Методологические и методические основы тренинговой работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..….3

1.Методология подготовки и проведения тренингов……………………….….6

1.1.Преимущества групповой формы психологической работы…………..…..7

1.2.Групповая динамика………………………………………………………….8

1.3.Общие тренинговые методы………………………………………………..10

1.4.Групповая дискуссия, как метод групповой психологической работы…………………………………………………………………………….15

2.Методические разработки занятий группы социально-психологического тренинга…………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………………26

Психологический тренинг к началу 21 века внедрился во все сферы общественной жизни и стал неотъемлемой частью не только психологического обслуживания, но и обучения.

Везде, где присутствует «человеческий фактор», есть место для психологического тренинга. Он применяется в медицине и образовании, в политике и менеджменте, на производстве и спорте, для регуляции отношений в семье и в больших коллективах и т.д.

Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.

Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «тренинг- это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений». /6, стр. 645/

Следует отметить, что психологический тренинг, как метод практической психологии есть форма групповой психологической работы. Поэтому, несмотря на возможное применение его некоторых видов при индивидуальной психокоррекции, его теоретика – методологические и процедурно – методические основы являют собой систему принципов психологической работы с коллективом и в коллективе.

Указанная система включает в себя ряд общих методических принципов, определяющих психологический тренинг, как самостоятельный метод психологического моделирования и практической психологии, и ряд специфических требований, определяющих особенности реализации общих принципов ведения тренинга, в зависимости от взглядов на его назначение и на стиль руководства. Общеметодическая сторона психологического тренинга предопределена его ролью активного метода обучения с широким спектром психокоррекционных эффектов.

10 стр., 4588 слов

Социально-психологические методы и формы работы с семьей

... психологические методы работы с семьей Задачи исследования: определить типы и категории семей, нуждающихся в социально психологической помощи; изучить основы социально психологической работы с семьей; раскрыть социально психологические методы работы с семьей Методы исследования: Основным методом ...

Главными особенностями психологического тренинга, определяющими его статус среди множества методов психологии являются:

— повышенная активность участников;

— игровой характер;

— обучающая направленность;

— систематическая рефлексия;

— групповая форма поведения.

Таким образом, психологического тренинга является специфической формой групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея – использование феномена взаимовлияний участников для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях. А поскольку влияние группы на личность есть феномен – социально психологический, постольку, видимо, в настоящее время множество разновидностей психологического тренинга объединяется наименованием «социально- психологический тренинг» (СПТ).

Социально-психологический тренинг входит в число, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.

В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

Предмет исследования – тренинговая работа.

В своей курсовой работе я ставила следующие задачи:

1.Изучить современную психолого–педагогическую литературу по данному вопросу;

2.Дать характеристику основных понятий и определений;

3.Выявить особенности методологических и методических основ тренинговой работы.

Для достижения поставленных целей мною были использованы научно–педагогические методы: изучение и анализ исследуемого вопроса.

Учебная цель — усвоить сущность и формы тренинговой работы.

Методы, использующиеся в тренинговой работе

Групповая дискуссия. Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы. По процедуре групповая дисскусия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное обсуждение, сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой теме (проблеме).

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...

... испытательного срока . Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .1 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .2 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными ... внутренне и внешне согласованных норм. Целью курсовой работы является раскрытие социально-психологических технологий работы с условно-осужденными, а так же обозначение ...

Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

Можно выделить три типа групповых дискуссий:

— с биографической ориентацией, в ходе которой группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника;

— тематические дискуссии с обсуждением вопросов и проблем, значимых для всех членов группы, например в группе педагогов: «Конфликты с детьми», «Родители и педагоги» и др.

— с ориентацией на взаимодействие. Этот тип ориентирован на динамику групповой дискуссии, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции.

Для активизации участников групповой дискуссии можно использовать процедуры типа: высказывание по кругу; метод эстафеты – каждый передает слово тому, кому считает нужным; высказывание за определенный промежуток времени. /15, стр.125/.

Групповые занятия могут происходить, как в достаточно больших группах, что бы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, что бы каждый участник был вовлечен в действие. С увеличением числености группы возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий. Возрастает вероятность появления подгрупп. Так психоаналитическая групповая терапия обычно предполагает обычно маленькие группы от 6-10 человек. Существует противоречивость относительно выбора сходства и различий участников. /5, стр.28/.

Анализ конкретных ситуаций. Этот метод стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» и «там и тогда» (случаи из профессиональной практики, личной жизни).

Способы анализа конкретных ситуаций могут быть следующие:

1.Группа разбивается на 2 подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем мнения подгрупп сталкиваются;

2.Заданную ситуацию каждый решает самостоятельно. Сама возможность описания позволяет более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свое место в ситуации.

Разыгрывание ролевых ситуаций. Разыгрывание ролевых ситуаций очень важно, поскольку позволяет увидеть члена группы не просто в процессе межличностного взаимодействия в группе, а в исполнении определенной социальной роли. Разыгрывание ролей завершается обсуждением увиденного и услышанного. Важно, что бы все учавствующие в проигрывании высказались, насколько им импонировала та или иная роль. С кем было труднее играть, а с кем легче, какие чувства вызывали друг у друга участники игры. Отдельно обсуждается вопрос о психологической и педагогической оправдонности действий в соответствии с поставлеными целями. В группе обсуждается вопрос, что существенного было замечено в поведении данного члена группы. Вначале участник игры высказывается а потом все остальные участники группы.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам ... реакция). Основная задача – предсказывать по ситуации реакцию или наоборот. «+» психология стала на естественный путь развития, появился метод эксперимента, расширился спектр изучаемых объектов, развитие получили ...

ПСИХОДРАМА. Психодрама является близкой к разыгрыванию ролевых ситуаций. В ней участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, связанные с личной историей жизни субъекта и имеющие для него эмоциональную значимость. Последняя как бы обновляется и проявляется в процессе психодрамы.

ПРОЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. Проективное рисование рассматривается как вспомогательный метод групповой работы. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства, мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

В проективном рисовании используют следующие методики (классификация С. Кратохвила):

— свободное рисование (каждый рисует, что хочет);

— коммуникативное рисование (члены группы работают с выбранными партнерами в парах, у каждой пары свой лист бумаги, но они общаются с помощью образов, линий, красок);

— дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д.);

— совместное рисование (несколько человек или вся группа рисуют на одном листе, например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.).

Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы и т. п.) передаются эмоциональные переживания субъекта. Существует два способа работы с готовыми рисунками: 1) демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного в содержании; 2) разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

ПСИХОГИМНАСТИКА. Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика является эффективным средством оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела», а также пространственно-временные характеристики общения. Понимание невербального языка особенно важно в профессии педагога.

Темы психогимнастических упражнений могут быть самыми разнообразными, но их можно отнести к шести различным областям (классификация А. Юновой):

— ежедневные житейские ситуации («Выход из дому», «Приход на работу», «Чутко отнестись к кому-либо» и т.д.);

— проблематика отдельных членов группы («Какой я есть», «Каким меня видят окружающие», «Каким бы хотел быть», «Что для меня самое главное в моей профессии» и т. п.);

— типичные человеческие конфликты. Тема формулируется как наиболее .общая, чтобы каждый мог выразить в ней свои собственные проблемы («Преодоление преграды», «Запретный плод», «Встреча на узкой дорожке», «Утешение обиженного ребенка»);

12 стр., 5635 слов

Тема 1.Психология как наука.Методы психологии

... Домашенко И.А. Атлас по психологии. Инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое ... общения. Уровни, качества общения. Динамика общения. Интерактивные методы: Тренинг ассертивности и общения Упражнение 1. первое знакомство ... Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей ... об изучаемом качестве. Литература. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. ...

— отношения в группе («Показать свое отношение к другим», «Выбор членов группы», «Пребывание на безлюдном острове» и др.);

— фантазии и сказки («Кем из героев сказки ты бы мог быть?», «Бал-маскарад», «Что бы я делал, если бы был добрым волшебником?», «Каким бы ты хотел стать, если бы был заколдован?» и др.);

— источником психогимнастических упражнений может быть и отношение к группе, к самому процессу обучения («Чувство, с которым я пришел в группу», «Отношение к обучению в группе», «Что бы группа делала, если бы не было ведущего?» и т. д.).

После проигрывания можно использовать различные варианты анализа, чтобы свои переживания высказали, как участники группы, так и наблюдавшие за ней члены группы.

Музыкотерапия. Этот метод может снять усталость, напряжение у участников тренинга. Психогимнастику также возможно проводить на фоне музыки. /15, стр.127/.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Атватер И. Я Вас слушаю. – М.: Экономика, 2000. – 211 с.

2. Бакли Р. Кейпл Дж. Теория и практика тренинга.–Спб.:Питер, 2002–352 с.

3. Борисова В.Г. Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении.–М.,2001. – 250 с.

4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999 – 301 с.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия: теория и практика.М.: Прогресс, 1990.-368 с.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер КОМ, 1999 – 752 с.

7. Кроль Л.М. Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь.-М.: независимая фирма «Класс», 2002. – 192 с.

8. Психология: Учебник для студентов/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной.-М., Издательский Центр «АКАДЕМИЯ», 1999.-464 с.

9. Ломоф Б.Ф. Сознание, как идеальное отражение. / Б.Ф. Ломоф// Психология сознания: хрестоматия по психологии/ по ред Л.В. Куликова.–Спб., 2001– 311 с.

10. Л.Д.Столяренко «основы психологии». Учебное пособие (серия «Высшее образование»), 2003 – 400 с..

11. Ли Д. Практика группового тренинга. — Спб.: Питер, 2004 – 314 с.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1:Общие основы психологии–688 с.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Психология образования – 496 с.

14. Макшанов И.В. Психология тренинга. Спб.: Речь, 2005 – 380 с.

15. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1998. – 352 с.