Методические рекомендации 19

  1. Учебная практика

Направление подготовки

44.03.03 (050700.65) «Специальное (дефектологическое) образование»

Направленность (профиль)

Сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Присваиваемая квалификация (степень)

Форма обучения

очная

Челябинск 2014 г.

1. Вид практики, способы и формы её проведения

Учебную практику студенты проходят в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, центрах диагностики и консультирования, реабилитационных центрах, либо в других организациях, осуществляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющих соответствующих специалистов. При этом в ходе практики студент в качестве помощника специального психолога, дефектолога (ассистента) может принимать участие в проведении полевого (естественного) и/или лабораторного экспериментального исследования.

2. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Практики, НИР» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Учебная практика базируется на знаниях, приобретенных в процессе изучения курсов базовой части профессионального цикла ФГОС ВО («Специальная психология», «Специальная педагогика», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Профессиональная этика»), дисциплин по выбору («Психическое развитие младенца», «Дифференциальная психология», «Психология общения»).

Согласно знаниям, полученным в процессе усвоения курсов «Профессиональная этика», «Специальная педагогика», студент знакомится с задачами, решаемыми в различных видах практической деятельности в различных сферах профессиональной деятельности, получает общее представление о педагогической, организационно-управленческой, проектно-инновационной деятельности специалиста, приобретает способность и готовность воспринимать и адекватно оценивать задачи, решаемые в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и др.

11 стр., 5091 слов

Предмет, отрасли специальной психологии.

... взаимосвязи. Роль и значение Л.С.Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Современное состояние специальной психологии. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии. Специальная психология представляет собой Не коллекцию поломок человеческой психики, а ...

В процессе усвоения курса «Специальная психология» студент должен приобрести знания закономерностей функционирования и развития психики психических процессов и состояний, психических свойств лиц с ОВЗ. Полученные знания составляют основу готовности студента к ознакомлению в ходе практики с профессиональной деятельностью специального психолога, дефектолога, учету его индивидуально-психологических особенностей (профессиональных способностей, мотивов, целей, интересов профессиональной деятельности), а также индивидуально-психологических особенностей других субъектов совместной деятельности в решении практических профессиональных задач.

Успешное прохождение учебной практики является одним из важных условий в усвоении в дальнейшем таких дисциплин профессионального цикла как «Коррекционная психолого-медико-педагогическая поддержка детей младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии», «Ранний детский аутизм», «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», «Психиатрия детского возраста» и др., а также в решении задач производственной практики.

3. Объём практики

Учебная практика проводится на втором курсе в четвертом семестре. Общая трудоемкость практики составляет 108 часов, 3 зачетные единицы, две недели.

4. Содержание практики

Учебная практика состоит из трех этапов, для каждого из которых предусмотрены определенные виды работ.

I этап. Подготовительный:

1) проведение установочной конференции, инструктаж по техники безопасности;

2)знакомство с местом прохождения практики;

3)беседа с воспитателями, психологами, дефектологами, логопедами;

4)изучение входящей информации на детей (сбор медицинского и психологического анамнеза, ознакомление с картами развития и характеристиками, анализ продуктов деятельности);

5)формирование диагностической гипотезы. Составление плана-протокола обследования в соответствии с диагностической гипотезой.

II этап. Основной:

1)знакомство с детьми путем наблюдения за игровой деятельностью и посещения занятий психолога, дефектолога учреждения;

2)исследование психолого-педагогических особенностей детей в соответствии с планом диагностического обследования;

3)составление психолого-педагогической характеристики на лиц с ОВЗ.

III этап. Заключительный:

1) обработка и анализ материалов практики для отчета: мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала;

2) получение письменной характеристики от руководителя практики в учреждении, организации;

3) составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки на кафедру специальной и клинической психологии;

4)подготовка к выступлению с отчетом на итоговой учебно-практической конференции.

5. Формы отчётности по практике

По итогам учебной практики студент составляет письменный отчет и представляет его на кафедру специальной и клинической психологии не позднее трех дней после завершения практики. Отчет регистрируется лаборантом и передается на проверку руководителю практики от кафедры.

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... квалифицировать по разным критериям. 1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; медицинская ...

Отчет представляет собой итоговый документ, на основании которого делается заключение об успешности прохождения практики, достижения цели и решения поставленных задач.

Отчет по практике включает: титульный лист; содержание; введение; индивидуальный план прохождения практики с отметками руководителя о выполнении запланированных работ; дневник практики; описание проведенных мероприятий; проблемы, возникшие в ходе практики, их значимость, анализ и ход решения; заключение; приложение (при необходимости); характеристика с места прохождения практики; список литературы.

Во введении указываются цель и задачи практики, база проведения практики. Дневник прохождения практики является документом, по которому студент отчитывается о выполнении индивидуального плана практики. При описании и анализе проведенных мероприятий отмечается также, насколько удалось самостоятельно решить поставленные задачи; оценка собственных профессиональных компетенций. Заключение включает общие выводы о практике, отражает мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней, суждения о наличии или отсутствии интереса к научно-исследовательской работе.

Объем отчета составляет 20-25 страниц печатного текста без учета списка литературы, приложений и отзыва-характеристики. Шрифт: Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал полуторный, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – 2 см. Нумерация листов (внизу по центру) сквозная, титульный лист учитывается, но не нумеруется. Листы отчета скрепляются в тонком пластиковом скоросшивателе с прозрачной обложкой.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся на практике

Аттестация практики осуществляется на итоговой конференции на очередной экзаменационной сессии. С этой целью решением заведующего кафедрой специально и клинической психологии создается комиссия из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.

На итоговой конференции осуществляется публичная защита в виде доклада, в котором студент отражает основные положения отчета и результаты самоанализа собственной исследовательской работы. На доклад отводится не более семи минут. Доклад может сопровождаться презентацией отчетного материала.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который выполнил в установленный срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, проявил самостоятельность, творческий подход, высокий уровень профессиональной культуры и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент полностью и установленный срок выполнил весь объем работы, однако не проявлял должной инициативы, творчества, допустил незначительные недочеты в проведении практической работы и анализе ее результатов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который выполнил программу практики, но допустил ошибки при решении практических задач, показал слабый уровень самостоятельности, умений, навыков, профессиональных компетенций,

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если студент не выполнил программу практики, формально составил отчет (или вовсе не представил его в установленный срок), не владеет или слабо владеет навыками практической работы, оказался не готовым и неспособным самостоятельно решать практические задачи на уровне студента 1-го курса.

3 стр., 1086 слов

План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...

... практике. Подготовка к итоговой конференции по практике. Выполнено План работы педагога-психолога Направление деятельности Работа с учащимися Работа с педагогами Работа ... воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС; 3.11. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ... Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 2. Функции. Основными направлениями деятельности ...

Оценка снижается за несоблюдение сроков сдачи отчета, за нарушения в его оформлении.

7. Перечень литературы

Основная литература

1. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. Для вузов/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М: Академия, 2011.

2. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2003.

3. Семаго М. М., Семаго Н.Я. «Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М.: Аркти, 1999.

4. Стребелева Е. А.. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение. 2008.
  2. Осипова А.А., Л.И. Малашинская. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: Сфера, 2002.
  3. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.
  5. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития/Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.-М., 2006.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. Для вузов/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М: Академия, 2011.
  7. Психолого-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: Аркти, 1999.
  8. Психолого-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: Аркти, 1999.
  9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 2008.
  11. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. -М., 2008.
  12. Специальная психология./Под ред. В.И. Лубовского.-М., 2008.

8. Перечень информационных технологий

Компьютерная техника, современные средства коммуникации, позволяющие решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов в ходе решения задач учебно-практической деятельности студента. В том числе:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей ...

  • компьютерная психодигностика;
  • компьютерная обработка данных с помощью «Статистического пакета» SPSS;
  • применение готовых программных продуктов, содержащих большой объем фото, видео, аудио информации, необходимой для решения конкретных задач в деятельности практического психолога;
  • поиск, чтение и изучение необходимых литературных источников, документов, в частности:
  • Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной // http://www.msibg.com/WebSite.Downloads/Biblioteka/Psihologia
  • Этический кодекс психолога // рпо.рф./rpo/documentation/ethics.php
  • Этический кодекс педагога-психолога // .
  • Интернет-ресурсы:

www.ikprao.ru;

www.mon.gov.ru;

www.edu.ru;

www.gnpbu.ru;

www.gramota.ru;

http://gcon.pstu.ac.ru;

http://www.edu.ru

9. Описание материально-технической базы

Материально-техническое обеспечение учебной практики создается фондами вуза и условиями организации, учреждения, являющимися базой прохождения практики. Таковыми являются:

  • специализированные лекционные аудитории,
  • учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами;
  • компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;
  • кабинет, рабочее место специального психолога, дефектолога, либо другого специалиста принимающей организации;
  • специальные помещения для проведения психолого-педагогического обследования, коррекционных занятий;
  • помещение, предназначенное для индивидуального и/или группового психологического консультирования;
  • психодиагностический инструментарий.

10. Иные материалы

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность специального психолога, дефектолога в данной организации, а так же соответствующей учебной методической литературы, инструктивных и методических материалов.

2. Структура деятельности и основных направлений работы специального психолога, дефектолога в данном образовательном учреждении.

3. Анализ архивных данных на детей, прошедших обследование в данной организации.

4. Анализ планов-протоколов обследования и психологических заключений.

5. Изучение психического развития ребенка раннего возраста.

6. Обследование познавательного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Обследование речевого развития ребенка дошкольного возраста.

8. Программа психолого-педагогического обследования ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

10 стр., 4894 слов

Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе ...

... усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье. Поэтому перед психологом встает важная задача: специально организовывать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри ...

9. Структура коллегиального заключения по результатам психолого-педагогического обследования.

10. Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями в развитии.