Методические указания студентам заочной формы обучения
К изучению дисциплины
С2. Б.5 АНТРОПОЛОГИЯ
Специальность подготовки
37.05.02 Психология служебной деятельности
Специализация подготовки
Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
Новокузнецк 2016
1. Перечень планируемых результатов обучения по, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы «Антропология»
В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине
| Код компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
| ОК– 15 | способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, использовать в профессиональной деятельности автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач | Знать:основные этапы развития Homo sapiens, значимость антропологии человека в естественно — научном образовании будущего психолога. Особенности происхождении и эволюции морфологической организации человека и его рас. Систему понятий, используемых для изучения закономерностей эволюционного формирования и развития человека, расового и морфологического полиморфизма вида. Уметь: пользоваться методами и приемами изучения типа конституции человека, знаниями о практическом применении антропологии в медицине, психологии и о значении ее в системе подготовки будущего специалиста, изучающего и работающего с человеком. Владеть: информацией по разделам антропологии: морфология, соматология, этническая антропология, навыками самонаблюдения и исследовательской культуры |
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет _3_ зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
| Аудиторные занятия(всего) | |
| В томчисле: | |
| Лекции | |
| Семинары | |
| Самостоятельнаяработа | |
| В томчисле: | |
| контрольная работа | |
| и (или) другие виды самостоятельной работы | |
| Вид промежуточного контроля | |
| Вид итогового контроля | зачёт |
Содержание дисциплины , структурированное по (разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| № | Наименование раздела | Содержание раздела дисциплины |
| Введение в антропологию | Предмет антропологии и его разделы в отечественной и западной науке. Методы антропологии. Антропология и психология | |
| Происхождение человека Инстинктивное поведение животных | Формирование человека по данным антропологии и археологии.
Проблема грани между человеком и животным. Движущие силы антропогенеза. |
|
| Происхождение сознания и развитие психики | Возникновение сознания и проблема мифологического сознания, появление языка, искусства как знаковой деятельности и средства коммуникации. Возникновение духовной жизни. Исторические особенности психики. | |
| Антропология и этология | Сравнение поведения человека и животных: социально значимых эмоциональных состояний, доминирования, иерархии ит.д. Необходимость корректного сопоставления явлений животной и человеческой жизни. | |
| Полиморфизм рода Homo | Видовое единство и морфологическое многообразие рода Homo. Адаптивная роль расовых признаков. Расы и популяции. Расизм и ксенофобия. | |
| Ауксология и конституционол огия | Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека. Биологический возраст и показатели зрелости. Конституция и половой диморфизм. Психологические аспекты конституции. | |
| Жизненная среда и экология человека. | Человеческая экология – изучение адаптации человека к природной среде, распространения болезней, влияния систем питания, закономерностей демографии. Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»). | |
| Девиантность и агрессия | Девиатное и делинквентное поведение человека. Различные подходы к определению агрессии. Виды агрессии. Проблема преодоления деструктивных форм агрессии | |
| Расоведение | Расы. Малые и большие расы. Нация, народность, ареалы происхождения. Теории распространения. Гипотезы. | |
| Антропосоциогененез | Понятие антропосоциогенеза. Биологические и социальные факторы происхождения человека. Приоритетность социальных факторов гоминизации. |
Типовые контрольные задания или иные материалы
В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Антропология» предусмотрен зачет. Допускается устная и письменная (в форме теста) сдача зачета.
Вопросы к зачету
1. Предмет антропологии и ее методы.
2. Человек как биопсихосоциальное существо.
3. Место человека в животном мире.
4. Тело человека как посредник между биологическим и социальным.
5. Современные представления о происхождении и физической эволюции человека.
6. Дискуссионные проблемы антропогенеза.
7. Движущие силы антропогенеза.
8. Антропогенез и психогенез.
9. Межполушарная асимметрия мозга.
10.Происхождение языка. Язык и искусство как виды знакового поведения первобытного человека
11.Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека.
12.Конституция и половой диморфизм.
13.Психологические аспекты человеческой конституции.
14.Основные типы телосложения мужчин.
15.Основные типы телосложения женщин.
16.Акселерация и ее социальный аспект.
17.Полиморфизм вида Homo sapiens. Факторы расообразования.
18.Классификация человеческих рас.
19.Экология человека. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, средовые.
20. Воздействие факторов среды на организм человека 21.Жизненное пространство человека и проблема коммуникации.
22.Девиантное и делинквентное поведение
23.Феномен агрессии. Основные объяснения человеческой агрессивности.
24.Проблема контроля над агрессией.