современного менеджмента.
21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке
22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.
23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.
24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.
25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития
26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.
27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.
28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)
29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)
30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям
31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)
32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни
33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.
34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.
35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.
36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.
37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика
38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.
39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.
40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).
41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)
42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)
43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.
44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).
45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.
46. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.
Приложение В
Примерные вопросы к экзамену
1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления
2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления
3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.
4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).
5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции
6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении
7. Школа научного управления: представители и основные положения
8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения теории
9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы
10. Школа человеческих отношений: представители и их теории
11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения теории
12. Школа социальных систем: представители и основные положения теории
13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения
14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера
15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»
16. Теория «Z» Уильяма Оучи
17. Инновационные и информационные теории управления.
18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).
19. История развития теории и практики управления в СССР и России
20. Принципы современного менеджмента.
21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке
22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.
23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.
24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.
25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития
26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.
27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.
28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)
29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)
30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям
31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)
32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни
33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.
34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.
35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.
36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.
37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика
38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.
39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.
40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).
41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)
42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)
43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.
44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).
45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.
46. Роль коммуникаций в менеджменте. Виды, формы и средства коммуникаций.
47. Коммуникационный процесс, его основные элементы.
48. Коммуникационные барьеры, их виды. Повышение эффективности коммуникаций.
49. Основные формы делового общения (деловая беседа, совещания, переговоры): подготовка, организация и проведение.
50. Управленческие решения: понятие и требования, предъявляемые к ним. Классификация управленческих решений.
51. Процесс и методы принятия решения, организация его выполнения.
52. Сущность и содержание координации деятельности, способы ее осуществления.
53. Понятие функций менеджмента, принципы их систематизации. Общие и конкретные (специфические) функции, их взаимосвязь в системе менеджмента.
54. Миссия организации, ее назначение, основные элементы и этапы формирования.
55. Роль целей в технологии менеджмента. Свойства и виды целей организации. Этапы управления по целям, его преимущества и недостатки.
56. Планирование: сущность, основные принципы. Виды планов и их особенности.
57. Методы планирования. Этапы процесса планирования и порядок разработки планов.
58. Направления повышения эффективности планирования.
59. Стратегическое управление организацией. Понятие и виды стратегий фирмы
60. Этапы формирования стратегии организации и методы ее выработки.
61. Организационные структуры: сущность и принципы построения. Структуры управления на разных стадиях развития организации.
62. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (механистические и органические): сферы применения, преимущества и недостатки
63. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционные (линейные, линейно-штабные, линейно-функциональные): сферы применения, преимущества и недостатки
64. Типы организаций по взаимодействию подразделений: дивизиональные (продуктовая, потребительская, региональная): сферы применения, преимущества и недостатки
65. Типы организаций по взаимодействию подразделений: проектные и матричные. Сферы их применения, преимущества и недостатки
66. Новое в типах организаций (эдхократическая, многомерная, партисипативная и др.).
67. Делегирование задач, ответственности и полномочий. Концепции делегирования. Типы полномочий.
68. Барьеры эффективному делегированию и методы их преодоления.
69. Мотивация деятельности: понятие, значение. Мотивы и типы мотивирования. Стадии мотивационного процесса.
70. Экономические и неэкономические способы стимулирования работников.
71. Анализ содержательных теорий мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфер др.)
72. Анализ процессуальных теорий мотивации (В. Врум, Дж.С. Адамс и др.)
73. Новое в теориях мотивации (Аткинсон, Локк и др.) и практика их применения
74. Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации.
75. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля.
76. Поведенческие аспекты контроля. Повышение эффективности контроля в организации.
77. Инновационный потенциал менеджмента. Функции и методы инновационного менеджмента.
78. Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления.
79. Методы оценки и измерения эффективности управления (показатели, характеризующие эффективность механизма управления организацией, эффективность состава системы и структуры связей, эффективность механизма управления основных структурных блоков).
80. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.