1
Министерство образования Российской Федерации Всероссийский заочный
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Программа, методические указания по выполнению аудиторной работы,
вопросы для повторения, психологические тесты. Для студентов II курса специальностей:
061000 — «Государственное и муниципальное управление»,
061100 — «Менеджмент организации»,
061500 — «Маркетинг»
и студентов III курса специальностей: 060400 — «Финансы и кредит»
060500 — «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Кафедра философии |
|
Êóðñ |
— II, III |
Лекции |
— 16 ÷. |
Практические занятия |
— 4 ÷. |
Всего |
— 20 ÷. |
Количество аудиторных работ — 1 |
|
Зачет |
— II êóðñ |
Зачет |
— III êóðñ |
Москва 2001
2
ÁÁÊ 65.24ÿ73
Программу разработала:
доцент, кандидат философских наук Титова Л.Г. Ответственный редактор:
доктор философских наук, профессор Лавриненко В.Н.
Программа одобрена на заседании
Проректор по УМР, председатель НМС, профессор
Д.М. Дайитбегов
Деловое общение. Программа. Методические указания по выполнению аудиторной работы, вопросы для повторения, психологические тесты. Для студентов II курса специальностей 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 — «Менеджмент организации», 061500 — «Маркетинг» и студентовIII курса специальностей 060400 — «Финансы и кредит», 06.05.00 — «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / ВЗФЭИ. — М.: 2001.
ÁÁÊ 65.24ÿ73
© Всероссийский заочный
3
Программа
1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
Условием успешной профессиональной деятельности экономиста, менеджера, бизнесмена, предпринимателя выступает умение общаться с людьми. В качестве визитной карточки предпринимателя выступает его положительная репутация на рынке, честность и порядочность в отношениях с партнерами. Деловой риск и получение прибыли не имеют ничего общего с нарушением этических норм предпринимательской деятельности. Поэтому важнейшей целью преподавания дисциплины «Деловое общение» является формирование у студентов как у будущих специалистов высокой культуры делового общения. В качестве неотъемлемых компонентов этой культуры могут служить такие, как: овладение способами межличностного общения в деловой коммуникации; усвоение этических норм и принципов делового общения; приобретение навыков успешного проведения деловых переговоров.
Являясь необходимой составной частью современного гуманитарного образования, дисциплина «Деловое общение» призвана выполнить и важнейшую
4
сионалов цивилизованного рынка на эффективное сотрудничество с деловыми партнерами. Преуспеяние в деловом мире может достигаться лишь на основе сочетания профессионализма с эффективной деловой коммуникацией, при неуклонном следовании этике бизнеса и предпринимательства.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Главная задача изучения дисциплины «Деловое общение» — реализация требований, которые установлены Государственным стандартом высшего профессионального образования. Эти требования предусматривают обучение студентов эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностике конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Важнейшим требованием Государственного стандарта является формирование у студентов представлений об универсальных этических нормах и принципах делового общения и о
Не менее важным является требование Государственного стандарта о документационном обеспечении деловых переговоров и делового общения. Необходимо обучить студентов организации деловых переговоров, способам их планирования, выбору оптимальной коммуникативной стратегии их проведения.
Изучение дисциплины «Деловое общение», осмысление ее содержания и проблематики позволит студенту:
а) более эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с деловыми партнерами;
б) определять важнейшие психологические характеристики партнера — модальность, направленность психологической энергии, акцентуированность и др.;
в) составлять объективный психологический «портрет» делового партнера;
г) выбирать оптимальную коммуникативную стратегию в деловых переговорах;
5
д) применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения и этикета.
2. Содержание дисциплины
Изучение дисциплины «Деловое общение» предусматривает проведение лекционных, практических занятий и выполнение аудиторной работы.
2.1. Лекционные занятия
Тема 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение»
Предмет дисциплины «Деловое общение», ее прикладной характер. Соотношение и взаимосвязь «Делового общения» и фундаментальных направлений современной психологии: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. «Деловое общение» и специальные психологические теории: экономическая, правовая, политическая, профессиональная психология, психодиагностика. «Деловое общение» и этика. Межличностное общение партнеров, их психологическая и нравственная культура как составляющие предмета «Делового общения». Методы «Делового общения»: экспериментальный метод, моделирование, тестирование. Регулятивная и конституирующая функции дисциплины «Деловое общение».
Тема 2. Теоретические основы дисциплины «Деловое общение»
Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение». Проблемы психологии и этики общения в истории философской и психологической мысли. Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддинс, В. Парето, Х. Штейнталь, М. Лацарис, В. Вундт, Г. Лебон. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX — XX веков: П. Лаврова, Н. Михайловского, Е.
6
Тема 3. Личность в деловом общении
Психическая структура личности и деловое общение. Понятие психической структуры личности как целостного комплекса устойчивых признаков и свойств.
Концепции личности в современной западной психологии. Модель психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и ее реализация в практике делового общения. Бессознательное («Оно») и его поведение в межличностном общении партнеров,
Система психики личности в аналитической психологии К. Юнга. Коллективное бессознательное; архетипы, архетипические образы, символы — их реализация в практике делового общения. Феномен Совести в деловом общении. Психологические типы личности в концепции К. Юнга: по направленности психической энергии — экстраверт, интроверт; по психическим функциям — мыслительный, эмоциональный, ощущающий, интуитивный. Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса. Самоактуализация личности и конгруэнтность в деловом общении. Теория личностных конструктов Дж. Келли о когнитивной ориентации деловых партнеров. Концепция лич- ности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский): принцип единства сознания и деятельности в общении партнеров. Способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация в межличностном общении партнеров.
Тема 4. Психология делового общения
Деловое общение и его особенности. Структура делового общения. Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга. Перцептивные барьеры делового общения: стереотипизации, ореола, привлекательности, превосходства, отношения к нам. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: идентификация, рефлексия, эмпатия.
Коммуникативная сторона делового общения. Вербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера: внимание, установка, нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Невербальная коммуникация. Системы невербального общения партнеров: кинесическая, просодическая, такесическая, проксемическая.
Интерактивная сторона делового общения — взаимодействие парт-
7
неров: кооперация, конкуренция. Закон конгруэнтности К. Роджерса. Трансактный анализ делового общения Э. Берна. Основные психологические состояниях «Я»: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Па-
раллельные, перекрестные и скрытые трансакты.
Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.
Тема 5. Деловое общение в рабочей группе
Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп. Психологические характеристики рабочей группы. Морально — психологический климат в рабочей группе: стадии его формирования и развития. Степень сплоченности членов рабочей группы.
Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Конформизм и нонконформизм.
Структура рабочей группы, формальная и неформальная структуры. Референтная группа и ее влияние на общественное мнение рабочей группы.
Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.
Лидерство в рабочей группе. Типы лидеров: лидер, ситуативный лидер, вожак.
Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный, либеральный.
Тема 6. Деловые переговоры
Особенности деловых переговоров и их характер. Основные стадии деловых переговоров: подготовка к переговорам, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств. Решение организационных вопросов переговоров, проработка основного процесса переговоров, предварительное рассмотрение возможных вариантов решений проблемы переговоров.
Выбор коммуникативной стратегии переговоров как продуманной стратегии воздействия на партнера, воплощенной в демонстрационных материалах.
8
Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров.
Психологические аспекты деловых переговоров: внимание к партнеру, одобрительная установка по отношению к партнеру, уважение к партнеру.
Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений: рациональные,
Тема 7. Конфликты в деловом общении, их психодиагностика
Конфликт в деловом общении, его психологические особенности.
Моделирование разрешения конфликтов в деловом общении: ролевое взаимодействие, коррекция самооценки мотивов партнеров, установление смысловых и тактических барьеров в общении, самоподдержка, «минимизация личной угрозы», восприятие конфликтной ситуации как проблемной ситуации.
Тема 8. Этика делового общения
Этика как наука о моральных нормах и принципах общения людей.
9
Предпосылки формирования этики делового общения: восточная и западная традиции.
Универсальные этические принципы и особенности их проявления в практике делового общения. Основополагающие принципы делового общения: порядочность, честность, обязательность в соблюдении договоров, недопущение финансовых нарушений, вежливость и внимательность к деловым партнерам.
Этика делового общения в организации: «сверху вниз», «снизу вверх», «по горизонтали». Способы повышения нравственного уровня делового общения в организации: обучение этическому поведению, создание рабочих групп по этике, разработка этических рекомендаций, формирование высокой культуры межличностного общения.
Тема 9. Деловой этикет
Этикет, его происхождение и функции. Формирование российской традиции этикета. Деловой этикет как совокупность норм и правил поведения в деловом общении. Единство этической и эстетической сторон делового этикета. Особенности и психологические приемы вербального этикета в деловом общении. Система приветствий, представлений и приемов в деловом этикете. Одежда и этикет на деловом приеме.
Имидж и технология его формирования в деловом этикете.
Тема 10. Документационное обеспечение делового общения
Место и роль документирования в деловом общении. Документирование
Правила оформления служебных писем и исходящей информации организационного характера. Структура делового письма: внимание — интерес — просьба — действие. Правила оформления визитных карточек и их использование.
10
2.2. Практические занятия
Цель практических занятий по дисциплине «Деловое общение» состоит в закреплении знаний студентов, полученных в процессе чтения лекций, в выработке умений самостоятельно разбираться в различных ситуациях делового общения и в приобретении соответствующих навыков поведения в нем.
Содержание практических занятий
¹ |
Тема занятий |
Количество часов |
ï/ï |
|
|
1 |
Психология делового общения |
2 |
2 |
Этика делового общения |
1 |
3 |
Документационное обеспечение |
1 |
|
делового общения |
|
|
|
|
|
|
|
2.3.Методические указания по выполнения аудиторных работ
При изучении дисциплины «Деловое общение» студентам необходимо выполнить одну аудиторную работу. Аудиторные задания вклю- чают в себя теоретические вопросы, тестовые задачи, основополагающие понятия дисциплины «Деловое общение». В процессе выполнения аудиторной работы студент должен показать знание основных теоретических проблем, умение оперировать понятиями, чтобы затем применять их в практике делового общения.
Аудиторная работа должна быть написана аккуратно, четким, разборчивым почерком. Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. В конце работы студенту необходимо указать дату ее написания и поставить свою подпись. Успешное выполнение аудиторной работы во многом зависит от посещения студентом лекционных, практических занятий, систематического усвоения рекомендованной к темам основной и дополнительной литературы. По итогам выполнения аудиторной работы проводится собеседование со студентом и ставится зачет. К сдаче итогового экзаменационного зачета студент допускается только после проведения собеседования по аудиторной работе и получения по ней зачета.
11
3. Формирование бюджета времени (в часах) при изучении дисциплины «Деловое общение»
¹ |
Название темы |
Количество часов |
||
ï/ï |
|
|
|
|
|
Всего |
В том числе |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции |
практические |
|
|
|
|
занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Предмет, методы и функции |
|
|
|
|
дисциплины |
1 |
1 |
|
|
«Деловое общение» |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Теоретические основы |
|
|
|
|
дисциплины |
3 |
3 |
|
|
«Деловое общение» |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Личность в деловом общении |
3 |
3 |
|
4 |
Психология делового общения |
6 |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
5 |
Деловое общение в рабочей |
1 |
1 |
|
|
группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Деловые переговоры |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Конфликты в деловом общении, |
2 |
2 |
|
|
их психодиагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Этика делового общения |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Деловой этикет |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Документационное обеспечение |
1 |
|
1 |
|
делового общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
20 |
16 |
4 |
|
|
|
|
|
|
12
Вопросы для повторения
1.Предмет и методы дисциплины «Деловое общение».
2.Теоретические предпосылки становления дисциплины «Деловое общение».
3.
4.Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX — XX веков.
5.Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.
6.Концепции личности в современной психологии.
7.Модель психической структуры личности в психоанализе З. Фрей-
äà.
8.Система личности в аналитической психологии К. Юнга.
9.Психологические типы личности в концепции К. Юнга.
10.Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса.
11.Теория личностных конструктов Дж. Келли.
12.Концепции личности в отечественной психологии.
13.Особенности делового общения.
14.Перцептивные барьеры делового общения.
15.Взаимосвязь перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон делового общения.
16.Вербальные средства делового общения.
17.Невербальные средства делового общения.
18.Трансактный анализ делового общения Э. Берна.
19.Этапы делового общения.
13
20.
21.Межличностные отношения в рабочей группе.
22.Проблема лидерства в рабочей группе.
23.Особенности деловых переговоров и их характер.
24.Коммуникативная стратегия деловых переговоров.
25.Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств.
26.Психологические аспекты деловых переговоров.
27.Конфликты в деловом общении, стадии их становления и протекания.
28.Структура и типология конфликтов.
29.Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.
30.
31.Пути разрешения конфликтов в деловом общении.
32.Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.
33.Предпосылки формирования этики делового общения.
34.Универсальные этические принципы делового общения.
35.Этика делового общения в организации.
36.Способы повышения нравственного уровня делового общения.
37.Деловой этикет, его формирование и функции.
38.Российские традиции делового этикета.
39.Особенности вербального этикета.
40.Имидж в деловом этикете.
41.Документирование в деловом общении.
42.Общие правила оформления документов в деловом общении.
43.Виды деловой корреспонденции.
44.Структура делового письма.
Для диагностики межличностных отношений в деловом общении важно выявить психологические особенности деловых партнеров, их способности к коммуникации и взаимодействию с другими людьми. Установлению этих особенностей способствует психологическое тестирование. Прилагаемые ниже психологические тесты позволяют установить некоторые особенности деловых партнеров: умение слушать, степень коммуникабельности, уровень самоуверенности.
Òåñò 1
14
Умение слушать
Перед Вами 16 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, ответить «да» или «нет».
1.Не ждете ли Вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность Вам сказать?
2.Не спешите ли Вы принять решение до того, как поймете пробле-
ìó?
3.Не слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?
4.Не мешают ли Вам слушать собеседника эмоции?
5.Не отвлекаетесь ли Вы, когда Ваш собеседник излагает свои мыс-
ëè?
6.Не запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какиелибо несущественные?
7.Не мешают ли Вам слушать предубеждения?
8.Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?
9.Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?
10.Всегда ли Вы слушаете собеседника?
11.Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12.Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?
13.Допускаете ли Вы, что у Вас или у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
14.Пытаетесь ли Вы выяснить то обстоятельство, что спор может быть вызван различием точек зрения или постановки вопроса?
15.Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре, не смотрите ли Вы по сторонам, когда слушаете?
16.Возникает ли у Вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?
Оценки ответов
Подсчитайте количество ответов «нет» (баллов) на все вопросы, за исключением 11, 12, 13, 14, ответы на которые не учитываются.
15
не мешают внимательно слушать даже то, что Вам не очень нравится. Многие любят общаться с Вами, поскольку Вы позволяете им «выговориться», «поплакаться в жилетку». Вы никогда не прерываете собеседника, чтобы высказаться самому, не делаете из того, о чем он говорит, выводов за него.
Менее 8 баллов. Вы, к сожалению, еще не научились слушать своего партнера по общению. Постоянно прерываете его, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, о чем говорит партнер, перестаете слушать его. Нередко Вам существенно мешают эмоции или предубеждения в правильном понимании содержания того, о чем Вам говорят. Иногда Вы можете занять негативную, конфронтационную позицию по отношению к партнеру, отвлекаетесь от основного вопроса обсуждения, особенно если при этом намечаются
Если желаете оценить объективность своих результатов, дайте заполнить этот тест своим знакомым, коллегам, подчиненным.
Òåñò 2
Коммуникабельны ли Вы?
На каждый из предлагаемых вопросов Вы можете ответить: «да», «иногда», «нет».
1.Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2.Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уж невмоготу?
3.Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на
4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
16
5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с
6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, сообщить время, ответить еще на
7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен вернуть Вам деньги, которые взял взаймы несколько месяцев тому назад?
9.В ресторане или в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо — промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, кассе кинотеатра).
Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?
12.Боитесь ли Вы участвовать в работе
13.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет Вы не приемлете. Так ли это?
14.Услыхав
15.Вызывает ли у Вас досаду
âтом или ином служебном вопросе или учебной теме?
16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устном?
Суммируйте полученные ответы в баллах и по классификатору определите, к какой категории Вы относитесь.
Распределение баллов: «да» — два балла, «иногда» — один, «нет» — ноль баллов.
Если с тем или иным определением Вы категорически не согласны, то отнеситесь к этому с известной долей юмора и подумайте, так ли уж Вы не согласны с ним.
17
Оценки ответов
Любознательны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете заставить себя не отступать.
Общительность бьет в Вас ключом, Вы все-
18
гда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими обстоятельствами!
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще всюду — трудно с вами. Да, Вам бы поработать над собой и своим характером!!! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье — такой «стиль» жизни не проходит бесследно.
Òåñò 3
Что говорят нам мимика и жесты?
1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего подсознания.
2.Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
à) äà; á) íåò; â) íå çíàþ.
3.Как Вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?
а) радостно кричите: «Привет»; б) сердечным рукопожатием;
в) Вы слегка обнимаете друг друга; г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (дайте три ответа).
19
а) когда качают головой; б) когда кивают головой; в) когда морщат нос; г) когда морщат лоб; д) когда подмигивают; е) когда улыбаются.
5.Какая часть тела выразительнее всего? а) ступни; б) ноги; в) руки;
г) кисти рук; д) плечи.
6.Какая часть Вашего собственного лица наиболее выразительна, по Вашему мнению? (Дайте два ответа).
а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы;
å) óãëû ðòà.
7.Когда Вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно Ваше отражение, на что в себе Вы обращаете внимание в первую очередь?
а) на то, как на Вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку; г) на осанку; д) ни на что.
8.Åñëè
а) ему есть что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он
9.На что Вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседни-
êà?
а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу.
Методичка деловое общение — Стр 2
20
10.Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, это для Вас признак:
а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности.
11.Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.
12.Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что… а) первый шаг всегда делают именно мужчины; б) женщина неосознанно дает понять, что она хотела бы, чтобы с
ней заговорили; в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот
поворот».
13.У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики, жестов, чему Вы больше верите?
а) словам; б) «сигналам»;
в) он вообще вызывает у вас подозрение.
14.
а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15.Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно; б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16.Можно ли контролировать свою мимику?
а) да; б) нет; в) только отдельные элементы.
17.При интенсивном флирте Вы изъясняетесь преимущественно… а) глазами; б) руками; в) словами.
18.Считаете ли Вы, что большинство из наших жестов:
а) подсмотрены у
21
б) передаются из поколения в поколение; в) заложены в нас от природы.
19.Если у человека борода. Для Вас это признак: а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20.Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.
|
Подсчитайте баллы |
||
1. |
|
11. |
|
2. |
|
12. |
|
3. |
|
13. |
|
4. |
|
14. |
|
5. |
|
15. |
|
6. |
|
16. |
|
7. |
|
17. |
|
8. |
|
18. |
|
9. |
|
19. |
|
10. |
20. |
22
скажет Вам: «Мне с Вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но Вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
Òåñò 4
Опросник для выявления уровня самоуверенности
Инструкция: оцените частоту и выраженность Ваших поведенче- ских признаков по
0 — никогда;
1 — иногда;
2 — когда как;
3 — обычно;
4 — практически всегда.
1.Когда Вы видите, что
2.Вам трудно принимать решения?
3.Вы открыто критикуете идеи, взгляды, мнения других людей?
4.Вы протестуете, когда
5.Вы избегаете людей или некоторых ситуаций, чтобы не попасть в неловкое положение?
6.Вы уверены в своих суждениях?
7.Вы настаиваете, чтобы Ваша жена (муж) или тот, кто живет с Вами, принимал участие в уборке комнаты?
8.Вы легко гневаетесь?
9.Когда вам навязывают
10.Говорите ли Вы опоздавшему человеку, которого долго ждали, что не следует опаздывать?
11.Вам трудно выступать в дискуссиях или дебатах?
23
12.Напоминаете ли вы человеку, который взял (на время) у Вас книгу или
13.Продолжаете ли Вы спорить после того, как другие уже отказались от спора?
14.Вы выражаете то, что чувствуете?
15.Вы раздражаетесь, если
16.Åñëè
17.Трудно ли Вам смотреть человеку в глаза во время беседы?
18.Если Вам подали некачественную пищу в столовой или в ресторане, просите ли Вы официанта исправить ситуацию?
19.Если Вам подали некачественный товар, возвращаете ли Вы его продавцу?
20.Если Вы разгневаны, ругаетесь ли Вы в присутствии других лю-
äåé?
21.На вечеринках Вы стараетесь держаться в сторонке?
22.Настаиваете ли Вы, чтобы мастер (слесарь, сантехник) починил вашу вещь так, как следует по инструкции?
23.В трудных ситуациях Вы принимаете решение за других?
24.Вы открыто выражаете любовь и привязанность?
25.Способны ли Вы просить своих друзей о помощи?
26.Вы думаете, что в споре правы?
27.Когда Вы расходитесь во мнении с человеком, которого Вы уважаете, способны ли Вы настоять на своей точке зрения?
28.Способны ли Вы отказать своим друзьям в их неразумных просьбах?
29.Трудно ли Вам хвалить других людей?
30.Åñëè
31.Можете ли Вы угрозами заставить других людей делать то, что Вы хотите?
32.Когда Вы ведете беседу с другими, пытаетесь ли Вы заканчивать предложения за них?
33.Способны ли Вы вступить в драку, в частности, с незнакомыми людьми?
34.Во время семейного обеда контролируете ли Вы разговор за сто-
ëîì?
24 |
25 |
|
|
|
|
35. При встрече с незнакомым человеком являетесь ли Вы первым, кто начинает разговор?
Пункты: 2, 5, 9, 11, 15, 17, 21, 29 имеют обратный знак. Перекодируйте: 0 = 4, 1 = 3, 2 =2, 3 = 1, 4 = 0.
Общий балл вычисляется путем суммирования ответов по всем пунктам. Шкала самоуверенности варьирует от 0 до 140. Среднее значе- ние равно 70.
Литература
Основная
1. Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: ЮНИТИ,
2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
3. Крижанская Ю.С., Третьяков В. Грамматика общения. — М.: Смысл — Академический проект, 1999.
4. Маейрс Д. Социальная психология: Учеб. пособие. — Спб.: Питер, 1997.
5. Немов Р.С. Психология: в
6. Психологический словарь. — М.: Педагогика — ПРЕСС, 1996. 7. Холопова Т.И. Протокол и этикет для деловых людей. — М.: Стра-
ховое общество «Анкил», 1992.
Дополнительная
1. Атватер И. Я вас слушаю. — М.: Экономика, 1981.
2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСТ», 1997.
3. Власова Н. …И проснешься боссом. Справочник по психологии управления: в
26
4.Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. —
5.Корнилиус Х. и Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М.: Стрингер, 1992.
6.Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. — М.: Персей — Вече — АСТ, 1995.
7.Люшер М. Цвет вашего характера. — М.: Вече — Персей — АСТ, 1996.
8.Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
9.Основы психофизиологии. Учебник. М.:
10.Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. — Самара.: «Бахрах», 1997.
11.Пиз А. Язык телодвижений. — М.:
12.Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
13.Филатова Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
14.Цепцов В. Переговоры. Психология. Воздействие. Практика. — М.: Институт психологии РАН, 1996.
15.Честара Джон. Деловой этикет: Паблик Рилейшнз для всех и каждого. — М.: Фаир — ПРЕСС, 1999.
27
Содержание
Программа ……………………………………………………………….. |
3 |
1. Цель и задачи дисциплины. |
|
Ее место в учебном процессе ……………………………………….. |
3 |
1.1. Цель преподавания дисциплины …………………………………… |
3 |
1.2. Задачи изучения дисциплины …………………………………………. |
4 |
2. Содержание дисциплины ……………………………………………. |
5 |
2.1. Лекционные занятия ………………………………………………………… |
5 |
2.2. Практические занятия …………………………………………………… |
10 |
2.3. Методические указания по выполнения аудиторных |
|
работ ……………………………………………………………………………….. |
10 |
3. Формирование бюджета времени (в часах) |
|
при изучении дисциплины |
|
«Деловое общение» …………………………………………………….. |
11 |
Вопросы для повторения ……………………………………….. |
12 |
Литература ……………………………………………………………. |
25 |
28
Деловое общение. Программа. Методические указания по выполнению аудиторной работы, вопросы для повторения, психологические тесты. Для студентов II курса специальностей 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 — «Менеджмент организации», 061500 — «Маркетинг» и студентовIII курса специальностей 060400 — «Финансы и кредит», 060500 — «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / ВЗФЭИ. — М.: 2001.
Редактор Я.Н. Цеф Компьютерная верстка А.А. Максимовой
Корректор Г.Ф. Смирнова
ËÐ ÈÄ ¹ 00009 îò 25.08.99 ã.
Подписано в печать 20.04.01. Формат 60х90 1/6 . Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,6. Тираж 1000 экз. Заказ ¹