Проблема взаимовыгодного обмена опытом между специалистами дефектологического профиля. Методические рекомендации

Доклад на тему:

Доклад подготовила студентка 2 курса Психолого-педагогического института,

кафедра СПиСП,

группа БСО-ЛГП,

Стрелкова Ирина

Мурманск

2015

Педагог  должен  выступать  ключевой  фигурой

  всех изменений в педагогической деятельности, 

осваивая  изменения,  он  должен  меняться сам.

( А. В. Кандаурова,

из статьи «Затруднения педагогов в организации

социального взаимодействия в педагогической деятельности)

Российское образование  как социальный институт постоянно находилось  в  переходном  состоянии: менялись  политический режим и идеология общества, исторические  фигуры,  возглавлявшие  процесс социальных  изменений,  официальные  установки  перед  образованием  как  подсистемой общества. Образовательный процесс не успевал за этими изменениями, новшества, реформы, педагогические эксперименты  следовали  одни  за  другими, но  самообразование как социальный институт функционировало  консервативно.  Сейчас именно  учитель  является  основным  субъектом  модернизации образования и без его активного,  вдумчивого  участия  прогрессивные  изменения невозможны.

Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег. 

8 стр., 3998 слов

Научная педагогическая деятельность Даниила Борисовича Эльконина

... психологическую теорию деятельности А.А.Леонтьева. В контексте деятельности на первый план процесса обучения стало выходить развитие ребенка как процесс становления его ... группа специалистов из Института общей и педагогической психологии Академии Педагогических наук. Работа оказалась очень сложной. Необходимо ... Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях, но самым ...

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет элементы, которые накапливаются в педагогической науке и практике. Такой опыт благотворно влияет на развитие педагогической науки,  является одним из средств повышения качества образования и воспитания, дает возможность поиска творчески работающим  учителям, повышает их педагогическое мастерство. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы.

Многие прогрессивные идеи выдающихся отечественных педагогов обогатили сокровищницу мировой педагогической культуры (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров и другие).

XIX век оставил богатое наследие российской педагогической мысли. Общественно-педагогическое движение в России содействовало внедрению новых педагогических идей, новых систем обучения.  В 1833 году выходит в свет «Педагогический журнал», где помещались сведения о  деятельности передовых педагогов, анализировался отечественный и мировой опыт в области образования, указывались пути русской прогрессивной педагогики.

В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями.

Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский и другие, уже стали достоянием учительства всей страны. 

4 стр., 1602 слов

Психолого-педагогические аспекты деятельности планетария как ...

... являются учителя и школьники. Во-вторых, методическая непроработанность деятельности планетариев, способов и форм их включения в ... что планетарии обладают огромными слайдотеками, недоступными зачастую школе. Главная цель данного образовательного средства — создание ... наблюдения, даже с участием родителей, прошлого повседневного опыта для глубокого понимания учебных вопросов оказывается недостаточным. ...

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую – внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.  Изучать и распространять опыт отдельного педагога и опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы.

Необходимость создания таких групп объясняется рядом обстоятельств:

  1. автор педагогического новшества не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности
  2. он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени и пр.
  3. новшество в изложении автора не всегда получает обоснованную научную и методическую инструментовку
  4. при изложении автором своих инноваций и путей их внедрения со стороны учителей-коллег могут проявиться варианты внедрения, последующего анализа и коррекции
  5. такая группа осуществляет педагогический мониторинг – систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы вузов. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей.

Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций.

Основные формы организации методической работы в школе

Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов созданы организационные координационные органы методической работы – методические советы. Методический совет имеет единственную функцию – повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. В него входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования, различные профили учебных предметов. Методический совет определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Таким образом, методический совет – это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого учителя школы. 

3 стр., 1225 слов

4057КР Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ...

... и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает овладение учителем-логопедом методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для ... определила выбор темы работы: «Специфика работы учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ на примере города Коркино». Цель настоящей работы - проанализировать организацию работы учителя-логопеда в условиях ...

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в школе относятся: предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуальная работа с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и др. 

Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей. Методические объединения включают учителей-предметников и учителей начальных классов. Оптимальный состав объединения – 4-5 преподавателей одного предмета. Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организации обмена опытом, внедрению передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников. Методические объединения учителей обсуждают экспериментальные варианты образовательных программ и учебников, рассматривают результаты работы по ним. Члены методических объединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений составляют также подготовка тематики и видов творческих контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ. 

Руководитель МО выбирается из членов методического объединения. Он должен иметь высшее специальное образование и педагогический стаж не менее 5 лет. Он планирует работу на каждый учебный год исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образования и директором. Все учителя-дефектологи района обязаны участвовать в работе методического объединения для повышения своей квалификации и координации работы с другими учителями-дефектологами.

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня (для всех педагогических работников школы один раз в четверть), который является в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения учителей. Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня с выступлениями отдельных учителей об итогах работы; руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения мероприятия. 

Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций. Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение современных педагогических теорий.  Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе учителя.  Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игропрактикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения и др. Однако организаторы проведения таких практикумов сталкиваются с рядом трудностей: подбором руководителей для проведения игровых форм, негативным отношением части учителей к участию в таких занятиях, недостаточным методическим обеспечением их проведения. Все это подчеркивает необходимость квалифицированного руководства организацией проблемных семинаров и практикумов. 

13 стр., 6229 слов

Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий ...

... особенности, структура и механизмы педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности. Система действий учителя. Педагогические функции. Виды деятельности педагога. Психолого-педагогические умения. Педагогические способности и стили педагогической деятельности. Учи­тель как ...

Школа передового опыта. Основное назначение школы передового опыта состоит в методической помощи опытного учителя, руководителя менее опытным коллегам. Ценность работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руководитель школы, посещая уроки своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии урока, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций.

Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов информируют своих коллег о результатах исследовательской работы. Присутствующие учителя имеют возможность соотнести их с результатами своей работы, убедиться в эффективности предлагаемых приемов и методов.

Проблемы обмена педагогическим опытом

Видимость коллективного разума

Обмен знаниями между работниками повышает эффективность каждого из них. Деятельность становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Но в российских школах наблюдается немалое количество препятствий, мешающих дпнному процессу. Корпоративные, «менеджерские» технологии активизации профессиональной дискуссии педагогов рассмотрены в статье группы ученых Высшей школы менеджмента СпбГУ – доцента кафедры организационного поведения и управления персоналом Татьяны Андреевой, старшего преподавателя кафедры государственного и муниципального управления Анастасии Голубевой и аспирантов Анастасии Сергеевой и Ярослава Павлова («Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность», журнал «Вопросы образования» № 2, 2013 г.).

Школы в принципе плохо делятся знаниями и опытом, отмечают авторы в теоретической части статьи. В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают. Так, методические объединения на уровне школы, в рамках которых учителя одной или смежных специальностей должны регулярно обмениваться опытом, нередко «эволюционируют» в средство контроля. Педагогические семинары (районные, городские) и открытые уроки в школе зачастую превращаются в «показательные выступления», за которыми редко можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя. В то же время на обычные, рутинные уроки педагоги крайне неохотно приглашают коллег.

4 стр., 1501 слов

Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.

... учителя или компонент педагогических способностей; - рефлексивное управление развитием учащихся. Н.В. Кузьмина под сущностью педагогической самореализации понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической ...

Барьеры и стимуляторы обмена знаниями

По мнению авторов, методический диалог между педагогами блокируют три фактора:

  • культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами;
  • недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности;
  • консерватизм – нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  • организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы;
  • лидерские качества директора и других управленцев;
  • атмосфера доверия в коллективе

Психологические корни обмена знаниями

Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики. Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

Подходы к решению проблемы

Подходы к трансляции своего опыта у педагогов явно различаются. Тут на помощь приходит андрагогика – методы обучения взрослых. В соответствии с этим одной из важнейших  задач  является  выявление  условий  оптимизации  процесса  распространения  педагогического  опыта,  определение  условий его  творческой  переработки  педагогическим  сообществом.  На  основании  этих  положений  возможна  разработка  системы  андрагогического сопровождения распространения инновационного опыта, которая обеспечивает эффективность  трансляции  и  внедрения  опыта  на  различных уровнях  функционирования  системы  образования.  При  этом  диссеминации профессионального  педагогического  опыта  понимается  как  системно  организованная деятельность  по  распространению  инновационных  идей,  концепций,  методов,  технологий  с  целью  развития  и  совершенствования педагогической деятельности учителей,  не участвовавших  в  их  разработке  и  апробации.  В  процессе  поддержки педагогов, осваивающих инновационный опыт, зачастую  возникают затруднения,  обусловленные  в  первую  очередь тем,  что  технологическая основа этого процесса базируется  на  общепедагогических  принципах,  сформулированных  в контексте  проблемы  обучения и воспитания детей, тогда как субъектами обучения в данном контексте являются  взрослые  люди,  имеющие  тот  или  иной  опыт  профессиональной  деятельности.  В  результате зачастую наблюдается низкая мотивация педагогов к освоению инновационного  педагогического  опыта,  отсутствие  интереса к повышению квалификации, низкая удовлетворенность процессом и результатом обучения, что, в свою очередь, приводит  к  снижению  качества  результатов  повышения  педагогической квалификации  в  целом.  

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями. Данная методика позволяет не только ... обучения Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения 12. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; ... г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. 18. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ...

Анализ  работ  показал,  что  решение  этой  проблемы  возможно, если организация педагогического  сопровождения  учителей,  осваивающих  инновационный  педагогический  опыт,  будет  опираться  на  положения  андрагогического  подхода  к  образованию,  реализующего  принципы  самостоятельности  обучения, опоры на опыт обучающихся, актуализацию  результатов  обучения,  развитие  образовательных потребностей.  Решение  этой  проблемы  предполагает  разработку андрагогического сопровождения  педагога, которая,  с  одной  стороны,  будет отвечать задачам модернизации системы  повышения  педагогической  квалификации  в  соответствии  с  современными  реалиями  общественного  развития  и,  с  другой  стороны,  потребностям самих педагогов. С этой целью  была  разработана  программа  андрагогического сопровождения  учителей, направленная на осознание педагогами  имеющегося инновационного  опыта  и  обучение  способам  его  структурирования и презентации.

Программа  была  реализована  на  базе  Санк-Петербургской  академии  постдипломного  педагогического  образования  в  2011-2013 гг.   Первый  блок  программы  направлен  на  формирование  знаний  и  представлений  о  том,  что  такое  инновационный  педагогический опыт, на осознание и отработку умений  определять  специфику  собственного  педагогического опыта и опыта коллег. 

2 стр., 904 слов

изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность ...

... решении педагогических задач. Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1. Педагогические способности учителя Педагогическая ... коммуникативную, организаторскую, исследовательскую. Успешность педагогической деятельности определяется наличием у учителя соответствующих способностей. Педагогические способности – определенные психологические ...

Первый блок  включает следующие модули: 1)  понятие  инновационной  педагогической деятельности. Виды и критерии оценки  инновационного профессионального опыта;  2)  знакомство  с  основными  видами инновационной педагогической деятельности;  3)  определение  компонентов  инновационной  деятельности,  используемой  в  собственном педагогическом  опыте.  Выделение  основной  идеи  своего  инновационного  педагогического опыта. 

Второй  блок  программы  направлен  на  формирование  представлений о  диссеминации инновационного педагогического опыта,  осознание  значимости  процесса  диссеминации  для  профессиональной  деятельности  учителя,  овладение  основными  технологиями  диссеминации  инновационного  педагогического  опыта,  практическую  отработку  одной  из  технологий  на  примере  собственного  опыта. Модули второго блока:  1)  определение понятия диссеминации;  2)  овладение  основными  способами  и  принципами  диссеминации  инновационного  педагогического опыта;  3)  написание  проекта  диссеминации  собственного  инновационного  профессионального  опыта  (составление  плана  выступления  на  методическом  объединении  учителей-предметников  или  конференции,  написание  плана статьи и т.д.). 

Третий  блок  направлен  на  знакомство  с  андрагогическими  принципами  обучения,  овладение ими и их практическую отработку.  Модули третьего блока программы:  1)  определение  понятия  андрагогика  и  андрагогические принципы обучения;  2)  практическая  отработка  применения  андрагогических  принципов:  разработка  мини-занятия  по  обучению  коллег  на  основе  андрагогических принципов. 

Для определения результативности обучения по программе андрагогического сопровождения  учителей  в  диссеминации  опыта  инновационной  педагогической  деятельности  проводилось сравнение педагогов, проходивших и не проходивших обучение по программе.  Для  этого  были  сформированы  две  группы учителей: не проходивших обучение-150 человек; прошедших обучение-150 человек.  Результаты  анализа  достижений  и  активности  педагогов  в  профессиональной  деятельности за период 2012-2013 гг. позволили  выявить  достоверные  различия  по  следующим параметрам:

8 стр., 3932 слов

87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект ...

... деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. 87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. ... личности. Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга – системности. Этот принцип состоит в ... живых организмов. Они содержат в себе «опыт», накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это ...

  • выступление  на  школьных  семинарах  в  качестве докладчика или ведущего, 
  • выступление  на  районных  семинарах  в  качестве докладчика или ведущего,
  • выступление  на  школьной/районной  конференции в качестве докладчика,
  • публикация  статьи  по  итогам  участия  в  конференции,  
  • размещение  разработанных  методических материалов на сайте школы
  • участие  в  проектной  группе  по  специализированной теме. 

Данные различия говорят о  том, что  в целом обучение прошло эффективно и дало определенные результаты. Выступление учителей на различных мероприятиях является показателем  того,  что повысился  уровень  осознания ими собственного инновационного педагогического  опыта,  активизировалось  умение его структурировать и презентовать коллегам  на  мероприятиях  различного  формата  и уровня.   Повышение  количества  публикаций  учителей  после  выступлений  на  конференциях  разного  уровня  демонстрирует  их  умения  описать  те инновационные приемы, которые  они применяют в практике школьного обучения. Также  следует  отметить  увеличение  показателей общей активности педагогов, о чем  свидетельствует  их  участие  в  проектных  группах  и  размещение  разработанных  методических  материалов  на  сайте  школы.  Данные  позитивные  изменения  можно  рассматривать  как  шаг  в  расширении  возможностей  диссеминации собственного инновационного  педагогического опыта.  

Итак, значительно повысилась диссеминационная  активность  педагогов, что связано с выступлениями  на  школьных  и/или  районных  семинарах  и  конференциях  в качестве  докладчика,  публикациями  статей  по  итогам  участия  в  конференции,  размещением  разработанных  методических  материалов  на  сайте  школы и участием в проектной группе по специализированной теме.  Диссеминация  стала  восприниматься  учителями  в  большей  степени  как  осмысление  собственной  проделанной  педагогической  работы;  результаты  диссеминации  педагогического  опыта  коллег  необходимы  как  для  них самих, так и для улучшения собственной  педагогической деятельности. Участие в диссеминации  –  это  путь  собственного  профессионального роста.

Положение о методическом объединении учителей-дефектологов пкпп дошкольных учреждений

Цель: координация работы учителей-дефектологов и методическое обеспечение коррекционного процесса.

1. Общие положения:

1.1. Методическое объединение является структурным подразделением методической службы ЦКРОиР, объединяющим дефектологов дошкольных учреждений района.

1.2. МО создается при наличии не менее трех учителей-дефектологов дошкольных учреждений.

1.3. Деятельность МО основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании коррекционно-образовательного процесса.

1.4. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы МО определяются его членами в соответствии с целями и задачами ЦКРОиР и утверждаются методическим советом ЦКРОиР.

1.5. Методическое объединение работает в русле единой методической темы ЦКРОиР.

2. Методическое объединение:

2.1. Вовлекает учителей-дефектологов в инновационную деятельность, стимулируя научное осмысление коррекционно-образовательной работы.

2.2. Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям, воспитателям и т.д.

2.3. Разрабатывает методические рекомендации для родителей детей с особенностями психофизического развития.

2.4. Организует работу методических семинаров для начинающих, малоопытных учителей-дефектологов.

2.5. Проводит проблемный анализ результатов образовательного процесса.

2.6. Вносит предложения по изменению содержания учебно-коррекционного процесса.

2.7. Вносит предложения по организации и содержанию исследований, ориентированных на улучшение усвоения воспитанниками (учащимися) коррекционного материала.

2.8. Вносит предложения по организации и содержанию аттестации учителей-дефектологов.

2.9. Осуществляет работу в тесной взаимосвязи со следующими специалистами: психологами, педагога-, ми, детским психиатром, невропатологом и др.

2.10. Способствует самоанализу работы учителей-дефектологов.

2.11. В своей работе подотчетно ЦКРОиР.

2.12. Согласовывает методические и организационные вопросы с руководителями дошкольных учреждений.

3. Методическое объединение:

3.1. Выдвигает предложения по улучшению качества коррекционного процесса.

3.2. Обращается за консультациями по проблемам обучения и воспитания детей в ЦКРОиР, к администрации образовательных учреждений.

3.3. Ставит вопрос о поощрении своих членов за успехи в работе, активное участие в инновационной деятельности.

3.4. Готовит свои предложения при проведении аттестации учителей-дефектологов.

3.5. Ставит вопрос о публикации материалов, о лучшем опыте, накопленном в рамках методического объединения.

3.6. Рекомендует членам методического объединения различные формы повышения квалификации.

4. Документы и материалы методического объединения:

4.1. План работы на учебный год.

4.2. Протоколы заседаний.

4.3. Матрица объема инноваций по каждому члену методического объединения.

4.4. Схема коррекционно-развивающего занятия.

4.5. Схемы анализов:

• коррекционно-развивающего занятия,

• карта-схема для самоанализа.

4.6. Анализ работы методического объединения за учебный год.

5. Формы работы:

5.1. Целевые взаимные посещения и взаимные просмотры тетрадей.

5.2. Открытые коррекционно-развивающие занятия.

5.3. Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим показом на открытом коррекционно-развивающем занятии.

5.4. Разработка рекомендаций, памяток, инструкций, самодельных наглядных пособий и т.д.

5.5. Семинары, педагогические чтения, конференции, педагогическая мастерская.

5.6. Выставки конспектов уроков, тематических разработок, дидактического материала, памяток, самодельных наглядных пособий, лучших тетрадей детей.

5.7. Организация наставничества в работе с молодыми специалистами.

5.8. Ознакомление с новинками методической и детской литературы.

5.9. Организация методической копилки.

5.10. Отчеты учителей-дефектологов по самообразованию.

Методическое объединение возглавляет председатель, избранный из состава совета. Поэтому кроме «Положения о методическом объединении», методическим советом ЦКРОиР разработаны и приняты «Функциональные обязанности руководителя методического объединения».

Список литературы:

  • Сластенин, В.А. Педагогика Текст / В.А.Сластенини, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – Москва: Учебное пособие, 6-е изд., 2007. – 576 с.
  • Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы,  риски Текст / И. А. Колесникова  //  Высшее  образование  в  России.  –  2009.  –  № 7.  –  С. 12–15.
  • Бриткевич М.  С.  Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного  педагогического опыта Текст / М. С. Бриткевич // Человек и образование. – 2014. –  № 1. – С. 38.