Психология управления 10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Учебно-методический комплекс курса по специальности

050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»

Пермь

пгпу

2008

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – изучение основных понятий, методов и способов решений основных задач социологии и психологии управления.

Задачи дисциплины:

  • освоение основных понятий дисциплины, сближение технической и гуманитарной культур;
  • освоение основных понятий психологии практического общения с людьми;
  • осмысление студентами собственного жизненного опыта в понятиях современной педагогической психологии высшей школы;
  • жизненное самоопределение студентов и раскрытие их творческого потенциала.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины:

Знать:

личностную и социальную значимость своей профессии;

основные закономерности развития общества;

образование как особую сферу социокультурной практики, обеспечивающую передачу культуры от поколения к поколению и выступающую как контекст развития личности;

систему знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса.

Уметь:

строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики;

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... навыков. Какой из нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон изменчивости чувствительности ... действительности. Определите, какой ряд признаков характеризует основные свойства внимания? A) концентрация, объем, целостность, ... высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. 4. ...

Владеть навыками:

использования системы знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, социальных факторах его развития в своей профессиональной деятельности;

организационно — деятельностной работы, необходимой для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности

Управление как общественное явление. Объект и предмет психологии управления. Современные тенденции и принципы управления социальными организациями. Аппарат управления как социальная группа. Структура и потенциал социальной организации. Личность и малые группы в организации. Отношения в социальной организации — предмет труда руководителя. Социально-управленческая ситуация. Понятие, методы анализа и регулирования. Организационная культура как социально-психологическая проблема. Социальные роли руководителя организации. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении. Мотивация поведения личности в организации. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. Социальная ответственность менеджера.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по специальности050703.65 «Дошкольная педагогика и психология

Номера семестров

7

Аудиторные занятия:

28

лекции

16

практические и семинарские занятия

12

лабораторные работы (лабораторный практикум)

кум)

самостоятельная работа

28

Всего часов на дисциплину

56

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) – № семестров

Зачет — 7

4. Содержание дисциплины

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

СРС

1.

Введение: введение в дисциплину, методы.

2

4

2.

Объекты управления: личность работника, динамика свойств личности, группа, отношения в группе, социальная организация, личность в организации.

6

6

12

3.

Задачи управления: мотивация труда, управление конфликтами в организации, управленческое решение, управление движением кадров.

8

6

12

16

12

28

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Психология управления как наука

Тема 1. Введение в дисциплину. Структура, цель и задачи дисциплины. Определение научного статуса (объект и предмет) социологии и психологии управления. «Человеческий фактор» и идеологические, административные, экономические методы его активизации. Социология и психология управления в контексте смежных научных дисциплин. Управление как общественное явление.

Тема 2. Методы. Диагностические методы. Наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, эксперимент, анализ документов. Особенности и условия применения. Достоинства и недостатки каждого метода. Регулирующие методы. Непосредственные и опосредствованные. Индивидуальные и групповые. Стимулирующие, тонизирующие, когнитивные, коммуникативные методы. Социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, деловая игра. Особенности применения социально-психологических методов в практике. Управление и манипулирование. Социально-психологическая компетентность. Рефлексивные отношения. Привыкание как условие применения любого метода.

Раздел 2. Объекты управления

Тема 3. Личность работника. Определение понятия личности работника. Обыденное и научное понятие личности. Структурное и динамическое понимание личности. Человек и личность — различие понятий. Уподобление и обособление как механизмы развития личности. Структура свойств личности. Организм, индивид, личность. Физические (физиологические), психические и социальные (нравственные, деловые, политические) свойства личности. Стереотипы восприятия личности, их роль в общении людей.

Тема 4.Динамика свойств личности. Возрастные изменения. Психофизические свойства и социальные качества личности. Нравственное созревание. Кризисы жизни как несоответствие возможностей жизненным целям и планам. Функциональные изменения. Обратимость функциональных изменений, в отличие от возрастных. Функциональные изменения — условие любой деятельности. Стадии изменений. Стресс и эустресс. Шок и выход из шока. Антишкольный комплекс. Изменения в процессе обучения и воспитания. Обучение и воспитание — основные способы целенаправленного воздействия на личность. Традиционное, программированное, проблемное обучение и деловая игра как способы формирования личности. Педагогическая технология. Изменения в процессе саморегуляции. Самооценка как средство развития личности. Психологическая защита как способ сохранения личности: вытеснение, рационализация, проекция, регресс.

Тема 5.Группа. Виды групп. Группа как фактор, определяющий свойства личности, ее развитие, отношение к миру и себе самой. Группы реальные и номинальные. Формальные и неформальные. Диффузные, функциональные и коллективы. Основные направления и методы изучения групп: Социометрическое, социологическое и «групповая динамика». Понимание группы, метод и основные выводы. Современное состояние направлений. Изучение коллектива. Теория коллектива А.С. Макаренко. Специфичность отношений людей в коллективе. Стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского. Стадии развития коллектива: единоличный контроль, контроль посредством актива, взаимный контроль и самоконтроль. Упразднение функции руководства по мере развития коллектива.

Тема 6. Отношения в группе. Виды отношений в группе: аффективные, рефлексивные и волевые (управленческие) и причины их определяющие: органические, психические и социальные. Эмпатия, идентификация, конформизм. Формы взаимовлияния людей в процессе общения: внушение, убеждение, психическое заражение, подражание, принуждение. Условия, способствующие успешности каждой из форм влияния. Совместимость людей в группе. Совместимость психологическая и функциональная (срабатываемость).

Зависимость степени совместимости от характера совместной деятельности. Методы подбора людей в группы. Лидерство в группах. Суть феномена лидерства. Лидер как проявление оппозиции. Отношения между лидером и руководителем группы: соперничество или дополняемость. Кто становится лидером? Теории лидерства: теория «врожденных черт», ситуационная теория, функциональная теория, теория последователей, организационная теория. Виды лидерства, описываемые теориями: врожденный лидер, ситуационный лидер, функционально-ролевой лидер, лидер-креатура, оппозиционный лидер. Значение для практики управления.

Тема 7.Социальная организация. Организация и коллектив. Аппарат управления как социальная группа. Два значения термина организация: как социальный институт (предприятие, учреждение, организация) и как деятельность, организационная работа. История человечества — история организаций. Организация как аппарат для решения определенных социальных задач. Организация — механизм или организм? Направления исследований организации за рубежом: рациональной, идеальной организации (НОТ, классической); иррациональной, естественной организации («человеческих отношений», патерналистской) и динамической организации. Принципы направления, взаимная критика и условия существования каждого направления. Развитие представления об организации в отечественной практике управления. Сходство развития с изложенными выше направлениями: этап организации рациональной бюрократии, этап псевдобюрократической организации, этап динамической организации.

Тема 8.Личность в организации. Соответствие личности и организации. Решение проблемы соотношения личности и организации в разных видах организации: классической (рациональной), патерналистской (естественной) и динамичной. Авторитет работника. Авторитет как социальное свойство личности, проявляющееся в организации. Формальный (безличный) и неформальный (личный) авторитет. Личность руководителя. Социальные роли руководителя. Общение как основная формой взаимодействия с окружающим миром. Психологические требования к личности руководителя: профессиональная компетентность, социально-психологическая компетентность, рефлексивная способность, организаторская способность, авторитет руководителя. Стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический).

Эффективность и одобряемость стиля. Условия эффективного руководства (характер организации, уровень развития коллектива, решаемая задача, личность подчиненного, личность самого руководителя).

Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей руководителя. Существующие методы оценки способностей. Валидность и надежность тестов. Организационная культура как социально-психологическая проблема.

Раздел з. Задачи управления

Тема 9. Мотивация труда. Проблема мотивации труда. Суть проблемы мотивации труда. Мотивация и стимуляция, мотивы и стимулы. Основные подходы к решению проблемы мотивации. Ф. Тейлор и решение на основе научной организации труда. Хоторнские эксперименты и школа «человеческих отношений». Теория Ф. Герцберга и критика ею предшествующих теорий. Исторические условия появлений столь разных теорий мотивации. Психологические условия, определяющие инициативное и ответственное отношение к труду. Возможности массового их проявления в постиндустриальном обществе.

Тема 10. Управление конфликтом в организации. Оценка роли конфликта в жизни организации. Понимание роли конфликта не как сбоя в системе или социального недуга, а как средства развития организации, установления новых отношений между людьми как средства борьбы с бесхозяйственностью, коррупцией, оргпреступностью. Необходимость управления конфликтом. Причины и виды конфликта. Деструктивный и конструктивный конфликт. Деловой и межличностный. Разрешимый и неразрешимый. Органический и функциональный. Поведение руководителя в конфликтных ситуациях. Стиль руководства как способ поведения в конфликтной ситуации: подавление, избежание, сотрудничество, уступчивость, компромисс. Возникновение и разрешение конфликта. Конфликтная ситуация, участники конфликта и действия участников конфликта. Конфликт как острый естественный эксперимент. Факторы, определяющие развитие конфликта.

Тема11. Управленческое решение. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач. Основные особенности управленческого решения: заданность, социальная обусловленность, зависимость от субъективной информации, ответственность и рефлективность. Управленческие решения в двух видах управления: программно-целевом и управлении по отклонениям. Задача и конфликт. Этапы выработки и реализации управленческого решения: сбор информации, поиск решения, принятие решения, организация исполнения, контроль исполнения. Социально-психологические факторы, определяющие успешность прохождения этапа. Коллективные формы выработки решений. Деловое совещание. Социальная ответственность руководителя. Условия созыва совещания. Недостатки деловых совещаний. «Групповое мышление». «Сдвиг риска» в групповых решениях.

Тема 12. Управление движением кадров. Основные тенденции в развитии кадровой работы. Принцип «каждый человек — на своем месте» и его модификация в современных условиях: вместо статического равновесия — динамическое. Основные принципы кадровой работы. Основные направления кадровой работы в организации: профотбор, профориентация, профконсультация, адаптация, аттестация, формирование кадрового резерва, обучение кадров, планирование карьеры. Общие выводы по курсу.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Горянина, В. А. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. соц. работы / Горянина Валентина Александровна. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.
  2. Ерхова, М. В. Рефлексивно-деловые игры в управлении школой и образовательной практике [Текст] / М. В. Ерхова ; отв. ред. Ушакова М. А. — М. : Сентябрь, 2008.
  3. Зайцев, Г. Г. Управление деловой карьерой [Текст] : учеб. пособие / Зайцев Геннадий Григорьевич, Г. В. Черкасская. — М. : Академия, 2007
  4. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
  5. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.
  6. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.
  7. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.С. Дружинина. СПб., 2002.
  8. Сергеев, А. М. Организационное поведение : Тем, кто избрал профессию менеджера [Текст] : учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации» / Сергеев Александр Михайлович. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М., 1993.
  2. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. — М.: Педагогика.
  3. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — М., Смысл, 1996.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа,1991.
  5. Веснин В.Р. Менеджмент. М., 2005.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 1999.
  7. Ильин Г.Л. Психология педагогического управления. — М., Исслед. центр, 2000.
  8. Ильин Г.Л. Теория личности и личность теоретика.// Alma mater,1998, №9, c. 42-45/.
  9. Кабаченко Т.С. Психология управления. — М.: Российское педагогич. агентство,1997.
  10. Карнеги Д.. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — Рыбинск., Рыбинский дом печати. 1997.
  11. Крам Т. Управление энергией конфликта. — М., АСТ, 2000.
  12. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. – М., 1992.
  13. Лебон Г. Психология народов и масс. — С-Пб: Макет, 1995.
  14. Лужков Ю.М. Российские «законы Паркинсона». — М.: Вагриус, 1999.
  15. Макаренко А.С. Коллектив и личность. // Соч.т.5.
  16. Ньюстром Э., Дэвис К. Организационное поведение человека на рабочем месте. — М., Харьков, Минск, С-Пб., Питер-Пресс, 2000.
  17. Организационная психология. — Л., Питер-пресс, 2000.
  18. Паркинсон С.Н.. Законы Паркинсона. — Минск, Попурри, 1997.
  19. Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением //Дошкольное воспитание .- 1993, №1.
  20. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. М., 1994.
  21. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1997.
  22. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.. Психология управления: Учебное пособие – Ростов, н/д: Феникс, 1997.
  23. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. — М., Просвещение,1992.
  24. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.
  25. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. — М., Новая школа, 1995.
  26. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.
  27. Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект).

    — М.:Экономика,1990.

  28. Фокина С.В. Информационное обеспечение управления ДОУ. //Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. – М., 1997.
  29. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995.
  30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., Питер Пресс, 1997.
  31. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990.
  32. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М.: Юрист, 1997.
  33. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек — манипулятор. — М., 1992.
  34. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.: ИЦ, 1994.

6. Материально–техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории;

различные технические средства обучения;

аудио-видеоаппаратура;

наглядные пособия;

ксерокс для подготовки раздаточного материала.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Динамика образовательной мотивации у студентов различных курсов.
  2. Использование социально-психологических знаний для решения проблем обучения.
  3. Лидерство в учебе и лидерство в жизни.
  4. Стиль руководства как социальная роль.
  5. Основные различия лидера и руководителя и их значение для кадровой работы.
  6. Социокультурные факторы управленческой деятельности.
  7. Определите самооценку как фактор поведения личности в группе.
  8. Опишите межличностный конфликт как проявление работы механизмов психологической защиты.
  9. Определите группу как фактор социальной защиты личности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Разработать личную визитную карточку
  2. Изготовить рекламный ролик
  3. Изготовить презентацию услуги в ППТ
  4. Изготовить печатный вариант рекламы образовательной услуги
  5. Разработать текст прямого рекламного обращения (для выпускника школы)
  6. разработать проект организации и проведения ярмарки, выставки, презентации.

7.2. тематика рефератов

  1. Управление конфликтами в образовательном учреждении
  2. Собеседование при приеме на работу работников педагогического и административного персонала в ДОУ
  3. Технология организации ярмарок, выставок, презентаций.
  4. Психология рекламы
  5. Проблемы формальной и неформальной организации
  6. Основы самопрезентации и презентации
  7. Технология публичного выступления

7.3. перечень вопросов к зачету

  1. Управление как наука и общественное явление.
  2. Объект и предмет психологии управления.
  3. Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
  4. Аппарат управления как социальная группа.
  5. Проблемы лидерства и руководства
  6. Проблема стилей руководства
  7. Проблемы авторитета руководителя
  8. Структура и потенциал социальной организации.
  9. Жизненный цикл социальных организаций
  10. Личность и малые группы в организации.
  11. Отношения в социальной организации — предмет труда руководителя.
  12. Социально-управленческая ситуация. Понятие, методы анализа и регулирования.
  13. Организационная культура как социально-психологическая проблема.
  14. Имидж организации и лидера
  15. Фирменный стиль организации
  16. Социальные роли руководителя организации. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.
  17. Мотивация поведения личности в организации.
  18. Психология переговорного процесса
  19. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
  20. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
  21. Социальная ответственность менеджера
  22. Основы самопрезентации и презентации деятельности организации
  23. Психология рекламы
  24. Виды рекламы и технология производства рекламы
  25. Рекламная компания
  26. Деятельность руководителя по приему на работу сотрудников
  27. Выставки, ярмарки, презентации. Технологии проведения и организации.

7.4. методические рекомендации

Особое положение при изучении дисциплины занимает самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов посвящается конспектированию рекомендуемой литературы основного списка и написанию рецензии на книгу или статью из дополнительного списка литературы или на произвольно выбранную книгу (статью), связанную с курсом. Рецензия предполагает обоснование выбора книги или статьи, выделение основной проблемы или замысла, установление и оценку ее актуальности, изложение основного содержания, обоснованную оценку успешности решения проблемы или реализации замысла, выявление достоинств и недостатков с указанием возможностей устранения последних. Определяется круг возможных читателей книги, статьи. Жанр рецензии более способствует развитию самостоятельности мышления, чем обычно используемый жанр реферата, поскольку предполагает выявление собственной позиции студента, его мнения по отношению к предмету рецензии. Контроль со стороны преподавателя осуществляется на этапе выбора предмета рецензии и обсуждения направления анализа, а также при возникновении затруднений.

Другой формой самостоятельной работы студентов является проведение небольших исследований (УИР) на заданную или самостоятельно выбранную тему по аналогии с описанными в научной литературе, но на материале, доступном студентам. Данная форма работы предполагает двух и более участников. Наиболее доступными методами выступают анкетирование, опрос, беседа. В этом случае оформляется и сдается одна работа на всех участников. Контроль со стороны преподавателя осуществляется в процессе консультаций по проведению исследования.

12