Содержание учебно-методического комплекса
по дисциплине «Психология и педагогика»
- Выписка ГОСТ – ГСЭ.Ф.07.
- Учебная программа
- Тематический план
- Календарный план
- Вопросы к зачету
- Список литературы
- Планы семинарских занятий
- Темы рефератов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ГСЭ.Ф.07.
Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность
... Самосознание и его структура. Понятие бессознательного. Индивид – индивидуальность – личность. Структура личности в теории З.Фрейда. Понятие о защитных механизмах личности. Структура личности в отечественных теориях (К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн). Текст: 1. Предмет психологии: краткая характеристика ...
Управление образовательными системами.
Министерство образования Российской федерации
Учебная программа
И методические рекомендации по курсу
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Для студентов специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации»
Омск — 2008 г.
Составитель: канд.филос.наук Костюк И.А.
Психология и педагогика: Учебная программа и методические рекомендации
Программа и методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2000 г.) по специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации» для студентов заочной формы обучения.
Программа и методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры психологии и общих гуманитарных дисциплин ОФ СФГА 23.10. 2008
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации».
Курс представляет собой дисциплину цикла Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ.Ф.08).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина «Психология и педагогика» обязательная для подготовки специалистов экономических специальностей.
В результате освоения курса студенты должны получить представление о природе психики человека, знать:
· должен знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
· знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности человека, формировании его личности;
· интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе;
· знать формы, средства и методы психологической деятельности;
В результате освоения курса студенты должны уметь:
1. практически использовать теоретические знания о механизмах общения;
2. оценивать и проектировать процесс профессионального психологического общения;
3. понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера;
4. владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Предмет и методы психологии
Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
В социальной психологии взаимодействие понимается как
... на друга, порождающих их взаимную обусловленность или связь3. В социальной психологии взаимодействие понимается как непосредственная организация людьми совместных действий, позволяющих группе сформировать ... гуманитарного профиля, чьей главной задачей является организация и осуществление эффективного общения между людьми. Цель данной дисциплины – формирование необходимых профессиональных компетенций, ...
Тема 2. Психика и организм. Чувственные и рациональные формы освоения действительности
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Тема 3. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека.
Понятие личности в психологии. Структура личности как связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Направленность как система устойчивых мотивов.
Способности. Темперамент. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента.
Характер. Черты и типы характера. Формирование характера.
Воля. Волевая регуляция поведения.
Эмоции. Теории эмоций. Чувства.
Мотивация. Потребности, интересы, мотив как компоненты мотивации. Мотивация и деятельность.
Тема 4. Межличностные отношения. Общение
Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Проблема общения в психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей. Соотношение категорий «общение» и «деятельность». Типы и уровни общения.
Общение как коммуникация. Специфические особенности процесса коммуникации. Понятие коммуникативного барьера; виды коммуникативных барьеров. Виды коммуникации. Средства общения: вербальные и невербальные (мимика, пантомимика, проксемика), их функции и характеристики.
Общение как интеракция. Сущность, структура и характеристика межличностного взаимодействия. Теоретические подходы к описанию взаимодействия впроцессе общения (Э. Берн и др.).
Развитие межличностного взаимодействия в малых группах. Психологические особенности делового взаимодействия: цели, стратегии и тактики
Общение как социальная перцепция. Психологические механизмы и закономерности понимания в процессе общения. Общее представление о каузальной атрибуции. Процессы межличностного восприятия. Влияние индивидуально-типологических, возрастных и профессиональных особенностей на процесс межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия: эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.
Практические приложения психологии общения. Психологическая культура профессионального общения. Эмпатическое, рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания: уточнение, выяснение, перефразирование, резюмирование.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПЕДАГОГИКА
Тема 5. Предмет, задачи и цель образования и воспитания
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
« ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Заочное обучение (3,7 семестр)
(ГОС ВПО 2000г.)
№ недели | Содержание работы | Кол-во часов | Форма и сроки Контроля |
3. | Подготовка темы «Предмет и методы психологии. Психика и организм» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. | Индивидуальное собеседование | |
5. | Подготовка темы «Чувственные и рациональные формы освоения действительности» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. -Пользуясь текстом Главы 3 (Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997), заполните таблицу – форма, классификация, общие свойства. | Индивидуальное собеседование. | |
7. | Подготовка темы «Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. Определит свой тип темперамента, осмыслить психологические свойства темперамента. Определить характер, его основные черты. | Индивидуальное собеседование. | |
9. | Подготовка темы «Общение. Межличностные отношения» — Проработать теоретический материал по учебникам: Андреева Г.М. Социальная психология; Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. -Подготовить реферативное сообщение по работам: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы, ПанкратовВ.Н. Психология успешного взаимодействия, Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. -Пользуясь монографией Э.Берна «Игры, в которые играют люди», проанализируйте ряд ситуаций с позиций трансактного анализа — Проработать теоретический материал по учебникам: Андреева Г.М. Социальная психология; Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. — Выписать из учебных пособий содержание эффектов межличностного восприятия (эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.) -Подготовить реферативное сообщение по работам: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком; Межличностное восприятие в группе //П/р Г.М.Андреевой, А.И. Донцова) — Сделать конспект — сообщение по 3,4,6 главам книги И.Аттватера «Я Вас слушаю…» | Индивидуальное собеседование. | |
11. | Подготовка темы «Образование и воспитание. Семейное воспитание. Проблема взаимоотношений поколений» — | Индивидуальное собеседование. |
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие /М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001
- Социальная психология. /П/ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ.
1.Компьютерный центр ОФ СФГА
2.СД-ДИСК.
Вопросы к зачету
1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Основные направления в психологии XX века.
3. Психика и организм.
4. Ощущения – первичная форма отражения действительности.
5. Восприятие: сущность и основные качества.
6. Внимание: основные свойства и виды.
7. Память: структура памяти, виды.
8. Мышление: типы и виды.
9. Понятие личности в психологии.
10. Общее и индивидуальное в психике человека.
11. Способности, задатки и индивидуальные различия.
12. Темперамент, типы и свойства темперамента.
13. Характер: черты, типология характеров.
14. Мотивация и деятельность.
15.Психические состояния человека. Стресс. Фрустрация.
16. Общение. Три стороны общения.
17. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение.
18. Общение как взаимодействие.
19. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Каузальная атрибуция.
20. Эмоции и чувства.
21. Социально-ролевое общение.
22. Социально-психологический климат коллектива.
23. Понимание конфликта в психологии как движущей силы развития, структура и типы конфликтов.
24. Конфликты в условиях учебной и педагогической деятельности.
25. Производственные конфликты.
26. Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Несовместимость как причина конфликта.
27. Влияние конфликтов на социальное окружение. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента.
28. Предмет и основные этапы развития педагогики.
29. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
30. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО дисциплине
«ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»
1.Предмет, задачи и методы психологии.
2. Основные направления в психологии XX века.
3. Психика и организм.
4. Чувственные формы освоения действительности – ощущения, восприятие, внимание.
5. Рациональные формы освоения действительности – память и мышление.
6. Понятие личности в психологии.
7. Общее и индивидуальное в психике человека.
8. Способности, задатки и индивидуальные различия.
9. Темперамент, типы и свойства темперамента.
10. Характер: черты, типология характеров.
11. Мотивация и деятельность.
12.Психические состояния человека. Стресс. Фрустрация.
13. Субъективный мир психики человека. Идентификация и рефлексия.
14. Общение. Три стороны общения.
15. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение.
16. Общение как взаимодействие.
17. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Каузальная атрибуция.
18. Эмоции и чувства.
19. Социально-ролевое общение.
20. Социально-психологический климат коллектива.
21. Понимание конфликта в психологии как движущей силы развития, структура и типы конфликтов.
22. Конфликты в условиях учебной и педагогической деятельности.
23. Производственные конфликты.
18. Межгосударственные и межэтнические конфликты.
20.Теории механизмов развития конфликта.
21. Динамика конфликта. Процессы, происходящие на каждой стадии.
22. Формы завершения конфликта.
23. Эскалация конфликта.
24. Основные стили поведения в конфликте. Преимущества и недостатки каждого стиля.
25. Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Несовместимость как причина конфликта.
26. Социальные и психологические стратегии разрешения конфликтного воздействия.
27. Влияние конфликтов на социальное окружение. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента.
28. Предмет и основные этапы развития педагогики.
29. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
30. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
3. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997.
4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994.
Дополнительная
25. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980.
26. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 1990.
27. Андреева г.М. социальная психология – М., 2006.
28. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
29. Аттватер И. «Я Вас слушаю…». – М.: Экономика, 1984.
30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990.
31. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982
32. Вейнингер О. Пол и характер. – М.,1994.
33. Гальперин П. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет»,2002.
34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общая и возрастная психология): Учеб. пособие. Минск, 2000.
35. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
36. Кречмер Э. Строение тела и характер. – В сб. Психология индивидуальных различий. – М.,1982. – С.248 – 262.
37. Кричанский Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
39. Межличностное восприятие в группе //П/р Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.
40. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
41. ПанкратовВ.Н. Психология успешного взаимодействия. М., 1999.
42. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000.
Психологические исследования общения //П/р Б.Ф.Ломова. М.: «Наука», 1985
44. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1989.
46. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
47. Социальная психология. /Под ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
48. Шелдон У. Анализ конституциональных различий.- В сб. Психология индивидуальных различий. – М.,1982. – С.248 – 262.