Физико — математический факультет
Кафедра педагогики
УТВЕРЖДЕНО
решением кафедры
от ______ протокол №
заведующая кафедрой
____________
Серёгина О.С.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.1.3 «Практическая педагогика»
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины)
Профиль: «Математика и информатика», «Физика и информатика», «Информатика», «Информатика и английский язык»
Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Согласовано:
декан факультета КузГПА,
председатель ученого совета факультета
Тимченко И.И.
«___» ______________ 201_ г.
Разработчик:
И.А. Чиркова,
доцент кафедры педагогики,
кандидат педагогических наук
Новокузнецк, 2013
На обороте титульного листа
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 201/ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «» 201 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
«» 201 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС | Наименование дисциплины и её содержание | Трудоемкость по ВОС |
Б3.Б.1.3 | Практическая педагогика Взаимосвязь теории практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение).
Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи анализ собственной деятельности. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.) Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. |
4 \144 |
1. Цель и задачи дисциплины
Особая роль раздела «Практическая педагогика» в профессиональной педагогической подготовке будущего учителя обусловлена его практической направленностью: студенты должны приобрести умения и навыки использования теоретических знаний в решении различных педагогических задач. Данный раздел связан с ранее изученными разделами педагогики. Он опирается на целостные знания о человеке, знания о сущности и логике педагогических процессов, о принципах и способах педагогического взаимодействия, на опыт студентов, приобретенный в ходе педагогических практик.
Изучение данного раздела определяет целостное видение студентами взаимосвязи теории и практики в педагогике через определение уровня теоретического знания и овладение умений и навыков анализа педагогических явлений и фактов, элементов собственной педагогической деятельности. Существенное значение в профессиональной педагогической деятельности приобретает процесс обнаружения ценностей и смыслов педагога как основы педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе.
Цель– это владение методами, формами, приемами и знание об условиях активизации ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности способствующих профессионально-личностному саморазвитию будущих учителей.
Задачи:
- умение приобретать новые знания, используя современные информационные и коммуникационные образовательные технологии;
- способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;
- владение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся;
- готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин и направлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные требования, содержание методики организации и профессиональной педагогов;
сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
закономерности общения и способы управления индивидом и группой;
формы, средства и методы педагогической деятельности;
уметь:
выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учётом реальной ситуации;
ориентироваться в выборе средств и методов обучения;
разрабатывать индивидуальную личностно ориентированную технологию обучения;
составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче;
выявлять и оценивать результаты деятельности педагога и работы обучаемых;
владеть:
методиками проектирования педагогических технологий и методического обеспечения для подготовки современного рабочего различных отраслей экономики;
умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
технологиями развития личности обучаемого;
речевым этикетом, принятым в обществе.
2. Требования к усвоению дисциплины
Студент, изучивший дисциплину «Практическая педагогика»
должен обладать следующими компетенциями:
1. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
2. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
3. Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-12).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем (кол-во час.) |
Аудиторная работа (всего) | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Лабораторные занятия | — |
Самостоятельная работа | |
Общая трудоемкость |
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) |
2 курс | |
3 семестр | экзамен |
5. Содержание дисциплины
Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№ | Разделы, темы | Лекции (кол-во час.) | Практические (семинарские) занятия (кол-во час.) | Лабораторные занятия (кол-во час.) | Самостоя-тельная работа (кол-во час.) |
Раздел 1 «Педагогические технологии» | |||||
1. | Тема 1. Взаимосвязь теории и практики | — | — | ||
Раздел 2 «Педагогическое проектирование» | |||||
2. | Тема 1. Педагогическое проектирование | — | |||
3. | Тема 2 . Технология целостного педагогического процесса | — | |||
4. | Тема 3. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов | — | |||
5. | Тема 4. Инновационные технологии в современном образовании. | — | — | ||
Раздел 3 «Практикум по решению профессиональных задач» | — | ||||
6. | Тема 1. Профессиональная задача | — | |||
7. | Тема 2. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. | ||||
8. | Тема 3. Проектирование профессионального самообразования. | — | |||
Раздел 4 «Методика воспитательной и социальной работы» | |||||
9. | Тема 1. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. | — | |||
10. | Тема 2. Коллектив как объект и субъект воспитания. | — | |||
Итого: |
Тематическое планирование
№ | Раздел ГОС | Лекции (тем №…) | (кол-во час.) | Практические занятия (тема №…) | (кол-во час.) | Лабораторные работы (тема №) | (кол-во час.) |
Раздел 1 «Педагогические технологии» | тема №1 | — | — | — | — | ||
Раздел 2 «Педагогическое проектирование» | тема №1 тема №2 тема №3 | тема №1 тема №2 тема №3 тема №4 | — | — | |||
Раздел 3 «Практикум по решению профессиональных задач» | тема №1 тема №2 тема №3 | тема №1 тема №2 тема №3 | — | — | |||
Раздел 4 «Методика воспитательной и социальной работы» | тема №1 тема №2 | тема №1 тема №2 | — | — |
Содержание дисциплины и результаты ее изучения
Курс лекции
№ п/п | Тема и её содержание | Интерактивные формы проведения | Результаты обучения, формируемые компетенции |
1. | Лекция 1. Взаимосвязь теории и практики. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая составляющие практической педагогической деятельности. Проблемы управления образованием; оптимизация практической педагогической деятельности. | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
2. | Лекция 2. Педагогическое проектирование. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология педагогического проектирования. Место плана в конструировании педагогического процесса. Планирование в обучении, в воспитании. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
3. | Лекция 3. Технология целостного педагогического процесса Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов. | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
4. | Лекция 4. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах, Управление инновационными процессами. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
5. | Лекция 5. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
6. | Лекция 6. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
7. | Лекция 7. Проектирование профессионального самообразования. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон). | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
8. | Лекция 8. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Педагогическое взаимодействие в воспитании. | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
9. | Лекция 9. Коллектив как объект и субъект воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. | Лекция с использованием м\м сопровождения | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
Курс семинарских занятий
№ п/п | Тема и её содержание | Интерактивные формы проведения | Результаты обучения, формируемые компетенции |
1. | Тема 2. Педагогическое проектирование. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология педагогического проектирования. Место плана в конструировании педагогического процесса. Планирование в обучении, в воспитании. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
2. | Тема 3. Технология целостного педагогического процесса Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов. | Работа в Команде Ролевая игра | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
3. | Тема 4. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах, Управление инновационными процессами. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей. | Опережающая самостоятельная работа | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
4. | Тема 5. Инновационные технологии в современном образовании. Управление образованием. Программно-целевой подход в управлении образовательными процессами. Программа развития образования РФ до 2010 года. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
5. | Тема 6. Профессиональная задача. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запланированного результата. Специфика профессиональных задач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач. | Деловая игра | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
6. | Тема 7. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
7. | Тема 8. Проектирование профессионального самообразования. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон). | Проблемное обучение | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
8. | Тема 9. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Система работы классного руководителя. Понятие творчества. Направленность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллектив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творческий подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя. | Круглый стол Опережающая самостоятельная работа | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
9. | Тема 10. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. | Опережающая самостоятельная работа | ПК – 5, ПК – 6, ПК -12 |
6. Виды самостоятельной работы студентов
№ п/п | Название раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||
Количество часов в соотв. с тематическим планом | Виды самостоятельной работы | Сроки выполнения | |||
Раздел 1 «Педагогические технологии» | |||||
1. | Педагогическая задача как основа педагогической технологии. | Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенную тему | 4 неделя | Конспект к экзамену | |
2. | Технология дистанционного обучения. | Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенную тему | 5 неделя | Конспект к экзамену | |
3. | Развитие самостоятельности в учебно-познавательной деятельности в условиях многообразия готовой информации. | Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенную тему | 6 неделя | Конспект к экзамену | |
4. | Учебно-методическая документация как форма педагогического проектирования. Структура и этапы разработки учебно-методического комплекса. | Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенную тему | 7 неделя | Конспект к экзамену | |
Раздел 2 «Педагогическое проектирование» | |||||
5. | Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах, Управление инновационными процессами. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей. | 1. Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенные темы; 2. из темы «Передовой педагогический опыт» найти описание авторских систем воспитания и законспектировать (2 вида систем) | По расписанию | 1.Выступление на семинарском занятии; 2. Конспект к экзамену | |
Раздел 3 «Практикум по решению профессиональных задач» | |||||
6. | Педагогическое взаимодействие в воспитании. | Выбрать и законспектировать статью на предложенную тем из любого периодического журнала педагогического содержания | По расписанию | Выступление на семинарском занятии | |
7. | Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов. | 1. Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенные темы и 2. В виде конспекта предложить свои педагогические ситуации с решением (3 ситуации). | 7 неделя | Конспект к экзамену | |
Раздел 4 «Методика воспитательной и социальной работы» | |||||
8. | Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Педагогическое взаимодействие в воспитании. | Законспектировать из учебной (специальной) литературы предложенные темы | По расписанию | Выступление на семинарском занятии | |
8. | Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. | Выбрать и законспектировать статью на предложенную тему из любого периодического журнала педагогического содержания | По расписанию | Выступление на семинарском занятии | |
9. | Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. | Выбрать и законспектировать статью на предложенную тему из любого периодического журнала педагогического содержания | По расписанию | Выступление на семинарском занятии |
7. Содержание текущего и итогового контроля
Текущий контроль.
Формы контроля:
Контрольная работа
Реферат (на усмотрение преподавателя)
Коллоквиум
Содержание контрольных мероприятий:
Темы контрольных работ
1. Типы педагогических задач.
2. Нестандартные решения педагогических задач.
3. Особенности компьютерного тестирования.
4. Портфолио достижений школьников.
5. Электронный портфолио школьника.
6. Интернет как средство массовой коммуникации.
7. Телефон как средство коммуникации.
8. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.
9. Авторские системы оценивания достижений учащихся.
Вопросы коллоквиума
1. Методология практической педагогической деятельности,
2. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
3. Когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая составляющие практической педагогической деятельности.
4. Проблемы управления образованием; оптимизация практической педагогической деятельности.
5. Педагогическое проектирование.
6. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.
7. Технология педагогического проектирования.
8. Место плана в конструировании педагогического процесса.
9. Планирование в обучении, в воспитании.
10. Технология целостного педагогического процесса
11. Сущность и специфика педагогической задачи.
12. Типы педагогических задач, их характеристика.
13. Этапы решения педагогических задач.
14. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов.
15. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов
16. Роль и характер инноваций в педагогической деятельности.
17. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах,
18. Управление инновационными процессами.
19. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей.
20. Профессиональная задача.
21. Виды и типы профессиональных задач.
22. Алгоритм решения профессиональной задачи.
23. Оценка решения задачи.
24. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей.
25. Технологии оценки их достижений.
26. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
27. Проектирование профессионального самообразования.
28. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
29. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон).
30. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
31. Понятие о воспитательных системах.
32. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
33. Коллектив как объект и субъект воспитания.
34. Национальное своеобразие воспитания.
35. Воспитание культуры межнационального общения.
36. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Примерные темы рефератов (Педагогические технологии)
1. Учебные видеокурсы.
2. Лекция в режиме он-лайн.
3. Учебная интернет-конференция.
4. Электронные тренировочные и контрольные работы.
5.Интерактивные учебно-методические материалы (электронный учебник, электронная энциклопедия, электронная).
6. Проблемная лекция.
7. Организация учебной дискуссии. Семинар-диспут как интерактивная форма обучения.
8. Технология мозгового штурма.
9. Организация учебной кооперации.
10. Методы контроля обученности.
11. Методы педагогической диагностики.
Итоговый контроль.
Формы контроля: Экзамен
Содержание контрольных мероприятий:
Примерные вопросы к экзамену
1. Методология практической педагогической деятельности
2. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности
3. Когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая составляющие практической педагогической деятельности
4. Проблемы управления образованием; оптимизация практической педагогической деятельности
5. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.
6. Технология педагогического проектирования.
7. Место плана в конструировании педагогического процесса.
8. Планирование в обучении, в воспитании.
9. Технология целостного педагогического процесса
10. Сущность и специфика педагогической задачи.
11. Типы педагогических задач, их характеристика.
12. Этапы решения педагогических задач.
13. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов.
14. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов
15. Роль и характер инноваций в педагогической деятельности.
16. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах,
17. Управление инновационными процессами.
18. Методическая работа в школе
19. Повышение квалификации учителей.
20. Инновационные технологии в современном образовании.
21. Управление образованием.
22. Программно-целевой подход в управлении образовательными процессами. Программа развития образования РФ до 2010 года.
23. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.
24. Профессиональная задача.
25. Технологии решения педагогических задач.
26. Оценка выбора решения педагогических задач.
27. Основные понятия педагогической технологии.
28. Технология как система методов запланированного результата.
29. Специфика профессиональных задач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация.
30. Понятие педагогической задачи.
31. Классификации педагогических задач.
32. Профессиональные задачи.
33. Подходы к технологии решения педагогических задач
34. Оценка выбора решения педагогических задач.
35. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей.
36. Технологии оценки их достижений.
37. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
38. Проектирование профессионального самообразования.
39. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
40. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон).
41. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
42. Система работы классного руководителя.
43. Понятие творчества.
44. Направленность педагогического творчества.
45. Вариативность классного руководства.
46. Функции классного руководителя.
47. Понятие-детский коллектив.
48. Методика создания воспитательного коллектива.
49. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся.
50. Классный руководитель и педагогический коллектив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности.
51. Творческий подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.
52. Национальное своеобразие воспитания.
53. Воспитание культуры межнационального общения.
54. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Список литературы
№ п/п | Наименование | Наличие в библиотеке (кол-во экз.) |
Основная литература | ||
1. | Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин.. – М., 2003. | |
2. | Педагогика профессионального образования/Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. | |
3. | Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика : Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с. | |
4. | Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007. | |
5. | Борытко, Н.М. Педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. М. Борытко, И.А.Соловцова,А.М.Байбаков . — М. : Академия, 2007. — 492с. | |
6. | Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с. | |
7. | Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. | |
8. | Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 158с. | |
9. | Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии [Текст] : активное обучение:учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 192с. | |
10. | Педагогика: учеб. Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432с. | |
11. | Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Л.Л.Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева, Т.А.Юзефавичус и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. — М. : Проспект, 2005. — 429с. | |
12. | Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608 с. | |
13. | Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед.специальностей/М.Буланова-Топоркова,А.Духавнева,В.Кукушин,Г.Сучков / Под ред.В.С.Кукушина. — 3-е изд.,испр.и доп. — М.;Ростов н/Д : МарТ, 2006. — 333с. | |
14. | Педагогические технологии [Текст] : учебное пособие / Авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М. : Сфера, 2007. — 128 с. | |
15. | Педагогические технологии [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Буланова-Топоркова, А.Духовнева, В.Кукушин, Т.Сучков ; под ред. В.С.Кукушина. — 2-е изд. ; испр. и доп. — М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004. — 335с. | |
16. | Подласый, И.П. Педагогика: В 3-х кн.:Кн.2:Теория и технологии обучения:учебник для вузов / И. П. Подласый. — Издание 2-е,испр.и доп. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 575с. | |
17. | Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 204с. | |
18. | Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с. | |
Дополнительная литература | ||
19. | Смышляева Л.Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая. – 2-е изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 190с. | |
20. | Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 286с. | |
21. | Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред.Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 432с. | |
22. | Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: Учебное пособие для вузов / Щуркова Надежда Егоровна. — Изд.2-е,доп. — М. : Педагогическое общество России, 2005. — 256с. | |
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы | ||
Библиотека Гумер — Педагогика. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php | ||
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: | ||
Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru |
Критерии оценки самостоятельных работ
Балл | Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«1» | Работа выполнена не полностью. Студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений, неспособен ответить на дополнительные вопросы. |
«2» | Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы. |
«3» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
«4» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
«5» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы. |
Работа, оцененная менее чем 3 баллами, не может быть «зачтена» и переделывается самостоятельно студентом во время занятий или дома с дальнейшей ее сдачей и защитой (по договоренности с преподавателем).
В случае пропуска занятий или не допуска к защите, проверка и защита самостоятельной работы осуществляется во время, определяемое преподавателем.
Разъяснения по поводу работы с контрольными материалами по курсу, рекомендации по выполнению домашних заданий.
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ
Конспект– это краткое изложение или краткая запись содержания.
Требования к конспекту: системность, логичность изложения, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, перечисли основные мысли текста, составь простой план.
2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
3. Вторичное чтение сочетай с записями основных мыслей автора. Запись веди своими словами, не переписывай текст дословно. Стремись к краткости. Помни о правилах записи текста.
4. Прочитай конспект, доработай его.
Правила записи текста
1. Запись должна быть убористой, компактной, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его восприятие).
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения: подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовка и подзаголовка, выводов, отделения одной темы от другой, одного вопроса от другого; можно использовать для этого разноцветные ручки, фломастеры, но следует избегать излишней пестроты); красную строку для обозначения абзацев и пунктов плана; интервалы (для отделения одной мысли от другой); нумерацию абзацев; выделение с помощью рамки определений, правил, законов, формул и так далее.
3. При записи необходимо пользоваться сокращениями, применяя при этом и общепринятые, например с/х, ЭГП, ЭПС, АК, и свои собственные.
План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Этапы работы:
1. Составь план прочитанного текста (или воспользуйся готовым).
2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулируй и запиши вывод.
Контрольная работа
Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая по общенаучным предметам, а также специальным дисциплинам, в которой, как правило, решаются конкретные задачи либо раскрываются определенные условием вопросы.
Методические рекомендации для преподавателей
Для успешного освоения дисциплины «Практическая педагогика» рекомендуется использовать разные типы лекций (интерактивные, с электронной презентацией, с элементами дискуссии).
На семинарских занятиях можно использовать анализ ситуаций, деловые и ролевые игры, электронные презентации и т. д.
В рамках самостоятельной работы по ряду тем студентами выполняются работы интегрированного характера, способствующие прочному усвоению знаний.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Так, например, лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует мыслительную активность обучаемых, порождает их познавательную активность.
Принципиально важным для изучения данного учебного курса является его практическая направленность, поэтому часть ее представлена как лабораторный практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с самопознанием и саморазвитием. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках практических занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого педагогического явления, и объяснение. На каждом занятии студент проводит практическую работу по изучению своих возможностей и особенностей.
Кроме того, на практических занятиях уместно использовать дискуссии и игровые методы организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры.
11. Дидактические материалы
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
· изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
· логичность, четкость и ясность в изложении материала;
· возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
· опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
· тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентовв вузе.
Семинарское занятие (семинар) —организационная форма, в процессе которой студенты самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Проведение семинара способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей и коллективного творчества студентов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции.
Задачами семинара являются целенаправленные воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучаемых, обеспечивающие:
· формирование мотивационной и интеллектуальной сфер сознания каждого из обучаемых, направленных на достижение целей изучения данной дисциплины и конечных целей образовательного процесса;
· профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки и навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями;
· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения;
· развитие творческого профессионального мышления; ориентация студентов в современном состоянии, проблемах и перспективах развития науки и практики в данной предметной области знаний.
Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Центральным элементом семинарского занятия является дискуссия, которая состоит из следующих основных этапов:
- вводное информирование — преподаватель излагает основной замысел организуемой дискуссии;
- постановка проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии;
выступление основного докладчика, излагающего основные положения по данному вопросу; - выступление содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы, способы, средства ее решения;
- обсуждение доклада и содокладов — аналитические выступления студентов;
- выработка решения проблемы — проверка всевозможных вариантов решения проблемы, нахождение оптимального решения;
- завершение дискуссии, обобщение результатов.
В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить следующие основные (традиционные) виды семинаров:
— вводный семинар, который предваряет изучение темы и позволяет студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые еще предстоит изучить; - семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;
- семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса;
- обобщающий семинар, который применяется с целью обобщения и систематизации знаний студентов по изученной теме;
- семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки;
- спецсеминар — форма общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.
Можно выделить следующие «нетрадиционные» виды семинаров:
Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу — написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Результаты обсуждаются на семинаре с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики).
При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме. Данный семинар может быть реализован с использованием элементов презентации, анализа, эвристики.
Аналитический семинар— студенты самостоятельно анализируют тексты, решают профессиональные задачи, составляют планы, графики, схемы, опорные конспекты, схемы-коллажи, крупноблочные опоры, тесты.
Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации: в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании.
Семинар с групповой работой—групповая форма организации учебной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 7-9 человек; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися.
Семинар-зачет (контрольно-обобщающий семинар)—проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Содержание семинара и особенности его организации выбираются с учетом следующих факторов:
· квалификационные требования к уровню подготовки выпускника;
· цели и задачи изучения учебной дисциплины;
· форма образовательного процесса (очная, заочная, дистанционная);
· технология обучения (применяемые в ней дидактические приемы, методы и средства);
· уровень культуры обучаемых (уровень подготовки, первое или второе профессиональное образование и т.д.);
· наличие у обучаемых опыта участия в семинарских формах обучения (первокурсники, старшекурсники);
· необходимость активного взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории;
· взаимосвязь содержания данной учебной дисциплины с содержанием других дисциплин — прежде всего предшествующих ей и следующих за ней в принятом плане образовательного процесса;
· степень обеспеченности обучаемых учебными и методическими материалами, руководствами;
· состав видов и форм учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные и т.п.), предусмотренных учебным планом для изучения данной дисциплины;
· место и роль семинара в составе других видов и форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
Семинарское занятие проводиться в соответствии с учебным планом, утвержденным в установленном порядке и отвечающим действующим нормативным документам федерального уровня.
Содержание семинарского занятия определяется рабочей программой курса, составленной и оформленной в соответствии с положениями.
К основным критериям оценки качества семинара относятся следующие:
Целенаправленность – методологическая и мировоззренческая направленность семинара, постановка учебной проблемы, связь теории с практикой.
Планирование – формулировка темы, соответствующей программе и ГОСу; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выделение главных вопросов, связь с профилирующими дисциплинами, выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов.
Организация семинара – умение преподавателя организовать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений; умение использовать разные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала и характеру познавательной деятельности; особенности межличностного взаимодействия преподавателя и студентов; адекватный выбор и применение преподавателем разнообразных источников знаний, использование разных приемов организации учебной деятельности.
Уровень подготовки студентов к семинарскому занятию:
· степень усвоения знаний; активность; полнота и конкретность ответа;
· последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой;
· обоснованность и доказательность излагаемых положений.
Обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они позволяют студентам оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать, теоретически обосновывать и объяснять факты и явления.
Это создает более благоприятные условия для активизации индивидуальной и коллективной работы студентов, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.
- В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента.
Личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения: - личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;
- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;
- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;
- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам
личный опыт работы психологом.
При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины.
Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе процесса обучения могут выступать:
— личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;
— обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;
— материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;
— дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;
— отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.
Помимо нормативного описания деятельность педагога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.
Выделяют три типа таких ситуаций:
· ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);
· ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);
· ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).