Методические указания для студентов, изучающих курс философии
Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы.
Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов.
Внимательное слушание и умелая запись лекции — это только начало работы над материалом учебной дисциплины. Студент должен обращаться к своим записям не один раз. Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Лекцию необходимо прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения, дополнить некоторые недописанные примеры. Особое внимание следует уделить содержанию понятий. Все новые понятия должны выделяться в тексте, чтобы их легко можно было отыскать и запомнить.
Лекционный материал является важным, но не единственным для изучения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом учебника и дополнительной литературы по теме.
Другим направлением учебной деятельности студентов является самостоятельная работа по предложенным вопросам. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение, и осмыслите характер задания.
Затем следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы, а также ресурсы интернета. Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.).
При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Цель самостоятельной работы студентов — научиться самостоятельно отбирать философские знания, позволяющие осознать всеобщие и общие закономерности развития мира и человека; сопоставлять их с повседневной практикой, собственным опытом, критически анализируя и оценивая с позиции будущего развития.
Для фармацевтического факультета (заочная форма обучения). Варианты ...
... двухбалльной шкале: «зачтено», «не зачтено». В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа возвращается студенту для доработки, после чего она должна быть в кратчайшие сроки сдана на ... повторную проверку. Зачёт контрольной работы является допуском к сессии. Варианты контрольных работ ...
Формы самостоятельной работы студентов:
— конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
— проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
— поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
— моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;
— работа с тестами и вопросами для самопроверки;
— анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа
— самостоятельная работа с дополнительной литературой с целью написания реферативной работы (темы рефератов прилагаются)
Требования к экзамену
Экзамен — вид итогового контроля усвоения содержания учебной дисциплины «Философия». Экзамен может проводиться в следующих формах:
1. Тестовая форма предполагает выполнение студентом тестовых заданий. Оценка «отлично» выставляется, если даны правильные ответы не менее чем на 75% заданий, «Хорошо» — не менее 60% заданий, «удовлетворительно» — не менее 50% заданий.
2. Устная форма предусматривает ответы на вопросы билетов к экзамену. Студент должен продемонстрировать знание содержания изучаемых понятий и основных положений изучаемых теорий.
Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия»
Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта.
Абстракция научная – (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета.
Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Аксиология – раздел философии, в котором исследуют ценности и их соотношение с миром реальности.
Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное “Я” и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму.
Анализ – процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих.
Антиномия — сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.
Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, чьим важнейшим элементом является человек. Вселенная рассматривается как “человеко-рамерная”. Этот принцип сближает мир природы и мир человека.
Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева
... к ним доступ. По поводу проблемы "свободы воли" - возможности самоопределяемости человека в своих действиях, в философии традиционно шли нескончаемые споры, ведущиеся со времён Сократа (подчинена ... направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется". Противопоставление понятий "свобода" и "необходимости" как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них ...
Антропология – одна из составных частей философии, учение о сущности человека.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.
Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта.
Апофатическая теология – теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия.
Апперцепция – (от лат. ad perceptio – к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений.
Архетип – прообраз, идея. В философии К.-Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, “дремлющие мыслеформы”.
Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бессознательное (в широком смысле) – совокупность физических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – в классической философии понимается как предельно общее понятие, трактуемое как полнота и цельность присутствия в противоположность отсутствию и небытию.
Вера – понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Это ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение данной ценности.
Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях.
Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя.
“Вещь в себе” — философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или “в себе”), в отличие от того, какими они являются “для нас” — в нашем познании.
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния.
Возможность – объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде “зародыша” будущего в настоящем.
Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.
Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Восприятие – форма чувственного познания при которой в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в единстве всех своих сторон.
Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.
Человек как предмет философского познания. Философская антропология.
... следовательно, и жизни человека. Понятие философской антропологии. Двадцатый век прошёл под знаком своеобразного «антропологического бума» в философии. Особенно важно то, ... вокруг. В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается, прежде всего, как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется ...
Вульгарный материализм – течение в философии середины ХIХ века, представители которого популяризировали достижения естествознания, отрицая специфику сознания, его социальную природу и сводя сознание к веществу.
Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований.
Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению.
Герменевтика – (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
Гносеология (эпистемология, теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое.
Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному.
Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости.
Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи.
Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного).
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное.
Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере.
Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.).
«Человек и его познание»
... человеческого бытия. Ее волнуют проблемы места человека в мире и его отношение к миру, а также мира к человеку. Философию интересуют предельные основания человеческого познания и деятельности вообще. Она ...
Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа.
Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира.
Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств.
Интенциональность (от лат. intentio — намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Опредмечивание — это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”.
Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности.
Основание – достаточное условие для чего-либо.
Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем.
Универсалии – предельно общие понятия.
Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос.
Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует
Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека.
Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ
Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия и миф в культуре древних цивилизаций.
Основные теории познания
... живучесть платонического подхода к сущности знания в науке и философии. Так, знание может трактоваться как сфера божественного бытия и ... для своего существования. Во-первых, любое практическое действие человека, а как сейчас выясняется, и многие действия животных подразумевают ... идея, исторически раскрывает свою сущность в актах человеческого познания и творчества и в нем же достигает полноты сво ...
Философия и искусство.
Философия и наука: общее и особенной в духовном освоении действительности.
Философия как жизненный выбор и личная судьба.
Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
От мифа к логосу: становление философского мышления в древней Греции.
Рационально-этическая концепция Сократа, ее роль в развитии античной философии, человеческой культуре.
«Благородные истины» буддизма и их философское обоснование.
Онтологические идеи ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.
Дилемма разума и веры в средневековой философии.
Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.
Нравственные императивы практической философии И. Канта.
Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.
Современная философия в ситуации постмодерна.
Раздел III. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Бытие как проблема философии.
Категория бытия в культурной традиции Востока.
Пространство и время как категории философии.
Диалектика как философская теория и метод мышления.
Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения.
Сознание и самосознание. Проблема «Я».
Соблазны и границы человеческого разума.
Наука и вненаучое знание в современной культуре.
Марксизм об обществе как системе отношений.
Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского.
Философская концепция истории Р. Бердяева.
Феномен информационной цивилизации: основные понятия и характеристики.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ
ТЕМА 1. Философия: смысл и значение.
1. Как переводится слово «философия»
2. Что такое философия
3. Предмет философии (философского познания)
4. Философия как форма духовной деятельности и философия как учение.
5. Особенности (специфика) философствования
6. Составные части философии
7. Функции (назначение) философии, главный вопрос, на который она отвечает.
8. Что такое мировоззрение
9. Мировоззренческая функция философии.
10. Взаимосвязь философии с мифологией, религией, искусством, наукой.
ТЕМА 2. Основные направления и школы древней восточной философии.
1. Что выступало в качестве культурных источников древнекитайской философии?
2. На какие вопросы пытались найти ответ древнекитайские философы (проблемы древнекитайской философии)?
3. Название основных школ и учений древнекитайской философии, их основатели.
4. Основные понятия древнекитайской философии
5. Способы решения проблем философии, предлагаемые основными школами и учениями древнекитайской философии.
6. Что выступало в качестве культурных источников древнеиндийской философии?
7. На какие вопросы пытались найти ответ древнеиндийской философы (проблемы древнеиндийской философии)?
8. Название основных школ и учений древнеиндийской философии, их основатели.
9. Основные понятия древнеиндийской философии
Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления
... детерминизм Суждения, в которых выражены основные положения философии Платона: + первичен мир идей – мир состоит из атомов + познание есть припоминание – источником познания является опыт + управлять обществом ... движение – форма + пространство + время – запах То, что не зависит от сознания человека характеризуется как … + объективное – абсолютное – относительное – всеобщее – идеальное Философская ...
10. Способы решения проблем философии, предлагаемые основными школами и учениями древнеиндийской философии.
ТЕМА 3. Основные проблемы античной философии.
1. Характеристика основных периодов развития античной философии: их названия, время, основные философские школы и персоналии.
2. Определение понятий космос, космоцентризм, космология, космогония, космогенез.
3. Особенности космологии и космогонии в философских воззрениях философов Милетской, Эфесской и Пифогориской школ, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, стоиков.
4. Особенности понимания бытия и его первоосновы в философских воззрениях Парменида, Зенона, Эмпедокла, Анаксагора, Атомистов Левкиппа и Демокрита, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, неоплотоников и Плотина).
5. Представления о познаваемости мира, о средствах и способах познания, о процессе познания, о знании и истине, о законах мышления (логике) в философских трудах Ксенофана, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, скептиков, стоиков, неоплотоников и Плотина).
6. Аспекты и проблемы жизни человека и общества, рассматриваемые пифогорейцами, Демокритом, софистами, Сократом, Платоном, Аристотелем, стоиками, эпикурейцами, киниками. Их взгляды на эту жизнь,
ТЕМА 4. Основные проблемы философии средневековья.
1. Какие основные регионы развития философской мысли выделяются в истории философии в Средневековье?
2. Каковы хронологические рамки развития философии Средневековья в этих регионах?
3. Каким образом была связана христианско-мусульманская философия Средневековья с теологией?
4. На какие идеи Платона, неоплатоников и Аристотеля опирались средневековые еврейские, христианские и мусульманские философы?
5. Какие философские проблемы были центральными для христианско-мусульманских философов Средневековья?
6. Каким образом решалась проблема знания и веры еврейскими, христианскими и мусульманскими философами Средневековья?
7. Каким образом решалась проблема универсалий номиналистами и реалистами?
8. Каковы взгляды на природу человека, моральную основу, ценности и смысл человеческой жизни высказывал Аврелий Августин и Фома Аквинский? В чем сходство и в чем различие их позиций?
9. Как решается проблема божественного предопределения, судьбы и свободы человека Августином Блаженным и Аквинатом?
10. Каковы основные идеи философского учения Аврелия Августина о сущности общественной жизни и государства, о смысле истории?
ТЕМА 5. Философские концепции эпохи Возрождения
1. Как понималось бытие и его структура философами, относящимися к таким философским учениям как герметизм, пантеизм, натурфилософия, мистицизм?
2. На основе каких идей христианства и как решалась проблема человека и человеческой индивидуальности философами Итальянского Возрождения и философами Северного Возрождения?
3. Какие идеалы общественной и государственной жизни предлагались философами, относимыми в истории философии к таким направлениям как политический реализм и утопизм?
4. Каковы взгляды философов эпохи Возрождения о природе и формах познания, о соотношении веры, разума, науки?
ТЕМА 6. Основные философские школы начала Нового времени и эпохи Просвещения.
Философия 85
... Искусственная среда, созданная преобразовательной деятельностью человека Гносеология – это учение о Варианты ответов: познании бытии ценностях смыслах Гносеология - это раздел философии, изучающий… Варианты ответов: Природу познания, его возможности, отношение знания ...
1. Каковы социо-культурные предпосылки философии Нового времени?
2. Каковы хронологические и географические рамки развития западной философии эпохи Нового времени?
3. Каковы особенности взглядов философов начала Нового времени и Просвещения на характер и значение научного метода познания, на сущность, формы, границы познания? К каким направлениям в гносеологии можно отнести учения этих философов: к сенсуализму (эмпиризму) или рационализму; скептицизму или агностицизму?
4. Каким образом философами начала Нового времени трактовались материальная и духовная субстанции как основы бытия? К каким направлениям в философии (механистический материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм) можно отнести учения этих философов?
5. Какие подходы к пониманию природы человека и его сущностных качеств возникли в философских учениях начала Нового времени и Просвещения?
6. Какие концепции сущности общества, соотношения человека, общества, культуры возникли в философских учениях начала Нового времени и Просвещения?
ТЕМА 7. Основные философские школы и проблемы Немецкой классической философии.
1. Какие понятия и принципы составляют основу теории познания И.Канта:?
2. Что такое “Категорический императив”?
3. Из какого понимания человека исходит Кант в трактовке «Категорического императива”?
4. Из каких частей состоит философская система Гегеля и как эти части соотносятся со стадиями развития Абсолюта?
5. Какова суть диалектического метода Гегеля?
6. Каким образом трактовалась история в философии Канта, Фихте, Гегеля и Фейербаха?
7. Каково понимание свободы в философии Спинозы, Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля?
8. В чем заключается антропологический принцип организации философского познания в философии Л.Фейербаха?
ТЕМА 8. Основные философские школы начала Нового времени и эпохи Просвещения
1. Возникновение культуры и философии Нового времени.
2. Учения философов Нового времени о сущности, формах, границах познания, о характере и значении научного метода познания.
3. Материальная и духовная субстанция в трактовке философов Нового времени.
4. Философские учения Нового времени о природе человека и его основных измерениях (разум, воля, чувства, вера, страсти; нравственность, свобода, ответственность и др.).
5. Философские концепции Нового времени о сущности общества, соотношении человека, общества, культуры.
ТЕМА 9. Основные философские учения Немецкой классической философии.
1. Какие понятия и принципы составляют основу теории познания И.Канта:?
2. Что такое “Категорический императив”?
3. Из какого понимания человека исходит Кант в трактовке «Категорического императива”?
4. Из каких частей состоит философская система Гегеля и как эти части соотносятся со стадиями развития Абсолюта?
5. Какова суть диалектического метода Гегеля?
6. Каким образом трактовалась история в философии Канта, Фихте, Гегеля и Фейербаха?
7. Каково понимание свободы в философии Спинозы, Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля?
8. В чем заключается антропологический принцип организации философского познания в философии Л.Фейербаха?
Тема 10. Философия ХХ века: проблемы и направления
1. В каких работах К.Маркса и Ф. Энгельса изложены основные идеи марксизма?
2. Какие взгляды на природу и формы познания, на соотношение философии и науки характерны для первого позитивизма, эпириокритицизма и лигического позитивизма (неопозитивизма)?
Восточная философия особенности и основные направления
... трансформация психологии человека. Свое название этот метод самотренировки получил от «восьми ступеней совершенствования». Согласно учению Будды, перемена ... -философских школ и направлений, базирующихся на ведической философии либо оппонирующих ей. Наряду с брахманизмом (ортодоксальное ... воззрениям на школу Вайшешика, имеет развитую теорию познания, опирающуюся на законы формальной логики и исходящую ...
3. Каковы основные принципы философии прагматизма и кто его представители?
4. Каковы основные идеи философии жизни, высказанные в работах Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, Дильтея, Шпенглера, Кьеркьегора?
5. Каково философское понимание природы человека и его сущностных качеств в психоанализе и неофрейдизме (Фрейд, Фром, Юнг)?
6. Какие аспекты деятельности сознания выявляет феноменология на основе использования метода феноменологической редукции (Гуссерль)?
7. Как понимается человеческое бытие в философии экзистенциализма?
8. На каких состояниях человека акцентируют внимание философы-экзистенциалисты?
9. Как понимается жизнь и свобода человека в философии экзистенциализма?
10. Каковы основные идеи философской герменевтики о месте знания и понимания в жизни человека и общества?
11. Каковы основные идеи постмодернизма?
ТЕМА 11. Особенности и проблемы русской философии Х I Х-ХХ веков
1. Какова периодизация русской философии и особенности её развития?
2. Каковы философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”?
3. Каковы философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого?
4. Каковы основные идеи философии «всеединства» Вл.Соловьева?
5. В работах каких философов получили развитие идеи всеединства? (С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк)
6. Каковы основные идеи “русского космизма” — философского направления, сформировавшегося в мистическо-теологических учениях Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и естественно-научных учениях К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского?
7. Каковы основные философские идеи таких социально-политических учений как анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), народничество (Н.К. Михайловский), русский марксизм (Г.В. Плеханов).
Тесты для промежуточного и итогового контроля
ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
(для самостоятельного выполнения)
1. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии?
а) философия — это наука, теория;
б) философия — это способ получения знании;
в) философия — это вид жизнедеятельности человека;
г) философия — это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;
д) философия — это псевдонаука.
2. Какая функция не присуща философии?
а) онто — гносеологическая;
б) мировоззренческая;
в) иллюзорно-компенсаторная;
г) методологическая;
д) прогностическая.
3. Какая философия утверждает, что основная задача философии изучать логику и язык естественных, гуманитарных наук, а не все общие проблемы
бытия человека?
а) экзистенциализм;
6) феноменология;
в) неопозитивизм;
г’) неотомизм.
4. Что такое сознание?
а) сознание — это продукт любой материи;
б) сознание — это психика человека;
в) сознание — способность высокоорганизованной материи отражать действительность в форме образе
г) сознание — идеальный продукт мозга.
5. Что такое антропосоциогенез?
а) это переход от первобытного человека к современному типу;
б) это процесс происхождения человека как единства биологического и социального;
в) -это переход от обезьяноподобного существа к антроподобному.
6. В чем в наибольшей мере проявляется специфика филоосфии?
а) философия — это наука;
б) философия — это способ получения знании;
в) философия — это вид жизнедеятельности человека;
г) философия — это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;
д) философия — это псёвдонаука.
7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии
вопросы: «Что есть человек?», «Что он может знать?», «Что он может делать? «На что он может надеяться?».
а) Платон «Государство»;
б) Августин «О граде божьем».
в) И.Кант «Критика чистого разума»;
г) К.Маркс «Тезисы о Фейрбахе»;
д) В.И.Ленин «Материализм и эмпириокритицизм».
8. Укажите материалистическое понимание истины.
а).
Субъективное представление или идея, в которую верит человек;
) такое суждение, которое самоочевидно;
в) такой идеальный образ, который соответствует объективной действительности (реальности);
г) все то, что существует на самом деле, т.е. сама объективная реальность.
9. С древнегреческого слово «философия» переводится как:
а) знание как таковое;
б) любовь к мудрости;
в) любовь к «знанию;
г) знание причин.
10. Учение об идеальном государстве создал:
а) Анаксимандр;
б) Эпикур;
в) Фалес; —
г) Платон.
11. Учение Ф.Бэкона относится к :
а) интуитивизму;
б) иррационализму;
в) априоризму;
г) эмпиризму.
12. Понятие «вещь-в-себе» принадлежит философии:
а) Шлегеля;
б) Канта;
в) Шопенгауэра;
г) Шлейермахера;
13. Основоположником психоанализа был:
а) Фрейд;
б) Маркс;
в) Хайдеггер.
14. Философия зародилась в:
а) Древней Индии;
б) Древнем Китае;
в) Древней Греции;
г) трех указанных.
15. Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:
а) отсутствием закономерностей в природе;
б) особенностями пространства;
в) божественным предопределением;
г) формой атомов.
16. Признание мировой воли первоначалом принадлежит философии:
а) Шопенгауэра;
б) Камю
в) Кьеркегора.
17. По Гераклиту субстанцией является:
а) железо;
б) дерево;
в) четыре элемента;
г) огонь.
18. Автором «Утопии» был:
а) Фичино;
б) Альберти;
в)Коперник;
г)ТомасМор.
19. В вопросе о субстанции Декарт был:
а) монистом;
б) пантеистом;
в) дуалистом;
г) плюралистом.
20. Основная идея философии Владимира Соловьева — это:
а) Абсолютная идея;
б) идея развития;
в) ни одна из указанных;
г) идея всеединства;
21. Школы иррационализма характеризуются:
а) приверженностью к законам логики:
б) объективностью подхода к действительности;
в) выделением внеразумных сторон человека и мира.
22. Основное произведение Спинозы называлось:
а) «Левиафан»;
б) «Новый Органон»; _
в) «Этика»;
г) «Утопия».
23. Что, с точки зрения Руссо, является причиной неравенства:
а) частная собственность;
б) плохие законы;
в) произвол властей;
г) физиологические различия.
24. Сущность человека по Марксу — это:
а) стремление к смерти;
б) совокупность всех общественных отношений;
в) проявления любви;
г) божественное предназначение.
25. Одной из важнейших характеристик русской души по мнению Бердяева
является:
а) любовь к законам;
б) атеистичность сознания; .
в) индивидуализм;
г) поляризованность и противоречивость.
26. По мнению экзистенциализма человек:
а) не определяется никакой сущностью;
б) формируется в обществе;
в) сотворен Богом.
27. Основным социологическим законом по Марксу является:
а) закон определяющей роли способа производства;
б) закон развития
Абсолютной Идеи; закон
возвышения потребностей.
28. Что такое философия?
а) Форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни;
б) Форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и
его месте в системе мироздания;
29. Мировоззрение — это:
а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;
б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;
в) система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные
жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;
г) все ответы неправильные.
30. Что такое диалектика?
а) учение о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания и о
принципиальной познаваемости мира;
б) учение о целесообразности в природе, исходящее из идей креационизма;
в) учение об изменчивости всего сущего, понимающее действительность как процесс, в котором
всякое свойство способно переходить в свою противоположность;
г) учение о мире, человеке и месте человека в этом мире.
31. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?
а) патристика;
б) праксиология;
в) провиденциализм;
г) все ответы неправильные.
32. Основной принцип философии Фомы Аквинского.
а) христианское учение о морали;
б) гармония веры и разума;
в) «верую, ибо абсурдно»;
г) дуализм.
33. Гуманизм эпохи Возрождения-это:
а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого
были протестантские лидеры;
б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление к
созданию благоприятных для личности условий социального существования;
в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского
учения;
г) все ответы правильные.
34. Каким методом пользовался Г.В.Ф.Гегель, создавая свою философскую систему?
а) дедуктивным методом;
б) диалектическим методом;
в) метафизическим методом;
г) математическим методом. .
35. «Категорический императив» И.Канта предписывает человеку:
а) «поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь
пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
б) «поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу «око за око, зуб за зуб»;
в) «не думай о нравственных законах, ибо все во власти бога»;
г) «поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты».
36. Метод научного познания, разработанный Р.Декартом, включал следующие правила:
а) начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные
высказывания; действовать так, чтобы не пропустить ни одного звена в умозаключении;
б) исходить из опыта; рассуждение начинать с простого; использовать индукцию;
в) исходить следует из чувственных данных; в основе познавательных операций должен быть анализ и синтез;
г) использовать мистические формы познания.
37. Философский дуализм — это:
а) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи;
б) учение о первичности духовного начала и вторичности материального;
в) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами;
г) все ответы правильные.
38. Агностицизм — это:
а) учение о том, что мир предельно удален от бога и есть его антипод;
б) философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности
познания мира;
в) познание человеком своего внутреннего «Я», доступное лишь избранным;
г) учение о мистическом познании мироздания.
39. Как называется в марксизме исторически определенный тип общества, в основе которого лежит основной способ производства, формирующий экономический базис и идеологическую надстройку?
а) общественно-экономическая формация;
б) цивилизация;
в) историческая эпоха;
г) политическая система.
40. Позиция западников в споре о будущем России —
а) Россия должна повторить развитие западно-европейского общества, точно следуя этапам его
становления;
б) Российское общество должно вернуться к дохристианским истокам;
в) Россия должна отыскать свой самобытный путь развития;
г) Россия должна строго следовать положениям марксистской теории.
41. Кого из перечисленных русских мыслителей можно отнести к славянофилам?
а) М.П.Новиков, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов;
б) А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков;
в) А.И.Герцен, Г.Н.Грановский, Н.П.Огарев;
г) Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, Н.О.Лосский.
42. Что понимается под бессознательным в классическом психоанализе?
а) сфера неосознаваемых психосексуальных влечений, содержащая как творческие созидательные, так и разрушительные тенденции;
б) состояние человека при временной потере сознания;
в) автоматические действия человека, не требующие дополнительного продумывания;
г) раскрытие природных задатков человека.
43. Что такое философская антропология?
а) проблема происхождения человека в современной науке;
б) неоднородное философское течение, претендующее на теоретическое осмысление современного знания о человеке, и на достижение нового философского понимания природы человека;
в) философское осмысление биологической эволюции предков современного человека;
г) все ответы правильные,
44. Представители экзистенциальной философии:
а) А.Н.Уайтхед, К.Леви-Стросс, Б.Рассел;
б) Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс;
в) К.Берталанфи, Э.Кассирер, Ж.Маритен;
г) В.Райх, К.Юнг, П.Фейерабенд.
45. Как называется направление в философии, основанное на способе философствования, ядром которого является истолкование и понимание текста?
а) герметизм;
б) герменевтика;
в) гностицизм;
г) графология.
46. Иррационализм — это:
а) философские течения, исходящие из идеи о всемогуществе и совершенстве разума;
б) учение о принципиальной невозможности объективного познания мира;
в) философские течения, ограничивающие (или отрицающие) возможности разума в процессе познания, исходящие из идеи об изначальной алогичности и неразумности бытия;
г) субъективная позиция человека при определении жизненно важных поступков.
47. Материя — есть философская категория для обозначения:
а) атомов;
б) вещества;
в) объективной реальности;
г) субстанции.
48. Какой из основных законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) ни один из перечисленных законов.
49. Как называется учение о ценностях?
а) гносеология
б) аксиология;
в) агностицизм;
г) догматизм.
50. Выберите наиболее полную трактовку культуры. Культура — это
а) духовная жизнь общества;
б) знания, интеллектуальное развитие человека;
в) определенный уровень цивилизации;
г) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
I . Вопросы по разделу «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ»
1. Возникновение философии
- Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.
2. Философия древнего востока .
8. Основные проблемы древнеиндийской философии.
9. Социально-нравственная проблематика древнекитайской философии.
3. Античная (греко-римская) философия
10. Космоцентризм античной философии. Проблема бытия и небытия в античной философии.
11. Учения античных философов о первооснове мира и механизмах взаимосвязи явлений мира с первоосновой.
12. Атомистическое учение Демокрита.
13. Философское содержание принципа софистов: “Человек есть мера всех вещей”.
14. Философское учение Сократа. Сократ о нравственной основе жизни человека и устройства общественной жизни.
15. Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.
16. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
4. Философия Средневековья.
17. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
18. Теоцентризм средневековой философии. Соотношение философии и теологии в трактовку средневековых мыслителей.
19. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.
20. Патристика: учение о бытии и происхождении мира, о моральных основах, ценности и смысле человеческой жизни, о соотношении веры и знания.
21. Схоластика: учение о соотношении сущности и существовании, о времени и вечности, о познании Бога, о природе человеческой души, сущности общественной жизни.
5. Философия эпохи Возрождения.
22. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
23. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.
6. Философия Нового времени ( XVII — XVIII В.).
24. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.
25. Философское учение Ф.Бэкона.
26. Дуалистическая философия Р.Декарта: основные проблемы.
27. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.
28. Философские идеалы эпохи Просвещения.
29. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.
30. “Категорический императив” И.Канта.
31. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.
32. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
33. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
7. Современная западноевропейская философия XIX – XX веков.
34. Философская концепция марксизма в работах К.Маркса и Ф. Энгельса.
35. Философия позитивизма о природе и формах познания, о соотношении философии и науки на основных этапах её развития.
36. Основные принципы философии прагматизма и его представители.
37. Проблема человека в “философии жизни”.
38. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
39. Феноменология как философское учение о деятельности сознания.
40. Проблемы бытия, существования, жизни человека и его свободы в философии экзистенциализма.
41. Философская герменевтика о месте знания и понимания в жизни человека и общества.
42. Основные идеи постмодернизма.
43. Религиозная философия ХХ века о смысле, ценностях и нормах человеческой жизни.
8. Русская философия
44. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
45. Религиозно-идеалистическая философия П.Я. Чаадаева.
46. Философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”.
47. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
48. Философская система Вл.Соловьева.
49. “Русский космизм” как философское направление.
II . Вопросы по разделу «Основные проблемы философии»
- Предмет философии и основные аспекты философского знания.
- Мировоззрение, знание, вера.
- Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.
- Понятия “мир”, “реальность” и “картина мира”. Условия формирования картины
- мира и ее изменения.
- Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.
- Категория бытия в философии.
- Идея развития и модификации ее философского воплощения.
- Пространство и время как философские категории.
- Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
- Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.
- Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.
- Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
- Сознание и бессознательное. Сознание и язык.
- Основные этапы и формы процесса познания.
- Истина и заблуждение. Достоверность знания. Критерии истинности.
- Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.
- Методы и формы научного познания.
- Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.
- Понятия “общество” и “социальные отношения”. Система социальных отношений.
- Проблема типологии исторического процесса (К.Маркс, О.Шпенглер, А.Тойнби).
- Культура как предмет философского осмысления.
- Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.
- Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
- Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.
- Понятие “информация”. Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.