Санкт-Петербургская академия
управления и экономики
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Для специальности 030301.65 «Психология»
Санкт-Петербург
2007 г.
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию
кафедрой психологии.
Протокол от
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.
Протокол от
Васильева С.А.
Групповая психотерапия и консультирование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. –.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению данной дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине.
Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности
«Психология».
Содержание
Рабочая учебная программа дисциплины |
|
|
|
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины |
|
|
Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий |
|
|
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ |
|
|
Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов |
|
|
Глоссарий |
|
1. Рабочая учебная программа дисциплины
-
Целевая установка и организационно-методические указания
Основной целью курса «Групповая психотерапия и консультирование» является когнитивное понимание группового поведения, важнейших психологических закономерностей, а также особенностей взаимодействия человека с другими людьми, и приобретение личного опыта группового взаимодействия.
Задачи курса
- Ознакомить студентов с основными направлениями в современной групповой психотерапии
- Научить студентов свободно оперировать психотерапевтическими терминами и понятиями
- Развить у студентов перцептивные и коммуникативные навыки, необходимые для эффективного межличностного и консультативного взаимодействия
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студенты должны
ЗНАТЬ:
Основные направления современной групповой психотерапии, важнейшие термины и понятия групповой психотерапии.
УМЕТЬ:
Отслеживать и анализировать групповую динамику и групповое развитие, использовать современные технологии консультативного взаимодействия, ориентироваться в различных направлениях психотерапевтических исследований.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
О роли групповой работы в процессе психотерапии.
2.Организационно – методические указания
Дисциплина «Групповая психотерапия и консультирование» входит в цикл дисциплин специализации «Психологическое консультирование»
Курс «Групповая психотерапия и консультирование» наиболее тесно связан теоретически и методологически с курсами «Основы психологического консультирования», «Социальная психология», «Основы психокоррекции», «Консультативная психология», практикум «Психологическое консультирование», «Психокоррекция психических состояний»,так как опирается на знания, полученные в этих курсах..
Изучение курса «Групповой психотерапии и консультирования» предполагает использование следующих форм обучения: лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
На лекциях студенты знакомятся с основными теоретическими и методологическими положениями групповой психотерапии и консультирования, а также рассматривают основные направления развития данной психологической отрасли.
На практических занятиях студенты изучают основные процедуры различных направлений психотерапии, получают навыки консультирования, а также учатся анализировать групповой процесс. В ходе подобных занятий студенты обучаются свободно оперировать важнейшими понятиями, терминами и закономерностями. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополнительной литературой по групповой психотерапии, а также изучают первоисточники, что позволяет им проводить обсуждения интересующих вопросов на практических занятиях.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, обсуждения рефератов.
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена..
II. Содержание тем дисциплины Тема 1. Психология группы
Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа». Преимущества групповой формы. Группа как социальный микрокосм. Значение межличностных отношений. Интерперсональное влияние. Участники, цели и роли. Групповой процесс. Личность и ее групповое окружение: динамическое взаимодействие. Ограничения групповой психотерапии.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Тема 2. Общие проблемы психологического консультирования
Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности и практика консультирования. Структура процесса консультирования. Консультативный контакт. Процесс психологического консультирования.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
Тема 3. Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии
Социокультурный контекст. Динамика изменений. Поддерживающая среда и групповое сцепление. Внушение надежды. Универсальность. Сообщение информации. Альтруизм. Факторы самораскрытия. Факторы научения. Имитационное поведение. Сравнительная ценность психотерапевтических факторов с точки зрения терапевта и с точки зрения пациента. Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.
Тема 4. Групповая сплоченность
Сплоченность как лечебный фактор в групповой психотерапии. Определение сплоченности. Исследования влияния групповой сплоченности. Механизм развития. Самооценка в группе. Взаимосвязь групповой сплоченности и посещения группы, групповой сплоченности и выражения враждебности.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Тема 5. Отбор клиентов для групповой психотерапии
Исключающие критерии (пациенты, которых не следует направлять на групповую психотерапию).
Исследования причин неудач в групповой терапии. Критерии включения. Процедура отбора. Диагностика и оценка на этапе отбора пациента в группу.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
Тема 6. Формирование терапевтических групп
Прогнозирование группового поведения (диагностическое интервью, психологическое тестирование, специализированные диагностические процедуры).
Цели группы. Оценка клиентов (осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, толерантность к фрустрации).
Выбор оптимальной группы. Стиль коммуникации.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.
Тема 7. Создание группы и подготовка к групповой работе
Открытые и закрытые группы. Продолжительность и частота встреч. Размер группы. Подготовка клиентов к групповой психотерапии (установление предварительного контакта, предоставление информации, преодоление начальной тревоги).
Условия группового соглашения и его принятие. Обязательства психотерапевта.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Тема 8. Задачи и роли группового психотерапевта
Создание и поддержание группы. Формирование норм. Разъяснение и активация процесса (задачи и техники).
Роли психотерапевта (открытое знакомство, активность – пассивность, поощерение, фрустрирование).
Фокусы внимания психотерапевта. Использование прошлого. Подготовка и квалификация группового терапевта. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Тема 9. Начало работы группы
Режим работы (частота, продолжительность и время проведения сессий).
Стадии формирования группы (знакомство, первая встреча, ориентация, сопротивление, конфликт, развитие сплоченности).
Преждевременная терминация. Новые члены группы.
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Тема 10. Развитие группы
Образование подгрупп. Конфликт в терапевтической группе. Проблемы лидерства. Выражение чувств в групповой психотерапии (эмоциональное заражение, феномен «козла отпущения», невербальная коммуникация).
Чувства и эмоциональные реакции группового психотерапевта. Трудные группы и трудные пациенты. Сочетание индивидуальной и групповой психотерапии. Ограниченные во времени группы. Терминация в групповой психотерапии (типы терминаций, переживание терминации уходящим пациентом, группой, психотерапевтом).
Литература.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Тема 11. Т-группы
История и развитие Т-групп. «Обучающая лаборатория». Представление самого себя. Обратная связь. Экспериментирование. Принцип «здесь и теперь». Основные процедуры. Цель Т-групп. Исследования Т-групп.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Тема 12. Группы встреч
История и развитие. Самораскрытие в группе. Осознание самого себя. Ответственность. Внимание к чувствам. Построение доверительных отношений. Основные процедуры. Исследования и анализ групп встреч.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Тема 13. Гештальтгруппы
История гештальтподхода к групповой работе. Основные понятия (фигура и фон, сосредоточенность на настоящем, функции защиты, зрелость).
Цели гештальтгруппы. Основные процедуры (расширение осознания, интеграция, противоположностей, усиление внимания к чувствам, принятие ответственности, преодоление сопротивления).
Литература.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.
Тема 14. Психодрама
Создание и развитие психодрамы. Классическая психодрама. Цели психодраматического процесса. Ролевая игра. Спонтанность и творчество. Инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы. Методики, используемые в процессе психодраматического действия. Влияние Я.Морено на групповое движение.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Тема 15. Телесно-ориентированная терапия
История и развитие. Вклад В. Райха и Лоуэна в психотерапию. Основные понятия (энергия, мышечная броня, почва под ногами).
Процедуры телесной терапии (дыхание, позы, двигательные упражнения, физически контакт).
Различные подходы телесной терапии.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.
Тема 16. Группы танцевальной терапии
Происхождение танцевальной терапии, анализ современных тенденций. Общие цели. Основные понятия и процедуры. Роль терапевта. Анализ движения.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Тема 17. Терапия искусством
Развитие терапии искусством. Использование ее для лечебных целей. Спонтанность. Сублимация. Преимущества групповой работы. Основные процедуры. Ограничения использования.
Литература.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Тема 18. Поведенческие группы
Цель поведенческого подхода в групповой психотерапии. Развитие поведенческой модели обучения. Основные понятия (учебная модель, постановка цели, измерение и оценка).
Навыки уверенности в себе. Репетиция поведения. Релаксационный тренинг. Домашняя работа.
Литература.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.
В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001
III. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий Очная форма обучения – 5 лет
№п./п. |
Наименование темы |
Всего часов |
Распределение часов |
Сам. работа |
|
лекции |
практика |
||||
|
9 семестр – 144 часа |
||||
1. |
Психология группы |
6 |
2 |
|
4 |
2. |
Общие проблемы психологического консультирования |
6 |
2 |
|
4 |
3. |
Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии |
6 |
2 |
|
4 |
4. |
Групповая сплоченность |
6 |
2 |
|
4 |
5. |
Отбор клиентов для групповой психотерапии |
10 |
2 |
4 |
4 |
6. |
Формирование терапевтических групп |
6 |
2 |
|
4 |
7. |
Создание группы и подготовка к групповой работе |
12 |
4 |
4 |
4 |
8. |
Задачи и роли группового психотерапевта |
6 |
2 |
|
4 |
9. |
Начало работы группы |
12 |
4 |
4 |
4 |
10. |
Развитие группы |
10 |
2 |
4 |
4 |
11. |
Т-группы |
5 |
1 |
|
4 |
12. |
Группы встреч |
5 |
1 |
|
4 |
13. |
Гештальтгруппы |
10 |
2 |
4 |
4 |
14. |
Психодрама |
10 |
2 |
4 |
4 |
15. |
Телесно-ориентированная терапия |
10 |
2 |
4 |
4 |
16. |
Группы танцевальной терапии |
5 |
1 |
|
4 |
17. |
Терапия искусством |
9 |
1 |
4 |
4 |
18. |
Поведенческие группы |
10 |
2 |
4 |
4 |
ЭКЗАМЕН: |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
144 |
36 |
36 |
72 |
Очно-заочная форма обучения- 6 лет
№п./п. |
Наименование темы |
Всего часов |
Распределение часов |
Сам. работа |
|
лекции |
практика |
||||
|
11 семестр – 144 часа |
||||
1. |
Психология группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
2. |
Общие проблемы психологического консультирования |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
3. |
Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии |
7 |
1 |
|
6 |
4. |
Групповая сплоченность |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
5. |
Отбор клиентов для групповой психотерапии |
8 |
1 |
1 |
6 |
6. |
Формирование терапевтических групп |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
7. |
Создание группы и подготовка к групповой работе |
8 |
1 |
1 |
6 |
8. |
Задачи и роли группового психотерапевта |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
9. |
Начало работы группы |
9 |
1 |
2 |
6 |
10. |
Развитие группы |
9 |
1 |
2 |
6 |
11. |
Т-группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
12. |
Группы встреч |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
13. |
Гештальтгруппы |
14 |
2 |
2 |
10 |
14. |
Психодрама |
14 |
2 |
2 |
10 |
15. |
Телесно-ориентированная терапия |
9 |
1 |
2 |
6 |
16. |
Группы танцевальной терапии |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
17. |
Терапия искусством |
7 |
1 |
2 |
4 |
18. |
Поведенческие группы |
7 |
1 |
2 |
4 |
ЭКЗАМЕН |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
144 |
16 |
16 |
112 |
Заочная форма обучения – 6 лет
№п./п. |
Наименование темы |
Всего часов |
Распределение часов |
Сам. работа |
|
лекции |
практика |
||||
|
6 семестр – 144 часа |
||||
1. |
Психология группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
2. |
Общие проблемы психологического консультирования |
8 |
— |
|
8 |
3. |
Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии |
8.5 |
0.5 |
|
8 |
4. |
Групповая сплоченность |
6 |
— |
|
6 |
5. |
Отбор клиентов для групповой психотерапии |
8.5 |
0.5 |
|
8 |
6. |
Формирование терапевтических групп |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
7. |
Создание группы и подготовка к групповой работе |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
8. |
Задачи и роли группового психотерапевта |
8.5 |
0.5 |
|
8 |
9. |
Начало работы группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
10. |
Развитие группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
11. |
Т-группы |
8.5 |
0.5 |
|
8 |
12. |
Группы встреч |
8.5 |
0.5 |
|
8 |
13. |
Гештальтгруппы |
12.5 |
0.5 |
2 |
10 |
14. |
Психодрама |
12.5 |
0.5 |
2 |
10 |
15. |
Телесно-ориентированная терапия |
10.5 |
0.5 |
2 |
8 |
16. |
Группы танцевальной терапии |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
17. |
Терапия искусством |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
18. |
Поведенческие группы |
6.5 |
0.5 |
|
6 |
ЭКЗАМЕН |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
144 |
8 |
6 |
130 |
IV. Перечень тем практических занятий
4.1.Практические занятия.
Номера тем дисциплин |
Тема занятия |
Количество часов |
Психология |
||
5 |
Занятие 5. Практическое занятие по теме: Отбор клиентов для групповой психотерапии |
4 |
7 |
Занятие 7. Практическое занятие по теме: Создание группы и подготовка к групповой работе |
4 |
9 |
Занятие 9. Практическое занятие по теме: Начало работы группы |
4 |
10 |
Занятие 10. Практическое занятие по теме: Развитие группы |
4 |
13 |
Занятие 13. Практическое занятие по теме: Гештальтгруппы |
4 |
14 |
Занятие 14. Практическое занятие по теме: Психодрама |
4 |
15 |
Занятие 15. Практическое занятие по теме: Телесно-ориентированная терапия |
4 |
17 |
Занятие 17. Прак4тическое занятие по теме: Терапия искусством |
4 |
18 |
Занятие 18. Практическое занятие по теме: Поведенческие группы |
4 |
V. Перечень тем контрольных работ.
- Модели психоаналитической групповой терапии.
- Групповой процесс в психоаналитической групповой терапии.
- Агрессивность в группе.
- Сопротивление и защитные реакции в психоаналитической групповой терапии.
- Перенос в психоаналитической групповой терапии.
- Арт-терапевтический процесс и его системное описание.
- Основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой терапии.
- Формы групповой арт-терапии.
- Психотерапия в рамках индивидуальной психологии.
- Волевая терапия Отто Ранка.
- Межличностная теория терапии.
- Недирективное консультирование и клиент-центрированная терапия.
- Психотерапия посредством реципрокного торможения.
- Теория интерференции: утвердительно-структурированная терапия.
- Психотерапия конструктивного альтернативизма.
- Терапия очерком фиксированной роли.
- Эмпирическая или нерациональная терапия.
- Аналитическая групповая терапия Славсона.
- Психотерапия невроза.
- Физическая неполноценность и невротизация.
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Основная литература
- Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
- Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002,
- Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс,2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический Проект 2000.
- Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
- Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
6.2. Дополнительная литература
- Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Практика человеческих коммуникаций. М., 2000.
- Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия. СПБ, 2001.
- Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.
- Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2000.
- Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
- Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
- В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001
- Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
11.Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.
2.Методические рекомендации по проведению практических занятий
2.1 Общие положения
Практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний.
Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.
При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.
2.2 Планы практических занятий
Тема 5. Отбор клиентов для групповой психотерапии
Время — 4 часа
Цель: сформировать у студентов навыки отбора клиентов для групповой психотерапии
Форма проведения: групповая работа
Литература:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
Тема 7. Создание группы и подготовка к групповой работе
Время — 4 часа
Цель: сформировать у студентов навыки определения уместности включения данного клиента в группу и проведения собеседования и прелиминарной встречи.
Форма проведения: групповая работа.
Литература:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
3 Методические рекомендации студентам для организации самостоятельной работы
Подготовка студентов к семинарским и практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной работы.
Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.
Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.
В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.
Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.
В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:
- изучение рекомендуемой литературы;
- анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;
- просмотр периодических изданий с целью получения дополнительной информации
- подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);
- подготовка докладов для семинарских занятий;
- проведение тестовых испытаний и обработка полученных результатов;
- подготовка и написание рефератов;
- подготовку к экзамену или зачету по основной и дополнительной литературе.
Задание для самостоятельной работы по теме 1:« Психология группы».
- Изучение рекомендуемой литературы;
- Анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Задание для самостоятельной работы по теме 2: «Общие проблемы психологического консультирования».
- Конспектирование литературы, посвященной вопросам, относящимся к данной теме.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
Задание для самостоятельной работы по теме 3: «Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии»
- Сравнительный анализ литературных источников.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 4: «Групповая сплоченность».
1.Конспектирование литературных источников.
2. Анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 5: «Отбор клиентов для групповой психотерапии».
- Конспектирование предложенных литературных источников.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.
Задание для самостоятельной работы по теме 6: «Формирование терапевтических групп».
- Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.
Задание для самостоятельной работы по теме 7: «Создание группы и подготовка к групповой работе».
- Конспектирование книг по данной тематике.
- Изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 8:« Задачи и роли группового психотерапевта».
- Изучение рекомендуемой литературы;
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Задание для самостоятельной работы по теме 9: «Начало работы группы»
- Конспектирование литературы, посвященной вопросам, освещенным в данной теме.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 10: «Развитие группы».
- Сравнительный анализ литературных источников.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
Задание для самостоятельной работы по теме 11: «т-группы».
- Конспектирование книг по данной тематике.
- Изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки.
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 12: «Группы встреч».
- Сравнительный анализ литературных источников.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.
Задание для самостоятельной работы по теме 13: «Гештальтгруппы».
- Конспектирование литературы, посвященной вопросам, освещенным в данной теме.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям
Литература по теме:
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.
Задание для самостоятельной работы по теме 14: «Психодрама».
- Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
-
Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Задание для самостоятельной работы по теме 15: «Телесно-ориентированная терапия».
- Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.
Задание для самостоятельной работы по теме 16: «Группы танцевальной терапии»
- Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
-
Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Задание для самостоятельной работы по теме 17: «Терапия искусством».
- Конспектирование предложенных литературных источников.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Задание для самостоятельной работы по теме 18: «Поведенческие группы ».
- Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
- Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
- Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.
Литература по теме:
Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.
В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001
4.Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
4.1.Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, обсуждения рефератов.
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или выборочного тестирования.
При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета с использованием контрольных вопросов.
4.2. Перечень контрольных вопросов к экзамену.
- Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа».
- Личность и ее групповое окружение: динамическое взаимодействие.
- Определение и цели психологического консультирования.
- Психологическое консультирование и психотерапия.
- Теории личности и практика консультирования.
- Сравнительная ценность психотерапевтических факторов с точки зрения терапевта и с точки зрения пациента.
- Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы.
- Сплоченность как лечебный фактор в групповой психотерапии.
- Определение сплоченности.
- Исследования влияния групповой сплоченности.
- Исключающие критерии (пациенты, которых не следует направлеять на групповую психотерапию).
- Исследования причин неудач в групповой терапии.
- Прогнозирование групповго поведения (диагностическое интервью, психологическое тестирование, специализированные диагностические процедуры).
- Цели группы.
- Оценка клиентов (осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, толерантность к фрустрации).
- Открытые и закрытые группы.
- Продолжительность и частота встреч.
- Подготовка клиентов к групповой психотерапии (установление предварительного контакта, предоставление информации, преодоление начальной тревоги).
- Создание и поддержание группы.
- Разъяснение и активация процесса (задачи и техники).
- Режим работы (частота, продолжительность и время проведения сессий).
- Стадии формирования группы (знакомство, первая встреча, ориентация, сопротивление, конфликт, развитие сплоченности).
- Выражение чувств в групповой психтерапии (эмоциональное заражение, феномен «козла отпущения», невербальная коммуникация).
- Чувства и эмоциональные реакции группового псиотерапевта.
- Сочетание индивидуальной и групповой психотерапии.
- История и развитие Т-групп.
- Цель Т-групп. Исследования Т-групп.
- Построение доверительных отношений. Основные процедуры.
- Исследования и анализ групп встреч.
- История гештальтподхода к групповой работе.
- Основные понятия (фигура и фон, сосредоточенность на настоящем, функции защиты, зрелость).
Цели гештальтгруппы.
- Создание и развитие психодрамы. Классическая психодрама.
- Цели психодраматического процесса.
- Вклад В. Райха и Лоуэна в психотерапию.
- Основные понятия (энергия, мышечная броня, почва под ногами).
- Происхождение танцевальной терапии, анализ современных тенденций.
- Развитие терапии искусством. Использование ее для лечебных целей.
- Цель поведенческого подхода в групповой психотерапии.
- Развитие поведенческой модели обучения.
- Основные понятия (учебная модель, постановка цели, измерение и оценка).
5. Глоссарий
Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным.
Адекватный стиль общения – стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
Адаптационное поведение человека – поведение которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Акцентуированные черты характера – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера проявляются в его действиях и поступках.
Апатия – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
Блоки мозга – анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
Бессознательные влечения – внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее, оказывают влияние на его психологию и поведение.
Возрастные особенности характера человека – особенности проявления черт характера человека в различные возрастные периоды его жизни, к примеру, в дошкольном возрасте.
Воля – система психологических личностных свойств, проявляющаяся в его умении преодолевать препятствия и достигать поставленной цели.
Гипертимность – акцентуированная являющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.
Деловое психологическое консультирование – психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с работой. С деловыми взаимоотношениями, с людьми.
Депрессия – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.
Завышенные притязания человека – притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
Замедленность темпа и реакций человека – динамическая характеристика деятельности человека, а также его процесса общения с людьми, проявляющаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него.
Зона интеллектуального развития человека – ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со стороны других людей.
Импульсивность – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на окружающее.
Интеллектуальные способности – умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.
Истеричность – акцентуированная черта характера, проявляющаяся в чрезмерно выраженной любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.
Когнитивные процессы – познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Комплекс неполноценности – необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем – то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.
Консультант психолог – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.
Конфиденциальная информация – сведения, которые могут стать доступными только отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей.
Конфликтогенность человека – психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов.
Личность – психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, от которых зависит его поступки и поведение в обществе.
Мнемические проблемы человека – психологические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.
Мнительность – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия, близких для него людей.
Научение – процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и навыков.
Невербальное поведение – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым способом передается информация от одного человека к другому.
Невроз – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.
Неуверенность клиента в себе – отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами.
Обобщение – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
Объективные признаки результативности психологического консультирования – реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми, благодаря которым можно вполне объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.
Односторонние семейные конфликты – конфликты в семье, в которые вовлечен только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную позицию.
Оптимальная мотивация деятельности – мотивация, обеспечивающая наилучшие результаты деятельности человека.
Ответственность – черта характера человека, выражающаяся в его готовности отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.
Перманентная проблема клиента – проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольно давно или время от времени повторяющейся.
Поведенческие аномалии – отклонения в поведении человека от нормы.
Подавление – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-то соображениям морально-этического или правового характера.
Проблемы межличностного характера – трудности, возникающие у человека в его общении с людьми и касающиеся установления с ними нормальных личных или деловых взаимоотношений.
Проблемы мотивационного характера – психологические проблемы, связанные с отсутствием у него интересов, характерных для большинства людей соответствующего возраста, пола, социального положения.
Профессиональная компетентность психолога – консультанта – знания, умения и навыки, благодаря которым психолог-консультант может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.
Процедура консультирования — группа объединенных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемые совместно приемов психологического консультирования.
Прояснение проблемы клиента – уточнение деталей того, что на самом деле не вполне благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.
Психологическая травма — функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить.
Психологические нагрузки – интенсивные воздействия, оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.
Психологический барьер – внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.
Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимися в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.
Реальность проблемы клиента – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел.
Рефлексия – осознание своих действий, мыслей и чувств. А также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.
Скорость реакции человека – время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее.
Слабость нервной системы человека — неспособность нервной системы выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.
Стресс — стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающихся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.
Темперамент – это совокупность устойчивых динамических свойств активности человека, психических процессов и поведения в целом.
Характер – система черт личности человека, определяющая его поступки.
Теория когнитивного диссонанса – психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний.
Тревожность – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуации оценки людей и практического общения с ними.
Фобии – устойчивые невротические страхи, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений и т.п.
Фрустрация – стойкое эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.
Эмоциональная лабильность – способность человека, в зависимости от ситуации и настроения, менять свои собственные состояния и способы их внешнего выражения.
Неуравновешенность человека – чрезмерно сильное, не соответствующее сложившейся ситуации, реагирование на обстоятельства жизни; явное преобладание эмоций над разумом.
Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать, вживаться в мир человека.
Эмоциональная саморегуляция человека – управление человеком своими собственными эмоциями в процессе деятельности или общения с людьми.
1