План работы психолога с учащимися 9 класса
Краткая характеристика возраста
В 9 классе обучаются люди 15-16 лет.
Этот возраст в большинстве классификаций относится к подростковому.
Социальная ситуация развития: подросток — общение со сверстниками — взрослый
Референтной группой для подростка являются сверстники.
Ведущий вид деятельности — интимно-личностное общение.
Кризисы периода:
— осознание значимости своего Я,
— кризис половой идентичности,
— нарциссический кризис,
— кризис эгоцентричной доминанты.
Концентрация внимания на самом себе:
— доминанта дали (курение, срыв уроков, не думают о том, что сегодня, думают только о будущем),
— доминанта усилия, насилия (стремление к риску, к новшеству, сопровождается гормональным взрывом).
Психические новообразования:
1).
возникновение рефлексии, т.е. умение анализировать свои действия, отношение других к себе,
2).
осознание своей неповторимости и индивидуальности,
3).
открытие своего собственного Я,
4).
развитие романтичности, сентиментальности, эротичности, чувственности,
5).
постоянный поиск ответов на вопросы: кто я?; какой/какая я?
6).
переживание несоответствия между физиологической потребностью и социальным статусом.
Для юности характерен протест против всего из-за того, что личность приспосабливается к новым условиям, самоутверждается, стремится к самостоятельности, ищет свои ответы на вечные вопросы, пытается найти свой путь.
Диагностика.
Диагностируем:
— отношение к учебной деятельности, преподавателям,
— адаптированность,
— мотивация к обучению,
— самооценка,
— уровень коммуникативной социальной компетентности,
— опросник Айзенка (EPI) (темперамент, интровертированность экстравертированность),
— методика «уровень сплоченности ученических коллективов»,
— опросник межличностных отношений Т. Лири (шкала агрессивности).
Поскольку ведущим видом деятельности подростков является интимно-личностное общение, цель работы — выявить подростков, неуспешных в межличностных отношениях.
Кроме того, смотрим успеваемость (классный журнал), беседуем с учителями на тему взаимоотношений в классе. Наблюдаем за учителями. Смотрим, нет ли среди них конфликтов (особенно у классного руководителя учащихся).
Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, ...
... выполняющей определенные функции). Категория общения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Общение включает в себя ... коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты. Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики ...
Если есть, то, как они проявляются и как влияют на учеников, как к этому относятся ученики.
Классный журнал и учителя могут дать информацию о неуспевающих учениках. Можно путем беседы выявить, нет ли у них жалоб на учащихся, а если есть, то в чем они выражаются, что предпринималось для улучшения ситуации и как это помогло/не помогло. Путем беседы и тестирования с учениками выявляем проблемы, существующие в данном классе.
Цель фронтальной диагностики — выявление «неблагополучных в общении детей».
Если таковые обнаружены, проводится индивидуальное обследование. Методики:
— наблюдение,
— беседа,
— диагностика адаптации,
— тревожность (Спилбергер или Леонгард — Шмишек),
— агрессивность,
-самооценка,
— проективные методики (РНЖ и т.д.).
Углубленная диагностика «неблагополучных» школьников заключается в выявлении причин неуспешности. Это может быть как свойства личности самих учеников, так и социальная ситуация (например, бойкот сверстников, семейные проблемы).
Если весь класс погружен в конфликты, помимо индивидуальной проводится групповая работа со всем классом.
Поскольку 9 класс — конец средней школы, многие школьники задумываются о том, продолжать обучение в школе или пойти в профессиональное училище. Поэтому важным аспектом деятельности является помощь в выборе профессии. Для этого изучаются индивидуальные способности, возможности и интересы учеников, исходя из которых, даются рекомендации. Изучается классный журнал, чтобы узнать их предметная успеваемость, и тестируется: восприятие, интеллект, мышление, воображение, долговременную и коротковременную память, волевые качества. Так же проводятся беседы об их интересах и планах на будущее.
Методики профориентации:
— краткий ориентировочный тест (КОТ),
— опросник Кеттела,
— «карта интересов» Е. А. Голомштока,
— опросник профессиональных предпочтений,
— опросник профессиональной готовности ОПГ-5.
психолог учащийся коррекционный
Коррекционная работа
Групповые мероприятия:
— тренинг на групповое взаимодействие (тренируем работу в команде, взамимопомощь и т.д.) для групповой работы важно так распределить участие, чтобы успешные подростки не перехватывали инициативу,
— тренинг на сплоченность коллектива (возможно люди, неуспешные в общении самоустраняются, так как не чувствуют себя частью коллектива),
— игротерапия,
Опросник выявления эмоционального выгорания
... ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением. Утверждение Никогда ... достичь в своей жизни. 22. Больные, как правило, – неблагодарные люди. Обработка результатов Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и ...
— профориентация.
Индивидуально:
— беседы,
-консультирование (в том числе и учителей),
— снятие тревожности,
— когнитивная терапия,
— развитие навыков общения (групповая работы).
Создаем коррекционные группы из «неблагополучных» учеников (возможно с добавлением из парллельного класса) с аналогичными проблемами:
— тренинг на развитие лидерских навыков (если выявленные ученик или ученики замкнуты),
— формирование базисных копинг-стратегий (преодоление стресса),
— моделирование ситуаций.
Размещено на