МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО. для студентов всех форм обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение

(по отраслям)

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 57 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: доктор филос. наук, профессор С.З. Гончаров,

кандидат филос. наук, доцент Е.Э. Рахова

Рецензент: доктор философских наук, профессор А.Г. Кислов

Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 3 от 16 ноября 2015 г.

Заведующий кафедрой философии, культурологии и искусствоведения С.З. Гончаров

Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 3 от 30 ноября 2015 г.

Председатель научно-методической комиссии Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев Зам. директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева В.П. Фалько
Директор Института психолого- педагогического образования И.И. Хасанова А.Б. Костерина
© (c) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 Гончаров С.З., Рахова Е.Э., 2016

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Философия»:

усвоение студентами основного понятийного состава философии, развитие теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, ценностного самосознания.

Задачи дисциплины — усвоение студентами:

• предмета, основных разделов, значения философии в культуре, в духовном развитии личности, в становлении специалиста;

• особенностей основных периодов и направлений философии;

• различных философских концепций сущности человека, социальной природы сознания, закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком;

• специфики социальной реальности, целевого назначение сфер общества и социальных институтов, взаимоотношения государства и гражданского общества, закономерности развития техники, своеобразия культуры и цивилизации, особенностей ментальности и культуры России, многовекторности в историческом развитии общества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть дисциплин гуманитарного, социального и экономического модуля.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

из курса «История»:

Знания: отличие природной реальности от социальной реальности, особенности различных исторических эпох и периодов в развитии России.

Умения: различать значение крупных событий в истории по тем или иным основаниям.

Владения: понятийное выражение содержания сознания.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Психология,

· Правоведение,

· Социология,

· Педагогика.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса «Философия» студент должен:

знать:

— методологические основы научного познания;

— законы исторического и общественного развития;

уметь:

— последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

владеть:

— историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.

Дисциплина «Философия» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям):

а) общекультурные (ОК):

-способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы. Образовательные программы профилей: «Металлургия», «Машиностроение и металлообработка», «Транспорт»:

Образовательные программы профилей: «Металлургия», «Машиностроение и металлообработка», «Транспорт»:

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2
2.2. Семестр 2−3
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)

Образовательные программы профилей: «Энергетика», «Экономика и управление»:

Таблица 2

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2 1−2
2.2. Семестр 2−3 2−3
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)

Образовательные программы профиля: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»:

Таблица 3

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2
2.2. Семестр 2−3 1−2
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)

Образовательные программы профиля: «Сервис»:

Таблица 4

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2
2.2. Семестр 2−3
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 2 з.е. (72 ч.)

Образовательные программы профиля: «Правоведение и правоохранительная деятельность»:

Таблица 5

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2
2.2. Семестр 2−3 1−2
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)

Образовательные программы профиля: «Информатика и вычислительная техника»:

Таблица 6

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108*
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы (реферат)
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к экзамену
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 1−2
2.2. Семестр 3−4 2−3
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (реферат) (семестр)
* переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Образовательные программы профилей: «Энергетика», «Сервис», «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Информатика и вычислительная техника»:

Таблица 7

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет, особенности и значение философии. Еженед. Собесед. — 1; участие в практ. занятии — 1.
2. Философские системы и закономерности в развитии философии 1,2 Еженед. Терминологический диктант — 2; Собесед. — 1; участие в практ. занятии — 2.
3. Античная философия Еженед. Собесед. — 3; участие в практ. занятии — 3.
4. Философия средневековья 3,4 Еженед. Собесед. — 3; участие в практ. занятии — 4.
5. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII вв.) Еженед. Собесед. — 5; участие в практ. занятии — 5.
6. Классическая немецкая философия 5,6 Еженед. Собесед. — 5; участие в практ. занятии — 6.
7. Марксистская философия Еженед. Собесед. — 7; участие в практ. занятии — 7.
8. Постклассическая западно-европейская философия 7,8 Еженед. Собесед. — 7; участие в практ. занятии — 8.
9. Русская философия XIX—XX вв.еков Еженед. Собесед. — 9; участие в практ. занятии — 9; тест по истории философии — 9.

Продолжение таблицы 2

10. Мир как единство многообразного, абсолютного и относительного 9,10 Еженед. Собесед. — 9; участие в практ. занятии — 10.
11. Универсальная сущность человека как культурно-исторического существа Еженед. Собесед. — 11; участие в практ. занятии — 11.
12. Идеальное и материальное. Сущность сознания 11,12 Еженед. Собесед. — 11; участие в практ. занятии — 12.
13. Целостность субъективности человека. Человек как субъект жизнедеятельности Еженед. Собесед. — 13; участие в практ. занятии — 13.
14. Научно-теоретическое освоение действительности 13,14 Еженед. Собесед. — 13; участие в практ. занятии — 14.
15. Ценностное и практическое освоение действительности Еженед. Собесед. — 15; Участие в практ. занятии — 15.
16. Общество, его целостность и методология понимания. Развитие человека и общества в истории 15,16, Еженед. Собесед. — 15,16; участие в практ. занятии — 17.
17. Подготовка к экзамену
Итого за 1 семестр Экзамен

Образовательные программы профилей: «Металлургия», «Машиностроение и металлообработка», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»:

Таблица 8

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет, особенности и значение философии. Еженед. Собесед. — 1; участие в практ. занятии — 1.
2. Философские системы и закономерности в развитии философии 1,2 Еженед. Терминологический диктант — 2; Собесед. — 1; участие в практ. занятии — 2.
3. Античная философия Еженед. Собесед. — 3; участие в практ. занятии — 3.
4. Философия средневековья 3,4 Еженед. Собесед. — 3; участие в практ. занятии — 4.
5. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII вв.) Еженед. Собесед. — 5; участие в практ. занятии — 5.
6. Классическая немецкая философия 5,6 Еженед. Собесед. — 5; участие в практ. занятии — 6.
7. Марксистская философия Еженед. Собесед. — 7; участие в практ. занятии — 7.
8. Постклассическая западно-европейская философия 7,8 Еженед. Собесед. — 7; участие в практ. занятии — 8.
9. Русская философия XIX—XX вв.еков Еженед. Собесед. — 9; участие в практ. занятии — 9; тест по истории философии — 9.

Продолжение таблицы 2

10. Мир как единство многообразного, абсолютного и относительного 9,10 Еженед. Собесед. — 9; участие в практ. занятии — 10.
11. Универсальная сущность человека как культурно-исторического существа Еженед. Собесед. — 11; участие в практ. занятии — 11.
12. Идеальное и материальное. Сущность сознания 11,12 Еженед. Собесед. — 11; участие в практ. занятии — 12.
13. Целостность субъективности человека. Человек как субъект жизнедеятельности Еженед. Собесед. — 13; участие в практ. занятии — 13.
14. Научно-теоретическое освоение действительности 13,14 Еженед. Собесед. — 13; участие в практ. занятии — 14.
15. Ценностное и практическое освоение действительности Еженед. Собесед. — 15; Участие в практ. занятии — 15.
16. Общество, его целостность и методология понимания. Развитие человека и общества в истории 15,16, Еженед. Собесед. — 15,16; участие в практ. занятии — 17.
Подготовка к экзамену
Итого за 2 семестр Экзамен

4.3. Содержание дисциплины

Тема 4. Средневековая философия. 1. В чем состоит отличие средневековой философии от античной?

1. В чем состоит отличие средневековой философии от античной? Каковы особенности трех периодов средневековой философии?

2. Раскройте связь идей: Бог - творение - Боговоплощение -Откровение - спасение - воскресение. Какой идеал человека, нравственности содержит Откровение Христа?

3. Раскройте содержание идей Августина о Боге и человеке, вере и разуме, добре и зле, граде земном и граде небесном, о любви, времени и истории.

4. Каковы главные идеи в системе философии Фомы Аквинского?

5. Особенности мистики.

6. О чем спорили реалисты и номиналисты?

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени

(XVII-XVIII вв.)

1.В чем состояла новая ориентация философии Возрождения, в каких формах она выражалась и как повлияла на философию Нового времени?

2. Социальные предпосылки и главные идеи философии Нового времени. Сравните учения Ф. Бэкона и Р. Декарта о научном методе, философию Спинозы и философию Г. В. Лейбница, толкования Г. В. Лейбницем и Д. Локком роли чувств и разума в познании.

3. Раскройте социально-политические взгляды Д. Локка и Т. Гоббса.

4. Какие идеи французского Просвещения способствовали революции во Франции 1789 г.

5. Оцените идеологию эпохи Просвещения с позиций опыта ХХI в.

Темы сообщений:

1. Учение Р. Декарта о методе.

2. Идеи Спинозы о мышлении.

3. Понимание человека в работах французских материалистов.

4. Ж.- Ж. Руссо о причинах неравенства и об общественном договоре.

Тема 6. Немецкая классическая философия

1. В чем состоял «коперниканский» переворот И. Канта в философии? Значение чувственности, воображения, рассудка и разума в теории познания Канта. Основные принципы этики и эстетики.

2. Г.-В.-Ф. Гегель: диалектика как логика развития Абсолютной Идеи и человеческого сознания. Учение о мышлении, человеке, воле, нравственности, праве и государстве.

3. Л. Фейербах: критика религии и идеализма; антропологический материализм.

Темы сообщений:

1. В.С. Соловьев о И. Канте и Г. В. Ф. Гегеле.

2. Критика религии Л. Фейербахом в работе «Сущность христианства».

3. С.Н. Булгаков о религии человекобожия Л. Фейербаха.

4. Теория мышления И. Канта и Г.-В.-Ф. Гегеля.

Тема 7. Марксистская философия

1. К. Маркс, Ф. Энгельс: критика идеализма, религии, предшествующего материализма; отличие марксистской диалектики от гегелевской.

2. Диалектика как учение о развитии, и ее применение в понимании природы и общества.

3. Материалистическое понимание истории, общественной формации, социальной сущности человека.

4. Периодизация истории. Обоснование коммунизма.

5. Оцените марксистскую философию.

Темы сообщений:

1. К. Маркс о человеке и его отчуждении в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»

2. Критика философии Г.-В.-Ф. Гегеля и Л. Фейербаха в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

3. Ф. Энгельс о диалектике в работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг».

4. Соотношение общественного бытия и сознания в письмах Ф. Энгельса об историческом материализме.

5. Нужен ли марксизм современной России?

Тема 8. Постклассическая западноевропейская философия

1. Каковы особенности и главные направления неклассической западной философии?

2. Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше. О. Шпенглер о культуре в работе «Закат Европы». Х. Ортега-и-Гассет о кризисе европейской культуры в работе «Восстание масс».

3. Структура психики, движущая сила развития культуры, толкование творчества в психоаналитической философии; образ человека в философии Э. Фромма.

4. Сравните главные положения философии науки (позитивизм) и экзистенциализма; свобода, проблема выбора и отчуждение Ж.-П. Сартра. К. Ясперс о человеке, об «осевом времени» и цели жизни.

Темы сообщений:

1. Х. Ортега-и-Гассет о кризисе европейской культуры.

2. Принципы философии Ж.-П. Сартра.

3. Ф. Ницше о ценностях.

Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения

Текст реферата (контрольной работы) является условием допуска к экзамену. Текст реферата (контрольной работы), взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.

Работа над рефератом (контрольной работой) включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата (контрольной работы), его оформление, сообщение по теме реферата.

Примерные темы реферата (контрольной работы) можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав такие темы с преподавателем.

После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2−4 главы), заключение, литературу.

Во введении отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы (1−2 страницы.); в основной части (10 -15 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью. В заключении делаются выводы из изложенного (1−2 страницы).

Общий объем реферата (контрольной работы) должен составлять около 15−20 страниц печатного текста форматом А4.

Требования к реферату (контрольной работе):

1.Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной

части и заключения.

2.Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.

3. Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в заключении.

4.Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

5. Указание цитируемой литературы, например: Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991, № 4, С. 54; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, С. 84; цитаты обозначаются цифрами, сноски на литературу делаются в конце реферата (контрольной работы).

6.Приведение списка литературы в конце реферата (контрольной работы).

7. Аккуратность во внешнем оформлении.

Студенты выступают с сообщением по теме реферата (контрольной работы) в учебной группе в течение 7−10 мин. Устное выступление — это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Студенты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.

6.4. Темы рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения:

И.А. Ильин о философии

Литература

Ильин И. А. Религиозный смысл философии // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994.

Учение Платона об идеях

Литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.

Новые идеи Аристотеля в области философии

Литература

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

Трубецкой С. Н. Курс древней философии. М., 1997.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1976.

4. «Исповедь» Августина — первая биография души

Литература

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Соколов В. А. Средневековая философия. М., 1979.

Образ человека в философии Возрождения

Литература

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Соколов В. А. Европейская философия XV — XVII веков. М., 1984.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век).

М., 1985.

Человек: Антология. М., 1991. с. 217- 277.

Образ человека в экзистенциализме

Литература

Камю А. Бунтующий человек // Философские науки. 1989. № 7.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3−4.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной

философии. М., 1988.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Филос. науки. 1988. № 11- 12.

Образ человека в западной философии

Литература

Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Человек: Антология. М., 1995. С. 272−359.

Это — человек: Антология. М., 1995.

Особенности русской философии

Литература

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2.

Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские

науки. 1990. № 5.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 17- 32.

Яковенко Б. В. Тридцать лет русской философии (1900−1929) // Философские науки. 1991. № 10.

Философское содержание творчества А.С. Пушкина

Литература

Достоевский Ф. М. Он унес с собой великую тайну // Слово. 1993. № 7.

Ильин И. А. Пушкин // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993.

Зеньковский В. Памяти А.С. Пушкина // Москва. 1991. № 2.

Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Федотов Г. П. Судьба России // Соч.: В 2 т. Т. 2. СПб., 1992.

Заветы Пушкина / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург, 1999.

Франк С. Л. Пушкин об отношении между Россией и Европой // Вопросы философии. 1988. № 10.

Духовно-нравственные искания Ф.М. Достоевского

Литература

Антоний (митрополит).

Не должно отчаиваться // Москва. 1991. № 1.

Достоевский Ф. М. Бесы. М., 1991.

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 1989.

Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевском и XX век

Литература

Гулыга А. Великий инквизитор вчера и сегодня // Наука и религия. 1990.

№ 12.

О Великом инквизиторе. Антология. М., 1991.

Россия и Европа в работах славянофилов и западников

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.

Зеньковский В. В. Русское мыслители и Европа. М., 1997.

Киреевский И. З. Критика и эстетика. М., 1979.

Леонтьев К. Н. Цветущая сложность. М., 1992.

Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Соч. М., 1989.

Философия С.Л. Франка

Литература

Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Франк С. Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.

Франк С. Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. М., 1991.

14. С. Н Булгаков: православие, человекобожие и социализм

Литература

Булгаков С. Н. Православие. М., 1991.

Булгаков С. Н. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 46−130, 162−272, 302−342,

368−626.

Булгаков С. Н. Православие и социализм // Социологические исследования. 1990. № 3.

Булгаков С. Н. Маркс как религиозный тип // Наш современник. 1990. № 11.

15. Н.А. Бердяев: русская идея и русский коммунизм

Литература

Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1,2.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

16. Н.А. Бердяев: свобода и рабство человека

Литература

Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 4−163.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

17. П.И. Новгородцев: общественный идеал

Литература

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

Философия духовного опыта И.А. Ильина

Литература

Баргилевич О.А. Философия духовного опыта Ивана Ильина. Екатеринбург, 2011.

Гончаров С. З. Философия совершенства Ивана Ильина. Екатеринбург. 2007.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Ильин И. А. Поющее сердце // Наш современник. 1991. № 6−7.

19. Ильин И.А.: вера, кризис безбожия и христианская культура

Литература

Ильин И. А. Кризис безбожия. Основы христианской культуры // Соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1.

Ильин И. А. Кризис безбожия // Москва. 1991. № 3.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Специфика религиозного опыта

Литература

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Образ России в работах И.А. Ильина

Литература

Ильин И. А. Мысли о России // Молодая гвардия. 1991. № 1−2.

Ильин И. А. Белая идея // Молодая гвардия. 1992. № 1−2.

Ильин И. А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 4−8.

Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996.

№ 1−8.

Особенности эстетического освоения мира человеком

Литература

Гончаров С.З. Основы художественного воспитания (по работам И. А. Ильина) // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2005. № 2 (38).

Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 213−276.

Ильин И. А. Одинокий художник. М., 1993. С. 229−290.

Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1966.

Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

Особенности нравственного освоения мира человеком

Литература

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

Гончаров С.З., Захаров В.М., Литвинов А.В., Холзаков А.В. Нравственность — первооснова человеческой общности и исток креативных практик // Русская философия как духовно-ценностная основа воспитания личности. М., 2010.

Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 185−206.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1990. С. 47−548.

Особенности религиозного освоения мира человеком

Литература

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 134−153, 397−401.

Ильин И. А. Соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 333−358.

Культура и техническая цивилизация

Литература

Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994, С. 364−460.

Бердяев Н. А. Человек и техника // Вопросы философии. 1989. № 2.

Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 271−274, 43−153.

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 320- 326.

Гончаров С. З. Техногенная цивилизация и культура в циклах истории: опыт прогнозирования // Теоретические основы воспитания и развития личности в высшем профессиональном образовании. Екатеринбург, 2006.

Ильин И. А. Соч.: В 10 т. Т 1. М., 1993.

Освобождение духа. М., 1991. С. 255−272.

35. Отношение к злу: сопротивление силой или непротивление?

Литература

Гончаров С. З. Духовный Кремль и огненная молитва (И.А. Ильин. «О сопротивлении злу силою») // Русская национальная идея: Духовное наследие и современность. Сб. ст. / отв. ред. В.И. Копалов. Екатеринбург, 1997.

Гаврюшин Н. К. Антитезисы «православного меча» // Вопросы философии.

1992. № 4.

Ганди М. К. Моя вера и ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.

Гусейнов А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1993. № 3.

Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996.

Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1991.

Человек, техника, общество

Литература

Бердяев Н.А. Человек и техника // Вопросы философии. 1989. № 2.

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Философия техники: классическая, постклассическая, постнеклассическая: словарь. / Под ред. Б.И. Кудрина. М.: Технетика, 2008.

Шитиков М. М. Философия техники. Екатеринбург, 2004.

Свобода воли

Литература

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 177−202.

Ильенков Э. В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. № 2.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 484−697.

Любви связующая нить

Литература

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Льюис К. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8.

Вера

Литература

Ильин И. А. Соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 119−133.

Соловьев В. С. Вера, разум и опыт // Вопр. философии. 1994. № 1.

Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Восточная литература, 2008.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 420−508.

Россия в циклах истории

Литература

Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999.

Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006.

Панарин А.С. Реванш истории. М., 2005.

Панарин А.С. Искушение глобализмом. 2003.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, особенности, основные разделы и функции философии.

2. Философская система. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры.

3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. Приведите примеры.

4. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.

5. Философское учение Аристотеля.

6. Особенности философии Средневековья. Учения Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

7. Особенности философии Возрождения; протестантская этика и капитализм.

8. Ф. Бэкон и Р. Декарт о научном методе.

9. Идеология французских просветителей XVIII века.

10. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании.

11. Этика Канта.

12. Строение философской системы Гегеля, его учение о диалектике, развитии сознания.

13. Философия Фейербаха: критика идеализма и религии, антропологический материализм.

14. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике.

15. К. Маркс и Ф. Энгельс об общественной формации, об источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма.

16. Особенности постклассической западной философии. Характеристика одного из направлений (по выбору).

17. Русская философия XIX века: особенности отечественных и западных ориентаций; проблема «Россия-Европа» в работах П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, А.С. Пушкина, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина.

18. Ф.М. Достоевский о человеке, России, либеральной интеллигенции; анализ его легенды о Великом инквизиторе.

19. Н.Я. Данилевский о культурно-исторических типах, о России и Европе. К.Н. Леонтьев о развитии культуры, о России и Европе.

20. В.С.Соловьев о кризисе западной философии и о цельном знании.

21. Русская философия XX века: критика марксизма, материализма, атеизма, интернационализма, утопизма, ценностей технической цивилизации.

22. Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева.

23. С.Л. Франк о нигилизме, крушении кумиров.

24. Философия духовного опыта И.А. Ильина.

25. Н.О. Лосский об интуитивизме, субстанциальных деятелях, свободе воли, ценностях, характере русского народа.

26. Учения о смысле жизни в русской философии (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др. — по выбору).

27. Русская идея: история и современность (по работам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, современных авторов — по выбору).

28. Проблема единства мира в философии.

29. Универсальность человека как родового, культурно-исторического существа.

30. Понятие материи, материального; идеальное, его функции; идеальное и психика.

31. Идеальное и сознание.

32. Взаимосвязь сознания и подсознания, сознания и практики. Регулятивная функция сознания в функционировании социальных систем.

33. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания.

34. Особенности духовных сил человека — теоретического мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, воли, веры, любви, совести. Мир на экране целостной и частичной субъективности.

35. Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком.

36. Теоретическое мышление, его особенности. Логические категории, их функции в понимании и познании. Категории бытия ничто, становления; становления, качества, количества и меры.

37. Категории сущности, явления, действительности; содержания и формы; целого и части; элементов, структуры, системы.

38. Категории возможности и действительности; необходимости и случайности; причины, следствия, взаимодействия; причинности и целесообразности.

39. Категории всеобщего, особенного и единичного, детерминизм и свобода, самодетерминация человека, общества.

40. Диалектика как метод мышления и теория развития. Понятия развития, противоположностей, противоречия. Принципы диалектического мышления.

41. Объективное содержание и субъективная форма в познании. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины.

42. Наука, ее назначение, особенности научного понимания реальности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

43. Ценности, их виды, уровни и значение в жизни человека, народа; в деятельности государства.

44. Особенности нравственного, эстетического и религиозного освоения мира человеком.

45. Ценностные установки культуры и технические цивилизации. Культура и техника в жизни.

46. Человек как субъект и объект социальных процессов. Субъектные качества, их отчуждение; социальное манипулирование.

47. Соотнесите понятие: человек, личность, индивидуальность, индивид; субъектность и субъективность.

48. Общество, его структура. Особенности социальной реальности в отличие от природной. Основные сферы общества, их взаимное влияние друг на друга.

49. Техника, ее виды, причины ее развития; социальные последствия техники.

50. Проблема источников развития общества и периодизации истории: технологический, формационный, цивилизационный, теологический подходы.

51. Проблема направленности и смысла истории, различные модели истории.

52. Противоречия и глобальные проблемы современного мира. Проблема выбора Россией своего исторического пути.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г

Основная литература

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А.Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 828 с.

Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов: под ред. В.П. Кохановского. М.: КноРус, 2014. 366 с.

Дополнительная литература

Произведения мыслителей XIX— XX веков

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. 607 с.

Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Витгенштейн Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн. М.: Территория будущего, 2005. 437 с.

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. 368.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. М.: Современник, 1989. 557 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. 574 с.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. 284 с.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.

Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Логос: философско-литературный журнал. Ильенков. Спец. выпуск. 2009. № 1. С. 6 — 62.

Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Э.В. Ильенков // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 183 — 237.

Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М.: ФСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 366 с.

Ильин И. А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 222 с.

Ильин И.А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914 — 1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний/ И.А. Ильин. М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 285 с.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1 / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1993. 300 с.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3 / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1994. 592 с.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1 / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. 560 с.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. 669 с.

Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3 / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. 660 с.

Франк С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. М.: Правда. Вопросы философии, 1990. 607 с.

Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. 511 с.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.

Дополнительная научная литература

Бергсон А. Избранное: сознание и жизнь. М., 2010.

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю.М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. 150 с.

Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия. М., 2011.

Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. М.: АСТ, 2003. 444 с.

Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. 512 с.

Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 274 с.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Часть 2. Объективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З.Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 346 с.

Гончаров С.З. Философия совершенства Ивана Ильина / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. 551 с.

Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли / М.Н. Громов, В.В. Мильков. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2001. 959 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Небольсин Е.А. Русская философия. Анализ истории. Уфа, 2013.

Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 2014.

Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы. / Ред. Р.Г. Апресян. М.: Альфа-М, 2009.

Русская национальная идея: духовное наследие и современность: сб. ст. / Отв. ред. В.И. Копалов. Екатеринбург: Духовное наследие, 1997. 264 с.

Стариков Н. Кризис: Как это делается / Н. Стариков. СПб.: Лидер, 2009. 304 с.

Стариков Н. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится там? / Н. Стариков. СПб.: Лидер, 2009. 272 с.

Судьба России: Национальная идея и ее исторические модификации: сб. ст. / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2003. 286 с.

Творческий универсум русской культуры: монография / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 524 с.

Дополнительная учебная литература по истории и теории философии

Бучило Н.Ф. История и философия науки. М., 2011.

Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для высш. шк. / В.Т. Звиревич. М.: Академический Проект, 2004. 416 с.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 480 с.

История философии:Запад — Россия — Восток. Кн. 2: Философия XV—XIX вв.еков / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1996. 557 с.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 3. Философия XIX—XX вв.ека / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. 488 с.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 4. Философия XX века / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. 448 с.

История марксистской диалектики / Отв. ред. М.М. Розенталь. М.: Мысль, 1971. 639 с.

История русской философии: учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

Копалов В.И. Курс лекций по русской философии истории: учеб. Пособие / В.И. Копалов. Екатеринбург, 2005. 384 с.

Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. М., 2006.

Любутин К.Н. История западноевропейской философии. Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Макиавелли Н. Государь. М., 2006.

Мареев С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособ. / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. М.: Академический проект, 2004. 880 с.

Мораль: разнообразие понятий и смыслов. / Отв. ред. И сост. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014.

Реале Джованни. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время (От Леонардо до Канта) / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1996. 736 с.

Реале Джованни. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1997. 880 с.

Философия: учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М.: Юрайт-Издат, 2004. 520 с.

Философия. Ч. 1. История философии: учеб. пособие для вузов / ред. В.И. Кириллов и др. М.: Юристъ, 2001. 376 с.

Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Кириллова. М.: Юристъ, 2001. 304 с.

Хрестоматии

О великоминквизиторе. Достоевский и другие: антология. М.: Молодая гвардия, 1992. 270 с.

Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.

Русская философия: конец XIX — начало XX века: антология. Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербругский ун-т, 1993. 592 с.

Русский космизм: антология. М.: Педагогика — Пресс, 1996. 368 с.

Смысл жизни: антология. М.: Прогресс — Культура, 1994. 592 с.

Сумерки богов: антология. М.: Политиздат, 1989. 398 с.

Философия:хрестоматия / Сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устименко. Ростов-на-Дону, 2009.

Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.1: От Лао-Цзы до Фейербаха. М.: ВЛАДОС, 1997. 448 с.

Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.2: Западная философия. От Шопенгауэра до Дерриды. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч.3: Русская философия. От Нестора до Лосева: учеб. пособ. для вузов. М.: ВЛАДОС, 1997. 528 с.

Хюбнер А. Мыслители нашего времени: справочник по философии Запада XX века / А. Хюбнер. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 312 с.

Цицерон М.Т. О природе богов / М.Т. Цицерон; пер. С. Блажеевский. СПб.: Азбука-классика, 2002. 279 с.

Человек: Древний мир — эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. 463 с.

Человек: XIX век. М.: Республика, 1995. 527 с.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. / А. Шопенгауэр; пер. Ю.И. Айхенвальд. Минск: ООО «Попурри», 1998. 688 с.

Шопенгауэр А. Под завесой истины: сборник произведений / Артур Шопенгауэр. Симферополь: Реноме, 1998. 496 с.

Словари

Новейший философский словарь: словарь / под общ. ред. А.П. Ярещенко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 668 с.

Русская философия: малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624 с.

Современный словарь по общественным наукам. / Сост. О.Г. Данильян и др. М.: Эксмо, 2007.

Философский словарь Владимира Соловьева: словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 463 с.

Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.

Философы Франции: словарь / под общ. ред. И.И. Блауберг. М.: Гардарики, 2008. 320 с.

Электронные ресурсы

Электронная библиотека философа — книги, учебники, тексты.

Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov…/index_philos.php

Библиотека философской литературы

Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/…/nbr_teach_library.htm

Библиотека «Вехи». Русская религиозная философия.

Режим доступа: www.vehi.net/

Философская литература в Интернете. Книги о философии.

Режим доступа: medien.ru/filosofskaya-literatura

Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

Режим доступа: auditorium.ru

Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека).

Режим доступа: www.lib.ru

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector