Вопросы
1. Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии 3
2. Методика преподавания психологии как научная дисциплина и уч. предмет 5
3. Основные современные тенденции в изменении целей, содержания и методов обучения в вузе. 7
4. Закономерности и принципы обучения в высшей школе. 8
5. Система психологического образования. Теоретическая, специальная, прикладная психология. Его отражение в Государственных (нормативных) и рабочих документах (Госстандарт образования, учебный план, учебная программа, учебник, рабочая программа, учебно-методический комплекс).
10
6. Преподаватель психологии. Профессиональные и личностные качества. «Я-концепция» преподавателя. Индивидуальный стиль деятельности. 12
7. Процесс обучения в высшей школе. Функции и виды обучения. 14
8. Структура процесса обучения и логика усвоения. 16
9. Современные модели обучения. Традиционное и инновационное в системе обучения. 18
10. Компьютеризация и информатизация в обучении психологии. 20
11. Система методов обучения психологии. 22
12. Характеристика информационно — перцептивных методов. 24
13. Индуктивно-репродуктивный и дедуктивно-репродуктивный методы обучения психологии. 25
14. Обобщенно-исследовательские методы. Функциональное назначение и особенности проблемного и эвристического метода обучения. 27
15. Моделирование как метод обучения теоретической психологии. Логико-структурные схемы. Логико-смысловые модели. 28
16. Метод анализа ситуаций (на примере прикладной и специал. психологии).
29
17. Интерактивные методы обучения психологии. Дидактические игры. 30
18. Современные образовательные технологии в обучении психологии. Задачная технология. 31
19. Проблемная технология. 32
20. Информационная технология. 33
21. Технология знаково-контекстного обучения. 34
22. Формы обучения в вузе, их функции. Современные требования к лекции, семинарскому и практическому занятию. 36
23. Лекция – ведущая форма обучения. Методика подготовки и проведения лекционного занятия (на примере общей психологии или истории психологии).
38
24. Методика подготовки и проведения семинарского занятия продуктивного типа (на примере общей или возрастной психологии).
Презентация на тему: Современные методы диагностики в психиатрии
... Именно диагноз определяет дальнейшие стратегии ведения пациента, лечение, прогноз и перспективы. Методы диагностики •клинические — беседа, наблюдение •психометрические — патопсихологическое исследование • ... расстройствами вегетативной нервной системы. Экспериментальнопсихологические исследования •Экспериментально-психологическиеисследования— методы, направленные на выявление и анализ тех или иных ...
40
25. Методика подготовки и проведения лабораторно-практического занятия (на примере практической психологии).
41
26. Методика организации самостоятельной работы студентов. 43
27. Проектирование учебного процесса. Общие положения. 44
28. Технология целеполагания. 45
29. Структурирование учебного материала (на примере лекционного текста).
46
30. Взаимодействие преподавателя и студентов в учебном процессе. Виды учебных ситуаций, их конструирование. 47
31. Механизмы усвоения психологического знания. 48
32. Методика формирования психологических понятий. 50
33. Методика формирования интеллектуальных умений и способов учеб. деят. 51
34. Методика обучения теоретической психологии. 53
35. Методика обучения прикладной психологии. 55
36. Методика обучения специальной психологии. 57
37. Методика обучения практической психологии. 58
38. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов. 60
39. Контроль как функция управления учебной деятельностью. 62
40. Психолого-педагогический анализ учебного занятия по психологии. Виды и содержание анализа (системный, целевой, комплексный, аспектный, психологический).
63
1. Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии
Цели и задачи преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются. Место психологии в системе наук – традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к: 1) философскому, 2) естественнонаучном) или 3) гуманитар-ному знанию.
В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии. Ляудис: «цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности». В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в большей мере ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии.
Психология сравнительно новая наука, имеющая ряд особенностей:
1. Это наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.
2. Психология в особом положении, так как в ней сливаются объект и субъ-ект познания.
3. Особенность психологии в ее уникальных практических следствиях.
4. Психология имеет обширные связи с разными областями науки (в ней мы выделяем биологический аспект, математический, общественно-политический).
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Гуманитарное познание — особый тип научного познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания. Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, художественное, символическое, наглядно-действенное и так далее. Отсюда цели обучения психологии: 1) теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях ихжизнедеятельности (то есть единство теории и практики): 2) умение преобразовать не только других людей, но и себя. Основной задачей дисциплины является формирование у студентов умения проводить объясне-ние, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях, в самостоятельной работе с помо-щью соответствующих методов и средств.
Методика обучения и воспитания
... семестрах. Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Возрастная анатомия и ... ребенка в успешной социализации младшего школьника. ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ: сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также ...
Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны.
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Психология трактуется как наука социально-историческая, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов ис-следования. Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности):
— диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;
— анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету;
— диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик;
— анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления;
— анализ учебных взаимодействий и межличностных взаимоотношений.
Цели обучения психологии в области развития личности студентов:
— развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;
— развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;
— развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;
— развитие коммуникативных способностей.
2. Методика преподавания психологии как научная дисциплина и учебный предмет
Методика преподавания психологии — это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на во-просы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия. Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету.
Разнообразны представления и о предмете методики преподавания психологии: 1) её предметом является обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств. Обучение же психологии — это обучение психологической деятельности; 2) методика имеет своим объектом психологическое образование, обучение основам психологической науки и связанное с ним воспитание подрастающего поколения; 3) методика преподавания психологии — наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп; 4) методика преподавания психологии — наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп; 5) предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии — процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков; 6) методика — раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его а) взаимодействием учителя и учащихся, б) процессом овладения действиями, либо в) познавательной деятельностью.
Методика преподавания психологии 5
Цели и задачи методики преподавания психологии 3. История преподавания психологии в высшей школе 4. Основные тенденции современного психологического образования 5. Основные концепции учения (обучения) как основы преподавания психологии 6. Идеи А. Н. Леонтьева, ...
Методика преподавания решает следующие задачи: 1) Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, уча-щихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. 2) Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии. 3) Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.
Методы обучения психологии: 1) Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и опера-ционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. 2) Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. 3) Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. 4) Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово).
5) Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. 6) Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися. 7) Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 8) Методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала.
3. Основные современные тенденции в изменении целей, содержания и ме-тодов обучения в вузе
Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.
Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования
... полную картину психологического образования. Несоответствие заявленных целей предлагаемому в процессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию и дискредитации психологии как науки. ... того, чтобы лучше ориентироваться в психологической составляющей жизни людей. Психологические знания в совокупности с психотехническими умениями формируют необходимые компетенции, позволяющие ...
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.
Вторая система – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.
Четвертая тенденция соотносится, по Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…».
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обу-чающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
4. Закономерности и принципы обучения в высшей школе
Педагогический закон – это внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие. 1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. 2. З-н воспитывающего и развивающего обучения раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности. 3. З-н обусловленности обучения и воспитания характером деятельности студентов раскрывает соотношения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. 4. З-н целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержа-тельного, операционного и мотивационного компонентов и т.д. 5. З-н единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
Одной из задач дидактики является установление закономерностей обуче-ния и, тем самым делать процесс обучения для него более осознанным, управ-ляемым, эффективным. Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентами и изучаемым материалом. Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях. Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).
Для развития общества и человечества в целом все более актуальным ...
... целом все более актуальным становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве, а Детства в обществе. ... периодами подчинения сильной внешней власти и короткими периодами интенсивной революционной деятельности» ( Bock , 1988, р.85). Такой подход не без ... Во-первых, усвоение визуальной информации не требует стадии обучения. Она доступна старым и малым и не требует ...
Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. Внутренние закономерности процесса обучения – связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.
Рассмотрим эти закономерности:
1) Обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспи-тывающий характер. Воспитательное воздействие может быть положительным или отрицательным, иметь большую или меньшую силу, зависит от условий, в которых протекает обучение.
2) Зависимость между взаимодействием преподавателя и студента и результатами обучения. Обучен…….