ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ
Методические указания
для студентов полного, сокращенного сроков,
очной и заочной форм обучения
специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело)
Киров
УДК 347.71 (077)
ББК 65.292.3р30
С23
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Составители:
О. С. Агалакова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ
Л. С. Чеглакова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ
Е. А. Кочеткова, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ
Н. М. Жукова, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ
Рецензенты:
О. Г. Арасланова, канд. педагог. наук, доцент, зам. декана факультета экономики ВятГГУ по научной работе
В. В. Кислицына, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой коммерции и маркетинга ВятГГУ
С23 Агалакова О. С., Чеглакова Л. С., Кочеткова Е. А., Жукова Н. М. Производственные практики [Текст]: метод. указания для студентов полного, сокращенного сроков, очной и заочной форм обучения специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) / О. С. Агалакова, Л. С. Чеглакова, Е. А. Кочеткова, Н. М. Жукова. – Киров: Изд-во …, 2010. — с.
Программы производственных практик составлены в соответствии ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело), утвержденным заместителем Министра образования Российской Федерации В. Д. Шадриковым 23.03.2000, государственный регистрационный номер 203 мжд/сп.
Программы производственных практик для специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) предназначены студентам полного, сокращенного сроков, очной и заочной форм обучения.
УДК 347.71 (077)
ББК 65.292.3р30
С23
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010 г.
© Агалакова О. С., Чеглакова Л. С., Кочеткова Е. А., Жукова Н. М., составление, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | ||
Общие положения | ||
Требования к организации практики в соответствии с ГОС ВПО | ||
Цели и задачи практики | ||
Объём дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы | ||
1. | Организация практики | |
1.1. | Организация работы с базами практики | |
1.2. | Порядок заключения договоров с базами практики | |
1.3. | Руководство практикой и контроль за её прохождением | |
1.4. | Обязанности студента во время практики | |
1.5. | Организация и проведение инструктажа по технике безопасности | |
1.6. | Выдача задания и подведение итогов практики | |
2. | Содержание практики | |
Программа 1 производственной практики | ||
Программа 2 производственной практики | ||
Программа 3 производственной (преддипломной) практики | ||
3. | Отчётность по практике | |
4. | Оценка работы студента-практиканта | |
Библиографический список | ||
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Производственные практики подчеркивают и отражают важную составляющую образовательной стратегии университета – обеспечение целостности и неразрывности теоретического обучения и профессиональной практической подготовки будущих специалистов.
Производственные практики являются самостоятельным модулем учебных планов, интегрированным в учебный процесс, направленным на формирование профессиональной компетенции, основой которой являются знания, а результатом – профессиональная квалификация.
Программы производственных практик составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, действующим учебным планом, квалификационными характеристиками по направлению 080301.65 Коммерция (торговое дело) и базируется на знаниях теории коммерции, организации и экономики предприятий в сфере коммерции, торгового дела, основ коммерческой логистики, маркетинга, менеджмента, организации коммерции по сферам применения и других дисциплин.
В период практик нарабатывается и обобщается материал для курсовых и выпускных квалификационных работ, научных публикаций и докладов.
Эффективность производственных практик обусловлена самостоятельностью и активностью студента, его творческим подходом к работе.
Требования к организации практики в соответствии с ГОС ВПО[1]
Производственные практики студентов, обучающихся по специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело), являются важной составной частью
процесса подготовки квалифицированных бакалавров коммерции.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования производственные практики студентов специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) включают:
1-ю производственную практику – 4 недели;
2-ю производственную практику – 4 недели;
3-ю производственную (преддипломную) практику – 4 недели.
Цели и задачи практики
Основные цели и задачи производственных практик отражены в таблице 1.
Таблица 1 — Цели и задачи практик
Цели, задачи | Вид практики | ||
1-я производственная | 2-я производственная | 3-я производственная (преддипломная) | |
Цели | Закрепление и углубление теоретических знаний по циклу специальных дисциплин | Закрепление и углубление теоретических знаний по циклу специальных дисциплин | Сбор материала для написания выпускной квалификационной работы |
Задачи | Глубокое исследование управленческой, финансово-экономической деятельности организации, предприятия – объекта практики, формирование умений и навыков по выбранной специальности (непосредственное участие в работе предприятия), написание и оформление отчета и дневника. | Глубокое исследование управленческой, финансово-экономической деятельности организации, предприятия – объекта практики, формирование умений и навыков по выбранной специальности (непосредственное участие в работе предприятия), написание и оформление отчета и дневника. | Изучение теоретической, практической и нормативно-правовой базы проблемы исследования выпускной квалификационной работы. Выполнение заданий практики, написание и оформление отчета и дневника. |
Освоение дисциплины «Производственные практики» студентами специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) осуществляется в ходе аудиторных занятий (консультаций, конференций) и самостоятельной работы.
Таблица 2 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов очной формы обучения, со сроком обучения 5 лет
Вид учебной работы | Общий объем (по рабочему учебному плану) | Часы по семестрам | ||
Форма обучения — очная | ||||
Срок обучения – 5 лет | ||||
семестр | семестр | семестр | ||
Трудоемкость (по ГОС ВПО) | 12 недель | 4 недели | 4 недели | 4 недели |
Вид итогового контроля | — | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт |
Таблица 3 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов очной формы обучения, со сроком обучения 3 года
Вид учебной работы | Общий объем (по рабочему учебному плану) | Часы по семестрам | ||
Форма обучения — очная | ||||
Срок обучения – 3 года | ||||
семестр | семестр | семестр | ||
Трудоемкость (по ГОС ВПО) | 12 недель | 4 недели | 4 недели | 4 недели |
Вид итогового контроля | — | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт |
Таблица 4 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения, со сроком обучения 5 лет, 3 месяца
Вид учебной работы | Общий объем (по рабочему учебному плану) | Часы по семестрам | ||
Форма обучения — заочная | ||||
Срок обучения – 5 лет, 3 месяца | ||||
семестр | семестр | семестр | ||
Трудоемкость (по ГОС ВПО) | 12 недель | 4 недели | 4 недели | 4 недели |
Вид итогового контроля | — | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт |
Таблица 5 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения, со сроком обучения 3года, 3 месяца
Вид учебной работы | Общий объем (по рабочему учебному плану) | Часы по семестрам | ||
Форма обучения — очная | ||||
Срок обучения – 3 года, 3 месяца | ||||
семестр | семестр | семестр | ||
Трудоемкость (по ГОС ВПО) | 12 недель | 4 недели | 4 недели | 4 недели |
Вид итогового контроля | — | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт | Дифферен- цированный зачёт |
Организация практики
Организация работы с базами прохождения практики
Производственные практики специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) проводятся в оптовых, розничных и других посреднических организациях, предприятиях сферы услуг различных организационно-правовых форм.
Основанием для направления студентов на практику является распоряжение по факультету в соответствии с договорами, заключенными университетом с конкретными предприятиями.
Программа 1-й производственной практики
Данная 1-я производственная практика направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, служит проверкой умения будущих коммерсантов применять полученные в университете теоретические знания в условиях реальной хозяйственной деятельности, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста развивает у студента способности к анализу деятельности предприятия.
Таблица 6 — 1-я производственная практика
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кол-во недель |
Очная | 5 лет | |||
3 года | ||||
Заочная | 5 лет 3 месяца | |||
3 года 3 месяца |
Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:
1. В области менеджмента
Целью данного раздела является оценка совокупности методов, принципов, средств и форм управления организацией – объектом исследования.
В данном разделе отчёта необходимо проанализировать соответствие предприятия статусу юридического лица, наличие лицензии. Дать организационную характеристику объекта исследования – в данной части необходимо дать краткую организационную характеристику предприятия (месторасположение, история развития предприятия, организационно-правовая форма, целесообразность ее выбора, специализация предприятия, характеристика организационной структуры, структуры управления, ее особенности и способность функционирования в рыночной экономике, характеристика персонала предприятия, соответствие квалификации коммерческих работников).
Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.
1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия и рекомендации по их обновлению.
2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.
3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.
4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.
2. В области экономики
Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния.
В данной части отчёта необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия. Провести анализ основных экономических показателей эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.
Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 7, 8, 9, 10, 11.
Источниками информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.
Таблица 7 — Состав и структура товарооборота
200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к | ||||
Показатели | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 100,0 | 100.0 | 100,0 | ||||
2. В т.ч. – продовольственные товары: — молочные товары — … — непродовольственные товары | |||||||
3. По каналам реализации: | |||||||
— магазины | |||||||
— палатки | |||||||
— ларьки | |||||||
— развозная торговля | |||||||
— разносная торговля |
Таблица 8 — Состав и структура товарных запасов на конец года
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | ||
1. Продовольственные товары: | |||||||
— | |||||||
— … | |||||||
2. Непродовольственные товары: | |||||||
— | |||||||
— … | |||||||
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 9 — Состав и структура издержек обращения предприятия
Статьи издержек | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3…. | |||||||
… | |||||||
… | |||||||
Всего издержек | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 10 — Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах | ||||
2. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке | ||||
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб. | ||||
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. | ||||
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | ||||
8. Валовой доход, тыс. руб. | ||||
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда | ||||
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.: | ||||
— выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг | ||||
— прибыли | ||||
— валового дохода | ||||
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб. |
Таблица 11 — Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах | ||||
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ||||
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб. | ||||
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб. | ||||
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. | ||||
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб. | ||||
7. Чистая прибыль, тыс. руб. | ||||
8. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | ||||
10. Фондоотдача, руб. | ||||
Окончание табл. 11 | ||||
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | ||||
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | ||||
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб. | ||||
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. — на 1 работника — на 1 оборот оборотных средств |
3. В области маркетинга
Целью данного раздела является изучение организации маркетинга на предприятии.
В данном разделе отчета необходимо представить анализ маркетинговой среды предприятия (макро- и микро), организации работы службы маркетинга. Следует исследовать элементы комплекса маркетинга, используемые предприятием:
· товарная политика. Изучить товарный ассортимент, его характеристику, принципы формирования. Рассмотреть процесс изучения спроса потребителей в организации. Проанализировать применяемые методы изучения спроса и его прогнозирования;
· ценовая политика. Изучить методы и стратегии ценообразования, применяемые в организации;
· распределительная политика. Рассмотреть и дать характеристику основным каналам распределения продукции, перечислить их преимущества и недостатки;
· политика продвижения. Проанализировать используемый организацией комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR и т.п.).
Изучить процесс формирования бюджета продвижения продукции.
4. В области коммерческого права
Целью данного раздела является изучение правовой базы предприятия. Необходимо рассмотреть правовые аспекты коммерческой деятельности как вида предпринимательской деятельности; правовое регулирование торгового оборота, его участников, защиты их прав, правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления, важнейшие виды договоров, применяемых в коммерческой деятельности;
Студенту необходимо проанализировать:
4.1. Правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления. Субъекты коммерческой деятельности: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законодательство, регулирующее правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Классификация субъектов коммерческой деятельности. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности. Порядок их образования, реорганизации и ликвидации.
4.2. Ответственность за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Основные виды ответственности, предусмотренные законодательством за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Ответственность продавца (поставщика) за нарушение сроков передачи товара, ненадлежащее качество товара, ответственность сторон за нарушение обязательств по расчетам. Установление сторонами мер ответственности в договорах. Соглашение о заранее исчисленном (твердом) размере убытков. Возмещение морального вреда, а также ущерба, нанесенного деловой репутации. Определение размеров возмещения, особенности доказывания исков.
Выводы и предложения
На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.
Программа 2-й производственной практики
Данная 2 -я производственная практика направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, служит проверкой умения будущих коммерсантов применять полученные в университете теоретические знания в условиях реальной хозяйственной деятельности, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста развивает у студента способности к анализу деятельности предприятия.
Таблица 12 — 2-я производственная практика
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кол-во недель |
Очная | 5 лет | |||
3 года | ||||
Заочная | 5 лет 3 месяца | |||
3 года 3 месяца |
Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:
1. В области менеджмента
Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.
Студенту необходимо:
1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия, дать рекомендации по их обновлению.
2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.
3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.
4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.
2. В области экономического анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия
Цель данного раздела – изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния и платежеспособности, комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.
На основе проведенного анализа следует сформировать предложение по повышению эффективности работы предприятия с учетом требований рынка.
Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 13, 14, 15, 16.
Таблица 13 — Размеры и основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |
1.Объем товарооборота без НДС (тыс. руб.) в текущих (или сопоставимых) ценах | |||||
2. Издержки обращения, тыс. руб. | |||||
3. Уровень издержек обращения в % к товарообороту | ´ | ||||
4. Среднесписочная численность работников–всего, чел. | |||||
5. В.т.ч. торгово – оперативного персонала | |||||
6. Общая площадь магазина, кв.м | |||||
7. В т.ч. торговые площади | |||||
8.Объем товарооборота (тыс. руб.) в расчете: | |||||
— на 1 работника | |||||
— на 1 кв.м торговых площадей | |||||
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | |||||
10. Уровень фонда оплаты в % к товарообороту | ´ | ||||
11. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб. | |||||
12. В т.ч. 1 торгового работника | |||||
13. Среднегодовая стоимость основных фондов – всего, тыс. руб. | |||||
14. В т.ч. основных производственных фондов | |||||
15. Фондоотдача, руб. | |||||
16. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | |||||
17. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | |||||
18. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов | |||||
19.Продолжительность 1 оборота, дней | |||||
20.Средний товарный запас, тыс. руб. | |||||
21. Оборачиваемость товарных запасов, число оборотов | |||||
22. Время обращения товаров, дни | |||||
23. Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб. | |||||
24. Рентабельность текущих затрат, % | ´ | ||||
25. Рентабельность продаж, % | ´ | ||||
26. Рентабельность совокупного капитала, % | ´ | ||||
Таблица 14 — Состав и структура товарооборота
200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к | ||||
Товарные группы | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | 200_г., % |
1. Товарооборот – всего | 100,0 | 100.0 | 100,0 | ||||
2. В т.ч. – продовольственные товары | |||||||
— непродовольственные товары | |||||||
3. По каналам реализации: | |||||||
— магазины | |||||||
— палатки | |||||||
— ларьки | |||||||
— развозная торговля | |||||||
— разносная торговля |
Таблица 15 — Состав и структура издержек обращения предприятия
Статьи издержек | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1.Транспортные расходы | |||||||
2. Расходы на оплату труда | |||||||
3…. | |||||||
… | |||||||
… | |||||||
Всего издержек | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 16 — Анализ финансового состояния предприятия
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Коэффициент автономии | ||||
2. Коэффициент финансовой зависимости | ||||
3. Коэффициент мобильности собственного капитала | ||||
4. Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом | ||||
5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственным оборотным капиталом | ||||
6. Коэффициент абсолютной ликвидности | ||||
7. Коэффициент промежуточной ликвидности | ||||
8. Коэффициент текущей ликвидности | ||||
9. ип финансовой устойчивости |
3. В области коммерческой логистики
Целью данного раздела является проведение анализа в области логистики.
В данном разделе отчёта необходимо рассмотреть:
1. Анализ полной стоимости в логистике. Определение и основные принципы системного и подхода к организации материального потока. Провести сравнительную характеристику классического и системного подходов к организации материального потока при решении задач коммерческой деятельности.
2. Функции логистики на уровне предприятия. Функциональную взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства.
3. Принципиальную схему организационной структуры управления предприятием со службой логистики.
4. Выявить основные группы логистических посредников. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Провести контроль поставок. Провести расчет рейтинга поставщика.
5. Проанализировать логистический сервис в деятельности торгового предприятия.
6. Выбрать альтернативные виды транспортировок, критерии выбора. Провести сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.
7. Дать характеристику складскому хозяйству,
8. Провести логистический анализ к организации товародвижения.
Выводы и предложения
На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, потенциальные возможности и угрозы работы предприятия, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.
Программа 3-й производственной (преддипломной) практики
Данная 3-я производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом подготовки специалиста и проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения дипломной работы. На этом этапе завершается формирование специалиста, способного решать сложные задачи.
Таблица 17 — 3 производственная (преддипломная) практика
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кол-во недель |
Очная | 5 лет | |||
3 года | ||||
Заочная | 5 лет 3 месяца | |||
3 года 3 месяца |
Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:
1. В области менеджмента
Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.
Студенту необходимо:
1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия, дать рекомендации по их обновлению.
2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.
3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.
4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.
2. В области экономики
Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния. Система показателей и анализ эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.
В данной части отчета необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия (расчет основных экономических показателей деятельности предприятия).
Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц.
Источники информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.
Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 18, 19, 20, 21, 22, 23.
Таблица 18 — Состав и структура товарооборота
200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к | ||||
Показатели | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 100,0 | 100.0 | 100,0 | ||||
2. В т.ч. – продовольственные товары: — молочные товары — … — непродовольственные товары | |||||||
3. По каналам реализации: | |||||||
— магазины | |||||||
— палатки | |||||||
— ларьки | |||||||
— развозная торговля | |||||||
— разносная торговля | |||||||
… |
Таблица 19 — Состав и структура товарных запасов на конец года
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | ||
1.Продовольственные товары: | |||||||
— | |||||||
— … | |||||||
2.Непродовольственные товары: | |||||||
— | |||||||
— … | |||||||
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 20 — Состав и структура издержек обращения предприятия
Статьи издержек | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3…. | |||||||
… | |||||||
… | |||||||
Всего издержек | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 21 — Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах | ||||
2. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке | ||||
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб. | ||||
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. | ||||
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | ||||
8. Валовой доход, тыс. руб. | ||||
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда | ||||
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.: | ||||
— выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг | ||||
— прибыли | ||||
— валового дохода | ||||
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб. |
Таблица 22 — Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | ||||
2. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ||||
3.Площадь магазина, кв. м. | ||||
4.Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | ||||
5.Фондоотдача , руб. | ||||
6. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м площади | ||||
7.Прибыль на 1 кв.м. площади | ||||
8. Рентабельность основных фондов, % |
Таблица 23- Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах | ||||
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ||||
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб. | ||||
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб. | ||||
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. | ||||
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб. | ||||
7. Чистая прибыль, тыс. руб. | ||||
8.Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | ||||
10 . Фондоотдача, руб. | ||||
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | ||||
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | ||||
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб. | ||||
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. — на 1 работника — на 1 оборот оборотных средств |
3. В области организации, технологии и проектирования предприятий
Целью данного раздела является проведение расчета и оценки показателей ассортимента на примере конкретного предприятия.
Одной из важнейших характеристик товаров является ассортимент, который определяет принципиальное различие между товарами разных видов и наименований. Свойства ассортимента и расчет показателей на примере конкретной группы товаров (данные оформить таблицей 24).
Таблица 24 — Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Показатели | 200__ | 200__ | 200__ | Примечание |
Широта действительная | ||||
Широта базовая | ||||
Полнота действительная | ||||
Полнота базовая | ||||
Устойчивость | ||||
Новизна |
Изучить виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров.
Провести оценки стратегии организации и технологии торговли, стратегии ассортиментной политики торгового предприятия, типа торгового предприятия по специализации, соответствие его фирменного наименования ассортименту предлагаемых товаров и услуг. Провести обоснование выбора стратегии режима работы магазина. Проанализировать стратегию размещения товаров в магазине (складе), выбор способов выкладки товара.
Характеризовать методы продажи товаров, оценить их эффективность использования. Оценить выполнение принципов организации торгово-технологического процесса, организацию и технологию операций по поступлению, приемке товаров.
Провести расчет технико-экономических показателей работы складов: оптово-складской товарооборот, грузооборот склада, стоимость складской переработки 1 тонны груза, производительность труда, эффективность использования складской площади, уровень механизации работ. Проанализировать деятельность предприятия исполнения законодательства по защите прав потребителей.
Оценить соблюдение правил розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин.
Оценить соблюдения правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, правил работы предприятий розничной торговли, правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, санитарных правил торговых предприятий, правил розничной торговли алкогольной продукции, правил продажи новых автотранспортных средств, правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, правил продажи меховых товаров.
4. В области организации коммерческой деятельности предприятий
Целью данного раздела является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии.
В данном разделе отчета следует проанализировать закупочную деятельность предприятия: источники поступления товаров, критерии выбора поставщиков, представить их сравнительный анализ. Следует оценить участие предприятия в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров, работе ярмарок и выставок. Изучить организацию процесса заключения и расторжения договоров поставки и купли-продажи. Проанализировать исполнение сторонами договорных обязательств. Изучить формы и методы продажи товаров, услуги торговли. Представить результаты исследования рыка: о конъюнктуре, основных конкурентах, посредниках, спросе покупателей. Проанализировать применяемые методы исследования рынка и прогнозирования тенденций его развития.
Выводы и предложения
На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.
ОТЧЕТНОСТЬ по практике
По итогам производственных практик каждый студент оформляет отчет.
Общая структура отчета должна включать в себя следующие разделы:
— титульный лист (приложение 2);
— дневник прохождения практики (приложение 3);
— оглавление с указанием начальной страницы каждого задания;
— основная часть, включающая рассмотрение всех вопросов программы;
— выводы и предложения;
— приложения.
В конце отчета ставится дата его написания и подпись студента.
В приложении к отчету приводятся дополнительные документы, характеризующие деятельность предприятия.
Оформление отчета
· Страницы текста должны соответствовать формату А 4.
· Текст отчета должен быть выполнен машинописным способом через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер (кегль) – 14; тип Times New Roman.
· Размер полей вокруг текста составляет: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
· При выполнении необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.
· Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами.
· Разделы следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописными (заглавными) буквами по центру страницы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
· Подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописной (заглавной) буквы с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
· Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.
· Подразделы (пункты) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела (подраздела).
Номер подраздела (пункта) включает номер раздела и порядковый номер подраздела (порядковый номер пункта), разделенные точкой, например, 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3 и т.д.
· Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать его не следует.
· Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (то есть следует пропустить одну строку).
· Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
· Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
· Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.
· Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и т.д.) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
· На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.
· Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.
· Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.
· Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.
· Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку, без абзацного отступа, с ее номером через тире.
· Таблицу следует располагать в отчете сразу после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
· На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.
· Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом над другими частями таблицы пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.
· Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.
· Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной – если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
· Таблицы ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
· Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак (х).
· Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в ней. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
· Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
· В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
· Если в отчете только одна формула или уравнение (рисунок, таблица), то их обозначают цифрой 1.
· Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы и т.д. следует указывать их порядковым номером, например, «… в разд. 4», «…по формуле (3)», «… в таблице 1», «…на рис. 8», «…в приложении 6».
· Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте отчета.
· Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение».
· Если приложений в отчете больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
· Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в отчет без изменения в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер. Страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.
Подготовленные страницы отчета должны быть сшиты (переплетены) и сложены в папку.
Сроки сдачи отчета и дату защиты назначает деканат факультета экономики ВятГГУ, кафедра коммерции и маркетинга.