Санкт-Петербургская академия 10

Санкт-Петербургская академия

управления и экономики

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Для специальности 030301.65 «Психология»

Санкт-Петербург

2007 г.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от

Васильева С.А.

Групповая психотерапия и консультирование. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. –.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению данной дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине.

Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности

«Психология».

Содержание

Рабочая учебная программа дисциплины

    Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

      Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий

        Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

          Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

            Глоссарий

            1. Рабочая учебная программа дисциплины

            1. Целевая установка и организационно-методические указания

            Основной целью курса «Групповая психотерапия и консультирование» является когнитивное понимание группового поведения, важнейших психологических закономерностей, а также особенностей взаимодействия человека с другими людьми, и приобретение личного опыта группового взаимодействия.

            Задачи курса

            • Ознакомить студентов с основными направлениями в современной групповой психотерапии
            • Научить студентов свободно оперировать психотерапевтическими терминами и понятиями
            • Развить у студентов перцептивные и коммуникативные навыки, необходимые для эффективного межличностного и консультативного взаимодействия

            Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студенты должны

            ЗНАТЬ:

            Основные направления современной групповой психотерапии, важнейшие термины и понятия групповой психотерапии.

            УМЕТЬ:

            Отслеживать и анализировать групповую динамику и групповое развитие, использовать современные технологии консультативного взаимодействия, ориентироваться в различных направлениях психотерапевтических исследований.

            ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

            О роли групповой работы в процессе психотерапии.

            2.Организационно – методические указания

            Дисциплина «Групповая психотерапия и консультирование» входит в цикл дисциплин специализации «Психологическое консультирование»

            Курс «Групповая психотерапия и консультирование» наиболее тесно связан теоретически и методологически с курсами «Основы психологического консультирования», «Социальная психология», «Основы психокоррекции», «Консультативная психология», практикум «Психологическое консультирование», «Психокоррекция психических состояний»,так как опирается на знания, полученные в этих курсах..

            Изучение курса «Групповой психотерапии и консультирования» предполагает использование следующих форм обучения: лекций, практических занятий и самостоятельной работы.

            На лекциях студенты знакомятся с основными теоретическими и методологическими положениями групповой психотерапии и консультирования, а также рассматривают основные направления развития данной психологической отрасли.

            На практических занятиях студенты изучают основные процедуры различных направлений психотерапии, получают навыки консультирования, а также учатся анализировать групповой процесс. В ходе подобных занятий студенты обучаются свободно оперировать важнейшими понятиями, терминами и закономерностями. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополнительной литературой по групповой психотерапии, а также изучают первоисточники, что позволяет им проводить обсуждения интересующих вопросов на практических занятиях.

            Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

            Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, обсуждения рефератов.

            Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

            Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена..

            II. Содержание тем дисциплины Тема 1. Психология группы

            Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа». Преимущества групповой формы. Группа как социальный микрокосм. Значение межличностных отношений. Интерперсональное влияние. Участники, цели и роли. Групповой процесс. Личность и ее групповое окружение: динамическое взаимодействие. Ограничения групповой психотерапии.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

            Тема 2. Общие проблемы психологического консультирования

            Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности и практика консультирования. Структура процесса консультирования. Консультативный контакт. Процесс психологического консультирования.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            Тема 3. Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии

            Социокультурный контекст. Динамика изменений. Поддерживающая среда и групповое сцепление. Внушение надежды. Универсальность. Сообщение информации. Альтруизм. Факторы самораскрытия. Факторы научения. Имитационное поведение. Сравнительная ценность психотерапевтических факторов с точки зрения терапевта и с точки зрения пациента. Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.

            Тема 4. Групповая сплоченность

            Сплоченность как лечебный фактор в групповой психотерапии. Определение сплоченности. Исследования влияния групповой сплоченности. Механизм развития. Самооценка в группе. Взаимосвязь групповой сплоченности и посещения группы, групповой сплоченности и выражения враждебности.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Тема 5. Отбор клиентов для групповой психотерапии

            Исключающие критерии (пациенты, которых не следует направлять на групповую психотерапию).

            Исследования причин неудач в групповой терапии. Критерии включения. Процедура отбора. Диагностика и оценка на этапе отбора пациента в группу.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            Тема 6. Формирование терапевтических групп

            Прогнозирование группового поведения (диагностическое интервью, психологическое тестирование, специализированные диагностические процедуры).

            Цели группы. Оценка клиентов (осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, толерантность к фрустрации).

            Выбор оптимальной группы. Стиль коммуникации.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.

            Тема 7. Создание группы и подготовка к групповой работе

            Открытые и закрытые группы. Продолжительность и частота встреч. Размер группы. Подготовка клиентов к групповой психотерапии (установление предварительного контакта, предоставление информации, преодоление начальной тревоги).

            Условия группового соглашения и его принятие. Обязательства психотерапевта.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Тема 8. Задачи и роли группового психотерапевта

            Создание и поддержание группы. Формирование норм. Разъяснение и активация процесса (задачи и техники).

            Роли психотерапевта (открытое знакомство, активность – пассивность, поощерение, фрустрирование).

            Фокусы внимания психотерапевта. Использование прошлого. Подготовка и квалификация группового терапевта. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Тема 9. Начало работы группы

            Режим работы (частота, продолжительность и время проведения сессий).

            Стадии формирования группы (знакомство, первая встреча, ориентация, сопротивление, конфликт, развитие сплоченности).

            Преждевременная терминация. Новые члены группы.

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Тема 10. Развитие группы

            Образование подгрупп. Конфликт в терапевтической группе. Проблемы лидерства. Выражение чувств в групповой психотерапии (эмоциональное заражение, феномен «козла отпущения», невербальная коммуникация).

            Чувства и эмоциональные реакции группового психотерапевта. Трудные группы и трудные пациенты. Сочетание индивидуальной и групповой психотерапии. Ограниченные во времени группы. Терминация в групповой психотерапии (типы терминаций, переживание терминации уходящим пациентом, группой, психотерапевтом).

            Литература.

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Тема 11. Т-группы

            История и развитие Т-групп. «Обучающая лаборатория». Представление самого себя. Обратная связь. Экспериментирование. Принцип «здесь и теперь». Основные процедуры. Цель Т-групп. Исследования Т-групп.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Тема 12. Группы встреч

            История и развитие. Самораскрытие в группе. Осознание самого себя. Ответственность. Внимание к чувствам. Построение доверительных отношений. Основные процедуры. Исследования и анализ групп встреч.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Тема 13. Гештальтгруппы

            История гештальтподхода к групповой работе. Основные понятия (фигура и фон, сосредоточенность на настоящем, функции защиты, зрелость).

            Цели гештальтгруппы. Основные процедуры (расширение осознания, интеграция, противоположностей, усиление внимания к чувствам, принятие ответственности, преодоление сопротивления).

            Литература.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.

            Тема 14. Психодрама

            Создание и развитие психодрамы. Классическая психодрама. Цели психодраматического процесса. Ролевая игра. Спонтанность и творчество. Инсайт. Роли в психодраме. Фазы развития психодрамы. Методики, используемые в процессе психодраматического действия. Влияние Я.Морено на групповое движение.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

            Тема 15. Телесно-ориентированная терапия

            История и развитие. Вклад В. Райха и Лоуэна в психотерапию. Основные понятия (энергия, мышечная броня, почва под ногами).

            Процедуры телесной терапии (дыхание, позы, двигательные упражнения, физически контакт).

            Различные подходы телесной терапии.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.

            Тема 16. Группы танцевальной терапии

            Происхождение танцевальной терапии, анализ современных тенденций. Общие цели. Основные понятия и процедуры. Роль терапевта. Анализ движения.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Тема 17. Терапия искусством

            Развитие терапии искусством. Использование ее для лечебных целей. Спонтанность. Сублимация. Преимущества групповой работы. Основные процедуры. Ограничения использования.

            Литература.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Тема 18. Поведенческие группы

            Цель поведенческого подхода в групповой психотерапии. Развитие поведенческой модели обучения. Основные понятия (учебная модель, постановка цели, измерение и оценка).

            Навыки уверенности в себе. Репетиция поведения. Релаксационный тренинг. Домашняя работа.

            Литература.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.

            В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001

            III. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий Очная форма обучения – 5 лет

            №п./п.

            Наименование темы

            Всего часов

            Распределение часов

            Сам. работа

            лекции

            практика

            9 семестр – 144 часа

            1.

            Психология группы

            6

            2

            4

            2.

            Общие проблемы психологического консультирования

            6

            2

            4

            3.

            Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии

            6

            2

            4

            4.

            Групповая сплоченность

            6

            2

            4

            5.

            Отбор клиентов для групповой психотерапии

            10

            2

            4

            4

            6.

            Формирование терапевтических групп

            6

            2

            4

            7.

            Создание группы и подготовка к групповой работе

            12

            4

            4

            4

            8.

            Задачи и роли группового психотерапевта

            6

            2

            4

            9.

            Начало работы группы

            12

            4

            4

            4

            10.

            Развитие группы

            10

            2

            4

            4

            11.

            Т-группы

            5

            1

            4

            12.

            Группы встреч

            5

            1

            4

            13.

            Гештальтгруппы

            10

            2

            4

            4

            14.

            Психодрама

            10

            2

            4

            4

            15.

            Телесно-ориентированная терапия

            10

            2

            4

            4

            16.

            Группы танцевальной терапии

            5

            1

            4

            17.

            Терапия искусством

            9

            1

            4

            4

            18.

            Поведенческие группы

            10

            2

            4

            4

            ЭКЗАМЕН:

            ВСЕГО:

            144

            36

            36

            72

            Очно-заочная форма обучения- 6 лет

            №п./п.

            Наименование темы

            Всего часов

            Распределение часов

            Сам. работа

            лекции

            практика

            11 семестр – 144 часа

            1.

            Психология группы

            6.5

            0.5

            6

            2.

            Общие проблемы психологического консультирования

            6.5

            0.5

            6

            3.

            Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии

            7

            1

            6

            4.

            Групповая сплоченность

            6.5

            0.5

            6

            5.

            Отбор клиентов для групповой психотерапии

            8

            1

            1

            6

            6.

            Формирование терапевтических групп

            6.5

            0.5

            6

            7.

            Создание группы и подготовка к групповой работе

            8

            1

            1

            6

            8.

            Задачи и роли группового психотерапевта

            6.5

            0.5

            6

            9.

            Начало работы группы

            9

            1

            2

            6

            10.

            Развитие группы

            9

            1

            2

            6

            11.

            Т-группы

            6.5

            0.5

            6

            12.

            Группы встреч

            6.5

            0.5

            6

            13.

            Гештальтгруппы

            14

            2

            2

            10

            14.

            Психодрама

            14

            2

            2

            10

            15.

            Телесно-ориентированная терапия

            9

            1

            2

            6

            16.

            Группы танцевальной терапии

            6.5

            0.5

            6

            17.

            Терапия искусством

            7

            1

            2

            4

            18.

            Поведенческие группы

            7

            1

            2

            4

            ЭКЗАМЕН

            ВСЕГО:

            144

            16

            16

            112

            Заочная форма обучения – 6 лет

            №п./п.

            Наименование темы

            Всего часов

            Распределение часов

            Сам. работа

            лекции

            практика

            6 семестр – 144 часа

            1.

            Психология группы

            6.5

            0.5

            6

            2.

            Общие проблемы психологического консультирования

            8

            8

            3.

            Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии

            8.5

            0.5

            8

            4.

            Групповая сплоченность

            6

            6

            5.

            Отбор клиентов для групповой психотерапии

            8.5

            0.5

            8

            6.

            Формирование терапевтических групп

            6.5

            0.5

            6

            7.

            Создание группы и подготовка к групповой работе

            6.5

            0.5

            6

            8.

            Задачи и роли группового психотерапевта

            8.5

            0.5

            8

            9.

            Начало работы группы

            6.5

            0.5

            6

            10.

            Развитие группы

            6.5

            0.5

            6

            11.

            Т-группы

            8.5

            0.5

            8

            12.

            Группы встреч

            8.5

            0.5

            8

            13.

            Гештальтгруппы

            12.5

            0.5

            2

            10

            14.

            Психодрама

            12.5

            0.5

            2

            10

            15.

            Телесно-ориентированная терапия

            10.5

            0.5

            2

            8

            16.

            Группы танцевальной терапии

            6.5

            0.5

            6

            17.

            Терапия искусством

            6.5

            0.5

            6

            18.

            Поведенческие группы

            6.5

            0.5

            6

            ЭКЗАМЕН

            ВСЕГО:

            144

            8

            6

            130

            IV. Перечень тем практических занятий

            4.1.Практические занятия.

            Номера тем дисциплин

            Тема занятия

            Количество часов

            Психология

            5

            Занятие 5. Практическое занятие по теме: Отбор клиентов для групповой психотерапии

            4

            7

            Занятие 7. Практическое занятие по теме: Создание группы и подготовка к групповой работе

            4

            9

            Занятие 9. Практическое занятие по теме: Начало работы группы

            4

            10

            Занятие 10. Практическое занятие по теме: Развитие группы

            4

            13

            Занятие 13. Практическое занятие по теме: Гештальтгруппы

            4

            14

            Занятие 14. Практическое занятие по теме: Психодрама

            4

            15

            Занятие 15. Практическое занятие по теме: Телесно-ориентированная терапия

            4

            17

            Занятие 17. Прак4тическое занятие по теме: Терапия искусством

            4

            18

            Занятие 18. Практическое занятие по теме: Поведенческие группы

            4

            V. Перечень тем контрольных работ.

            1. Модели психоаналитической групповой терапии.
            2. Групповой процесс в психоаналитической групповой терапии.
            3. Агрессивность в группе.
            4. Сопротивление и защитные реакции в психоаналитической групповой терапии.
            5. Перенос в психоаналитической групповой терапии.
            6. Арт-терапевтический процесс и его системное описание.
            7. Основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой терапии.
            8. Формы групповой арт-терапии.
            9. Психотерапия в рамках индивидуальной психологии.
            10. Волевая терапия Отто Ранка.
            11. Межличностная теория терапии.
            12. Недирективное консультирование и клиент-центрированная терапия.
            13. Психотерапия посредством реципрокного торможения.
            14. Теория интерференции: утвердительно-структурированная терапия.
            15. Психотерапия конструктивного альтернативизма.
            16. Терапия очерком фиксированной роли.
            17. Эмпирическая или нерациональная терапия.
            18. Аналитическая групповая терапия Славсона.
            19. Психотерапия невроза.
            20. Физическая неполноценность и невротизация.

            VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

            6.1.Основная литература

            1. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
            2. Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002,
            3. Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс,2001.
            4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.
            5. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
            6. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический Проект 2000.
            7. Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..
            8. Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            6.2. Дополнительная литература

            1. Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.
            2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
            3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Практика человеческих коммуникаций. М., 2000.
            4. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия. СПБ, 2001.
            5. Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.
            6. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2000.
            7. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
            8. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
            9. В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001
            10. Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            11.Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.

            2.Методические рекомендации по проведению практических занятий

            2.1 Общие положения

            Практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний.

            Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.

            При проведении практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

            2.2 Планы практических занятий

            Тема 5. Отбор клиентов для групповой психотерапии

            Время — 4 часа

            Цель: сформировать у студентов навыки отбора клиентов для групповой психотерапии

            Форма проведения: групповая работа

            Литература:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            Тема 7. Создание группы и подготовка к групповой работе

            Время — 4 часа

            Цель: сформировать у студентов навыки определения уместности включения данного клиента в группу и проведения собеседования и прелиминарной встречи.

            Форма проведения: групповая работа.

            Литература:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            3 Методические рекомендации студентам для организации самостоятельной работы

            Подготовка студентов к семинарским и практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной работы.

            Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

            Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

            Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

            В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

            Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

            Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

            Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

            В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

            Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:

            • изучение рекомендуемой литературы;
            • анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;
            • просмотр периодических изданий с целью получения дополнительной информации
            • подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);
            • подготовка докладов для семинарских занятий;
            • проведение тестовых испытаний и обработка полученных результатов;
            • подготовка и написание рефератов;
            • подготовку к экзамену или зачету по основной и дополнительной литературе.

            Задание для самостоятельной работы по теме 1:« Психология группы».

            1. Изучение рекомендуемой литературы;
            2. Анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

            Задание для самостоятельной работы по теме 2: «Общие проблемы психологического консультирования».

            1. Конспектирование литературы, посвященной вопросам, относящимся к данной теме.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            Задание для самостоятельной работы по теме 3: «Психотерапевтические факторы в групповой психотерапии»

            1. Сравнительный анализ литературных источников.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Франкл В. Теория и терапия неврозов. М., 2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 4: «Групповая сплоченность».

            1.Конспектирование литературных источников.

            2. Анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения данной дисциплины;

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 5: «Отбор клиентов для групповой психотерапии».

            1. Конспектирование предложенных литературных источников.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Гарбузов. Практическая психотерапия. СПб.: АО. «Сфера»,1994.

            Задание для самостоятельной работы по теме 6: «Формирование терапевтических групп».

            1. Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
            3. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.

            Задание для самостоятельной работы по теме 7: «Создание группы и подготовка к групповой работе».

            1. Конспектирование книг по данной тематике.
            2. Изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 8:« Задачи и роли группового психотерапевта».

            1. Изучение рекомендуемой литературы;
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Дж. Рутан, У. Стоун. Психодинамическая групповая психотерапия. СПБ, 2002.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Задание для самостоятельной работы по теме 9: «Начало работы группы»

            1. Конспектирование литературы, посвященной вопросам, освещенным в данной теме.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 10: «Развитие группы».

            1. Сравнительный анализ литературных источников.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

            Вайнер И. Основы психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПБ.: Б.С.К.,1998..

            Задание для самостоятельной работы по теме 11: «т-группы».

            1. Конспектирование книг по данной тематике.
            2. Изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки.

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 12: «Группы встреч».

            1. Сравнительный анализ литературных источников.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Ялом Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

            Задание для самостоятельной работы по теме 13: «Гештальтгруппы».

            1. Конспектирование литературы, посвященной вопросам, освещенным в данной теме.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям

            Литература по теме:

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.

            Задание для самостоятельной работы по теме 14: «Психодрама».

            1. Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
            3. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

            Задание для самостоятельной работы по теме 15: «Телесно-ориентированная терапия».

            1. Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб.: Речь,2000.

            Задание для самостоятельной работы по теме 16: «Группы танцевальной терапии»

            1. Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
            3. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Задание для самостоятельной работы по теме 17: «Терапия искусством».

            1. Конспектирование предложенных литературных источников.
            2. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. Ред. и вступ. Ст. Л.П. Петровской. – 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

            Теория и практика арт-терапии. – СПб.:Питер,2002.

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Задание для самостоятельной работы по теме 18: «Поведенческие группы ».

            1. Конспектирование нижеприведенной литературы, посвященной данному вопросу.
            2. Творческие работы по данной тематике с использованием знаний из других областей психологии.
            3. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям.

            Литература по теме:

            Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

            Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии.

            В. Мейер, Э. Чессер. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001

            4.Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

            4.1.Общие рекомендации по проведению контроля качества подготовки студентов

            Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

            Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, обсуждения рефератов.

            Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или выборочного тестирования.

            При проведении рубежного контроля используются перечень контрольных вопросов

            Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета с использованием контрольных вопросов.

            4.2. Перечень контрольных вопросов к экзамену.

            1. Определение понятий «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа».
            2. Личность и ее групповое окружение: динамическое взаимодействие.
            3. Определение и цели психологического консультирования.
            4. Психологическое консультирование и психотерапия.
            5. Теории личности и практика консультирования.
            6. Сравнительная ценность психотерапевтических факторов с точки зрения терапевта и с точки зрения пациента.
            7. Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы.
            8. Сплоченность как лечебный фактор в групповой психотерапии.
            9. Определение сплоченности.
            10. Исследования влияния групповой сплоченности.
            11. Исключающие критерии (пациенты, которых не следует направлеять на групповую психотерапию).
            12. Исследования причин неудач в групповой терапии.
            13. Прогнозирование групповго поведения (диагностическое интервью, психологическое тестирование, специализированные диагностические процедуры).
            14. Цели группы.
            15. Оценка клиентов (осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, толерантность к фрустрации).
            16. Открытые и закрытые группы.
            17. Продолжительность и частота встреч.
            18. Подготовка клиентов к групповой психотерапии (установление предварительного контакта, предоставление информации, преодоление начальной тревоги).
            19. Создание и поддержание группы.
            20. Разъяснение и активация процесса (задачи и техники).
            21. Режим работы (частота, продолжительность и время проведения сессий).
            22. Стадии формирования группы (знакомство, первая встреча, ориентация, сопротивление, конфликт, развитие сплоченности).
            23. Выражение чувств в групповой психтерапии (эмоциональное заражение, феномен «козла отпущения», невербальная коммуникация).
            24. Чувства и эмоциональные реакции группового псиотерапевта.
            25. Сочетание индивидуальной и групповой психотерапии.
            26. История и развитие Т-групп.
            27. Цель Т-групп. Исследования Т-групп.
            28. Построение доверительных отношений. Основные процедуры.
            29. Исследования и анализ групп встреч.
            30. История гештальтподхода к групповой работе.
            31. Основные понятия (фигура и фон, сосредоточенность на настоящем, функции защиты, зрелость).

              Цели гештальтгруппы.

            32. Создание и развитие психодрамы. Классическая психодрама.
            33. Цели психодраматического процесса.
            34. Вклад В. Райха и Лоуэна в психотерапию.
            35. Основные понятия (энергия, мышечная броня, почва под ногами).
            36. Происхождение танцевальной терапии, анализ современных тенденций.
            37. Развитие терапии искусством. Использование ее для лечебных целей.
            38. Цель поведенческого подхода в групповой психотерапии.
            39. Развитие поведенческой модели обучения.
            40. Основные понятия (учебная модель, постановка цели, измерение и оценка).

            5. Глоссарий

            Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным.

            Адекватный стиль общения – стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.

            Адаптационное поведение человека – поведение которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.

            Акцентуированные черты характера – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера проявляются в его действиях и поступках.

            Апатия – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

            Блоки мозга – анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.

            Бессознательные влечения – внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее, оказывают влияние на его психологию и поведение.

            Возрастные особенности характера человека – особенности проявления черт характера человека в различные возрастные периоды его жизни, к примеру, в дошкольном возрасте.

            Воля – система психологических личностных свойств, проявляющаяся в его умении преодолевать препятствия и достигать поставленной цели.

            Гипертимность – акцентуированная являющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.

            Деловое психологическое консультирование – психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с работой. С деловыми взаимоотношениями, с людьми.

            Депрессия – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

            Завышенные притязания человека – притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.

            Замедленность темпа и реакций человека – динамическая характеристика деятельности человека, а также его процесса общения с людьми, проявляющаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него.

            Зона интеллектуального развития человека – ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со стороны других людей.

            Импульсивность – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на окружающее.

            Интеллектуальные способности – умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.

            Истеричность – акцентуированная черта характера, проявляющаяся в чрезмерно выраженной любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.

            Когнитивные процессы – познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

            Комплекс неполноценности – необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем – то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.

            Консультант психолог – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.

            Конфиденциальная информация – сведения, которые могут стать доступными только отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей.

            Конфликтогенность человека – психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов.

            Личность – психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, от которых зависит его поступки и поведение в обществе.

            Мнемические проблемы человека – психологические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.

            Мнительность – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия, близких для него людей.

            Научение – процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и навыков.

            Невербальное поведение – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым способом передается информация от одного человека к другому.

            Невроз – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.

            Неуверенность клиента в себе – отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами.

            Обобщение – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

            Объективные признаки результативности психологического консультирования – реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми, благодаря которым можно вполне объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.

            Односторонние семейные конфликты – конфликты в семье, в которые вовлечен только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную позицию.

            Оптимальная мотивация деятельности – мотивация, обеспечивающая наилучшие результаты деятельности человека.

            Ответственность – черта характера человека, выражающаяся в его готовности отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.

            Перманентная проблема клиента – проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольно давно или время от времени повторяющейся.

            Поведенческие аномалии – отклонения в поведении человека от нормы.

            Подавление – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-то соображениям морально-этического или правового характера.

            Проблемы межличностного характера – трудности, возникающие у человека в его общении с людьми и касающиеся установления с ними нормальных личных или деловых взаимоотношений.

            Проблемы мотивационного характера – психологические проблемы, связанные с отсутствием у него интересов, характерных для большинства людей соответствующего возраста, пола, социального положения.

            Профессиональная компетентность психолога – консультанта – знания, умения и навыки, благодаря которым психолог-консультант может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.

            Процедура консультирования — группа объединенных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемые совместно приемов психологического консультирования.

            Прояснение проблемы клиента – уточнение деталей того, что на самом деле не вполне благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.

            Психологическая травма — функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить.

            Психологические нагрузки – интенсивные воздействия, оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.

            Психологический барьер – внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

            Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимися в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

            Реальность проблемы клиента – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел.

            Рефлексия – осознание своих действий, мыслей и чувств. А также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

            Скорость реакции человека – время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее.

            Слабость нервной системы человека — неспособность нервной системы выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.

            Стресс — стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающихся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

            Темперамент – это совокупность устойчивых динамических свойств активности человека, психических процессов и поведения в целом.

            Характер – система черт личности человека, определяющая его поступки.

            Теория когнитивного диссонанса – психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний.

            Тревожность – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуации оценки людей и практического общения с ними.

            Фобии – устойчивые невротические страхи, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений и т.п.

            Фрустрация – стойкое эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.

            Эмоциональная лабильность – способность человека, в зависимости от ситуации и настроения, менять свои собственные состояния и способы их внешнего выражения.

            Неуравновешенность человека – чрезмерно сильное, не соответствующее сложившейся ситуации, реагирование на обстоятельства жизни; явное преобладание эмоций над разумом.

            Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать, вживаться в мир человека.

            Эмоциональная саморегуляция человека – управление человеком своими собственными эмоциями в процессе деятельности или общения с людьми.

            1