Организация работы с базами прохождения практики

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ

 

 

Методические указания

для студентов полного, сокращенного сроков,

очной и заочной форм обучения

специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело)

 

Киров

 

УДК 347.71 (077)

ББК 65.292.3р30

С23

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Вятского государственного гуманитарного университета

 

Составители:

О. С. Агалакова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ

Л. С. Чеглакова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ

Е. А. Кочеткова, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ

Н. М. Жукова, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга ВятГГУ

 

Рецензенты:

О. Г. Арасланова, канд. педагог. наук, доцент, зам. декана факультета экономики ВятГГУ по научной работе

В. В. Кислицына, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой коммерции и маркетинга ВятГГУ

С23 Агалакова О. С., Чеглакова Л. С., Кочеткова Е. А., Жукова Н. М. Производственные практики [Текст]: метод. указания для студентов полного, сокращенного сроков, очной и заочной форм обучения специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) / О. С. Агалакова, Л. С. Чеглакова, Е. А. Кочеткова, Н. М. Жукова. – Киров: Изд-во …, 2010. — с.

 

Программы производственных практик составлены в соответствии ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело), утвержденным заместителем Министра образования Российской Федерации В. Д. Шадриковым 23.03.2000, государственный регистрационный номер 203 мжд/сп.

 

Программы производственных практик для специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) предназначены студентам полного, сокращенного сроков, очной и заочной форм обучения.

УДК 347.71 (077)

ББК 65.292.3р30

С23

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010 г.

© Агалакова О. С., Чеглакова Л. С., Кочеткова Е. А., Жукова Н. М., составление, 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Пояснительная записка
  Общие положения
  Требования к организации практики в соответствии с ГОС ВПО
  Цели и задачи практики
  Объём дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы
1. Организация практики
1.1. Организация работы с базами практики
1.2. Порядок заключения договоров с базами практики
1.3. Руководство практикой и контроль за её прохождением
1.4. Обязанности студента во время практики
1.5. Организация и проведение инструктажа по технике безопасности
1.6. Выдача задания и подведение итогов практики
2. Содержание практики
  Программа 1 производственной практики
  Программа 2 производственной практики
  Программа 3 производственной (преддипломной) практики
3. Отчётность по практике
4. Оценка работы студента-практиканта
  Библиографический список
  Приложения

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

Производственные практики подчеркивают и отражают важную составляющую образовательной стратегии университета – обеспечение целостности и неразрывности теоретического обучения и профессиональной практической подготовки будущих специалистов.

Производственные практики являются самостоятельным модулем учебных планов, интегрированным в учебный процесс, направленным на формирование профессиональной компетенции, основой которой являются знания, а результатом – профессиональная квалификация.

Программы производственных практик составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, действующим учебным планом, квалификационными характеристиками по направлению 080301.65 Коммерция (торговое дело) и базируется на знаниях теории коммерции, организации и экономики предприятий в сфере коммерции, торгового дела, основ коммерческой логистики, маркетинга, менеджмента, организации коммерции по сферам применения и других дисциплин.

В период практик нарабатывается и обобщается материал для курсовых и выпускных квалификационных работ, научных публикаций и докладов.

Эффективность производственных практик обусловлена самостоятельностью и активностью студента, его творческим подходом к работе.

 

Требования к организации практики в соответствии с ГОС ВПО[1]

Производственные практики студентов, обучающихся по специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело), являются важной составной частью

 

процесса подготовки квалифицированных бакалавров коммерции.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования производственные практики студентов специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) включают:

­ 1-ю производственную практику – 4 недели;

­ 2-ю производственную практику – 4 недели;

­ 3-ю производственную (преддипломную) практику – 4 недели.

Цели и задачи практики

Основные цели и задачи производственных практик отражены в таблице 1.

Таблица 1 — Цели и задачи практик

Цели, задачи Вид практики
1-я производственная 2-я производственная 3-я производственная (преддипломная)
Цели Закрепление и углубление теоретических знаний по циклу специальных дисциплин Закрепление и углубление теоретических знаний по циклу специальных дисциплин Сбор материала для написания выпускной квалификационной работы
Задачи Глубокое исследование управленческой, финансово-экономической деятельности организации, предприятия – объекта практики, формирование умений и навыков по выбранной специальности (непосредственное участие в работе предприятия), написание и оформление отчета и дневника.   Глубокое исследование управленческой, финансово-экономической деятельности организации, предприятия – объекта практики, формирование умений и навыков по выбранной специальности (непосредственное участие в работе предприятия), написание и оформление отчета и дневника. Изучение теоретической, практической и нормативно-правовой базы проблемы исследования выпускной квалификационной работы. Выполнение заданий практики, написание и оформление отчета и дневника.

 


Освоение дисциплины «Производственные практики» студентами специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) осуществляется в ходе аудиторных занятий (консультаций, конференций) и самостоятельной работы.

Таблица 2 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов очной формы обучения, со сроком обучения 5 лет

Вид учебной работы Общий объем (по рабочему учебному плану) Часы по семестрам
Форма обучения — очная
Срок обучения – 5 лет
семестр семестр семестр
Трудоемкость (по ГОС ВПО) 12 недель   4 недели 4 недели 4 недели
Вид итогового контроля Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт

Таблица 3 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов очной формы обучения, со сроком обучения 3 года

Вид учебной работы Общий объем (по рабочему учебному плану) Часы по семестрам
Форма обучения — очная
Срок обучения – 3 года
семестр семестр семестр
Трудоемкость (по ГОС ВПО) 12 недель   4 недели 4 недели 4 недели
Вид итогового контроля Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт

 


Таблица 4 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения, со сроком обучения 5 лет, 3 месяца

Вид учебной работы Общий объем (по рабочему учебному плану) Часы по семестрам
Форма обучения — заочная
Срок обучения – 5 лет, 3 месяца
семестр семестр семестр
Трудоемкость (по ГОС ВПО) 12 недель   4 недели 4 недели 4 недели
Вид итогового контроля Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт

Таблица 5 — Объем дисциплины «Производственные практики» и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения, со сроком обучения 3года, 3 месяца

Вид учебной работы Общий объем (по рабочему учебному плану) Часы по семестрам
Форма обучения — очная
Срок обучения – 3 года, 3 месяца
семестр семестр семестр
Трудоемкость (по ГОС ВПО) 12 недель   4 недели 4 недели 4 недели
Вид итогового контроля Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт Дифферен- цированный зачёт


Организация практики

 

 

Организация работы с базами прохождения практики

Производственные практики специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) проводятся в оптовых, розничных и других посреднических организациях, предприятиях сферы услуг различных организационно-правовых форм.

Основанием для направления студентов на практику является распоряжение по факультету в соответствии с договорами, заключенными университетом с конкретными предприятиями.

 

Программа 1-й производственной практики

Данная 1-я производственная практика направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, служит проверкой умения будущих коммерсантов применять полученные в университете теоретические знания в условиях реальной хозяйственной деятельности, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста развивает у студента способности к анализу деятельности предприятия.


Таблица 6 — 1-я производственная практика

Форма обучения Срок обучения Курс Семестр Кол-во недель
Очная 5 лет
  3 года
Заочная 5 лет 3 месяца
  3 года 3 месяца

 

Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:

1. В области менеджмента

Целью данного раздела является оценка совокупности методов, принципов, средств и форм управления организацией – объектом исследования.

В данном разделе отчёта необходимо проанализировать соответствие предприятия статусу юридического лица, наличие лицензии. Дать организационную характеристику объекта исследования – в данной части необходимо дать краткую организационную характеристику предприятия (месторасположение, история развития предприятия, организационно-правовая форма, целесообразность ее выбора, специализация предприятия, характеристика организационной структуры, структуры управления, ее особенности и способность функционирования в рыночной экономике, характеристика персонала предприятия, соответствие квалификации коммерческих работников).

Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.

1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия и рекомендации по их обновлению.

2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.

3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.

4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.

2. В области экономики

Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния.

В данной части отчёта необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия. Провести анализ основных экономических показателей эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.

Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 7, 8, 9, 10, 11.

Источниками информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.


Таблица 7 — Состав и структура товарооборота

  200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к
Показатели тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. % 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.   100,0   100.0   100,0  
2. В т.ч. – продовольственные товары: — молочные товары — … — непродовольственные товары              
3. По каналам реализации:              
— магазины              
— палатки              
— ларьки              
— развозная торговля              
— разносная торговля              

 

Таблица 8 — Состав и структура товарных запасов на конец года

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. %
1. Продовольственные товары:              
             
— …              
2. Непродовольственные товары:              
             
— …              
ИТОГО:   100,0   100,0   100,0  

 

Таблица 9 — Состав и структура издержек обращения предприятия

  Статьи издержек 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1.              
2.              
3….              
             
             
Всего издержек   100,0   100,0   100,0  

 


Таблица 10 — Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии

 

  Показатели     200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах          
2. Среднесписочная численность работников, чел.        
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке        
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб.        
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб.        
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.        
8. Валовой доход, тыс. руб.        
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда        
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.:        
— выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг        
— прибыли        
— валового дохода        
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб.        

 

 

Таблица 11 — Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации

 

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах        
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб.        
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб.        
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.        
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб.        
7. Чистая прибыль, тыс. руб.        
8. Среднесписочная численность работников, чел.        
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
10. Фондоотдача, руб.        
Окончание табл. 11
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств        
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб.        
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. — на 1 работника — на 1 оборот оборотных средств        

 

3. В области маркетинга

Целью данного раздела является изучение организации маркетинга на предприятии.

 

В данном разделе отчета необходимо представить анализ маркетинговой среды предприятия (макро- и микро), организации работы службы маркетинга. Следует исследовать элементы комплекса маркетинга, используемые предприятием:

· товарная политика. Изучить товарный ассортимент, его характеристику, принципы формирования. Рассмотреть процесс изучения спроса потребителей в организации. Проанализировать применяемые методы изучения спроса и его прогнозирования;

· ценовая политика. Изучить методы и стратегии ценообразования, применяемые в организации;

· распределительная политика. Рассмотреть и дать характеристику основным каналам распределения продукции, перечислить их преимущества и недостатки;

· политика продвижения. Проанализировать используемый организацией комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR и т.п.).

Изучить процесс формирования бюджета продвижения продукции.


4. В области коммерческого права

Целью данного раздела является изучение правовой базы предприятия. Необходимо рассмотреть правовые аспекты коммерческой деятельности как вида предпринимательской деятельности; правовое регулирование торгового оборота, его участников, защиты их прав, правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления, важнейшие виды договоров, применяемых в коммерческой деятельности;

Студенту необходимо проанализировать:

4.1. Правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления. Субъекты коммерческой деятельности: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законодательство, регулирующее правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Классификация субъектов коммерческой деятельности. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности. Порядок их образования, реорганизации и ликвидации.

4.2. Ответственность за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Основные виды ответственности, предусмотренные законодательством за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Ответственность продавца (поставщика) за нарушение сроков передачи товара, ненадлежащее качество товара, ответственность сторон за нарушение обязательств по расчетам. Установление сторонами мер ответственности в договорах. Соглашение о заранее исчисленном (твердом) размере убытков. Возмещение морального вреда, а также ущерба, нанесенного деловой репутации. Определение размеров возмещения, особенности доказывания исков.

 


Выводы и предложения

 

На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

Программа 2-й производственной практики

Данная 2 -я производственная практика направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, служит проверкой умения будущих коммерсантов применять полученные в университете теоретические знания в условиях реальной хозяйственной деятельности, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста развивает у студента способности к анализу деятельности предприятия.

Таблица 12 — 2-я производственная практика

Форма обучения Срок обучения Курс Семестр Кол-во недель
Очная 5 лет
  3 года
Заочная 5 лет 3 месяца
  3 года 3 месяца

 

Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:

1. В области менеджмента

Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.

Студенту необходимо:

1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия, дать рекомендации по их обновлению.

2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.

3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.

4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.

2. В области экономического анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Цель данного раздела – изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния и платежеспособности, комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.

На основе проведенного анализа следует сформировать предложение по повышению эффективности работы предприятия с учетом требований рынка.

Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 13, 14, 15, 16.

 


Таблица 13 — Размеры и основные экономические показатели деятельности предприятия

 

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1.Объем товарооборота без НДС (тыс. руб.) в текущих (или сопоставимых) ценах        
2. Издержки обращения, тыс. руб.        
3. Уровень издержек обращения в % к товарообороту       ´
4. Среднесписочная численность работников–всего, чел.        
5. В.т.ч. торгово – оперативного персонала        
6. Общая площадь магазина, кв.м        
7. В т.ч. торговые площади        
8.Объем товарооборота (тыс. руб.) в расчете:        
— на 1 работника        
— на 1 кв.м торговых площадей        
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
10. Уровень фонда оплаты в % к товарообороту       ´
11. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб.        
12. В т.ч. 1 торгового работника        
13. Среднегодовая стоимость основных фондов – всего, тыс. руб.        
14. В т.ч. основных производственных фондов        
15. Фондоотдача, руб.        
16. Фондовооруженность, тыс. руб./чел.        
17. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
18. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов        
19.Продолжительность 1 оборота, дней        
20.Средний товарный запас, тыс. руб.        
21. Оборачиваемость товарных запасов, число оборотов        
22. Время обращения товаров, дни        
23. Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб.        
24. Рентабельность текущих затрат, %       ´
25. Рентабельность продаж, %       ´
26. Рентабельность совокупного капитала, %       ´
           


Таблица 14 — Состав и структура товарооборота

 

  200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к
Товарные группы   тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. % 200_г., %
1. Товарооборот – всего   100,0   100.0   100,0  
2. В т.ч. – продовольственные товары              
— непродовольственные товары              
3. По каналам реализации:              
— магазины              
— палатки              
— ларьки              
— развозная торговля              
— разносная торговля              

 

Таблица 15 — Состав и структура издержек обращения предприятия

 

Статьи издержек 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1.Транспортные расходы              
2. Расходы на оплату труда              
3….              
             
             
Всего издержек   100,0   100,0   100,0  

Таблица 16 — Анализ финансового состояния предприятия

 

Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1. Коэффициент автономии        
2. Коэффициент финансовой зависимости        
3. Коэффициент мобильности собственного капитала        
4. Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом        
5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственным оборотным капиталом        
6. Коэффициент абсолютной ликвидности        
7. Коэффициент промежуточной ликвидности        
8. Коэффициент текущей ликвидности        
9. ип финансовой устойчивости        


3. В области коммерческой логистики

Целью данного раздела является проведение анализа в области логистики.

В данном разделе отчёта необходимо рассмотреть:

1. Анализ полной стоимости в логистике. Определение и основные принципы системного и подхода к организации материального потока. Провести сравнительную характеристику классического и системного подходов к организации материального потока при решении задач коммерческой деятельности.

2. Функции логистики на уровне предприятия. Функциональную взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства.

3. Принципиальную схему организационной структуры управления предприятием со службой логистики.

4. Выявить основные группы логистических посредников. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Провести контроль поставок. Провести расчет рейтинга поставщика.

5. Проанализировать логистический сервис в деятельности торгового предприятия.

6. Выбрать альтернативные виды транспортировок, критерии выбора. Провести сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.

7. Дать характеристику складскому хозяйству,

8. Провести логистический анализ к организации товародвижения.

Выводы и предложения

 

На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, потенциальные возможности и угрозы работы предприятия, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

Программа 3-й производственной (преддипломной) практики

Данная 3-я производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом подготовки специалиста и проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения дипломной работы. На этом этапе завершается формирование специалиста, способного решать сложные задачи.

Таблица 17 — 3 производственная (преддипломная) практика

Форма обучения Срок обучения Курс Семестр Кол-во недель
Очная 5 лет
  3 года
Заочная 5 лет 3 месяца
  3 года 3 месяца

 

Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:

1. В области менеджмента

Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.

Студенту необходимо:

1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия, дать рекомендации по их обновлению.

2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.

3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.

4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.

 

2. В области экономики

Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния. Система показателей и анализ эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.

В данной части отчета необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия (расчет основных экономических показателей деятельности предприятия).

Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц.

Источники информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.

Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 18, 19, 20, 21, 22, 23.

 

Таблица 18 — Состав и структура товарооборота

  200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к
Показатели тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. % 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.   100,0   100.0   100,0  
2. В т.ч. – продовольственные товары: — молочные товары — … — непродовольственные товары              
3. По каналам реализации:              
— магазины              
— палатки              
— ларьки              
— развозная торговля              
— разносная торговля              
             

 

Таблица 19 — Состав и структура товарных запасов на конец года

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % Тыс. руб. %
1.Продовольственные товары:              
             
— …              
2.Непродовольственные товары:              
             
— …              
ИТОГО:   100,0   100,0   100,0  

 

Таблица 20 — Состав и структура издержек обращения предприятия

  Статьи издержек 200_г. 200_г. 200_г. 200_г. к 200_г., %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1.              
2.              
3….              
             
             
Всего издержек   100,0   100,0   100,0  

 

Таблица 21 — Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии

 

  Показатели     200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах        
2. Среднесписочная численность работников, чел.        
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке        
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб.        
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб.        
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.        
8. Валовой доход, тыс. руб.        
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда        
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.:        
— выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг        
— прибыли        
— валового дохода        
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб.        

 

Таблица 22 — Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования

 

  Показатели     200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.        
2. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
3.Площадь магазина, кв. м.        
4.Фондовооруженность, тыс. руб./чел.        
5.Фондоотдача , руб.        
6. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м площади        
7.Прибыль на 1 кв.м. площади        
8. Рентабельность основных фондов, %        

 

 

Таблица 23- Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации

 

  Показатели   200_г.   200_г.   200_г. 200_г. к 200_г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. — в текущих ценах — в сопоставимых ценах        
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.        
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб.        
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб.        
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.        
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб.        
7. Чистая прибыль, тыс. руб.        
8.Среднесписочная численность работников, чел.        
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
10 . Фондоотдача, руб.        
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств        
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб.        
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб.        
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. — на 1 работника — на 1 оборот оборотных средств        

 

3. В области организации, технологии и проектирования предприятий

Целью данного раздела является проведение расчета и оценки показателей ассортимента на примере конкретного предприятия.

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортимент, который определяет принципиальное различие между товарами разных видов и наименований. Свойства ассортимента и расчет показателей на примере конкретной группы товаров (данные оформить таблицей 24).

Таблица 24 — Номенклатура свойств и показателей ассортимента

 

Показатели 200__ 200__ 200__ Примечание
Широта действительная        
Широта базовая        
Полнота действительная        
Полнота базовая        
Устойчивость        
Новизна        

 

Изучить виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров.

Провести оценки стратегии организации и технологии торговли, стратегии ассортиментной политики торгового предприятия, типа торгового предприятия по специализации, соответствие его фирменного наименования ассортименту предлагаемых товаров и услуг. Провести обоснование выбора стратегии режима работы магазина. Проанализировать стратегию размещения товаров в магазине (складе), выбор способов выкладки товара.

Характеризовать методы продажи товаров, оценить их эффективность использования. Оценить выполнение принципов организации торгово-технологического процесса, организацию и технологию операций по поступлению, приемке товаров.

Провести расчет технико-экономических показателей работы складов: оптово-складской товарооборот, грузооборот склада, стоимость складской переработки 1 тонны груза, производительность труда, эффективность использования складской площади, уровень механизации работ. Проанализировать деятельность предприятия исполнения законодательства по защите прав потребителей.

Оценить соблюдение правил розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин.

Оценить соблюдения правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, правил работы предприятий розничной торговли, правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, санитарных правил торговых предприятий, правил розничной торговли алкогольной продукции, правил продажи новых автотранспортных средств, правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, правил продажи меховых товаров.

 

4. В области организации коммерческой деятельности предприятий

Целью данного раздела является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии.

В данном разделе отчета следует проанализировать закупочную деятельность предприятия: источники поступления товаров, критерии выбора поставщиков, представить их сравнительный анализ. Следует оценить участие предприятия в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров, работе ярмарок и выставок. Изучить организацию процесса заключения и расторжения договоров поставки и купли-продажи. Проанализировать исполнение сторонами договорных обязательств. Изучить формы и методы продажи товаров, услуги торговли. Представить результаты исследования рыка: о конъюнктуре, основных конкурентах, посредниках, спросе покупателей. Проанализировать применяемые методы исследования рынка и прогнозирования тенденций его развития.

 

Выводы и предложения

 

На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

 

ОТЧЕТНОСТЬ по практике

По итогам производственных практик каждый студент оформляет отчет.

Общая структура отчета должна включать в себя следующие разделы:

— титульный лист (приложение 2);

— дневник прохождения практики (приложение 3);

— оглавление с указанием начальной страницы каждого задания;

— основная часть, включающая рассмотрение всех вопросов программы;

— выводы и предложения;

— приложения.

В конце отчета ставится дата его написания и подпись студента.

В приложении к отчету приводятся дополнительные документы, характеризующие деятельность предприятия.

Оформление отчета

· Страницы текста должны соответствовать формату А 4.

· Текст отчета должен быть выполнен машинописным способом через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер (кегль) – 14; тип Times New Roman.

· Размер полей вокруг текста составляет: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

· При выполнении необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

· Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами.

· Разделы следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописными (заглавными) буквами по центру страницы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

· Подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и записывать с прописной (заглавной) буквы с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

· Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.

· Подразделы (пункты) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела (подраздела).

Номер подраздела (пункта) включает номер раздела и порядковый номер подраздела (порядковый номер пункта), разделенные точкой, например, 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

· Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать его не следует.

· Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (то есть следует пропустить одну строку).

· Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

· Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

· Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

· Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и т.д.) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

· На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

· Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.

· Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

· Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

· Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку, без абзацного отступа, с ее номером через тире.

· Таблицу следует располагать в отчете сразу после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

· На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.

· Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом над другими частями таблицы пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

· Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета.

· Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной – если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

· Таблицы ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

· Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак (х).

· Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в ней. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

· Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

· В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

· Если в отчете только одна формула или уравнение (рисунок, таблица), то их обозначают цифрой 1.

· Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы и т.д. следует указывать их порядковым номером, например, «… в разд. 4», «…по формуле (3)», «… в таблице 1», «…на рис. 8», «…в приложении 6».

· Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте отчета.

· Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение».

· Если приложений в отчете больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

· Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в отчет без изменения в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер. Страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Подготовленные страницы отчета должны быть сшиты (переплетены) и сложены в папку.

Сроки сдачи отчета и дату защиты назначает деканат факультета экономики ВятГГУ, кафедра коммерции и маркетинга.