Средства для ингаляционного наркоза

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медицинский колледж

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________Т.З. Галейшина

 

«___» ___________ 20____ г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Средства, влияющие на центральную нервную систему

(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»

 

 

Дисциплина «Фармакология»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс: 1

Семестр: I

Количество часов 2 часа

 

 

Уфа 20____г.

 

 

Тема: «Средства, влияющие на центральную нервную систему

(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»

утвержденной «_____»_______20____ года

 

Рецензенты по представляемой лекции:

1.

2.

Автор: М. У. Широчян

 

Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «______»________20____г.

 

 


1. Тема: «Средства, влияющие на центральную нервную систему

(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»

2. Курс: 1 семестр: I

3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа

4. Контингент слушателей – обучающиеся

5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Средства, влияющие на эфферентную нервную систему (адренергические средства)», усвоить знания по новой теме: «Средства, влияющие на центральную нервную систему

(общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

Тема. Физиология нервной системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности нервных процессов в юношеском возрасте.   Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС, ...

6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).

7. Обучающийся должен знать:

· Средства для ингаляционного наркоза (эфир для наркоза, фторотан, азота закись).

· История открытия наркоза. Стадии наркоза. Особенности действия отдельных препаратов. Применение. Осложнение при наркозе.

· Средства, для неингаляционного наркоза (тиопентал-натрий, пропанид, натрия оксибутират, кетамин).

Отличие неингаляционных средств для наркоза от ингаляционных. Пути введения, активность, продолжительность действия отдельных препаратов. Применение в медицинской практике. Возможные осложнения.

· Этанол (спирт этиловый) Влияние на центральную нервную систему. Влияние на функции пищеварительного тракта. Действие на кожу, слизистые оболочки. Противомикробные свойства. Показания к применению.

· Снотворные средства

— Барбитураты (фенобарбитал, этаминал – натрий, нитразепам);

— Бензадиазепины (темазепам, триазолам, оксазолам, лоразепам)

— Циклопирролоны (зопиклон)

— Фенотиазины (дипразин, прометазин)

· Снотворные средства, принцип действия. Влияние на структуру сна. Применение. Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости.

· Анальгетические средства:

— Наркотические анальгетики – препараты опия (морфина гидрохлорид омнопон, кодеин).

Синтетические наркотические анальгетики (промедол, фентанил, пентозацин, трамадол) их фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты.

— Ненаркотические анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства (метамизол-натрий (анальгин), амидопирин, кислота ацетилсалициловая).

Механизм болеутоляющего действия. Противовосполительные и жаропонижающие свойства. Применение. Побочные эффекты.

Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Средства, действующие на центральную нервную систему (общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)»

№ п/п Содержание и структура занятия Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося Методическое обоснование
1. Организационный момент -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся
2. Определение целей занятия -доведение плана проведения занятия   -продумывают ход этапов учебной деятельности   -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.
3. Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию (адренергические средства)» -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля — отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля
4. Мотивация темы -подчеркивает актуальность темы -записывают тему в тетрадь -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме
5. Лекция-беседа с элементами интерактивности -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме   конспектирование темы в тетрадь -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови»
6. Подведение итогов занятия, закрепление материала -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля
7. Домашнее задание, задание для самостоятельной работы -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Средства, действующие на центральную нервную систему (общие анестетики, снотворные средства, анальгетики)» к следующему теоретическому занятию. -записывают домашнее задание -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала  

 

Все лекарственные вещества, действующие на ЦНС, условно можно разделить на две группы:

1. угнетающие функции ЦНС (средства для наркоза, снотворные, противосудорожные средства, наркотические анальгетики, некоторые психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы, седативные);

2. возбуждающие функции ЦНС (аналептики, психостимуляторы, общетонизирующие, ноотропные средства).

 

Средства для наркоза

Наркоз — обратимое угнетение ЦНС, которое сопровождается потерей сознания, отсутствием всех видов чувствительности, угнетением спинномозговых рефлек­сов и расслаблением скелетных мышц при сохранении функции дыхательного и сосудодвигательного центов.

Официальной датой открытия наркоза считается 1846 год, когда американский стоматолог Уильям Мортон применил для обезболивания операции удаления зуба эфир.

В действии этилового эфира выделяют 4 стадии:

I — стадия анальгезии характеризуется снижением болевой чувствительности, постепенным угнетением сознания. ЧДД, пульс и АД не изменены.

II — стадия возбуждения, причиной которого является выключение тормозных влияний коры головного мозга на подкорковые центры. Возникает «бунт подкорки». Сознание утрачивается, развивается речевое и двигательное возбуждение. Дыхание нерегулярное, отмечается тахикардия, АД повышено, зрачки расширены, усиливается кашлевой и рвотный рефлексы, возможно возникновение рвоты. Спинномозговые рефлексы и мышечный тонус повышены.

III — стадия хирургического наркоза. Характеризуется подавлением функции коры мозга, подкорковых центров и спинного мозга. Жизненно важные центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный продолжают функционировать. Нормализуется дыхание, АД стабилизируется, снижается мышечный тонус, угнетаются рефлексы. Зрачки сужены.

В этой стадии выделяют 4 уровня:

III1 — поверхностный наркоз;

III2 — легкий наркоз;

III3 — глубокий наркоз;

III4 — сверхглубокий наркоз.

IV — стадия восстановления. Наступает при прекращении введения препарата. Постепенно происходит восстановление функций ЦНС в порядке, обратном их появлению. При передозировке средств для наркоза развивается агональная стадия, обусловленная угнетением дыхательного и сосудодвигательного центров.

Требования к средствам для наркоза:

· быстрота наступления наркоза без выраженного возбуждения

· достаточ­ная глубина наркоза, позволяющая проводить операцию в оптимальных услови­ях

· хорошая управляемость глубиной наркоза

· быстрый и без последствий выход из наркоза

· достаточная наркотическая широта — диапазон между концентрацией ве­щества, вызывающей стадию глубокого хирургического наркоза, и минимальной токсической концентрацией, вызывающей остановку дыхания вследствие угнетения дыхательного центра

· не вызывать раздражения тканей в месте введения

· минимальные побочные эффекты

· не должны быть взрывоопасными.

Средства для ингаляционного наркоза

Летучие жидкости

Диэтиловый эфир, Галотан (Фторотан), энфлуран (Этран), изофлуран (Форан), севофлуран.

Газообразные вещества

Азота закись

Средства для неингаляционного наркоза

— не нужна сложная и дорогостоящая аппаратура,

— нет необходимости очистки воздуха от выдыхаемого ингаляционного анестетика,

— практически отсутствует стадия возбуждения,

— высокая липофильность позволяет препаратам этой груп­пы легко проникать в мозг,

— управляемость глубиной наркоза низкая.

По продолжительности действия разделены на следующие группы:

• Кратковременного действия (продолжительность наркоза до 15 мин): пропанидид, пропофол, этомидат, кетамин.

• Средней продолжительности действия (продолжительность наркоза 20— 30 мин): тиопентал-натрий, гексенал.

• Длительного действия (продолжительность наркоза 60 мин и более): натрия оксибутират.

Средства для неингаляционного наркоза обычно применяют парентерально, чаще всего внутривенно.

Тиопентал-натрий – производное барбитуровой кислоты. Через минуту после внутривенного введения развивается максимальное действие, которое продолжается 20-30 мин. Нежелательные побочные эффекты проявляются в угнетении дыхания и сердечной деятельности, слюнотечении, бронхоспазмах.

Аналогичным действием обладает Гексенал.

Натрия оксибутират является синтетическим аналогом гамма- аминомасляной кислоты. Малотоксичный, хорошо проникает через ГЭБ, в малых дозах оказывает седативное и мышечнорасслабляющее действие, а в больших — вызывает сон и наркоз. Длительность наркотического эффекта после однократного применения составляет 2-4 ч., характерна выраженная миорелаксация. Повышает устойчивость организма к гипоксии. Применяют натрия оксибутират внутривенно, ректально и внутрь.

Пропанидид (сомбревин) отличается очень быстрым наступлением наркоза (30-40сек).

Длительность наркоза 3-5 мин, а еще через 2-3 мин. восстанавливается сознание. Возможны тахикардия, мышечное подергивание, потливость, гиперемия по ходу вены.

Пропофол (пропован, диприван) обладает кратковременным действием и вызывает наступление медикаментозного сна в течение 30 сек. Пропофол уменьшает церебральный кровоток, внутричерепное давление и мозговой метаболизм. Побочное действие проявляется редко. Применяют с 3-х летнего возраста.

Кетамина гидрохлорид (калипсол) вводится внутривенно и внутримышечно. При внутривенном введении длительность наркоза – 10-15мин., при внутримышечном – 30-40 мин.. Вызывает повышение АД, тахикардию, при выходе из наркоза – психомоторное возбуждение, галлюцинации.

Спирт этиловый(Spiritus aethylicus) – относится к веществам, угнетающим ЦНС. Как средство для наркоза не используется, так как обладает малой наркотической широтой: в дозах, вызывающих наркоз, может парализовать центр дыхания.

В медицинской практике спирт этиловый70 % широко используется как антисептическое средство.

При приеме внутрь спирт этиловыйвызывает состояние опьянения, характеризующееся общим возбуждением и изменением психических реакций. При приеме внутрь больших количеств алкоголя развивается острое отравление. В состоянии опьянения ослабляется критическое мышление, снижается умственная и физическая работоспособ­ность, нарушается память и координация движений. С повышением концентрации алкоголя в крови возбужда­ются подкорковые центры («буйство» подкорки).

Возникает двигательное беспокойство, головокружение, рвота. Затем наступает глубокий сон и развивается коматозное состояние. Состояние опьянения насту­пает при концентрации алкоголя в крови 2 г/л, выраженная интоксикация – 3-4 г/л, смертельной концентрацией считается 5-8 г/л.

Снотворные средства

Снотворные средства (гипнотики – от греч. hypnos – сон) – лекарственные вещества, которые вызывают у человека состояние, близкое к естественному сну. Применяются при бессон­нице с целью облегчения засыпания и обеспечения нормальной продолжитель­ности сна.

Сон не является однородным состоянием и в нем выделяются две фазы, несколько раз (4-5) сменяющие друг друга. Начинается сон фазой «медленного» сна, для которой характерно снижение биоэлектрической активности головного мозга, пульса, дыхания, температуры тела, секреции желез и обмена веществ. На эту фазу приходится 75-80% общей продолжительности сна. Она сменяется второй фазой – «быстрого» сна, при которой усиливается биоэлектрическая активность мозга, учащается пульс, дыхание, усиливается обмен веществ. Фаза «быстрого» сна составляет 20-25% общей продолжительности, он сопровождается сновидениями.

Бессонница (расстройства сна) может проявляться замедлением засыпания или характера сна (сон короткий или прерывистый).

Применение снотворных должно быть последним способом коррекции сна. Длительность назначения снотворных ЛС не должна превышать трех недель.

Выделяют три группы снотворных средств:

1 – производные барбитуровой кислоты;

2 – бензодиазепины;

3 – Небензодиазепины:

— Циклопирролоны: Зопиклон (Имован, Пиклодорм),

— Имидазопиридины: Золпидем (Ивадал, Санвал),

— Блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов: Доксиламин (Донормил), Димедрол.

— Бромизовал

Требования к снотворным средствам:

должны быстро вызывать сон и поддерживать его оптимальную продолжитель­ность,

не нарушать естественного соотношения между фазами сна (не нарушать структуру сна),

не вызывать угнетения дыхания, нарушения памяти, привыка­ния, физической и психической зависимости.

В настоящее время нет снотвор­ных средств, которые бы в полной мере удовлетворяли всем этим требованиям.

Механизм действия снотворных заключается в их способности угнетать передачу импульсов в различных отделах ЦНС. Они стимулируют тормозные ГАМК-ергические процессы в головном мозге через барбитуровые (барбитураты) или через бензодиазепиновые (бензодиазепины) рецепторы Важное значение имеет ослабление возбуждающего действия ретикулярной формации на кору головного мозга.

Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики

Оказывают болеутоляющее, противовоспалительное и жаропонижающее действие.

Основные эффекты неопиоидных анальгетиков связаны с их способностью тормозить синтез простагландинов – веществ, обладающих высокой биологической активностью. Простагландины образуются из арахидоновой кислоты под влиянием фермента циклооксигеназы. Известны два типа этого фермента: ЦОГ-1 и ЦОГ-2. ЦОГ-1 обеспечивает синтез простагландинов, которые выполняют регуляторные функции во многих тканях организма (регуляцию кровообращения, функций желудочно-кишечного тракта, почек, матки и других органов).

Под влиянием ЦОГ-2 при повреждении и воспалении образуются простагландины, которые стимулируют воспалительный процесс, повышают проницаемость сосудов, усиливают чувствительность болевых рецепторов.

Неопиоидные анальгетики неизбирательно ингибируют ЦОГ-1 и ЦОГ-2. Обезболивающий, противовоспалительный и жаропонижающий эффекты этих ЛС связаны с угнетением ЦОГ-2, тогда как многочисленные нежелательные эффекты проявляются в связи с ингибированием ЦОГ-1 (гастротоксичность и др.).

Жаропонижающий эффект за счет усиления теплоотдачи (расширяются сосуды кожи, возрастает потоотделение).

При лихорадке повышается уровень простагландинов в головном мозге, влияющих на центр терморегуляции. Неопиоидные анальгетики подавляют синтез и снижают уровень простагландинов в ЦНС. Они эффективны только при повышенной температуре (свыше 38,50С) и не влияют на нормальную температуру тела.

Производные салициловой кислоты

Кислота ацетилсалициловая (аспирин) – синтетическое ЛС, оказывающее болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее действие, а в малых дозах (75–325 мг в сутки) тормозящее агрегацию тромбоцитов и применяемое для профилактики тромбообразований при сердечно-сосудистых заболеваниях. Селективным ингибитором ЦОГ-1. Назначается внутрь самостоятельно или в сочетании с другими лекарственными средствами в виде комбинированных ЛС: «Цитрамон», «Кофицил», «Аскофен», «Томапирин», «Цитрапар», «Аскафф» и др., а также в виде растворимых таблеток, содержащих аскорбиновую кислоту – «Аспирин УПСА», «Аспирин-С», «Форталгин-С» и др. Выпускается инъекционная форма аспирина – Аспизол. Из салицилатов используются также Натрия салицилат и Салициламид.

Нежелательные побочные эффекты – диспептические расстройства, шум в ушах, ослабление слуха, аллергические реакции, кровотечения, бронхоспазм («аспириновая» астма»), ульцерогенное действие. У детей при вирусных инфекциях возможно развитие синдрома Рэйе (отёка головного мозга и развитие жировой инфильтрации печени).

Не рекомендуется назначать детям до 12 лет.

Таблетки ацетилсалициловой кислоты рекомендуется принимать после еды, размельчать перед употреблением и запивать большим количеством воды.

Производные пиразолона

Метамизол–натрий (анальгин) обладает противовоспалительным, жаропонижающим действием, но в большей степени проявляется болеутоляющий эффект. Хорошо растворяется в воде, поэтому часто используется и для парентерального введения. Входит в состав комбинированных ЛС «Темпалгин», «Пенталгин», «Бенальгин», а также в сочетании со спазмолитиками в состав ЛС «Баралгин», «Спазган», «Максиган», эффективных при спазматических болях.

Нежелательные побочные эффекты: угнетение кроветворения (агранулоцитоз), аллергические реакции, гастротоксичность. В процессе лечения необходим контроль анализа крови.

Производные анилина

Ацетаминофен (парацетамол, панадол) обладает болеутоляющим и жаропонижающим эффектом и почти не оказывает противовоспалительного действия. Применяют его в основном при головной боли, невралгии, травмах, лихорадке. Широко используется в педиатрии в виде сиропов и шипучих таблеток – Эффералган, Тайленол, Калпол, Солпадеин, Парацет и др. Возможно нарушение функции печени, почек. Антагонистом парацетамола является ацетилцистеин.

Ненаркотические анальгетики противопоказаны при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушении функции печени и почек, бронхоспазмах, нарушении кроветворения, беременности, лактации.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Понятие о наркозе и его стадиях. Классификация средств для наркоза.

2. Дайте сравнительную характеристику средств для ингаляционного наркоза.

3. Особенности действия и применения неингаляционных наркотических средств. Сравнительная характеристика.

4. Какие осложнения характерны при использовании средств для наркоза и какие меропроиятия проводятся по их устранению?

5. Острое отравление спиртом этиловым и меры оказания помощи. Социальные меры борьбы с алкоголизмом.

6. Применение спирта этилового в медицине.

7. Общая характеристика снотворных средств. Классификация, особенности действия барбитуратов и производных бензодиазепина.

8. Симптомы острого отравления снотворными средствами, помощь при отравлении.

9. Объясните фармакодинамику наркотических анальгетиков.

10. Объясните действие морфина на ЦНС, дыхание, ЖКТ.

11. Дать сравнительную характеристику ЛС опиоидных анальгетиков, особенности их действия.

12. Показания к применению анальгетиков, нежелательные эффекты.

13. Назовите меры помощи при отравлении опиоидными анальгетиками.

14. В чем особенность действия трамадола?

15. Какие лекарственные средства используются в лечении наркомании?

9. ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Гаевый М. Д., Гаевая Л. М. Фармакология с рецептурой, Москва, КНОРУС, 2013.

2. В. С. Чабанова Фармакология, Минск, Вышэйшая школа, 2013

3. Федюкович Н. И. Фармакология, Феникс, 2015

4. Аляутдин Р. Н. и др. Учебник для студентов учреждений СПО, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014

5. Аляутдин Р. Н. и др. Учебник для ВУЗов, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2015

6. Электронные источник информации: Система «Консультант».

Дополнительная

1. Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2 т.-Новая волна, 2014.

2. Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред. Г. Л. Вышковского.-М.: РЛС+, 2015.- 1440 с.

3. Справочник Видаль 2015: Лекарственные препараты в России.- Видаль Рус, 2015

4. Интернет – ресурсы

1. www.antibiotic.ru (Антибиотики и антимикробная терапия);

2. www.rlsnet.ru (Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента);

3. www.pharmateca.ru (Современная фармакотерапия для врачей);

4. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

5. www.kardioforum.ru (Национальный фонд поддержки кардиологии).

10. Подпись автора методической разработки _______________ М. У. Широчян

« ___» __________ 20___ г.