Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР ………………….6
1.1. Рассмотрение письменной речи в рамках лингвистики, нейропсихологии, психологии, психолингвистики…………………………….6
1.2. Развитие письменной речи в онтогенезе и причины его нарушений………………………………………………………………………..10
1.3. Особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР …………………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР……………………………………..20
2.1.Анализ методических подходов по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР……………………………………..20
2.2. Рекомендации по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР ……………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26
Введение
В современном обществе, не смотря на положительные явления в развитии науки, существует большое количество детей, имеющих различные виды нарушений. Дети с нарушениями речи, занимают среди них особое место.
Многие авторы отмечают связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так, Л.C. Выготский указывал, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов[6].
В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Отмечаются недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм. Эти речевые проблемы, тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии.
С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи»[15].
В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...
... и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Общее недоразвитие речи может ...
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.
Объект исследования: особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение логопедической работы по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть программы и методические рекомендации по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
3. Подготовить выводы по теме исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— анализ научно-методической литературы;
— изучение медицинской, психолого-педагогической документации;
— анализ полученных результатов.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР
1.1. Рассмотрение письменной речи в рамках лингвистики, нейропсихологии, психологии, психолингвистики
Слово — самая важная единица языка, носитель значения. Слова и их комбинации обозначают конкретные объекты и абстрактные понятия, слова выражают эмоции. Любая речь состоит из слов или их комбинаций и устроена в последовательности и соответствии с планом, связана грамматически (с помощью предлогов, окончаний, союзов и других средств)…
Заключение
Таким образом, коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей.
Своевременная и точная диагностика структуры нарушений письма у младших школьников имеет очень большую значимость не только при определении путей и методов коррекционного обучения. Это залог дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшего построения жизненного пути ребенка.
Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ...
... Предмет исследования: организация лого-коррекционного воздействия по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада. Гипотеза: предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи будет ...
В ходе исследования была изучена и проанализирована логопедическая, психологическая, нейропсихологическая, методическая литература по заявленной теме. Были выявлены предпосылки и особенности развития письменной речи у детей при нормальном речевом онтогенезе и у детей с общим недоразвитием речи; рассмотрена классификация специфических ошибок письма и видов дисграфии. В работе описаны также приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи и проанализирован ряд программ и методических рекомендаций по проблеме выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР.
Список использованной литературы
1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. № 1. — 2007. – С.9.
2. Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г. В Бабина, Н. Ю. Сафонкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 4. – С. 12-18.
3. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. — 240 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов/Л.С. Волкова. — ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
6. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.
7. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
9. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
10. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 224 с.
12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный ...
... младшими школьниками. Задачи исследования: · Изучить литературу - логопедическую, методическую и психологическую; · Раскрыть сущность понятия "дисграфия" и е ... Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии ... младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого ...
13. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. / Р.И.Лалаева // «Логопедия сегодня». – 2007. — № 3. – С.8-9.
14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
15. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей/Левина Р.Е. — М.: Аркти. — 2005 — 222 с.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
17. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
18. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2/Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.