Раздел 6 акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

ТЕМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ:

1 Акмеологические основы самосовершенствования личности

2 Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности

3 Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех

4 Карьера человека как условие и уровень его самореализации

1 Акмеологические основы самосовершенствования личности

Акмеологической (от греч. вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

СЛ. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни — достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»).

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

... заключается в том, что нами изучена взаимосвязь уровня развития личности педагога с формированием уровня личностных качеств у ребенка младшего школьного возраста; полученные результаты позволяют ... в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми. Отсюда следует, что профессиональная деятельность педагога - процесс непрерывного общения со школьниками, ...

Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса — внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных я слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

2 Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности

У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере того, как он взрослеет, развитие человека все больше зависит от его же инициативы.

Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания.

Люди, достигающие акмеологических вершин (развитые личности), характеризуются следующими чертами.

Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей.

Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения.

Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

19 стр., 9471 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...

... самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности». Объект исследования - готовность будущих учителей к самосовершенствованию личности младших школьников во внеклассной деятельности Предмет исследования – самосовершенствование личности ... саморазвитие основным компонентом, составляющим личностное самоопределение человека, который самостоятельно выбирает область приложения ...

Активно наслаждаются жизнью.

Энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности.

Открыты переменам и новому жизненному опыту.

Индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин.

Влияние семьи почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Неадекватная обратная связь и враждебность других (во многих группах давать адекватную обратную связь является признаком невежливости: человек смотрится в кривые зеркала и развивается криво; также любая перемена, происходящая в человеке может угрожать или вносить дискомфорт в жизнь близких ему людей, поэтому они враждебны).

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Каждое, даже самое неблагоприятное событие, содержит в себе для человека какой-то важный урок. Нужно суметь его усвоить и сделать собственным достоянием, перевоплотить его в личный опыт. Любое жизненное изменение нуждается в правильном своем «прочтении», суть которого — найти возможность для себя, найти пользу и выгоду для собственного развития. Один удачливый бизнесмен так сформулировал эту мысль: «Я никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить чувство юмора». Таким образом, препятствия и неудачи представляют собой замаскированные благодеяния. Кто на них учится, тот достигает большего успеха, чем имел бы, если бы не столкнулся с препятствием или «провалом».

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть плавными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, ... работы часто возникает некая беспомощность педагога. По определению беспомощность формируется тогда, когда ... иногда не только не способствуют развитию ребенка, но и сами становятся ... первую очередь особенность отношения человека к своей деятельности, а не количество работы, ...

Выявление собственных ограничений.

Оценка и обсуждение их с другими.

Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

Приобретение новых умений.

Анализ своего продвижения вперед.

Вернуться к первому этапу.

Таким образом, всегда можно быть более плодотворным, более успешным, более общительным, более богатым, более устойчивым, более энергичным, более сильным, более искренним, более жизнерадостным, более живым. Мера собственного развития, мера собственной жизни не во внешнем мире, а в сознании конкретного человека. «Ты становишься тем, что у тебя в голове» — сказал кто-то из великих.

3 Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: «Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности — ее огромные возможности; ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, — стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, стал таким не за един день. Стремление к успеху или безынициативность — результат воспитания. Механизм формирования этих противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

В своем эксперименте он помещал собак в клетку с металлической сеткой вместо пола, через которую с разными интервалами времени пропускали электрический ток. Вначале животное пыталось спастись от болезненных ударов тока, металось по клетке в поисках выхода или какого-нибудь способа прекратить экзекуцию. Обнаружив, что никакое поведение не обеспечивает безопасности, животное становилось пассивным и безынициативным, забивалось в угол клетки, однако вегетативные показатели свидетельствовали о выраженной эмоциональной напряженности (повышалось давление крови, учащались и становились неравномерными пульс и дыхание, учащалось мочеиспускание и выделение кала, шерсть становилась дыбом).

После этого условия опыта изменялись и животные оказывались в ситуации, когда они в принципе могли найти способ избегать наказания током (либо выскочив из клетки, либо разомкнув ток нажатием на рычаг).

Но большинство их обнаружило полную неспособность к такому поиску. Селигман констатирует, что животные, длительное время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается, обученная беспомощность. Исследования, проведенные на людях, в значительной степени подтвердили результаты, полученные на животных. Студенты, которым предъявлялись принципиально не решаемые задачи, оказывались неспособными в дальнейшем справиться с задачами, имевшими решение, хотя без такой предварительной «тренировки» они легко решали эти задачи.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...

... сфер жизнедеятельности человека в 90-х годах ХХ века делает актуальной проблему развития творческого воображения личности, которое, как нами указывалось ранее, возможно только в процессе активной деятельности (С.Л. ... дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918 г. ...

Феномен обученной беспомощности (если он распространен во многих сферах жизни) приводит к формированию низкой самооценки, к неспособности преодолевать жизненные трудности, к утрате мотивации достижения.

Тяжелое переживание беспомощности возникает чаще всего как педагогически и психологически безграмотное поведение родителей, учителей, преподавателей.

Чрезвычайно важно, считает ли человек причиной своих неудач себя самого или внешние обстоятельства. В последнем случае тоже развивается чувство беспомощности. Человек готов к поражению еще до того, как приступает к делу. Складывается

впечатление, что человек оказывается при этом жертвой нелепых случайностей, тогда как в действительности он закономерно сам их вызывает на свою голову.

Для ребенка или подростка, столь зависимого в своей самооценке от мнений окружающих, особенно тех, кого он уважает, может быть достаточно простой реплики «Ты все равно ничего не добьешься» для окончательной утраты веры в себя. Обученная беспомощность, отказ от достижения — это болезнь личности и регресс в ее развитии. Эта болезнь угрожает также и здоровью тела. И все средства хороши для преодоления этого состояния. В одиночку практически невозможно с ним справиться.

В процессе своего развития человек создает собственную реальность и уверен в ее истинности. Воспитание — это своеобразное программирование. К сожалению, очень часто главная идея этого программирования звучит так: «Ты — неудачник» человек верит. Он говорит сам себе: «Не могу сделать это» и сказанное превращается в реальность. Воображаемые ограничения стали столь же реальными, как физические, и столь же труднопреодолимыми. Чтобы отвергнуть негативное программирование, для начала нужно просто предположить, что реальность — иная, что мир полон возможностей и они доступны, нужно действовать.

4 Карьера человека как условие и уровень его самореализации

Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, вызванных стремлением к личному благополучию и проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности. В русском языке это качество запечатлено как «карьеризм».

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... категории в социально значимые виды досуговой деятельности; – стремлением пожилых людей к практическому участию и самореализации в социально-значимой досуговой деятельности и отсутствием методологического и технологического обоснования ... Э.В. Соколов, А.В. Толстых, А.К. Уледов, В.С. Цукерман и др. Проблематика развития социальной активности в современных условиях нашла отражение в работах Е.А. ...

Мы рассматриваем карьеру как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.

Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым.

Естественно и нравственно стремление каждого человека к своему духовному бессмертию, к увековечиванию своего личного вклада в культуру общества.

Среди условий полноценной жизненной самореализации личности в профессиональ­ной сфере можно назвать:

— признание своей профессиональной деятельности как наилучшей для самореализации собственной личности;

— осознание своих способностей, интересов, жизненных приоритетов и мотивов поведения, способность к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

— наличие знаний, умений и навыков, позволяющих наиболее полно реализовать способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

— способность к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации стремления быть компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.

В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

В карьере человека фиксируется динамика его социально-экономического положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности. Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом динамичности ценностных ориентации, темпов и направленности социокультурного развития общества. Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (про­фессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.

По динамичным продвижениям личности в сфере профессиональной деятельности выделяют следующие виды карьеры:

Линейная  сознательный продуманный выбор сферы профессиональной деятельности и продвижение по служебной лестнице.

Стабильная  выбор сферы профессиональной деятельности и совершенствование мастерства в избранном направлении.

Спиральная  беспокойные личности, хорошо выполняющие работу, достигающие высоких результатов, но переходящие на другую работу, где асё повторяется заново.

Кратковременная  недисциплинированные неквалифицированные работники, часто переходящие с одной работы на другую.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей ... на вопросы детей. 3. По результатам своей практики проанализируйте уровень развития культурно-гигиенических навыков детей той группы, в которой Вы ...

Платообразная  после достижения определённого уровня обнаруживается предел возможностей, компетентности.

Снижающаяся  после определённых успехов наблюдается снижение работоспособности, несоответствие требованиям и характеру выполняемой работы.

Глоссарий

Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития

Карьера — как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

5