Психолого-педагогическая характеристика класса

ОТЧЕТ

по методической практике

 

на базе МОУ СОШ № 50 им. В. П. Поляничко

 

ОГТИ 050502.65.9.0.12.12.П

 

 

 

Руководитель от кафедры

к. п. н., доцент (подпись, дата) Ершова О. Н

 

 

Исполнитель

студент группы 08 ТиП (подпись, дата) ОкуневС.П.

 

Орск 2012

Задание

1 Провести диагностику психологических особенностей классного коллектива

2 Написать психолого-педагогическую характеристику класса

3 Провести психологический самоанализ урока

 

 

Содержание

 

1 Диагностика психологических особенностей классного коллектива..4

2 Психолого-педагогическая характеристика класса…………………..11

3 Психологический самоанализ урока…………………………………

 

Диагностика психологических особенностей классного

Коллектива

Таблица 1 – Карта-схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

Направленность активности
   
Группа активна, полна творческой энергии +         Группа инертна, пассивна
Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учёба)     +     Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения
В своих делах группа ставит перед собой общественно-полезные цели   +       Группу отличают общественно-вредные, асоциальные цели
Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности       +   В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми
В группе более всего уважают коллективистов, делающих всё ради других       +   Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя
Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом +         У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами   +       У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп
Группу отличают устойчивые интересы +         Группу отличает быстрая смена интересов
Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле     +     Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле
Актив, ядро группы ведёт группу на общественно-полезные дела     +     Актив ведёт группу на антиобщественные дела

 

 

Продолжение таблицы 1

В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищённости каждого   +       Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым
Организованность
В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи     +     При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты
Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности         + Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьёзно, по принципу «кого-нибудь, только не меня»
Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом     +     Большинство членов группы ориентируется на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно
Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия ещё более сплачивают группу +         В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до его полного распадения
Неудача в достижении групповой цели приводит к ещё большему единству и сплочению группы     +     Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до её полного отказа от реализации данной цели
Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами   +       Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними

 

Продолжение таблицы 1

Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду   +       Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы
Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия +         Группа способна к согласованию своих действий
Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство   +       Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом
Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования   +       Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддаётся расформированию или даже способствует ему
Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся её авторитетными и полномочными представителями   +       Группа не имеет хороших, способных организаторов
Интеллектуальная коммуникативность
Группа имеет чёткое единое суждение о возможностях её действительных организаторов       +   Группа не имеет единого мнения, единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о её организаторах противоречиво
Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единому суждению     +     Члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы

Продолжение таблицы 1

Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всём, что касается группы: её задачах, внутригрупповых отношениях, её месте среди других групп, результатах её деятельности       +   В группе не знают о её задачах, внутригрупповых отношениях, её месте среди других групп, результатах её деятельности
Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач   +       В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
При решении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных её членов, группа активно добивается единого и находит единодушное решение +         Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных её членов
В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создаёт новое общественное мнение +         Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям
При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений +         Для группы характерно противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий
Группа имеет единое и чёткое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках         + В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках
Группа верно, единодушно оценивает своё место среди других групп   +       Группа неверно и противоречиво оценивает своё место среди других групп

 

Продолжение таблицы 1

Критическое замечание со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения         + Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими её членами враждебно и способствуют разъединению группового мнения
Критические замечания извне группы воспринимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков     +     Критические замечания извне воспринимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству
Психологический климат
Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе +         Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия   +       Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства     +     Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы   +       Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживания, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упрёки и критика делаются с доброжелательных позиций   +       В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упрёки и критика исходят из желания унизить, оскорбить

Окончание таблицы 1

В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой     +     В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему   +       В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, вызывающие разобщение группы или способствующие этому
В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и симпатия       +   Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание её поведения       +   Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения
Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности       +   Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности
Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела   +       Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях

 

Обработка и анализ полученных результатов

 

Количественная оценка

Сумма по всем интегративным свойствам – 152 единицы, что свидетельствует о хорошем уровне развития классного коллектива.

Качественная оценка

Изучение межличностных отношений в классе (социометрический тест Д. Морено)

Опросник

Ваше мнение Количество человек Фамилия и инициалы
Он (она) самый близкий для меня человек в классе, я не хотел (а) разлучаться с ним (ней) никогда    
Он (она) не является моим другом, но я иногда приглашаю его (её) , провожу с ним (ней) свободное время    
Я не дружу с ним (ней), но он (она) меня очень интересует, я хотел бы сблизиться с ним (ней)    
Ни деловых, ни личных связей у меня с ним (ней) нет    
Мне не симпатичен этот человек    

 

Оценка отношений по симпатиям

1) «звёзды» — Филатова Полина, Иганшин Данил, Скворцова Екатерина;

2) «предпочитаемые» — Шабаев Андрей, Ирина Подкорытова, , Бурундуков Андрей;

3) «принятые» — Карачкова Елена, Новикова Дарья, Клиндух Оксана;

4) «аутсайдеры» — Говядов Мирослав, Терехов Евгений.

Указанные структуры не являются жёсткими, имеют место и промежуточные статусы. Полученные результаты не подлежали огласке, были сохранены в тайне, как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе.

Соотношение между коллективом школьников, образующих полярные статусные категории, определяет социально-психологический климат в группе. В целом в классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении, детям нравится вместе проводить свободное время, в отношениях преобладают поддержка. Но в отдельных ситуациях такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие у ребят не являются основополагающими.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Характеристика 8«А» класса средней общеобразовательной школы №50.

В классе учиться 24 человека, из них 9 мальчиков и 15 девочек. Большинство детей 1998 года рождения. Учатся вместе 6 лет. Новые ученики – Бегентаев Арстан, Говядов Мирослав. Многие дети живут в неполных семьях (Белова Юлия, Бурундуков Андрей, Гущина Анастасия, Иганшин Данил, Михайлова Ирина, Осипова Галина, Терехов Евгений, Тайкало Виктория).

В классе детей из многодетных семей нет. В целом дети воспитываються в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.

В классе нет отличников, 19 хорошистов, среди которых можно отметить Осипову Галю, Бегентаева Арстана, Полякова Влада, Клиндух Оксану, Михайлову Ирину, Подкорытову Ирину, Дмитриеву Виолетту. У учеников обнаружились следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.

В классе есть одаренные дети. Тайкало Виктория и Михайлова Ирина занимаются в музыкальной школе. Филатова Полина учится в художественной школе. Бегентаев Арстан занимается вольной борьбой на протяжении 6 лет. Новикова Дарья занимается коньковым спортом.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируються, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, доброжелательный, деловой настрой. Все дети в дружественных отношения друг с другом.

В целом согласно данным социометрии структура класса такова:

«Звезды» (3) – Филатова Полина, Скворцова Екатерина, Бегентаев Арстан.

«Предпочитаемые» (9) – Бурундуков Андрей, Иганшин Данил, Поляков Влад, Митрофанова Алена, Шабаев Андрей, Подкорытова Ирина, Осипова Галина, Тайкало Виктория, Рыжов Евгений.

«Пренебрегаемые» (12) – к ним относятся все остальные учащиеся.

В классе отсутствуют «изолированные» и «отвергаемые».

Как таковые группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим подгруппам, насчитывающим 2-3 человека.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс являеться достаточно подготовленным, «высоким» классом.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

Психологический самоанализ урока

 

I Психологическая цель урока

1 Цели урока намечены учителем самостоятельно. И в ней определяется три направленности: образовательная; развивающая; воспитывающая. Образовательная цель – сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ; познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ; воспитывающая — воспитывать чувство ответственности; развивающая — прививать навыки аккуратности в работе. Цели урока достигнуты.

2 На уроке учитель использует различные методические приёмы – беседа, объяснение, опрос, работа с литературой, демонстрация, упражнения, практическая работа и т. д. Использование данных методических приёмов полностью соответствует поставленным целям.

II Стиль урока

1 Нагрузка усиливается постепенно – по мере усложнения изложения материала учителем, используемые при изложении нового материала модели, плакаты, таблицы, эталонные образцы, натуральные образцы помогают учащимся легче усвоить учебный материал. При проведении урока творческая деятельность «предполагает» более высокий уровень познавательной деятельности, так как учащиеся не ограничиваются простым воспроизведением ранее изученного материала, а высказывают собственные мнения и оценки, сравнивают и сопоставляют изучаемые понятия, обобщают их, создают свою собственную работу. Конечным изделием является салфетка с вышивкой. Знания, получаемые учащимися при самостоятельной работе, усваиваются более качественно и быстрее, нежели преподносимые в готовом виде. Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему сам учитель при поддержке учащихся. Контроль на данном уроке осуществляет несколько функций: социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки школьника. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется контроль качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Был выбран демократический стиль общения с учащимися, являющийся наиболее благоприятным для организации воспитательно-образовательного процесса. Учитель демонстрирует высокую культуру педагогического общения, старается понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников, отдавать предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, успокаивающее замечание и т.д. Такой способ поведения наиболее эффективен, так как учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу. Психологический климат в классе – благоприятный. В классе царит атмосфера доброжелательности, доверия и требовательности.

2 Степень подготовленности учителя к уроку – высокая. При подготовке к уроку учителем использовалась дополнительная литература, на уроке учителем было сообщено много дополнительных, интересных фактов, не имеющихся в параграфе учебника, новый материал сообщается последовательно и доступно, урок был начат вовремя — со звонком, закончен также вовремя – со звонком, темп урока поддерживался интенсивным, но посильным для учащихся, учитель стимулировал учащихся – задаёт вопросы, поддерживает инициативу, одобряет их осведомлённость по тем или иным вопросам. Рабочее самочувствие в ходе урока хорошее. Учитель собран, энергичен, настойчив в осуществлении поставленной цели, его отличают оптимистический подход к происходящему на уроке, педагогическая находчивость.

III Организация познавательной деятельности учащихся

1 В ходе урока обеспечивались все условия для продуктивной работы учащихся. Осмысленность и целостность восприятия учениками изучаемого материала достигалась при помощи логического перехода от одного вида деятельности (работы) к другому. Устанавливалась связь содержания изучаемого материала с жизненным опытом самих учащихся, их знаниями, связь нового материала с уже известной информацией. Учитель так же делился собственными мыслями и впечатлениями. Давались установки на понимание учебного материала. Возникали некоторые трудности с мотивацией учащихся к действию. Сосредоточенность и устойчивость внимания она поддерживал постоянным визуальным контактом с учащимися, варьированием тона и интонации, попытками словесно убедить учеников в необходимости понимания изучаемого материала, как неотъемлемую часть их знаний о предмете. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний учитель прибегал к собеседованию с группой, индивидуальному опросу.

2 Знания усваивались как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. Активность и самостоятельность учеников стимулировалась системой вопросов, созданием проблемной ситуации. Творческая работа проявилась в том, что у каждого ученика была возможность придумать свой собственный рисунок, орнамент для салфетки.

3 Закрепление результатов работы проходило в форме выполнения тренировочных упражнений, а также итогового опроса в конце урока по изученному на уроке материалу. Весь урок был направлен на реализацию поставленных целей, поэтому учитель добивался от всех максимальной отдачи при работе. Учитель правильно организовал процесс восприятия и работы памяти учащихся, поддерживал внимание учащихся их постоянной включенностью в работу.

IV Организованность учащихся

Ученики данного класса, имели средний уровень развития. Они, временами пусть и неверно, высказывались по теме урока, объективно оценивали свои ошибки, и ошибки одноклассников. Могли смело высказать свою точку зрения, которая была достойна внимания. Старались приводить свои доводы. К занятию были подготовлены достаточно серьезно, у всех на партах были книги, тетради, инструменты и приспособления. Учитель сочетал как фронтальную работу в группе (вопросно-ответная работа), так и индивидуальную (опрос учеников по очередности).

V Учёт возрастных особенностей учащихся

Учитель, понимая, что перед ним сидят младшие школьники, знания которых несопоставимы с его знаниями, давал только посильные задания, ставил перед ними задачи, соответствующие их возрастным и психологическим особенностям на данном этапе. Развитие их познавательной деятельности шло согласно поставленным целям. Процесс обучения внес изменения не только в интеллектуальную сферу учащихся, но и в личностное развитие каждого. Реализуя цели урока, учитель выступал как воспитатель, советчик, информатор. Манерой ведения урока и подачей материала, вызывал уважение со стороны учащихся и присутствующих на занятии практикантов.