Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий для семинаров и самостоятельной работы по разделу «Педагогическая психология» Тобольск, 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева»

Кафедра теоретической и практической психологии

Утверждаю:

Зав. кафедрой психологии

______Нестер Н.А

Афанасьева Г.И.

Печатается по решению

кафедры психологии ТГСПА им. Д.И. Менделеева

УДК 159.9

ББК 88.3

А

Афанасьева Г.И., Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий для семинаров и самостоятельной работы по разделу «Педагогическая психология» -Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. – с. –50 экз.

Методические рекомендации включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельной работы; список основной литературы; примерные вопросы для экзамена по курсу.

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического ВУЗа, изучающих курс «Педагогическая психология».

© Афанасьева Галина. Ивановна,

10 стр., 4569 слов

Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений Ав

Департамент образования города Москвы Московский городской психолого-педагогический университет Факультет «Психология образования» Кафедра «Педагогическая психология» Методические указания по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений 1. Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук И.А.Мещерякова 2. ...

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011

Выписка из государственного стандарта

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической и учебной деятельности

Пояснительная записка

Раздел «Педагогическая психология» дисциплины «Психология», относится к общепрофессиональным дисциплинам и изучается на 2 курсе. В ходе изучения этого раздела студенты должны овладеть базовой системой психологических знаний и умениями их использовать в процессе изучения других разделов дисциплины и на психологической практике.

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

Психологические основы профессионального развития личности Л.М. Митина Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в современном российском обществе, постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий требуют от него постоянного самоопределения, профессионального до- и переопределения. Одна из ...

Раздел «Педагогическая психология» включает в себя следующие виды работы: аудиторная работа (лекции, семинары) и самостоятельная работа (конспектирование литературы, написание реферата, индивидуальная работа и работа в подгруппах).

По окончании изучения раздела студенты сдают экзамен , который проводится методом опроса по предложенным вопросам или в форме тестирования.

В результате изучения разделов «Педагогическая психология» студенты должны:

Студент должен знать:

— историю развития возрастной, педагогической психологии и основные этапы её становления;

— закономерности психического развития и психологические особенности каждого возрастного этапа (новообразования возраста, ведущая деятельность, кризис);

— закономерности учебной и педагогической деятельности;

— закономерности и механизмы педагогического общения;

— психологию малой группы и её структурную организацию, характеристику групповых процессов;

-закономерности психического развития детей с ограниченными способностями.

Студент должен уметь:

— применять психологические знания в педагогической практике;

— анализировать процесс психического развития, развитие межличностных отношений в классе;

— осуществлять психологический анализ урока;

— создавать благоприятные психологические условия педагогического взаимодействия;

— объективно оценивать свои профессиональные возможности (особенности саморегуляции, самооцен­ки, эмоциональные проявления, педагогические способности и др.);

— самостоятельно работать с литературой по психологии;

— приобщать методы психологического исследования к научной работе.

Студент должен владеть навыками:

— организации учебно-воспитательного процесса и собственной педагогической деятельности;

— самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы.

7 стр., 3005 слов

На тему: « Роль привязанности в психологическом развитии

РЕФЕРАТ На тему: « Роль привязанности в психологическом развитии ребёнка ». СОДЕРЖАНИЕ. Стр. Содержание. 1 1 . Работа Джона Боулби и его теория привязанности. 2 2. Определение привязанности. 3 Формирование привязанности – естественный процесс. 6 Привязанность и социальная адаптация. 7 Разлука. 9 Роль привязанности в формирование эмоционально-личностной сферы. 10 Заключение. 12 1. Работа Джона ...

Знать:

— фундаментальные и практические психологические проблемы и их способы решения на разных этапах развития возрастной и педагогической психологии;

— современные психологические теории личности, её познавательной сферы;

— психологическую теорию деятельности;

— психологические понятия и определения, изучаемые в разделе;

Усвоение знаний психологии могут иметь следующие уровни:

1 — й уровень – восприятие, осмысление, запоминание;

2 — й уровень – применение знаний в знакомой ситуации;

3 — й уровень – применение знаний в новой ситуации.

Уметь:

— использовать психологические методы в изучении индивидуально-психологических особенностей человека;

— использовать психологические знания в целях решения психологических задач;

— решать контрольные тестовые задания

Психологические умения могут иметь следующие уровни усвоения:

1-й уровень – использование психологических приёмов на эмпирическом уровне;

2-й уровень – осуществление психологических приёмов по образцу;

3-й уровень – осуществление психологических приёмов в незнакомой ситуации.

Владеть:

— основными методами исследования в психологии.

— самостоятельно работать с литературой по психологии

— устанавливать взаимосвязь элементов содержания внутри каждой темы, раздела, между разделами

-организации учебно-воспитательного процесса и собственной педагогической деятельности;

— самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы.

Темы лекционных занятий

13 стр., 6025 слов

Понятие об обучении в педагогической психологии

Понятие об обучении в педагогической психологии Обучение – деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается ...

Тема 1. Педагогическая психология как наука

Педагогическая психология среди других человековедческих наук. Общность объектов педагогической и возрастной психологии. Этапы формирования педагогической психологии в общем контексте психологической науки. История становления педагогической психологии как междисциплинарной отрасли. Методология педагогической психологии. Специфика предмета педагогической психологии. Задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Вклад отечественных психологов в разработку проблем педагогической психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

Тема 2. Психологизация образования.

Основные принципы образования. Образование как система, процесс и результат. Ведущие парадигмы образования (когнитивная, личностно ориентированная, функционалистическая).

Основные психологические основания обучения (ассоциативная психология; концепция научения; гештальтпсихология; генетическая эпистемология; культурно-историческая теория).

Позиции гуманистической психологии К. Роджерса в образовании. Проблема соотношения обучения и воспитания в современном об­разовании. Развитие личности как системообразующий фактор образования. Основные принципы реформирования образования в мире и в России.

Тема 3. Психология обучения.

Понятие обучения. Соотношение понятий обучение, учение, познание. Проблема соотношения обучения и развития. Основы развивающего обучения. Обучение как управление процессом общего и профессионального образования. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая).

Современные концепции обучения: когнитивная психология (Г. Нейсер, Д. Норман, Дж. Брунер и др.); программированное обучение (Б. Скиннер); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); проблемное обучение (В. Оконь, М.И. Махмутов); развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н. Занков).

Оптимизация обучения как принцип научной и творческой организации учебной деятельности.

Тема 4. Психология учебной деятельности.

Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Основные теории учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Система основных понятий, характеризующих учебную деятельность. Перестройка мотивационной сферы. Учебная деятельность как система учебных задач. Психологичес­кие требования к учебным задачам. Формирование учебной деятельности школьников. Усвоение знаний, умений и навыков.

2 стр., 883 слов

Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником. Схема психолого-педагогической личности учащегося

Схема психолого-педагогической личности учащегося 1.Общие данные: Тихонов Аркадий; пол мужской; 13 лет (06.03.04); 6В класс; -внешние данные – в школу ходит в форме, одежда всегда чистая и выглаженная; состояние здоровья в норме, физическое развитие в норме 2.Условия семейного воспитания: -семья полная; папа – директор фирмы, мама – не работает; -культурный уровень семьи В театры и на выставки ...

Тема 5 Ученик как субъект учебной деятельности.

Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Психологическая готовность к обучению. Условия развития познавательной направленности школьника. Психологические причины школьной неуспеваемости. Типы неуспевающих учащихся. Психологические проблемы школьной оценки и отметки.

Тема 6. Психология воспитания.

Личность как субъект воспитания. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Психологические закономерности формирования личности Психологические механизмы формирования лич­ности. Проблема ста­новления и развития личности в отечественной педагогической психологии. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов. Деятельность и формирование личности. Соотношение уровня развития личности и её активности. Формирующиеся пот­ребности — главный источник мотивов. Закономерности станов­ления и развития преобладающей мотивации школьника. Проблема управления воспитанием и её психологический смысл. Самовоспи­тание как высшая форма самоуправления. Роль школь­ного коллектива в формировании нравственного формирования личности школьника в про­цессе обучения.

Тема 7. Психология педагогической деятельности

Профессия учителя как социономическая профессия. Трехмерная модель труда учителя (Л.М. Митина).

Психологические особенности, структура и механизмы педагогической деятельности.

Мотивация педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности. Система действий учителя. Педагогические функции. Виды деятельности педагога. Психолого-педагогические умения. Педагогические способности и стили педагогической деятельности. Учи­тель как организатор учебно-воспитательного процесса и как ак­тивный участник жизни школьного коллектива. Виды профессиональных позиций учителя. Конструктивная и деструктивная линии профессионального развития учителя. Профессиональные кризисы. Профессиональные деформации. Затруднения в педагогическом общении.

Урок — особая форма осуществления педагогической деятель­ности, основная организационная единица процесса обучения. Анализ урока как один из важных способов осознания, объективизации сов­местной деятельности учителя и учащихся. Многообъектность ана­лиза урока (Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Ю.Я. Львова и др.).

Влияние психологического анализа урока учителем на повышение адаптивности преподавания. Проявление в психологическом анализе урока проективных и реверсивных умений учителя, преподавателя. Форма психологического анализа урока. Анализ урока с общепсихологических позиций основополагающего принципа отечественной пси­хологии — развивающего и воспитывающего обучения. Этапы пси­хологического анализа урока. Объекты анализа и схема их рассмот­рения.

Тема 8 Психология взаимодействия в системе «учитель-ученик-класс». Сотрудничество — как гуманистическая идея сов­местной развивающей деятельности детей и взрослых. Пробле­ма педагогического общения. Функции педагогического общения. Стили педагогичес­кого общения, приемы и техника управления учащимися на уро­ке. Влияния стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуника­тивную культуру межличностных отношений в коллективе уча­щихся. Условия создания здорового психологического климата в ученическом коллективе. Психологические особенности общения учителя с подростками. Преодоление смыслового барьера в общении с подростками.

Тема 9. Психология личности учителя.

Личностный фактор в образовании. Субъективные свойства педагога. Профессионально важные качества. Концепция профессионального и личностного становления. Профессиональная структура личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Профессиональное самосознание и самосознание педагога. Педагогические способности. Формирование психологической культуры. Роль эмпатии и рефлексии в деятельности учителя. Развитие эмоциональной культуры как необходимого условия эффективности педагогического общения. Проблема професси­ональной подготовки учителя. Требования к личности учителя в условиях личностно ориентированного образования. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Проблема профессиональной компетентности учителя.

Тематика семинарских (практических) занятий

Семинар 1. Психологическое обоснование теорий обучения

1. Проблема обучения и развития в психологии.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий.

3. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении.

4. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе.

Литература:

1. Бабанский Ю.К.Личностный фактор оптимизации обучения//Вопросы психологии. 1981. № 1.

2. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 377-383.

3. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. с. 97-101.

4. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 401-408.

5. Матюшкин А.А. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 395-401.

6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч.2. с. 383-388.

7. Хасан Б. И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 79-86.

Семинар 2. Психологические основы воспитания и самовоспитания личности обучаемого

1. Значение психологических знаний и психических качеств учителя для реализации теории воспита­ния.

2. Психологический смысл воспитания.

3. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.

4. Самооценка школьника и её воспитательное значение.

Литература:

1. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопросы психологии. № 2. 1990. с.43-50.

2. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 87-93.

3. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. с. 148-155.

4. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3.

5. Селиванов В.И., Гаврилова С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психологический журнал. 1991. № 5. т. 12. с. 44-51.

6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.

7. Лекции по педагогической психологии.

Семинар 3. Психология личности учителя

  1. Место и функции учителя в современном обществе.
  2. Педагогические способности учителя и их развитие.
  3. Психологическая культура учителя.
  4. Личностные качества учителя. Самообразование и самовоспита­ние как условие успеха деятельности учителя.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. № 6. с. 66-71.
  2. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в струк­туре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.
  3. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах учителя / Хрестоматия по психологии. 1977. с. 487-493.

6. Горелова . Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. 2002. № 6. с. 20-29.

7.Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего учителя // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 57-67.

8. Шакуров Р. Психологическая перестройка трудного учителя // Народное образование. 1993. № 7-8.

Семинар 4. Психологический анализ урока в деятельности педагога

Студенты анализируют урок во время просмотра видеофильмов «Урок в школе».

:

Анализируя урок, следует выделить следующие моменты:

1. Какие цели поставил учитель?

2. Какая форма изложения материала была избрана учителем?

3. В какой степени материал соответствует этой форме (наличие проблемы, возможность членения на части, потребность в об­разном описании)?

4. Как метод изложения соответствовал целям урока?

5. Какие виды обратной связи использованы учителем?

6. В чем проявился учет возрастных особенностей учащихся и инди­видуальный подход к их учебной работе?

7. Достиг ли урок цели?

8. Какие психические состояния учителя и учащихся на уроке? По каким внешним признакам их можно определить?

9. Как учитель создает положительную мотивацию к уроку?

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Уч. пос. М., 1999. ч. 5. § 1.

2. Иванов С.В. Анализ урока. Воронеж . 1975.

3. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976.

4. Схема психологического анализа урока / Бостанджиева Т.М. Методические рекомендации по выполнению заданий в период прохождения психологической практики. Тобольск, 2000 (кафедра психологии).

5.Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. Раздел 3.

Семинар 5. Психология обучения

1. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим (из существующей практики обучения)?

2. В чем принципиальное отличие психологической концепции поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина от других концепций учения (как отечественных, так и зарубежных)?

3. В теории традиционного обучения, как в психологии, так и в педагогике принято считать, что ошибки при обучении неизбежны. Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения (с позиций теории П.Я. Гальперина)?

Задачи

1. Докажите, что психологический смысл процессов обучения, воспитания и развития состоит во внутреннем психологическом преобразовании личности обучаемого. В чем различие одностороннего педагогического представления об обучении и воспитании от двустороннего психолого-педагогического?

2. Исходя из возрастных психологических особенностей школьников, объясните, как учитель должен учитывать в обучении и воспитании ведущие типы деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?

Как учитывать в процессе обучения и воспитания «противоречивое единство» в развитии мотивационно-потребностной сферы и интеллектуально-познавательных сил ребенка, его операционально-технические возможности?

Семинар 6. Психология учебной деятельности и обучения

Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познавательной деятельности.

1. Обоснуйте необходимость развития проблемного обучения в нашей стране в 80 гг. (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцева).

2. Проведите аналогию с происхождением трех фаз мыслительного акта (согласно С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение.

3. Покажите связь проблемного характера обучения с познавательной мотивацией школьника.

4. Каковы пути создания проблемных ситуаций в обучении

Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторы обучения.

1.Проанализируйте оценивающую деятельность учителя на уроке.

2. Раскройте психологическую сущность отметки и оценки. В чем состоит воспитательная и образовательная функции оценки учении школьников.

3. Подчеркните роль содержательной оценки учения школьника в регуляции отношений школьников в микросоциальной среде и формировании самооценки личности школьника.

Психологические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

1. Дайте характеристику психологическим аспектам теории программированного обучения. Психологические основы использования интерактивных технологий в образовании (ИТО).

2. Выделите достоинства и недостатки информатизации образования и проблемы учителя в ее реализации. Специфика реализации функций учителя при использовании ИТО в обучении.

Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний

1. Проанализируйте теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Покажите связь между процессом формирования умственных действий и развитием личности школьника.

2. Назовите этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

3. Обоснуйте необходимость руководства умственной деятельностью учащихся как условия формирования у них готовности к усвоению знаний (Н.Ф. Талызина).

Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения.

1. Обоснуйте, что познавательная деятельность ребенка с началом школьного обучения существенно изменяется. Какие условия необходимы для поддержания и дальнейшего развития познавательной мотивации школьника.

2. Покажите, что интеллектуальная пассивность учащихся – одна из причин школьной неуспеваемости.

3. Назовите основные направления деятельности учителя по формированию положительной мотивации к учению.

4. Объективные и субъективные предпосылки изменения познавательной деятельности школьника.

Семинар 7. Психология субъектов образовательного процесса

Прочитайте предложенные литературные источники и проанализируйте авторские позиции:

1. Раскройте сущность концепции профессионального становления личности

2. Назовите причины возникновения и виды профессиональных деструкций.

3. Что такое внутриличностный конфликт учителя и каковы его проявления.

4. Дайте характеристику конструктивного пути развития педагога как личности и профессионала.

Литература:

1).

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2006.

2).

Кудрявцев Т.В.

3).

Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3.

4).

Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 4.

Семинар 8 Психология педагогической деятельности

1. Покажите, как профессия педагога обеспечивает реализацию важных человеческих потребностей в самореализации и самоактуализации.

2. Назовите основные черты педагогического мышления и пути его формирования.

3. Какие факторы влияют на развитие творческого компонента деятельности педагога.

Семинар 9. Психология педагогического общения

1. Отметьте особенности педагогического общения в условиях реализации личностно ориентированного образования.

2. Подчеркните роль личности учителя в организации конструктивного диалога с учащимися.

3. Объясните понятие педагогической фасилитации.

4. Основные принципы личностно ориентированного педагогического общения.

Самостоятельные работы

Педагогическая психология как наука

1. Предмет и задачи педагогической психологии

2. История становления педагогической психологии

3. Методы исследования в педагогической психологии

Психологическая сущность процессов учения и обучения

4. Соотношение по­нятий: научение, обучение, учение

5. Процесс обучения и его специфические особенности

6. Проблема соотношения обучения и развития

7. Психологические концепции обучения

8. Основы развиваю­щего обучения

9. Теория поэтапного формирования умственных действий

Психология учебной деятельности

10. Понятие учебной деятельности

11. Психологическая сущность и структура учебной деятельности

12. Мотивация учения

13. Закономерности усвоения знаний, умений, навыков

14. Психологические проблемы школьной отметки и оценки

15. Психологические проблемы школьной неуспеваемости

16. Психологическая готовность к обучению

Психология воспитания

17. Личность как субъект воспитания и самовоспитания

18. Психологическая сущность воспитания, его критерии

19. Психологические закономерности формирования личности

Психология педагогической деятельности

20. Педагогическая деятельность: психологические особенности структура, механизмы

21. Учитель как субъект педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности и общения

22. Педагогические функции и умения

Психология личности учителя

23. Профессиональная структура личности педагога

24. Педагогические способности

25. Профессионально важные качества личности

26. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста

Тестовые задания по дисциплине «Педагогическая психология»

Тема

Задание

Педагогическая психология как наука

Предмет и задачи педагогической психологии

1. Отрасль психологии, изучающая закономерности процесса учения и воспитания называется

а) социальная психология

б) педагогическая психология

в) возрастная психология

г) специальная психология

2. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как

а) различные названия одной и той же области

б) различные области знаний

в) экспериментальная педагогика – как отрасль педагогической психологии

г) педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

3. Общей задачей педагогической психологии является

а) разрешение практических педагогических ситуаций

б) изучение общих закономерностей развития психики и становления личности

в) выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях образовательного процесса

г) изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включённостью их в социальные группы

История становления педагогической психологии

4. Педагогическая психология возникла

а) в начале ХIХ в.

б) в середине ХIХ в.

в) во второй половине ХIХ в.

г) в начале ХХ в.

5. Термин «педагогическая психология» был предложен

а) К.Д.Ушинским

б) П.Ф.Каптеревым

в) П.П.Блонским

г) Дж.Дьюи

6. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ — ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется

а) педагогика

б) педология

в) дидактика

г) психопедагогика

Методы исследования в педагогической психологии

7. Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях называется

а) естественный эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) интервью

8. Метод рейтинга является разновидностью

а) беседы

б) наблюдения

в) тестирования

г) интервью

9. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется

а) наблюдением

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

г) квазиэкспериментом

10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это

а) пилотажный эксперимент

б) формирующий эксперимент

в) констатирующий эксперимент

г) квазиэксперимент

Психологическая сущность процессов учения и обучения

Соотношение по­нятий: научение, обучение, учение

11. Вставьте недостающее слово

С точки зрения И.П.Павлова при научении человека связи образуются не между вещами и ответными реакциями, а между их …… в нервной системе

12. Вставьте недостающее слово

Обучение — это целенаправленный процесс стимуляции и ………. внешней и внутренней активности ученика

13. Учение в отечественной науке Д.Б.Эльконин и В.В. Давыдов трактовали так

а) приобретение знаний, умений и навыков

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

в) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

Процесс обучения, его специфические особенности

14. В педагогическом процессе развиваются

а) дисциплина

б) убеждения

в) умения

г) способности

15. Вставьте недостающее слово

Обучение — это управление мыслительной деятельностью ученика через ……… соответствующих предметных и речевых действий ученика

16. Процесс определенных устойчивых изменений в субъекте при участии в различных видах деятельности называется

а) развитием

б) учением

в) обучением

г) воспитанием

Проблема соотношения обучения и развития

17. Признание ведущей роли обучения в развитии природных задатков впервые прозвучало в работах

а) К.Д.Ушинского

б) Я.А.Коменского

в) Л.С.Выготского

г) И.Гербарта

18. Л.С.Выготский проанализировал проблему соотношения

а) обучения и воспитания

б) обучения и развития

в) развития и общения

г) усвоения и понимания

19. Зона ближайшего развития определяется по результатам

а) диагностики достижений

б) сотрудничества с взрослыми

в) выдвижения требований к развитию

г) анализа результатов обучения

20. В бихевиористком учении Дж. Уотсона соотношение психического развития и обучения рассматривается как:

а) независимость психического развития от процесса обучения

б) развитие и есть обучение

в) обучение пассивно следует за развитием

г) обучение ведет за собой развитие

Психологические концепции обучения

21. Автором развивающего обучения в отечественной психологии является

а) П.Я.Гальперин

б) В.В.Давыдов

в) А.Н.Леонтьев

г) Л.С.Выготский

22. Основой проблемного обучения является создание следующих условий (назовите 2 условия)

а) эмоционального контакта

б) проблемной ситуации

в) модели решения проблемы

г) мотивации поисковой активности

23. Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от

а) умений

б) мотивов

в) действий

г) целей

Основы развиваю­щего обучения

24. Развивающий подход в отечественной психологии обучения представлен в работах

а) В.В.Давыдова; Д.Б.Эльконина; Л.В.Занкова

б) Д.Н.Богоявленского; Н.А.Менчинской

в) П.Я.Гальперина; Н.Ф.Талызиной

г) М.И.Махмутова.; А.М.Матюшкина

25. В основу содержания развивающей работы закладываются те компоненты особенностей личности ребенка, которые

а) наиболее актуальны для данного возраста

б) предложены учителем

в) предложены родителями

г) предложены психологом

26. Механизмом развития способностей человека является процесс

а) общения

б) воспитания

в) педагогический

г) обучения

Теория поэтапного формирования умственных действий

27. Вставьте недостающее слово

По Гальперину П.Я., умственная форма действия – это действия с абстрактными образами свойств объектов. Эти объекты отсутствуют. Но образы не могут актуализироваться в сознании сразу, без помощи….. Когда действие ….., усвоено и содержание.

28. Уяснения ориентировочной основы действия происходит на этапе формирования умственного действия номер

а) 2

б) 4

в) 3

г) 1

29. П.Я.Гальперин выделил….. этапов формирования умственного действия

а) 5

б) 4

в) 6

г) 3

30. Основное преимущество речевого действия состоит в том, что оно

а) создает для действия новый предмет – абстракцию

б) обеспечивает высокую стереотипичность действия

в) устраняет необходимость выполнять действие в материальном плане

г) отражает материальное действие

Психология учебной деятельности

Понятие учебной деятельности

31. Вставьте недостающее слово

Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью

32. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется в

а) исследованиях Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

б) классической советской психологии

в) системе развивающего обучения Л.В.Занкова

г) теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

33. Вставьте недостающее слово

С точки зрения А.Н.Леонтьева, процесс учения определяется не только обучением и организацией деятельности ребенка, но и уровнем……. ……, с которым приходит ребенок к данному моменту обучения

Психологическая сущность и структура учебной деятельности

34. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как

а) часть-целое

б) вид-род

в) форма проявления учебной деятельности

г) функциональные отношения

35. Степень автоматизированности и быстроту выполнения учебного действия характеризует

а) мера развернутости

б) мера освоения

в) мера самостоятельности

г) мера обобщенности

36. Учебное действие может стать произвольно регулируемым лишь при условии наличия (указать 2 компонента)

а) устойчивой мотивации

б) действий контроля

в) осознания цели

г) действий оценки

Мотивация учения

37. Изучение осознанных или неосознанных психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий лежит в основе исследования:

а) эмоционально-волевой сферы

б) мотивационной сферы

в) когнитивной сферы

г) состояния агрессии

38. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется

а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

39. По Эльконину Д.Б., ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

а) мотивационно-потребностную

б) эмоциональную

в) мотивационную

г) потребностную

Закономерности усвоения знаний, умений, навыков

40. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях — это показатели:

а) обучаемости

б) развитости

в) развиваемости

г) воспитуемости

41. Какая из ситуаций педагогического процесса завершает процесс усвоения

а) повторение

б) отработка

в) проблемная

г) воспроизведение

42. Действия или акты, осуществляющиеся без санкции сознания, называются неосознаваемыми

а) операциями

б) процессами

в) установками

г) автоматизмами

Психологические проблемы школьной отметки и оценки

43. Развернутое суждение учителя, обосновывающее отметку является

а) невербальным оцениванием

б) пояснением действий

в) вербальным оцениванием

г) прямым выставлением отметки

44. Учебная деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается …….. своей основы (выбрать 2 компонента)

а) корректирующей

б) познавательной

в) эмоциональной

г) мотивирующей

45. Раскрывая психологическую суть процесса оценивания, Б.Г.Ананьев связывает его с состояниями

а) спокойного удовлетворения

б) ожидания, переживания и волевого напряжения

в) равнодушия, безразличия, апатии

г) воодушевления и подъема

Психологические причины школьной неуспеваемости

46. Психологические причины неуспеваемости установлены

а) З.А.Решетовой

б) И.С.Якиманской

в) Н.А.Менчинской

г) И.Я. Лернером

47. Термин «подвижность нервной системы» определяется как

а) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения

б) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим

в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения

48. Формирование умений работать по образцу и правилу осуществляется в

а) 5 классе

б) 11 классе

в) 8 классе

г) 1 классе

Психологическая готовность к обучению

49. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению выявлены

а) Л.А.Венгером, Д.Б.Элькониным

б) Л.И. Божович

в) Д.Н. Богоявленским

г) В.В.Давыдовым

50. Сплав двух потребностей – познавательной и социальной у старшего дошкольника способствует формированию

а) психологической готовности к школе

б) внутренней позиции школьника

в) познавательной мотивации

г) произвольного поведения

51. Начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности приходится на

а) дошкольный возраст

б) подростковый возраст

в) младший школьный возраст

г) студенческий возраст

Психология воспитания

Личность как субъект воспитания и самовоспитания

52. Понятие «персона» включает в себя

а) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

б) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;

в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве

г) персонификацию жизненной мудрости и зрелости

53. Автором психологической теории, выдвинувшим категорию самоактуализации человеческих потребностей, является

а) Л.С.Выготский

б) А.Маслоу

в) Ж.Пиаже

г) Дж.Уотсон

54. Субъектом в психологии называется

а) человек как обладатель социальных качеств

б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens

в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности

г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте

Психологическая сущность процесса воспитания, его критерии

55. Приобретение индивидом признанных в обществе социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения происходит в процессе

а) обучения

б) социализации

в) образования

г) воспитания

56. В структуру самовоспитания входят (указать 2 компонента)

а) самопознание

б) саморазвитие

в) отношение к себе

г) саморегуляция

57. Критериями воспитанности учащихся по показателю ответственности являются (выбрать 2 компонента)

а)добросовестное выполнение своих обязанностей

б) настойчивость в достижении целей

в) уважение к старшим

г) привычка доводить начатое дело до конца

Закономерности формирования личности

58. Термин «личность» в психологии определяется как

а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости

б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью

в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания

г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризую­щее меру представленное общественных отношений в индивиде

59. Уровнем притязаний называют

а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой

б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью

в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации

г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект

60. Перевод существующего потенциала личности в фактическое его проявление называется

а) Восприятием.

б) Воспитанием

в) Социализацией

г) Актуализацией

Психология педагогической деятельности

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы

61. Организация психологической развивающей среды в школе осуществляется

а) Только педагогами

б) Педагогами и родителями

в) Психологом и педагогом

г) Только психологом

62. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся, по своему предмету в целом, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает …… уровнем продуктивности деятельности учителя

а) репродуктивным

б) адаптивным

в) локально-моделирующим

г) системно-моделирующим

63. Непродуктивный педагогический процесс характеризуется тем, что (указать 2 правильных ответа)

а) ориентируется только на передачу учебного материала в форме монолога учителя

б) проходит вне зоны ближайшего развития

в) направлен на совместную деятельность

г) процесс развития способностей не доступен контролю

64. Психологический анализ урока предполагает

а) анализ учебной мотивации учащихся

б) рассмотрение дидактических приемов обучения

в) содержание методических приемов учителя

г) наличие технических средств обучения

Стили педагогической деятельности и общения

65. Пространственное соприсутствие, единство целей, наличие межличностных отношений – это характеристики (указать 2 компонента)

а) сотрудничества

б) взаимодействия

в) общения

г) деятельности

66. Стили педагогической деятельности по А.К. Марковой и А.Я.Никоновой (указать 2 компонента)

а) эмоционально-методический

б) конформный

в) либерально-попустительский

г) рассудительно-импровизационный

67.Эмоционально-методический стиль педагогической деятельности учителя на уроке ориентируется на (назвать 2 критерия)

а) результаты обучения

б) процесс и результат обучения

в) процесс обучения

г) адекватное планирование

68. Функция фасилитации педагогического общения выделена

а) А.Б.Орловым

б) А.К. Марковой

в) А.Маслоу

г) К.Роджсом

Педагогические функции и умения

69. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть …… педагогической функции

а) организационной

б) конструктивной

в) коммуникативно-стимулирующей

г) информационно-обучающей

70. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной педагогической деятельности и поведения составляет суть …….. педагогической функции

а) конструктивной

б) организаторской

в) коммуникативной

г) гностической

71. Подгруппы педагогических умений: «Кого учить?», «Как учить?», «Чему учить?» выделила

а) Л.М.Митина

б) А.К.Маркова

в) Н.В. Кузьмина

г) Н.Ф.Талызина

72. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик; 2) индивидуальные особенности ученика; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами

а) 1,3,4

б) 2,3,4

в) 1,2,4

г) Только 1

Психология личности учителя

Профессиональная структура личности педагога

73. В структуру профессионального самосознания педагога входят (указать 2 компонента)

а) осознание себя в системе профессионального общения

б) осознание себя в системе обучения

в) осознание себя в системе воспитания

г) осознание себя в системе профессиональной деятельности

74. Тип направленности педагога, характеризующийся устойчивой мотивацией на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, называется

а) формально-педагогический

б) истинно педагогический

в) ложно педагогический

г) авторитарный

75. К субъективным характеристикам педагога по А.К.Марковой относятся (указать 2 компонента)

а) профессиональные знания

б) профессиональные позиции и установки

в) профессиональные умения

г) личностные особенности

Педагогические способности

76. Основу педагогической интуиции, по мнению Н.В. Кузьминой, составляют способности:

а) перцептивно — рефлексивные

б) конструктивные

в) проективные

г) организаторские

77. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляет суть способностей

а) дидактических

б) перцептивных

в) коммуникативных

г) организаторских

78. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет …….. педагогические способности

а) гностические

б) проектировочные

в) конструктивные

г) коммуникативные

Профессионально значимые качества личности

79. Характерным признаком «синдрома эмоционального сгорания» является

а) склонность к рискованным действиям

б) чрезмерная активность

в) стремление ограничить круг контактов

г) стремление к интенсивному общению

80. Среди необходимых личностных «нравственно-волевых свойств» учителя П.Ф.Каптерев отмечал (указать 2 компонента)

а) беспристрастность (объективность)

б) авторитарность

в) эмоциональность

г) выдержка

81. В модели личности учителя, разработанной Л.М.Митиной, к профессионально значимым качествам, выявляющим группу пректировочно-гностических способностей педагога, относятся (указать 2 компонента)

а) педагогическое целеполагание

б) педагогический такт

в) педагогическое мышление

г) педагогическая рефлексия

Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста

82. Совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носит название

а) способности

б) профессионализм

в) профессиональное сознание

г) компетенция

83. Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций, называется профессиональным

а) сознанием

б) самоопределением

в) самосознанием

г) мышлением

84. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала

а) Л.М.Митина

б) Н.Ф. Талызина

в) А.К.Маркова

г) Н.В.Кузьмина

Вопросы к экзамену по педагогической психологии

  1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
  2. История развития педагогической психологии, ее связь с другими науками.
  3. Позиции гуманистической психологии К. Роджерса в образовании.
  4. Основные принципы реформирования образования в контексте личностно ориентированной концепции.
  5. Культурологическая концепция образования.
  6. Психолого-педагогические проблемы дифферен­циации обучения (И.А. Якиманская).
  7. Место и функции учителя в современном обществе.
  8. Этапы профессиональной подготовки учителя.
  9. Психологические условия успешного профессионального развития и личностного роста учителя.
  10. Условия создания здорового психологического климата в педагоги­ческом коллективе. Типы «трудных» учителей (Р. Шакуров).
  11. Психологическая структура педагогической деятельности.
  12. Профессиональная структура личности учителя.
  13. Мотивы педагогической деятельности.
  14. Профессионально-значимые личностные качества учителя.
  15. Педагогические способности и их развитие.
  16. Основные психологические концепции обучения.
  17. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
  18. Психологические основы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
  19. Проблема развития содержательного обобщения в обучении (Д.Б. Эльконин).
  20. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).
  21. Специфика реализации функций учителя при использовании в условиях.
  22. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности.
  23. Проблема соотношения обучения и развития.
  24. Психологический анализ урока в деятельности педагога.
  25. Учебная деятельность, ее специфические особенности.
  26. Психологическая структура учебной деятельности.
  27. Виды мотивов учебной деятельности, динамика мотивов.
  28. Система учебных действий.
  29. Принцип самовоспитания и саморазвития, его значение в учебной деятельности.
  30. Понятие учебной задачи, виды учебных задач.
  31. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка (А.К. Маркова, Л.И. Божович).
  32. Младший школьник как субъект учебной деятельности (В.В. Давыдов).
  33. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
  34. Психологические аспекты педагогического общения (В.А. Кан-Калик).
  35. Функции педагогического общения.
  36. Индивидуальный стиль педагогического общения.
  37. Проблема педагогического общения. Ошибки учителя в педагогическом общении.
  38. Психологические проблемы общения учителя с подростками (Н.И. Гуткина).
  39. Психологический смысл воспитания.
  40. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.

Тематика рефератов

1. Психологические основы направленного воспитания детей

2. Самовоспитание как высшая форма саморегуляции действий и поведения учащихся

3. Психологические основы перевоспитания трудных детей

4. Самооценка школьника и её воспитательное значение

5. Психологические особенности семейного воспитания

6. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельнос­ти школьника

7. Сравнительный анализ теорий овладения школьными научными понятиями в процессе учения

8. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний и формирования школьника

9. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познаватель­ной деятельности

10. Контроль, обратная связь и оценка как личностные факторы обучения

11. Психологические проблемы компьютеризации обучения Литература:

12. Профессионально — значимые качества личности учителя

  1. Творческая направленность в деятельности педагога
  2. Личностное и профессиональное развитие педагога
  3. Педагогика сотрудничества
  4. Индивидуальный стиль общения

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Уч. пособие. М., 2002.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособ. для студ. вузов.- М., 2004.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 2005.
  4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Учеб. пособ.- М., 2002
  5. Климов Е.А. Психология: Воспитание, обучение. Уч. пособие. М., 2000.
  6. Педагогическая психология: Учеб. /Ред. Н.В. Клюева.- М., 2003.
  7. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Автор-состав. Е.Е. Данилова. М., 2001.
  8. Практическая психология образования / Под ред. И, В.Дубровиной. — М., 2003.
  9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед — М., 2003.
  11. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед.- М., 2002.

б) дополнительная литература:

  1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень. 1996.
  2. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности. / Культурно – историческая психология и конструирование миров. М.-В-ж. 1996.
  3. Безруких М.М, Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика. М., 1991.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  5. Бескина Р.М., Чудновсккй В.Э. Воспоминания о будущей школе. М., 1993.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., 1998.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Да­выдова. М., 1991.
  9. Выготский Л.С. Психология природы труда учителя./ Хрестоматия по педагогической психологии. М. 1995.
  10. Габай Т. В. Педагогическая психология. — М., 1995.
  11. Гильманов С. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень. 1998.
  12. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. / Ж. «Педагогика». 1995. № 1.
  13. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Р-н-Д. 1998.
  14. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1998.
  15. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
  16. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А.Коссаковски и др. М. «Педагогика». 1981.

18. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. — М., 1995.

  1. Санникова О.П. О некоторых профессионально – значимых качествах учителя./Психология – практика обучения и воспитания. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М. 1990.
  2. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
  3. Фридман Л.М., И.Ю.Кулагина. Психологический справочник учителя. М., «Просвещение».
  4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  5. Чистяков Г.Д. Понимание и усвоение знаний. / Хрестоматия по педагогической психологии. М. 1995.
  6. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб. 1998.