Применение игрового метода в плавании

Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию

Введение

Плавание является жизненно важным прикладным навыком, поэтому обучение ему начинают еще в дошкольном возрасте. Умение держаться на воде, плавать сохраняет человеку жизнь и помогает чувствовать себя уверенней в окружении водной среды. Поэтому набор в ДЮСШ по плаванию осуществляется начиная с 6 — 7-летнего возраста.

Методические разработки современных специалистов в области плавания [3], [9], [17] содержат необходимые сведения о планировании, структуре, методике начального обучения плаванию. Большое внимание уделяется последовательности обучения плавательным навыкам, описанию задач, решаемых во всех частях отдельного занятия. Хотя в теории и методике физического воспитания большое значение уделяют игровому методу обучения, в программах начального обучения плаванию, используемых в ДЮСШ, а также во многих учебниках и учебных пособиях по плаванию этому методу уделяется недостаточно внимания. Только вышедшее в 2003 году учебное пособие по плаванию (автор Викулов А.Д.) включает главу, в которой описано более 200 вариантов проведения игр и эстафет на воде. Применение игрового метода на практике тормозится инертностью тренеров, нежеланием «сворачивать с накатанной колеи», отсутствием понимания необходимости эмоционального наполнения занятий. Вместо игр и эстафет, которые рекомендуется использовать в заключительной части занятия, детям дается просто свободное плавание, они предоставлены сами себе. Между тем игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, способствует проявлению инициативы, творческих способностей, а присущий этому методу фактор удовольствия и эмоциональности, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.

Кроме этого, применение игрового метода в плавании позволяет избежать известного негативного явления — монотонии, которая нередко становится причиной прекращения занятий как на ранней стадии обучения, так и на стадии спортивного совершенствования.

Поэтому, по нашему мнению, следует расширить применение игрового метода в процессе начального обучения плаванию детей. Игровой метод следует включить не только в заключительную, но и в основную часть занятия, а свободное плавание проводить организовано. Таким образом, изучение возможности применения игрового метода в группах начального обучения плаванию, на наш взгляд является актуальным, что и повлияло на выбор темы исследования.

14 стр., 6700 слов

Применение игровых технологий в методике обучения фонетике на начальном этапе

... языка на начальном этапе; · Ознакомиться с игровыми технологиями, рассмотреть роль игры в обучении фонетике; · Выявить различные виды игровых технологий и обозначить их применение в учебном ... Глава I. Совершенствование фонетических навыков на начальном этапе средствами игровых методов 1.1 Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов Младшим школьным принято считать возраст ...

Из выше сказанных суждений была выбрана тема курсовой работы.

«Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию».

Цель работы — разработка методики начального обучения плаванию детей на основе использования игрового метода.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. В ходе изучения литературных источников рассмотреть использование игрового метода и основные требования ДЮСШ по плаванию в работе с группами начального обучения.

2. Изучить опыт работы ведущих тренеров города Красноярска с группами начального обучения плаванию.

3. Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игрового метода обучения.

4. Опытно экспериментальным путем проверить методики.

Объект исследования группа начального обучения детей плаванию.

Предмет — игровой метод в процессе начального обучения плаванию.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что применение игрового метода в основной части занятий в работе с группами начального обучения позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков.

Особенность методики заключается в том, что мы целенаправленно использовали игровой метод в основной части занятия. Широко применялись игры, способствующие закреплению навыков правильного дыхания и скольжения на воде, различные ныряния, эстафеты, плавания с препятствиями, прыжки в воду. Детям предлагалось выполнять задания, играя какую-либо роль.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы тренерами по плаванию для повышения качества работы с группами начального обучения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

1. Обзор литературы

1.1 Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста

Как пишет Макаренко Л.П. [17], младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению Немова Р.С. [22], можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Известно, что методика обучения плаванию и подготовки юных пловцов к соревновательной деятельности должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма ребенка. Мы рассматриваем этап начального обучения плаванию, который соответствует возрасту 6 — 9 лет. Поэтому будет целесообразно привести данные о возрастных физических и психических особенностях данного периода развития.

Семилетний возраст является одним из переломных этапов в развитии ребенка.

10 стр., 4669 слов

Эффективность начального обучения плаванию детей младшего школьного ...

... источников, посвященных влиянию плавания на здоровье детей, проблеме развития физических качеств, применение игрового метода на начальном обучении плаванию различным и методикам начального обучения плаванию. Материалы данной главы ... 2.Отсутствие статических напряжений, массирующее действие потока воды. Благодаря этому фактору происходит дополнительный приток крови к внутренним органам, в том числе ...

Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение веса и роста происходит более пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование.

К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину, увеличивается ее масса и сократительные способности. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. Ребенок становится более стройным, с заметными контурами мускулатуры. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей [11].

Дети 7 — 9 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют большой силы.

В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в суставах и естественность плавательных движений. Но при освоении сложных элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие движения.

К тому же, всегда следует помнить, что вода — это особая среда и попадание в нее для ребенка необычно. Все движения в воде производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении. Зачастую дети не сразу понимают, что движения требуется выполнять в воде, и стремятся совершить их в воздухе [5,13,17].

В этот период времени целесообразно применять разносторонние упражнения на суше и в воде, развивающие мускулатуру юного пловца.

У детей 7 — 9 лет сердечная мышца по своему развитию намного отстает от мышцы взрослого человека. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода. Усиление сердечной деятельности происходит только за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают систематические занятия физической культурой.

Психические особенности младшего школьного возраста наиболее глубоко и содержательно представлены в работах [5,13] и связаны, прежде всего, с кризисом семи лет и началом обучения в школе. Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Самой существенной чертой кризиса можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о привнесении в его поступки интеллектуального момента.

Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

Переживания в этом периоде приобретают для ребенка вполне определенный смысл, более того, возникает обобщение переживаний. Характерным внешним симптомом проявления кризиса является кривляние и манерничанье ребенка.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, ... является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающим, развивается образное мировидение, ...

Эти симптомы преходящи, а такие новообразования как самолюбие и самооценка остаются [18].

Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной.

Большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

Детям этого возраста также свойственна высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда — недостаточно устойчивое внимание и быстрая утомляемость.

Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность[19].

Знание вышеизложенных особенностей развития дает нам право говорить об особой организации занятий с детьми младшего школьного возраста.

Упражнения должны быть разнообразны по структуре, направленности и темпу движений. Физическая нагрузка должна быть адекватна способностям занимающихся. Большое значение нужно уделять эмоциональному фону занятий: применять различные игры, моделировать соревновательные ситуации. Это поможет более эффективному усвоению двигательных умений и навыков, поможет дольше сохранять работоспособность детей и их интерес к занятиям.

1.2 Игровой метод в обучении плаванию

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль[2].

В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются [14]:

игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся [28].

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.

Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.

К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты.

Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.

В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

1) возраст занимающихся;

2) уровень плавательной и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие на играющих;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.

Распределение времени между разделами в методиках по обучению плаванию игровым методом выглядит примерно следующим образом[9]:

· упражнения по ознакомлению со свойствами воды — 10%;

3 стр., 1396 слов

Методика начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет

... Занятия по плаванию проходили в бассейне «Дельфин» на базе ДЮСШ № 6 г. Тамбова. ЭГ занималась по разработанной нами методике начального обучения плаванию ... «Светофор», а также игры-эстафеты с использованием упражнений в парах и применением разнообразного спортивного инвентаря ... подаче учебного материала. Применение игрового метода в основной части занятия способствовало увеличению его моторной ...

19 стр., 9161 слов

Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного ...

... более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если: -психологические игры и упражнения будут проводиться поэтапно; 1 этап. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева; ... упражнения для снижения агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома; эмпирическим путем проанализировать эффективность проделанной работы. Методы ...

· упражнения обучения погружению и всплытию — 5%;

· упражнения для выработки навыка лежания — 10%;

· упражнения для выработки навыка скольжения — 25%;

· упражнения, обучающие дыханию — 14%;

· упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30%;

· упражнения для обучения простейшими прыжками — 6%.

В среднем вся программа, основанная на игровом методе, рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.

1.3 Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах

В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана [5].

40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап.

На первом и втором этапе обучение проходит в мелком бассейне. Основу программы составляет комплексное изучение элементов техники спортивных способов плавания и одновременное освоение техники плавания кролем на груди и на спине. Второй этап отводится закреплению и совершенствованию техники плавания кролем на груди и на спине, стартов, поворотов, изучению техники плавания способом дельфин. На третьем этапе продолжается дальнейшее совершенствование изученных способов плавания и обучение способу брасс. Занятия проводятся на большой ванне.

По итогам курса обучения ученики сдают контрольные нормативы. Требуется проплыть: 1) 25 м дельфин и 25 м брасс с оценкой техники плавания; 2) 100 м комплексно с оценкой выполнения стартов и поворотов; 3) 200 м одним из способов без учета времени.

Структура занятия. Урок, как основная форма организации и проведения учебных занятий, условно разделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть включает организацию и предварительную подготовку занимающихся к выполнению задач урока. Проводятся построение, расчет, объяснение задач, выполнение разминки на суше, объяснение и показ учебного материала.

Основная часть направлена на решение главных задач и занимает большую часть времени. Здесь осуществляется закрепление и совершенствование навыков в плавании, изучение нового материала.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки и повышение эмоциональности занятия. Выполняются прыжки в воду, ныряния, игры, эстафетное, свободное плавание, где в соревновательных и игровых формах происходит закрепление плавательных навыков.

Урок заканчивается организованным выходом из воды, подведением итогов. Отмечаются успехи и недостатки в освоении учебного материла отдельными учениками и всей группой.

Методика обучения. Упражнения для изучения техники плавания условно разделяются на группы в зависимости от последовательности их изучения и решения задач, возникающих на разных этапах процесса обучения.

На начальном этапе обучения часто применяются имитационные упражнения на суше. Они помогают создать представление о форме упражнений и движений, его координационной и ритмо-темповой структуре. После ознакомления с движениями на суше происходит их повторение в воде.

В первую очередь, это дыхательные упражнения, упражнения на скольжение. По мере освоения этих навыков переходят на выполнение упражнений для изучения движения ногами и их согласование с дыханием. Выполняются с опорой, в скольжениях, с доской. Далее изучаются простейшие гребковые движения сначала на задержке дыхания, а затем в согласовании с вдохами-выдохами (стоя в наклоне вперед, в ходьбе по дну).

Следующую группу составляют упражнения для согласования движений в каждом способе плавания. Применяется плавание с различными сочетаниями движений руками, ногами и дыхания («связки»).

Их выполнение облегчает освоение способа (особенно кроля на груди и на спине) в полной координации движений. Упражнения для согласования движений в полной координации формирует целостный навык спортивного способа. Применяется: плавание в координации на задержке дыхания, с выполнением вдоха через несколько циклов движений, с дыханием на каждом цикле. После овладения учениками навыками спортивных способов плавания начинается изучение стартов и поворотов.

Успешность обучения определяют следующие предпосылки[7]:

1. Соответствие программы обучения возрасту и подготовленности занимающихся. Установлено, что возраст 8 — 10 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники движений.

Кроме того, из детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса по сравнению с детьми других возрастов. Обучение плаванию детей младших возрастов требует больше времени из-за медленного освоения ими техники движений, трудностей, связанных с организацией занятий (не знают команд, не могут открыть и закрыть душ, отрегулировать температуру воды), пропусков и заболеваний. К тому же, плавание обладает отрицательными признаками любого циклического вида спорта, связанное с необходимостью выполнять монотонные движения в течение основной части урока. Немаловажно то, что занятия выполняются в некоторой изоляции от тренера и общение с ним несколько ограничено.

В результате дети, начавшие занятия плаванием в раннем возрасте (4- 6 лет), к 8 — 9 годам попросту устают и теряют интерес к этому виду спорта.

2. Особенности телосложения, физической и двигательной подготовки. Дети, имеющие показатели физического развития, близкие к стандартам отбора в ДЮСШ, быстрее и качественнее осваивают технику плавания. Это необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределению занимающихся на подгруппы по подготовленности. Известно также, что дети с хорошей координацией движений лучше поддаются обучению. Большое внимание тренер должен уделять таким качествам ребенка, как плавучесть и задатки так называемого «чувства воды».

3. Условия занятий (глубина и температура воды, оборудование и инвентарь).

4. Квалификация и мотивация тренера.

Таким образом, программа для ДЮСШ построена на комплексном и параллельно-последовательном изучении техники спортивного плавания, что создает условия для ознакомления, изучения и совершенствования упражнений в элементах, связках и общей координации для каждого способа плавания.

Многообразие упражнений содействует положительному переносу двигательных навыков, формирует вариативный запас двигательных умений и навыков, способствует образованию устойчивой техники плавания [16].

Как говорилось ранее, большое значение в системе начального обучения плаванию имеет игровой метод обучения. Известно, что детьми прочнее и быстрее усваивается то, чему они научились в процессе эмоционально окрашенной деятельности. Так, применение игр и эстафет способствует: повышению эмоциональности и уменьшению монотонии, воспитанию морально-волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы, укреплению коллектива, воспитанию чувства товарищества, умению применять полученные навыки в изменяющихся условиях игры.

Однако, как показал анализ литературных источников, во многих изданиях, посвященных вопросам подготовки юных пловцов, игровому методу обучения уделяется недостаточно внимания, либо этот метод не полностью раскрыт. Так, [17] говорит только о том, что некоторые простейшие упражнения можно выполнять в виде игр и приводит варианты их проведения. Но в книге не уделено никакого внимания обоснованию целесообразности применения этого метода, его важности и полезности. [15] указывает на то, что игровому методу не уделяется должного внимания. В учебнике приводится обоснование и некоторые особенности применения этого метода, перечисляются названия некоторых игр. Но не дается методических рекомендаций по проведению игр, правила отдельных игр не описаны.

Только в учебном пособии [5] очень подробно описываются варианты игр на воде, проведение эстафет и конкурсов.

Таким образом, далеко не во всех учебниках по плаванию можно найти характеристику игрового метода обучения и рекомендации по применению этого метода на практике.

2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

В работе мы использовали следующие методы:

1. изучение и анализ литературных источников, изучение документальных материалов,

2. интервьюирование,

3. методы математической статистики,

4. педагогическое наблюдение,

5. педагогический эксперимент.

В ходе исследования нами было изучено 30 литературных источников, проанализировано около 20-ти книг, посвященных вопросам методики начального обучения плаванию. Кроме этого, были изучены учебные планы ДЮСШ по плаванию бассейнов «Энергия», «Спартак», Дворца водного спорта СибГАУ.

Метод интервью является разновидностью метода опроса. Беседа — это принципиальная основа интервью.

Специфика интервью как исследовательского метода состоит во взаимодействии индивидов в процессе их общения. Интервью — это целенаправленное общение, цель которого — получение необходимой исследовательской информации в виде мнений и ответов опрашиваемых. Направленность и содержание общения в интервью задаются целью и задачами исследования. Поэтому исследовательское общение — это общение, мотивированное исследовательской программой.

Кроме этого, метод интервью требует больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием.

Достоинства метода интервью обеспечивают следующие факторы.

1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов.

3. Есть возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.

4. Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника.

5. Общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондентов к опросу.

6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).

Таким образом, метод интервью является, на наш взгляд, наиболее подходящим для получения необходимой нам информации.

Метод математической статистики в сфере физической культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся. С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики. В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины:

Формулу для вычисления стандартного отклонения:

Формулу для определения достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента:

Метод педагогического наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом.

Был составлен план наблюдения, в который были внесены задачи, определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.

Объектом наблюдения выступили тренеры по плаванию. Содержание наблюдения — построение отдельного учебного занятия в группах начального обучения плаванию.

Применение метода педагогического тестирования позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения динамики развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе начального обучения плаванию. Применялись следующие тесты: «торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания.

Тест «торпеда» — преодолевание как можно большего расстояния после отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Руки вытянуты вперед и соединены, лицо опущено в воду и не поднимается. Второй тест — задержка дыхания на вдохе. Выполнение теста производится с опусканием лица в воду. Третий тест — плавание способом кроль на задержке дыхания на максимально возможное расстояние.

Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную роль в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих качество учебно-тренировочного процесса.

В зависимости от направленности, можно выделить независимый и сравнительный эксперимент.

Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп без сравнения их с контрольными. При сравнительном эксперименте работа в одной группе проводится с применением новой методики, в другой — по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе. В этом случае ставится задача выявления наибольшей эффективности одной из методик.

В зависимости от схемы построения, эксперимент может быть прямым, перекрестным и многофакторным. Наиболее простым является прямой эксперимент, когда занятия в контрольных и экспериментальных группах проводятся параллельно и после проведения серий занятий определяется результативность изучаемых факторов.

В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях.

2.2 Организация исследования

Исследование проходило в 3 этапа.

На 1 этапе (январь 2012 — март 2012) нами было проведено изучение и обобщение опыта их работы тренеров города Красноярска с группами начального обучения плаванию. Мы использовали метод интервьюирования и метод педагогического наблюдения. Интервьюирование проводилось по заранее составленному вопроснику. Основные направления исследования:

1. Изучение формы организации занятия в зависимости от его целей и задач.

2. Определение наиболее благоприятного возраста для начала целенаправленной тренировки в плавании.

3. Выявление трудностей, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки.

4. Получение организационных и методических рекомендаций, позволяющим начинающим тренерам оптимизировать процесс обучения плаванию.

В течение двух недель (18 февраля — 3 марта 2012) в интервьюировании приняли участие 12 тренеров по плаванию, работающих в 4 бассейнах Красноярска. Из них 6 имеют высшую категорию, 3 тренера — 2 категорию и 3 тренера без категории. 11 из 12-ти опрашиваемых имеют специальное образование. 50% тренеров имеют более чем 20-летний стаж работы.

Каждое интервью проводилось на рабочем месте (в тренерской комнате или непосредственно на бортике бассейна) что, с точки зрения организации социологических исследований является наиболее удачным для получения достоверной информации. Полученные данные были внесены в карту интервью и проанализированы. Наблюдение за работой тренеров проводилось в течение одного месяца, было непосредственным и открытым. По окончании наблюдения был составлен протокол.

Наблюдение за работой тренеров по плаванию на занятиях с группами начального обучения происходило в течение месяца (17 марта — 17 апреля 2012), было непосредственным и открытым. Наблюдение велось 4 раза в неделю, продолжительность наблюдения составляла 3-4 часа.

Результаты зарегистрированы в протоколе наблюдения.

На 2 этапе исследования (апрель — май 2012) были определены следующие направления в работе с группами начального обучения:

1. При наборе детей следует учитывать не столько возраст, сколько уровень их физического развития.

2. При отборе детей учитывать уровень усвоения двигательных навыков, приобретенных в процессе освоения водной среды, степень их готовности выполнять определенный объем нагрузки, а также степень сознательного отношения к плаванию.

3. В основе занятия должен лежать игровой метод, как наиболее подходящий для работы с детьми.

4. Целесообразно и полезно привлекать к обучению отстающих детей более подготовленных учеников.

Наряду с существующей программой начального обучения плаванию, применявшейся в бассейне «Спартак» была составлена экспериментальная методика обучения. При разработке методики мы основывались на анализе современных методик кроме этого, мы использовали данные, полученные после проведения 1 этапа исследования. Программа занятий рассчитана на 48 занятий (2 раза в неделю в течение полугода) продолжительностью 45 минут. Особенностью разработанной методики является применение игрового метода в основной части занятия. Широко применялись игры, способствующие закреплению навыков правильного дыхания и скольжения на воде («сомбреро», «винт», «торпеды и корабли», «гонки катеров»), закреплению умения держаться на воде («спутник», «пляж») обучающие нырянию и прыжкам в воду («прыгни в круг», «иллюминатор», «надводный цирк», «рыцарь», «пойманный мяч», «ныряльщики за жемчугом»), спортивные и «веселые» эстафеты («мяч за линию», эстафета с мячом, эстафета с нырянием, «гонка торпед»), плавание с препятствиями («цирк», «довези бревно», «хрустальные шары»).

Занятия проходили с использованием соответствующего инвентаря.

Также нами были разработаны контрольные тесты, с помощью которых мы провели проверку эффективности разработанной методики.

На 3 этапе исследования (май 2012 — июнь 2012) мы начали применять разработанную методику на практике. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие дети 2003-2002 г.р., занимающиеся в бассейне «Спартак» в группах начального обучения плаванию. Первые 2 месяца обучение проходило по общей программе. Затем занимающимся было предложено выполнить 3 тестовых задания: «торпеда», задержка дыхания, плавание кролем на задержке дыхания.

К моменту проведения предварительного тестирования практически все занимающиеся освоили выполнение упражнений «торпеда», плавание кролем и на задержке дыхания. Поэтому в качестве тестов были выбраны именно эти упражнения.

В табл. 1 представлены результаты предварительного тестирования контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1. Результаты предварительного тестирования

Тест

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Достоверность

Х ± m

Х ± m

t

t — табл

«Торпеда», м

5,0±0,4

4,9±0,3

0,98

2.10

Задержка дыхания, сек

9,8±0,9

10,8±1,3

0,81

2.10

Кроль на задержке дыхания, м

4,8±0,8

5,5±0,6

0,26

2.10

По результатам предварительных контрольных тестов испытуемые были разделены на 2, равные по уровню подготовленности группы, количеством по 16 человек в каждой. Из таблицы 1 видно, что различия в показателях тестов контрольной и экспериментальной групп не достоверны по методам математической статистики.

Первая группа (контрольная) продолжала заниматься по общей программе, во второй (экспериментальной) группе с 14 ноября 2012 по 14 апреля 2012 занятия проводились по разработанной нами методике. Занятия, продолжительностью 45 минут, проходили 2 раза в неделю. Таким образом, исходя из вышеперечисленных данных можно сказать, что педагогический эксперимент был прямым, сравнительным и проводился в уравниваемых условиях.

По окончании эксперимента были проведены контрольные тесты, которые предусматривали выполнение тех же 3-х упражнений.

3. Результаты исследования и их обсуждение

По окончании 1 этапа исследования результаты интервьюирования тренеров г. Красноярска были обработаны и внесены в карту интервью. Были получены следующие данные:

С точки зрения организации занятий, 8 тренеров придерживаются соотношения 10:25:10 или 10:30:5 минут, приходящихся на подготовительную, основную и заключительную часть занятия соответственно вне зависимости от целей и задач урока. И только 4 тренеров варьируют это соотношение в ту или иную сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие большой опыт работы.

В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают, что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости (эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок).

Это молодые тренеры, имеющие опыт работы 3 — 4 года. 10 тренеров считают обязательным проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет (хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения).

Это, по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в играх).

В то же время, проведенные наблюдения показывают, что на самом деле многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения — увидеть организованную в конце занятия игру на воде удавалось не часто. Обычно все ограничивается предоставлением детей самим себе, так называемым «свободным плаванием». Получается что практически, только 30% из этих тренеров проводят игры и эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится занятие целиком. Например, один из тренеров, (имеющий 20-летний опыт работы только с группами начальной подготовки) регулярно проводит так называемые «веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят разнообразие в привычный процесс обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют.

В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились следующим образом: 7 тренеров говорят о том, что привести ребенка в бассейн можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам дыхания, держания на воде. Занятия должны проходить в форме игр. Иначе к 9 — 10 годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 5 тренеров считают, что ребенка нужно начинать учить плавать в 8 — 9 лет, с тем, чтобы уже через 1 — 2 года он перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает потерять интерес к плаванию.

Большинство тренеров (9 человек) сходятся во мнении, что занятия со спортивной направленностью следует начинать в возрасте 8 — 9 (девочки) и 10 — 11 лет (мальчики), что соотносится с общими положениями теории начального обучения плаванию. Для обоснования именно этого возраста, как наиболее благоприятного для начала целенаправленных занятий приводятся следующие суждения, сделанные на основе личного опыта:

1. В этом возрасте у детей формируется осознанное отношение к своей деятельности, в частности, к занятиям плаванием. Они начинают выделять плавание, как особый вид спорта, мечтать о победах, достижениях.

2. Сформированный к этому времени определенный и достаточный двигательный резерв, запас двигательных навыков, а также общий уровень физического развития позволяет проводить работу по закладыванию основ общей выносливости и техники плавания.

3. Дети становятся более самостоятельными.

4. 2 тренера считают, что занятия, направленные на общую выносливость нужно начинать раньше, а именно, в 8 лет. Умеренное равномерное плавание, по мнению одного тренера (имеющего 2 категорию), способствует закреплению навыков разученных спортивных способов. Другой тренер (имеющий высшую категорию) целиком и полностью руководствуется программой для ДЮСШ (ссылаясь на нее и при ответах на другие вопросы, предполагающие высказывания своей точки зрения).

Говорит, что делает так, как написано в книгах.

5. 2 тренера считают, что занятия со спортивной направленностью следует начинать еще раньше — с 7 — 8 лет. Причем, обосновать свои суждения они не смогли (ответы типа: «чем раньше — тем лучше»).

Один из этих тренеров имеет небольшой опыт работы, другой — не имеет специального образования.

III. Основные трудности, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки можно выделить в следующие подгруппы:

1. Трудности, связанные с комплектованием групп:

— неоднородность состава и большая текучесть групп.

— разный уровень физического развития детей, занимающихся в одной группе (в том числе, значительное количество детей с родовыми травмами).

— плохая посещаемость вследствие частых болезней.

2. Организационные трудности.

— недостаток времени и места для занятий на воде и на суше.

— проблемы с организацией летнего спортивного лагеря.

3. Трудности, связанные с обучением отдельным способам плавания (у тренеров с небольшим опытом работы).

4. Несоответствие места занятия гигиеническим нормам.

IV. Молодым тренерам предлагаются следующие рекомендации: не торопить процесс обучения ребенка, проводить обучение от легкого к трудному, то есть придерживаться основных педагогических принципов, таких как принципы последовательности и постепенности, систематичности, доступности и индивидуализации. Тренеры напоминают, что не нужно забывать о развитии у ребенка гибкости, координационных способностей, а также о том, что необходимо прививать детям любовь к избранному виду спорта.

Кроме этого, высказывались пожелания: любить детей, жить их интересами, любить свое дело, следить за речью, быть трудолюбивым и добросовестным, налаживать контакты с родителями.

Таким образом, обобщая данные исследования можно сказать, что:

1. Для начала целенаправленных занятий плаванием возраст ребенка не имеет решающего значения. Большое значение имеет форма организации занятий.

2. Очень важно включать в уроки разнообразные игры и эстафеты. Игровой метод позволяет закреплять двигательные навыки, полученные в результате обучения. Закрепление навыков происходит эффективнее, так как этот метод предполагает создание высокого положительного эмоционального уровня занимающихся. Кроме того, игры и эстафеты целесообразно проводить не только в заключительной, но и в основной части занятия. В результате дети отвлекаются от однообразной монотонной работы. От таких уроков у них остаются яркие впечатления.

3. Свободное плавание, то есть предоставление детей самим себе, препятствует закреплению только что разученных движений. Проработав над освоением какого-либо навыка основную часть урока, в заключительной части ребенок начинает играть с товарищами, забывает, чему учился только что и использует для передвижения в воде уже сформировавшиеся неправильные двигательные стереотипы. Как мы выяснили в результате исследования, многие тренеры пренебрегают использованием игрового метода и дают детям в конце каждого занятия плавать по желанию. Это, несомненно, является одним из отрицательных моментов, присутствующих в методике обучения у большого количества тренеров.

4. Отбор в учебно-тренировочные группы должен производиться не только по оценке степени освоения ребенком того или иного двигательного навыка, не только по возрастным критериям. Следует судить и о степени готовности отдельного ученика к выполнению различных заданий. Нужно обращать внимание на то, насколько сознательно относится ученик к своей деятельности.

5. Большинство тренеров работает, как говорится, по накатанной колее, из года в год применяя одни и те же последовательности упражнений, используя одну и ту же схему урока. Наблюдается некоторая инертность в отношении внедрения новых методик обучения, привнесения новых приемов. Это является еще одним отрицательным моментом работы тренеров.

Вместе с тем, многие тренеры проявили интерес к проводимому исследованию. По их словам, исследования с целью обобщения опыта работы тренеров г. Красноярска с группами начального обучения еще не проводилось. Тренеры просили предоставить им результаты исследования.

Изучение и сравнение результатов предварительного и итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп (табл. 1,2) позволяет сделать вывод о том, что к концу учебного года результаты возросли в каждом из тестов. Вместе с тем, результаты итогового тестирования экспериментальной группы значительно превосходят результаты итогового тестирования контрольной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов у занимающимися контрольной группы составил 58%, прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы — 118%. В тесте «задержка дыхания» прирост результатов контрольной группы равен 57%, экспериментальной группы — 79%. В тесте «кроль на задержке дыхания» прирост составил 100% и 123% соответственно. Как видно из таблицы 2, различия в результатах контрольной и экспериментальной групп в тестах «торпеда», «задержка дыхания» и «кроль на задержке дыхания» достоверны по методам математической статистики.

Таблица 2 — Результаты итогового тестирования

Тест

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Достоверность

Х ± m

Х ± m

t

t — табл

«Торпеда», м

7,9±0,4

10,7±0,6

3,83

2.04

Задержка дыхания, сек

15,4±0,8

19,4±1,2

2,87

2.04

Кроль без дыхания, м

9,6±0,5

12,8±0,8

3,38

2.04

Таблица 3. Результаты тестов и их прирост в процентном соотношении

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

результаты тестирований

результаты тестирований

предварительное

итоговое

прирост, %

предварительное

итоговое

прирост, %

«Торпеда», м

5,0

7,9

58

4,9

10,7

118

Задержка

дыхания, сек

9,8

15,4

57

10,8

19,4

79

Кроль на задержке

дыхания, м

4,8

9,6

100

5,5

12,8

123

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что методика обучения плаванию, применяемая в экспериментальной группе позволяет значительно повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Заключение

1. Анализ литературных источников и требований ДЮСШ по плаванию в работе с группами начальной подготовки показал, что они не содержат достаточной информации о применении игрового метода, как в основной, так и в заключительной части занятия.

2. Установлено, что никто из тренеров регулярно не использует игровой метод в основной части занятия. Не все тренеры в полной мере используют методы, предусмотренные стандартной учебной программой.

3. На основе анализа существующих методик и опыта красноярских тренеров была разработана методика обучения плаванию, особенностью которой является применение игрового метода в основной части занятия.

4. Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов выше на 60% по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» — на 22%, в тесте «кроль на задержке дыхания» — на 23%. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Это позволяет сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.

Список источников

1. Александров И.С. Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье // Теория и практика физической культуры. -2007.- №11. — с. 11.

2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж. Булгакова. — М.: Физкультура и спорт, 2006. — С. 8-92.

3. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р. Бурлаков, Г.П. Неминущий. — М., 2005. — 286 с.

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с.

5. Васильев В. С, Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 240 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. — М.: Наука, 2004-320 с.

7. Ворженевский И.В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2007. — 301 с.

8. Вржевский И.В. Последствие нагрузки, полученной во время тренировочного урока и построение малого цикла тренировки // На голубых дорожках. — М.: ФиС, 2006. — с. 32-46.

9. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л. Ганчар. — Минск, 2005. — 350 с.

10. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. // Гиссен Л.Д.: — М.: ФиС, 2004. — 149 с.

11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. // Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

12. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. // Г.Д. Горбунов: — М.: ФиС, 2006. -207 с.

13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. // Е.П. Ильин: — 2-е изд. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 486 с.

14. Инясевский К., Гордон С. Общие основы спортивной тренировки пловцов. — М.: ФиС, 2005. — с. 22-35

15. Каунсилмен Д.Е. Наука о плавании / Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 431 с, ил.

16. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание / Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 208 с.

17. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 2007. -285 с.

18. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия, 2005. — С. 207-210.

19. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Академия, 2003. — С. 186-193.

20. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 2005. — С. 167-169.

21. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2006, — 191 с.

22. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Владос, 2003. — С. 394-402.

23. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов. — М.: Академия, 2008. — 303 с.

24. Общая психология (курс лекций).

Составитель Е.И. Рогов. М.: «Владос». -2005. — С. 379-392.

25. Общая психология. /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. — 2-у изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — С. 306-316.

26. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Академия, 2007. — С. 405-421.

27. Оноприенко Б.И. Биомеханика плавания. — Киев: Здоровья, 2009. -192 с.

28. Парфенов В.А. Плавание: Учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов. — Киев: Вища школа, 2008. — 288 с, ил.

29. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / Мельников В.М., Непопалов В.Н., Романина Е.В. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 2006. — Т. 3.

30. Психология: Учеб. для институтов физической культуры // под ред. В.М. Мельникова: — М.: Физкультура и спорт, 2007.-480 с.

плавание тренер обучение игровой

Размещено на