Ярославский филиал
Методические указания по выполнению контрольных работ
Безопасность жизнедеятельности
Для направлений подготовки бакалавров
38.03.02 «Менеджмент»
По заочной форме обучения
Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
г. Ярославль, 2015
Введение
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным элементом обучения бакалавров и служит допуском к зачету — промежуточной аттестации знаний по данной дисциплине.
Выполнение контрольной работы способствует:
· закреплению и углублению знаний студентов по изучаемой учебной дисциплине;
· приобщению студентов к самостоятельной творческой работе с научной литературой, умению находить основные и дискуссионные положения, относящиеся к рассматриваемой проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал и на его основе делать аргументированные выводы;
· обучению студента последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли по вопросам, освещенным в научной литературе, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.
После завершения лекционного курса и обсуждения вопросов на интерактивных занятиях каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Следует тщательно подготовиться к выполнению контрольной работы.
Положительного результата можно достичь при условии регулярного посещения лекций, активного участия в работе на интерактивных занятиях, самостоятельной работе по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, предъявляемых к ней.
Общими требованиями к контрольной работе являются:
· четкость построения плана контрольной работы,
· логическая последовательность изложения материала,
· убедительность аргументации основных положений работы,
· краткость и точность формулировок,
· конкретность изложения результатов работы,
· обоснованность выводов и предложений.
Порядок подготовки контрольной работы
Контрольная работа подготавливается студентом самостоятельно под руководством преподавателя, закрепленного кафедрой, отвечающей за данное направление подготовки.
Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий ...
... - использовать психологические знания в целях решения психологических задач; - решать контрольные тестовые задания Психологические умения могут иметь следующие уровни усвоения: 1-й ... включает в себя следующие виды работы: аудиторная работа (лекции, семинары) и самостоятельная работа (конспектирование литературы, написание реферата, индивидуальная работа и работа в подгруппах). По окончании изучения ...
Рекомендуется следующий порядок подготовки контрольной работы.
1. Выбор темы контрольной работы.
2. Изучение источников (литературных, статистических документов, материалов фирмы и т.п., а также настоящих методических указаний и методических указаний по оформлению контрольных работ).
3. Подготовка плана работы, уточнение темы, согласование с руководителем.
4 .Написание контрольной работы.
5. Сдача на проверку руководителю.
Отдельные, наиболее важные, этапы подготовки контрольной работы рассмотрим подробней.
Выбор темы контрольной работы
Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента. Так, например, студент Петров должен выполнить вариант 6 (см. таблицу).
Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы | Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы |
А-Д | О-Р | ||
Е-З | С | ||
И | Т-Х | ||
К | Ц-Ш | ||
Л-Н | Э-Я |
Вопросы контрольного задания, требуют подробного освещения теоретических вопросов.
Выполнение тестового задания предполагает знание теоретического материала дисциплины и владение категориальным аппаратом. При ответе на тест преподаватель будет уделять внимание наличию обоснования ответа.
При выполнении практического задания важно подробно описать каждое действие и дать аргументированное и обоснованное объяснение.
Методика выполнения контрольной работы
Выполнение контрольной работы осуществляется после усвоения лекционного материала, практических занятий по дисциплине и самостоятельного систематического изучения теоретического материала до начала экзаменационной сессии. Выполненную контрольную работу студент представляет в учебную часть для проверки ее преподавателем за месяц до начала сессии.
Все контрольные теоретические вопросы являются составной частью экзаменационных вопросов, поэтому работа над изучением материала контрольных теоретических, практических вопросов и контрольных тестовых заданий позволит качественно подготовиться к экзамену.
4.1. Ответ на теоретический вопроспредполагает изложение его сущности, проиллюстрированное при необходимости графиками, формулами и таблицами. При рассмотрении теоретического вопроса приводятся статистические данные по Российской Федерации, а также нормативные правовые документы в области безопасности дижнедеятельности. При использовании литературных источников в обязательном порядке должны быть сделаны ссылки на них. Ссылки по тексту изложения теоретического материала на литературные источники оформляются в квадратных скобках и нумеруются в соответствии с библиографическим списком, представленном в контрольной работе студента.
4.2. Выполнение тестовых заданийпредполагает выбор одного правильного варианта ответа из нескольких предложенных. При этом необходимо не только дать правильный ответ на контрольное тестовое задание, но и обязательно привести его обоснование со ссылкой на литературный источник, а на собеседовании по контрольной работе – объяснить свой выбор.
4.3. Для выполнения практического задания студент должен ответить на поставленные вопросы, разобрать ситуации, дать пояснения и сделать выводы. При разработке практического заданияосновное внимание следует уделить правильности подбора фактологического материала, т.е. необходимо учесть, что данные должны быть достоверными и позволяют раскрыть содержание предлагаемой проблемы. Опираясь на теоретические положения, представленные в научной литературе, в обязательном порядке должны быть сделаны ссылки на них. Ссылки оформляются в квадратных скобках и нумеруются в соответствии с библиографическим списком, представленном в контрольной работе студента.
Тематика контрольных работ по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Вариант 1
Контрольный теоретический вопрос
Глобальные проблемы человечества на современном этапе.
Контрольные тестовые задания
1. Гомосфера — это:
1)пространство, где находится человек в процессе своей деятельности;
2)экологически опасный участок леса;
3)пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;
4)пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.
2. Чрезвычайная ситуация — это:
1)состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;
2)авария, катастрофа;
3)угроза жизнедеятельности человека;
4)состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.
3. Мониторинг окружающей среды означает:
1) наблюдение и прогноз;
2) анализ и прогноз;
3) наблюдение, анализ и прогноз.
Практическая ситуация
Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия.
Вариант 2
Контрольный теоретический вопрос
Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Контрольные тестовые задания
1. Факторы травмоопасных условий труда вызывают:
1) риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены;
2) временную утрату трудоспособности;
3) негативные, но обратимые функциональные нарушения организма;
4) развитие хронических заболеваний.
2. Все опасности по источникам возникновения классифицируются на:
1) естественные;
2) допустимые;
3) прогнозируемые;
4) действующие на человека.
Опасность
1) любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека
2) неотъемлемая отличительная черта деятельности человека
3) исключение нежелательных последствий
4) любые явления, вызывающие отрицательные эмоции.
Практическая ситуация
Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Химическое поражение». Ваши действия (по всем видам химических поражений).
Вариант 3
Контрольный теоретический вопрос
Чрезвычайные ситуации мирного времени, их классификация и характеристика.
Контрольные тестовые задания
1. Коллективные средства защиты (защитные сооружения) предназначены для защиты:
1)населения от всех поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях;
2)от высоких температур, вредных газов от горящих предметов;
3)от взрывоопасных радиоактивных СДЯВ и ОВ;
4)от ударной волны и светового излучения ядерного взрыва.
2. Осветительные приборы подвешены к потолку параллельно оконным проемам, этим обеспечивается последовательное отключение осветительных приборов в зависимости от интенсивности естественного освещения. Подобное освещение называется:
1) общим;
2) аварийным;
3) местным;
4) охранным;
5) сигнальным.
3.Предельно допустимая концентрация (ПДК):
1. количество вредного вещества в окружающей среде, практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у потомства.
2. предельная концентрация вредного вещества, превышение которой вызывает серьезные заболевания.
3. норма выбросов вредных веществ для промышленных предприятий.
4. предельная концентрация отравляющего вещества, при которой человек ещё остается жив.
Практическая ситуация
Вы едете в вагоне поезда метро. Началось задымление, пожар. Ваши действия.
Вариант 4
Контрольный теоретический вопрос
Организация и действие государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на всех уровнях).
Контрольные тестовые задания
1. Дезинфекция:
1)процесс уничтожения насекомых сельскохозяйственных вредителей;
2)уничтожение и удаление возбудителей инфекционных болезней человека;
3)профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний;
4)уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболеваний животных.
2. Средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях подразделяются на:
1) индивидуальные;
2) первой медицинской помощи;
3) групповые;
4) коллективные.
Действие электрического тока на человека
1. всегда положительное
2. физическое, химическое
3. термическое, электролитическое, биологическое
4. механическое, психофизиологическое
Практическая ситуация
Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Радиационное поражение». Ваши действия.
Вариант 5
Контрольный теоретический вопрос
Обеспечение безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера.
Контрольные тестовые задания
1. Террор:
1) физическое насилие, в том числе и физическое уничтожение;
2)уничтожение (повреждения) имущества и других материальных объектов;
3)устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам;
4)посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
2. Цели терроризма заключаются в:
1) дестабилизации власти;
2) устрашении населения;
3) уничтожении физических лиц;
4) криминализации общества;
5) нарушении общественной безопасности;
6) нанесении материального ущерба.
3. Взятие заложников означает:
1) уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов;
2) преступление, при котором происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники;
3) нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;
4) уничтожение физических лиц;
5) применение оружия массового поражения.
Практическая ситуация
Вы находитесь на рабочем месте. Происходит захват заложников. Ваши действия.
Вариант 6
Контрольный теоретический вопрос
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Контрольные тестовые задания
1. Социально-экономическими угрозами деятельности фирмы являются:
1) конфликты в коллективе;
2)противоправная деятельность органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов;
3)деятельность органов законодательной и исполнительной власти, приводящая к крупным экономическим убыткам;
4) угрозы техногенного характера.
2. Государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики) заключается в:
1) обеспечении способности экономики функционировать в режиме расширенного
воспроизводства без критической зависимости от импорта;
2) повышении эффективности использования природных ресурсов;
3)улучшении использования имеющихся производственных мощностей;
4)росте производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.
3. К критериям экономической безопасности относят:
1) ресурсный потенциал страны;
2) уровень и качество жизни;
3) конкурентоспособность экономики;
4) целостность территории.
Практическая ситуация
Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия.
Вариант 7
Контрольный теоретический вопрос
Чрезвычайные ситуации мирного времени, их классификация и характеристика.
Контрольные тестовые задания
1. В программных документах Всемирной программы действий «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
1) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
2) вопросам борьбы с бедностью;
3) вопросам обеспечения здоровья населения;
4) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.
2. Устойчивое развитие — это процесс:
1)позволяющий обеспечить стабильное социально экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем;
2)обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
3)оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;
4) экономического и социального развития общества.
3. Пороговые значения безопасности — это:
1)параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
2)количественные показатели, характеризующие предельно допустимый уровень снижения объемов производства;
3)количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
4)количественные показатели, характеризующие состояние и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
Практическая ситуация
У пострадавшего кровотечение. Необходимо его остановить. Расскажите о видах кровотечения и правилах их остановки.
Вариант 8
Контрольный теоретический вопрос
Защитные сооружения для укрытия людей, их классификация, требования, предъявляемые к ним
Контрольные тестовые задания
1.Виды жизнеобеспечения населения
1) психологическая подготовка
2) обучение населения действиям в ЧС
3) обучение населения по ГО
4) сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально – технические средства для удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей.
2. Первоочередными потребностями населения в чрезвычайных ситуациях являются
1) набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС
2) часть системы жизнеобеспечения населения в ЧС
3) организационная структура систем жизнеобеспечение населения в ЧС
4) автономные технические средства и запас материальных ресурсов
3. В основе ошибочных действий и неправильного поведения человека в различных ситуациях лежат
1) запредельные формы психического напряжения
2) длительные психические напряжения
3) умеренное и повышенное напряжение
4) неблагоприятные факторы
Практическая ситуация
У человека сильный ожог. Расскажите о правилах оказания первой помощи (с учетом площади поражения и степени ожога).
Вариант 9
Контрольный теоретический вопрос
Биологически-опасные объекты, защита населения при авариях на биологически-опасных объектах.
Контрольные тестовые задания
1. Здоровье
1) полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не толькоотсутствие болезней или физических дефектов
2) главная функция живой материи
3) отражение психических функций человека
4) наука, изучающая строение тела человека.
2. Биологический смысл боли в том, что она мобилизует организм на борьбу за самосохранение, являясь
1) сигналом опасности
2) сигналом безопасности
3) сигналом раздражения
4) сигналом расслабления
3. Можно ли отнести СПИД к группе кровяных инфекций
1) нет, так как он относится к кишечным инфекциям
2) нет, так как он относится к инфекциям наружных покровов
3) да, хотя основной путь заражения СПИДом половой
4) нет, так как он не передаётся кровососущими насекомыми
Практическая ситуация
У пострадавшего перелом. Ваши действия (расскажите о видах переломов, правилах наложения шины).
Вариант 10
Контрольный теоретический вопрос
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Контрольные тестовые задания
1. Для нейтрализации СДЯВ на одежде используются:
1) устройства водяных завес;
2) способы кипячения и обработка паром;
3) способы обработки поверхностно-активными веществами;
4) способы нанесения «локализующих пленок».
2. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:
1) смоделировать процесс их возникновения и развития;
2) предусмотреть место возникновения и масштаб на объектах экономики;
3) оценить возможные поражающие факторы;
4) определить возможные масштабы последствий.
3.Формальдегид встречается в строительных материалах, как примесь и провоцирует возникновение
1) онкологических заболеваний
2) инфекционных заболеваний
3) психических заболеваний
4) респираторных заболеваний
Практическая ситуация
Устройство и правила поведения людей в убежище, в укрытии.
Требования к контрольной работе. Контрольная работа студента заочной формы обучения выполняется в письменном виде и сдается на проверку в учебную часть за месяц до начала сессии
Контрольная работа студента заочной формы обучения выполняется в письменном виде и сдается на проверку в учебную часть за месяц до начала сессии. Если она отвечает установленным требованиям высшей школы по содержанию ответов, то возвращается студенту на руки с резолюцией «зачтено».
Контрольная работа должна состоять из введения, теоретического раздела, заключения и списка литературы.
1. Введение (2-3 страницы).
Включает обоснование актуальности темы контрольной работы, обзор использованной литературы со ссылками, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, характеристику методов исследования.
2.Теоретическая часть представляет собой системное изложение теории вопроса.
3. Заключение. Основные выводы по разделам контрольной работы.
4.Список литературы в алфавитном порядке, включая в конце списка ссылки на материалы Интернет.
Порядок оформления контрольной работы
Контрольная работа оформляется в соответствии с установленными требованиями. Она должна содержать титульный лист (приложение 1).
Список использованной литературы начинается с указания монографий и учебников в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названий работ, затем приводятся статьи из периодической печати. После этих источников перечисляются адреса использованных интернет-ресурсов.
Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется гарнитурой шрифта Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание текста по ширине, отступ абзаца — 1,25см. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами. Каждый раздел должен начинаться с нового листа.
Текст контрольной работы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее –2 см, правое – 1,5 см, левое – 2-3 см, нижнее – 2 см.
Нумерация страниц начинается с лицевого титульного листа, при этом номер на нем не ставится. Номера страниц проставляются арабскими цифрами внизу «от центра».
В тексте могут присутствовать таблицы. Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. В тексте должны быть ссылки на таблицу. На все таблицы должны быть ссылки. Заголовок таблицы должен быть кратким и отображать содержание таблицы.
Рисунки следует располагать в тексте сразу после ссылок на них. Заголовок рисунка должен быть кратким и отображать содержание.
Оформленная работа представляется в распечатанном виде на стандартных листах А4 (текст на одной стороне).
Общий объем контрольной работы должен составлять 20-25 листов.
На последней странице контрольной работы студент должен поставить подпись и дату ее сдачи на рецензию.
Список рекомендуемой литературы
Федеральные законы РФ
· «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ в редакции от 01.04.2012 г. № 23-ФЗ
· «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ в редакции от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ
· «О радиационной безопасности населения» от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ в редакции от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ
· «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ в редакции от 23.12.2010 г. № 377-ФЗ
· «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ в редакции 08.11.2011 г. № 309-ФЗ
· «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ
Указы президента РФ
· «О гражданской обороне» от 08 мая 1993 г. № 643
· «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996 г. № 784 в редакции от 08.05.2005 г. № 531
· «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 2003 г. № 991 в редакции от 11.07.2004 г. № 868
· «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 в редакции от 02.09.2012 г. № 1258
· «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» от 13 ноября 2012 г. № 1522