Тема 28. Содержание, методы и приемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха

Задание: составление картотеки приемов психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.

Задачи изучения темы:

1. совершенствовать умение подбирать и составлять картотеку приемов психолого-педагогического изучения детей;

2. на основе понимания особенностей глухих и слабослышащих детей, ограничений использования значительного числа методик вследствие их речевого недоразвития учиться подбирать методики для изучения состояния слуха, речи, познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, компонентов личности.

Студенты прорабатывают предложенную литературу, дополняют ее другими источниками, оформляют картотеку приемов психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушенным слухом по выделенным линиям:

педагогические приемы выявления состояния слуха;

приемы обследования речи глухих и слабослышащих детей;

приемы изучения восприятия;

приемы изучения памяти;

приемы изучения мышления;

приемы изучения воображения;

приемы исследования особенностей эмоционально-волевой сферы;

приемы изучения компонентов личности.

Требования к оформлению картотеки:

  • Формат А6.
  • Плотный картон или ламинирование карточек.
  • На лицевой стороне обозначается: название игры, источник ее публикации (по правилам оформления литературы), автор (если игра авторская).
  • На обратной стороне указывается: цель игры, оборудование, описание, контингент детей.

Форма отчетности: картотека приемов психолого-педагогического изучения детей с нарушенным слухом.

Список литературы:

1. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард.– М., 1972.

2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская.– М., 1997.

3. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др. .– М., 2003.– Гл. 2.– С. 143-147, 169-176.

4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая характеристика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина.– М., 2008.– С. 53-66, 96-101.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... в условиях психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения Объект исследования: Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ. Предмет исследования: Изучение деятельности ПМПк в ДОУ на примере психолого-педагогической диагностики детей среднего дошкольного ...

Методические указания к работе по заданиям

1. Занятия должны проводиться ежедневно (1 – 2 раза в. день).

Если занятия проводятся педагогом 2 – 3 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по заданиям педагога.

2. Длительность каждого занятия определяется возрастом ребенка и степенью его подготовленности. Первые занятия с ребенком 2 – 4 лет не должны превышать 10 – 15 минут. С детьми старше 4 лет занимаются по 15 – 20 минут. По мере работы с ребенком длительность занятий должна увеличиваться; однако она не должна быть более 30 минут.

3. На каждом из занятий необходимо обеспечить смену видов деятельности.

Аномальный ребенок дошкольного возраста (особенно ребенок с отставанием в развитии или снижением интеллекта) не может пользоваться произвольным вниманием и длительно заниматься одним видом деятельности. Долгая задержка на одном виде упражнений (если взрослый хочет сразу же добиться ощутимого результата) может привести не только к истощению внимания ребенка, но и к негативной реакции.

Для обеспечения продуктивности занятия следует чередовать. упражнения, во время которых ребенок сидит за столом, с подвижными.

Длительность проведения каждого упражнения нужно ограничить 2 – 5 минутами.

Примерное построение занятия:

А. Для детей младшего возраста:

а) складывание небольших предметов в мешочек;

б) катание мяча от взрослого к ребенку;

в) нанизывание пирамидки;

г) проведение игры «Ку-ку»;

д) скатывание мяча с наклонной плоскости.

В дальнейшем количество упражнений на одном занятий уменьшается, а время, употребляемое на каждое занятие, увеличивается.

Б.Для детей старшего возраста:

а) лепка шара;

б) развитие слухового восприятия: дифференциация звучаний барабана и аккордеона;

в) сличение цветов;

г) повторение лепетных слов.

4. Все игрушки и пособия, которые употребляются во время занятий с ребенком, не даются ему для игры. Эти игрушки сразу же после проведения занятий следует прятать; для самостоятельной игры ребенку даются другие.

5. В программе указан определенный минимум слов, которыми пользуется взрослый при проведении занятий. Не следует требовать их повторения от ребенка. Если в результате обучения ребенок сам начинает пользоваться этими словами, его следует поощрять.

Поскольку понимание речи детьми, для которых предназначена программа, очень ограничено или полностью отсутствует, речевое сопровождение занятий может отвлекать ребенка от решения поставленных перед ним задач. Желательно ограничить речь взрослого указанными в программе словами.

6. Говорить с ребенком всегда нужно естественно, четко произнося слова, но не скандируя. При работе с глухими детьми не нужно искусственно выделять в речи отдельные звуки, так как дети могут привыкнуть к утрированной артикуляции и не будут понимать окружающих.

7. Если взрослый находится на некотором расстоянии от ребенка, то следует несколько усиливать голос (до средней громкости), но ни в коем случае не кричать.

Когда взрослый произносит слова около уха ребенка, он должен говорить голосом нормальной силы, не прикасаясь губами к ушной раковине ребенка.

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ... нашего времени” М. Ю. Лермонтова // Зарубіжна література. – 2002. – № 12. – С. 12. Практическое занятие № 6 художественное мастерство н. В. Гоголя-реалиста в “петербургских повестях” (2 часа) ...

8. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка повторять сказанное взрослым (даже указанные в программе лепетные слова).

В противном случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к речи.

9. С самого начала занятий нужно приучать ребенка к тому, <1то его действия и поведение подвергаются оценке; при этом следует пользоваться словами «хорошо» и «плохо».

Педагогические приемы выявления состояния слуха

Педагогическое обследование слуха предполагает:

– регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко– средне– и высокочастотных игрушек и речи (имя ребенка, слоги типа папапа, пупупу, сисиси), при этом:

– в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безусловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможение движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т.п.;

– с 1,5 лет у неговорящих детей регистрируется условная двигательная реакция: в ответ на звук ребенок выполняет определенное игровое действие;

– у говорящих детей выявления возможности воспринимать на слух, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражания (типа у__, ква-ква-ква, пи-пи-пи), лепетные слова (типа ляля, утя, боБО), полные слова и фразы.[2]

Данные объективного и субъективного исследований сопоставляются между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха ребенка оценено верно.

Обследование общего и речевого развития ребенка, подготовка ребенка старше 1,5 лет к игровой пороговой тональной аудиометрии, уточнение режима работы индивидуальных слуховых аппаратов, рекомендованных врачом-сурдологом и разработка индивидуальной программы коррекционной помощи ребенку.

Приемы обследования речи глухих и слабослышащих детей

Необученные глухие дети

К глухим относятся дети с врожденной или рано возникшей глухотой,

до 2 – 3 лет, т. е. до овладения речью.

У глухих детей с нормальным интеллектом гуление появляется обычно позднее, чем у слышащих детей, и не переходит в стадию ответного лепета. Для глухих детей в возрасте от 1 года до 6 лет характерно большое многообразие голосовых реакций. К ним относятся следующие: лепет (неотнесенный); голос; гуление; кряхтенье; чмоканье; мычание, артикулирование без голоса и т.д. В большинстве случаев глухие дети имеют звонкие, чистые голоса, звонкий смех, естественный плач. Из-за отсутствия обратной слуховой связи у большинства необученных детей количество голосовых реакций с возрастом резко сокращается. У многих они становятся очень однообразными, а иногда пропадают совсем. Словесная речь без специального обучения не появляется. У многих детей отмечается внимание к губам говорящих людей: они смотрят на губы, иногда подражают артикуляции взрослых с голосом или без голоса.

Необученные слабослышащие дети

Если глухие необученные дети с нормальным интеллектом представляют собой относительно однородную группу, то слабослышащие одного возраста являются чрезвычайно неоднородной категорией.

Одни слабослышащие дети по ряду параметров весьма близки к глухим, другие – к нормально слышащим детям. Между этими крайними полюсами имеется промежуточная группа детей. Поэтому развитие слабослышащих детей не может быть охарактеризовано однозначно.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

В дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы показать существующие внутри этой категории различия.

Развитие речи

В раннем периоде развитие речи у глухих и слабослышащих детей, как правило, совпадает. У слабослышащих детей, так же как и у глухих, наблюдается большое многообразие голосовых реакций. В большинстве случаев различия не проявляются вплоть до 3 лет. Лишь в редких случаях у слабослышащих детей моложе 3 лет наряду с активным лепетом, присущим и глухим, появляется контур элементарных слов.

Более существенные различия в устной речи глухих и слабослышащих детей обнаруживаются в возрасте от 4 до 5 лет. Здесь начинает обнаруживаться дифференциация внутри самой категории слабослышащих. У многих слабослышащих детей 4 – 5 лет еще не проявляется ничего специфического по сравнению с «речью» глухих детей: их «речь», так же как и речь глухих этого возраста, носит характер активного лепета (иногда отнесенного), лепетных и усеченных слов. Другая половина слабослышащих 4 – 5 лет уже резко отличается по уровню развития речи: дети произносят отдельный слова и простые фразы с фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают элементарную обращенную речь.

В последующие годы, вплоть до 7 лет, продолжают увеличиваться различия в уровне развития активной и пассивной речи у глухих и слабослышащих детей. Внутри категории слабослышащих довольно долго (иногда до 6 лет) остается небольшой процент детей, которые имеют такой же уровень развития устной речи, что и у глухих (лепет, голос, отдельные звуки, чмоканье).

Эти дети не понимают обращенной речи и не умеют пользоваться своим слухом, хотя многие из них обладают значительными остатками слуха – реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднения лепета.

У подавляющего большинства слабослышащих детей к концу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей—фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают обращенную речь в пределах определенной ситуации; лишь очень небольшая часть необученных слабослышащих детей понимает речь вне ситуации.

При сопоставлении уровня развития речи у необученных глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста выявляются разные линии развития; у глухих дошкольников без специального обучения кривая оказывается затухающей, тогда как у слабослышащих, даже без специального обучения, кривая развития речи возрастающая.

Приемы обследования речи глухих и слабослышащих детей

Программа работы с ребенком

1-е задание

1. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

Ребенка сажают на пол. Взрослый катит мяч ребенку и жестом (а также словом «дай») предлагает покатить его обратно. Если ребенок не понимает задания или не может его выполнить, взрослый ему помогает. Мяч прокатывается три-четыре раза.

2. Нанизывание пирамидки.

Ребенка сажают за столик и на его глазах снимают кольца-с пирамидки; желательно, чтобы пирамидка была маленькая (из четырех-пяти крупных элементов).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... ‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела (Оклендер, 1997). АГРЕССИЯ Агрессия ... свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития. ...

Взрослый забирает все-кольца; потом он дает их ребенку по одному и предлагает надеть на стержень. При необходимости взрослый помогает ребенку. Подавая очередное кольцо, взрослый говорит: «Надень».

3. Проведение игры «Ку-ку».

На спинку стула вешается простынка, пеленка или покрывало. Стул поворачивается спинкой к ребенку. Взрослый берет куклу (желательно бибабо) и надевает ее на руку. Кукла несколько раз выглядывает из-за занавески в одном и том же месте и быстро исчезает. Нужно добиться того, чтобы ребенок ждал появления куклы в обычном месте. Ребенку разрешается вскакивать и подбегать к занавеске. Взрослый прячет куклу и незаметно для ребенка убирает ее в шкаф. (Взрослый не говорит «ку-ку» и не требует этого от ребенка.)

4. Отталкивание мяча.

Мяч подвешивается (в сетке) на протянутой в комнате веревке. Взрослый отталкивает мяч рукой. Потом он придерживает возвращающийся обратно мяч, чтобы он не ударил стоящего рядом ребенка. Потом мяч отталкивает сам ребенок. Взрослый опять следит за тем, чтобы мяч не ударил малыша. Если ребенок не хочет выполнять это упражнение, можно привлечь куклу – сначала мяч «отталкивает кукла», а потом ребенок.

5. Складывание небольших предметов в мешочек.

Ребенок кладет в мешочек парные предметы – выбирает две одинаковые куколки, две одинаковые машины, два одинаковых кубика и т.п. Всего перед ним должно быть не более четырех-пяти предметов. После того как ребенок выберет нужный предмет (нашел пару), взрослый называет его в лепетной или в полной форме («ам-ам» или «собака»; «ляля» или «кукла» и т.д.)

6. Бросание мелких предметов (бирюлек) в сосуд с узким горлышком.

Предметы можно бросать в стеклянную баночку с узким горлышком, в бокал для карандашей и т.п. Бирюльки лежат на блюдечке. Ребенок должен брать их по одной и бросать в сосуд. Взрослый помогает ребенку высыпать их в блюдечко, потом он предлагает ребенку сделать то же самое, но другой рукой.

7. Ощущение вибрации.

Ребенок сидит на стульчике или в кроватке и чем-нибудь занимается. Взрослый осторожно подходит к ребенку сзади так, чтобы малыш его не видел, и ударяет палочкой или ладонью по сиденью стула или дну кроватки. После того как ребенок повернется, взрослый показывает ему какую-нибудь интересную игрушку и улыбается. Игрушку ребенку не дают. Взрослый отходит в другой конец комнаты и делает вид, что чем-то занят – он ждет, пока ребенок перестанет поворачиваться к нему и займется своим делом. Потом взрослый вновь повторяет удары ж демонстрацию игрушки при повороте ребенка. Упражнение повторяется раза три. Но каждый раз нужно выжидать, пока ребенок не перестанет поворачиваться к взрослому в ожидании игрушки.

8. Проведение игры. «Беги ко мне».

Взрослый отходит в противоположный конец комнаты и жестом зовет к себе ребенка (при этом можно говорить: «Беги! Беги!»).

Взрослый обнимает или подбрасывает вверх подбежавшего к нему ребенка. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, а ребенок остается на том месте, куда он прибежал. Упражнение повторяется. Если ребенок плохо ходит, другой взрослый помогает ему. Детям, которые не ходят, предлагают ползти.

9. Подражание крупным движениям рук.

Взрослый ставит ребенка перед собой, поднимает руки вверх, .двигает кистями рук и опускает руки вниз. При этом он побуждает ребенка делать то же самое словами «делай так», словами и жестами.

25 стр., 12491 слов

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации ...

... и всю правду о ваших отношениях иногда сказать, не травмируя ребенка, бывает невозможно. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем ... чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению ...

10. Скатывание мяча с наклонной плоскости.

Игру лучше проводить на полу, чтобы ребенок имел возможность бегать за мячом и доставать его из-под мебели. Во время игры взрослый говорит ребенку: «Дай» или «Дай мяч»; свои просьбы он сопровождает жестом

11. Называние лошадки лепетным словом «прр».

Звук производится путем дрожания губ, а не путем произнесения звука рр. Взрослый показывает ребенку лошадку, подносит к своим губам (но не закрывает ею губ) и говорит «прр». После этого лошадка скачет вперед перед малышом. Потом взрослый опять подносит лошадку к губам и называет ее. Взрослый передает лошадку ребенку, чтобы он поиграл с ней, а сам садится сбоку и произносит на ушко ребенку слово «прр». Сначала взрослый говорит около правого ушка ребенка, а потом около левого. Около каждого уха слово надо произнести два раза. Говорить надо голосом обычной силы (ни в коем случае не кричать!).

Не нужно требовать от ребенка, чтобы он тут же повторил данное слово. Нужно приобрести несколько недорогих маленьких лошадок разного цвета. На одном занятии взрослый доказывает одну лошадку, на втором – другую, на третьем – третью, а на четвертом можно снова показать ту, которая использовалась на первом занятии, – ребенок уже забыл ее и будет с удовольствием с ней играть. Кроме того, можно использовать книжку с картинками: лошадь можно нарисовать и самим. Ребенок с удовольствием будет реагировать на уже знакомое изображение в новом виде.

2-е задание

1. Катание мяча в цель.

На расстоянии 0,5 м от ребенка ставится в ряд несколько» пластмассовых кеглей или кубиков. Ребенка сажают на пол и разводят его ножки в стороны. Взрослый дает ребенку мяч и, взяв его ручки в свои, вместе с ним катит мяч в кегли. При этом взрослый говорит: «Кати». Кегли падают, взрослый хлопает в ладоши, радуется, затем предлагает ребенку еще раз, теперь уже самостоятельно, сбить кегли или кубики. Упражнение повторяется два – три раза.

2. Закрывание коробочек разной величины и формы.

Перед ребенком кладутся две коробочки и крышки к ним. Взрослый закрывает и открывает коробочки, потом предлагает ребенку закрыть коробочки. При этом взрослый говорит: «Закрой». Перед ребенком стоят две задачи: а) найти подходящую-крышку; б) хорошо совместить крышку с коробкой. Сначала взрослый помогает ребенку. В первый раз ребенку даются две-круглые коробочки разной величины – большая и маленькая. Крышки к коробкам лежат отдельно от коробок. Ребенок повторяет упражнение раза два.

Когда малыш научится свободно закрывать круглые коробочки, самостоятельно находя к ним крышки, ему дают две коробки разных форм – круглую и квадратную (или прямоугольную).

3. Проведение игры «Ку-ку» (второй вариант).

Кукла (или мишка, зайка) появляется из-за занавески в каком-то одном месте; затем она прячется и появляется в противоположном конце. Так повторяется два-три раза: кукла как бы проделывает за занавеской один и тот же путь. Задача заключается в том, чтобы побудить ребенка мысленно проследить этот путь: каждый раз ребенок должен смотреть именно на то место, откуда сейчас вот-вот появится кукла.

4. Вылавливание бирюлек.

27 стр., 13034 слов

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе ...

... растений и пр. Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого: ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их ... умеющего, полностью зависимого от взрослого существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности. Ребенок в данном возрасте ...

В сравнительно высокую и широкую посуду (коробку) кладутся мелкие игрушки (пять-шесть штук).

Сачком для вылавливания рыбок из аквариума ребенок вылавливает мелкие игрушки по одной и вытряхивает из сачка в широкую мелкую посуду (коробку).

При этом он держит ручку от сачка в кулаке.

5. Подражание крупным движениям рук.

Взрослый ставит ребенка перед собой. Потом поднимает руки вверх, хлопает в ладоши и прячет руки за спину. Затем топает ногами. Ребенок повторяет все движения взрослого. Хорошо, если в этом упражнении будет участвовать другой взрослый или ребенок (братишка, сестренка).

Перед каждым движением взрослый говорит: «Делай так».

6. Подражание мелким движениям рук.

Взрослый сажает ребенка за стол и сам садится напротив. Сжимает и разжимает кулаки, стучит ими по столу. Ребенок по подражанию делает те же движения. («Делай так».)

7. Ощущение вибрации.

В упражнении участвуют двое взрослых. Один из них садится на маленький стул и прислоняется к его спинке. Другой взрослый берет ребенка за руку и с таинственным видом тихо подходит сзади к сидящему. Затем рукой ребенка несколько раз ударяет по спинке стула. Сидящий на стуле взрослый тут же поворачивается и радостно хлопает в ладоши. После этого на место взрослого садится ребенок. Один взрослый садится рядом с малышом, а другой остается сзади. Ребенок должен прислониться к спинке стула. Сидящий рядом с ребенком взрослый прикладывает палец к губам и принимает заинтересованный вид (показывает, что ожидает чего-то).

Второй взрослый ударяет по спинке стула так, чтобы малыш не видел его движений и реагировал только на удары. Ребенок поворачивается и хлопает в ладоши. Все радуются. В первый раз ребенок, конечно, не станет сам хлопать в ладоши, он только повернет головку и, может быть, засмеется. Поэтому вначале взрослый хлопает ручками ребенка. Упражнение повторяется два – три раза (место ребенка занимает опять кто-нибудь из взрослых).

В дальнейшем ребенок начнет сам хлопать в ответ на ощущение вибрации.

8. Демонстрация и называние игрушки.

Взрослый показывает ребенку игрушечную собачку, которая прыгает к ребенку и как бы собирается его укусить. Взрослый подносит собачку к своему лицу (под подбородок) так, чтобы ребенок хорошо видел губы взрослого и собачку. Взрослый говорит: «Ам-ам». Собачка опять прыгает к малышу. Затем взрослый наклоняется и произносит данное лепетное слово прямо в ухо ребенка голосом обычной силы (ни в коем случае не крича!): «Ам-ам». При этом он показывает ему собачку. Так повторяется несколько раз. Через некоторое время это лепетное слово взрослый произносит в другое ухо.

Так происходит знакомство с названием новой игрушки. Ребенок смотрит на губы взрослого, видит их движения, начинает связывать их именно с данной игрушкой – собачкой. Кроме того, ребенок ощущает звучание данного слова в той мере, в какой ему позволяют остатки его слуха.

На последующих занятиях взрослый показывает ребенку уже другую собачку и опять называет ее «ам-ам». Кроме того, ребенку нужно показывать изображение собак на картинках. Каждый раз взрослый называет их одним и тем же словом. Ребенок воспринимает его по чтению с губ и на слух. Постепенно ребенок сам начинает называть собачку; при этом его произношение может очень отличаться от правильного. Ребенок может просто открывать рот и закрывать его совершенно беззвучно. Все попытки ребенка произнести слово нужно всячески поощрять («Хорошо».) Нельзя заставлять малыша говорить, повторять за взрослым то или иное слово. Если ребенку интересно то, что он видит, если он чувствует, что и взрослый заинтересован в происходящем, то он сам будет стремиться говорить.

17 стр., 8326 слов

Методические рекомендации по организации работы групп кратковременного ...

... звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно ... только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши ...

9. Игра «Принеси мяч».

Взрослый откатывает мяч к противоположной стене. Затем жестом и словом («дай!») просит ребенка принести мяч.

10. Ходьба по положенной на пол доске.

Берется доска шириной 15—20 см. Ребенок проходит по доске в ту и другую сторону. Сначала ребенок идет, держась за руку взрослого, а в дальнейшем самостоятельно.

11. Узнавание ребенком самого себя на фотографии.

Взрослый показывает ребенку на его фотографию и на него самого. Малыш показывает своим пальчиком на себя и на фотографию. Для того чтобы это понятие уточнялось, нужно показывать малышу разные фотографии, где он изображен в разных ситуациях.

3-е задание

1. Поддувание мелко нарезанной цветной папиросной бумаги по гладкой поверхности стола.

Взрослый на глазах у ребенка дует на бумажки; бумажки разлетаются. Ребенок делает то же самое по подражанию. Упражнение проводится с целью развития речевого дыхания. (Предлагая ребенку выполнить задание, взрослый произносит слово «дуй».)

2. Называние куклы лепетным словом «ляля».

Работа проводится так же, как и при обучении лепетному называнию лошадки и собачки.

3. Различение (на основе чтения с губ или на слух) лепетных слов «прр» и «ам».

В разных концах комнаты ставят лошадку и собачку. Один из взрослых стоит с ребенком, а другой становится напротив ребенка и четко и ясно называет одну из игрушек. Тот, кто стоит с ребенком, берет его за руку и бежит с ним к той игрушке, которая была названа. Затем то же самое делается и с другой игрушкой. Порядок называния игрушек меняется. После неоднократного проведения игры ребенок должен бежать к названной игрушке без помощи взрослого.

4. Подражание крупным движениям.

Количество движений увеличивается до шести. Проводится так же, как и раньше.

5. Закрывание коробочек разной величины и формы.

Даются коробочки примерно одной величины и близкой формы: круглая и овальная, квадратная и прямоугольная.

6. Подражание мелким движениям.

Взрослый, сидя напротив ребенка, ставит кулаки на стол и отводит большие пальцы вверх, затем опускает их. Потом разжимает ладони и сжимает кулаки (несколько раз).

Затем, отведя большие пальцы из кулака вверх, вытягивает вперед указательные (пистолетом).

Ребенок подражает каждому движению отдельно.

7. Ощущение вибрации воздушного шара.

Взрослый надувает воздушный шар, кладет руки ребенка на его поверхность (обхватывает шар ладонями ребенка).

Прислонившись к шару губами, взрослый издает звук «у». Ребенок ощущает вибрацию и хлопает в ладоши или тоже произносит какой-либо звук.

8. Ходьба вверх и вниз по наклонной доске.

3 стр., 1072 слов

Анализ программного обеспеченния обучения и воспитания глубоко ...

... и методического обеспечения. Программное обеспечение работы с глубоко умственно отсталыми детьми, затем подростками и взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные ... ритмические занятия. Особое внимание в программе уделяется занятиям по организации общения детей со взрослыми. Это новый и очень важный раздел работы, определяющий во многом успешность ...

Один конец доски приподнят на высоту 10 см. Ребенок спрыгивает с приподнятого конца доски, держась за руку взрослого. Следует использовать слова «иди» и «прыгай».

9. Бросание мяча в корзину.

Ребенок бросает мяч. двумя руками. Расстояние до корзины 30 см. Взрослый пользуется словами «бросай!» и «Бросай мяч!»

10. Сличение парных предметов (куклы, мишки, собаки).

Игрушки по одной сажают в машину (в одну машину куклу, в другую – мишку).

(Вместо машин можно употреблять крышки от коробок, к которым привязаны тесемочки.) Взрослый провозит каждую «машину» перед сидящим за столом ребенком. Потом сажает к мишке второго (одинакового) мишку, а к кукле – такую же куклу. Снова провозит их перед ребенком. Потом вынимает по одной игрушке и предлагает ребенку посадить их к парным игрушкам. До того как ребенок выберет игрушку, называть ее не следует.

11. Узнавание по фотографиям родителей.

Фотографии должны быть крупными, четкими. Ребенок прикладывает соответствующую фотографию к матери. После этого мать говорит: «Мама». При этом она показывает на себя и на свою фотографию. То же делается и в отношении фотографии отца ребенка.

4-е задание

1. Подражание мелким движениям рук.

Каждый из пальцев поочередно соединяется с большим. Затем происходит раздвигание и соединение пальцев при вытянутых руках.

2. Поддувание мелких предметов.

Взрослый кладет на стол мелко нарезанную бумагу и поддувает ее по гладкой поверхности к ребенку. Ребенок поддувает ее обратно. То же самое производится с выкрашенными в разные цвета комочками ваты.

В небольшой тазик наливается вода. Пластмассовый шарик или уточка поддувается по воде от взрослого к ребенку и обратно. («Дуй».)

3. Подбор парных картинок.

Взрослый кладет перед ребенком две картинки. Точно такие же картинки имеются у взрослого. Показывая ребенку одну из них, он просит ребенка дать ему такую же. Постепенно количество картинок увеличивается до четырех.

4. Называние лепетными словами лошадки, («прр»), собаки («ам-ам), птички и курицы («пи-пи»), кошки («мяу»), куклы («ляля»).

Все слова произносятся ребенку на ушко.

5. Чтение с губ лепетных названий предметов.

Игрушечная лошадка ставится на стол на некотором расстоянии от ребенка. Игрушечная собака ставится на стул примерно на расстоянии 1 ж от лошадки так, чтобы обе игрушки были хорошо видны ребенку. Взрослый произносит «прр». Ребенок приносит лошадку. При этом ребенка побуждают смотреть на .губы взрослого. Прочитав с губ «ам-ам», ребенок должен принести собачку. Затем то же самое проделывается с курочкой («пи-пи») и кошкой («мяу»), а потом снова с лошадкой («прр») и куклой («ляля»).

Сочетание предметов можно менять. Но каждый раз надо брать только одну пару. Дети с сохранным слухом выполняют задание на слух.

6. Ходьба на носочках.

Ходьба с перешагиванием через положенные на пол мелкие предметы. Предметы должны достигать высоты 5 –10 см. Цель упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать при ходьбе ноги и не шаркать ими по полу.

Ходьба по наклонной плоскости снизу вверх. Один конец доски должен быть приподнят над полом на высоту 10 см. Спрыгивание с доски на носочки. Первое время ребенок спрыгивает, держась за руку взрослого; потом он держится только за два пальца. Наконец, он начинает спрыгивать самостоятельно.

Подпрыгивание на двух ногах. («Иди», «Прыгай».)

7. Бросание в цель.

Ребенка учат бросать мяч в корзину с расстояния 0,5 – 1 м. Затем мяч бросается в вертикально поставленную цель с расстояния в 30 см. Мяч бросается двумя руками и каждой рукой поочередно.

Потом проводится игра «Кольцеброс». Сначала кольца набрасываются с близкого расстояния, потом расстояние увеличивается. («Бросай».)

8. Нахождение предметов на ощупь по образцу.

В мешочек кладется три разных маленьких предмета (например: мяч, машина, кубик).

Ребенку показывают и дают ощупать один из парных предметов, например мяч, и просят, чтобы он нашел в мешочке на ощупь такой же. Со временем предметы заменяются кубиками разной формы. Взрослый предметов не называет.

9. Складывание разрезной картинки из двух частей.

Картинка, на которой изображен крупный отдельно взяты», предмет (мяч, лошадка, птичка, кукла) разрезается пополам таким образом, чтобы у куклы в одной половине оказались голова и руки, в другой – ноги и т.п. Взрослый дает ребенку сначала только одну картинку. На глазах у ребенка складывает из двух половинок целое изображение, потом снова раздвигает половинки и предлагает ребенку их соединить. Постепенно ребенок научается складывать картинки без предварительного показа. Предметы, которые изображены на разрезной картинке, взрослый ни в коем случае не должен называть до того, как ребенок сложил картинку. Он должен ограничиваться инструкцией «сложи».

10. Складывание пирамидки.

Взрослый снимает с пирамидки кольца и раскладывает их по величине так, чтобы около пирамидки находилось самое большое кольцо. Показывает ребенку, что начинать нужно с большого кольца. После того как ребенок научится нанизывать разложенные по величине кольца, следует дать выбор из беспорядочно положенных колец. Ребенка надо научить находить самое большое кольцо путем прикладывания колец друг к другу. («Надень».)

11. Конструирование из кубиков.

У взрослого и у ребенка имеется по четыре – пять абсолютно одинаковых по форме кубиков, например: у ребенка два прямоугольных, один треугольный и один конический кубик и точно такие же по форме (а не по цвету) у взрослого. Взрослый ставит кубики друг на друга, рядом, спереди и сзади. Ребенок последовательно повторяет каждое действие взрослого с кубиками, создавая по подражанию ту же конструкцию.

12. Подбор предметов по цвету.

Ребенка учат накладывать друг на друга (по подражанию) кубики одного цвета, контрастных цветов (например, красный и синий).

Затем можно предложить выбор по цвету из одинаковых по форме картинок или бумажек.

5-е задание

1. Складывание пирамидки с учетом величины.

Взрослый снимает кольца с пирамидки и раскладывает их в беспорядке перед ребенком, затем предлагает ему сложить пирамидку. Если ребенок складывает пирамидку без учета величины, взрослый указывает ему на то, что такая пирамидка некрасивая, что это плохо. Затем он снова разбирает пирамидку и, прикладывая кольца друг к другу, выбирает самое большое. Взрослый учит ребенка путем прикладывания сравнивать кольца по величине и брать каждый раз самое большое кольцо. Используются слова «возьми», «надень».

2. Складывание двух и трехсоставной матрешек.

Ребенку предлагают сложить матрешку. Если ребенок вкладывает целую матрешку вниз «головой, показать, что это неверно, обратив внимание ребенка на плоскую подставку матрешки. При переходе к трехсоставной матрешке стараться, чтобы ребенок находил правильное решение как можно более самостоятельно. («Сложи».)

3. Лепка шара.

Взрослый сажает ребенка за столик, садится лицом к нему и катит от себя к ребенку пластмассовый или деревянный шарик. Ребенок катит шарик обратно к взрослому. Взрослый берет шарик в руки, ощупывает его (катая между ладонями) и дает ощупать ребенку. Затем лепит шарик из пластилина и катает его от себя к ребенку как пластмассовый шарик. («Шар».)

4. Рисование шара и неваляшки.

Взрослый кладет перед собой на столе шар и ставит куклу – неваляшку. То и другое закрывает салфеткой. Напротив себя сажает ребенка. Достает из-под салфетки шар. Играет с ним, как перед лепкой; затем делает карандашом обводящее движение по контуру шара и рисует контур шара на бумаге. Шар оставляется перед ребенком. Затем взрослый заглядывает под салфетку и достает из-под нее куклу-неваляшку или просто куклу. Показывает куклу ребенку и рисует на бумаге рядом с шаром. Берет шар и спрашивает ребенка, к какому из рисунков его нужно подложить. Накладывает шар на его изображение и предлагает ребенку наложить куклу на изображение куклы. После нескольких таких занятий ребенок должен уметь подкладывать оба предмета к изображениям самостоятельно. С третьего занятия к шару и его изображению подкладывается табличка «Шар». При этом взрослый называет и шар и его изображение словом «шар». Кукла называется устно словом «ляля». Табличка не дается.

5. Сличение геометрических фигур.

Взрослый вырезает из картона два квадрата и два прямоугольника одинакового цвета. Одна сторона прямоугольника должна быть равна стороне квадрата. Взрослый дает ребенку квадрат и прямоугольник; затем поднимает одну из фигур и просит ребенка дать ему такую же. Жест сопровождается словом «дай». Правильность выбора проверяется путем накладывания. Если ребенок выбрал правильно (обе фигуры совпадают), взрослый обводит их по контуру пальчиком ребенка. При этом взрослый говорит: «Хорошо». Если фигуры не совпадают, взрослый указывает ребенку на «лишний» кусок и говорит: «Плохо». Названия геометрических форм не даются.

6. То же самое проделывается с квадратом и кругом.

Диаметр круга должен совпадать со стороной квадрата.

7. Сличение цветов.

На четыре кусочка картона одинаковой величины наклеивается цветная бумага – на два кусочка красная, на другие два – зеленая (форма кусочков квадратная).

Перед ребенком кладут красный и зеленый квадратики. Показывают ему красный квадратик и жестом просят дать такой же. То же самое с зеленым. Затем лежащие перед ребенком квадратики меняют местами и два раза подряд просят дать либо красный, либо зеленый (чтобы ребенок не привыкал подавать квадратики в определенном порядке, а ориентировался на их цвет).

Когда ребенок научится хорошо различать красный и зеленый цвета, можно ввести желтый и синий. Сначала надо учить различать цвета попарно, а потом класть перед ребенком все четыре цвета. Названия цветов не даются. («Дай», «Хорошо», «Плохо».)

8. Подражание мелким движениям рук.

Это продолжение упражнений. Сочетания движений следует варьировать. («Делай так».)

9. Продевание шнурка в дырочки (для развития мелких движений рук).

В кусочке картона прорезается четыре дырочки. Расстояние между дырочками – 2 см. Ширина дырочек около 6 мм. За последнюю дырочку привязывается шнурок от ботинка. Ребенок должен продеть шнурок в остальные дырочки последовательно.

10. Подражание крупным движением рук, ног, головы. («Делай так».)

Следует продолжать учить ребенка подражать крупным движениям рук (поднимать вверх, разводить в стороны, прятать за спину, хлопать в ладоши перед собой), ног (топать попеременно то одной, то другой ногой, выставлять ногу вперед и назад), головы (воспроизводить наклоны головы и к плечам вправо и влево и вниз).

Ребенок действует по инструкции «Делай так».

11. Подпрыгивание на двух ногах.

Взрослый бросает об пол мяч и несколько раз ударяет его рукой. Потом просит попрыгать кого-нибудь из взрослых и старших детей, делая вид, что играет с ним, как с мячиком. Предложить ребенку быть мячиком. Взрослый движением руки регулирует ритм прыжков. Стараться, чтобы ребенок подпрыгивал на носках. («Прыгай!»)

12. Ходьба.

Следует продолжать ходьбу по наклонной доске. Следить за тем, чтобы ребенок спрыгивал на носки. Постепенно надо увеличивать угол наклона доски. В повседневной жизни следить за; тем, чтобы ребенок при ходьбе не шаркал ногами. («Иди!», «Прыгай!»)

13. Перешагивание через веревку или шнурок.

Шнурок или веревка приподнята на 5 см (затем шнурок поднимается на 10 см).

14. Бросание мяча.

Ребенок бросает мяч по команде «Бросай мяч». Расстояние до цели постепенно увеличивается.

15. Повторение лепетных слов.

Ребенок произносит слова «ам», «ляля», «прр», «мяу», «пи-пи».

16. Знакомство с новыми лепетными словами.

Ребенка знакомят со словами «уу» (поезд), «та-та-та» (барабан), «ввв» (самолет).

Слова произносятся на ушко.

17. Чтение с губ.

Ребенку предлагается читать с губ восемь лепетных слов, его собственное имя и слова папа и мама. Для детей с нормальным слухом – восприятие на слух.

18. Ощущение вибрации.

а) Ощущение вибрации воздушного шара. Взрослый прикладывает хорошо надутый шар к голове ребенка, наклоняется к шару и произносит в него звук у. Ребенок ощущает вибрацию, берет шар в руки и бежит в противоположный конец комнаты. Хорошо, если там его будет ждать другой взрослый, которому ребенок сможет отдать свой воздушный шар. Упражнение повторяется. Чтобы ребенок ждал сигнала и реагировал именно на вибрацию, а не на прикосновение шара к голове, нужно сделать небольшой интервал (в несколько секунд) между моментом прикладывания шара к голове ребенка и произнесением звука у. Это упражнение нужно проводить живо, интересно, чтобы ребенок чувствовал элемент игры.

б) Выработка рефлекса снимать колечко с пирамидки в момент ощущения вибрации. Взрослый садится рядом с ребенком, перед ними на столе ставится маленькая пирамидка из четырех-пяти колец. Взрослый прикладывает левую руку ребенка (тыльной стороной) к своей гортани так, чтобы ребенок не видел его лица. Взрослый произносит звук м и правой рукой ребенка снимает верхнее колечко пирамидки. Затем правая рука ребенка кладется на стол; это положение, в котором ребенок ожидает следующего сигнала. После небольшого интервала взрослый вновь произносит звук м. Все это время левая рука ребенка так и остается у гортани взрослого (взрослый придерживает ее своей рукой).

Таким образом, ребенок по вибрационному сигналу снимает все колечки с пирамидки. Потом он нанизывает ее самостоятельно. Если ребенок левша, то взрослый садится справа от него, прикладывает к своей гортани его правую руку, а колечки ребенок снимает левой рукой.

19. Развитие слухового восприятия.

а) Выработка условного рефлекса на звучание музыкальных инструментов. На расстоянии около метра от лица ребенка взрослый ударяет по барабану несколько раз подряд и в это же время начинает топать на месте. Взрослый побуждает делать ребенка то же самое. С прекращением ударов взрослый останавливается, а затем останавливается и ребенок. Взрослый снова ударяет по барабану и шагает на месте. Ребенок подражает. В следующий раз взрослый ударяет по барабану, но не шагает, а побуждает ребенка делать это самостоятельно. В конце концов (не на первом занятии) ребенок должен самостоятельно шагать на месте всякий раз, как он увидит, что взрослый ударяет по барабану. На выработку этого рефлекса может потребоваться несколько занятий.

После этого взрослый становится за спиной ребенка на том же расстоянии (т.е. 1 м) и ударяет по барабану. Если ребенок сам не начинает шагать при ощущении ударов барабана, то к нему нужно подойти и напомнить, что он должен делать. Затем надо снова уйти за его спину и снова ударять по барабану. В течение нескольких занятий нужно добиться того, чтобы ребенок начинал шагать по сигналу барабана. Затем нужно постепенно увеличивать расстояние между взрослым и ребенком. Удары нужно производить через разные интервалы, чтобы ребенок не привыкал к определенному ритму.

В течение одного занятия данному упражнению нужно уделять 5 – 7 минут.

б) Выработка рефлекса танцевать при игре на гармонике (или детском аккордеоне).

Работа проводится точно так же, как указано в пункте а. Однако расстояние между ребенком и взрослым должно быть минимальным. Взрослый играет на инструменте примерно на расстоянии 20 – 30 см от одного, а затем от другого уха ребенка. Впоследствии взрослый уходит за спинку стула. В этом случае необходимо участие другого взрослого, который должен держать лист плотной бумаги между гармошкой и головой ребенка. Это нужно для того, чтобы ребенок реагировал не на струю воздуха, возникающую от движения мехов инструмента, а только на звук.

в) Обучение ребенка умению воспринимать на слух звучание лепетных слов. Полезно сделать книжечку-самоделку, в которую следует наклеить картинки с изображением собаки, кошки, куклы, лошади, птицы, поезда, барабана, самолета. На каждом листе – по одной картинке без подписи. Кроме того, можно наклеить фотографии папы, мамы и ребенка. Рассматривая эту книжечку вместе с ребенком, взрослый наклоняется близко к его ушку и с небольшим усилением (без крика?) произносит четко несколько раз подряд название каждой картинки и показывает на ту картинку, название которой он произносит.

Упражнения по развитию вибрационной чувствительности и по развитию слухового восприятия необходимы не только детям с нарушениями слуха, но и детям, у которых предполагается отставание в развитии или снижении интеллекта при нормальном слухе.

20. Поддувание по столу с гладкой поверхностью легких предметов – гладких тонких карандашей, бумажных фигурок.

Их можно дуть друг другу или же сдувать в какую-нибудь коробочку. Следить за тем, чтобы ребенок дул длительно, не делая частых вдохов, чтобы он дул плавно, а не рывками (это может в дальнейшем отразиться на слитности произношения ребенка).

Продолжать поддувание в воде легких предметов. Также следить за плавностью и длительностью выдоха.

6-е задание

I.Развитие движений

1. Подтягивание на руках.

Ребенка учат подтягиваться по доске, которая приподнята от пола без наклона. То же самое делается при доске, которая имеет наклон.

2. Перешагивание через кубики.

По сигналу «Иди» ребенок начинает идти, перешагивая через кубики. Движение начинается то с правой, то с левой ноги. Вначале ребенок может держаться за палец взрослого.

3. Перешагивание через линию.

На полу или на земле чертится линия. Можно использовать шнурок. По сигналу «Иди» ребенок перешагивает через линию (шнурок).

4. Игра с мячом со взрослыми.

Взрослый бросает мяч, который должен поймать ребенок. Затем они меняются «ролями». Взрослый пользуется словами «бросай» и «лови». Мяч бросается с расстояния 30 см, 50 см, 1 м.

5. Проведение игры «Доползи до флажка».

Флажок лежит на стульчике. Ребенок ползет к нему, подлезая по дороге под большой стул. Берет флажок и кричит: «Ура!», размахивая флажком. («Ползи».)

6. Игра «Мячик».

Это продолжение описанной выше игры. Ребенка надо держать за руку, чтобы он мог отрывать ноги от пола. («Делай так».)

7. Проталкивание мелких предметов (например, мозаики) в отверстия, сделанные в крышке коробки.

Сделать пять отверстий: диаметр каждого из отверстий должен быть чуть меньше диаметров мозаики. Ребенок должен нажимать на мозаику каждым пальчиком отдельно и проталкивать ее внутрь коробки. (Сначала проталкивать мозаику пальчиками одной руки, потом – другой.) («Прыгай».)

8. Застегивание пуговиц.

Ребенка учат застегивать крупные пуговицы, пришитые к одежде взрослых, кукол и к его одежде. Застегивание производится по сигналу «Застегни».

II. Зрительное восприятие и запоминание

1. Игра в лото с отсрочкой (на запоминание).

Перед ребенком лежит карта лото. Взрослый закрывает карту листом бумаги и показывает маленькую карточку, парную одной из тех, что изображены на большой. После того как ребенок посмотрит на эту маленькую картинку, ее надо перевернуть тыльной стороной кверху и отсчитать 15 секунд. Затем следует открыть большую карту (не маленькую!) и попросить показать картинку, которую он видел перед этим в уменьшенном виде. После этого надо отдать ребенку маленькую картинку. Картинки при показе называть не следует.

2. Выбор игрушки с отсрочкой (на запоминание).

На столе под салфеткой стоят три игрушки. Ребенку показывают одну из них (остальные остаются под салфеткой).

Затем показанную игрушку прячут под салфетку, где лежат остальные игрушки. Через 15 секунд салфетку снимают и предлагают ребенку показать, какую игрушку он видел перед этим. Игрушки называть не следует.

3. Подкладывание предметов к рисунку,

Ребенок должен понять, что рисунок – изображение предмета. Взрослый рисует знакомые ребенку предметы. Например, на столе стоит дом (игрушечный или построенный из кубиков) и лежит мяч. Взрослый рисует на листе один из предметов, скажем дом. Ребенок подкладывает предмет к рисунку. Взрослый говорит: «Дом».

В другой раз можно положить на стол рыбу и юлу, лампу и самолет и т.д. Количество рисунков варьировать: иногда рисовать один предмет, иногда оба. После того как ребенок поймет, что рисунок – изображение предмета, предложить подкладывать предметы к готовым рисункам или картинкам. Сначала давать два предмета и две картинки, затем количество предметов и картинок увеличить до четырех — шести.

4. Лепка шара.

Ребенку надо предложить самостоятельно слепить шар. Дать ребенку ощупать шар. После этого ребенку дают хорошо размятый кусок пластилина и предлагают самостоятельно слепить шар. Если он не начнет действовать, надо положить поверх его руки свою ладонь и начать делать кругообразные движения. Когда шар будет готов, прокатить его по столу и произнести его название.

5. Сличение цветов (продолжение работы).

На маленький столик надо поставить несколько игрушек:

две-три красных и две желтых (игрушки других цветов не ставить!).

На один стул поставить красный флажок, на другой— желтый. Флажки можно вставить в катушку. Флажки можно сделать из картона, плотной бумаги. Предварительно флажки окрашиваются. Ребенка просят подложить предметы к флажкам (красные к красному, желтые к желтому).

Это задание труднее предыдущего (выбора нужного цвета по образцу), так как ребенок должен здесь выделить цвет из предмета. Взрослый пользуется оценками «хорошо», «плохо».

6. Сличение геометрических фигур.

Предлагается выбор из четырех, а затем из шести плоских геометрических фигур. При этом ребенка учат проверять правильность выбора накладыванием (см. 5 задание).

Даются оценки «хорошо», «плохо».

7. Игра в «шкафчик».

Шкафчик делается из шести спичечных коробок, которые выдвигаются в одну сторону. В одну из коробочек взрослый прячет какой-нибудь мелкий предмет (например, пуговицу или мозаику).

Через 15 сек. ребенок должен найти тот ящичек, в котором спрятан этот предмет. Ребенок начинает действовать по инструкции «Ищи». Результат оценивается словами «хорошо», «плохо».

III. Тактильно-двигательное восприятие

1. Различение формы круга и квадрата (прямоугольника) с помощью обводящего движения.

Сначала ребенок обводит круг и находит парный круг в мешочке (на ощупь).

Потом он обводит и находит в мешочке (на ощупь) квадрат. На этом этапе ребенок использует свое зрение и двигательные ощущения.

На следующем этапе взрослый начинает с того, что обводит квадрат пальцем ребенка. При этом глаза ребенка закрыты повязкой. Затем повязка снимается. Квадрат кладется на стол рядом с кругом. Ребенку предлагается показать тот предмет, который он до этого обводил.

Взрослый пользуется инструкцией «Ищи» и оценками «хорошо», «плохо».

2. Нахождение игрушек по форме на ощупь и по обводящему движению.

Поставить между собой и ребенком экранчик. За экраном со стороны взрослого положить три игрушки (например, кубик, шарик и деревянное яйцо).

Ребенок не должен их видеть. Руками ребенка нужно ощупать один из этих предметов, а затем снять экран и предложить ребенку показать тот предмет, который он ощупывал. Потом снова закрыть предмет экраном, взять руку ребенка и обвести одну из игрушек по контуру. Снять экран и спросить у ребенка, что он обводил (спросить жестом, вопросительным выражением лица).

IV. Формирование мышления

1. Сталкивание мяча со стола палкой.

Мяч лежит на противоположном от ребенка конце стола, так что он не может дотянуться до него рукой, сидя на стульчике. Подниматься со стула ему не разрешается. Палка лежит на столе, недалеко от ребенка. Ребенок должен догадаться взять палку и оттолкнуть ею мяч.

2. Классификация предметов: «машины.» и «животные».

Сделать на столе «гараж» из кубиков и «загон» для животных. Поставить в гараж одну машину, а в загон – игрушку-животное. Перед ребенком должно стоять несколько машин и несколько животных (разных).

Взрослый дает ребенку машину и спрашивает, куда ее нужно поставить. Сначала можно помочь ребенку поставить игрушку правильно. При этом нельзя указывать на какие-либо отличительные признаки. Ребенок должен со временем сам вычленить эти признаки и осуществлять классификацию сознательно, а не механически. Взрослый дает ребенку по одной игрушке. По указанию взрослого или по собственной инициативе ребенок ставит каждую в нужное место. Взрослый игрушки не называет.

Впоследствии ребенок во время подобных занятий сам расставляет игрушки. Каждый раз нужно менять место расположения гаража и загона.

3. Классификация предметов: «посуда» и «одежда».

В одну сторону ребенок кладет кукольную или свою одежду – по образцу (например, пальто), а в другую ставит посуду – тоже по образцу (например, тарелка).

Предметы не называть.

V. Развитие слухового восприятия

1. Различение на слух лепетных и полных слов.

Сначала ребенку следует предложить осуществлять выбор из двух лепетных слов. Перед ребенком вначале нужно помещать только две игрушки (или картинки), названия которых он будет учиться различать на слух, например: лошадку и собачку (для различения слов прр и ам).

На другом занятии перед ним находится только лошадка и кукла (для различения слов прр и ляля) и т. д.

На следующем этапе взрослый начинает учить ребенка различать названия трех предметов. Перед ребенком помещаются три игрушки (или картинки).

Например, для различения слов прр – ляля – у нужно использовать лошадку, куклу и поезд. В ответ на услышанное ребенок сначала должен произнести то, что он воспринял, а потом показать на соответствующий предмет.

Ниже помещены слова, которые ребенок будет учиться различать на слух. В пункте а) указаны слова для различения при выборе из двух предметов (картинок).

Работать над словами следует в той же последовательности, в какой они расположены в данной программе (от легкого к трудному).

В течение одного занятия проводится работа только с одной парой слов (прр – ам-ам).

Эта пара прорабатывается в течение трех-четырех занятий. На последующих занятиях прорабатывается следующая пара слова – прр – ляля и т.д.

В пункте б) указаны слова для различения на слух при выборе из трех предметов (картинок), например: ляля – прр – у или в – ам-ам – ляля. Каждые три слова отрабатываются в течение нескольких занятий при обязательном наличии перед ребенком соответствующих игрушек или картинок.

В пункте в) указаны полные слова – названия предметов, которые ребенок учится различать на слух. Каждая пара слов (мяч и рыба; юла и рыба и т.д.) отрабатывается в течение нескольких занятий:

При дифференциации на слух полных слов ребенок может давать хотя бы голосовую реакцию или произносить какой-то слог. Произносить слова целиком ему часто бывает трудно. При этом он должен показывать на определенную игрушку (картинку).

Сначала ребенок воспринимает материал слухо-зрительно: слышит голос и одновременно видит губы взрослого. После того как ребенок несколько раз покажет предметы, взрослый садится сбоку около ребенка (чтобы он не видел его лица) и произносит то или иное название (лежащего перед ребенком на столе предмета) ему на ухо. Если ребенок ошибается, взрослый вновь произносит это же слово. При этом берет руку ребенка в свою и ею указывает на нужный предмет. После этого просит произнести слово – название.

Слова нужно обязательно произносить в разной последовательности, чтобы ребенок не привыкал к одному и тому же порядку, например: прр–прр–прр–ляля–прр–ляля–ляля и т.д. Сначала слова различаются при слушании правым ухом, потом–левым.

2. Произнесение на ухо ребенка всего того материала, с которым к нему обращаются.

3. Произнесение на ухо названий незнакомых ребенку предметов.

Если он хоть что-то скажет в ответ, ему надо дать возможность прочитать слово с губ. Кроме того, слово надо записать на бумаге.

Обязательно соблюдать в словах правильное ударение. Говорить нужно слитно; можно лишь немного замедлять темп.

7-е задание

I. Развитие движений

1. Перешагивание через палки.

На пол или на землю кладутся палки или стремянка. Ребенка учат через них перешагивать с чередованием ног. При этом на начальных этапах его можно поддерживать за руку. («Иди».)

2. Перешагивание через шнур или палку.

Ребенку предлагается перешагивать через палку или шнур, которые приподняты над полом или землей на 5 см. Можно положить несколько палок на кубики и перешагивать через них. Ребенок идет по сигналу «иди».

3. Ходьба по доске и спрыгивание с нее.

Доска приподнята над полом на 15–20 см. Спрыгивание на носки, держась за руку взрослого. Спрыгивать обязательно на носки. Взрослый стоит перед ребенком и держит его за обе руки. Благодаря этому смягчается прыжок. Затем положить доску на высоту 5 см (т.е. равномерно опустить ее ниже) и дать ребенку попробовать спрыгнуть самостоятельно, предварительно напомнив, что прыгать надо на носки. («Иди», «Прыгай».)

4. Ходьба по сигналу барабана.

Ребенок идет (сначала вместе с кем-нибудь из взрослых) на полной ступне, обычным шагом. Кто-либо бьет в барабан – ходьба начинается по сигналу барабана. Барабан перестает звучать – идущие останавливаются. Снова звучит барабан – ходьба возобновляется, но уже на носках. Употребляются инструкции «Иди», «Стой».

То же самое делать по сигналу бубна, детского аккордеона (гармошки).

II. Зрительное восприятие

1. Сличение цветов.

Ребенку дается несколько предметов красного и желтого цвета. Предлагается разложить их к двум флажкам – красному и желтому.

Можно организовать игру, например, приспособить игру «Найди свой цвет». В конце комнаты ставятся два стула, против них, на другом конце комнаты, становится ребенок со взрослым или с другим ребенком. Оба повертываются спиной к стульям. Одному из стоящих дается красный, а другому – зеленый квадратик. Затем взрослый кладет на один стул красный, а на другой – зеленый квадратики. По сигналу барабана играющие поворачиваются и бегут к стульям. Каждый берет парный квадрат. Во время игры надо использовать названия цветов.

2. Сличение геометрических фигур.

Предлагается выбор по форме из нескольких предметов — коробочки, круглая и квадратная; маленькие зеркала – круглое и квадратное и т.д. В качестве образцов класть круг и квадрат одного и того же цвета (можно прямоугольник).

Можно провести игру «Найди свою форму» (название игр детям не даются).

Пока ребенку не следует давать названий форм. Ребенок должен научиться раскладывать предметы к образцам.

3. Игра в «шкафчик».

Игра является продолжением описанной выше. В этом варианте предлагается большое число ящичков; меняется форма их расположения. («Ищи!»)

4. Проталкивание шаров и кубов в прорези коробки.

В коробке (можно от обуви) прорезать три круглых отверстия (большое –поменьше – маленькое) в соответствии с величиной имеющихся у взрослых шаров. Ребенок должен протолкнуть шары в отверстия, руководствуясь их величиной. Когда ребенок научится проталкивать три шара, можно сделать такую же коробку на четыре-пять шаров.

То же самое сделать для проталкивания кубиков.

Цель упражнения – различение величин. После того как ребенок научился проталкивать шары и кубики в соответствующие прорези коробок, несколько видоизменить упражнение. Положить перед ребенком шары и поставить коробку с круглыми отверстиями. Дать ребенку в руки один шар и попросить указать, в какое отверстие нужно бросить этот шар. После того как ребенок покажет, позволить ему бросить шар в данное отверстие, чтобы он смог проверить правильность своего выбора. При этом развивается умение соотносить предметы по величине не в действии, а зрительно, что очень важно. Результат оценивается словами «хорошо», «плохо».

5. Конструирование.

Дать ребенку сложный образец (из шести – восьми элементов), имеющий игровое значение. Можно, например, предложить построить гараж и дорогу к нему. Затем дать машинку и «обыграть» постройку. В другой раз предложить построить дом для мишки. При этом давать слова: гараж, дом для мишки.

В следующий раз снова вернуться к постройкам, используя’ образец и слово. Детям с нормальным слухом дать задание в словесной форме: «Построй гараж» или «Построй дом для мишки».

Надо разнообразить игру: посадить мишку в домик и сделать там постель из кубиков; уложить мишку спать и т. д.

III. Формирование мышления

1. Классификация: «мальчик», «девочка».

Нужно найти как можно больше картинок с изображениями разных мальчиков и девочек. При этом дети должны быть изображены в относительно спокойном состоянии, чтобы их действия не отвлекали ребенка от решения основной задачи данного упражнения.

С одной стороны стола надо положить картинку с изображением мальчика, а с другой – с изображением девочки. Затем ребенку следует давать по одной картинке и предлагать класть их в столбик под картинку-образец. Надо постараться найти картинки, на которых бы девочки были в брюках, чтобы решающим для ребенка при проведении классификации становился не этот признак.

Следует напомнить, что при осуществлении классификации взрослый не указывает ребенку никаких внешних признаков, по которым надо разделять предметы на две категории, – ребенок должен сам выделить эти признаки в процессе выполнения задания и в результате исправления ошибок. При каждой ошибке взрослый только перекладывает картинку в нужный столбик; при этом он говорит: «Неверно», «Плохо».

Когда ребенок будет правильно классифицировать эти группы, следует ввести слова мальчик, девочка.

2. Классификация: «дядя», «тетя».

Проводится так же, как и предыдущая. Слова тетя, дядя даются только после того, как ребенок научился понимать разницу между двумя этими категориями людей в процессе классификации.

3. Обучение счету.

а) Соотнесение количеств. Взрослый дает ребенку три палочки. Затем кладет на стол перед ребенком один карандаш и помогает ему подложить к нему одну палочку. Взрослый убирает карандаш, а ребенок – палочку. Взрослый кладет на стол два карандаша на небольшом расстоянии один от другого. Ребенок должен подложить к каждому карандашу по палочке. Затем взрослый кладет три карандаша, а ребенок подкладывает три палочки.

Взрослый меняет игрушки. Ребенок получает три маленькие куколки. Взрослый ставит на стол два маленьких домика и побуждает ребенка взять сразу две куколки, а затем поставить их около домиков. Потом взрослый убирает домики, ставит только один домик, а ребенок ставит около него одну куколку. На этом первое занятие заканчивается.

На последующих занятиях взрослый использует машины и кубики; машины и зверюшек; елочки и грибы и т.п. На руки ребенку дается три-четыре предмета. Взрослый учит малыша сразу брать в руки нужное количество предметов (до трех), а не подставлять предметы по одному.

Перед ребенком находятся какие-нибудь мелкие предметы, например камешки. Взрослый поднимает в руке один флажок – ребенок должен взять один камешек. Потом вещи кладутся на стол; взрослый поднимает вверх два флажка – ребенок берет в руку два камешка и т.д.

Эти занятия повторяются несколько раз; поэтому надо приготовить разнообразный дидактический материал – небольшие предметы, которые ребенку удобно держать в руке.

б) Ознакомление с цифрой 1 и словом один. В ответ на предъявленные цифры или слова ребенок должен показать какой-нибудь один предмет или поднять один пальчик.

Взрослый показывает ребенку два предмета (например, два грибка), ребенок показывает в ответ два пальца; взрослый знакомит малыша с цифрой 2 и словом два. Определенное время (несколько дней) ребенка учат различать данные цифры и числительные, используя самые разные ситуации и предметы.

Каждый раз, когда пересчитываются предметы, их надо взять в руку или дать ребенку, чтобы он понял, что данная цифра или числительное относится ко всей группе предметов, а не к одному последнему. Очень часто дети допускают именно такую ошибку. Ее надо постараться избежать в самом начале работы.

Таким образом, ребенка следует познакомить с цифрами и числительными в пределах пяти: 1, 2, 3, 4, 5; один, два, три, четыре, пять.

Ребенок должен уметь считать по порядку до пяти, уметь расставлять по порядку цифры и раскладывать предметы.

в) Обучение пониманию состава числа. Надо положить три палочки так, чтобы они занимали разное положение в пространстве. Каждый раз, положив палочки определенным образом, взрослый спрашивает: «Сколько?» Ребенок должен показать данное количество на пальчиках одной руки и найти нужную цифру или числительное. Очень часто дети откладывают количество на пальцах обеих рук в соответствии с тем, как лежат предметы в пространстве – один палец на правой руке и два пальца на левой или наоборот. В этом случае взрослый обязательно соединяет палочки вместе и показывает ребенку, что нужно отложить количество предметов только на одной руке.

Такую работу нужно проводить с разными предметами в пределах 5. Для упражнений можно брать грибки, карандаши, камешки, мозаику, орехи и др. Эти предметы следует располагать по-разному.

г) Решение наглядных задач. Взрослый берет коробочку, открывает ее и показывает ребенку, что она пустая. Потом поднимает палочку и при этом спрашивает: «Сколько?» Ребенок показывает один палец. Взрослый прячет палочку в коробочку и закрывает ее. Затем взрослый берет другую палочку, опять показывает ребенку и снова спрашивает: «Сколько?» Ребенок вновь показывает один палец. Взрослый прячет и эту палочку в ту же коробку. Если ребенок может что-то произнести, то он говорит слово один. Взрослый спрашивает у ребенка: «Сколько там?», показывая на коробку и выражая всем своим видом вопрос. Ребенок должен показать два пальчика. После ответа взрослый обязательно открывает коробку и показывает ребенку, сколько палочек в коробке.

Позже ребенок может отвечать, пользуясь лежащими перед ним цифрами или словами один, два и т. д. (числительными).

Такие наглядные задачи сначала даются на сложение, а потом и на вычитание. Вначале следует добавлять и отнимать только по единице. Лишь после того как ребенок научится складывать и отнимать по одному, взрослый начинает прибавлять по два предмета, затем по три и т.д.

IV. Развитие слухового восприятия

1. Продолжается работа в тех направлениях, которые указаны в шестом задании.

2. Ребенка учат различать на слух полные слова (указываем примерный словарь: дом – рыба – самолет; мяч – собака – юла и т.д.) Постепенно следует увеличивать количество слов для выбора; таким образом ребенок будет приобретать слуховой словарь.

Со временем нужно начинать увеличивать расстояние ото рта говорящего до уха ребенка. Это увеличение должно производиться постепенно: у ушной раковины, 3 см, 5 см, 7 см, 10 см и т. д. от ушной раковины. При этом взрослый не усиливает голос, так как ребенок должен привыкать воспринимать меньшую интенсивность звучания.

Обучение игре

I. Обыгрывание игрушек.

Прежде чем дать ребенку игрушку в самостоятельное пользование, ее надо «обыграть». Ребенка надо учить способам действия с каждой из игрушек. Сначала взрослый сам производит игровое действие, а ребенок наблюдает, а затем то же самое действие взрослый производит совместно с ребенком.

Приводим примеры обыгрывания двух игрушек.

А. Обыгрывание машины.

1) Катать машину по комнате.

2) Катать в машине куклу.

3) Катать в машине мишку.

4) Катать в машине матрешку.

5) Катать в машине зайку.

6) Нагружать на машину кубики, перевозить их в другую часть комнаты, разгружать их и аккуратно складывать.

7) Из перевезенных кубиков строить дорогу и возить все перечисленные игрушки по этой дороге.

8) На улице грузить в машину песок и перевозить его.

Б. Обыгрывание куклы.

1) Катать куклу в машине, коляске.

2) Кормить куклу ложечкой с тарелки или с блюдечка.

3) Кормить куклу ложечкой из чашки.

4) Поить куклу из чашки.

5) Укладывать куклу спать.

6) Учить аккуратно раздевать куклу и складывать ее одежду.

7) Учить одевать куклу в определенной последовательности.

8) Умывать куклу.

9) Купать куклу.

10) Причесывать куклу.

11) Учить куклу «ходить» и т.д.

12) Делать для маленькой куклы из кубиков стол, стул, кровать. Обыгрывать эти постройки: посадить куклу на стул, поставить перед ней стол, на него тарелку с «едой» и «кормить» куклу. Класть куклу на кровать. Водить ее по выложенной из кубиков дороге к выстроенному из двух кубиков домику; сделать возле домика из кубиков скамейку, на которой кукла может сидеть и отдыхать, и т. д.

Таким же образом обыгрывать и другие игрушки: матрешку, мишку, зайку, кубики и т. д.

II. Обучение игровым действиям

1) Ребенка надо учить производить игровые действия с игрушками по подражанию (сначала действие с игрушкой производит взрослый, а затем — ребенок).

2) Сначала ребенку показывают, а потом добиваются от него выполнения по подражанию и в конце концов по памяти взаимосвязанных между собой действий: помыть кукле руки, потом покормить ее, потом уложить ее спать; одеть куклу, поводить по комнате, потом покатать на машине и т. д.

3) Ребенка следует научить выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить куклу, матрешку, мишку, зайку, маленькую куклу и т. д.

4) Наконец ребенку показывается, как передавать в игре (с помощью игрушек) изображенные на картинках действия.

В процессе игры его учат называть игрушки и действия, которые с ними производятся.

Заключение

В настоящей работе авторы не ставили своей целью дать исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Данные, включенные в книгу, непосредственно касаются тех сторон и проявлений развития, которые необходимо учитывать при отборе в специальные дошкольные учреждения. Мы надеемся, что они помогут читателю правильно пользоваться предлагаемыми методами отбора и критериями оценок, что послужит уменьшению ошибок при направлении детей в специальные дошкольные учреждения.

Мы считаем также, что эти данные дадут возможность психологам и педагогам-дефектологам руководить обучением и воспитанием аномальных детей в семье по предлагаемой программе в тех случаях, когда ребенок не может быть направлен в специальное дошкольное учреждение. Знание особенностей психического развития аномальных детей дошкольного возраста поможет направить работу в семье на коррекцию и компенсацию тех сторон, которые в наибольшей степени страдают при данном характере дефекта.

Авторы не включают в работу ни определения того или иного дефекта, ни характеристики тех возможностей, которые дает раннее начало работы по компенсации и коррекции аномального развития.

Особенности речи слабослышащего ребенка.

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.

В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

Характер звукопроизношения слабослышащих детей будет следующим: а) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных; б) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение

соноров р и л; в) недостатки смягчения; г) позднее формирование аффрикат, д) выпадение при стечении согласных одной из согласных.

Голос слабослышащего ребенка обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.

Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.

Для выяснения и уточнения тех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, проводится обследование. Оно должно носить комплексный медико-педагогический характер. Одно из важных мест в нем занимает обследование слуха.

Обследование слуха речью

проводится следующим образом. Предварительно логопед путем беседы с ребенком, показа и называния предметных картинок устанавливает его обиходный словарь с характерными для него названиями предметов, например но вместо слова «лошадь»; амка или жучка вместо слова «собака» и т. д. (из практики известно, что восприятие незнакомых или малознакомых слов оказывается более трудным даже при нормальном слухе).

В этом словаре должны быть слова с различной частотной характеристикой составляющих их звуков (к высоким звукам относятся И, Э, С, 3, Щ, Ч, Ж; к низким — У, О, М, И, Р) .

Для иллюстрации последнего приводим частично слова из таблицы, предложенной Л. В. Нейманом: «мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, нос, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух, папа, шапка, карандаш, уши, мяч» и т. д. (состав и объем словаря будет зависеть от уровня речи обследуемого).

Слова из этого словаря логопед произносит голосом разговорной силы на разных расстояниях, начиная с близкого расстояния, постепенно отходя от исследуемого до тех пор, пока он не перестанет правильно повторять большинство предъявляемых ему слов. Во избежание считывания с губ лицо обследуемого должно быть отвернуто от говорящего или обследующий прикрывает свой рот листом бумаги.

Полезно применить и такой прием, как: ребенок доказывает воспринятый на слух предмет на соответствующей картинке или же выполняет воспринятое на слух приказание (закрыть дверь, поднять вверх руки, встать со стула и др.).Последние два приема обеспечивают не только эхолалическое повторение воспринятого на слух, но и проверку понимания его смысла.