Методические рекомендации преподавателю по теме практического занятия: современные подходы к неинвазивному изучению функций ЦНС

ГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Доцент __________ Е.В. Дорохов

6 сентября 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕИНВАЗИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИЙ ЦНС»

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ»

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Факультет: лечебный, педиатрический

Курс: II

Автор:асс. А.П. Астащенко

 

ЗАНЯТИЕ 3. Тема занятия: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕИНВАЗИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИЙ ЦНС

Цель занятия:изучить принципы клинико-физиологических методов исследования ЦНС. А) студент должен знать:современное представление об интегративной деятельности ЦНС; системную организацию функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых систем; функциональный элемент мозга; методы исследования функций ЦНС; основные характеристики ЭЭГ здорового взрослого человека, а также особенности ЭЭГ ребенка и пожилого человека; виды ВП и значения их основных компонентов, сферу применения электрофизиологических методов для диагностики функционального состояния человека. Б) студент должен уметь:уметь охарактеризовать основные ритмы ЭЭГ при бодрствовании и сне у человека;использовать эти знания для проведения первичного визуального анализа ЭЭГ и ВП человека и последующего освоения этих методов в клинических целях.

Компетенции:ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5.

Мотивация темы занятия:студент должен понимать основные принципах проведения регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов мозга человека; иметь представление о стереотаксическом методе; функциональной компьютерной томографии, основных характеристиках ЭЭГ взрослого человека и ребенка

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2) Изучить материал не излагаемый в лекции:

функции спинного мозга;

функции продолговатого, среднего и промежуточного мозга;

функции ретикулярной формации;

кровообращение головного мозга;

гематоэнцефалический барьер;

функции лимбической системы;

8 стр., 3986 слов

Нервная система как физиологическая основа психической деятельности ...

... масса тоже больше. Если мозг обезьяны достигает 400—500 г, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 г. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности организма, видно ... теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции. Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью ...

функции новой коры больших полушарий.

3) Ответить на вопросы для самоконтроля:

Компетенции:ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5. Мотивация темы занятия:студент должен понимать основные принципах проведения… Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

Теория занятия.

Функциональное состояние мозга является понятием интегральным, так как оно отражает состояние организованных для выполнения определенных функций систем организма в целом. Интерес к исследованию функциональных состояний и обусловлен в первую очередь тем, что они являются одним из факторов трудовой деятельности, от которых зависит ее успешность. В связи с проблемой соотношения функционального состояния и деятельности последняя оценивается рядом объективных и субъективных показателей. К ним относятся эффективность деятельности, ее продуктивность и субъективное переживание состояния. Эффективность выполнения деятельности измеряется числом необходимых трудовых действий, точностью и скоростью их выполнения. Однако одинаково хорошие результаты при выполнении могут быть достигнуты за счет разных энергетических затрат организма, с разной степенью мобилизации физиологических функций. В связи с этим деятельность характеризуется продуктивностью, которую следует отличать от ее эффективности. Продуктивность деятельности заметно падает с утомлением, так как энергетические траты для выполнения того же самого задания растут, тогда как эффективность на начальной стадии утомления может еще не ухудшаться. Эффективность и продуктивность являются самостоятельными характеристиками деятельности. Чем выше эффективность и чем меньше энергетические затраты организма, тем выше его коэффициент полезного действия, т.е. продуктивность деятельности. При одной и той же эффективности выполнения задания биологическая цена энергетических затрат может быть различной. Длительное сохранение высокого уровня активации в период после завершения выполнения задания рассматривается как показатель более высокой цены адаптации по сравнению с быстрым возвращением активации к исходному уровню, предшествующему выполнению задания. Другими словами, лица, которым требуется больше времени, чтобы успокоиться после возбуждения, платят большую биологическую цену. Эта биологическая мера зависит от состояния индивида (например, от степени его утомления), а также отражает особенности его индивидуального психофизиологического функционирования.

Основными нейрофизиологическими методиками, определяющими функциональное состояние головного мозга человека, на сегодняшний день являются следующие:

1.Стереотаксический метод.

2.Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

3.Регистрация вызванных потенциалов мозга (ВП)

4. Компьютерная томография (КТ)

5.Магнитно резонансная томография (МРТ)

 

Теория занятия:

Основными нейрофизиологическими методиками, определяющими функциональное состояние головного мозга человека, на сегодняшний день являются… 1.Стереотаксический метод. 2.Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Стереотаксический метод

Современный стереотаксис — это нейрохирургический метод, обеспечивающий малотравматичный доступ к глубоко расположенным структурам головного мозга или патологическим образованиям и обеспечивающий возможность локального воздействия на них (стереотаксис от греч. «стереос» — пространство и «таксис» — расположение, порядок).

Применение стереотаксического метода:
Возникновение многих тяжелых заболеваний обусловлено возникновением небольшого по объему патологического очага в глубине мозговых структур, либо нарушением нормального функционирования тех или иных структур. Когда терапевтические методы лечения не дают эффекта, а обычные нейрохирургические вмешательства невозможны из-за риска повреждения здоровых участков мозга, следует прибегнуть к стереотаксическому вмешательству. Подобные ситуации возникают при органических поражениях головного мозга: опухоли, гематомы, кисты, которые трудно или просто невозможно удалить другим способом, также при паркинсонизме, эпилепсии, неукротимых болях и некоторых видах психических расстройств. Выполнение операции стереотаксическим методом может позволить взять фрагмент опухоли на исследование, разрушить опухоль путем ее замораживания или вживления радиоактивного источника, эвакуировать кровь из гематомы и опорожнить кисту и др.
Современный стереотаксис можно рассматривать как одно из главных достижений нейрохирургии в этом направлении.
Этапы стереотаксического вмешательства:
сначала выполняется томография головного мозга — компьютерная рентгеновская, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная (томография — это метод получения послойных изображений внутренних органов, в том числе мозга).

После компьютерной обработки полученных данных на изображениях слоев мозга определяют координаты тех патологических очагов, которые и составляют основу болезни.
Следующий этап проводится в операционной, в стерильных условиях — под местной анестезией практически безболезненно к голове пациента крепится Стереотаксический Аппарат, который наводится на патологический очаг. После обезболивания делается разрез кожи длиной 2-3 см и в черепе сверлится небольшое отверстие диаметром около 1 см, через которое затем, точно в расчетную точку, вводится стереотаксический инструмент. В мозге нет болевых рецепторов, поэтому эта манипуляция совершенно безболезненна и не ощущается больным, и не требует наркоза. Погружению стереотаксического инструмента в мозг обязательно предшествует проведение расчетного интраскопического исследования. В его задачу входит получение диагностических сведений об анатомических особенностях строения мозга пациента, включая распознавание мишеней, и получение информации, необходимой для последующих стереотаксических расчетов и наведения стереотаксического инструмента на найденные целевые точки.

Рис.1: универсальный стереотаксический прибор для работы на головном мозге человека.

 

Применение стереотаксического метода: Возникновение многих тяжелых заболеваний обусловлено возникновением небольшого по объему патологического очага… Рис.1: универсальный стереотаксический прибор для работы на головном мозге…  

7 стр., 3384 слов

Кора головного мозга

... или моторные); - ассоциативные (соединяют предыдущие зоны и обусловливают сложную работу мозга, лежащую в основе высшей психической деятельности). У человека ассоциативные зоны достигают наибольшего ... функции: трофическую, нейросекреторную, защитную, изолирующую. Значение важнейших зон коры головного мозга. 1. Чувствительная зона коры (в постцентральной извилине) воспринимает импульсы от ...

Анализ электроэнцефалограммы человека

Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга. Последнее у человека возможно лишь в клинических условиях.
В 1929 г. австрийский психиатр Х. Бергер обнаружил, что с поверхности черепа можно регистрировать «мозговые волны». Он установил, что электрические характеристики этих сигналов зависят от состояния испытуемого. Наиболее заметными были синхронные волны относительно большой амплитуды с характерной частотой около 10 циклов в секунду. Бергер назвал их альфа-волнами и противопоставил их высокочастотным «бета-волнам», которые проявляются тогда, когда человек переходит в более активное состояние. Открытие Бергера привело к созданию электроэнцефалографического метода изучения мозга, состоящего в регистрации, анализе и интерпретации биотоков мозга животных и человека.
Одна из самых поразительных особенностей ЭЭГ — ее спонтанный, автономный характер. Регулярная электрическая активность мозга может быть зафиксирована уже у плода (т.е. до рождения организма) и прекращается только с наступлением смерти. Даже при глубокой коме и наркозе наблюдается особая характерная картина мозговых волн.
Важное значение при регистрации ЭЭГ имеет расположение электродов, при этом электрическая активность одновременно регистрируемая с различных точек головы может сильно различаться. При записи ЭЭГ используют два основных метода: биполярный и монополярный. В первом случае оба электрода помещаются в электрически активные точки скальпа, во втором один из электродов располагается в точке, которая условно считается электрически нейтральной (мочка уха, переносица).

При биполярной записи регистрируется ЭЭГ, представляющая результат взаимодействия двух электрически активных точек (например, лобного и затылочного отведений), при монополярной записи — активность какого-то одного отведения относительно электрически нейтральной точки (например, лобного или затылочного отведения относительно мочки уха).

Выбор того или иного варианта записи зависит от целей исследования. В исследовательской практике шире используется монополярный вариант регистрации, поскольку он позволяет изучать изолированный вклад той или иной зоны мозга в изучаемый процесс.

Международная федерация обществ электроэнцефалографии приняла так называемую систему «10-20», позволяющую точно указывать расположение электродов. В соответствии с этой системой у каждого испытуемого точно измеряют расстояние между серединой переносицы (назионом) и твердым костным бугорком на затылке (инионом), а также между левой и правой ушными ямками. Возможные точки расположения электродов разделены интервалами, составляющими 10% или 20% этих расстояний на черепе. При этом для удобства регистрации весь череп разбит на области, обозначенные буквами: F — лобная, О — затылочная область, Р — теменная, Т — височная, С — область центральной борозды. Нечетные номера мест отведения относятся к левому, а четные — к правому полушарию. Буквой Z — обозначается отведение от верхушки черепа. Это место называется вертексом и его используют особенно часто

Количество электродов, задействованных в эксперименте, может варьироваться в каждом конкретном случае.

10 стр., 5000 слов

Психогенетика мозга

... активность мозга у человека. Достаточно регулярные волны с частотой около 10 колебаний в секунду, доминирующие в ЭЭГ большинства людей в состоянии покоя, были названы им "альфа-ритмом" (ритм Бергера). ... -специфический характер, сложившись к 15-18 годам, сохраняется на протяжении длительного периода жизни, почти не меняясь. Эта особенность ЭЭГ побудила исследователей уже на первых этапах ...

 

Система 10-20 (Jasper, 1958).
Каждый электрод подключен к усилителю. Для записи ЭЭГ может использоваться или бумажная лента или сигнал может преобразовываться с помощью АЦП и записываться в файл на компьютере. Наиболее распространена запись с частотой дискретизации 250 Гц.

Основные ритмы ЭЭГ (или классические диапазоны ЭЭГ).

Международная федерация обществ электроэнцефалографии приняла так называемую систему «10-20», позволяющую точно указывать расположение… Количество электродов, задействованных в эксперименте, может варьироваться в…  

Альфа ритм

Частота: 8-13 Гц

Амплитуда: до 70 мкВ

Генерация коркового альфа-ритма связана с ядрами таламуса и таламо-кортикальными связями.

В настоящее наиболее распространена точка зрения, согласно которой в генерации альфа-ритма принимают участие как таламические, так и корковые пейсмекеры.

Мощность диапазона альфа-ритма Мощность диапазона альфа-ритма

возрастает, при: снижается при:

1.состоянии релаксации 1.состоянии депрессии

2.эмоциональном состоянии 2. деменции и паркинсонизме

3.состоянии голода 3. Шизофрении

 

 

Десинхронизация ритма – это резкое подавление альфа-ритма.

Десинхронизацию вызывают:

1 напряженная умственная деятельность

2. уровень сложности когнитивной задачи

3. усиление внимания

4. движение глаз

Амплитуда: до 70 мкВ Генерация коркового альфа-ритма связана с ядрами таламуса и… В настоящее наиболее распространена точка зрения, согласно которой в генерации альфа-ритма принимают участие как…

Бета –ритм

Частота: 14-30 Гц

Амплитуда: до 30 мкВ

Выделяют бета-1, бета-2, бета-3 диапазоны.

Мощность диапазона бета-ритма Мощность диапазона бета-ритма

возрастает, при: снижается при:

арифметических вычислений в уме при болезни Альцгеймера

двигательной активности

мысленном вращении фигур

сенсорной стимуляции

Тета– ритм

Частота: 3-7 Гц

Амплитуда: до 200 мкВ

Ритм является одним из наименее изученных. Предположительно, берет свое начало от гиппокампа.

Мощность диапазона тета-ритма возрастает, при:

решение в уме трудных задач, процессы эпизодической памяти, ассоциативной и когнитивной деятельности, операторская деятельность, при управлении автомобилем, вербальная деятельность, релаксация, мозговая гипоксия, лишение сна, депрессия, ьв ряде патологий.

Амплитуда: до 200 мкВ Ритм является одним из наименее изученных. Предположительно, берет свое начало… Мощность диапазона тета-ритма возрастает, при:

Дельта– ритм

Частота: 1-3 Гц

Амплитуда: до 300 мкВ

1.Дельта-ритм находится в тесной взаимосвязи с разными стадиями сна, эффектами введения опиоидов и некоторыми патологическими состояниями мозга.

2. Наблюдается рост выраженности его компонентов с увеличением длительности лишения сна.

3. Также при когнитивной деятельности человека.

4 Дельта-ритм может быть связан с состоянием голода.

 

Гамма-ритм

21 стр., 10354 слов

Связь функциональных состояний и образа жизни личности

... физическое и духовное развитие человека; - привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха. Так же под понятием «образ жизни» понимают сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный ... следует так же понять, что мы будем подразумевать под понятием образ жизни. Образ жизни - это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном ...

Частота: более 30 Гц

Амплитуда: до 15 мкВ

Наблюдается при решении задач, требующих максимальной концентрации внимания и при сильной физической активности.

ЭЭГ взрослого человека в норме

ЭЭГ в существенной степени однородна для всего мозга и симметрична. Функциональная и морфологическая неоднородность коры определяет особенности электрической активности различных областей мозга. Пространственная смена типов ЭЭГ отдельных областей мозга происходит постепенно. у большинства (85-90%) здоровых взрослых при закрытых глазах в покое на ЭЭГ регистрируется доминирующий α-ритм с максимальной амплитудой в затылочных отделах.Электроэнцефалографическое исследование взрослого человека проводится в состоянии пассивного бодрствования, при закрытых глазах.
На электроэнцефалограмме в 85-90 процентах случаев доминирует альфа-ритм с правильными зональными различиями, модулированный в веретена амплитудой 50-100 мкВ. Однако в 10-15 процентах случаев отмечается амплитуда альфа-ритма не превышающая 20 мкВ, что обусловлено функционированием аутосомно-доминантного гена.
В норме на электроэнцефалограмме регистрируется альфа, бета и мю -активность, появление на электроэнцефалограмме взрослого человека медленных ритмов расценивается однозначно как признак патологии.

ЭЭГ ребенка и пожилого человека

1.ЭЭГ новорожденного.
Во всех областях коры головного мозга выявляются низкоамплитудные низкочастотные волны с частотой до 1-3 Гц и амплитудой до 10-20 мкв, преобладающие по амплитуде в центральных отделах коры.
Наименьшие значения частоты колебаний определяются у новорожденных в затылочных отделах коры головного мозга.

2.ЭЭГ ребенка 3 месяцев жизни
У ребенка трех месяцев жизни на ЭЭГ отмечается общее увеличение амплитуды и частоты при наличии двух фокусов активности на электроэнцефалограмме.
Первый фокус ритмической активности частотой до 4-6 Гц и амплитудой до 50 мкВ располагается в затылочной области. Эта активность у детей раннего возраста является аналогом альфа-ритма.

3. ЭЭГ ребенка 6 месяцев жизни
К шести месяцам жизни в затылочной области у большинства детей определяется устойчивая активность частотой 5 Гц и амплитудой 50 мкв.

ЭЭГ ребенка 12 месяцев жизни
В затылочной области сформирован альфа-ритм частотой 7-8,5 Гц (выявляется довольно устойчиво после первого года жизни), амплитуда не превышает 50 мкВ.

4.ЭЭГ детей 1-3 лет жизни

Альфа-ритм частотой 6-9 Гц в затылочных отделах коры больших полушарий с преобладанием в правом полушарии. Мю-ритм с перемежающимся преобладанием то в правом, то в левом полушарии в сочетании с тета и дельта колебаниями и тета- ритмизированными группами колебаний преимущественно в центральных областях коры больших полушарий. Резко выражен бета-ритм частотой 18-25 Гц . Диффузные тета и дельта колебания, достигающие наибольшей амплитуды к 2-7 годам жизни ребенка.
Начиная с 12 месячного возраста до 9-10 лет жизни на ЭЭГ детей присутствует биоэлектрическая активность амплитудой не ниже 20 мкВ.
низких частот (с расширением диапазона по сравнению с детьми первого года до 11-15 Гц)

17 стр., 8048 слов

Здоровый образ жизни. Механизмы интегративной деятельности ЦНС. ...

... экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, ... реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни. Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном ...

5.ЭЭГ детей 4-6 лет жизни

Альфа-ритм средней частотой 8 Гц (в пределах от 6,5 до 9,5 Гц) в затылочных отделах коры больших полушарий, иногда заостренной конфигурации и асимметрией по частоте и амплитуде не превышающей 20 процентов. Амплитуда бета- активности в этот возрастной период не превышает 10-20 мкВ. На электроэнцефалограмме детей 4-6 лет жизни отмечается дальнейший рост амплитуды колебаний с максимальным фокусом в центрально-теменной области, где отмечаются билатерально-синхронная, веретенообразная активность частотой 4-7 Гц и амплитудой до 100-150 мкВ (подобная картина ЭЭГ обусловлена, по видимому, активностью стволовых структур).В лобной области начинает регистрироваться высокоамплитудная тета- активность.Медленные волны представлены в основном тета- активностью частотой 4-7 Гц с увеличением представленности при беспокойстве и во сне, асимметрия медленноволновой активности может достигать 20 процентов
6.ЭЭГ детей 7-9 лет жизни

Отмечается постепенное созревание альфа-ритма с увеличением его частоты до 7,5-10,5 Гц. Альфа-ритм приобретает устойчивый, регулярный характер с амплитудой 30-100 мкВ максимально выраженный в теменно-затылочной области. Асиметрия альфа-ритма по амплитуде до 20 мкВ с незначительным преобладанием справа кореллирует с асимметрией кровенаполнения сосудов мозга (асимметрия не обуслолвлена леворукостью или праворукостью)
Мю — ритм выражен в центральных отделах мозга и депрессируется при предъявлении проприоцептивных раздражителей.

7.ЭЭГ детей 10-12 лет жизни

После 10 лет альфа-ритм ребенка соответствует альфа-ритму взрослого человека, имеет частоту 10 Гц с преобладанием в центрально-теменно-затылочной области.
С 10 летнего возраста при проведении электроэнцефалографического обследования у детей в норме не бывает вспышек тета-волн в центральных отведениях и усиления медленноволновой активности при предъявлении афферентных стимулов.
Наиболее выраженная реакция на проведение гипервентиляции проявляется к 11-12 годам жизни и характеризуется диффузной пароксизмальной активностью с появлением типичных групп медленных волн высокой амплитуды, чаще, в задних отделах коры головного мозга.

8.ЭЭГ детей 13-15 лет жизни

Устойчивый альфа-ритм частотой 10-10,5 Гц и амплитудой 50-100 мкВ, выраженный во всех областях коры головного мозга (доминирующий) с преобладанием в затылочных отведениях, резко уменьшается количество медленных волн.
Отмечаются «взрослые» типы реакций при проведении проб с ослаблением реакции усвоения ритма. Уменьшается выраженность реакции на проведение гипервентиляции, однако, на ЭЭГ в 50 процентах случаев сохраняются генерализованные медленные волны с преобладанием в передне-центральных отделах коры больших полушарий, что связано с физиологическим запаздыванием созревания фронтальных отделов коры (продолжается до 22 лет)
В передне-центральных областях коры доминирует полиморфная активность (альфа-ритм и мю-ритм в сочетании с низкоамплитудной тета и дельта активностью).

 

После 60 лет – регресс ЭЭГ. Альфа ритм замедляется. Появляется в лобных отведениях. Теряется зональность ритмов.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... -п на фоне эмоционального напряжения нередко повышается амплитуд. альфа-ритма, увеличивается альфа-индекс, усиливаются медленны ритмы. М. Н. Русаловой показано, что электроэнцефалографически сдвиги при ... на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

С помощью ЭЭГ можно:следить за динамикой действия лекарственных препаратов; ценить степень нарушения работы мозга; исследовать функциональное состояние мозга; при повторных исследованиях ЭЭГ помогает оценить скорость и полноту исчезновения признаков нарушения работы мозга, от чего зависит дальнейшее лечение,можно выявить:

1) эпилепсия, не эпилептические кризовые состояния, мигрени;

2) объемные поражения мозга;

3) сосудистые поражения мозга;

4) черепно-мозговая травма;

5) воспалительные заболевания головного мозга.

2.ЭЭГ ребенка 3 месяцев жизни У ребенка трех месяцев жизни на ЭЭГ отмечается общее увеличение амплитуды и частоты при наличии двух фокусов… 3. ЭЭГ ребенка 6 месяцев жизни К шести месяцам жизни в затылочной области у… ЭЭГ ребенка 12 месяцев жизни В затылочной области сформирован альфа-ритм частотой 7-8,5 Гц (выявляется довольно…

ЭЭГ в цикле сна

Первая стадия сна (дремота)
Снижение амплитуды и исчезновение альфа-ритма.
Появление на ЭЭГ одиночных и групповых низкоамплитудных тета и дельта волн.
Появление на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности.
ЭЭГ в стадии дремоты описывается как «уплощенная, десинхронизированная с наличием полиморфной низкоамплитудной активности»

Вторая стадия сна (поверхностный сон)
«Сонные веретена» — диффузные вспышки колебаний частотой 11-15 Гц и амплитудой до 50 мкВ с наибольшей выраженностью в центральных отведениях, модулированные в веретена, генерализованные или билатерально-синхронные.
«К-комплексы» — вспышки активности, состоящей из двухфазной высокоамплитудной волны с начальной негативной фазой и максимальной амплитудой в центральных отведениях.
Вспышки полифазных высокоамплитудных медленных волн

Третья стадия сна (глубокий сон)
Отсутствите «веретен сна» и «К-комплексов».
Тета и дельта волны с амплитудой выше 75 мкВ, занимающие 20-50 процентов ЭЭГ

Четвертая стадия сна (очень глубокий сон)
Дельта-волна с частотой 2 и менее Гц и амплитудой более 75 мкВ, занимающие более 50 процентов времени ЭЭГ.

Пятая стадия сна (быстрый сон или сон с быстрыми движениями глаз)
Полиморфная активность с преобладанием низкоамплитудных высокочастотных волн.
Диффузное снижение мышечного тонуса с появлением саккадирующих быстрых движений глаз. Отсутствуют «сонные веретене» и «К-комплексы»
В передне-центральных отведениях периодически выявляется «пилообразная» активность частотой 2-3 Гц.

Вторая стадия сна (поверхностный сон) «Сонные веретена» — диффузные вспышки колебаний частотой 11-15 Гц и амплитудой до 50 мкВ с… Третья стадия сна (глубокий сон) Отсутствите «веретен сна» и… Четвертая стадия сна (очень глубокий сон) Дельта-волна с частотой 2 и менее Гц и амплитудой более 75 мкВ, занимающие…

Алгоритм описания ЭЭГ

1. Паспортная часть: номер ЭЭГ, дата исследования, фамилия, имя, отчество, возраст, клинический диагноз.

2. Описание ЭЭГ покоя.

3. Описание альфа-ритма: выраженность альфа-ритма (отсутствует, выражена вспышками — указать длительность вспышки и длительность интервалов между вспышками); распределение альфа-ритма; область доминирования альфа-ритма; симметрия альфа-ритма; образ альфа-ритма веретенообразный с хорошо выраженными веретенами, т. е. модулированный по амплитуде (на стыках веретен альфа-ритма нет); веретенообразный с плохо выраженными веретенами, т. е. недостаточно модулированный по амплитуде (на стыках веретен наблюдаются волны с амплитудами более 30% от максимальной амплитуды альфа-ритма); машиноподобный или пилообразный, т. е. не модулированный по амплитуде; пароксизмальный — веретено альфа-ритма начинается с максимальной амплитуды; аркообразный — большая разница в полупериодах; форма альфа-ритма: не искажена, искажена медленной активностью, искажена электромиограммой; частота альфа-ритма, ее стабильность.

2 стр., 965 слов

Метод вызванных потенциалов

... Электрокардиограмма  ЭМГ — Электромиограмма  ЭАК — Электрическая активность кожи  ЭОГ — Электроокулограмма Метод вызванных потенциалов Вызванный потенциал — электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной ( ...  Гамма (30+) Отличаются амплитудой и частотой. (+ мю ритм и каппа ритм) В некоторых состояниях преобладает один тип. ЭЭГ позволяет оценивать ...

Частоту альфа-ритма определяют на случайных односекундных отрезках ЭЭГ на протяжении всего времени регистрации и выражают в виде средней величины (при наличии смены частоты при сохранении стабильности периодов указывают на смену частот доминирующего ритма).

Амплитуда альфа-ритма.

Отсутствие альфа-ритма отмечают всегда на первом месте.

4.Описание доминирующих и субдоминмрующих ритмов.

Если альфа-ритм имеется, но есть и другая частотная компонента, представленная в меньшей степени, то после описания альфа-ритма ее описывают по тем же правилам.

 

Пример 1. ЭЭГ N 3021 от 05.02.87. И-ов Ю.С., 42 года. Обследование. Альфа-ритм выражен регулярной компонентой, распределен правильно, доминирует в затылочных отделах мозга, симметричный, веретенообразный, с хорошо выраженными веретенами, не искажен, без вспышек гиперсинхронизации, частотой 10 колеб./с., амплитудой до 80 мкВ, индексом 85 %. Появления патологической активности необнаружено.

2. Описание ЭЭГ покоя. 3. Описание альфа-ритма: выраженность альфа-ритма (отсутствует, выражена… Частоту альфа-ритма определяют на случайных односекундных отрезках ЭЭГ на протяжении всего времени регистрации и…

Анализ вызванных потенциалов или потенциалов связанных с событием у человека.

Метод вызванных потенциалов (ВП) мозга основан на записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая измеряет спонтанную ритмическую активность мозга, происходящую с разной частотой. Вызванными потенциалами (event-related potentials, ERPs) называются биоэлектрические сигналы мозга, которые появляются с постоянными временными интервалами после определенных внешних воздействий, или стимулов. Выделяются следующие характеристики потенциала: форма (наличие или отсутствие пиков), латентность (временной промежуток от момента подачи стимула до появления пика), длительность и амплитуда пиков. Каждый потенциал представляет собой синусоидальную волну, амплитуда которой изменяется во времени, и при этом полярность участков волны меняется от положительной к отрицательной. Участки волны разной полярности принято называть компонентами и обозначать латинскими буквами P (positive) и N (negative).

В зависимости от периода времени анализа, т.е. времени возникновения мозговой активности после стимула, потенциалы подразделяются на коротколатентные, средне- и длиннолатентные. Коротколатентные потенциалы возникают уже через 10 мс после подачи стимула, в то время как среднелатентные после 100 мс, а длиннолатентные регистрируются значительно позднее, начиная от 300 мс и больше после сигнала.

В основе метода ВП лежит суммация и усреднение большого количества потенциалов, каждый из которых сам по себе слишком слаб и часто не отличим от спонтанных ритмов, не имеющих отношения к сигналу. В течение определенного времени после подачи стимула производится вычисление амплитуд электро сигналов мозга, через временные интервалы, зависящие от частоты квантования. Полученные данные запоминаются и суммируются. В результате амплитуда стабильно возникающих после стимула потенциалов неуклонно возрастает, а амплитуда спонтанной ритмов в той же степени уменьшается. Для получения результируюших амплитуд ВП, амплитуда в каждой точке усредняется, т.е. делится на число стимулов. Вызванные потенциалы мозга широко применяются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.

Процедура проведения ВП эксперимента. Кресло испытуемого устанавливается на расстоянии 1 метра от экрана компьютера, на котором предъявляются стимулы. Испытуемому объясняются необходимые детали: минимизировать непроизвольные мускульные движения, по возможности контролировать движения глаз. ВП, вызванные движениями головы, других частей тела, и в особенности, глаз и морганием, считаются артефактами, и обычно удаляются из ЭЭГ в процессе автоматического фильтрования после окончания эксперимента.

Результаты опыта: зарегистрировать ВП человека: зрительный (ВЗВП) на вспышечный стимул (в виде стимула используется светодиодная вспышка от матрицы светодиодов, вставленных в специальные очки, активные электроды размещают на затылочной области); слуховые (СВП) (применяются щелчки или тоны, подаваемые моноурально или биноурально через наушники, активные электроды размещают в вертексе), соматосенсорные (ССВП) (ВП, выделяемые на скальпе при тактильной или электрической стимуляции различных нервов, данные ВП отражают проведение афферентной волны возбуждения по путям общей чувствительности, электроды устанавливаются в центральной части скальпа) и когнитивные ВП.

 

Применение: Исследование ЗВП – одна из важнейших областей применения методики ВП. Дает возможность:

— лучить объективную информацию о состоянии зрительного нерва;

— объективно оценить остроту зрения;

— оценить зрительные нарушения;

— оценка динамики лечения;

— нарушения полей зрения и т.д.

объективная оценка слуха;

-дифференцировка органической и функциональной природы изменений;

-расстройства улитки;

-центральные расстройства

адекватный метод исследования и диагностики поражений спинного и головного мозга;

рассеянный склероз;

оценка нарушений сенсорных чувствительных функций.

ВП – класс электрофизиологических феноменов, которые специализированными методами выделяются из «фоновой» или «сырой» ЭЭГ. В характеристиках ВП проявляется связь активности мозга с событиями во внешней среде с психологическими характеристиками активности испытуемого (с ожиданием, принятием решения).

ВП, с одной стороны, отражают активность мозга, с другой – характеристики поведения и психологическую феноменологию. ВП – представляют собой суммарный электрический потенциал различных компонентов ткани мозга, вклад в который вносят нейроны (сома, дендриты, аксоны), глиальные клетки, мембраны клеточных органелл. ВП может состоять из первичного ответа или же из первичного и вторичного. Первичные ответы характеризуются коротким латентным периодом (ЛП) и двухфазностью колебания: вначале положительная, затем — отрицательная. Первичный ответ формируется за счет кратковременной синхронизации активности близлежащих нейронов. Вторичные ответы более вариабельны по ЛП, длительности, амплитуде, чем первичные. Как правило, вторичные ответы чаще возникают на сигналы, имеющие определенную смысловую нагрузку. В зависимости от выделяемых реакций мозга ВП обычно классифицируют по модальности предъявляемого стимула или по условиям выделения генерации компонентов ответа (ВП ближнего или отдаленного поля).

Кроме этого, ВП классифицируют на экзогенные и эндогенные стимулы. Экзогенные – колебания ВП с латентным периодом менее 100 мс, с зависимостью параметров от физических характеристик стимула. Эндогенные — колебания ВП с латентным периодом более 100 мс, с широким модально-неспецифическим распределением амплитуд по поверхности головы, с независимостью характеристик ВП от физических свойств события, их вызвавшего; связь параметров ВП с задачей, которую выполняет испытуемый и его психологическим состоянием. Особый вклад в генерацию ВП вносят потенциалы ВПСП и ТПСП дендритных волокон коры или различных ядер мозга. Меньший вклад в регистрацию ВП вносят собственно потенциалы действия.

4. Компьютерная томография (КТ)новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники, отличаясь принципиальной новизной технических решений и математического обеспечения.
Главное отличие КТ от рентгенографии состоит в том, что рентген дает только один вид части тела. При помощи компьютерной томографии можно получить множество изображений одного и того же органа и таким образом построить внутренний поперечный срез, или «ломтик» этой части тела. Томографическое изображение — это результат точных измерений и вычислений показателей ослабления рентгеновского излучения, относящихся только к конкретному органу.
Таким образом, метод позволяет различать ткани, незначительно отличающиеся между собой по поглощающей способности. Измеренные излучение и степень его ослабления получают цифровое выражение. По совокупности измерений каждого слоя проводится компьютерный синтез томограммы. Завершающий этап — построение изображения исследуемого слоя на экране дисплея. Для проведения томографических исследований мозга используется прибор нейротомограф.
Помимо решения клинических задач (например, определения местоположения опухоли) с помощью КТ можно получить представление о распределении регионального мозгового кровотока. Благодаря этому КТ может быть использована для изучения обмена веществ и кровоснабжения мозга.
В ходе жизнедеятельности нейроны потребляют различные химические вещества, которые можно пометить радиоактивными изотопами (например, глюкозу).

При активизации нервных клеток кровоснабжение соответствующего участка мозга возрастает, в результате в нем скапливаются меченые вещества и возрастает радиоактивность. Измеряя уровень радиоактивности различных участков мозга, можно сделать выводы об изменениях активности мозга при разных видах психической деятельности. Последние исследования показали, что определение максимально активизированных участков мозга может осуществляться с точностью до 1 мм.

5.Магнитно-резонансная томография (МРТ, MRT, MRI) — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса — метод основан на измерении электромагнитного отклика ядер атомов водорода на возбуждение их определённой комбинацией электромагнитных волн в постоянном магнитном поле высокой напряжённости, для этого используют аппарат для магнитно-резонансной томографии. Метод ядерного магнитного резонанса позволяет изучать организм человека на основе насыщенности тканей организма водородом и особенностей их магнитных свойств, связанных с нахождением в окружении разных атомов и молекул. Ядро водорода состоит из одного протона, который имеет магнитный момент (спин) и меняет свою пространственную ориентацию в мощном магнитном поле, а также при воздействии дополнительных полей, называемых градиентными, и внешних радиочастотных импульсов, подаваемых на специфической для протона при данном магнитном поле резонансной частоте. На основе параметров протона (спинов) и их векторном направлении, которые могут находиться только в двух противоположных фазах, а также их привязанности к магнитному моменту протона можно установить, в каких именно тканях находится тот или иной атом водорода. Если поместить протон во внешнее магнитное поле, то его магнитный момент будет либо сонаправлен, либо противоположно направлен магнитному моменту поля, причём во втором случае его энергия будет выше. При воздействии на исследуемую область электромагнитным излучением определённой частоты часть протонов поменяют свой магнитный момент на противоположный, а потом вернутся в исходное положение. При этом системой сбора данных томографа регистрируется выделение энергии во время «расслабления» (релаксации) предварительно возбужденных протонов. Для определения расположения сигнала в пространстве, помимо постоянного магнита в МР-томографе, которым может быть электромагнит, либо постоянный магнит, используются градиентные катушки, добавляющие к общему однородному магнитному полю градиентное магнитное возмущение. Это обеспечивает локализацию сигнала ядерного магнитного резонанса и точное соотношение исследуемой области и полученных данных. Действие градиента, обеспечивающего выбор среза, обеспечивает селективное возбуждение протонов именно в нужной области. Мощность и скорость действия градиентных усилителей относится к одним из наиболее важных показателей магнитно-резонансного томографа. От них во многом зависит быстродействие, разрешающая способность и соотношение сигнал/шум. Современные технологии и внедрение компьютерной техники обусловили возникновение такого метода, как виртуальная эндоскопия, который позволяет выполнить трёхмерное моделирование структур, визуализированных посредством КТ или МРТ. Данный метод является информативным при невозможности провести эндоскопическое исследование, например при тяжёлой патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Метод виртуальной эндоскопии нашёл применение в ангиологии, онкологии, урологии и других областях медицины.

Функциональная МРТ (ФМРТ) — метод картирования коры головного мозга, позволяющий определять индивидуальное местоположение и особенности областей мозга, отвечающих за движение, речь, зрение, память и другие функции, индивидуально для каждого пациента.

Суть метода заключается в том, что при работе определенных отделов мозга кровоток в них усиливается. В процессе проведения ФМРТ больному предлагается выполнение определенных заданий, участки мозга с повышенным кровотоком регистрируются, и их изображение накладывается на обычную МРТ мозга.

6. УЗДГ кровенаполнение мозга….узи сосудов головного мозга

 

Задания для студентов:

1.Проанализировать запись ЭЭГ: взрослого человека (рис 1), взрослого человека во время сна (рис 2).

Используйтк алгоритм, указанный в теоретической части методики. Отметьте на полученной ЭЭГ амплитуду ритма, индекс ритма (выраженность данной активности (или ритма) в процентах (%) ко всей записи).

 

Рис.1. ЭЭГ здорового человека. Усиление 50 мкВ/10 мм, скорость развертки 30 мм/сек.

 

2. Определить время начало десинхронизации на ЭЭГ (рис 2):

 

Рис.2. Десинхронизация альфа ритма.

3.Укажите стадии сна здорового взрослого человека на ЭЭГ (рис 3).

Рис.3.ЭЭГ во время сна.

4. Проанализировать вызванные потенциалы (зрительный, слуховой, соматосенсорный, когнитивный (рис 4).

 

А Б 

В Г 

Рис.4. А-ВЗВП, Б-СВП, В-ССВП, Г-когнитивный ВП.

Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

1.ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ – ЭТО МЕТОД РЕГИСТРАЦИИ С ПОВЕРХНОСТИ КОЖИ ГОЛОВЫ:

1)+ суммарной электрической активности нейронов головного мозга.

2)потенциала действия отдельных нейронов.

3)только возбуждающих постсинаптических потенциалов.

4)только тормозных постсинаптических потенциалов.

5)активности нервных волокон головного мозга.

 

2.ДЕСИНХРОНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ – ЭТО:

1)наличие альфа-ритма в состоянии физического и эмоционального покоя.

2)наличие тета-ритма при длительном эмоциональном напряжении и неглубоком сне.

3)наличие дельта-ритма во время глубокого сна.

4)+появление высокочастотных волн бета-ритма, которые сменяют альфа-ритм при 5)сенсорной стимуляции, интеллектуальном и эмоциональном напряжении.

6)наличие бета-ритма в состоянии покоя.

 

3.ПРЕОБЛАДАНИЕ АЛЬФА-РИТМА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

1)+ состояния физического и эмоционального покоя.

2)глубокого сна.

3)очень глубокого сна.

4)высокой активности мозга при сенсорной стимуляции, интеллектуальном и эмоциональном напряжении.

5)наркотического сна.

 

4.ПРЕОБЛАДАНИЕ БЕТА-РИТМА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

1)состояния физического и эмоционального покоя.

2)глубокого сна.

3)утомления и неглубокого сна.

4)+высокой активности мозга при сенсорной стимуляции, интеллектуальном и эмоциональном напряжении.

5)наркотического сна.

 

5.НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПОЛНОЙ БЛОКАДЫ ВОСХОДЯЩЕГО ВЛИЯНИЯ РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ НА КОРУ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ БУДЕТ:

1)гиперрефлексия.

2)+ резкое увеличение дельта-ритма и отсутствие бета-ритма на электроэнцефалограмме.

нарушения координации движений.

3)расстройство зрения (нистагм и диплопия).

возникновение судорог.

 

6.ЧАСТОТА И АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ АЛЬФА-РИТМА В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ:

1)14-30 Гц; 10-30 мкв

2) +8-13 Гц; 30-70 мкв

3)4-8 Гц; 100-200 мкв

4)1-3,5 Гц; 250-300 мкв

 

7.ЧАСТОТА И АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ БЕТА-РИТМА В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ:

1)4-8 Гц; 100-200 мкв

2) 8-13 Гц; 30-70 мкв

3)+14-30 Гц; 10-30 мкв

4)1-3,5 Гц; 250-300 мкв

 

8.ЧАСТОТА И АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ ТЕТА-РИТМА В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ:

1)8-13 Гц; 30-70 мкв

2)14-30 Гц; 10-30 мкв

3)1-3,5 Гц; 250-300 мкв

4)+4-7 Гц; 100-200 мкв

 

9.ЧАСТОТА И АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ ДЕЛЬТА-РИТМА В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ:

1)+1-3,5 Гц; 250-300 мкв

2) 4-7 Гц; 100-200 мкв

3 )8-13 Гц; 30-70 мкв

4)14-30 Гц; 10-30 мкв

 

10. ПРЕОБЛАДАНИЕ БЕТА-РИТМА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

1)состояния физического покоя

2)глубокого сна

3) утомления и неглубокого сна

4)+высокой активности мозга при сенсорной стимуляции, интеллектуальном и эмоциональном напряжении

 

11.УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ТЕТА-РИТМА НА ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

1)состояния физического покоя

2) глубокого сна

3 )+утомления и неглубокого сна

4)высокой активности мозга при сенсорной стимуляции, интеллектуальном и эмоциональном напряжении

5)наркотического сна

 

12. нейрохирургический метод, обеспечивающий малотравматичный доступ к глубоко расположенным структурам головного мозга или патологическим образованиям и обеспечивающий возможность локального воздействия на них, это:

1) Магнитно резонансная томография (МРТ)

2)+Стереотаксический метод.

3)Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

4)Регистрация вызванных потенциалов мозга (ВП)

5) Компьютерная томография (КТ)

 

13. метод регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга, это:

 

1) Магнитно резонансная томография (МРТ)

2)Стереотаксический метод.

3)+Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

4)Регистрация вызванных потенциалов мозга (ВП)

5) Компьютерная томография (КТ)

 

14. Нечетные номера мест отведений ЭЭГ относятся к:

1) правому полушарию

2) +левому полушарию

3) подкорковым структурам мозга

 

15. Следить за динамикой действия лекарственных препаратов; ценить степень нарушения работы мозга; исследовать функциональное состояние мозга; оценить скорость и полноту исчезновения признаков нарушения работы мозга можно с помощью метода:

 

1) Магнитно резонансная томография (МРТ)

2)Стереотаксический метод.

3)+Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

4)Регистрация вызванных потенциалов мозга (ВП)

5) Компьютерная томография (КТ)

 

16. «сонные веретена» и «К-комплексы» на ЭЭГ свидетельствуют о том, что человек находится в:

1)состоянии дремоты

2)+2 стадии сна

3) 3 стадии сна

4) глубоком сне

 

17. На ЭЭГ здорового человека в покое с закрытыми глазами альфа ритм выражен в:

1)фронтальных отведениях

2)центральных отведениях

3) париетальных отведениях

4) височных отведениях

5)+затылочных отведениях

 

18. Биоэлектрические сигналы мозга, которые появляются с постоянными временными интервалами после определенных внешних воздействий, или стимулов это:

1)потенциалы действия

2)постсинаптические потенциалы

3)+вызванные потенциалы

4) ЭЭГ сигналы

 

19. колебания ВП с латентным периодом менее 100 мс, с зависимостью параметров от физических характеристик стимула называются:

1)+экзогенные

2)коротколатентные

3)эндогенные

4) длиннолатентные

 

20. колебания ВП с латентным периодом более 100 мс, с широким модально-неспецифическим распределением амплитуд по поверхности головы, с независимостью характеристик ВП от физических свойств события, их вызвавшего, называют:

1)экзогенные

2)коротколатентные

3)+эндогенные

4) длиннолатентные

 

21. метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса, это:

1)+Магнитно резонансная томография (МРТ)

2)Стереотаксический метод.

3)Электроэнцефалография (ЭЭГ) – для оценки функционального состояния коры головного мозга.

4)Регистрация вызванных потенциалов мозга (ВП)

5) Компьютерная томография (КТ)

 

Выполнить другие задания, предусмотренные рабочей программой по дисциплине.

 

Подготовить доклад и презентацию по теме, согласованной с преподавателем.

В основе метода ВП лежит суммация и усреднение большого количества потенциалов, каждый из которых сам по себе слишком слаб и часто не отличим от… Процедура проведения ВП эксперимента. Кресло испытуемого устанавливается на… Результаты опыта: зарегистрировать ВП человека: зрительный (ВЗВП) на вспышечный стимул (в виде стимула используется…

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература:

1.Начала физиологии: учебник / под ред. А.Д.Ноздрачева. – СПб.: Лань, 2002. – 1088 с.

2.Нормальная физиология: учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: «МИА», 2007. – 520 с.

3.Cудаков К.В. Нормальная физиология : учебник. – М.: МИА, 2006. – 920 с.

4.Физиология человека: учебник / Н.А. Агаджанян, Л.Э. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 526 с.

5.Физиология человека: учебник / под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. -608 с.

.Дополнительная литература:

1.Нормальная физиология: учебное пособие в 3 т. / под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – Т.1 – 240 с., Т.2 – 288 с., Т.3 – 224 с.

2.Гайтон А.К. Медицинская физиология. /А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл; Под ред. В.И.Кобрина. – М.: Логосфера, 2008. – 1296 с.

3. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. М.: МЭЙБи,1991, 77с.