УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
«МетоДология научного исследования»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
магистерской программы
«Лингводидактика и менеджмент в иноязычном образовании»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 15 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Авторы: доктор филос. наук, профессор С.З. Гончаров
кандидат филос.наук, доцент Т.А. Логиновских
кандидат филос.наук, доцент Е.В. Попова
Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов
доктор филос.наук, профессор (УрФУ) Н.И. Савцова
Руководитель магистерской программы
«Лингводидактика и менеджмент
в иноязычном образовании»:
кандидат филологич.наук, профессор Т.А. Знаменская
Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 21 марта 2016 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии
и искусствоведения Е.В. Попова
Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25 марта 2016 г.
Председатель научно-методической комиссии
Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев
Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева
Директор Института
психолого-педагогического образования И.И. Хасанова
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2016
© Гончаров С.З., Логиновских Т.А.,
Попова Е.В., 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.
Психология проф.образования как наука и дисциплина.
... с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась. Психология проф.образования как наука и дисциплина. Цель науки-получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного ...
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.
Компетенции, формируемые в усвоении дисциплины
В результате усвоения дисциплины магистрант должен:
знать:
-теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
-анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
— использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
-современными методами научного исследования в предметной сфере;
— способами осмысления и критического анализа научной информации;
— навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.
а) общекультурные (ОК):
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов); 30 аудиторных часов: 16 – лекции, 14 – семинары. 78 часов – самостоятельная работа.
Структура и содержание дисциплины
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 108 (3) | |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | — | |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | — | |
1.3.2. Контрольные работы | — | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | — | |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету | ||
1.4. Курс | I | |
1.5. Семестр | ||
1.6. Экзамен (семестр) | ||
1.7. Зачет (семестр) | — | |
1.8. Курсовой проект (работа) (семестр) | — | |
1.9. Контрольная работа (семестр) | — |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Темы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||
1. | Наука как особенная форма духовного освоения реальности | 1,2 | Еженед. | Собеседование – 1; участие в практ.занятии -2, тест – 2. | |||||||
2. | Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. | 3.4 | Еженед. | Собеседование – 3; участие в практ.занятии -4, тест – 4. | |||||||
3. | Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании | 5,6,7 | Еженед. | Собеседование – 5,6; участие в практ.занятии -7 коллоквиум – 7. | |||||||
4. | Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи. | 8,9,1011 | Еженед. | Собеседование – 8,10, участие в практ.занятии -9, 11. Тест – 11. | |||||||
5. | Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. | 12,13 | Еженед. | Собеседование – 12; участие в практ.занятии -13, тест – 13. | |||||||
6. | Путь к истине в научном познании. | 14, 15 | Еженед. | Собеседование – 14; участие в практ.занятии -15, Коллоквиум – 15. | |||||||
7. | Подготовка к экзамену | ||||||||||
Всего за 1 семестр: | Экзамен | ||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности
Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН).
Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
Тема 2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки
Рассудок и разум в познании и развитии научного знания. Методология, ее уровни и значение в научном исследовании. Особенности методологии философской, общенаучной, частнонаучной и дисциплинарной.
Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т. Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.
Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм. Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время).
Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.
Методические указания по написанию реферата
Текст реферата, взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.
Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата на зачете.
Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем. Тему реферата, как и название статей и тезисов, целесообразно выбирать согласно теме магистерской диссертации. Если магистрант определился в направлении своего диссертационного исследования, то вместо реферата целесообразно написание научной статьи по предполагаемой теме будущей магистерской диссертации. Тему статьи можно обсудить с преподавателем дисциплины, с научным руководителем. Желательна публикация статьи.
После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-3 главы), заключение, список использованной в реферате литературы.
Во введении (2-3 страницы) отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы; в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания).
В заключении делаются выводы из изложенного (1-2 страницы).
Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц печатного текста форматом А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, отступ 1,25, поля везде – 2.
Требования к реферату
1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной
части и заключения.
2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во Введении.
3. Обоснованность выбора темы во Введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.
4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.
5. Обязательное указание литературных источников в списке литературы Пронумерованный список литературы в алфавитном порядке приводится после текста статьи и оформляется по ГОСТ 7.0.5.-2008.
6. Ссылки на литературу при цитировании сразу после цитаты заключаются в скобки с указанием номера источника из списка литературы и страниц, например: «Текст цитаты…» [5, с. 56-57]. Аккуратность во внешнем оформлении.
Магистранты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Магистранты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.
Если магистрант определился в направлении своего диссертационного исследования, то вместо реферата целесообразно написание научной статьи по предполагаемой теме будущей магистерской диссертации. Тему статьи можно обсудить с преподавателем дисциплины, с научным руководителем. Желательна публикация статьи.
Примерные темы рефератов
1. Специфика науки в отличие от искусства и религии.
2. Специфика гуманитарных наук в отличие от естествознания.
3. Э.В. Ильенков о диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.
4. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.
5. Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске.
6. Анализ основных научных подходов в психологии, педагогике (по выбору).
7. Принцип системности в научном познании.
8. Соотношение исторического и логического в научном познании.
9. Специфика диалектического метода мышления.
10. Научные парадигмы и научные революции в развитии науки.
11. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.
12. Значение логических категорий в научном познании и творчестве.
13. Методологический аспект в понимании личности (по работам Э.В. Ильенкова).
14. Духовность личности и проблемы ее воспитания.
15. Концепция идеального в работах Э.В. Ильенкова.
Примерные вопросы для подготовки к ЭКЗАМЕНу
1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.
2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).
3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).
4. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.
5. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности
6. Социально-технологический базис рационального мышления.
7. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке.
8. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.
9. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.
10. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.
11. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).
12. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).
13. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.
14. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.
15. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.
16. Функции науки.
17. Значение ценностей в научном познании.
18. Становление новых понятий в научном поиске.
19. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.
20. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.
21. Вера в научном мышлении и научном познании.
22. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.
23. Значение философии в научном познании.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г
Основная литература
Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян ; под общ. ред. Н.Г. Багдасарьяна. Москва: Юрайт, 2015. 383 с.
Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б.Н. Бессонов; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. Москва: Юрайт, 2014. 394 с.
История и философия науки: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А.С. Мамзин и др.]; под общ. ред. А.С. Мамзина, Е.Ю. Сиверцева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 360 с.
Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пособие для магистров. Москва: Юрайт, 2013. 288 с.
Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров: для экономических направлений и специальностей [Гриф УМО] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий ; под ред. М.С. Мокия ; Гос. ун-т упр., Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва: Юрайт, 2014. 255 с.
Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И.Б. Рыжков. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар: Лань, 2013. 222 с.
Дополнительная
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю.М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. 150 с.
Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания: монография / Ю.М. Бородай. М.: Гнозис: Рус. Феноменолог. о-во, 1996. 416 с.
Бряник Н.В. Философский смысл картины мира неклассической науки // Вопросы философии. 2013, № 1. С.93-102.
Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 274 с.
Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 3. Аксиология мышления: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 609 с.
Гончаров С.З. Становление творческой мысли: от метафоры к понятию // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 95 – 102.
Губин В.Б. О методологии лженауки: [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В.Б. Губин // Философские науки. 2002. №1. С.150–156.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. 284 с.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.
Ильенков Э.В. Философия и культура / ЭВ. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 145-158.
История марксистской диалектики / Отв. ред. М.М. Розенталь. М.: Мысль, 1971. 639 с.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров / Ф.А. Кузин. М.: Ось-89, 1997. 302 с.
Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. С. 42-51.
Кун Т.С. Структура научных революций / Т.С. Кун; пер. И.З. Налетов, ред., авт. послесл. С.Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л.А. Маркова. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
Лакатос Имре. Избранные произведения по философии и методологии науки / Имре Лакатос ; [пер. с англ. И. Н. Веселовского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса]. Москва : Академический Проект : Трикста, 2008. 475 с.
Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход: монография / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев. – Москва: Академический Проект, 2013. – 280 с.
Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2010. 333 с.
Светлов В.А. История научного метода: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.А. Светлов. М.: Академический Проект: Деловая книга, 2008. 700 с.
Творческий универсум русской культуры: монография / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 524 с.
Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А.И. Уёмов // Вопросы философии. 2008. №4. С. 91-97.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е.В. Ушаков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 584 с.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке: научное издание / Е.Л. Фейнберг. М.: Век 2: Фрязино, 2004. 286 с.
Хрестоматии
Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука, 1994. 254 с.
Современнаяфилософия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 400 с.
Словари
Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.
Лебедев С.А.Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. 692 с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 208 с.
Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.