Шкала эмоциональной устойчивости

П С И Х О Л О Г И Я

 

Методические рекомендации

по изучению темы «Темперамент»

для студентов 1 курса

общетехнического факультета (ОТФ)

Часть 2

 

 

_________

Нижний Новгород

ННГАСУ

ББК 88

УДК 159.9(072)

 

Психология [Текст] : методические рекомендации по изучению темы «Темперамент» для студентов 1 курса общетехнического факультета (ОТФ).

Часть 2 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. Н. А. Зимина — Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. — 32 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов 1курса общетехнического факультета, изучающих дисциплину «Психология». Они включают в себя психологические методики, которые помогут студентам в изучении их темперамента.

 

Составитель: Н.А. Зимина —канд. психол. н., доцент

 

© Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2012.

Содержание

 

1. Исследование силы нервной системы при помощи теппинг – теста (Е.П. Ильин) 2. Исследование уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма (Г. Айзенк) (вариант А) 3. Изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов (Я. Стреляу) (Адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) 4. Исследование типа нервной системы 5. Тест «Формула темперамента» (А.Белов) Список литературы        

 

 

1. Исследование силы нервной системы при помощи теппинг – теста (Е.П. Ильин)

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Данная методика основана на определении максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

Процедура исследования

Необходимо подготовить бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги (203х288 мм, 210х297 мм), разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадрата.

Инструкция: «По моему сигналу начинайте проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек) Вы должны поставить как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые пять секунд дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении пяти секунд работы в 8-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Далее необходимо взять карандаш в левую руку и аналогичным образом повторить исследование.

Обработка результатов

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов

Полученные в результате обработки данных графики условно могут быть разделены на пять типов:

1. Выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в следующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы).

Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

2. Ровный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

4. Промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система.

5. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа снижается затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Графики:

а – выпуклого типа;

б – ровного типа;

в – нисходящего типа;

г – промежуточного и вогнутого типов.

Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень темпа работы за каждые 5 секунд

Исследование уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма (Г. Айзенк) (вариант А)

Ганс Айзенк предложил три базисных измерений личности.

1. Нейротизм — характеризует эмоциональную устойчивость/неустойчивость (стабильность/нестабильность).

Высокие показатели по нейротизму выражается в нервозности,

Г. Айзенк неустойчивости, слабой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Низкие показатели по нейротизму выражается в сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности и беспокойства.

2. Экстра/интроверсия

Интроверсия Экстраверсия
Спокойный, застенчивый Склонный к самоанализу Сдержан, отдален от всех, кроме близких людей Планирует свои действия заблаговременно Держит свои чувства под строгим контролем Общителен, обращен вовне Широкий круг знакомств, необходимость в контактах Действует под влиянием момента, импульсивен Оптимистичен Предпочитает движения и действия

В обзоре исследований (Wilson, 1978), основанных на предсказаниях по результатам тестирования в рамках теории Г. Айзенка, представлено впечатляющее количество фактов. Некоторые другие эмпирически установленные различия между экстравертами и интровертами приведены ниже.

 Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает.

 Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (например, торговля, социальные службы).

 В колледже интроверты достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Также студенты, оставляющие колледж по психиатрическим причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты, которые уходят по академическим причинам, чаще оказываются экстравертами.

 Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — во второй половине дня.

3. Психотизм — показатель склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоцентричности.

Люди с высокой степенью выраженности психотизма эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности.

Результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма — стали четыре категории людей, описанные Айзенком.

Г. Айзенк давал характеристики «чистых» типов темперамента (то есть в крайних угловых положениях квадранта).

Но такие типы встречаются крайне редко. Чем ближе один тип темперамента к другому, тем больше характеристик перекликается. Например, если вы получили результат: нейротизм 13, экстраверсия 17 — то у вас наблюдаются характеристики и холерика и сангвиника, но не так ярко выражено, как у чистых холериков, сангвиников. В разных условиях, в разных ситуациях вы можете проявлять и те и другие характеристики.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет», ставя знак «+» или «-» в соответствующей графе протокола исследования. Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция».

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?

4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?

19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?

32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

35. Бывает ли, что Вас «бросает в дрожь»?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдает ли Вы от бессонницы?

 

Обработка теста («ключ»).Если ответ «ключа» совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, — ноль баллов.

Шкала лжи.Ответ «да» на вопросы: 6, 24, 36. Ответ «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность и Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.

Шкала экстраверсии

Ответ «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Шкала эмоциональной устойчивости

Ответ «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

 

Оценочная таблица для шкал экстра-интроверсия

Интроверсия Экстраверсия
значительная умеренная умеренная значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

 

 

Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
высокая средняя высокая очень высокая
До 10 11-14 15-18 19-24

 

Начертите оси координат: горизонтальная ось – «шкала экстраверсии», вертикальная ось – «шкала эмоциональной устойчивости». Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12. Результат, который Вы получили, — Ваш преобладающий тип темперамента.

 

 

3. Изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов (Я. Стреляу) (Адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

Инструкция:«Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет»».

Текст опросника

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т. д.)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей?

18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29. Обладаете ли Вы быстротой реакции?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как работали весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые перемены?

56. Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т. п.?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?

126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в Вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Обработка результатов

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы.

Если ответ соответствует ключу — 2 балла. Если ответ не соответствует ключу — 0 баллов. За ответ «не знаю» — 1 балл.

Ключ

Сила процессов возбуждения:

Да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

Нет: 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения:

Да: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

Нет: 18, 34, 36, 59, 67, 128.

Подвижность нервных процессов:

Да: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131.

Нет: 25, 57, 63.

 

«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами: M±δ,

где М — среднее нормативной выборки; δ — стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (δ)

Название шкалы М δ
Сила по возбуждению
Сила по торможению
Подвижность

Интерпретация

Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности

Уровень процессов возбуждения — норма от 25 до 49, 62 — выше среднего

Уровень процессов торможения — норма от 21 до 43, 61 — выше среднего

Подвижность нервных процессов — норма от 24 до 48, 58 — выше среднего

Уровень процессов возбуждения:

высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклонение») отражает силу процесса возбуждения;

низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклонение») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

высокий балл отражает силу процесса торможения;

низкий балл — слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

низкий балл — инертность нервных процессов.

 

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость.

Уровень процессов торможения

Высокие баллы — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 — 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби больше 1,15 — это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение меньше 0,85 — это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

 

Исследование типа нервной системы

Цель исследования: определение уровня выраженности силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения нервных процессов.

Инструкция:«Вам необходимо ответить на 48 предложенных вопросов. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если указанное свойство или качество у Вас выражено в малой степени, следует поставить знак плюс (+).

Если в средней степени — два плюса (++), а если в высшей степени — три плюса(+++).

При отрицательном ответе малая степень выраженности характеризуется одним минусом(‑), если в средней степени — двумя минусами-(‑ ‑), а если в высшей степени — тремя минусами (‑ ‑ ‑)»

1. В конце каждого занятия я не чувствую усталости и потому усваиваю материал так же хорошо, как и в начале занятия.

2. В конце учебного дня занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3. Я сохраняю высокую работоспособность до конца продолжительных учебных занятий или другой напряженной работы.

4. Быстро восстанавливаю силы после напряженных учебных занятий или другой утомительной работы.

5. В ситуации опасности действую смело, умею подавлять излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Имею склонность к риску при решении сложных жизненных вопросов.

7. На собраниях и заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки даже своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать и охотно берусь за выполнение ответственной работы.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдачи зачета и т. д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачи не падаю духом, продолжаю бороться за поставленную цель.

11. Порицания родителей, преподавателей и других лиц (неудовлетворительные оценки, выговор, наказание и т.д.) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Я безразличен к насмешкам и попыткам остро подшутить надо мной (тонкие чувства, легкая душевная ранимость — удел других людей).

13. Я легко сосредоточиваю и поддерживаю свое внимание во время умственной работы, несмотря на помехи (шепот, разговоры, присутствие посторонних людей и т. д.).

14. Легко и без затруднений соблюдаю правила поведения, принятые в институтской среде.

15. Легко и успешно сдерживаю излишнее волнение перед экзаменом, встречей с начальником.

16. После спора, ссоры и других неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на нужной деятельности.

17. Спокойно, терпеливо делаю трудную и неинтересную работу.

18. В ситуациях ожидания (перед экзаменом, в очереди и т. д.) сохраняю собранность, спокойствие, терпеливость.

19. Отношусь спокойно к неприятностям, которые бывают у моих знакомых.

20. Накануне волнующего события (экзамена, семейного торжества переезда, путешествия и т.д.) мое поведение не отличается от обычного.

21. Как правило, крепко сплю перед серьезными испытаниями (экзаменами, соревнованиями, выступлениями и т.д.).

22. Умею держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства.

23. Способен сдерживать себя, могу быстро успокаиваться по требованию старших.

24. В волнующих ситуациях (спор, ссора) проявляю спокойствие и хладнокровие.

25. Для меня не характерны вспыльчивость и раздражительность по незначительному поводу.

26. Проявляю сдержанность и самообладание при неожиданном известии о предстоящем событии (зачете, выступлении на семинаре и т. п.).

27. Умею легко хранить в секрете интересную новость.

28. Способен терпеливо выполнять однообразную, кропотливую работу.

29. Тщательно и неторопливо готовлюсь к началу любого важного дела.

30. Настроение мое обычно ровное, устойчивое.

31. Активность в учебе, спорте, быту и т. д. проявляется равномерно, без периодических подъемов и спадов.

32. У меня равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

33. Легко схожусь с другими людьми.

34. Часто допускаю ошибки, даже грубые, из-за того, что спешу.

35. Легко вступаю в разговор с попутчиками.

36. Быстро привыкаю к новой среде и к новым людям.

37. Быстро могу изменить принятое решение, учитывая мнение других.

38. Легко и быстро отвечаю на неожиданные вопросы.

39. Легко и быстро привыкаю к характеру и требованиям нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности.

40. Легко завожу новые знакомства, люблю быть с людьми.

41. Быстро переключаюсь от отдыха к делу, быстро втягиваюсь в работу (на учебных занятиях и т.д.).

42. Могу быстро переходить от выполнения одного задания к другому, от одной работы к другой.

43. Люблю, когда занятия или работа часто меняются.

44. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

45. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к какой-нибудь деятельности.

46. У меня часто меняется настроение по несущественному поводу.

47. Монотонная работа вызывает у меня сонливость и скуку.

48. Моя речь и движения обычно быстрые, но я могу заставить себя говорить и двигаться медленно.

Обработка результатов

По каждому блоку вопросов отдельно подсчитывается сумма баллов со знаком «+», сумма баллов со знаком «-»и алгебраическая сумма баллов.

Если алгебраическая сумма баллов по всем блокам вопросов получается со знаком «+», то это указывает на то, что нервная система у обследуемого сильная, уравновешенная подвижная. Напротив, если сумма баллов имеет знак «-», то это указывает на слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы.

Бланк оценки свойств нервной системы

Сила Уравновешенность Подвижность
Итого: баллов со знаком«+»: баллов со знаком «-»: всего баллов: Итого: баллов со знаком«+»: баллов со знаком «-»: всего баллов: Итого: баллов со знаком«+»: баллов со знаком «-»: всего баллов:

 

Далее подсчитывается также уровень выраженности (в %) каждого из трех свойств. Этот показатель определяется путем деления алгебраической суммы баллов на максимальное число баллов, которое испытуемый может набрать при испытаниях (+48) и умножением полученного частного на 100. При оценке уровня выраженности того или иного свойства нервной системы следует руководствоваться следующей шкалой:

0-24% — низкая степень выраженности;

25-49% — средняя степень выраженности;

50% и более — высокая степень выраженности.

 

5. Тест «Формула темперамента» (А.Белов)

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставьте».

Карточка 1

1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость

4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5. Решительность и инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в работе.

9. Склонность к риску.

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность речи.

12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам.

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро действовать и решать.

17. Неустанное стремление к новому.

18. Обладание резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой смене настроения.

Карточка 2

1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого дела до конца.

4. Склонность переоценивать себя.

5. Способность быстро схватывать новое.

6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым делом.

10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда добрым настроением.

18. Быстрое засыпание и пробуждение.

19. Частая несобранность, поспешность в решениях.

20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

Карточка 3

1. Спокойствие и хладнокровие.

2. Последовательность и обстоятельность в делах.

3. Осторожность и рассудительность.

4. Умение ждать.

5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого дела до конца.

9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легкое сдерживание порывов.

12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношении со всеми.

17. Аккуратность и порядок во всем.

18. Трудное приспособление к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение с новыми людьми.

Карточка 4

1. Стеснительность и застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои силы.

5. Легкое перенесение одиночества.

6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольное приспособление к характеру собеседника.

11. Впечатлительность до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и робость.

19. Безропотность и покорность.

20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

 

Обработка результатов

1. Подсчитайте количество плюсов по каждой карточке отдельно и общее количество плюсов.

2. Определение формулы темперамента

Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается по следующим формулам:

X =Ax/A*100% (холерик) Ф =Aф/A*100% (флегматик)

С =Aс/A*100% (сангвиник) М =Aм/A*100% (меланхолик)

 

Формула темперамента (ФТ): Фт=Х+С+Ф+М,

где:

Фт – формула темперамента

X – холерический темперамент

С – сангвинический темперамент

Ф – флегматический темперамент

М – меланхолический темперамент

А – общее число плюсов по всем карточкам

АХ – число плюсов в карточке 1 «паспорт» холерика;

АС – число плюсов в карточке 2 «паспорт» сангвиника;

АФ – число плюсов в карточке 3 «паспорт» флегматика;

АМ – число плюсов в карточке 4 «паспорт» меланхолика.

 

Интерпретация

Если, например, в конечном виде «формула темперамента» приобретает такой вид:

ФТ = 35%Х + 30%С + 14%Ф+21%М

это значит, что данный темперамент на 35% — холерический, 30% — сангвинический, 14% — флегматический и 21% — меланхолический.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим,

если 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко,

если 20–29%, то качества данного типа выражены средне,

если 10–19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

 

 

Список литературы

Глуханюк, Н. С. Практикум по общей психологии : учебное пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.

Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.

Сборник психологических тестов. Часть I : пособие / Сост. Е. Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии : учебное пособие / А. Г. Смирнов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 224 с.