1. Терминология и социально-психологические особенности неформальных подростковых объединений

А. П. Файн

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

С ПОДРОСТКОВЫМИ НЕФОРМАЛЬНЫМИ

ГРУППАМИ

Ленинград

1989

ББК88.8 Ф12

Файн А. П.

Ф12 Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. —Л.: Знание, 1989.— 20 с.

(О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация).

800 экз.

Дается классификация неформальных подростковых групп, анализируются их психолого-педагогические особенности.

Рассматриваются формы индивидуальной и групповой работы с членами ряда неформальных групп, в частности опыт организации на базе этих групп молодежных клубов.

4118000000—003 073(02)—89

288—89

ББК88.8

Рекомендовано к изданию секцией пропаганды педагогических и психологических знаний при Правлении Ленинградской орга­низации общества «Знание» РСФСР.

Рецензенты: кандидат философских наук В. В. Грибанов, кандидат философских наук Т. Е. Ш е х т е р.

© О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация, 1989 г.

Советы лектору

Предлагаемые методические рекомендации имеют цель по­мочь пропагандистам в разработке лекции по проблемам нефор­мальных подростковых объединений и методам работы с ними. Тема лекции предполагает наличие опорных знаний у аудитории в области психологии, и педагогики, элементарных навыков вос­питательной работы с подростками.

Усилению проблемности изложения материала лекции может способствовать предварительная ориентация аудитории на озна­комление с газетными и журнальными публикациями, отражаю­щими различные проблемы как подростковых, так и разновоз­растных неформальных объединений.

В предлагаемом пособии основное внимание следует уделить психолого-педагогическим характеристикам неформальных под­ростковых объединений, а также общим принципам работы с ними.

Можно предложить слушателям варианты существующих классификаций неформальных объединений, показать аудитории опыт воспитательных учреждений и общественных организаций с этими группами подростков.

3 стр., 1449 слов

Влияние неформальных молодежных объединений на воспитательный процесс подростков

... ответная реакция от окружающего социума. Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и ... устаревает и теряет свою актуальность. Между тем знание о молодежных субкультурах необходимо социуму. Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками и ...

Предлагается следующий план лекции:

1. Терминология и социально-психологические особенности не­формальных подростковых объединений.

2. Психолого-педагогические предпосылки образования нефор­мальных подростковых групп и объединений.

3. Основные типы неформальных подростковых объединений.

4. Общие принципы организации работы с подростковыми группами.

5. Формы и методы работы с неформальными подростковыми объединениями в клубных учреждениях.

План лекции может быть иным в зависимости от аудитории и интересов лектора. Так, в аудитории родителей можно более по­дробно разобраться в отношениях различных неформальных под­ростковых объединений с миром взрослых, в аудитории препода­вателей средних учебных заведений и воспитателей общежитий полезно уделить больше внимания методам внешкольной работы и организации досуга подростков, входящих в рассматриваемые объединения.

Проблема так называемых неформальных молодежных объ­единений сегодня необычайно остра. С одной стороны, роль мо­лодежи на современном этапе перестройки всей системы отношений в обществе стремительно растет. Соответственно усиливается внимание ко всем молодежным проблемам, в том числе и к тем, которые долгое время находились в тени. С другой — методы и формы воспитательной работы с молодежью и, в первую очередь, с нетрадиционными молодежными общностями не отвечают тре­бованиям времени.

У специалистов до сих пор отсутствует единство взглядов на проблему неформальных объединений как на причины их возник­новения, так и на существо явления. Не сложился и понятийный аппарат. Поэтому разговор о неформальных объединениях пред­ставляется целесообразным начать с терминологии.

Что значит «неформальная» общность и чем она отличается от «неофициальной»?

Прежде всего, неформальную группу характеризует отсутст­вие регламентирующих ее деятельность предписаний, «спущен­ных» некоей вышестоящей инстанцией. Члены группы самостоя­тельно определяют цели и задачи, действуют инициативно, до­бровольно, распределение функциональных ролей в группе (руко­водитель, казначей, исполнитель и т. д.) учитывает реальные воз­можности каждого члена и отражает условия, в которых группа функционирует. Элементы формализма, вносимые возможным ус­тавом, положением, либо другим документом, принятым боль­шинством членов группы в целях упорядочивания ее деятельно­сти или повышения престижности в глазах значимых окружаю­щих, не мешает эффективному функционированию общности (оп­ределяемому групповыми потребностями).

Если группа не зарегистрирована в официальных органах, она, соответственно, является неофициальной.

Неформальная группа может быть официальной, если она за­регистрирована, например, в советских органах, что и дает ей не­кий статус в обществе.

Другой круг вопросов связан с разграничением понятий «груп­па», «объединение», «движение». Термин «группа» мы будем упо­треблять как синоним для хорошо разработанного в социальной психологии понятия «малая группа» — сообщество людей с раз­витой системой межличностных отношений. Поэтому неформаль­ной группой являются и дворовая компания, и члены производст­венного коллектива, совместно проводящие свободное время, и регулярно встречающиеся для обсуждения своих проблем люби­тели рыбной ловли.

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

... нашей работе это отразить. Глава I Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации 1.1 Генезис неформальных молодежных объединений в РФ Главным, определяющим фактором появления и развития неформальных групп, стали ... они стремятся к внутренней свободе, которую каждый понимает по-своему. Российское движение неформалов складывалось не без участия Системы, точнее говоря, именно противостоя ...

Объединение можно было бы определить как группу людей, имеющих общую, как правило, непроизводственную деятельность, специфическую, по отношению к другим группам сложившуюся систему ценностей и связанную с ней так называемую модель по­ведения. Последняя включает выразительную систему атрибутов, стиль общения, определяемый слэнгом, ритуалами принятия но­вых членов в объединение, посвящения, исключения и т. д., осо­бенности ролеполового поведения и ряд других признаков.

4

В этих, по большей части невербально проявляемых элемен­тах содержатся характерные представления о себе, о мире, о своей роли в обществе.

Можно выделить два основных пути возникновения нефор­мального объединения. В первом случае, стихийно формируется некая группа, например, по территориальному признаку, которая постепенно вырабатывает определенное мировоззрение, выбирает специфическую деятельность и, тем самым, трансформируется в объединение. Такой путь обычно проходят подростковые общно­сти.

Неформальные объединения молодежи, а также взрослых лю­дей образуются иначе. Сначала появляется небольшая группа (2—3 человека) с уже сформированными целями и задачами, да­лее разрабатывается положение, устав либо другая документация и инициативное ядро обрастает единомышленниками.

Таким образом возникали многие неформальные объединения экологической, общественно-политической направленности.

Численность неформальных подростковых объединений обыч­но значительно выше, чем неформальных объединений лиц другого возраста.

Одновременное появление нескольких неформальных объеди­нений со схожими групповыми ценностями и моделями поведения может привести к возникновению социального движения. Для движения характерна выраженность лидеров, межрегиональные связи, оформленность идеологических позиций, а также созна­тельная, сформулированная устно или письменно постановка про­блем, на решение которых претендует движение. Проблемы мо­гут носить национальный, социальный, этический либо иной ха­рактер, связанный с актуализированными интересами больших групп населения. Движения на сегодняшний день образовали на­родные фронты ряда прибалтийских республик, национально-пат­риотическое общество «Память». Относительно давно сформиро­валось в нашей стране движение хиппи и т. д.

В достаточно развитом движении выделяются, по меньшей ме­ре, три группы участников: «подражающие», «функционеры» и «носители идеологии».

Первые образуют периферию движения. Их характеризует по­верхностный интерес к его проблемам. Эпизодически участвуя в общих мероприятиях, они в то же время сохраняют определенную дистанцию по отношению к другим участникам движения. Редко используют атрибутику, не всегда следуют принятой модели по­ведения. Причем многие представители периферии редко перехо­дят в другие две категории групп, удовлетворяясь периодически­ми контактами с «функционерами» и друг с другом.

10 стр., 4605 слов

Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков

... зеленые г группы образа жизни собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д. д нетрадиционно-религиозные сатанисты, ... поэтического журнала. Стремясь к общественно-полезной деятельности, подростковый актив лаборатории организовал шефство над школой-интернатом ... конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или ...

«Функционеры» образуют основную часть движения. Предста­вители этой категории реализуют принятую модель поведения в полном объеме, активно используют атрибуты, постоянно прини­мают участие в организации и проведении общих мероприятий.

Поведение «функционеров» воспринимается как типичное для дви­жения.

«Носители идеологии» используют минимальное количество ат­рибутов, внешне никак не походят на основных представителей, но наиболее полно разбираются в сути движения, составляют про­граммную документацию, определяют приоритетные направления деятельности движения.

Необходимо отметить, что чисто подростковых движений до сих пор не наблюдалось. И для перерастания в таковое нефор­мальных подростковых объединений требуется наличие большой части совершеннолетних из числа «функционеров» и «носителей идеологии».

2. Психолого-педагогические предпосылки образования неформальных подростковых групп и объединений

Как отмечалось выше, обычно неформальная группа первична по отношению к объединению. Это обстоятельство особенно выра­жено в динамике подростковых общностей.

Подросток может не входить в неформальное объединение, но фактически всегда является членом неформальной группы.

Проблема подростковых неформальных общностей лежит на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии и от­ражает стремление адаптации подростков к сложным условиям психологического и социального существования в переходный пе­риод от детства к зрелости. Подросток испытывает значительные сложности в адаптации к впервые возникающей перед ним ситуа­ции значительной свободы, практически не сопряженной с какой-либо реальной ответственностью за свои поступки.

Сочетание открывающейся свободы поведения и сохраняющей­ся от детства безответственности делают подростковый возраст уникальным временем в жизни человека. Оговоримся, безответст­венность— здесь явление совершенно объективное, а не оценоч­ная категория. Как показывают различные исследования, психо­логически для подростка последующая жизненная перспектива кажется практически бесконечной. Поэтому само чувство ответ­ственности неизбежно отличается от такового у взрослого. Даже частично осознаваясь, оно в значительной мере определяет пове­дение подростка.

Адаптация к этой ситуации связана с формированием некой определенности как в постановке целей и задач, так и в выборе того или иного стандарта поведения. Причем, здесь необходима возможность варьирования, право на ошибку в выборе указан­ных норм, т. е. должно существовать какое-то «игровое поле», по социальным параметрам приближенное к реальным условиям взрослой жизни, но позволяющее менять позиции и формы пове­дения без ущерба для себя и окружающих.

Неформальные подростковые общности как раз и являются такой зоной вариативного поведения.

К сожалению, на сегодняшний день педагоги и общественность еще слабо учитывают необходимость подобных «игровых полей» и предлагают подростку жесткую систему поведенческих стерео­типов. В результате, подростки порой «проигрывают» такие ситуа­ции, которые несут в себе элементы асоциального и противоправ­ного поведения.

12 стр., 5856 слов

Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте Введение

... по своему значению с периодом раннего детства. Л.С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный ... них; от стремления к удовольствиям и избежания боли к поведению, основанному на чувстве долга. 1.1.Проблемы социализации В подростковом возрасте мы можем понять образ жизни личности лучше, ...

Пребывание подростка, особенно старшего возраста, в нефор­мальной общности дает некий первичный статус, снижает психо­логический дискомфорт от неопределенности социального положе­ния: еще не взрослый и уже не ребенок, почти не учащийся шко­лы, но еще не рабочий или студент. Та же неопределенность в се­мейной ситуации: от родителей отходит, но своей семьи нет. Кро­ме того, в неформальных общностях интенсивно формируется ролеполовое поведение. Отсутствие контроля в подобной группе со стороны взрослых позволяет подростку осуществлять свободный выбор предмета ухаживания, что является существенной потреб­ностью данного возраста.

Таким образом, неформальные группы выполняют ряд важных функций:

— адаптируют подростка к обществу;

— присваивают первичный статус;

— облегчают потерю связей с родительским домом;

— передают специфические для подросткового возраста и дан­ного молодежного социокультурного слоя ценностные представле­ния;

— сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;

— удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах.

Следует иметь в виду, что социально-психологический меха­низм становления неформальных подростковых объединений при­мерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения, а также от социокультурной среды. С развитием межличностных отношений в группе возникает ранговая иерар­хия, определяющая структурный остов группы, формируются функциональные системы соответствующих статусных единиц, стабилизируется высшее и низшее ранговое положение, которое остается относительно постоянным. Промежуточные позиции скла­дываются медленнее и являются более вариабельными. Статус чле­на группы необязательно связан с популярностью его носителя, например, лидер группы может быть не самым авторитетным, но наиболее деятельным подростком.

3. Основные типы неформальных подростковых объединений

Классифицировать неформальные подростковые объединения можно по самым разным основаниям. Для практиков, пожалуй, наибольший интерес могут представить характер групповой дея­тельности и особенности ценностных ориентации. Последние по-разному, в зависимости от вида объединения, влияют на личность подростка: от незначительной коррекции досуговых интересов до глубоких изменений в мировоззрении.

Известен ряд объединений с достаточно проработанной систе­мой этико-нравственных позиций, отличной от традиционно про­пагандируемой обществом. Поэтому подобные неформальные под­ростковые объединения можно выделить в отдельную группу, ко­торую условно назовем «альтернативные объединения».

Самым ярким представителем этой категории является так на­зываемая система.

5 стр., 2347 слов

1. Назовите психологические причины объединения людей в группы

... мотивы (причины) объединения людей в группы: 1. Мотив сопричастности основан на том, что человек чувствует себя частью общества. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение ... общин в различных населенных пунктах, экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся ...

Понятие «система» — почти синоним хиппи. Но как реальная общность, включает в себя хиппи и ряд других, идеологически близких к последней неформальных структур. Причем речь идет не о западных, а о наших, отечественных хиппи, которые появи­лись ненамного позже и пошли по своему пути.

Обществоведы и пропагандисты часто совершают ошибку, свя­зывая появление хиппи у нас с деятельностью западных спец­служб. Очевидно, причины образования этой общности — в специ­фических социально-экономических условиях в нашей стране кон­ца 60-х — начала 70-х, а именно в это время отмечено появление первых хиппи.

На сегодняшний день хиппи являются носителями идеологии «системы» и «системного» образца поведения, который лишь внеш­не напоминает западный вариант: те же длинные волосы, как у юношей, так и у девушек, та же тяга к разнообразным, незатей­ливым украшениям, преимущественно из бисера (на «системном» слэнге — «фенечки»).

Но отечественные хиппи, в отличие от за­падных, отвергают наркотики. Измененное состояние сознания до­стигается специальной психотехнической практикой, заимствован­ной у различных восточных религий.

Согласно программным документам хиппи в основе педологии этой общности лежат Мир, Любовь, Бог, над которым «реет флаг» Свободы.

Декларируется Великий Отказ от скомпрометировавшего себя комплекса морально-этических отношений, от традиционной куль­туры, от формализма и т. д.

Предположительно, идея Великого Отказа от заорганизованности и привела к появлению понятия «антисистема», позже трансформированного в «систему». Последняя, помимо хиппи, включает в себя так называемую пионерию — подростков, исполь­зующих носильные атрибуты хиппи, практикующих их ритуалы, но не дающих себе труда разобраться в философских основах.

«Пионеры» практикуют «системную» модель поведения в це­лях создания гедонистического фона своего, как им кажется, од­нообразного существования. С одной стороны. С другой — актив­но реализуют образ жизни хиппи для выхода из-под опеки роди­телей, школы, общественности, но не для решения творческих за­дач, а для скорейшего удовлетворения наиболее примитивных эгоистических потребностей. «Пионерия» воспринимает идею любви на уровне половых связей, толкует внутреннюю свободу как состояние наркотического опьянения, борьбу за мир — как систе­му ухищрений в целях избежания службы в армии. Именно эта асоциальная активность «пионерии» и определяет значительный уровень противоправного поведения, ошибочно приписываемый хиппи.

В «систему» включено значительное количество подростков и молодых людей, пропагандирующих и практикующих нетрадици­онное художественное творчество, так называемое «системное ис­кусство». К ним примыкают различные рок-ансамбли, литератур­но-поэтические объединения, группы художников и авторов аван­гардной музыки. В этой части «системы» немало действительно талантливых людей и девушек.

К «альтернативным объединениям» также следует отнести панков.

Преимущественно — старшие подростки.

Панков отличает крайний пессимизм, неверие в будущее. В от­личие от «системных», которые нацелены на создание новых ду­ховных ценностей и реставрацию старых, панки отрицают соци­альную перспективу, считая, что общество находится на грани ядерной катастрофы, которая неизбежна. В сложившейся ситуа­ции обвиняют мир взрослых, якобы создавших и реализующих в общественной практике систему лжеценностей, что и должно при­вести мир к скорой гибели.

10 стр., 4727 слов

Неформальные объединения молодежи

... Например, празднование дня рождения одного из выдающихся композиторов и музыкантов XX века Джона Леннона Горьковскими неформальными объединениями ... или "шатающейся" ориентацией не следует понимать в отрыве от общих ... хиппи. В 80-х годах появились панки. Сейчас среди молодежи популярны "металлисты", "брейкеры", "рокеры" и некоторые другие. Таким образом, молодые люди всегда объединялись в неформальные ...

Как следствие подобных убеждений панки отрицают сущест­вующую культуру, предлагая свою «антиэстетику», которая пы­тается разрушить представление взрослых об их благополучии и созданного ими «имиджа» цивилизованного человека. Логическая схема примерно такова: мы, панки, ваши дети, чье моральное уродство является следствием претворения в жизнь и отражением ваших же жизненных принципов.

Панки склонны к эпатажу, вычурному, скандальному поведе­нию и к использованию в качестве атрибутов самых неожиданных предметов: сцепленных булавок различных размеров, цепочек, пронизывающих мягкие ткани лица, хрящи и мочки ушных рако­вин. Длинный «петушинообразный» гребень волос от затылка до лба оканчивается большим чубом. Волосы с боков сбриты до гребня. Возможны модификации.

Распространены значки, символизирующие крайнее неуваже­ние к окружающим. Слэнг вычурно груб. Например, панкующих девушек называют «жабы». t

Ритуалы насыщены активной пантомимикой, вербальное обще­ние сопровождается непристойными позами, часто не соответст­вующими содержанию беседы.

Поведение панков безнравственно (с нашей точки зрения), но непротивоправно. Следует обратить внимание на присутствие в нем элемента карнавальности, театрализации, хотя и преподно-

9

симых в крайне жесткой форме. Агрессия панков выражается пре­имущественно символически.

К «альтернативным объединениям» можно отнести также ма-жоров. Если «система» и панки конструируют образ «нового чело­века» (первые — «созидающего», вторые — «разрушителя»), то мажоры резко деидеологизированы и культивируют материальное потребление. Ведущим атрибутом общности являются импортная, либо отечественная носильная вещь, престижность которой опре­деляется ее денежной стоимостью. Образцом поведения является, расчетливый, «деловой» подросток, обладающий коммуникатив­ными навыками в сфере «теневой экономики». Наиболее автори­тетным является мажор, умеющий добывать деньги «экономичес­кими» методами (спекуляция, выгодный обмен товарами с иност­ранцами и т. д.).

Количество мажоров резко увеличилось с ростом кооператив­ного движения.

Отличительной особенностью представителей вышеописанных объединений является выраженность их образа жизни, т. е. мо­дель поведения проявляется не только во взаимоотношениях со сверстниками, но и в быту, в учебных заведениях, сказывается на общих интересах.

Следующая категория неформальных подростковых общнос­тей — объединения спортивно-предметной деятельности. Это брей­керы, рокеры, скейтбордисты и другие объединения, как и «аль­тернативные», содержащие элемент социального протеста, но вы­ражаемого не в декларировании иных ценностей, а в занятии не­традиционными видами предметной деятельности, или традицион­ными, но в неожиданной для общества форме, содержащей некий вызов сложившимся в сознании обывателя стереотипам. Приори­тет в подобных объединениях имеют подростки, обладающие на­иболее развитыми умениями и разнообразными навыками в со­ответствующем виде деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

С особенностями данной категории объединений целесообраз­но познакомиться на примере рокеров.

Отличительная черта рокера — неизменное присутствие мото­цикла, который является важнейшим атрибутом, с одной сторо­ны, и средством протеста — с другой. Мчась с максимальной ско­ростью, намного превышающей установленную правилами дорож­ного движения, рокер бросает вызов официальному миру, кото­рый его не понял и не принял, обретает в скорости сиюминутную свободу.

Часто изменяют технические характеристики своих мотоцик­лов, например, «форсируют» двигатели, проявляя незаурядные способности к техническому творчеству. «Формированные» мото­циклы отдельных марок развивают на трассе скорость 140__160 км/час.

Рокером может стать далеко не каждый мотолюбитель. Суще­ствуют своеобразные экзамены приема в «рокерскую семью». Необходимо проявить изрядное умение вождения мотоцикла, напри­мер, демонстрировать «джигитовку» (изменение положения кор­пуса, рук и ног на скорости), либо «козлить», что означает уста­новку мотоцикла в движении на заднее колесо и преодоление та­ким образом определенного расстояния.

Рокер должен придерживаться изустно передаваемого «ро-керского кодекса чести», например: при задержании органами ГАИ или милиции рокер обязан сохранить втайне координаты со­участников правонарушения, поддерживать авторитет рокеров среди других объединений региона, что подразумевает силовые способы противостояния последним. «Кодекс чести» требует от рокера бескорыстия по отношению к другим членам объединения, в частности, предоставления мотоцикла, имеющихся запасных частей и т. д.

Большую опасность для общества таит возможность связи «рокерских» лидеров с уголовными элементами, что может значитель­но повысить мобильность последних. Всегда следует помнить пе­чальный пример трансформации американских рокеров в «анге­лов ада» и в подобные им преступные общности.

Другие представители спортивно-предметных объединений не имеют такого криминогенного фона, но социально-психологичес­кие механизмы их образования и развития схожи, за исключени­ем того, что протест демонстрируется через иную деятельность.

Значительное количество неформальных подростковых объеди­нений ориентированы на помощь демократическим начинаниям перестройки, выражают готовность вступить в борьбу с негатив­ными явлениями в обществе. Но не находя поддержки у конкрет­ных педагогов либо представителей общественных организаций, принимаются за дело на свой страх и риск.

В результате даже просоциальные идеи реализуются в экстре­мистских формах. Поэтому такие объединения получили название — экстремисты. Подобные общности сами характеризуют свою групповую деятельность как «социальную санитарию». Выступа­ют против наркомании, проституции, против таких неформальных групп, как хиппи, панки, мажоры и всякой другой «буржуазной заразы». Форма деятельности, как уже отмечалось, часто носит откровенно хулиганский характер.

Экстремисты традиционно считают органы МВД, ВЛКСМ, пе­дагогов некомпетентными в вопросах воспитания молодежи, об­виняют официальные организации в медлительности, излишнем либерализме.

Скептическое отношение к воспитательным возможностям ука­занных организаций —определенная защитная реакция экстре­мистских объединений на недостаточное внимание к ним со сто­роны взрослых.

13 стр., 6115 слов

Изучение межличностных отношений в детском объединении

... отношений выступает важным фактором психологического климата в подростковом коллективе школьного объединения. Цель данной курсовой работы исследовать структуру межличностных отношений в школьном объединении «Смена». Для достижения поставленной цели, необходимо ... Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для ...

Характерно, что экстремисты выступают только против тех общностей и тех явлений, которые активно критикуются средст­вами массовой информации и официальными учреждениями. Если, например, неформальной группе дается положительная оцен­ка общественности, действия против нее прекращаются.

Например, когда в школах, СПТУ, различных домах культуры стали организовывать секции брейк-данса и были проведены брейк-фестивали в Риге, Ленинграде, Москве, число столкновений экстремистских групп с брейкерами резко упало.

Любопытен внешний вид экстремиста: короткая стрижка под полубокс, либо волосы зачесываются назад «под Кошевого», чис­то бритое лицо.

Фактически во всех подобных объединениях принято ношение на груди значка с изображением В. И. Ленина. Часто встречают­ся значки с изображением политического деятеля, если его фа­милия заложена в названии группы. Так в группе «Птенцы Дзер­жинского» в обязательном порядке носят значок с изображением Ф. Э. Дзержинского.

Большинство объединений активно занимаются физической подготовкой: атлетической гимнастикой, элементами карате, сам­бо, бокса и т. д. Группы сами охотно оборудуют чердаки, подва­лы, помещения в брошенных либо идущих на капремонт домах, создавая импровизированные спортзалы.

На занятиях отрабатываются, в частности, приемы ведения групповых уличных столкновений.’

Рассмотрим еще одну категорию неформальных подростковых объединений — «сателлиты», или «спутники».

Часто их называют фанаты. Это объединения, которые имеют некий внешний образец поведения в виде рок-звезды, рок-группы, спортивной команды. Деятельность подобных объединений явля­ется вторичной по отношению к деятельности своих кумиров, за­висит от динамики их популярности. На базе таких объединений формируются подобия социальных движений, например, метал­листы, стиляги, хотя собственно движениями они стать не могут, так как отсутствует идеология и групповые цели не идут дальше поддержки почитаемых рок- или спортивных команд на концер­тах или соревнованиях. Ведущей деятельностью таких объедине­ний является сбор всевозможной информации об образе жизни, достижениях, проблемах «предметов обожания».

Поскольку фанатов разных направлений достаточно подробно описывала пресса, нецелесообразно на них долго останавливать­ся. Следует только отметить, что эти объединения, особенно на ранней стадии становления, когда их численность еще невелика, являются по сути самодеятельными клубами, нетрадиционными по интересам. И только педагогическая недальновидность ряда ответственных организаций приводит к отторжению «сателлитов» от культурно-просветительных учреждений, что приводит к их не­контролируемому росту, зависимости от сомнительных личностей, часто с уголовным прошлым.

Рассмотренные в этой главе категории неформальных подрост­ковых объединений наиболее часто встречаются в практической

12

работе педагогов средних учебных заведений, работников клуб­ных учреждений.

Следует добавить, что неформальные подростковые объедине­ния не являются преступными общностями, и несмотря на силь­ный криминогенный фон многих из них, содержат в себе немало положительных элементов, которые можно использовать в рабо­те с ними.

4. Общие принципы организации работы с подростковыми группами

Прежде всего следует преодолеть стереотипы отношения к не­формальным объединениям, сложившиеся у многих педагогов и лиц, отвечающих за работу с подростками.

«Запретительный» стереотип состоит в том, что все подрост­ковые неформальные объединения зачисляются в разряд преступ­ных общностей. Это достаточно устойчивый стереотип, который проявляется, например, в отношении поклонников рок-музыки. Вот выдержка из выступления видного деятеля литературы на пленуме правления Союза писателей СССР «Современность и ли­тература» в апреле 1987 г.: «Увлечение рок-музыкой — это зара­за, которая пока, к сожалению, неизлечима. Это нравственный СПИД… Это почва, на которой может расти все что угодно, от наркомании до проституции, до измены Родине, до уголовных преступлений» *. Подобные высказывания можно слушать в ад­рес любых подростковых неформальных объединений.

В сознании многих взрослых формируется некий «образ вра­га». Это имет предысторию и весьма недавнюю. Как известно, еще в начале 80-х годов дело на практике обстояло так, что лю­бые формы общественной активности, не санкционированные свер­ху и отличные от общепринятых, оценивались чуть ли не как ан­тиобщественные. Это, в частности, проявлялось в крайне отрица­тельных оценках, которые средства массовой информации давали нетрадиционным объединениям.

Раздражение, недовольство по поводу слишком длинных или, наоборот, коротких волос, атрибутов, увлечения рок-музыкой и т. д. естественно не приближает, а отдаляет «неформалов», воз­двигает психологический барьер между «нами» и «ими».

В результате пресловутый «образ врага» складывается и у многих представителей подростковых неформальных объединений по отношению к работникам правоохранительных органов, педа­гогам, общественности.

Другая крайность проявляется в стереотипе восхищения и вы­ражается в заигрывании с членами неформальных объединений, потакании, умилении по поводу их «раскованности», «свободомыс­лия», «независимости» и т. д.

——

Литературная газета, 1987, 6 мая.

13

Близок к нему стереотип благодушия, основанный на мнении, что подростки «перебесятся», повзрослеют и не следует вообще обращать внимание на неформальные объединения.

Восхищение, благодушие, безразличие столь же опасные сте­реотипы, как и резкое неприятие.

Выше уже говорилось о сильном криминогенном фоне многих неформальных объединений. Поэтому, следует относиться диффе­ренцированно к каждому неформальному подростковому объеди­нению и, более того, к каждому конкретному их представителю.

Таким образом, прежде всего следует сформировать адек­ватную точку зрения о «неформалах» у работников воспитатель­ных учреждений.

На сегодняшний день отсутствует специальная, методическая или даже популярная литература, которая сколько-нибудь под­робно освещала бы проблему неформальных подростковых объ­единений. Имеются лишь отдельные публикации на страницах га­зет и журналов. Поэтому, в каждом воспитательном учреждении, отвечающем за работу с подростками, целесообразно создать банк информации, в котором должны аккумулироваться материалы по рассматриваемой проблеме. Банк информации целесообразно со­здавать на базе библиотеки. При отсутствии таковой — в кабинете общественных дисциплин, в районном либо городском методиче­ском кабинете.

Следует учитывать, что проблема неформальных подростковых объединений выходит за рамки педагогики и психологии, так как имеет социологический, культурологический, юридический, меди­цинский, лингвистический и другие аспекты. Поэтому в банке дол­жны накапливаться, помимо публикаций, разнообразные материа­лы: уставы, манифесты, тексты песен, стихи, слэнг, данные о чис­ленном, социальном, национальном составе различных объедине­ний и т. д.

Используя собранную информацию, необходимо регулярно про­водить лекции и семинары для сотрудников воспитательных уч­реждений, раскрывая динамику изменений в деятельности «не­формалов», особенности вновь образующихся объединений, фор­мы и методы работы с ними.

Самое серьезное внимание следует уделить пропагандистской работе с родителями, так как им свойственно придерживаться консервативных взглядов на воспитание подрастающего поколе­ния.

Устранив предвзятое отношение к неформальным объединени­ям и предложив педагогам необходимую информацию о специ­фике и особенностях «неформалов», можно приступать к работе, которой должна предшествовать постановка педагогически це­лесообразных целей и задач.

Если говорить о воспитательной работе с объединениями в це­лом, можно определить два стратегических направления:

14

1. Не меняя структуру и ведущую деятельность объединения, трансформировать его в клуб, любительское объединение или в другую институциализированную общность. (Естественно, устра­нив фон недоброжелательности к официальным организациям, который является одной из важных предпосылок противоправно­го поведения подростков).

Например, на базе «рокерской семьи» какого-либо региона создать клуб «Виртуоз», где, пользуясь кон­сультациями профессиональных мотогонщиков, сотрудников ГАИ, рокеры будут совершенствовать мастерство вождения, участво­вать в соревнованиях, организовывать показательные выступления для жителей района.

2. Полностью реорганизовать объединения и создать институ­циализированную общность, лишь сохраняя прежнее представи­тельство. В этом случае необходимо предложить альтернативные ценности и соответствующую деятельность.

Например, на базе группы металлистов создать экологический клуб, что было осуществлено сотрудником общественной инспек­ции г. Ленинграда по охране природы В. Гущиным.

Если же речь идет о расформировании объединения, то сле­дует помнить, что на сегодняшний день проблема не в том, как вывести подростка из объединения (это просто для подготовлен­ных педагогов), а куда его ввести, что предложить взамен.

Выше говорилось, что неформальные подростковые объедине­ния часто становятся объектами притязания асоциальных лично­стей и уголовных элементов, которые, либо захватывая лидерст­во, либо оказывая давление, либо рекрутируя членов объедине­ния в преступные организации, преследуют свои корыстные цели. Поэтому целесообразно связаться с УВД, в частности, с ИДН (инспекцией по делам несовершеннолетних), для уяснения кри­минологической ситуации, в которой находится объединение. Да­лее прервать существующие и недопускать появление новых кон­тактов объединения с сомнительными лицами из числа совершен­нолетних граждан.

Непосредственная работа с неформальными подростковыми объединениями и с их представителями не должна начинаться борьбой с атрибутикой, как это повсеместно происходит при стол­кновении педагогов с панками или металлистами. Выше было по­казано, что атрибутика вторична по отношению к групповым цен­ностям. При трансформации ценностных ориентации подростка в педагогически заданном направлении автоматически изменится структура модели поведения и, в первую очередь, носильные ат­рибуты.

Неформальные подростковые объединения являются прежде всего общностями «свободного времени», т. е. реально существу­ют и действуют вне работы и учебы, поэтому, в первую очередь, работать с ними должны культурно-просветительные учреждения.

15

5. Формы и методы работы с неформальными подростковыми объединениями в клубных учреждениях

Клубы, как известно, основываются на принципе доброволь­ности. Внешкольная же работа в средних учебных заведениях мо­жет иметь для учащихся элемент обязательности. Поэтому для клубного учреждения предпочтительна ориентация на первый ва­риант описанных выше .педагогических стратегий.

Работая с «системой» и аналогичными объединениями, целе­сообразно формировать литературно-поэтические студии, художе­ственные мастерские, дискуссионные клубы философской и обще­гуманитарной направленности, которые в рамках одного культур­но-просветительного учреждения полезно организовать в люби­тельское объединение.

Следует регулярно проводить массовые мероприятия с учас­тием представителей всех перечисленных структур. Мероприятия должны носить остросоциальный характер, что психологически свяжет участников с процессами и явлениями, происходящими в обществе.

Полезно выпускать любительский журнал, в котором «систем­ные» смогут продемонстрировать свои реальные поэтические, ху­дожественные и другие способности. Появится относительно бес­пристрастный судья-читатель, который сможет по заслугам оце­нить творческие возможности авторов. Последнее очень важно, так как обычно их самооценка резко завышена, отношение же к мнению официальных лиц крайне скептическое.

При тщательном подборе педагогов и хорошо организованной работе подростки либо расстаются с «системой», начинают дея­тельно участвовать в новых, уже клубных общностях, либо ста­новятся проводниками формирующихся у них общественно значи­мых ценностей в своей «системе», подавляя ее асоциальный фон.

Следует оговориться, что работать необходимо с «пионерией», так как хиппи в большинстве своем достаточно образованные, пусть на уровне самообразования, люди и отказываются от педа­гогического контроля, предлагая паритетное взаимодействие.

Кстати в качестве руководителей отдельных мастерских и сту­дий целесообразно привлекать именно хиппи в силу их значи­тельного авторитета в «системе» и развитых гуманистических представлений.

Опыт работы с мажорами крайне ограничен. Дело усугубля­ется тем, что мажоры в высшей степени неуважительно относятся ко всем, кто не занимается «бизнесом».

Тем не менее, мажоры охотно участвуют в деловых играх, свя­занных с проблемами торговли и финансовой деятельности, с. удо­вольствием организуют и принимают участие в ярмарках и аук­ционах хозрасчетных любительских объединений.

16

Эффективную работу с экстремистами можно организовать в подростковом клубе. Большую помощь в этом окажет ИДН и комсомольский оперативный отряд базового предприятия, к пра­воохранительной деятельности которых следует привлекать экст­ремистов. Одновременно рекомендуется организовать занятия по физической подготовке и военно-патриотическому воспитанию. В данном случае нецелесообразно менять название объединения и принятую модель поведения. Необходимо только устранить мак­симализм в отношении других неформальных объединений, про­водить разъяснительную работу, определяя, что действительно яв­ляется пресловутой «буржуазной заразой», с чем в нашем обще­стве необходимо бороться и какими способами.

Немалую сложность представляет работа с панками. Практи­ка выявляет перманентные столкновения представителей этого объединения с работниками клубов. Опять возникает «образ вра­га» в сознании взрослых, который очень стоек в силу крайне ост­рой модели поведения панков. Поэтому институциализация в рам­ках клубного учреждения значительной группы панков на сегод­няшний день нежелательна. Рекомендуется панкующих подрост­ков привлекать к «системным» клубным общностям (в условиях улицы «система» и панки постоянно взаимодействуют), а также подключить их к работе авангардных театральных студий, где панки смогут реализовать свои возможности карнавального пове­дения.

Для создания более полного представления о работе клубного учреждения с неформальными подростковыми объединениями мо­жно предложить опыт ДК пищевой промышленности Ленингра­да, где прослеживались элементы комплексного подхода к рабо­те с рассматриваемыми объединениями.

На базе ДК группа психологов объединилась на обществен­ных началах с несколькими молодыми учеными из ЛГУ. Психоло­ги выявили ряд самостоятельно работающих в различных воспи­тательных учреждениях общественников, также занимающихся проблемой неформальных подростковых объединений и привлек­ли их к сотрудничеству.

В итоге образовалась экспериментальная лаборатория изуче­ния молодежных проблем (ЭЛИМП), которая в сентябре 1987 г. была зарегистрирована как любительское объединение.

ЭЛИМП имел следующую структуру:

— научно-исследовательский центр, организующий и коорди­нирующий исследовательскую работу специалистов, занимающих­ся изучением неформальных объединений;

— экспериментально-методический центр, предоставляющий возможность сотрудникам лаборатории опробовать на практике вновь разработанные методы взаимодействия с «неформалами»;

— информационный центр, обрабатывающий и систематизиру­ющий материалы, касающиеся проблемы неформальных объеди­нений;

17

— консультационный и учебно-методический центр, оказыва­ющий помощь организациям и частным лицам в работе с рас­сматриваемыми общностями.

Работа ЭЛИМПа проводилась комплексно: с подростками, их родителями, с педагогами и общественностью. На основе принци­па сотрудничества. Общение с «неформалами», особенно на пер­вых порах, было крайне полезно для ЭЛИМПа, который откры­вал для себя пласты совершенно неизвестной ему культуры.

В течение учебного 1987—1988 гг. ЭЛИМП отрабатывал спо­собы взаимодействия преимущественно с «металлистами» и «си­стемными». Учитывался криминогенный фон объединений.

На первый контакт с «неформалами» выходили подготовлен­ные специалисты с тщательно проработанной программой по со­зданию эмоционального доверия между ними и подростками.

Социализация «металлистов» разворачивалась по следующей схеме: от «металлического» рока —к рок-музыке, от рок-музы­ки — к рок-культуре и далее — к традиционной культуре.

Как видим, реализовывался первый вариант педагогической стратегии.

Расчет оказался правильным. Металлисты впоследствии стали регулярно посещать городскую филармонию. Росла и социальная активность: как только в ЭЛИМПе появилась группа обществен­ной помощи детским домам, металлисты сразу же подключились к ее деятельности.

Занятия с металлистами проводились в виде дискуссий и встреч с деятелями современной культуры. Практиковались преи­мущественно групповые формы работы.

Взаимодействие с «системой» основывалось на гуманистичес­кой ориентации объединения. Упомянутая группа общественной помощи детским домам состояла преимущественно из «пионерии».

Сотрудники ЭЛИМПа изначально создали благоприятные ус­ловия для реализации творческого потенциала «системы»: добро­желательное отношение, внимание администрации ДК, удобные помещения, приглашаемые квалифицированные консультанты в области художественного творчества и т. д. Регулярно проводи­лись выставки «системного искусства», где участниками выступа­ли посещающие ЭЛИМП «пионеры». Был организован любитель­ский журнал.

В результате «системные» быстро создали в рамках ЭЛИМПа творческий молодежный центр и вышли на самоуправление.

Опыт работы ЭЛИМПа с упомянутыми, а также с другими объединениями выявил следующее:

1. Неформальные подростковые объединения в отличие от пре­ступных общностей несут общественно значимое содержание, но для его раскрытия необходимо создать соответствующую педаго­гическую ситуацию.

18

2. Подростковые «неформалы» существуют в режиме самоде­ятельных клубных общностей и хорошо адаптируются в условиях культурно-просветительного учреждения.

3. Подобные объединения способны к саморазвитию и соци­альной автономии за счет надежного самоуправления.

4. Проблема социализации неформальных подростковых объ­единений требует междисциплинарного изучения.

Аналогичную лабораторию можно организовать в любом рай­онном или городском культурно-просветительном учреждении, разумеется, с учетом конкретной педагогической ситуации.

ЭЛИМП работает до сих пор, поэтому практикам можно поре­комендовать воспользоваться услугами информационного и кон­сультационного’ центров ЭЛЙМПа для получения соответствую­щих материалов и рекомендаций.

В настоящем пособии не рассматривались проблемы работы с подростковыми общностями традиционной направленности, ко­торые также могут являться неформальными, так как этот во­прос разработан в теории и практике культурно-просветительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Блуштвейн Ю., Юстицкий В. Неформальная группа: что это та­кое, — Молодой коммунист, М., 1987, № 6.

Отклик. Вып. 1. М., 1987.

Совдагарова 3. Кому служит мода хиппи и панков. — АИФ. — М., 1985, 5 ноября.

Сундиев И. Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспо­зиции.— Социологические исследования. М., 1987, № 5.

Щекочихин Ю. По ком звонит колокольчик? — Социологические иссле­дования, М., 1987, № 1.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Советы лектору…………… 3

1. Терминология и социально-психологические особенности неформаль­ных подростковых объединений …………… 3

2. Психолого-педагогические предпосылки образования неформальных подростковых групп и объединений……………. 6

3. Основные типы неформальных подростковых объединений….. .7

4. Общие принципы организации работы с подростковыми группами 13

5. Формы и методы работы с неформальными подростковыми объедине­ниями в клубных учреждениях . . ….. …… . . 16

Литература. . . . . 19

Александр Павлович ФАЙН Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами

Научный редактор кандидат психологических наук-Э. Б. Ширяев

Ответственный за выпуск

референт Правления Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР Н. В. Панова

Редактор Л. А. Григорьева

Техн. редактор С. А. Кучерова Корректор О Т. Семенова

Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР 191104, Ленинград, Литейный пр., 42

Типография ЛДНТП (Невский пр., 58)