Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра управления
Рег. № 312-15/02
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 2
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
по направлению 38.04.02 «Менеджмент»,
магистерской программе «Общий и стратегический менеджмент»
по направлениям подготовки
38.04.01 «Экономика», магистерские программы:
«Банки и банковская деятельность»,
«Бизнес-статистика»,
«Бухгалтерский учет и анализ в коммерческих организациях»,
«Корпоративные финансы и оценка стоимости бизнеса»,
«Международные валютно-кредитные отношения»,
«Финансовый рынок и финансовый инжиниринг»,
«Экономика фирмы»
38.04.03 «Управление персоналом», магистерская программа
«Экономика и управление персоналом»
38.04.02 «Менеджмент», магистерская программа
«Общий и стратегический менеджмент»
38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»,магистерская программа «Государственное и муниципальное управление развитием территории»
Новосибирск 2015
Методическое руководство разработано
Гениберг Татьяной Владимировной – канд.экон.наук, доцентом кафедры Управления
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентовсоответствует внутреннему стандарту НГУЭУ
Начальник методического отдела О.С.Ерохина
Утверждено на заседании кафедры управления
(протокол от «31»августа 2015 г. № 1).
Зав.кафедрой канд.экон.наук, доцент В.В. Радионов |
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
РАЗДЕЛ 1. Общие положения учебной дисциплины 4
РАЗДЕЛ 2. Инструкция по выполнению итоговой контрольной работы 4
РАЗДЕЛ 3. Задания для выполнения итоговой контрольной работы 6
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель итоговой контрольной работы – овладение практическими навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.
Основными задачами итоговой контрольной работы являются:
ü изучение причин поступков индивидов в определенных условиях,
ü освоение студентами практики предсказание поведения работника в будущем,
ü формирование и закрепление навыков работы с людьми и управления ими в процессе трудового взаимодействия.
РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель практического задания №1: проверка правильности выявления и оценки стресса, определение путей выхода из стресса и извлечения из него пользы.
Цель практического задания №2:
оценка правильности определения типа лидерства по конкретной теоретической модели, обоснование ответа.
Цель тестовых заданий №3:
проверка знаний теоретических основ курса «Психология менеджмента».
Перечень этапов выполнения контрольной работы:
1 этап. Изучение темы «Стресс в трудовой деятельности», проведение исследований согласно указанным вопросам, приведенным в данных методических указаниях (Практическое задание №1), формирование на основе исследований обоснованных выводов.
2 этап. Изучение темы «Лидерство и стиль руководства», оценка правильности определения типа лидерства согласно указанной концепции (Практическое задание №2), формирование на этой основе обоснованных выводов.
3 этап. Изучение оставшихся тем курса и формирование ответов на поставленные 10 тестовых заданий.
При выполнении тестов стоит обратить внимание на поставленное задание в начале теста (Укажите или напишите номера всех правильных ответов, продолжите предложение и т.д.) и выполняйте тест, строго исходя из формулировки этого задания.
Структура контрольной работы
1. Ситуационная (практическая) часть:
1.1. Текст ситуационной (практической) задачи № 1;
1.2. Ответ на задачу № 1;
1.3. Текст ситуационной (практической) задачи № 2;
1.4. Ответ на практическую задачу № 2.
2. Тестовая часть:
2.1. Содержание 10 (десяти) тестовых заданий варианта (тексты вопросов) и ответ на каждое из заданий.
3. Библиографический список.
Таблица выбора вариантов контрольной работы:
Номер варианта контрольной работы | Последняя цифра номера зачетной книжки студента (студенческого билета) |
Текст контрольной работы представляется на стандартных листах формата А4(210х297 мм) для машинописи или ксерокопирования. Текст контрольной работы пишется четким, разборчивым почерком или печатается на принтере, с полями. При неразборчивом почерке обязательно представлять работу в напечатанном виде. Контрольная работа должна быть выполнена печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе MicrosoftOfficeWordчерез 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура ТimesNewRoman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см. Текст пишется или печатается на одной стороне листа бумаги. Все страницы должны быть пронумерованы. Работа должна быть обязательно скреплена.
Срок проверки контрольных работ – 10 (десять) календарных дней, начиная с даты регистрации контрольной работы кафедрой.
Критерии оценки практического задания №1:
Правильно проведено исследование в области управления стрессом, сформированы обоснованные выводы – «зачтено».
Проведено исследование в области управления стрессом, выводы сформулированы не верно или отсутствуют – «не зачтено».
Критерии оценки практического задания №2:
Правильно проведено исследование в области лидерства, сформированы обоснованные выводы – «зачтено».
Проведено исследование в области лидерства, выводы сформулированы не верно или отсутствуют – «не зачтено».
Критерии оценки тестовых заданий:
Правильный ответ дан на:
5-10 тестов – «зачтено»
менее 5 тестов «не зачтено».
Для общего зачета по контрольной работе необходимо, чтобы все три части были зачтены.
В случае неудовлетворительной оценки преподавателем составляется рецензия, которая должна содержать следующие элементы:
· общая характеристика работы в целом и выполненных элементов заданий;
· оценка невыполненных элементов заданий;
· степень самостоятельности автора при написании работы;
· указание на характер ошибок, выявленных при проверке работы;
· перечисление недостатков незачтенной работы и пути их устранения.
Рецензия передается студенту вместе с незачтенной контрольной работой.
РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ №1
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию, когда Вы как подчиненный не удовлетворяете своего начальника, но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
5) Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по концепции лидерского поведения (исследования Курта Левина).
Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Перевод конфликта в срытую форму — это …
a) [ ]функциональные последствия
b) [ ]дисфункциональные последствия
4.Укажите или напишите номера всех правильных ответов
Функциональные последствия конфликта:
a) [ ]«синдром побежденного»
b) [ ]уступчивость
c) [ ]нежелание работать в команде
d) [ ]«синдром покорности»
e) [ ]компромисс
f) [ ]затруднение общения
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Правильно ли расположены стадии развития коллектива: притирка, эксперементирование, ближний бой, эффективность и зрелость?
a) [ ]нет
b) [ ]да
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристикой группы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
a) [ ]статус иерархии
b) [ ]роли
c) [ ]положение организации на рынке
d) [ ]структура
e) [ ]сплоченность
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Групповой фактор стресса:
a) [ ]ролевой конфликт и неопределенность
b) [ ]отсутствие взаимной поддержки
c) [ ]психологическая устойчивость
d) [ ]личный контроль и приобретенная беспомощность
e) [ ]самоэффективность
8.Укажите или напишите номера всех правильных ответов
Межличностные способы разрешения конфликтов:
a) [ ]сглаживание
b) [ ]принуждение
c) [ ]конфронтация
d) [ ]компромисс
e) [ ]интеграция
f) [ ]координация
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума-Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель беседует с подчиненными по проблеме, решение принимает сам
c) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно каким теориям человек может находиться с руководителем в отношении «родитель-ребенок»?
a) [ ]психоаналитические теории
b) [ ]личностно-ситуационные теории
c) [ ]атрибутивные теории
d) [ ]«Теория жизненного цикла» Херси и Бланшара
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Психологический процесс, который обусловлен неослабевающим стрессом на производстве и приводит к эмоциональному истощению, деперсонализации и возникновению чувства ущербности – это …
a) [ ]конфликт
b) [ ]кризис
c) [ ]стресс
d) [ ]эффект «сгорания»
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Стиль 9.9. («Управленческая решетка» Моутона– Блейка) характеризуется:
a) [ ]заботой руководителя об эффективности работы и невниманием к человеческим отношениям
b) [ ]минимальными усилиями руководителя в отношении производства и персонала
c) [ ]усилением внимания к подчиненными и эффективности работы
d) [ ]повышенным вниманием к человеческим отношениям без учета качества работы.
ВАРИАНТ №2
1.Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию, когда Вас как начальника не удовлетворяет подчиненный.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по системе управления Лайкерта. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристика эффективной группы:
a) [ ]отказ от личной жизни в пользу группы
b) [ ]стремление изменить структуру иерархии группы
c) [ ]взаимопомощь, значимость каждого участника
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если руководитель при возникновении конфликтов в коллективе старается выяснить причины конфликта и найти более эффективное решение, то он:
a) [ ]уклоняется от конфликта
b) [ ]сглаживает конфликт
c) [ ]находит компромисс
d) [ ]решает проблему
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Групповой фактор стресса:
a) [ ]психологическая устойчивость
b) [ ]отсутствие взаимной поддержки
c) [ ]самоэффективность
d) [ ]ролевой конфликт и неопределенность
e) [ ]личный контроль и приобретенная беспомощность
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума — Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель вместе с подчиненными обсуждает проблему, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение, в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
c) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решения принимает сам
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Какой из факторов не исследуется в «теории случайностей» Ф. Фидлера?
a) [ ]отношения между руководителем и подчинеными
b) [ ]наличие неформальных групп в коллективе
c) [ ]связь, связанная с должностью руководителя
d) [ ]четкая формулировка и структура задачи
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Теория, которая предполагает, что каждый член группы последовательно проходит три ступени развития – незнакомец, знакомец, партнер – это …
a) [ ]модель взаимоотношений Э.Берна
b) [ ]концепция взаимодействия (личностно-ситуационные теории)
c) [ ]теории обмена
d) [ ]модель Р. Лайкерта
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Позиция в переговорах, при которой противоположная сторона представляется в виде противника, происходит выдвижение необоснованных требований, наблюдается нежелание понять интересы другой стороны – это …
a) [ ]сотрудничество
b) [ ]соперничество
c) [ ]компромисс
d) [ ]конфронтация
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Последовательность стадий процесса «сгорания»:
a) [ ]застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание», интенсивная вовлеченность в работу
b) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание»
c) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; застой в работе; «сгорание»
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии, осуществляющих совместные действия в течение длительного времени – это…
a) [ ]группа
b) [ ]процесс
c) [ ]личность
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Борьба за власть между двумя лидерами в компании — это …
a) [ ]субъективный конфликт
b) [ ]объективный конфликт
ВАРИАНТ №3
1.Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. В результате проверки вашей работы были обнаружены ошибки, но вы при ее выполнении прикладывали все усилия к ее качественному выполнению. Вам вменяют халатность в работе, но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по «Управленческой решетке» Мутона-Блейка. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Нарастание конфликта среди сотрудников организации в связи с ростом количества брака в готовой продукции — это …
a) [ ]объективный конфликт
b) [ ]субъективный конфликт
4.Установить правильную последовательность
Порядок этапов управления конфликтом:
a) [ ]выбор варианта компромисса
b) [ ]оценка риска
c) [ ]выбор варианта достижения компромисса
d) [ ]анализ результатов
e) [ ]анализ проблемы
f) [ ]реализация плана достижения компромисса
5. Соответствие между видами конфликтов и их характеристиками:
противостояние нескольких групповых интересов | межличностный | |||
противостояние между двумя или несколькими личностями | ||||
|
внутриличностный | |||
борьба двух позиций внутри одного человека | межгрупповой |
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Фактором влияния стресса на здоровье и поведение человека НЕ является:
a) [ ]заниженная самооценка
b) [ ]неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей
c) [ ]проблемы со здоровьем
d) [ ]сопротивление указаниям руководства
e) [ ]неудовлетворенность своей работой
f) [ ]повышенная работоспособность
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума — Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решения принимает сам
b) [ ]руководитель вместе с подчиненными обсуждает проблему, но решение принимает сам
c) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение, в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Какое утверждение ложно? Отличительные черты сплоченной группы – это …
a) [ ]способность воспитательного воздействия на членов коллектива
b) [ ]наличие общегрупповых норм, ценностей, целей
c) [ ]стремление к формированию новых групп
d) [ ]стремление быть вместе, трудиться совместно
e) [ ]общность чувств и желаний его членов
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Особенностью группы НЕ является:
a) [ ]группа направлена на постоянное профессиональное развитие
b) [ ]члены группы постоянно взаимодействуют друг с другом
c) [ ]в группе присутствуют формальная и неформальная иерархия
d) [ ]члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Представители теории … пытались определить лидерские качества и использовать их для выявления лидеров.
a) [ ]лидерских качеств
b) [ ]ситуационного лидерства
c) [ ]обмена
d) [ ]лидерского поведения
e) [ ]трансформационного лидерства
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Групповой фактор стресса:
a) [ ]самоэффективность
b) [ ]ролевой конфликт и неопределенность
c) [ ]личный контроль и приобретенная беспомощность
d) [ ]психологическая устойчивость
e) [ ]отсутствие взаимной поддержки
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если рассматривать теории обмена, то ступень развития подчиненного «знакомый» характеризуется следующим:
a) [ ]подчиненный имеет больший доступ к информации, ресурсам организации, коллектив оценивает надежность подчиненного
b) [ ]полное доверие, уверенность в подчиненном, взаимоуважение лидера и подчиненного
c) [ ]лидер и члены группы общаются согласно должностным полномочиям
ВАРИАНТ № 4
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Вы начальник отдела. В результате принятия вами ряда неправильных управленческих решений организация существенно пострадала – потеряны крупные клиенты. Менеджмент и организация в целом понимает это и давит на вас с целью смещения вас с этой должности. Вы оцениваете и понимаете свои ошибки, но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по модели В. Врума- Ф. Йеттона – А. Яго. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Фактором влияния стресса на здоровье и поведение человека НЕ является:
a) [ ]проблемы со здоровьем
b) [ ]неудовлетворенность своей работой
c) [ ]заниженная самооценка
d) [ ]сопротивление указаниям руководства
e) [ ]повышенная работоспособность
f) [ ]неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Формой какого конфликта часто бывает ролевой конфликт?
a) [ ]межгрупповой конфликт
b) [ ]межличностный конфликт
c) [ ]внутриличностный конфликт
d) [ ]конфликт между личностью и группой
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если руководитель прикрывает наличие конфликта, старается его не выносить на всеобщее обсуждение, не вступать в споры и не решать их — это …
a) [ ]компромисс
b) [ ]принуждение
c) [ ]уклонение от конфликта
d) [ ]сглаживание конфликта
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если преподаватель выставляет студенту оценку, которая его не устраивает — это …
a) [ ]принуждение
b) [ ]уклонение
c) [ ]сглаживание
d) [ ]решение проблемы
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Группа индивидов без внутренней формальной структуры, объединенная решением определенных задач, – это …
a) [ ]первичная группа
b) [ ]референтная группа
c) [ ]группа принадлежности
d) [ ]коалиция
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Психологический процесс, который обусловлен неослабевающим стрессом на производстве и приводит к эмоциональному истощению, деперсонализации и возникновению чувства ущербности – это …
a) [ ]конфликт
b) [ ]эффект «сгорания»
c) [ ]кризис
d) [ ]стресс
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристикой группы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
a) [ ]роли
b) [ ]структура
c) [ ]положение организации на рынке
d) [ ]сплоченность
e) [ ]статус иерархии
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно «теории жизненного цикла» Херси и Бланшара при высокой профессиональной и низкой психологической зрелости подчиненных уместно использовать … стиль управления.
a) [ ]убеждающий
b) [ ]указывающий
c) [ ]делегирующий
d) [ ]участвующий
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Система управления по Р. Лайкерту, согласно которой лидер доверяет подчиненным и делегирует им полномочия, — это … система.
a) [ ]консультационно-демократическая
b) [ ]эксплуататорско-авторитарная
c) [ ]основанная на участии
d) [ ]автократичная
e) [ ]благосклонно-авторитарная
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно какой теории оценка руководителя происходит в процессе оценки им своих подчиненных по конкретным позициям (дружественность, напряженность, приятность и т.д.)?
a) [ ]теория «Путь — цель» Р. Хауса и Т. Митчела
b) [ ]«теория жизненного цикла» Херси и Бланшара
c) [ ]«теория случайностей» Ф. Фидлера
d) [ ]модели группового лидерства и групповой эффективности Хьюза, Джинетта и Курфи
ВАРИАНТ №5
1.Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Вы находитесь под руководством сильного авторитарного начальника, не принимающего даже разумные возражения. Сами вы тоже достаточно сильный человек и не можете «слепо» подчиняться руководителю, но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2.На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по «теория жизненного цикла» П. Херсли и К. Бланшара. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если руководитель прикрывает наличие конфликта, старается его не выносить на всеобщее обсуждение, не вступать в споры и не решать их — это …
a) [ ]компромисс
b) [ ]уклонение от конфликта
c) [ ]принуждение
d) [ ]сглаживание конфликта
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно какой теории определяется степень зрелости работников и в зависимости от этого происходит выбор конкретного стиля лидерства?
a) [ ]«теории случайностей» Ф. Фидлера
b) [ ]«теории жизненного цикла» Херси и Бланшара
c) [ ]теории «Путь-цель» Р. Хауса и Т. Митчела.
d) [ ]модели «анализа взаимоотношений» Берна
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Так как в вузе временно нет декана одного из факультетов, то основная работа со студентами ложится на кафедры. Кафедры этим не довольны. Это конфликт по причине …
a) [ ]взаимозависимости задач
b) [ ]различия в представлениях и ценностях
c) [ ]различия в целях
d) [ ]неудовлетворительных коммуникаций
e) [ ]ограниченности ресурсов
6.Установить правильную последовательность
Порядок этапов управления конфликтом:
a) [ ]реализация плана достижения компромисса
b) [ ]выбор варианта достижения компромисса
c) [ ]анализ проблемы
d) [ ]анализ результатов
e) [ ]выбор варианта компромисса
f) [ ]оценка риска
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Групповой фактор стресса:
a) [ ]ролевой конфликт и неопределенность
b) [ ]самоэффективность
c) [ ]отсутствие взаимной поддержки
d) [ ]психологическая устойчивость
e) [ ]личный контроль и приобретенная беспомощность
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Представители теории … пытались выявить личностные качества лидеров.
a) [ ]трансформационного лидерства
b) [ ]лидерских качеств
c) [ ]обмена
d) [ ]лидерского поведения
e) [ ]ситуационного лидерства
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума-Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель беседует с подчиненными по проблеме, решение принимает сам
c) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решение принимает сам
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Показатели сплоченности группы:
a) [ ]Возрастной состав
b) [ ]Образование членов
c) [ ]Общие установки и ценностные ориентации
d) [ ]Национальность членов
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Последовательность стадий процесса «сгорания»:
a) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; застой в работе; «сгорание»
b) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание»
c) [ ]застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание», интенсивная вовлеченность в работу
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристикой неформальной группы НЕ является:
a) [ ]распределение должностной ответственности
b) [ ]сопротивление изменениям, инновациям
c) [ ]установление и закрпление правил поведения и ценностей
d) [ ]наличие неформального лидера
ВАРИАНТ №6
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Ваш коллега – начальник параллельного отдела, желая получить расположение вашего общего начальника, пытается постоянно опорочить Вас в его глазах. Но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по модели «анализ взаимоотношений» Э. Берна. Обоснуйте свой ответ.
3.Продолжите предложение
Столкновение субъектов в сфере интересов и ценностей — это …
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Люди в результате спора перестают общаться — это …
a) [ ]дисфункциональные последствия
b) [ ]функциональные последствия
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Внутриличностный конфликт — это …
a) [ ]столкновение субъекта и группы
b) [ ]конфликт, который вовлекает двух и более людей
c) [ ]столкновение двух и более групп
d) [ ]конфликт внутри индивида
6. Установите соответствие между теориями лидерства и их содержанием:
исследования Университета штата Огайо | изучение взаимосвязи между структурой отношений и отношениями в структуре | |
модель В. Врума- Ф. Йеттона — А. Яго | стиль лидерства зависит от степени вовлечения последователей в процесс принятия решений | |
«теория жизненного цикла» П. Херсли и К. Бланшара | уровень власти лидера зависит от степени зрелости его последователей | |
Атрибутивные теории | определение стиля управления на основе характеристик «наименее предпочитаемого работника» | |
«теория случайностей» Фреда Фидлера | для успешного руководства лидер должен менять не только поведение подчиненных, но и причины, вызвавшие такое поведение |
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Верно ли, что теория лидерства «путь — цель» Р. Хауса и Т. Митчела заключается в том, что руководитель ставит перед подчиненными цель, побуждает их к достижению этой цели, воздействуя на пути достижения в зависимости от конкретной ситуации?
a) [ ]нет
b) [ ]да
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Последовательность стадий процесса «сгорания»:
a) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; застой в работе; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание»
b) [ ]застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание», интенсивная вовлеченность в работу
c) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; застой в работе; «сгорание»
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума-Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель беседует с подчиненными по проблеме, решение принимает сам
c) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Формированию сплоченного и работоспособного коллектива препятствует:
a) [ ]незначительный возраст функционирования коллектива
b) [ ]высокий уровень организации труда
c) [ ]широкое привлечение членов коллектива к управлению
d) [ ]хорошая организация трудовой состязательности
e) [ ]наличие мобилизующей высокой цели, наличие традиций
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Показатели сплоченности группы:
a) [ ]Образование членов
b) [ ]Возрастной состав
c) [ ]Общие установки и ценностные ориентации
d) [ ]Национальность членов
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Синдром адаптации по Г. Селье предполагает последовательное прохождение этапов в следующей последовательности:
a) [ ]сопротивление, истощение, тревога
b) [ ]тревога, истощение, сопротивление
c) [ ]тревога, сопротивление, истощение
ВАРИАНТ № 7
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Организация в целом не довольна, что вы попали в топ-менеджмент и пытается различными путями донести до вас это недовольство, вывести вас из состояния равновесия. Иногда, даже этически неприемлемыми методами. Но вам не хочется терять это рабочее место.
Задания:
1) Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2) Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3) Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4) Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по атрибутивным теориям. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номера правильных ответов
Дисфункциональными последствиями конфликта являются:
a) [ ]снижение враждебности
b) [ ]уменьшение синдрома покорности
c) [ ]непродуктивная конкуренция
d) [ ]текучесть кадров
e) [ ]расположенность к сотрудничеству
f) [ ]снижение производительности труда
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Ведение переговоров, при котором происходит формулирование вопросов, предложений, поиск новой информации, творческого комплексного решения называется …
a) [ ]достижение процедурной гибкости
b) [ ]достижение должных результатов
c) [ ]оказание воздействия на силовой баланс
d) [ ]содействие конструктивному климату
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно ситуационным концепциям лидерства:
a) [ ]эффективность лидерства определяется манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным
b) [ ]эффективные лидеры обладают набором конкретных качеств
c) [ ]для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно какой теории оценка руководителя происходит в процессе оценки им своих подчиненных по конкретным позициям (дружественность, напряженность, приятность и т.д.)?
a) [ ]теория «Путь — цель» Р. Хауса и Т. Митчела
b) [ ]«теория случайностей» Ф. Фидлера
c) [ ]«теория жизненного цикла» Херси и Бланшара
d) [ ]модели группового лидерства и групповой эффективности Хьюза, Джинетта и Курфи
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Последовательность стадий процесса «сгорания»:
a) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; застой в работе; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание»
b) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; застой в работе; «сгорание»
c) [ ]застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание», интенсивная вовлеченность в работу
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Симптомы стресса, выраженные в изменении настроения, отрицательных эмоциях, депрессии, ощущении неспособности справиться с ситуацией, неспособности расслабиться, напряженности – это … симптомы стресса.
a) [ ]психологические
b) [ ]физиологические
c) [ ]поведенческие
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристика эффективной группы:
a) [ ]взаимопомощь, значимость каждого участника
b) [ ]отказ от личной жизни в пользу группы
c) [ ]стремление изменить структуру иерархии группы
10. Укажитеили напишите номер правильного ответа
Какая теория предполагает, что для эффективного управления коллективом лидер должен менять взгляды и поведение подчиненных?
a) [ ]исследования Дж. Брауна
b) [ ]теория обмена
c) [ ]теории трансформационного лидерства
d) [ ]атрибутивные теории
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Характеристикой группы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
a) [ ]положение организации на рынке
b) [ ]структура
c) [ ]сплоченность
d) [ ]роли
e) [ ]статус иерархии
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума — Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель вместе с подчиненными обсуждает проблему, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решения принимает сам
c) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение, в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
ВАРИАНТ №8
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Ваш подчиненный пытается постоянно опорочить Вас в глазах руководства тайными и гласными методами. Отношение руководства к вам изменилось – стало настороженным.
Задания:
1. Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2. Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3. Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4. Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по «теории случайностей» Ф. Фидлера. Обоснуйте свой ответ.
3. Соответствие между видами конфликтов и их характеристиками:
«ненасильственные» | не имеют зачатков насилия | |
«насильственные» | поддаются урегулированию | |
«насильственные, но управляемые» | готовые привести к насилию | |
«»чреватые насилием» | сопровождаются насилием | |
содержат предпосылки насилия |
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Теория, которая предполагает, что каждый член группы последовательно проходит три ступени развития – незнакомец, знакомец, партнер – это …
a) [ ]модель Р. Лайкерта
b) [ ]теории обмена
c) [ ]концепция взаимодействия (личностно-ситуационные теории)
d) [ ]модель взаимоотношений Э.Берна
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Группа молодых специалистов в коллективе, объединенных общими интересами, — это …
a) [ ]неформальная группа
b) [ ]формальная группа
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно «теории жизненного цикла» Херси и Бланшара при высокой профессиональной и низкой психологической зрелости подчиненных уместно использовать … стиль управления.
a) [ ]делегирующий
b) [ ]участвующий
c) [ ]убеждающий
d) [ ]указывающий
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Верно ли, что теория лидерства «путь — цель» Р. Хауса и Т. Митчела заключается в том, что руководитель ставит перед подчиненными цель, побуждает их к достижению этой цели, воздействуя на пути достижения в зависимости от конкретной ситуации?
a) [ ]нет
b) [ ]да
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Спор между подчиненными о том, кто должен выполнять задание может разрешиться с помощью …
a) [ ]интеграционных методов
b) [ ]конфронтации
c) [ ]установления общих целей
d) [ ]координирующих методов
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Причиной создания неформальных групп НЕ является:
a) [ ]взаимопомощь в проведении работ
b) [ ]удовлетворение потребности в чувстве принадлежности к кому-либо
c) [ ]выполнение должностных полномочий
d) [ ]тесное взаимодействие и предрасположенность друг к другу
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Перевод конфликта в срытую форму — это …
a) [ ]функциональные последствия
b) [ ]дисфункциональные последствия
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Последовательность стадий процесса «сгорания»:
a) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; застой в работе; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание»
b) [ ]застой в работе; отрешенность и уход от дел; наличие физических и поведенческих симптомов; «сгорание», интенсивная вовлеченность в работу
c) [ ]интенсивная вовлеченность в работу; отрешенность и уход от дел;
наличие физических и поведенческих симптомов; застой в работе; «сгорание»
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Групповой фактор стресса:
a) [ ]психологическая устойчивость
b) [ ]самоэффективность
c) [ ]личный контроль и приобретенная беспомощность
d) [ ]отсутствие взаимной поддержки
e) [ ]ролевой конфликт и неопределенность
ВАРИАНТ №9
1.Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Вы назначены новым руководителем уже сложившегося коллектива. Коллектив вас не принимает как начальника.
Задания:
1. Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2. Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3. Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4. Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2. На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства согласно теориям обмена. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Симптомы стресса, выраженные в изменении настроения, отрицательных эмоциях, депрессии, ощущении неспособности справиться с ситуацией, неспособности расслабиться, напряженности – это … симптомы стресса.
a) [ ]психологические
b) [ ]физиологические
c) [ ]поведенческие
4.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Группы, которые создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, обычно имеют распределение ролей и лидера, это …
a) [ ]профессиональные команды
b) [ ]неформальные группы
c) [ ]формальные группы
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Какая теория предполагает, что для эффективного управления коллективом лидер должен менять взгляды и поведение подчиненных?
a) [ ]атрибутивные теории
b) [ ]теории трансформационного лидерства
c) [ ]исследования Дж. Брауна
d) [ ]теория обмена
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Фактором влияния стресса на здоровье и поведение человека НЕ является:
a) [ ]заниженная самооценка
b) [ ]проблемы со здоровьем
c) [ ]сопротивление указаниям руководства
d) [ ]неудовлетворенность своей работой
e) [ ]повышенная работоспособность
f) [ ]неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Внутриличностный конфликт — это …
a) [ ]конфликт внутри индивида
b) [ ]столкновение субъекта и группы
c) [ ]конфликт, который вовлекает двух и более людей
d) [ ]столкновение двух и более групп
8. Соответствие между стилями управления и их содержанием по К. Левину.
благожелательный авторитарный | руководитель не доверяет подчиненным, берет на себя всю ответственность | |
либеральный | руководитель интересуется мнением подчиненных, но поступает по-своему | |
эксплуататорский авторитарный | руководитель советуется с подчиненными, но решения принимает самостоятельно | |
бюрократический либерально-попустительский | руководитель доверяет подчиненным, решения принимаются коллегиально | |
партисипативный демократический | руководитель ставит перед исполнителями проблему, задает границы решения и выступает как консультант | |
консультативный демократический | руководитель уходит от дел, преемник применяет авторитарный стиль |
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно какой теории определяется «степень зрелости» работников и в зависимости от этого происходит выбор конкретного стиля лидерства?
a) [ ]Модель В. Врума- Ф. Йеттона – А. Яго
b) [ ]«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Моутона
c) [ ]модель «анализ взаимоотношений» Берна
d) [ ]«теория жизненного цикла» Херси и Бланшара
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Если руководитель прикрывает наличие конфликта, старается его не выносить на всеобщее обсуждение, не вступать в споры и не решать их — это …
a) [ ]уклонение от конфликта
b) [ ]принуждение
c) [ ]компромисс
d) [ ]сглаживание конфликта
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Группа молодых специалистов в коллективе, объединенных общими интересами, — это …
a) [ ]неформальная группа
b) [ ]формальная группа
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Формой какого конфликта часто бывает ролевой конфликт?
a) [ ]межличностный конфликт
b) [ ]межгрупповой конфликт
c) [ ]внутриличностный конфликт
d) [ ]конфликт между личностью и группой
ВАРИАНТ №10
1. Конкретная ситуация: представьте, что вы попали в стрессовую ситуацию. Вы коммерческий директор организации. Вам поставили выполнение в очень короткие сроки незнакомой и очень большой по объему задачи. Задача заведомо не выполнима. Но ее выполнение связано с сохранением вами этой должности.
Задания:
1. Распишите Ваше состояние по трем стадиям развития стресса согласно Синдрому адаптации по Г. Селье.
2. Какие симптомы стресса у Вас могут наблюдаться?
3. Как лично Вы будете вести себя в условиях стресса и как будете стараться выйти из него?
4. Предположите, как может протекать «эффект сгорания» на вашем личном примере.
Как извлечь пользу из этого конфликта?
2.На примере одного из известных Вам лидеров определите его тип лидерства по теории «путь – цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Обоснуйте свой ответ.
3.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Психологический процесс, который обусловлен неослабевающим стрессом на производстве и приводит к эмоциональному истощению, деперсонализации и возникновению чувства ущербности – это …
a) [ ]стресс
b) [ ]эффект «сгорания»
c) [ ]кризис
d) [ ]конфликт
4.Укажите или напишите номера всех правильных ответов
Виды структурных разрешений конфликта:
a) [ ]групповые цели
b) [ ]интеграция
c) [ ]замена сторон
d) [ ]координация
e) [ ]силовое разрешение
f) [ ]уклонение
5.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Выходу из стресса НЕ БУДУТ способствовать:
a) [ ]поддержка других членов общества
b) [ ]расслабление, отдых, юмор, медитация
c) [ ]полное погружение в другую работу
d) [ ]физические упражнения, занятия спортом
e) [ ]самоконтроль поведения
6.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Формой какого конфликта часто бывает ролевой конфликт?
a) [ ]межгрупповой конфликт
b) [ ]конфликт между личностью и группой
c) [ ]межличностный конфликт
d) [ ]внутриличностный конфликт
7.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно модели Врума — Йеттона-Яго «консультативный 2» стиль лидерства предполагает, что …
a) [ ]руководитель вместе с подчиненными обсуждает проблему, но решение принимает сам
b) [ ]руководитель беседует по проблеме с подчиненными, имеющими к ней отношение, в отдельности друг от друга, но решение принимает сам
c) [ ]руководитель привлекает от подчиненных необходимые сведения, но решения принимает сам
8.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Перевод конфликта в срытую форму — это …
a) [ ]функциональные последствия
b) [ ]дисфункциональные последствия
9.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Теория, которая предполагает, что каждый член группы последовательно проходит три ступени развития – незнакомец, знакомец, партнер – это …
a) [ ]модель Р. Лайкерта
b) [ ]теории обмена
c) [ ]концепция взаимодействия (личностно-ситуационные теории)
d) [ ]модель взаимоотношений Э.Берна
10.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Согласно ситуационным концепциям лидерства:
a) [ ]эффективность лидерства определяется манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным
b) [ ]для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям
c) [ ]эффективные лидеры обладают набором конкретных качеств
11.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Правильно ли расположены стадии развития коллектива: притирка, эксперементирование, ближний бой, эффективность и зрелость?
a) [ ]нет
b) [ ]да
12.Укажитеили напишите номер правильного ответа
Группы, которые создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, обычно имеют распределение ролей и лидера, это …
a) [ ]формальные группы
b) [ ]профессиональные команды
c) [ ]неформальные группы