4. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В. Ломоносов. Преподавание словесности во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков.
5.Понятия «государственный язык», «язык межнационального общения», «международные языки». Языки народов Казахстана. Закон о языках РК.
6.Метод творческого чтения как основной метод изучения художественной литературы. Основные приёмы этого метода.
7 . Опрос как средство развития читателя-школьника.
8.Эвристический метод как метод частных открытий. Основные его приёмы. Эвристическая беседа – один из основных приёмов анализа художественных произведений в средних и старших классах.
9. Наглядность, используемая на уроках русского языка. Типология наглядных пособий и их методическая характеристика. Методика работы с наглядными пособиями разного типа.
10.Объяснительно-иллюстративный или излагающий метод. Основные его приёмы: различные виды слова учителя; предварительный комплексный комментарий; рассказ или лекция с элементами беседы и другие.
11. Содержание, структура и принципы построения действующих учебников русского языка, соответствие их современному уровню развития лингвистики, общедидактическим принципам и основополагающим категориям современной методики преподавания русского языка. Учебно-методические комплексы по русскому языку.
12. Анализ программ по литературе для IX, X, XI классов.
13. Методика изучения фонетики и орфоэпии в школе. Анализ программного материала и учебников. Методические подходы, организация деятельности, формы контроля.
14. Чтение и анализ литературных произведений. Виды чтения литературных произведений.
15. Формы организации учебно-воспитательного. процесса по русскому языку в школе. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы.
16.Типы уроков по литературе. Классификация Н.И. Кудряшёва
17. Современные требования к урокам русского языка. Классификация уроков русского языка и основные компоненты каждого из структурных типов урока. Анализ урока русского языка и требования к нему.
18. Вступительные занятия и подготовка учащихся к восприятию текста, чтение произведения и ориентировочные задания.
Кем составлено. От кого поступил запрос, какой (локус-жалоба). ...
... задание, только приносит тетради и учебники, особенно «тяжело» даются основные предметы – математика и русский язык. Жалоба: ученик не усваивает программу обучения во 2 классе. ... поступил запрос, какой (локус-жалоба). Медицинский, психологический анамнез. Гипотезы. Методы и методики. Анализ диагностических данных. Подтверждение гипотез(ы). Рекомендации. Заключения составляются каждым студентом Запрос ...
19. Методика изучения орфографии. Принципы русской орфографии и вытекающие из них методы работы с орфограммами. Основные понятия методики орфографии: орфограмма, орфографическая зоркость, орфографическая грамотность.
20. Пути анализа литературного произведения. Анализ «вслед за автором», пообразный, проблемный. Выбор пути анализа в зависимости от уровня литературного развития учеников.
21.Методика обучения пунктуации. Принципы русской пунктуации и принципы методики обучения пунктуации. Роль интонации для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. Пунктуационный разбор. Система пунктуационных упражнений.
22.Обзорные темы (назначение, их виды: вводные обзоры; обзоры, связанные с монографическими темами; итоговые обзоры).
Методика проведения обзорных тем.
23. Методика изучения лирических произведений. Специфика изучения и восприятия лирических произведений. Методы и приёмы анализа лирических произведений.
24.Монографические темы. Их содержание, структура и методика проведения.
25. .Изложение как метод развития связной письменной речи. Типология изложений и особенности методики их проведения. Изложение как путь подготовки учащихся к сочинению.
26. Урок как основная единица организации учебно-воспитательного процесса. Проблема типологии уроков в дидактике и методике.
27. Сочинения и их виды. Методика работы над сочинением.
28. Назначение, специфика и основные виды вводных (вступительных) занятий по литературе. Основные методические приёмы проведения – комплексный комментарий; рассказ или лекция учителя с элементами беседы и т.д. Заочные экскурсии на родину писателя или поэта на вступительных занятиях по литературе.
29. Обогащение словаря учащихся на уроках русского языка. Цели, задачи, содержание работы и основные принципы работы по обогащению словарного запаса учащихся. Пути обогащения словаря учащихся.
30. Чтение художественного произведения: первое и вторичное чтение; приёмы чтения – чтение по книге; художественное рассказывание прозы, чтение наизусть и другие. Классное и домашнее чтение. Обучение выразительному чтению на уроках литературы.
31. Методика изучения русской фонетики и орфоэпии. Содержание школьного курса фонетики. Характеристика фонетико-орфоэпического минимума русского язык. Характер и типы фонетико-орфоэпических упражнений.
32.Задачи школьного анализа литературного произведения. Пути анализа литературных произведений в школе («вслед за автором», анализ системы образов, проблемный).
33. Контроль за сформированностью речевых умений учащихся. Способы контроля за сформированностью коммуникативных умений. Критерии оценки за содержание и оформление изложений и сочинений.
34. Заключительный этап работы над литературным произведением. Рассмотрение произведения в контексте всего творчества писателя. Обобщение и систематизация изученного материала.
35.Место фразеологии в структуре школьной программы. Отбор фразеологического минимума. Приёмы семантизации фразеологизмов и активизация их в речи учащихся. Фразеологические словари и их применение на уроках русского языка.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА
Можно использовать оба варианта по отношению к одним и тем же испытуемым. Используется два набора качеств. Первый взят из известного вопросника Университета Огайо (LBDQ) — это описание 20 поведенческих проявлений двух лидерских стилей: а) доброжелательного (центрированного на человеке); б) структурирующего. Второй набор содержит три перечня качеств: а) маскулинных; б) ...
36.Изучение эпических произведений в школе. Общие для всех эпических произведений компоненты анализа: тема, проблематика, сюжет, образы героев и т.д. Основные методические приёмы изучения эпических произведений: эвристическая беседа, комментированное чтение, использование наглядности и т.д.
37.Методика изучения состава слова и словообразования. Лингвистические основы обучения составу слова и словообразованию. Основные принципы, методы и приёмы изучения словообразовательных понятий. Морфемный и словообразовательный анализы, методика их проведения. Характер и типы словообразовательных упражнений.
38.Изучение драматических произведений в школе, особенности комплексного комментария при изучении драмы; беседы – репродуктивная и эвристическая; «парад» действующих лиц; использование ТСО и т.д.
39. Методика изучения грамматики. Соотношение грамматической теории и речевой практики при обучении русскому языку. Практическая направленность изучения грамматики. Основные принципы работы по грамматике в школе. Взаимосвязанное обучение морфологии, фонетике и лексике на синтаксической основе. Структура школьного курса грамматики. Трудности изучения грамматического материала. Виды упражнений при обучении русской грамматике (языковые, речевые; аналитические, синтетические).
Грамматический разбор, его виды и методика проведения.
40.Изучение русской лирики в школе . Основные принципы изучения лирических произведений.
41.Содержание и принципы построения школьного курса морфологии. Лингвистические основы изучения знаменательных и служебных частей речи. Особенности усвоения именных частей речи. Методика введения морфологических понятий.
42.Формирование теоретико-литературных понятий на уроках русской литературы. Основные этапы работы над теоретико-литературным понятием.
43.Содержание и принципы построения курса синтаксиса в школе. Лингвистические основы обучения синтаксису русского языка. Методы и приёмы изучения синтаксических конструкций на средней и старшей ступенях обучения русскому языку.
44.Основные виды письменных работ по русской литературе (изложение, сочинение, письмо по памяти, работ над планом и т.д.).
Методика их проведения .
45. Орфография в школьном курсе русского языка. Особенности русской орфографии и основные приёмы изучения различных типов написаний. Работа по орфографии в связи с обучением лексике, фонетике, словообразованию и морфологии. Основные приёмы и виды упражнений по орфографии.
46.Основные виды работ по развитию устной речи учащихся на уроках русской литературы: ответы на вопросы репродуктивного и эвристического характера; различные виды пересказов; выразительное чтение и заучивание; подбор цитат из литературного произведения и т.д. Понятие о речевом этикете.
47.Методика проведения диктантов. Типология орфографических и пунктуационных ошибок учащихся. Методика работы над орфографическими и пунктуационными ошибками.
48.Основные виды внеклассной и внешкольной работы по русской литературе в школе.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
... Основной задачей общества ставилось способствование распространению отечественной словесности, но в то же время указывалось на необходимость этнографического и лингвистического изучения местного края. Параллельно велось исследование местных русских ... и психологических процессов в языке. Казанская, лингвистическая школа, будучи школой неограмматической, не ставила вопроса о специфике языковых ...
49 Методика обучения пунктуации. Пунктуация в школьном курсе русского языка. Особенности
50. Внеклассное чтение и методика его проведения.