Преддипломная (учебно-исследовательская) практика в начальной школе

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

«Утверждаю»:

Проректор по учебной работе

Волосникова Л.М.

«______» ______________ 2014г.

Учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика. Профиль подготовки 540607 «Начальное образование», очной формы обучения

Подготовлено к изданию»:

Автор работы ___________ Голубцова В.И.

«____» ______ 2014г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики,

протокол № ____ от ­­­«____» 2014г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«Рекомендовано к электронному изданию»:

Объём 30 стр.

Зав. кафедрой _____________ Емельянова И.Н.

« ____» ______ 2014г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол №____ от «___» 2014г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«Согласовано»:

Председатель УМК _______________ Арефьева А.В.

«____» ________ 2014г.

«Согласовано»:

Зав. Отделом БПЛ____________ Локоман Л.И.

«____»___________ 2014г.

«Согласовано»:

Зав. методическим отделом УМУ ______________ Фарафонова И.Ю.

«____» ___________ 2014г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра общей и социальной педагогики

В.И Голубцова

Преддипломная (учебно-исследовательская) практика в начальной школе

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика. Профиль подготовки «Начальное образование», очной формы обучения

Тюменский государственный университет

11 стр., 5435 слов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...

... и зарубежной литературы. Содержание программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 ... В.Я. Стратегия социологического исследования. М., 2003. 4. Содержание тем программы учебной дисциплины Тема 1. Введение. Объект и предмет социологии. Историко-социологическое ...

2014

В.И.Голубцова

Преддипломная (учебно-исследовательская) практика в начальной школе. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 050700.62 Педагогика. Профиль подготовки 540607 «Начальное образование», очной формы обучения.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогическая практика в начальной школе [электронный ресурc] Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики.

© В.И. Голубцова

© Тюменский государственный университет, 2014

Содержание

1.

Пояснительная записка

4

2.

Примерные критерии оценки зачетного урока

6

3.

Содержание учебно-методической деятельности студента

8

4.

Обязательный минимум заданий

11

5.

Права и обязанности студента

12

6.

Перечень документов для отчета

13

7.

Литература

14

8.

Приложения

16

1. Пояснительная записка

Педагогическая практика является неотъемлемой частью подготовки кадров, способных решать актуальные задачи общеобразовательных учреждений, формировать личность, отвечающую современным требованиям общества. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их практической деятельностью, так как в процессе практики не только закрепляются и углубляются теоретические знания, но и вырабатываются умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя. Этот вид учебной деятельности дает студенту возможность осмыслить закономерности образовательного процесса, попробовать свои силы в выбранной профессии, оценить правильность своего выбора.

Педагогическая практика имеет целью сформировать у студентов профессиональные педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

«Преддипломная (учебно-исследовательская) практика в начальной школе» проводится в 8 семестре, с отрывом от учебных занятий. Основной целью данной практики является освоение и совершенствование умений и навыков по организации и проведению уроков и внеклассных занятий в начальной школе и проведение исследовательской работы по теме диплома.

В ходе «Преддипломной практики» студенты выполняют обязанности учителей начальных классов. Они проводят уроки и внеклассные занятия, индивидуальную работу с учащимися и их родителями, ведут исследовательскую работу.

Основными задачами практики являются:

  • закрепление теоретических знаний по методикам преподавания дисциплин, полученных в вузе;
  • формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного проведения различных занятий при осуществлении целостного педагогического процесса;
  • развитие у студентов потребности в самообразовании и совершенствовании знаний и умений в процессе преподавания в начальной школе;
  • формирование творческого отношения и исследовательского подхода к процессу педагогической деятельности;
  • формирование профессионально-значимых качеств будущего учителя начальных классов и его активной педагогической позиции;
  • формирование профессиональных знаний и умений для дифференцированной работы в процессе обучения детей;

Во время продолжения практики студент решает следующие задачи:

  • изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта учителей;
  • отработка в процессе собственной деятельности методов, методических приёмов и способов действий по организации учения и развития обучающихся;
  • овладение методами самоанализа и самооценки отдельных элементов собственного опыта;

— накопление исследовательского опыта и умений по обработке результатов и описанию проводимого исследования.

Продолжительность «Педагогической практики в начальной школе» — 3 недели (с отрывом от учебных занятий).

Базами практики могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, начальные школы.

Срок защиты отчетов – в первый месяц после прохождения практики.

Положительная оценка по практике вносится в зачетную книжку студента в раздел «Производственная практика» с указанием названия практики, курса, места прохождения практики, отметки о том, в качестве кого работал студент, продолжительности практики, фамилии руководителя практики от кафедры, отметки о зачете, даты сдачи зачета, подписи преподавателя, принявшего зачет.

Общая оценка по практике в начальной школе выводится комиссией из оценок за каждый урок и анализ, выставляемых учителем-методистом, оценок за содержание и состояние отчетной документации, выставляемых руководителем практики от университета, оценки за презентацию и выступление на отчетной конференции по практике.

2. Примерные критерии оценки зачетных уроков

Отличная отметка ставится при условии, если:

  • урок имеет определенную последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;
  • на уроке сочетаются коллективная и индивидуальная работа учащихся, осуществляется дифференцированный подход;
  • на уроке создается поисковая или частично-поисковая ситуация,

применяются разнообразные методы и приемы обучения;

  • практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью, умеет использовать ИКТ;
  • практикант умеет правильно распределять время на уроке;
  • практикант успешно решает воспитательные задачи урока;
  • конспект написан своевременно.

Хорошая отметка ставится, если:

  • урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки:
  • студент не проявил необходимого умения в управлении классом;
  • в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов;
  • недостаточно стимулировалась и использовалась активность учащихся;
  • построение урока не соответствовало его теме и типу;
  • конспект написан своевременно.

Удовлетворительная отметка ставится, если:

  • студент затрудняется самостоятельно провести урок, но основная дидактическая цель, план урока реализуется без существенных изменений;
  • на уроке есть наглядные пособия, ТСО, но студент нарушает требования к применению этих средств обучения, не умеет работать с доской;
  • на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа; работая с одним учеником, практикант оставляет без внимания класс;
  • практикант не проявляет методической инициативы, не может выйти за рамки конспекта; имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет учащихся, допускающих ошибки.

Неудовлетворительная отметка ставится, если:

  • практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, не достигается намеченная дидактическая цель;
  • на уроке не решаются воспитательные задачи;
  • студент не умеет управлять классом, поддерживать дисциплину и порядок;
  • студент не готов к проведению урока.

3. Содержание учебно-методической деятельности студента:

Содержание учебно-методической деятельности практиканта охватывает методическое, обучающее, воспитательное, экспертное и исследовательское направления деятельности специалиста – учителя начальных классов и включает:

  • планирование, организацию, проведение и анализ эффективности учебно-методической работы на основе целостного и диагностического подхода к профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов;
  • изучение деятельности учителя по проектированию и развитию личности ребенка и коллектива учащихся, формированию мотивов учения, развитию познавательных и творческих способностей детей;
  • планирование учебной и внеучебной работы с учащимися;
  • самостоятельную разработку и проведение системы уроков;
  • разработку и применение необходимого дидактического материала для проведения занятий;
  • анализ содержания школьных программ, учебников, методических пособий с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей, выделения ведущих идей и понятий, базовых знаний;
  • проведение уроков по каждому предмету: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, физическая культура, музыка;
  • оказание индивидуальной помощи ученикам (1-3 человек), испытывающим трудности при изучении каких-либо предметов (вся работа фиксируется в дневнике);
  • участие в работе методического объединения учителей начальных классов;
  • научное обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, проведенной с целью сбора материала для использования его в различных формах НИРС (курсовая работа, научный доклад, часть дипломной работы и др.).

В ходе практики студенты:

  • знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, школе, с работой учителя начальной школы;
  • составляют индивидуальный план проведения уроков и внеклассных занятий на период педагогической практики;
  • продолжают совершенствовать свои методические умения в процессе самостоятельной профессиональной деятельности;
  • овладевают приемами и методами организации индивидуальной работы с учащимися в различных видах деятельности (учебной, внеучебной и т.д.);
  • проводят не менее 40-45 уроков по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО, физической культуре, музыке;
  • проводят зачетные уроки (по 1) по русскому языку, литературному чтению, математике и частным дисциплинам;
  • проводят внеклассное занятие по специализации;
  • посещают (все) и анализируют 5 уроков учителя-методиста по разным предметам;
  • проводят индивидуальные занятия с детьми, испытывающими трудности в учебе;
  • овладевают умениями научно-методического анализа программ начальной школы, учебников, методических пособий;
  • овладевают методами самоанализа и самооценки отдельных элементов собственного опыта;
  • продолжают экспериментальную работу, научный анализ ее результатов по блоку психолого-педагогических дисциплин.

Студенты должны уметь:

— пользоваться учебной программой и другими нормативными документами, учебниками, методической литературой при подготовке к урокам;

— определять и обосновывать задачи, содержание, методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля;

— составлять конспекты уроков; приводить в рабочее состояние дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения;

— проводить уроки в соответствии с конспектами;

— фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений, осуществлять письменный и устный анализ урока;

— составлять план и проводить внеклассные занятия, определять эффективность урока и внеклассного занятия (по экспертным картам);

— составлять индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы для детей, испытывающих трудности при обучении, и программы развивающего характера для одаренных детей;

— обеспечивать весь комплекс санитарно-гигиенических условий организации учебного труда; проводить физкультминутки.

По итогам практики проводится дифференцированный зачет.

4. Обязательный минимум заданий

Обязательный инвариантный минимум заданий для выполнения в ходе практики (базовый уровень):

  1. Посещение уроков, проводимых учителем в ходе практики в закрепленном за студентом классе.
  2. Ведение дневника учета рабочего времени. В дневнике должны быть отражены темы уроков, дата, время и место посещения, структура урока, его общая цель и задачи, методы и приемы, используемые учителем, а также основное содержание. Предпочтительна табличная форма оформления дневника (Слева – конспект; справа – комментарии).
  3. Самостоятельная разработка и проведение не менее 40-45 уроков: 7 зачетных уроков по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии). Оформление подробных методических разработок этих уроков.
  4. Самостоятельная разработка и проведение одного внеклассного занятия (Приложение 4).
  5. Работа по заданию учителя (методическая, диагностическая, оформительская, организаторская) – в пределах времени, установленного на прохождение практики.

Творческое вариативное задание (повышенный уровень):

Исследование по теме дипломной работы.

Для выполнения основных видов работ студент прикрепляется к одному классу.

5. Права и обязанности студента:

1. Студент подчиняется правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором он проходит практику.

2. Студент обязан:

  • своевременно выполнять все виды работ, согласно программе практики и индивидуальному заданию;
  • иметь дневник учета рабочего времени, в котором фиксируются виды осуществляемой им деятельности;
  • не позднее 10 дней после окончания практики предоставить отчетную документацию руководителю практики от кафедры.

3. Студенты-практиканты имеют право:

— применять теоретические знания, полученные в университете, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении;

  • по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и педагогам образовательного учреждения;
  • вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;
  • принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в университете и образовательном учреждении;
  • пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений университета.

4. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, работа которого на практике признана неудовлетворительной, а также студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

6. Перечень документов для отчета

Отчет по «Практике в начальной школе» на 4 курсе включает следующие документы:

  1. Характеристика с оценкой с места прохождения практики с подписью руководителя практики (учителя класса) и руководителя учреждения, а также печатью учреждения. В характеристике должно быть зафиксировано время прохождения практики, виды выполненных студентом работ, охарактеризованы профессиональные и личностные особенности студента.
  2. Примерный план работы на практике, а также дневник учета рабочего времени, в котором студент ежедневно фиксирует дату, время, виды выполняемой им деятельности (Приложение 2).
  3. Методические разработки самостоятельно проведенных уроков по разным предметам с самооценкой степени их успешности и зачетных уроков с результатами и самооценкой степени их успешности (Приложение 4).
  4. Методическая разработка одного внеклассного мероприятия по специализации с описанием результатов и самоанализом (Приложение 4).
  5. Наглядное пособие для внеклассного мероприятия по специализации с описанием методики работы (с указанием литературы);
  6. Описание исследования, проведенного по теме дипломной работы (в произвольной форме).
  7. Отчет о работе по заданию администрации.
  8. Анкета студента-практиканта.
  9. Самоанализ, в котором студент оценивает процесс и результаты практики, фиксирует возникающие в ходе практики трудности и формулирует предложения по совершенствованию организации данного вида практики (Приложение 5).
  10. Презентация с фотоотчетом о проведенных уроках и внеклассных занятиях.

Отчет должен обязательно содержать титульный лист (Приложение 6), лист с содержанием отчета, список литературы, которой пользовался студент в ходе практики. Листы отчета должны быть пронумерованы. Каждый документ должен иметь свое название. Презентация должна содержать фотоотчет о проведенных уроках и внеклассных занятиях. Размещение фотоматериалов в отчете приветствуется.

Литература:

Основная:

  1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: — курс лекций: учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 455с.
  2. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высших. и средних педагогических учебных заведений /Под ред.П.Е.Решетникова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.- 320 с.- (Педагогическая мастерская).
  3. Коджаспирова Г.М., Борикова Л.В. Педагогическая практика в начальной школе: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования [Текст] / ред. Г.М. Коджаспирова, Л.В.Борисова.- 2-е изд. перераб. и доп.- Москва: Академия, 2000.- 272 с.

Дополнительная:

  1. Асаулюк Е. П. Интегрированный урок в начальной школе [Текст] // Начальное образование.- 2012.- № 1.- С. 13 -17.

  1. Кузнецова Концепция современной системы контроля и оценки образовательных достижений [Текст ] // Начальное образование.- 2012.- № 5.- С. 46 – 51.
  2. Миронов А.В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения [Текст] Начальная школа.- 2013.- № 6.- С. 55 – 60.
  3. Шкуричева Н.А. Работа учителя по развитию навыков общения у младших школьников [Текст] // Начальное образование.- 2012.- № 2.- С.38 – 41.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. – Электрон. Дан. – Режим доступа\\10.12.1.168\cons\2012 г. Consultant\Cons.exe. – доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – 20.06. 2012г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование // URL: http//umd.udsu.ru/FGOS_VPO / 050100.htm

  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной про-

граммы начального общего образования и их оценка // Начальное образование. – 2011. № 2. С. 3 – 15.

  1. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь, идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс, 2003.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические рекомендации для студентов по прохождению практики

Ознакомление со школой и составом учащихся класса

  1. Пронаблюдайте, как дети входят в школу, как одеваются и уходят после уроков.
  2. Ознакомьтесь с оформлением коридоров и помещений.
  3. Опишите классное помещение: видимость записей на доске с различных мест классной комнаты, оформление кабинета, чистота; обеспеченность учащихся рабочими местами; может ли учитель подойти к каждому учащемуся; классная доска (ее качество и размеры), качество мела; наличие наглядных пособий по математике; оснащение классной комнаты техническими средствами обучения.
  4. Ознакомьтесь с правилами дежурства учащихся по классу.
  5. Изучите состав класса: список учащихся, число мальчиков, девочек, их успеваемость (данные взять из классного журнала по договоренности с учителем).

    Отметить активных учащихся, с хорошей речью и, наоборот, слабоуспевающих, пассивных, нарушающих дисциплину на уроке, учащихся с дефектами речи, зрения, слуха и др.

Изучение работы учителя на уроке

  1. Владеет ли учитель классом? Есть ли у педагога контакт с классом?
  2. Поведение учителя на уроке: спокойное, уверенное и т.п.
  3. Особенности речи учителя: выразительность, дикция, доступность для учащихся, логическая последовательность и т.п.
  4. Запись на доске (четкость записей, каллиграфия, плановость в расположении записей на доске).
  5. Умение учителя распределить свое внимание: держит ли в поле зрения весь класс или только отдельных учеников.
  6. Поощряет ли учитель инициативу школьников, стимулирует ли учащихся на работу, подключает ли к активному участию слабо успевающих учащихся, какими приемами добивается понимания всеми учащимися материала, излагаемого на уроке.
  7. Требует ли от учащихся точности формулировок определений, правил аккуратного выполнения работы, требует ли полных ответов на задаваемые вопросы, требует ли обоснований правильности ответов.
  8. Система вопросов учителя: четкость вопросов, их конкретность, предоставляется ли время на обдумывание ответов и т.д.
  9. Работает ли учитель над развитием у учащихся математического мышления, устойчивого внимания, творческих способностей.
  10. Проводит ли учитель устные упражнения.
  11. Применяются ли на уроке технические средства, наглядные пособия, кино и телевидение, ИКТ.
  12. Развивает ли учитель навыки самостоятельной работы учащихся на уроке.
  13. Организует ли учитель индивидуальную работу.

Изучение учета знаний учащихся

  1. Сколько учащихся учитель опросил на уроке на оценку.
  2. Сколько времени затрачено на опрос одного ученика.
  3. Какой ранее изученный теоретический и практический материал был использован для опроса учащихся: теоретический материал, задача, упражнение, или то и другое вместе; задавались ли вопросы только по текущему материалу или же по ранее изучавшемуся; задавались ли вопросы на повышенной трудности.
  4. Как привлекался класс при индивидуальной работе с учеником.
  5. Сообщает ли учитель оценку, за ответ, когда сообщается оценка ученику: сразу же после его ответа или же в конце урока. Оцените ответ ученика самостоятельно и сравните свою оценку с оценкой учителя. Познакомьтесь с нормами оценок в начальной школе.

Наблюдение за изучением нового материала на уроке

  1. Подготовлены ли учащиеся к восприятию нового материала.
  2. Выясняется ли связь нового материала с ранее изученным и дается ли перспектива дальнейшего развития изучаемых вопросов, выясняется ли значение нового материала в практической деятельности, приводятся ли исторические данные в связи с изучаемым материалом, какие методы применил учитель при объяснении нового, как привлекал к работе класс.
  3. Методы и приемы, используемые учителем для активизации познавательной деятельности учащихся с целью развития мышления и повышения качества знаний учащихся (темп урока, плотность времени, понимание и запоминание новых терминов, составление плана решения, выбор оптимального способа решения, итог работы на уроке и т.д.).
  4. Использование технических средств обучения при объяснении нового материала.
  5. Как решается задача развития творческих способностей учащихся в процессе приобретения учащимися новых знаний на уроке.

Свои наблюдения и выводы включайте в анализ уроков и мероприятий, в самоанализ.

Общие требования к составлению методических разработок

Методическая разработка урока (внеклассного мероприятия) должна обязательно содержать следующие разделы:

  1. Тема.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. Продолжительность.
  5. Дата, время проведения
  6. Возрастная группа, на которую занятие рассчитано
  7. Оборудование и материалы.
  8. Подготовительная работа учителя.
  9. Подготовительная работа детей.
  10. Структура занятия и содержание каждого его этапа (сценарий).
  11. Выводы (результаты занятия и их анализ).

В разработке обязательно должны быть обозначены вопросы, задаваемые детям. Должно быть ясно, для чего учитель предлагает выполнять ребенку то или иное задание.

При составлении разработок обратитесь за помощью к вашему учителю и методической литературе.

Памятка студенту-практиканту при подготовке к урокам и занятиям

В процессе подготовки к урокам и занятиям обязательно нужно:

1) определить уровни развития у обучающихся умений учиться и мотивов учебных действий;

  1. сформулировать цели урока или занятия (обучающую, развивающую и воспитывающую), в том числе по формированию у обучающихся умений учиться, самообразовательных умений;
  2. осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока, выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения; подобрать дополнительный учебный материал; наметить вид познавательной деятельности (репродуктивная, частично-поисковая, поисковая), в которой будет «работать» каждый из выделенных элементов содержания учебного материала;
  3. определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся;
  4. продумать характер фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихся;
  5. наметить методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерная схема индивидуального плана работы студента на период педагогической практики

(составляется в течение первой недели практики, должен быть подписан

студентом и учителем)

п/п

Основные направления работы

Мероприятия, проводимые

студентом

Календарные

сроки

проведения

мероприятия

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

1.

Изучение учащихся класса:

— наблюдение за учащимися на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.

2.

Планирование работы:

— изучение плана работы учителя;

— планирование своей учебной и внеклассной работы на период практики (совместно с учителем и методистом ).

3.

Учебная работа:

— посещение уроков учителя, сокурсников;

— самостоятельное проведение уроков (тема и сроки проведения каждого урока).

4.

Внеклассная работа:

-посещение внеклассных мероприятий;

— самостоятельное проведение внеклассных мероприятий (занятия, кружка, экскурсии и т.п.);

— работа в кабинете (изготовление наглядных пособий);

— дополнительные занятия с детьми,

испытывающими трудности в обучении.

5.

Участие в методической работе учителей начальных классов, работа с родителями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Перечень примерных схем для анализа уроков (занятий):

Проанализируйте 5 уроков учителя с разных точек зрения. Используйте для этого предложенные Вам ранее экспертные карты для психолого-педагогического анализа урока (см. «Практика наблюдения», «Практика пробных уроков и внеклассных мероприятий») и различные варианты схем анализа урока: педагогический анализ урока, методический анализ урока, сопоставительный анализ урока, структурно-временной анализ урока, комплексный анализ урока. Подробно проанализируйте пять уроков другого студента с помощью схемы комплексного анализа урока.

I. Педагогический анализ урока

1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.

2. Организация урока:

а) тип урока; б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы; д) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов; г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими; е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение к учителю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь учащихся, их вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Анализ того, как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе.

II. Методический анализ урока

1. Основная учебная цель урока;

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков; б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья); б) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся); ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока; в) правомерность использования средств на данном этапе урока — на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; г) эффективность использования средств в данном классе; д) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

III. Сопоставительный анализ урока

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.

2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.

3. Связь данного урока с уроками других предметов.

4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.

5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.

6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.

7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.

8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

IV. Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени (45 мин.) между элементами урока, т.е. целесообразность избранной продолжительности каждого из структурных элементов урока — опрос, подготовка к восприятию нового материала, объяснение нового, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания;

2. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока. Например, при анализе изучения нового материала необходимо определить:

• сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала;

• в какое время (в начале, в середине, в конце урока) это происходило;

• как при этом проводилась подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление, применение;

• насколько рационально использовано время, отведенное на изучение нового материала, на опрос, как при этом была организована самостоятельная работа класса;

• сколько времени при объяснении нового материала говорил учитель, насколько целесообразно было потрачено это время.

Аналогично анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка домашнего задания.

V. Комплексный анализ урока

1. Анализ выполняемых учителем задач:

• как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;

• насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;

• в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;

• что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;

• насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;

• как осуществлялась связь теории с практикой;

• насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;

• применялись ли на уроке технические средства;

• что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

• как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;

• что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому);

• каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

• педагогическая этика;

• внешний вид;

• умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;

• умение определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;

• умение оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;

• умение быстро корректировать ход урока.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

• учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;

• работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);

• развитие речи учащихся;

• умение школьников применить теорию на практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерная схема самоанализа урока (занятия)

  1. Указать тему урока (занятия), охарактеризовать ее местоположение в общей системе других тем и уроков.
  2. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса.
  3. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока.
  4. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствии дидактической цели.
  5. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи.
  6. Охарактеризовать кратко использованные в ходе урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способ организации деятельности детей.
  7. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.
  8. Общий вывод по уроку, его оценка.

Примерная схема отчета о внеклассном мероприятии

Тема:

Цель:

Задачи:

Оборудование:

План – конспект (сценарий):

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

Отметка педагога: _____________________________________________

Самоанализ___________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примерная форма самоанализа

За время практики я посетил (а):

______уроков по предметам ___________________________________________;

_____других мероприятий (указать, каких)________________________________

____________________________________________________________________

Я самостоятельно провела __________уроков по предметам_________________

Я самостоятельно провела внеклассное мероприятие ____________________________________________________________________

Что дала практика образовательному учреждению

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что дала практика студенту, чему он научился, в чем разобрался, что понял

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения студента по совершенствованию практики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Образец оформления титульного листа

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ОТЧЕТ

о преддипломной практике в начальной школе

Место прохождения практики:

(указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон, ф.и.о. руководителя учреждения)

Выполнил:

Студент 4 курса

Группы____________

Фамилия и.о. (полностью).

Проверили:

Должность, фамилия и.о. руководителя

от образовательного учреждения. Оценка. Дата. Подпись. Печать.

Должность, фамилия и.о. руководителя

от ИПиП Оценка. Дата. Подпись.

Отчет сдан____________________

Защита состоялась_____________

Члены комиссии________________

________________

_________________

Тюмень 20__